Люди и горы > Люди >

Подготовил: Олег Маликов, Алма-Ата

Сергей Германович Пряников
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Сергей Германович Пряников, 1949 года рождения - погиб 02.02.1990 года, л.Мраморная Стена, Ц. Тянь-Шань.

Сережа Пряников появился в секции альпинизма КазГУ, когда ему было лет девятнадцать. Он родился 15.10.1949 года. Учился в медицинском институте, но почему-то стал ходить на тренировки в нашу секцию.

В первый же день он пытался рассказать о новой конструкции гамака во время висячих ночевок на стенных восхождениях и я привела его, как обычно, в дом Эрика Ильинского, с просьбой к Эрику оценить его идею. Сережа был увлечен восхождениями.

После меня секцию тренировал Даулет Асильбеков и Сережа тренировался у него. Потом стал членом сборной команды Буревестника. Однажды он пришел ко мне домой с очень симпатичной девочкой. Это была его первая жена. Более красивой пары я никогда не видела в своей жизни.

Во время зимнего восхождения на пик Ленина в 1974 году он или кончал или только что окончил Медицинский институт, но все ребята были поражены хладнокровием и решительностью, с какой он взялся обрабатывать их обмороженные руки и ноги, и лечить остальные их недуги. Таким решительным и знающим он был и во всех других экспедициях, ребята доверяли ему абсолютно.

1985 год. Спортивная экспедиция ДСО "Спартак" на пик Победа, Тянь-Шань.
Врач Сергей Пряников проводит медицинский осмотр участника Вадима Хайбуллина.
Фото Бориса Львовича

Окончив Медицинский институт, он стал работать во врачебно-физкультурном диспансере. К 1987 году он покорил все семятысячники Советского Союза и получил звание «Снежного Барса». Альпинисты – врачи, очень востребованы в этом виде спорта, к ним всегда относятся с самым большим уважением, и Сергей Германович Пряников в полной мере пользовался и уважением и любовью, помогая и знакомым и незнакомым альпинистам в тяжелых ситуациях в горах.

В 1984 году он организовал и начал тренировать секцию альпинизма Архитектурно-строительного института. Вторая его жена Валя Катюжинская тоже была альпинисткой. У них родилось двое сыновей. Во время защиты кандидатской диссертации он вынужден был прервать тренерскую работу. В 1989 году он написал и выпустил в издательстве «Кайнар» очень толковую книжку «Горы: друзья и враги», где даются хорошие советы для горовосходителей.

Во время зимнего восхождения на Мраморную стену, 3 февраля 1990 года, сопровождая группу иностранцев Сергей Пряников погиб: снежный мостик над ледовой трещиной неожиданно обрушился. Находившиеся рядом иностранцы ничего не смогли предпринять, лишь на шестой день прибывшая команда спасателей вытащила его тело.

Студенин Б.А., Пряников Г.С. на пике Хан-Тенгри, Ц. Тянь-Шань 1987 год.
Фото из архива Бориса Студенина

Хочется привести выдержку из книги В.Хрищатого "Мы растворяемся в стихии" о том, как зимой 1974 года ребятам Буревестника удалось вырваться из-под пика Ленина. "…Три дня с раннего утра и до позднего вечера на дороге кто-то из ребят дежурил, ожидая оказию, но за три дня не подвернулось ни одной. Заносы на дороге после длительной непогоды практически парализовали движение.

Пока ждали, были приглашены «на мясо» главным врачом больницы. Пиршество было в разгаре, когда вбежал Сережа Чепчев и сказал, что из Кашка-Су приехал Газ-66. Пряников и еще двое ребят вышли договориться с водителем, может, подбросит до Сары-Таша. Это отсюда 24 километра. Парень отказался: «Нет ни времени, ни бензина». Ни деньги, ни уговоры не могли уломать его. Тогда Пряников разбинтовал руки у пострадавших. У парня от ужаса округлились глаза. Он стал пятиться и кивать головой, не отрывая глаз от обмороженных рук, и твердил:
- Я не могу…сам не могу, мне надо разрешение. Сейчас я съезжу в совхоз и отпрошусь у директора. Приеду, обязательно приеду! – сел за руль и совершенно ошарашенный увиденным, рванул с места.

Надежды не было, что он появится вновь. Но парень приехал».
Тамара Постникова

Сергей Германович Пряников (15.10.1949 - 3.02.1990) - спортивный врач - альпинист - "Снежный барс". Жил и работал в Алма-Ате, в спортивном диспансере. С 1984 по 1987 гг. вел секцию альпинизма при Архитектурно-строительном институте. Регулярно выезжал на сборы и восхождения, водил группы начинающих альпинистов сам, спас несколько человек (в том числе и иностранцев) от гибели в горах во время восхождений... Во втором браке - двое сыновей.

1985 год. Спортивная экспедиция ДСО "Спартак" на пик Победа, Ц. ТЯнь-Шань.
Врач, спортсмен Сергей Пряников.
Фото Бориса Львович

В период сильной загрузки и защиты кандидатской вынужден был передать свою секцию молодых ребят в группу известного альпиниста Казбека Валиева.

