Автор: Надежда Лосева, г. Севастополь

Отчет о прохождении горного маршрута 4 к.с. по Ц. Кавказу совершенном группой туристов в период с 15-го августа по 7-е сентября 2017 года. Часть 1.

Справочные сведения

Проводящая организация (наименование, адрес, телефон, факс, e-mail, www): Севастопольский Клуб Туристов, г. Севастополь, ул. Балаклавская 8.

Место проведения похода. Грузия, Центральный Кавказ,Рача.

Общие справочные сведения о маршруте.

Дисциплина (вид туризма)

Категория сложности маршрута

Протяженность активной части, км

Продолжительность активной части общая (ходовых дней)

Сроки проведения

горный

четвертой

24 (23)

15.08-08.09.1

Подробная нитка маршрута.

г. Они -пер.Геске (1А 3000 радиально) - пер.Зап. Плечо Алавидзе (1А/1Б3000 первопроход)– в. Доломисис-Цвери (1А3267 радиально) - пер.Чхаури (1Б3000) - пер. Бокос-Бубис (2А 3872) - пер. Бурджула Южн. (2Б 3911) - пер. Флеровой Веры (Ноцарула)(1Б, 3498) - пер. Шота Руставели (Орлова Бориса)(2А*, 3614) - пер. Цирт (Шолохова)(1А3356) - пер. Киртишо (2А 3531) - пер. МИЭТ (1Б, 3218) - пер. Эдена Вост. (2Б3772) - пер. Риони (1А3331) + пер. Гезевцек (1Б3452) + в. Пасисмта (3779) + юго-зап. Хребет в. Пасисмта (траверс 1Б) - пер. Вацисцвери (н\к2817 траверс) - пер. Лухуни (н\к 2600 траверс) - пер. Шеусури (1А 2900 первопроход) - северо-зап. Плечо в. Шода – в. Шода (3609) – юго-зап. Хребет в. Шода (траверс 1Б/2А) – г. Они

Пройденная:

г. Они - пер. Геске (1А 3000 радиально) - пер. Зап. Плечо Алавидзе (1Б3076 первопроход) - пер. Чхаури (1Б3000) - пер. Бокос-Бубис (2А 3872) - пер. Бурджула Южн. (2Б 3911) - пер. Флеровой Веры (Ноцарула)(1Б, 3498) - пер. Выходной (1А,3082) - пер. Коднарульский (1А3162) - пер. Киртишо (2А 3531) - пер. МИЭТ (1Б, 3218) - пер. Эдена Вост. (2Б3772) - пер. Риони (1А3331) + пер. Гезевцек (1Б3452) + в. Пасисмта (3779) + юго-зап. Хребет в. Пасисмта (траверс 1Б) - пер. Вацисцвери (н\к2817траверс) - пер. Лухуни (н\к 2600 траверс) – каньон реки Сакаура – г. Они

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

скачать карту маршрута

Обзорная карта региона с указанием подъездов и отъездов.

Маршрут подъезда на территории Грузии указан зелеными точками.

Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия

Категория трудности

Длина (для Протяженных препятствий)

Характеристика препятствия (характер,высота, новизна,наименование и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

перевал

Бурджула Южн.3911 м, снежно-ледовый, скально-осыпной

Восток-запад

перевал

Эдена Вост., 3772 м, снежно-ледовый

Восток-запад

Сведения об участниках похода.

ФИО

Завхоз по питанию

Светильский Тарас Владимирович

4ГУ Алтай 2012

Завхоз по снаряжению, летописец, реммастер,фотограф, зам.руководятеля

Яковкин Артем Сергеевич

3ГУ Зап.Кавказ, 2016

Финансист, хронометрист, логист

Адрес хранения отчета, наличие видео ифотоматериалов.

Адрес хранения отчета - Севастопольский Клуб Туристов, г. Севастополь, ул. Балаклавская 8. Альбом с фотографиями в группе СКТ в контакте – https://vk.com/album-2304729_248739835 Летопись: http://magazin-turist.ru/info/articles/2017/letopis_gornyy_4_k_s_kavkaz_gruziya_racha/ Видео - https://www.youtube.com/watch?v=BePTJiRIecU.

Поход рассмотрен МКК ФСТ РеспубликаКрым191-00-525530400.

Общая идея похода, стратегия и тактика её достижения, особенности и новизна.

Руководитель в 2013 году участвовал в походе по Сванетии. Очень понравился этот район.

Захотелось вернуться, но посмотреть новые места. После изучения возможных мест для проведения горного похода 4 к.с. был выбран соседний район со Сванетией - Рача, в частности район Главного Кавказского Хребта от Мамисонского перевала до вершины Пасис-Мта. Для плавного входа в маршрут был выбран хребет Урсдоником. А для завершения маршрута в качестве "изюминки" планировалось восхождение на вершину Шода. Таким образом, начало и конец маршрута глобально в одной точке - г. Они, что немного облегчает вопрос с транспортом.

Логично вписывались в маршрут две заброски: в курорт Шови и в долину реки Чашури (по плану в селе Гона). Заброска в курорте Шови позволяла первые четыре дня похода, которые отводились для акклиматизации, пройти с легкими рюкзаками. Заброска в селе Гона - для облегчения веса рюкзаков между технически сложными участками.

Для правильной акклиматизации был рассчитан высотный график.

