Люди и горы > Интервью >

Вопросы составлены редактором Mountain.RU Анной Пиуновой
Беседовал и переводил Денис Урубко, Польша

Чего хочет женщина того хочет Бог.
Интервью с испанской альпинисткой Марией Хосе Карделл Фернандес

Меня зовут Мария Хосе Карделл Фернандес. Родилась на Юге Испании в Андалузии, и живу там в горах Сьерра-Невада.

Когда-то семья очень много переезжала в связи с работой отца, управлявшего многими гостиницами. От Швейцарии до Тенерифе, Мадрида и Аликанте. Потом надолго осела возле Гранады, работаю в горнолыжном патруле на курорте.

Конечно, в юности сменила много профессий - от промышленного альпинизма и официантки до инструктора по горным лыжам и садовника. Но в последние шестнадцать лет мне нравится быть подготовщицей трасс и спасателем в Сьерра-Неваде.

Работа сезонная, понятное дело. Из-за отношений с Денисом Урубко последние три года часто живу в Италии. Здесь нынче много друзей, которые нас поддерживают.

Моя семья всегда была связана с горами. Дед был одним из значимых альпинистов Андалузии, совершил много прорывных восхождений, очень активно занимался общественной работой. Бабушка тоже была сильной горнолыжницей, они вместе с дедом участвовали в соревнованиях.

Важно, что моя тётя Инмакулада была очень сильной горовосходительницей. Первой женщиной Андалузии, поднявшейся на восьмитысячник. Она мастерски ходила на восхождения, и до сих пор прекрасно катается на лыжах. Благодаря ей пришли первые встречи с серьезными горами.

Образование? Я училась в институте на спортивном горном факультете. Это лыжи, треккинг, велосипед и лошади... работа с клиентами и студентами. А дополнительной специализацией выбрала Культурологию и Лингвистику.

Журналистского образования у меня нет, литературные возможности пришли пришли сами... И я с удовольствием ими пользуюсь.

У меня сдвоенное имя - от моего отца Хосе. В Испании ник-нейм Пепе. А про девушку часто говорят Пепа…

Нас четыре сестры, а я самая младшая. Когда родилась, то для сестренки Елены, что на два года старше, конечно, стала любимой игрушкой. Тогда она еще плохо говорила. И выговаривать Мария-Хосе она была не в состоянии... Зато легко подхватила прозвище. И произносила Пипи (ударение в начале слова).

После этого все семейство стало меня так звать. Да, это я. Пипи.
В 1952 году мой дед Хоакин совершил первое зимнее восхождение на Алькасабу... С друзьями в лютый мороз с плохой погодой.

И это стало для меня первым серьезным альпинистским вызовом. Пришлось тренироваться, изучать технику, подбирать снаряжение, быть в команде. Удалось совершить восхождение на эту значимую вершину (вторую по высоте массива Сьерра-Невада) в 19 лет.

Затем длительная поездка в Южную Америку с тёткой. Там получила первый опыт на Высоте. Шесть тысяч метров без акклиматизации - интересное испытание.

Дальше можно отметить восхождения на семитысячники. Красиво, интересно, тяжелые условия... Но они были в обычном стиле.

Зато дальше случилась важная экспедиция. Я с головой ринулась в Пакистан в соло-проект в неизвестном ущелье.

Все организовала, разведала, поехала и провела там месяц.

Поездка стала сложным рискованным экшеном, который дал мне непередаваемый вкус настоящего Приключения.

Стала особенным испытанием, глубоким самопознанием, расстановкой целей и счастья. Позволила разобраться в собственном отношении к одиночеству, проблемам.

Понять как отвечать на вызовы Судьбы.

Потом... Да, после этого я встретила Дениса. Как-то сложилось... Поняла, что взгляды на альпинизм похожи. Дальше были новые маршрута на пик Чапаева и Ушбу, где я была близка к пределу.

На такой линии, где нельзя ошибаться, и происходит полная самоотдача, опустошение, там приходит видение своего Эго.

На Ушбе была тяжелая работа, срыв, травма... физическое и нервное истощение. После этого я долго не могла прийти в себя.

Но это именно то, что я поняла после одиночных восхождений и встречи с Денисом. Мне интересен альпинизм необычных открытий, точных решений, правильных реакций и красивых отношений с напарником.

Мое детство прошло под знаком слабости. Я была и осталась маленькой. Спорт очень интересен, когда ты рожден атлетом.

Да, играла в теннис, ручной мяч, много каталась на лыжах и велосипеде... Ну и горы всегда присутствовали в жизни.

Однако, когда пришла в скалолазание с альпинизмом, то начала жестко тренироваться.

Ну и моя работа связана с тяжелыми физическими нагрузками... Раньше и теперь. Выкапывать канавы и укладывать камни на горнолыжном склоне летом - зрелище не для слабонервных.

А зимой в пургу и мороз с отметки 3200 спускать пострадавшего весом в сто килограммов надо тоже выдержать.

Были несколько лет в спортивной карьере, которые я провела в травмах. За три года четыре сложных операции на ногах и руках. Половина тела в гипсе! Неподвижность, боль...

Да, именно спорт, скалолазание давал возможность отвлечься.

Когда была не в силах уснуть, я по памяти проходила сложные трассы, дышала каждым движением, мысленно прокручивала картинку зацепов, проживала каждое усилие...

А потом новый круг тренировок, где я не могла полностью выйти на нужный уровень.

И вдруг - картинка! Мне предлагают эту трассу, 7с, что я проживала в бинтах. Я не могу... знаю, что не смогу.

Но выхожу на старт. И вдруг происходит чудо, как одухотворение! Я плыву по зацепам, все под контролем. Шаг за шагом, перехват за перехватом. И вот я уже на топе! Сделала!

Плачу от радости вся в эмоциях не в силах поверить успеху.
Ради этого стоит жить.

Тогда я поняла, что психика иногда бывает сильней физической составляющей.

Понятно, что не только горы в моей жизни. Семья, любовь, друзья и другие увлечения. Все дает ощущение реальности, когда я проживаю моменты по-полной. Сильно и красиво. Именно это нужно: раскрываться для положительных эмоций, дышать по-настоящему, широко открытыми глазами впитывать краски, вдохновляться всеми деталями счастья.

Мне нравится каякинг на море, крутить велосипед, рисовать, писать очерки и репортажи. Тогда мое тело следует движениям души, переживаниям. И получается что-то красивое... иногда.
Но всегда искренне.

Люблю фотографировать. Именно для себя... а потом уже спрашиваю другие мнения. Я хочу показать мир таким, каким вижу, как переживаю его. Мне кажется правильным обратить внимание именно на то, что мило моему сердцу.

Именно на ТОТ осколок неба, именно на ТОТ план пейзажа, на момент человеческих действий.

Да, фотографировать - это значит познавать мир так, как мне интересно.

Совсем скоро мы отправимся в Каракорум для попытки восхождения на Гашербрум-2 по новому маршруту.
Мне страшно и весело. Восхитительная смесь огня и льда в душе.

Сначала тренировки, потом треккинг по волшебной стране Пакистан, дальше акклиматизация... и, возможно, будет шанс попытаться пройти новую линию.

Конечно, следующие годы полны планов на работу и тренировки. В основном спортивные приключения планирую с Денисом.

Потому что быть с любимым человеком, отражать его эмоции и делиться своими - это быть счастливой вдвойне.

Надеемся зажигать на скалах сложные трассы. Чтобы потом держать ветер на виндсерфинге.

Мне нравится проживать такие моменты для себя. Интровертно. Не для публики. Понятно, что иногда эмоции требуют выхода, и я, к примеру, пишу в журнал Деснивель статью о восхождении в Тянь-Шане.

При работе со спонсорами, конечно, важно уметь найти правильные слова и мысли, чтобы меня понимали, чтобы люди знали что вдохновляет меня, куда иду.

Но если будет выбор, то я постараюсь уйти от этого. Я не стараюсь быть на острие внимания для самоутверждения, чувствовать свою состоятельность, нет. Проводить презентации мне нравится потому что могу поделиться с людьми красотой гор, подарить новые чувства.

Но основной мой заработок на горнолыжном курорте в зимний период. Когда Сьерра-Невада полна туристов, когда склоны перегружены ответственностью.

Заработанные деньги трачу... ну на что каждый их тратит?! Да, на дела, бензин для машины, на сестер с мамой...

И на альпинизм, тот который мне нравится. К примеру, не буду ничего платить для восхождения по классическому маршруту на 8000. Это не моё.

"Чисто женский" альпинизм и скалолазание как абстракция слишком много прессуются публикой. Такие претензии лишние. Ведь настоящая радость при работе на маршруте не имеет критериев гендерности. Я люблю быть в горах с друзьями. Не имеет значения мужчины или женщины.

Важно находить общие интересы, понимание и доверие. С тёткой ходила на первые восхождения, выигрывала соревнования паре с Инмой Гарридо. Когда два человека отданы одной страсти, то получается достичь гармонии.

Честно говоря, настоящим моим спонсором сейчас является Денис. Мы вместе с его подачи сотрудничаем с компаниями CAMP, Acerbis, KayLand, магазинами GrandeGrimpe и Sherpa.

Ну и все равно, большую финансовую нагрузку я беру на себя. А что делать!?

Заниматься любимым делом важно. Я счастлива в скалолазании с альпинизмом, и могу себе позволить тратить средства на эти увлечения. А не только на кусок хлеба.

Вообще, уже двадцать лет я обхожусь без мяса. Сначала это было просто в силу того, что мне не нравятся мясные продукты. Затем добавилось и желание хоть как-то поучаствовать в борьбе с глобальным потеплением... В меру собственных сил.

Потому что процесс массового выращивания животных и производства мяса - один из основных ударов по планете.

Я употребляю в пищу рыбу. Яйца только из натуральных хозяйств. Молоко исключено из рациона. Йогурты да, бывает.

Однако, основное мое стремление - жить здоровой натуральной пищей. Наше тело же состоит из того, что мы едим, да?

Мне не нравится все рафинированное, искусственное.

Поэтому в магазине стараюсь брать ржаной хлеб, сыр, фрукты, овощи, орехи. Пью только чай... да и то лишь до середины дня.

В общем, мне нравится организовывать жизнь красиво и спокойно. В противовес тяжелой работе и увлечению, которым отданы много времени и сил, я стараюсь быть сама собой, помогать людям оставаться в гармонии с природой и жизнью.