Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Скалолазание в Северном Уэльсе

Закладка вылетела. Между нами было семь метров, а предыдущая под ней ещё в пяти. О, если упаду, долечу до полки. Лиз на соседнем маршруте замерла и осталась в стороне. Ну выпала и выпала, пролез ещё пару метров до нормальной трещины и напихал в неё френдов. По мелким зацепкам вылез на полку. Resurrection E4 6a — не очень сложный маршрут, но если улететь в середине без нормальной точки страховки — убьёшься. И ничего, популярный маршрут, лазают. Островитяне, странный народ.

Ольга и я прилетели на скальный фестиваль, организованный BMC — британской федерацией альпинизма. Суть такая: местный скалолаз показывает гостю интересные маршруты, знакомит с традициями и проявляет дружелюбие. Через два дня его сменяет другой местный, а первый берёт под опеку следующего гостя. И так неделю.

В Великобритании свои категории трудности маршрутов. Выглядят, например, так: The Axe E4 6a. The Axe — название маршрута, E4 — уровень психологической нагрузки и опасности, 6a — техническая сложность. На E4 страховка нормальная — пролёты по 5 метров бывают, но на простом рельефе. На E5 пролёты по 5 метров встречаются на участках со сложностью до fr6с. Что там на E6 и дальше я проверять не стал, потому что на них есть шанс сломать себе всё. С привычными цифро-буквами, например, 6a, тоже непросто. В этот диапазон входят маршруты сложностью fr6a—7a+. И, естественно, разные авторы вкладывали в категории свои смыслы. А вот ещё: иногда скалы разрушенные. И, на сладкое, шлямбуров на маршрутах нет, а те что есть — отдельная история. О шлямбурах позже. Короче, с осторожностью нужно к местным маршрутам подходить.

Организаторы так подобрали двойки, чтобы уровень лазанья у хозяев и гостей был примерно одинаковым. Так местные ребята не роняют честь короны перед приезжими, а тем есть чему поучиться у хозяев. Меня вначале поручили Иэну Брайану, он умеет 7c онсайтом, чуть больше, чем я в хорошей форме.

Dinas Cromlech

В первый день пошли карабкаться на Dinas Cromlech — скальный выход не далеко от домика, в котором жили. Я читал о тамошних маршрутах — Cenotaph Corner, Cementry Gates — в книжке Ника Баллока. Интересно попробовать, чего он там лазал. Сначала пролезли Ivys Sepulture. О, Сепультура! Я их знаю, надо лезть. Показалось просто. Пляшем дальше. Пролезли ещё пару классических маршрутов, потом ещё пару. Движения становились сложнее, страховка пореже, закладки скукожились до мелких семечек. Закончили день на Resurrection. Иэн не лазал его до этого, ему интересно пролезть первым. Да пожалуйста!

Итого в первый день: Ivys Sepulture, Left Wall (Direct finish), Foil, Resurrection и Cenotaph Corner.

Gogarth. Иэн ищет спусковую станцию. На фоне — Ирландское море

Gogarth

На следующий день поехали на остров Англси, там лужайки обрываются в море 150-метровыми стенами. Спустились от парковки к краю уступа, под нами сектор Castle Helen. Иэн повесил перила из статической верёвки, спустились к морю. Оно облизывало скалу в метре под пятками. Первый участок пролез Иэн, второй — длинную и сильно петляющую, я. Две верёвки — обязательное условие, на многих маршрутах без них никак. Выбрались наверх, упаковались и пошли на Main Cliff, там длинные и сложные маршруты. Подход к началу по крутым заполированным скалам — сам по себе то ещё приключение.

Иэн предложил мне пролезть две сложных верёвки в середине, а простые — первую и последнюю, собрался лезть сам. В конце первой верёвки сделал вид, что увлёкся и разом пролез ещё и вторую верёвку. Хитрец! Ну да ничего, я получил свою дозу радости на следующей. От станции долез до небольшого выступа, накинул на него петлю и полез по косой щели. Она вроде не нависает, но через 10 метров я по-честному боролся, чтобы не улететь. Страховка не очень частая, но нормальная. Допыхтел до полки. Следующую верёвку снова полез я, чтобы добрать недобранное. Там большие гудящие блоки, мох на скалах. Всё как дома, мне понравилось. На сегодня хватит, вернулись в Лланберис.

Clogwyn Du’r Arddu. Я на The Axe E4 6a. Пэт Литтлджон (он в это время с кем-то другим лазал) пролез этот маршрут в 1979-м
Фото: Teodor Iliev

Clogwyn Du’r Arddu

Потом меня поручили Дэйву Лайану. Ему чуть за 60, седой, с животом. Хм. Пошли к массиву Cloggwyn Du’r Arddu, к западу от вершины Сноудона. По пути встретили барашков, паровоз и много туристов. Полезли Great Wall E4 6a.

