Автор: Олег Шипунов, Витебск

по Центральному Тянь-Шаню (Терскей-Алатау),
совершенном с 31 июля по 18 августа 2018 года

Схема маршрута:

1. Справочные сведения о туристском спортивном походе.

1.1 Общие справочные сведения о маршруте:

1.2. Подробная нитка маршрута:

Заявленная нитка маршрута:

Пос. Кызыл-Су (Покровка) – ФГС – слияние р. Чон-Кызылсуу и р. Кельдыке – д.р. Котор-тор – пер. Котор (1Б) – пер. Дополнительный (1А) – пер. Боковой (1Б) – в. Котор (рад.) (1Б) – пер. Колпаковского (2А) – слияние р. Чон-Кызыл-Су и р. Кельдыке – пер. Загадка Зап. (2Б) – пер. Бороко Юж. (2Б) – д.р. Бороко (брод р. Бороко) – д.р. Сарычат (брод р. Киче-Борду) – д.р. Чон-Борду – пер. Облачный (2Б*) – пер. Бригантина (2Б) – пер. 50 лет Октября (2Б) – курорт АлтынАрашан – пос. Теплоключенка (Ак-су) – Каракол. Пройдённая нитка маршрута: Пос. Кызыл-Су (Покровка) – ФГС – слияние р. Чон-Кызылсуу и р. Кельдыке – д.р. Котор-тор – пер. Котор (1Б) – пер. Дополнительный (1А) – пер. Боковой (1Б) – в. Котор (рад.) (1Б) – пер. Колпаковского (2А) – слияние р. Чон-Кызыл-Су и р. Кельдыке – пер. Загадка Зап. (2Б) – пер. Бороко Юж. (2Б) – д.р. Бороко (брод р. Бороко) – д.р. Сарычат (брод р. Киче-Борду) – д.р. Чон-Борду – пер. Облачный (2Б*) – пер. Эпюра (2А*) – пер. Солнце (1Б) – пер. Труд (2А) – курорт АлтынАрашан – пос. Теплоключенка (Ак-суу) – Каракол.

1.3 Состав группы:

2. Организация туристского спортивного похода.

2.1 Общее описание района

Тянь-Шань – горная система в Средней и Центральной Азии, большая его часть находится в Кыргызстане, Китае, а также в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане.

Терскей Ала-Тоо – один из хребтов Центрального Тянь-Шаня. Хребет ТерскейАлатау (пестрые горы, отвернувшиеся от солнца) расположен широтно и обрамляет с юга котловину озера Иссык-Куль. Длина хребта около 375 км, хребет на востоке смыкается с хребтом Кунгей-Алатау, за пределами ИссыкКульской котловины примыкает к хребту Сары-Джаз, Средняя высота хребта около 4500 м, высшая точка достигает 5216 м (пик Каракольский). Один крупный узел оледенения хребта находится в верховьях рек Джетыогуз, Каракол, Арашан, Ак-Суу и Тургень-Ак-Суу, другой в верховьях Конурулена. Значительному оледенению хребта способствуют его высота, циркуляция атмосферы, а также влага, испаряющаяся с поверхности озера Иссык-Куль. Общее число ледников на склонах хребта Терскей-Алатау составляет около 1100, площадь оледенения 1081 кв. км, распределение оледенения на склонах северной и южной экспозиции почти одинаково. На северном склоне Терскей-Алатау длина долинных ледников достигает 5,7 км (Айланыш и др.). Длина ледников южного склона значительно больше (например, ледник Колпаковского достигает 10 км). Ледники повсеместно отступают, а их поверхности засоряются обломочным материалом. Языки ледников обычно лежат на высотах 3000-3500 м. Снеговая линия в западной части северного склона Терскея находится на высоте 3900-4000 м, а в восточной, из-за большого количества атмосферных осадков, опускается до 3700 м. На южном склоне снеговая линия поднимается до 4000-4200 м. С запада на восток количество осадков увеличивается, внизу от 200 мм (Боконбаевское) до 400 мм (Каракол), и на высоте от 1000 до 2000 мм в год. С запада на восток, соответственно, увеличивается и степень оледенения. Хребет Терскей-Алатау асимметричен, имеет короткий пологий южный склон и длинный северный. Расчлененный глубоко врезанными ущельями, северный склон гигантскими ступенями спускается к Иссык-Кулю (урез воды которого 1609 м). Сам гребень хребта мало расчленен, несет наклоненные к югу плоские поверхности, местами незаметно переходящие в южный склон.