Во время зимнего восхождения на Мраморную стену, сопровождая группу иностранцев - погиб: снежный мостик над ледовой трещиной неожиданно обрушился... стены льда, сужающиеся к низу, резко сдавили грудную клетку... Находившиеся рядом иностранцы ничего не смогли предпринять, лишь на шестой день прибывшая команда спасателей вытащила Сергея Германовича из ледяных "тисков"...

Из родного дома в последний путь провожали сотни людей - все, кто знали и любили этого Человека.

Получилось вкратце – живые воспоминания: наши встречи, тренировки, поездки, песни под гитару (Сергей Германович зажигательно пел в компании)... это и не перескажешь – просто навсегда запечатлелось в памяти.

Владимир Берестовой

Памяти светлого Человека

1985 год. Сергей Пряников на фоне п. Победы.
Фото Юрия Пилипенко
"Благодарим, что был Человеком таким ты и останешься средь нас..."
Такие слова написаны о Сергее Германовича Пряникове на Мемориале памяти альпинистов.

Ему сегодня, 15 октября 2019 года должно было быть 70 лет...
Как трудно говорить о человеке в прошедшем времени... Что он был... И жил...

Он жил среди нас человеком с бесконечно доброй и широкой душой. Жизнь Сергея Германовича была наполнена удивительными приключениями и в горах и в профессиональной деятельности. Он умел заряжать всех вокруг своей неуёмной энергией и энтузиазмом, когда нужно было решительно действовать. Он мог поддержать в трудную минуту и во время отдыха его песни звучали ярко и задорно.

Сергей Германович был тренером в секции альпинизма в Алматинском Архитектурно - строительном институте и обучал нас, тогда ещё студентов, не только премудростям альпинизма и скалолазания, но и умению правильно оказывать первую медицинскую помощь в горах.

Секция альпинизма и скалолазания родилась в феврале 1982 года и в основном там были студенты архитектурного факультета ААСИ первого курса. С нашим тренером также занимался и Сережа Брякин. Позже присоединились к нам и учащиеся других факультетов. Меня избрали председателем нашей секции, как старшего и как уже получившего значек "Альпиниста СССР" ещё в 1977 году в Ала-Арче. Тогда у меня был инструктором Юрий Кудашкин и стажером был Вадим Смирнов, погибший 1989 году на пике Ленина.

Наши первые сборы проходили в горах Малоалматинского ущелья в домиках КазГу и "Спартак". Мы ходили на первые свои восхождения, получали звание "Альпинист СССР", выполняли нормы на разряды. Мы окунались в особую атмосферу и для многих студентов это было настоящим и откровенным открытием. Наши горы манили нас своей величиственной красотой и с нами всегда был наш тренер- Сергей Германович.
Мы ходили на восхождения с именитыми альпинистами - гималайцами. Это Валерий Хрищатый, погибший под Хан Тенгри, Казбек Валиев, Юрий Голодов... Нас водили Марьяшев Алексей Николаевич, известный археолог и альпинист, умерший в 2018 году, Мансуров Бабир Шакирович, умерший в 2012 году...
В нашей секции занимался Илья Йодес, погибший вместе с Валерием Хрищатым под ледовым обвалом ... Мы всегда будем помнить людей, которые были на близки и дороги. Светлая память всем альпинистам, оставивших сердце в наших горах...

В институте нашу секцию всегда поддерживал ректор Павел Александрович Атрушкевич, который с первых дней был в очень теплых и дружеских отношениях с Сергеем Германовичем. И мы с благодарностью вспоминали ту огромную моральную и материальную помощь, которую оказывал нам институт и наш ректор.
Наша дружная и крепкая команда с первых соревнований по спортивному скалолазанию показывала довольно неплохие результаты среди вузов Алма-Аты.
Сергей Германович оставил в нас незабываемый след в наших сердцах. Мы никогда не забудем тех песен, которые он любил петь у костра в горах и у скал на реке Или.

Сергей Геманович был прекрасным врачем-анестизиологом в больнице на улице Папанина. Также он работал и в спортивном диспансере. И ему приходилось совмещать очень важную работу с работой тренера.
Как и многие врачи, он имел потрясающее чувство юмора и он всегда был душой в любой компании среди врачей и особенно среди альпинистов.
У Сергея Германовича была прекрасная семья и дети, с которыми мы часто выезжали в горы и на Или.

В середине восьмидесятых годов он написал очень нужную и важную книгу о методах оказания медицинской помощи для альпинистов. Очень точно и подробно было описано, как спасти человека, как правильно действовать в критических ситуациях, и что может быть с человеком, попавшем в ледяную трещину...
К сожалению это и произошло с Сергеем Германовичем, когда он шел с группой альпинистов и провалился в глубокую трещину ледника у подножья Мраморной стены. Узкая щель, сужающаяся к низу не оставила малейшего шанса на спасение.
Мгновенная асфикция, которая происходит в такой ситуации, в точности описанная в его книге, остановила жизнь прекрасного человека...

На прощальной панихиде на центральном кладбище собралось очень много людей, которым он был близок и дорог. Врачи, коллеги, альпинисты и скалолазы... Все прощались с Человеком, который оставил след в жизни каждого... Плач не сдерживали люди, полюбившие его... Плакал ректор, плакала моя мама...

И его сияющая улыбкам яркий образ останется в памяти многих людей на долгие времена...