Это такая плита с неглубоким внутренним углом. Мелкие закладки, пара трикамов, ещё какая-то мелочь, станция. Напряжённо, но терпимо. Что-то вроде «Проверки силы» Паши Грязова на Пионере. На второй верёвке с мокрой откидки нужно сделать длинное движение направо. По пути наверх мы встретили седого лохматого мужика, который пролез на Клогги всё. Он про это движение говорил, сказал, что несложно. Мы даже размах рук сравнили — почти одинаковый. Долго там не подумаешь, поэтому собрался и сделал. Волнительно. Через несколько дней смелый Теодор из ЮАР трижды улетел там на 15 метров. Дальше долаз. Дэйв спокойно лез за мной по этим неуютным катушкам и не ворчал. По полкам с травой дошли до верхушки скалы, там другая двойка лениво собиралась лезть The Axe — длинное вертикальное ребро, как бы висящее над каром. Валяйте перед нами, говорят, мы не торопимся. Спустились на верёвку, собрались, полез.

Перебрался через карниз. О, легко как получилось, осталось долезть. Ну-ну. В описании сказано: после карниза лезьте к гудящим нашлёпкам. Если бы не гайдбук, шиш бы я туда полез. Погудели, побоялись, лезем дальше. Сложный траверс на разгибающихся пальцах, петелька на выступ и снова на ребро. Страховка вроде есть, но часто под живыми отколами. До земли точно не долечу, но прыгнуть могу изрядно. Наверх вылез взволнованный, но довольный.

Clogwyn Du’r Arddu. Marko Buljan на Shrike E2 5c. Маршрут рядом с The Axe — очень атмосферный

На следующий день снова пошли на Dinas Cromlech. Я хотел отдохнуть, но пролезть Resurrection E4 6a и Right Wall E5 6a. Чтобы не тратить силы почём зря, сразу полез на Right Wall. Удивительно, но пролез гораздо спокойнее, чем The Axe накануне. Как-то так ровненько. Страховка нечастая, но надёжная. Есть место в начале, где лучше не падать, но я и не собирался. Крутизной и рельефом напоминает сложные мультипитчи на Городе на Тамгалы Тас: лежит и небольшие удобные зацепки.

На Resurrection из занимательного была выпавшая закладка. Она так хорошо встала в разработанную трещину, что я даже дёргать не стал. Зря. Ну да ладно. Залезли, съехали вниз и хватит на сегодня.

Vivian Quarry. Comes The Dervish E3 5c, я перебрался через ступеньку и стремлюсь к полке
Фото: Geoff Bennett

Slate Quarries

На пятый день ко мне прикомандировали Алекса Райли. Алекс был молодой и уже уставший от четырёх дней лазанья на фестивале и нескольких дней до него. Поехали в сланцевые копи — Slate Quarries. Там я для начала пролез классический Comes The Dervish E3 5b — пологую плиту с тонкой трещиной. Этого добра у нас дома много, такое я умею. Наверху один клеевой крюк и пара распорных, сблокированных цепью. О, такого тут ещё не было. Пришёл Мачек — парень из Польши. Его напарник сегодня приболел, он будет с нами.

Пошли на верхний этаж — Австралия. Там вообще что-то странное. Скользкая плита, на ней три шлямбура через четыре метра друг от друга. Другой страховки нет. Получается так: лезешь вдоль шлямбуров и вщёлкиваешь три — получается Goose Creature E3. Лезешь в стороне от них, потом вщёлкиваешь один на высоте 10 метров, получается E5. Пролезли Гуся, я хотел было попробовать E5, но одёрнул себя: дурацкая ситуация. Логичного рельефа для страховки нет, пробивка конская. Какая-то искусственно нагнетённая опасность. Ну её в лес.

Пролезли ещё один маршрут — Zzzooming The Tube E3 6a. Там сначала траверсом 8 метров по трубе, потом оттяжка на одном из ржавых костылей с цепью, финиш слева от рельса. Лазанье по индустриальным реликвиям: как в 60-х годах остановили работу в копях, так эти железки и остались. Теперь вот скалолазы по ним карабкаются.

Рядом показались ребята, работавшие над Psychodelica — 7с по плите. Хотите, говорят, попробовать? Оттяжки вон висят. Попробовали. Пролез с двумя зависаниями, сделал все движения, порезал палец о зацепку. Думаю, ещё попытка-две и залез бы. Но нет, лазать дорожки нужно в других местах, тут только трэд.