Западная часть хребта Терскей-Алатау очень разрушена, имеет много седловин, доступных для прохождения. Высоты достигают почти 4800 м, перевалы на высотах 3500-4400 м, категории трудности перевалов до ЗА. Северный склон сильно расчленен продольными долинами на систему коротких и невысоких хребтов. Крайняя, западная, часть хребта лишена растительного покрова из-за малого количества осадков, облик местности здесь так же пустынен, как и у западного побережья Иссык-Куля, где река Чу поворачивает в Боомское ущелье. Наиболее высокая и часто посещаемая часть хребта Терскей-Алатау – центральная, между ущельями Барскаун и Тургень-Аксу. Здесь самые крупные ледники и наиболее технически сложные и разнообразные перевалы. Туристские маршруты часто проходят не только по долинам и перевалам Терскей-Алатау, но и ведут на сырты Кумтора и Арабели, охватывают горные массивы Куйлю и АкШийрак. Перевалы хребта Терскей-Алатау в этом районе имеют высоту от 3600 до 4800 м и категории трудности до 3Б. Абсолютное большинство перевалов основного хребта и его южных отрогов – снежные и снежно-ледовые. Перевалы северных отрогов хребта разнообразнее, здесь встречаются и скальные, и ледовые, и снежные, и осыпные перевалы, а чаще всего комбинированные. К дополнительным преимуществам Терскея относятся наличие на подходах (с севера) леса (тянь-шаньская ель растет до высоты 3000м), а также горячие радоновые источники во всех северных ущельях, за исключением реки Каракол.

2.2 Общая смысловая идея и подготовка к походу

Главная идея похода – прохождение интересного спортивного маршрута в районе хребта Терскей-Алатау. Для 5-ти участников группы район не являлся новым, но ходился он довольно давно, в 2013 году. «Хорошо забытое старое» очень нас манило и звало, поэтому было решено идти так, чтобы увидеть как можно больше новых мест, а в частности – южных отрогов главного хребта, долины реки Сарычат. Очень уж хотелось ощутить на себе величие и просторы горных массивов, долин и таких ледников, как Колпаковского, Металлург и Зап. Караколтор. Также маршрут рассматривался с точки зрения безопасности. Так как группа собралась достаточно опытная, стало возможным замахнуться на длительный автономный поход с большим количеством перевалов, бродов, а главное – красоты вокруг! Кроме того, горы Тянь-Шань являются достаточно высокими, что позволяет участникам похода получить хороший высотный опыт, который впоследствии пригодится для прохождения походов более высокой категории сложности.

2.3 Варианты подъезда и отъезда.

Обоснование выбора точек начала и конца похода.

Подъезд на Терскей-Алатау хотя и является весьма продолжительным, но не составляет большого труда. До г. Каракол, пос. Кызыл-Суу (бывш. Покровка), а также ряда других близлежащих поселков из г. Бишкека можно добраться рейсовым автобусом. На трассе достаточно много транспорта, поэтому найти попутную машину также является не очень сложной задачей. Для большей надежности можно воспользоваться услугами одной из туристических фирм г. Бишкека (которых существует немало), что мы и сделали. В этом случае транспорт встретит вас прямо в аэропорту и доставит в нужную точку. Мы пользовались услугами фирмы «Достук-Треккинг».

Точкой старта и финиша похода были выбраны северные склоны хребта Терскей-Алатау, которые удовлетворяли следующим критериям: близость населенных пунктов, часто посещаемые долины с возможностью передвижения по ним автомобильным транспортом, относительно малая высота и наличие лесной зоны и горячих источников для большей эстетики.

Хребет Терскей-Алатау находится с южной стороны озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Вариантов подъезда к нему из Бишкека два: с севера и с юга. Дорога южного берега находится в неплохом состоянии она конечно уступает по качеству дороге, идущей по северному берегу, но добраться по ней до нужного пункта более, чем реально. А т.к. нам необходимо было добраться в пос. Кызыл-Суу, была выбрана южная дорога, что позволило нам сэкономить пару часов времени, не заезжая в Каракол. От шоссе вокруг Иссык-Куля можно заехать в район на авто повышенной проходимости по любому из ущелий северного склона хребта Терскей-Алатау. В частности, из поселка Кызыл-Суу по долине Чон-Кызыл-Суу нас доставили на УАЗ «буханке» выше ФГС на 2 км по долине Джеты-Огуз можно доехать чуть выше санатория по долине Каракола– до альплагеря Каракол по долине Арашана – до курорта Алтын-Арашан (в нашем случае был отъезд с курорта на таком же УАЗике, что и подъезд по долине Чон-Кызыл-Суу). На южные склоны хребта можно заехать через рудник Кумтор (необходим пропуск!) или по долине р. Куйлю.

В Бишкек группа добиралась прямым рейсом Москва – Бишкек. Обратно, соответственно, Бишкек – Москва.

2.4 Туристские возможности

Для Центрального Тянь-Шаня характерно разнообразие технически сложных участков маршрута, таких как высокогорные перевалы (до 3Б к.т.), травянистые, осыпные, снежные, снежно-ледовые и ледовые склоны, траверсы различной категории трудности. Все это, а также возможность совершать спортивные походы любой категории сложности делает Центральный ТяньШань весьма привлекательным районом для горного туризма.

Наиболее благоприятным периодом проведения горных походов по Центральному Тянь-Шаню является последняя декада июля – август – начало сентября.

2.5 Организация заброски

Наш маршрут был построен линейным, с небольшим акклиматизационным кольцом. Заброску организовали для себя сами, закопав ее в камни и посыпав табаком в районе впадения р. Кельдыке в р. Чон-Кызыл-Суу.

2.6 Аварийные и запасные варианты маршрута

Из любой долины севернее главного хребта можно легко выйти в поселки Чон-Кызыл-Су, Джеты-Огуз и в г. Каракол. Кроме того, по всем долинам достаточно высоко в горы идут хорошие дороги, по которым при необходимости можно доехать до вышеуказанных населенных пунктов. В долинах пасется много лошадей и стоит много юрт, чем также можно воспользоваться в аварийной ситуации.

В долине р. Каракол у места впадения р. Аютор Вост. расположен действующий альплагерь, где всегда есть группа спасателей и можно заказать транспорт на выезд в г. Каракол. Есть телефонная связь. В случае аварийной ситуации на южной стороне хр. Терскей–Алатау – выходить следует к золотодобывающему руднику Кумтор в верх. р. Сарычат. Запасными вариантами при отставании от графика являлись:

1) замена прохождения пер. Бригантина (2Б*) на пер. Эпюра (2А*) и отказ от прохождения пер. 50 лет Октября (2Б*) в случае большего отставания по графику

2) замена прохождения пер. Бригантина (2Б*) на связку пер. Эпюра (2А*) - пер. Солнце (1Б) и замена прохождения пер. 50 лет Октября (2Б*) на пер. Труд (2А) в случае меньшего отставания по графику.

2.7 Изменения маршрута и их причины

В связи с выходом из строя в середине похода реактора (MSR) и одной горелки, повлекшими за собой нехватку газа, маршрут был завершен по второму запасному варианту, т.е. мы прошли связку перевалов Эпюра-Солнце-Труд вместо перевалов Бригантина и 50 лет Октября.

2.8 Информация о прохождении маршрута каждым участником

После первого (акклиматизационного) круга сошел с маршрута Баженов Андрей по причине резких болей коленных суставов.
Остальными участниками маршрут пройден полностью.

3. График движения

3.1 Заявленная и реально пройденная нитки маршрута:

4. Техническое описание маршрута

Пояснения к техническому описанию маршрута

1) названия берегов рек и склонов долин в текстовом описании – орографические (если специально не указано иное)
2) описания мест ночлегов даются в конце каждого ходового дня
3) в тексте используется краткая форма обозначения основных технических характеристик движения группы по маршруту в текстовом описании в скобках может быть указано:
- направления движения – Ю, С, В, З и т.д.
- крутизна склонов – 30°, до 45° и др.
- время движения группы – например, 1 час. 30 мин.
- пройденное расстояние – например, 1, 5 км
- набор(сброс) высоты – например, +100 м, - 50 м и пр.
Таким образом, помещенное в тексте краткое обозначение (Ю, до 20, 45 мин., 0,7 км, + 50 м) означает, что группа в течение45 минут двигалась на юг по склону крутизной до 20°, пройдено 0,7 км с набором высоты 50 метров.

Техническое описание прохождения маршрута

31 июля – день 0. Самолет, трансфер

Вылетев из аэропорта Домодедово в 22.05 30 июля, в 5.20 по местному времени наш самолет приземлился в аэропорту «Манас» столицы Кыргызстана – города Бишкек. Здесь нас уже встречают водитель микроавтобуса фирмы «Достук-Треккинг» и наши друзья из Бишкека с газом и вкусняшками, упростившие нам задачу по поиску и добыче газовых баллонов в Бишкеке. В 6.30 выехали, держим курс на поселок Кызыл-Суу (бывш. Покровка) по южному берегу оз. Иссык-Куль. По пути останавливаемся в небольшом поселке, где закупаем необходимые продукты на поход. К 15.00 приезжаем в Кызыл-Суу, докупаем то, что не докупили, и пересаживаемся в «буханку» (УАЗ 2206), которая весело нас мчит по ущелью долины реки Чон-Кызылсуу. Как и планировали, за 1,5 часа доезжаем до места старта (левый берег Чон-Кызылсуу на 2 км выше ФГС). Дальше дороги нет.

Вид с места стоянки на долину р. Чон-Кызылсуу вниз

Благодарим водителя за приятную поездку (в отличии от поездки из аэропорта до Покровки, где водитель необоснованно упорно лимитировал нас по времени, хотя изначально ни о каких лимитах по времени оговорено не было), и устанавливаем первый наш лагерь на высоте 2625 м. Расфасовываем продукты по кругам, вкусно кушаем и ложимся спать!

Примечание: необходимые продукты советуем закупать в Кызыл-Суу (Покровке) – там всего достаточно, в отличии от более мелких поселков. Часть продуктов, с которыми в Кыргызстане проблемно (тушенка, колбасы, сало, сыр, конфеты и пр.), была заранее закуплена в Беларуси.

1 августа – день 1. Вверх по долине Чон-Кызылсуу

Подъем в 7.30. Плотно покушав, разбираем продукты и общественное снаряжение, формируем заброску.

Выходим в 10.30, оставив в лагере одного участника с заброской в компании местного мальчика по имени Аргон. Движемся по левому берегу долины в южном направлении. Через 10 мин хода тропа уходит вверх и правее, в обход скального прижима, но через 5 мин снова спускается к реке. Далее идем еще 10 мин до скального прижима, который легко обходим по камням пересохшего ответвления реки.

Долина р. Чон-Кызылсуу

Через 35 мин видим красиво падающий с правого борта долины водопад. Это река Шаркратма. До слияния правого притока – р. Кельдыке еще 15 мин пути. Там решаем оставить двоих для приготовления обеда и просмотра возможной переправы, а четверо идут вниз за заброской (2 часа туда-обратно). Пока бегали за заброской, выяснилось, что мостов и бревен для переправы нигде нет. Решаем бродить р. Чон-Кызылсуу утром, по малой воде. Высота ночевки 2775 м.

Примечание: брод реки Чон-Кызылсуу нужно организовывать в самые ранние часы, пока уровень воды не повысился из-за таяния ледников.

2 августа – день 2. Слияние р. Чон-Кызылсуу и Кельдыке (организация заброски) – р. Котор-тор– под пер. Котор(1Б, 4100)

Подъем в 6.00. Пока готовится завтрак, 4 участника с заброской бродят р. Чон-Кызылсуу (200 м выше впадения р. Кельдыке), оставляют заброску на берегу и по тому же пути возвращаются.

брод р. Чон-Кызылсуу

Выход в 8.00. Брод в том же месте. Заброску решаем закопать в крупную осыпь (вынос камней) на правом борту долины.
Внимание! По отчетам предыдущих групп и словам местных, в этих краях можно встретить медведя, поэтому заброску посыпаем табаком.

В 9.00 выходим, движемся вдоль правого берега р. Котор-тор, попутно проходя мимо слияния рек Котор-тор и Ашутор. Тропа практически сразу уходит от воды, обходя небольшой прижим. Идем по лесу, периодически пересекая осыпные участки. Постепенно долина поворачивает влево по ходу, тропа теряется (мы упустили ее в камнях, она идет выше траверсом левого (по ходу) борта, позже мы на нее снова вышли) и через 40 мин упираемся в довольно крутой подъем по узкому ущелью. Долина р. Котор-тор здесь делает изгиб и образует довольно крутую и высокую ступень, с которой река падает красивым мощным водопадом (сам водопад пока не видно за поворотом).

р. Котор-тор (слева) и Ашутор (справа)

Начинаем подъем и снова выходим на тропу. Крутизна до 25°. Местами приходится пробираться сквозь колючий кустарник (фото). Через 25 мин подъема выходим на отличную обзорную площадку, с которой открывается вид на мощный водопад р. Котор-тор (фото).

подъем по тропе

вид на водопад (р. Котор-тор)

Постепенно тропа выходит из каньона на травянистый склон. Продолжаем серпантином набирать высоту (общее направление В) и через 35 мин траверсом травянистого склона, местами подрезанного осыпями, выходим в висячую долину р. Котор-тор (фото).

Река здесь образует широкий галечный разлив. Берега в основном заболочены. Бродим реку на разливе и становимся на обед на левом берегу. Во время обеда небольшой дождь.

Висячая долина р. Котор-тор

Продолжаем движение вверх по долине по левому берегу. Тропы как таковой нет, она идет по правому берегу. Можно было идти там, но выше возможно придется бродить р. Котор-тор (чего очень не хочется!). В течение следующего часа идем по левому берегу. Подъем очень пологий, набор высоты практически не ощущается. Галечные разливы постепенно сменяются старыми моренами. Впереди видны конечные морены лед. Котор С. и бараньи лбы, с которых стекает крутой язык его западной ветви.

Лед. Котор С. состоит из двух ветвей: западная ведет на пер. Котор С. (1Б), восточная – на пер. Колпаковского (2А). Они разделены небольшим скальным гребнем, разрушенным в нижней части. Подъем на западную ветвь лед. Котор С. возможен только в обход его крутого языка. Оптимальный путь – подъем по морене (нижняя разрушенная часть разделяющего скального гребня) – показан на фото.

Путь подъема под пер. Котор

Вид на пер. Колпаковского (2А) с гребня правобережной морены
С места обеда до мощного ручья, стекающего с языка западной ветви лед. Котор С. доходим за 1,5 часа. Переходим по камням (с трудом нашли подходящее место), начинается град с дождем. Начинаем подниматься на морену по ее гребню, оставляя язык лед. Котор С. справа по ходу. Здесь идет тропа. Далее продолжаем подниматься по тропе, постепенно забирая правее по ходу. Через 1,5 часа выходим в карман между гребнем правобережной морены западной части лед. Котор С. и гребня, по которому шли ранее. Есть места для палаток, но проблемы с водой (ее можно найти, но ее очень мало – с утра не будет точно), поэтому решаем идти дальше. Через 10-15 мин поднимаемся на гребень правобережной морены лед. Котор С. и движемся по нему в ЮЗ направлении. Слева по ходу (ЮВ) открывается отличный вид на пер. Колпаковского (2А). Еще 30 мин по гребню – и мы выходим на непосредственно под скальную вершинку: морены переходят в скальный гребень. Здесь есть площадки под палатки (две полноценные, одну дорабатывали).

Встаем на ночевку в 19.00. До ледника 50 м сброса, вдоль его края есть небольшая промоина, из которой мы берем воду (не только на ужин, но еще и на завтрак, т.к. с утра воды не будет – будет только лед). Высота ночевки 3775 м.