Особенностью подготовки к проведению похода в этом районе оказалось малое количество свежей информации: отчет Голубева М.В. за 2013 г, отчет Пуговкина А.Ю. за 2016 г. и фото и рассказ Денисенко С. за 2016 г. (группа севастопольского клуба туристов, совершившая пешеходный поход 2 к.с.). Активно использовались отчеты конца 80-х годов. Кроме этого, можно отметить недостаток информации о хребте Урсдоником и перевалов в нем отсутствии информации по перевалу Киртишо и вершине Шода, о состоянии и наличии дорог и троп. В хребте Урсдоником для посещения озера Удзиро был запланирован первопроход перевала Западное Плечо Алавидзе.

Варианты подъезда и отъезда, порядок получения пропуска в погранзону, и другие полезные сведения.

Подъезд: Личный транспорт от г. Севастополя до г. Владикавказа, затем - заказной транспорт от г. Владикавказа до г. Они.

Отъезд: рейсовый транспорт от г. Они до г. Тбилиси, затем - заказной транспорт до г. Владикавказа и личный транспорт до г. Севастополя.

Из города Они один раз в день утром отправляется маршрутка до Тбилиси (20 лари с человека с багажом без ограничения в объеме). В обратном направлении из Тбилиси маршрутка отходит в районе обеда. Время в пути примерно 5 часов.

Автомобильный транспорт был выбран, как самый экономный и быстрый вариант, но он довольно утомительный. Возможен авиа перелет до Кутаиси, но в нашем случае прямых рейсов из Симферополя нет, а стоимость билетов летом до Москвы недешевая. Из Владикавказа до Тбилиси много общественного транспорта, но мы воспользовались услугами водителя по имени Казбек (телефон: +79054889791, грузинский номер +995558676287), так как договорились дешевле, чем вышел бы билет на автобус. Из приятных плюсов этого варианта - это скорость пересечения границы в Верхнем Ларсе.

Заброски из г. Они нам помог развести на УАЗе водитель по имени Заур (телефон: +995599613267). У него же мы остановились в конце маршрута.

Поскольку маршрут пролегает в пограничной зоне Грузии, требовалось оформить пропуска. Из отчета Пуговкина за 2016 год фигурировал электронный адрес gbp@mia.gov.ge

В запросе необходимо указать нитку маршрута, в том числе на карте, сроки пребывания и ксерокс (сканы) паспортов участников, контактный телефонов. Запрос лучше отправлять заранее.

Так получилось, что при отправке заранее сделали ошибку в адресе и обнаружилось это только за день до выезда. При повторной отправке письма, оно вернулось, так как адрес "не найден". В интернете был обнаружен еще один адрес pr_bpg@mia.gov.ge, на который письмо не ушло по такой же причине. Попытки осуществлялись с mail-ловского ящика. Удивительно, но отправить письмо получилось только с почты gmail на адрес pr_bpg@mia.gov.ge. Ответ получить не успели. Выезжали с настроем, что будем оформлять пропуск на месте в Они. Но во время нашего подъезда к Они на наш грузинский номер (номер достался от друзей, недавно посетивших Грузию, и был указан в письме с запросом на пропуск) позвонили из Тбилиси и сообщили номер начальника пограничного управления в Они. По приезду в Они созвонились по этому номеру, нас встретили и проводили до управления. Здесь нам был выписан пропуск, предоставлен номер телефона для связи. Пограничники высказали опасения по нитке нашего маршрута и дали по нему консультацию. На расспросы про регистрацию в КСС ответили, что регистрации как таковой нет, но они позвонят и предупредят КСС о нашей группе, что в Грузии в случае ЧП работает единый номер "112" и на вызов отправляются все службы.

По маршруту погранзаставу встретили в селе Гона. Бензин приобрели на заправке у главной площади Они.

Пограничники так же подсказали номер телефона водителя для развоза забросок.

До курорта Шови асфальт, а вот дорога до села Гона - участок грунтовой дороги, куда может проехать только внедорожник. Плюс к этому, был смыт мост через реку Чашури ниже села Чвешо, и до Гоны заброску отвезти не получилось. Оставили у работников, ремонтирующих мост. На развоз забросок ушло примерно 5 часов.

Начало маршрута пролегало вдоль границы с Южной Осетией (спорными территориями).

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Участок пути

Район перевалов МИЭТ и Вост. Эдена

вниз по д.р. Зопхитури к реке Риони в село Геби

С ледника Эдена Зап.

через перевал 1А Риони вниз по д.р. Риони в село Геби.

Вершина Пасисмта

Основной вариант

Запасной вариант

Пер. Бурджула Южн. 2Б

пер. Латвийского ГУ (2А 3911) – лед. Нацанцара – пер.Комарова (2А 3647)

Пер. Флеровой Веры 1Б

Штаха (н\к 2476)

Пер. Эдена Вост. 2Б

пер. Крутой (2А* 3431) + пер. Плато Эдена – лед.Эдена Вост. - пер. Эдена Южн. (2Б3610)

Пер. Шеусури 1Б (первопроход)

пер. Лапурский (н\к 3000)

Допускается обход любого перевала по долинам

Изменения маршрута и ихпричины.

Не совершен радиальный выход на южную предполагаемую седловину перевала Геске - отсутствие тропы на большей части пути по д.р. Гамрула и высокотравье значительно снизило скорость передвижения.

Не совершен радиальный выход на вершину Доломисисцвери - низкая облачность и решение устроить полудневку.

Не был пройден перевал Бориса Орлова - отсутствие тропы при подъеме в долину ледника Цихварга Вост. привело к позднему подъему на перевал Флеровой Веры, где группу застала непогода, что привело к тому, что не было возможности начать подъем на перевал Орлова Бориса в первой половине дня. А сам перевал с большим количеством осыпного материала под верхом выглядел камнеопасно.

Не был пройден перевал Цирт, так как он был логичен, только в связке с перевалом Бориса Орлова.

Вместо перевалов Бориса Орлова и Цирт были пройдены перевалы Выходной (первопроход) и перевал Коднарульский.

Был сокращен конец маршрута с первопроход перевала Шеусури и восхождением на вершину Шода, так как группа израсходовала все запасные дни на непогоду, движение по долинам без троп и по высокотравью, а в конце еще добавился каньон реки Сакаура.

День пути

С. Гоми – левый берег р. Гамрула

11,9 км

7 ч 20мин.

Движение без тропы, густая высокая растительность, брод реки, спуск\подъем по крутым склонам

16.08.17

М.н. –истоки р. Гамрула

6,8

6 ч 30мин.

Движение без тропы, густая высокая растительность, брод реки, движение вдоль русла реки, подъем по узким травянистым полкам и крутым травянистым склонам

17.08.17

М.н. – озеро Удзиро

4,1

2 ч 55 мин.

Густая высокая растительность, подъем по травянистым склонам, движение по куруму, спуск по осыпному склону и снежнику

18.08.17

М.н. – д.р. Бубисцкали

14,5

7 ч 10 мин.

Спуск по крутому осыпному склону

19.08.17

М.н. –морена ледника Зап. Бубис

8,7

5 ч

Движение по осыпным склонам, куруму

20.08.17

М.н. –верхнее ледовое плато Бокос

7,9

11 ч 5мин.

Движение по зачехленному и открытому леднику, подъем по снежнику, 2 веревки перил через ступень ледопада, движение с одновременной страховкой по закрытому леднику, перевальный взлет - 3 веревки по снежному склону

21.08.17

М.н. –морена ледн. Бурджула

5,7

9 ч 20мин.

На спуск 2 веревки перил по скально- осыпному хребту, спуск по скально- осыпному рельефу, движение одновременной страховкой по закрытому леднику

22.08.17

М.н. – д.р. Нацарула

3 ч 00мин.

Спуск по осыпным склонам, густая высокая растительность

23.08.17

М.н. – пер.Веры Флеровой (Ноцарула,1Б, 3450)

6,6

5 ч 50мин.

Густая высокая растительность, подъем по крутому узкому хребту с выходами скал через заросли рододендрона по деревьям с элементами простого лазанья, движение по куруму, открытому леднику, 1 веревка перил -преодоление ступени ледопада по снежному мосту, движение с одновременной страховкой по закрытому леднику

24.08.17

М.н.–правый борт д.р. Цихварга

3,3

7 ч 00 мин.

4 веревки перил – спуск по ледовому склону, спуск с одновременной страховкой по снежному склону, спуск по осыпному кулуару, движение по куруму зачехленного ледника, подъем по осыпному склону

25.08.17

М.н. – истоки р.Коднарула

5,1

4 ч 10мин.

Подъем\спуск по осыпному склону, спуски по осыпным кулуарам, движение по куруму

26.08.17

М.н. –д.р.Чашури

10,1

6 ч 10мин.

Движение по куруму, траверс осыпного склона, подъем по скально-осыпным кулуарам, движение с одновременной страховкой по закрытому леднику, движение по открытому леднику, спуск по долине реки с буйной растительностью и многочисленными ручьями

27.08.17

М.н. – д.р. Домбурули

8,6

4 ч 05мин.

Заводненная долина, густая высокая растительность, преодоление горного ручья, густая высокая растительность

28.08.17

М.н. –истоки д.р. Домбурули

6 ч

Густая высокая растительность, преодоление пояса бараньих лбов – 1 веревка перил, подъем по осыпным склонам

29.08.17

М.н. – лед. Зап. Зопхито

7,3

4 ч 50

мин.

Подъем\спуск по осыпным склонам, спуск по куруму, преодоление горного ручья, подъем по открытому леднику

30.08.17

М.н. –верхний цирк пер. Эдена Вост. (2Б, 3772)

4 ч 45

мин.

Подъем по открытому леднику, курум, подъем с одновременной страховкой по закрытому леднику

31.08.17

М.н.

01.09.17

М.н. – лед. Зап. Эдена

10 ч 00 мин.

Движение с одновременной страховкой по снежному склону, 3 берга – 3 веревки перил, перевальный взлет – 3 веревки перил по снежному склону, спуск с одновременной страховкой по закрытому леднику, 1 веревка перил по снежно-ледовому склону, движение по открытому леднику

02.09.17

М.н. – ГКХ восточнее в. Пасисмта

3,9

5 ч 05мин.

Подъем по снежнику, движение по скально- осыпному рельефу с элементами простого лазания, движение с одновременной страховкой по снежному склону

03.09.17

М.н. –Лечхумский хребет

8,3

8 ч 35мин.

Траверс осыпного склона, 1 веревка перил по снежнику, движение по скально- осыпному рельефу с элементами простого лазания, спуск по осыпному склону, 1 веревка спуска по скально-осыпному рельефу

04.09.2017

М.н. –истоки р. Сакаура

7 ч

Подъем\спуск по осыпным и травянистым склонам, густая высокая растительность

05.09.17

М.н. – левый берег реки Сакаура

10,5

6 ч 00мин.

Густая высокая растительность, движение по руслу реки

06.09.17

М.н. – левый берег реки Сакаура 2 км до с.

9,5

6 ч 20мин.

Каньонинг, густая высокая растительность

07.09.17

М.н. – г.Они

19,4

4 ч 40мин.

Итого:

Описание прохождения группой маршрута.

Все, что касается рельефа лево и право указывается в орографическом смысле.

Получение пропуска в погранзону в г. Они и развоз забросок.

15.08.17. Нулевой день похода, понедельник.

В Они приехали в 15:45. В 16:00 в пограничном управлении. Получаем пропуск, находим водителя для развоза забросок. Покупаем бензин на заправке у главной площади. Бензин без проблем наливают прямо в ПЭТ-бутылки с узким горлышком (были заготовлены заранее). Раскладываем продукты и снаряжение для забросок по мешкам. На УАЗике вместе с забросками уезжают два участника. Так как время приближается к вечеру, договорились, что оставшуюся группу с рюкзаками отвезут дополнительно на другом УАЗике в село Гоми, а ребят, отвозившим заброски, на обратном пути высадят у поворота в село Гоми. От Они до Гоми минут 15 езды. После съезда с основной дороги начинается грунтовая, уходящая на правый борт реки Гамрула крутым серпантином. В селе оставляем участника со всеми рюкзаками, и спускаемся к реке Риони встречать ребят. Около 21:00 возвращаются ребята, и начинается гроза с проливным дождем. На ночь нас приютили в доме у председателя Гоми.

Подъем по долине реки Гамрула в цирк перевалов Геске и Западное Плечо Алавидзе.

15.08.17. Первый день похода, вторник.

Подъем в 7:00. Выход из села Гоми в 9:10 по грунтовой дороге, которая идет траверсом с плавным набором высоты по правому борту долины Гамрула. От села идет туристический маршрут к церкви, о чем узнали по табличке (ф.1.1), которую встретили на дороге через 900 метров. Судя по табличке, тропа к церкви уходит с дороги вверх по склону. Мы же продолжили движение по дороге и в 9:50 остановились на завтрак у родника, который течет прямо у дороги (ф.1.2). GPS-координаты родника: 42°36'44''N 43°32'48''E. Не доходя метров 200 до родника, справа у дороги есть поляны, где можно встать на стоянку, если не останавливаться в селе. У родника развилка дорог. Вероятно, левое ответвление ведет к церкви. Позавтракав, в 11:35 продолжили движение по основной дороге, которая продолжает плавно набирать высоту по правому борту долины реки Гамрула. Чем дальше от села, тем дорога более заросшая, местами на поворотах серпантина дорога серьезно разрушена оползнями, так что машина вряд ли пройдет. На первой развилке дорог после родника продолжили движение по левой дороге, которая забирала вверх по склону и была более “наезженная”. Правая уходила траверсом склона, но была сильно заросшей и явно не используемой. Как стало понятно позже, это была наша планируемая дорога по генштабу. А мы продолжили подъем по более утоптанной, которая вскоре стала подниматься вверх на небольшой хребет, обходя балку с притоком (ф.1.3). В 12:20 остановились на привал и разведку, так как дорога вывела на поляны, а в густой растительности сразу начал теряться след колеи. Разведка показала, что дорога продолжает плавно забирать вверх по склону. В 12:55 продолжили движение. Чем дальше от села, тем дороги выглядят более заброшенными. На очередной поляне выходим к будке пограничников (небольшое заброшенное строение) (ф.1.4). Находим след колеи выше будки и по нему поднимаемся на перегиб отрога на большую поляну, сильно заросшую папоротником и малиной (ф.1.5). Пробираемся сквозь заросли к краю леса и в 13:40 останавливаемся на привал и поиск пути. В лесу находим след дороги и в 13:50 продолжаем движение (ф.1.6). Дорога вновь плавно набирает высоту. Очень скоро выходим из леса на поляны. Дорога окончательно теряется в густой растительности (местами выше роста человека). Поднимаемся на очередной перегиб отрога и в 14:30 останавливаемся на привал. С нашей поляны открывается вид на противоположный борт долины реки Гамрула со снежниками в верховьях притоков (ф.1.7). Слева от нас показались выходы скал, нам же необходимо вниз в долину. Гремит гром, срываются редкие капли дождя. В 14:40 начинаем спуск в долину без дорог и троп. На полянах буйная растительность, в лесу небольшие участки густых зарослей кустов и лиственных деревьев. Был небольшой участок, где двигались по веткам деревьев, не касаясь земли. Но ниже по склону начинается пихтовый и буковый лес (ф.1.8). Спустившись к притоку с водой в 16:00 остановились на обед. И снова разведка. Гпс-навигатор “говорит”, что мы рядом с тропой. У ручья крутые осыпные склоны. Прошлись вверх\вниз вдоль ручья в поисках отходящих троп. Ничего похожего на тропу не нашли. Начал накрапывать дождь. Пообедали и в 17:50 продолжили движение.

После крутого подъема от ручья попали в заросли малины. Медленно продвигаемся в зарослях вверх по долине. Гпс-навигатор показывает, что мы на тропе. Периодически выходим на поляны с лопухами по грудь. На открытой местности в густой растительности найти тропу нереально, но вот в лесу находим костровище, заросшее зеленым мхом. Здесь давно никого не было. Участками попадается рельеф похожий на тропу, но он так же легко пропадает. Идем к отмеченному на карте месту перехода тропы с правого на левый борт реки Гамрула. В 19-05 находим явно не штатный спуск к реке (ф.1.9). На место брода не похоже. Отправляется две группы на разведку. Одна – вверх по течению, вторая – на левый борт в поисках подъема и места для стоянки. Вверх по течению явного перехода тропы не обнаружено, возможной стоянки у реки не нашли. Времени на разведку ниже по течению уже нет, стемнело. Набираем воду и уже с фонарями в 19:25 начинаем подъем на левый борт в поисках полки для ночевки. Склон неприятный – градусов до 30, сначала с зарослями лопухов и сыпухой, затем спрессованный земляной склон. В 21:20 становимся на ночевку на земляной полке (ф.1.10).

Итоги дня: Тропа\дорога, указанная на генштабе заброшена. При заходе в долину реки Гамрула надо быть внимательнее при ориентировании. В нашем случае, ошибочно отдали предпочтение более используемой дороге, которая в скором времени перестала быть таковой. Много времени потратили на поиск тропы, на “тропление” в высокотравье. Набрали высоты больше необходимого. Движение в темноте и поздняя стоянка. До планируемого места ночевки не дошли пару километров.

Чистое ходовое время – 7 часа 20 мин. Километраж за день –11,9 км.

Ф.1.1 Указатель: с. Гоми - церковь

Ф.1.8 Спуск к реке Гамрула

Ф.1.9 Спуск к месту брода р. Гамрула

Ф.1.10 Место стоянки на левом борту

16.08.17. Второй день похода, среда.

Подъем в 7:00, вышли в 9:10 вверх по долине. Плавно забираем вверх, каньон реки в метрах 200-300 от нас (ф.1.11). Идем без тропы по склону местами до 30 градусов. Пересекаем овраги, завалы деревьев (ф.1.12). В 9:55 привал, разведка тропы. Гпс-навигатор сообщает, что мы где- то на уровне, но следов не находим. В 10:15 продолжаем движение и в 10:25 выходим на тропу в лесу, которая начинает спускаться вниз (ф.1.13), обходя скальные выступы, а затем идет траверсом склона. Сразу возрастает скорость передвижения. В 10:30 технический привал на забор воды у притока (ф.1.14). Продолжаем движение, и вскоре тропа уходит серпантином вверх, обходя крутые участки (ф.1.15). Здесь тропа ярко выражена и нет никаких сомнений, что мы на маршруте. Тропа режет склон, местами идем по довольно узким полкам (ф.1.16). Проходы по лесу чередуются с пересечением открытых участков с притоками, заросших растительностью местами с рост человека (ф.1.17). В 11:15 выходим на скальную полку у небольшого водопада, где делаем привал (ф.1.18). Отсюда открывается вид на каньон реки внизу и на противоположный борт долины.

В 11:40 продолжили движение. К 12 часам тропа вывела к реке (ф.1.19). После небольшой разведки в высокой растительности стало ясно, что продолжение тропы на этом берегу нет. Переходим на правый берег и в 12:40 становимся на обед у реки.

В 14:45 продолжаем движение вверх по реке. Сразу двигаться по реке затруднительно из-за ступеней водопадов с прижимами. Пытаемся прорубаться по левому берегу в растительности с рост человека, местами идем по примятой траве, предположительно медведем (ф.1.20). Взбираемся на крутой земляной склон, который в итоге обрывается не менее крутым склоном правого притока реки Гамрула. Спускаемся обратно к реке и выходим к месту впадения правого притока реки Гамрула. Этот приток течет, из долины с н\к перевалом в долину реки Козидон (Южная Осетия, спорные территории). Дальнейшее наше движение было по камням вдоль реки Гамрула (ф.1.21). В 15:45 остановились на привал у реки. На правом берегу множество следов примятой травы медведем. В 16:05 продолжили движение вверх по долине. В месте сужения берегов и повороте реки (ф.1.22) на левом берегу нашли текущий из склона источник минеральной воды. Чуть дальше источника нашли подтверждение обитания в этой долине медведя. В 16:45 подошли к снежнику, перекрывающему долину (ф.1.23). В этом месте долина сужается, поворачивает и представляет из себя ступень с водопадами. Описания прохождения в верховья долины у нас не было. Поднимаемся на левый борт над снежником и в 17:00 становимся на привал, а две группы уходят на разведку. Одна – вверх по склону правого борта, там под вершиной просматривалась полочка, по которой возможно можно попасть на следующую ступень долины. А вторая, по полкам над рекой (ф.1.25), этой группе, как менее просматриваемой и слышимой была отдана вторая рация. Ребята с рацией сообщили, что пройти можно (ф.1.24). Вариант подъема по склону в обход каньона, по отзывам первой группы, оказался сложнее, чем кажется снизу, и группа не успела далеко подняться. Поэтому было принято решение идти по полкам над каньоном. В 17:20 продолжили подъем по скально-травянистым полкам левого борта над каньоном реки Гамрула (ф.1.26). Места проходимые, но есть неприятные узкие участки и где надо “шагнуть” (ф.1.27, ф.1.28). В сырую погоду на данном рельефе может быть небезопасно. В 18:40 остановились на привал у ручья. В 18:50 продолжили подъем по травянистому склону местами до 30 градусов. Ступени с водопадами обошли справа по руслу сухого ручья (ф.1.29). А затем траверсом по травянистому склону местами с зарослями рододендрона вышли на ровную площадку выше водопадов, где в 19:20 встали на стоянку (ф.1.30).

Итоги дня. В начале дня нашли тропу, что значительно облегчило передвижение по долине реки Гамрула с ее довольно сложным рельефом. Движение без тропы по зарослям и разведка пути отняло много сил и времени, что не позволило совершить радиальное восхождение на предполагаемую южную седловину перевала Геске. Но стоянка на планируемом месте, что не может не радовать.

Чистое ходовое время – 6 часа 30 мин. Километраж за день – 6,8 км.

Ф.1.11 На склонах левого борта

Ф.1.28 Подъем по полкам

Ф.1.29 Обход водопадов по левому борту

Ф.1.30 Стоянка выше водопадов

Перевал Геске (радиально), 1А, травянисто-осыпной, 3000 м.

GPS-координаты: 42°39'08''N 43°37'51''E. Высота по данным GPS: 2924 м.

Перевал Геске расположен в хребте Урсдоником под Южным гребнем вершины Алавидзе. Соединяет реку Чхогури (Чхаури) с севера с рекой Гамрула (Гомила) на юго-западе.

17.08.17. Третий день похода, четверг.

Подъем в 6:00. Выход со стоянки выше пояса водопадов в 8:00. Наше направление северо- восток. С места стоянки виднеется вершина Алавидзе и понижение справа от вершины – район седловины перевала Геске (ф.2.1). Изрезанный рельеф реки, стекающей с верховьев, будем обходить справа по ходу. Сначала движемся по густой растительности. Идем по травянистым склонам, иногда пересекая складчатости и лавируя между выходами скал. В 8:45 останавливаемся на привал. В 9:00 продолжаем подъем по травянистым склонам, ориентируясь на вершину Алавидзе (ф.2.2). В 9:55 останавливаемся, не доходя метров 100 до седловины перевала Геске. Здесь много ровного места для стоянок, со снежника вытекает ручей. В 10:30 поднялись на перевал Геске (ф.2.3). Седловина перевала широкая (ф.2.4). Сложили тур, оставили записку. С перевала открывается вид на вершину Доломисис-Цвери и район перевала Чхаури (ф.2.5), спуск в долину реки Чхогури (ф.2.6) и вершину Геске.

Ф. 2.1 Подъем на перевал Геске с запада

Ф. 2.2 Подъем на перевал Геске с запада

Ф.2.3 Группа на перевале Геске

Ф.2.4 Седловина пер. Геске, вид на юг/p>

Ф.2.5 Вид с пер. Геске на пер. Чхаури

Ф.2.6 Спуск с пер. Геске на восток в д.р. Чхогури

Перевал Западное Плечо Алавидзе (1Б, первопроход), скально-осыпной, 3076 м. GPS-координаты: 42°39'14''N 43°37'18''E. Высота по данным GPS: 3076 м.

Перевал Западное плечо Алавидзе находится в хребте Урсдоником юго-западнее вершины Алавидзе и соединяет реку Гамрула (Гомила) и левые притоки реки Риони.

В 10:40 вышли с перевала Геске в сторону перевала Западное Плечо Алавидзе (ф.3.1). Движемся по среднему куруму, образованному осыпным материалом с вершины Алавидзе (ф.3.2), в сторону седловины между вершиной Алавидзе и безымянной слоенной вершиной на юго-западе от Алавидзе. Перевальный взлет – плавный подъем по слоистым породам скал и травянистому склону (ф.3.3). В 11:15 вышли к ближайшей седловине перевала Западное Плечо Алавидзе (ф.3.4). Спуск с этой седловины выглядел недружелюбно. Построили тур, но так как после разведки стало понятно, что спускаться лучше с дальней седловины, то перешли сами и перенесли туда записку в новый тур (ф.3.5, ф.3.6). Спуск с перевала представляет из себя осыпной кулуар с выходами слоистых пород скал со снежником в нижней части (ф.3.7, ф.3.8).

В 11:45 начали спуск в сторону озера Удзиро. Сначала по полочке с плавным выходом в осыпной кулуар (ф.3.9), затем из кулуара переход через снежник на соседнюю полку, а затем спуск по узкому языку снежника до самого окончания снежника (ф.3.8). Дальше вниз по складке рельефа слева от большого осыпного вала с вершины Алавидзе спускаемся к озеру Удзиро и в 13:00 становимся на стоянку (ф.3.10, ф.3.11).

Озеро Удзиро: GPS-координаты: 42°39'36''N 43°37'15''E высота по данным GPS: 2825 м.

Итоги дня. Посетили одну из возможных седловин перевала Геске из долины реки Чхогури в долину реки Гамрула. Прошли первопроход из долины реки Гамрула к озеру Удзиро. В планах в этот день было посетить радиально перевал Чхаури и с него сделать восхождение на вершину Доломисис-Цвери (ф.3.12). Низкая облачность и желание отдохнуть привели к решению отказаться от восхождения и устроить полудневку.

Чистое ходовое время – 2 часов 55 мин. Километраж за день – 4,1 км.

Ф.3.1 Подъем от пер. Геске на пер. Зап. Плечо Алавидзе

Ф.3.2 Вид на пер. Геске Зап. Плечо Алавидзе с подъема на пер.

Ф.3.3 Пер. Зап. Плечо Алавидзе с юга

Ф.3.10 Спуск к озеру Удзиро

Ф.3.11 Стоянка у озера Удзиро

Ф.3.12 Вид от озера Удзиро на пер.Чхаури

Перевал Чхаури, 1Б, травянисто-осыпной, 3000м.

Перевал соединяет верховье реки Чхогури (Чхаури) на северо-востоке с левым (орограф.) притоком реки Риони на западе. Седловина перевала Чхаури находится между вершинами Доломисис-Цвери на севере и Алавидзе на юге (ф.2.5, ф.3.11, ф.3.12).

GPS-координаты: 42°39'27''N 43°37'57''E. Высота по данным GPS: 3070 м.

18.08.17. Четвертый день похода, пятница.

Подъем в 6:00, выход в 8:00. От озера хорошо просматривается путь подъема на перевал (ф.3.11, ф.3.12). Кроме того есть свежая маркировка, которая ведет в двух направлениях:

• от озера Удзиро через перевал Чхаури в долину реки Чхогури до военно-осетинской дороги
  • от озера Удзиро через перевал Удзиро (из отчета М. Голубева за 08.2013 г) в село Глола.

От озера сначала идет один маркер и раздваивается чуть выше. Маркер очень густо нанесен на камни осыпного вала (ф.4.1), скорее всего для того, чтобы его было хорошо видно издалека и в снежное время. Но забираться на сам вал особого смысла нет, можно плавно подниматься вдоль его правого борта (ф.4.2). С уровня вала хорошо виден наш вчерашний перевал Западное Плечо Алавидзе (ф.4.3). Под вершиной Алавидзе много осыпного материала и неровный рельеф со снежниками, поэтому тропа забирает на правый борт цирка (ф.4.4). Перевальный взлет 200-300 метров – это осыпной склон до 25 градусов.

В 8:50 поднялись на перевал Чхаури (ф.4.5). Здесь большой тур в рост человека. Сняли записку группы туристов из Грузии и Беларуси от 6 августа 2017 г. под руководством Хоруиско А.В. г. Минск. Еще с 2013 года после похода Голубева Михаила этот перевал стали называть Геске, поэтому и в снятой записке он числится как Геске. Примечательно, что ребята сняли записку от 2016 года нашей севастопольской группы под руководством Денисенко С.А, благодаря фотографиям которой родилась идея пройти перевал Западное Плечо Алавидзе. Оставили свою записку, где указали, что считаем, что прошли перевал Чхаури.

Нас периодически накрывает низкой облачностью, поэтому сложно в полной мере насладиться открывающимися видами.

В 9:10 начали спуск с перевала. Спуск тоже промаркирован и ведет прямо вниз по узкому травянисто-осыпному кулуару местами до 35 градусов (ф.4.6). Примерно посередине спуска есть место с большим камнем, где с использованием навыков простого лазания надо преодолеть пару метров (ф.4.7, ф.4.8). Спуск неприятный, если бы не знать, что все здесь ходят, то можно было бы предложить обойти этот кулуар справа за скальным выступом по куруму (возможно, здесь не ходят из-за камнеопасности или не любви к куруму), а затем спуститься по травянисто-осыпному склону (ф.4.9, розовым отмечен предложенный вариант).

В 10:00 спустились с перевального взлета. Здесь много ровного места под палатки. Открывается вид на седловину перевала Геске (ф.4.10), где мы были день назад. Если приглядеться, то можно увидеть сложенный нами тур.

В 10:20 продолжили спуск в долину реки Чхогури по тропе (ф.4.11, ф.4.12, ф.4.13). Справа от нас открывается вид на возможно южную седловину перевала Геске, куда хотели сделать радиольное восхождение на второй день похода (ф.4.14). Чем ниже спускаемся, тем выше растительность, но мы идем по тропе, поэтому скорость приличная (ф.4.15). Вскоре спустилась к реке Чхогури. Тропа то подходит вплотную к реке, то уводит на склон, но идет постоянно по левому берегу реки (ф.4.16). В 11:20 сворачиваем с тропы к реке, чтобы посетить минеральный источник (GPS-координаты: 42°40'12''N 43°39'36''E) (ф.4.17, ф.4.18). По рассказам Денисенко за 2016 год к источнику вела тропа, но в этом году еще не успели к нему проложить дорожку.

Посидели у источника и в 11:45 продолжили движение. По своим следам вернулись на тропу. С этого момента тропа стала безвозвратно уводить от реки, забирая на левый борт долины (ф.4.19). Появляются лиственные деревья. В какой-то момент понимаем, что идем по хребту, местами он очень узкий (ф.4.20). Слева открываются осыпные сбросы, внизу в долине виднеется село Глола и дорога. А свежий маркер уверено ведет вниз по хребту. Ниже начинается величественный пихтовый лес. Уклон склона растет, без тропы здесь было бы совсем не весело (ф.4.21). В 12:45 останавливаемся на привал. Место выбрали неудачное, много следов пребывания человека в виде мусора, поэтому долго не засиживаемся и в 12:55 продолжаем спуск по тропе. Чуть ниже на повороте тропы находим отличное место с видом и в 13:10 останавливаемся на привал. Хоть и движемся по тропе, но большой уклон и взятая скорость спуска дают о себе знать, колени просят отдыха. В 13:20 продолжили спуск. Тропа начинает уводить на противоположный склон хребта от реки Чхогури (ф.4.22). Еще ниже перед выходом на грунтовую дорогу на тропе стоит табличка (ф.4.23). Она примечательно тем, что говорит о том, что до озера 5 ч 45 мин. Мы подошли к ней в 13:40, то есть через 5 ч 40 мин после выхода с озера и основную часть пути довольно бодро спускались по тропе. А тут предлагают за это время подняться к озеру, набрав прилично высоты.

Вскоре тропа выводит на грунтовую дорогу. Перед выходом на асфальт в лесу родник. На военно-осетинскую дорогу вышли около 14 часов недалеко от моста через реку Чончахи (ф.4.24). Идем вверх по дороге, асфальт свежий. Через 10 минут подходим к воротам курорта Шови (ф.4.25). Информационная табличка говорит, что из курорта Шови есть два маркированных маршрута (ф.4.26): один - к леднику Бубис, второй – по военно-осетинской дороге с выходом через хребет на н\к перевал Чанчахи-Тбилиза (2815 м). Нам как раз интересен первый маршрут.

Сообщаем охраннику, что у нас на территории заброска, он нас без проблем пропускает и в 14:30 подходим к домику, где лежат наши вещи, располагаемся рядом на поляне (ф.4.27). Обедаем, разбираем заброску.

В 16:45 выходим в направлении долины реки Бубисцкали (ф.4.28). Идем по дороге на край территории курорта. Отсюда начинается маркированный маршрут к леднику Бубис (ф.4.29). Идем по грунтовой дороге вдоль правого берега реки Бибисцкали. Дорога пересекает крупный ручей и начинает круто подниматься зигзагом вверх вдоль ручья на правый борт долины. В 17:45 привал на тропе (дорога выродилась в хорошую большую тропу). В 17:55 продолжили подъем и вскоре вышли к развилке. Влево по ходу - видимо к обозначенному на карте кошу, а вправо продолжение маркированной тропы. Нам же необходимо найти ровное место под шатер и воду. Уходят на разведку по обоим направлениям. Маркированная тропа уводит траверсом склона с набором высоты, через метров 500 развилка с указателем к развалинам храма. Поляны есть, но с уклоном и без воды. А по тропе к кошу недалеко нашлось ровное место и до воды метров 100, только спуск крутой. Выбрали этот вариант и в 19:00 стали на ночевку.

Итоги дня. Закончилось акклиматизационное кольцо. Забрали заброску с едой и снаряжением. Идем по плану. Стоянка с костром в лесу. ЧХВ – 7 часов 10 минут. Километраж за день – 15.1 км.

Ф.4.1 Подъем на пер. Чхаури с запада

Ф.4.11 Пер. Геске и Чхаури с востока

Ф.4.12 Спус в д.р. Чхогури

Ф.4.13 Спуск в д.р. Чхогури

Ф.4.14 Пер. Геске? (южная седловина)

Ф.4.15 Спуск в д.р. Чхогури

Ф.4.28 Д.р. Бубисцкали

Ф.4.29 Указатель Шови – ледн. Бубис

Подход под ледник Бубис.

19.08.17. Пятый день похода, суббота.

Подъем в 6:00, выход в 8:00. Возвращаемся на маркированную тропу и продолжаем набор высоты с траверсом склона. В 8:30 у таблички с развилкой к развалинам храма оставляем рюкзаки и поднимаемся на экскурсию (ф.5.1, ф.5.2). В 8:45 продолжили движение по тропе. Вокруг нас бурная растительность, местами в полный рост. Идем по пихтовому лесу, который сменяется березовым, выходим на поляны. Первая вода течет в складке перед кошем. Там же у коша есть ровные поляны для стоянки (ф.5.3). Кош как таковой представляет из себя развалины, но он оказался обитаемый. Там был пастух с мальчиком, рядом паслись лошади. Сложилось впечатление, что это что-то вроде пункта продажи на маршруте. Поговорить не удалось, так как по-русски ни пастух, ни мальчик не говорят. На привал решили немного отойти от коша, так как за самим кошем дорога сильно растоптана животными. Вокруг много

троп, ограждения, но никакой скотины кроме лошадей не видели. В 9:35 остановились на привал на поляне у основной тропы через перегиб от коша (ф.5.4). Рядом течет ручей. В 10:00 продолжили движение по тропе и очень скоро в ближайшей складке рельефа пересекли большой ручей. После ручья тропа стала забирать вверх на отрог. В 10:35 остановились на привал, так как по склону было много черники, и мы не смогли пройти мимо. В 11:10 продолжили плавный подъем по травянистому отрогу (ф.5.5). Тропа приводит к началу древней правобережной морене ледника Бубис (ф.5.6). Мы же свернули с тропы к табличке и метеорологическому “осадкометру” на моренном валу (ф.5.7). Табличка сообщает об окончании маршрута. Это смотровая на ледник Бубис (ф.5.8). В 10:55 остановились на привал. Вообще если идти на ледник, подходить к табличке – небольшой крюк, лучше идти по тропе до перемычки склона с моренным валом. В 12:05 стартуем от таблички и идем сначала по верху старой морены, а затем уходим с нее траверсом склона по тропе. Держим курс на более свежую правобережную морену (ф.5.9). Очень скоро тропа заканчивается и поднимаемся по средней крутизне осыпям. В 13:00 останавливаемся на обед у ручья в кармане правобережной морены (ф.5.10). Начинает идти дождь. Периодически гремит в отдалении. К концу обеда дождь временно прекращается и в 14:45 продолжаем подъем на правобережную морену. В 15:25 останавливаемся на привал на ее гребне. Пасмурно и чем выше поднимаемся, тем больше затягивает облачность. В 15:45 продолжаем подъем по гребню правобережной морены (ф.5.11, ф.5.12). Тропы здесь нет, но выше находим следы пребывания человека – огромный стальной бур. К этому времени нас совсем накрыло облачностью, плохая видимость. Понимаем, что поднялись слишком высоко и надо было уходить с гребня раньше траверсом. Начинаем спускаться по крутому внутреннему склону правобережной морены к языку ледника Бубис. Все живое, камнеопасно. В 16:30 останавливаемся на ночевку на песчанном выносе между зачехленными языками ледника Бубис (ф.5.13). Открывается вид на ледник Западный Бубис (ф.5.14).

Итоги дня. Наличие маркированной тропы сильно облегчило подходы к леднику Бубис. Ночевка в плановом месте.

Чистое ходовое время – 5 часов 00 мин. Километраж за день – 8,7 км.