Rainbow Slab Area. Начал лезть The Mau Mau. Нравится.
Фото: Maciej Kimel

Перебрались к массиву Серенгети. Алекс сказал, что там есть хорошая пробитая 7а+ и с её станции можно с верхней страховкой попробовать My Halo E7. Ну страх какой-то. До первого крюка 5 метров по плите уровня 6b+. Мачек полез первым, помялся под крюком и слез. Из доски, валявшейся рядом, соорудили удочку, он встегнул оттяжку и долез до следующего шлямбура. Покружил вокруг него и спустился. Я пролез, но по дороге укатился метров на 5–7. Пробивка для смелых. Повесил верхнюю страховку, качнулся к My Halo и началось. Сначала полез, а потом потерялся в выдуманных зацепах. Кажется, что полоски, нарисованные магнезией держат так же, как зацепки, что я нашёл. Попрыгал-попрыгал, по верёвке забрался наверх и снял верёвку. На всякий случай заглянул в гайдбук:

Маршрут был бы нормальной 7c+, если бы были шлямбура. А так вот, E7 6c.

Пошли поднимать самооценку на трещинах. Они крутые и логичные, обе E4 6а. Понравились.

Я на последних движениях The Mau Mau E4 6a
Фото: Maciej Kimel

Tremadog

В последний день поехали на домашний сектор Алекса — Tremadog. Там тоже плиты, но такие шершавые и приятные на ощупь.

Первый маршрут в программе — Cream E3 6a. По описанию там простой низ и крутая трещина наверху. Первый участок лез я. То ли он не такой уж простой, то ли я поистаскался за неделю, но было трудно. На втором участке Алекс с криком досады вывалился из щели. Повисел, отдохнул и залез.

Следующий маршрут — классный внутренний угол с шершавыми стенками без зацепок, в который помещались только самые мелкие закладки.

А после мы собрались лезть Silly Arette E3 5b. Маршрут знаменит тем, что последние 10 метров лезешь по монолитному пологому ребру без точек страховки. К сожалению ребро было занято. Мы сидели у основания, ждали пока освободится, болтали, я глазел по сторонам.
— О, Алекс, а это что за трещина?
— Это Fingerlicker E4 6a.
— А почему мы не лезем её?! Красивая же!
— Ну… лезь.
Первая верёвка — немного нависающая трещина под пальцы. Напряжённая, но безопасная и равномерная. Я напрягся и вылез, Алекс не дотерпел и улетел. Вторая верёвка, по словам гайдбука, выходит на Silly Arette «по удивительно хорошим зацепам». Зацепы были, но далеко друг от други и похрустывали. Хорошая страховка далеко, а рядом нелепая маленькая закладка и ржавый крюк забитый наполовину.

Мы — британцы — не умеем забивать крючья

Алекс Райли

Я, выжимая последние силы из пальцев, вывалился на ребро. Фух. Страховки там нет, да и ладно. Просто не буду падать. Так и долез 10 метров до верха. После такого мороженое в кафе под скалами показалось достойной наградой.

Приехали в хижину, дождались Ольгу, собрались и Алекс — золото, а не человек — увёз нас на вокзал в Бангор. Билеты купили накануне, цены необычные: за 3-х часовую поездку на двоих я отдал 100 фунтов (126 $).

На вокзале к нам подошёл подвыпивший парень, спросил что мы тут делаем с такими рюкзаками.
— По скалам вот лазали.
— О, и стоило к нам ехать ради этого?
— Несомненно!
— А где лазали?
— В окрестностях Лланбериса и на побережье.
— Погоди-погоди, как ты сказал? Сейчас я подарю тебе кое-что.
И издал странный шипящий звук.
— [Странный шипящий звук]берис! По-уэльски звучит так.
Теперь хожу и не знаю, что с этим подарком делать: гордиться новым знанием или вечерами прохожих пугать.

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Читайте на Mountain.Ru:

Тамгалы Тас весной 2019: новые маршруты и скальная смена альплагеря

Ледолазание на Иссык-Куле: Барскаун, Борода Аксакала и Чаша Манаса

Алтай 2019: Акташ, Чулышман и чёрная смородина

Новый маршрут на Орджоникидзе, 4410 м

Каракорум 2018: попытка восхождения на Баинту Бракк II Западную, 6540м.

Терскей Алатоо 2018

Скальная смена и новые маршруты на Тамгалы Тас.
Осень 2018 года

Крым в Ноябре 2017 года.
Симеиз и Бахчисарай

Крым в марте 2017-го

Новые маршруты на Тамгалы-Тас.
Октябрь 2017

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси