Автор: Иван Петров, Москва

Трек Долина цветов. Гималаи

ТК МАИ

Нитка: пос.Джошуматх - Перевал Khunt Khal Pass (4400,н/к, пешеходная дорога)-Долина Цветов - Перевал Баяндар Кхал, Bhyundar Khal pass (5050,1B) -Перевал Gupt khal pass(5800,2Б) - пос.Гастоли
Состав группы км Дней Вид к.с.
4 чел. ~80-100 13 горный ~2 с эл.4

1. Попадание в Индию. Дели -Ришикеш-Джошуматх.

Билеты и виза в Индию теперь покупаются в электронном виде. Заказать и купить газ в Дели с доставкой можно заранее. Из Дели c автовокзала Kashmire Gate в Ришикеш автобусы ходят каждый час. Из Ришикеша в Джошуматх можно доехать на джипе за 1000INR с человека. В Джошуматхе мы переночевали в отеле и утром в начало маршрута от поселка Хануман Чатти доехали на джипе еще примерно за 500INR.

От поворота серпантина автодороги на Бадринатх, выше поселка Хануман-Чатти начинается каменная пешеходная дорога и идет по правому борту долины. Долина Хануман-Чатти с запада от перевала очень крутая и короткая. От Хануман-Чатти на 4.5 км по горизонтали набор высоты почти 2км. Набор на седловину очень крутой, но широкие серпантины пешеходной дороги и качественная каменная кладка из обтесанных и подогнанных камней делают подъем не очень тяжелым.

2. Перевал Khunt Khal Pass (4400, н/к, пешеходная дорога)

Pass point (30.7112116,79.5566046)

Перевал соединяет поселок Хануман-Чатти и заповедник "Долина Цветов" (Valley of flowers). На пешеходной дороге, ведущей через перевал есть мосты, ступени на крутых участках и каменные "скамейки" для отдыха и т.п. удобства. На открытых полянах часть этой каменной тропы заросла очень густой и настолько высокой (до 3м) травой, что каменную дорогу в траве приходится искать на ощупь.

В середине дорога идет через короткий участок хвойного леса и выводит на пологий участок в средней части долины, протяженностью 700м, на высоте около 3500м. В районе этой пологой части долины есть места для стоянок у реки, среди больших валунов. Тут можно увидеть точно такие же редкие растения и цветы, как и в самом заповеднике Долина цветов, только бесплатно -) Далее дорога переходит на левый борт долины и продолжает резкий набор вверх по крутому серпантину через рододендроновый лес на склоне. На этом участке есть некоторые места, где каменной кладки нет, и дорога превращается в хорошую тропу. На выходе из рододендронового леса, дорога лезет на седловину настолько широкими серпантинами, что часть его избыточных петель быстрее срезать напрямую, даже при движении на подъем. Примерно на высоте 4100, не доходя до седловины есть полка. На полке есть хорошие площадки для ночевки с водой.

Вид на поселок Хануман-Чатти с пешеходной дороги Подъем от поселка
Пешеходная дорога Ступени
Вид наверх на перевал Khunt Khal Pass 4400 с запада Вид вниз на долину Хануман Чатти
Пологий участок долины Заросшая травой дорога
Осенние цветы Зайцеобразные шпионы ITBP повсюду, они зорко следят за нарушителями! Large eared pika
Широкий серпантин выводящий на седловину Khunt Khal Pass с запада Седловина и спуск с Khunt Khal Pass на восток в Долину Цветов

На восточной стороне перевала, в 200 метрах от седловины есть небольшое проточное "озерцо" и хорошие места для ночевок. На спуск на восточную сторону дорога идет по широкой висячей долине, в конце которой переходит на левый борт. В конце висячей долины крутой 300 метровый спуск серпантином выводит в заповедник Долина Цветов. После спуска, дорога переходит по мосту на левую сторону еще одного притока и выводит на пересечение с такой-же пешеходной дорогой на "Т"-образный перекресток. Тут проходит основной туристический маршрут заповедника "Долина цветов"

Вид на долину цветов с перевала Khunt Khal Pass Вид на восточную висячую долину Khunt Khal Pass из Valley of Flowers, тропа идет по зарослям левого борта падающей реки
Долина цветов Khunt Khal Pass 4400 с востока из долины цветов

На тропе нет никаких домиков, хижин, приютов или постов или их следов.
Нацпарк "Долина цветов" имеет строгий режим посещения. В заповеднике запрещено находится без гида и запрещено ночевать. Любая группа, которую вы встретите на тропе должна иметь гида из числа сотрудников заповедника. Чек пост находится выше поселка Гангария.Там проверяют, когда вы зашли и когда вышли из долины. Попадание в долину самодеятельных групп через данный перевал правилами заповедника не предусмотрено. Рекомендуется планировать время попадания в долину цветов и свое пребывание в ней "соответственным" образом и избегать конфликтов. (иначе перевал просто закроют для прохождения поставив пост, как уже было с некоторыми другими перевалами)
Пешеходная дорога, по которой водят экскурсии по долине цветов, идет по правому борту долины. Есть только одна развилка, ведущая к могиле Joan Margaret Legge. В сумерках мы добежали по пешеходной дороге до верха Долины Цветов и встали примерно напротив начала подъема перевала Khulia Ghata pass (5000, вероятно около 2А-2Б из за ледопада на северной стороне). Данных про перевал нет, кроме как отметки на карте и краткого описания 1962 года, что через него можно выйти в Бадринатх.
Рано утром, не дожидаясь экскурсий с туристами и гидами, мы убежали еще выше в моренный карман. Тут отличные места для ночевок. Из этого кармана можно перейти в следующий карман по некрутому травяному склону в сторону перевала Баяндар Кхал, Bhyundar Khal.

3. Перевал Баяндар Кхал, Bhyundar Khal pass (5050,1Б)

Pass point (30.7657678,79.6832232) Перевал соединяет заповедник "Долина Цветов" (Valley of flowers - Bhyunder valley) и ледник Ледник Bankund Glacier. Глобально позволяет перейти из долины цветов в поселок Гамшали. Встречаются такие названия этого перевала: "Бхиундир" - по версии советских топокарт, и целый зоопарк вариантов названий на английском Bhiundhar,Bhyunder,Bhyander и прочие.

Из дальнего моренного кармана в единственном месте можно спуститься на ледник по умеренно-крутому конгломератному склону. (схема) Затем необходимо пересечь ледник к месту выхода ручья из северного моренного кармана. Подъем в карман вдоль ручья. Тут расположен базовый лагерь - слегка замусоренные места для ночевок.

Путь к перевалу по левому моренному карману из верховьев "Долины цветов"
Схема прохождения перевала (видна если увеличить картинку)
Вид назад , на перевал Khunt khal pass 4400
Выход в моренный карман с хорошим местом для ночевки перед перевалом(base camp) Вид на Hathi parbat peak 6727

Из base camp нужно пройти по зеленому моренному карману до конца. Остюда "косой" набор по травяному склону наверх. Затем пройти траверсом по осыпному склону и подняться к озеру. Западная сторона перевала - это несложная каменная осыпь выводящая к озеру под перевальным взлетом. Перевальный взлет от озера мелкозернистый песчаный некрутой склон. Спуск на восток - короткий 50 метровый ледовый склон около 30-35 градусов. По снегу идется пешком в связках. По льду может потребоваться 1 веревка. Внизу закрытый бергшрунд! Спуск выводит на закрытый ледник. По нему надо траверсировать пологий ледник на левую сторону долины и выйти на осыпь левого борта. Отсюда спуск по неприятной крупной осыпи на ледник Bankund (южная ветвь) Ледник Bankund открытый и зачехленный камнями, трещин не видно. Тропа в поселок Гамшали идет по левому борту ледника и приводит в ITBP check post.

Характер осыпного склона с западной стороны Выход на седловину мимо озера

От озера несложный выход на седловину.

Вид с седловины на запад Седловина песчаная, есть небольшой тур Вид с седловины на восток

Спуск c перервала на восток короткий 50 метровый ледовый склон около 30-35 градусов. Внизу закрытая трещина

Спуск на восток короткий 50 метровый ледовый склон около 30-35 градусов. Под ним внизу закрытая трещина берг! Закрытый пологий ледник с восточной стороны

Спуск в район ледника Bankund Glacier

Спуск с восточной части перевала на ледник Bankhund glacier Характер склона - крупная подвижная неприятная осыпь

4. Встреча снежного барса

Точка (28.1620242,85.7018039)

На слиянии ледников, двигаясь по морене как всегда убежав от группы вперед, я заметил движение. Показалось, что там было 2 точки. Один объект пошел вниз на ледник ( взрослый  котенок пошел прятаться в камнях). А второй объект стал быстро приближаться навстречу (мать пошла разбираться с наглыми безволосыми хануманами).

Сначала можно заметить только движение Потом барс вышел из засады, а пошел на меня
Хвост опущен, уши прижаты Начал заходить за спину, неужели хочет напасть?
Подошел метров на 10-15 Посмотрел на меня и зашипел!
Развернулся, и неспешно пошел вниз на ледник Банкунд, презрительно размахивая хвостом.
Ледник Банкунд, где вероятно прятался котенок.

В нижней части ледник Банкунд полностью закрыт осыпным моренным чехлом. По бортам и на стрелках разных веток ледника находятся зеленые моренные карманы. В центральной части на стрелке ледников находится большой зеленый моренный карман. В кармане есть озеро, около котрого следы ночевок и даже нашелся заброшенный индуистский алтарь монаха отшельника. Это священное для индуистов озеро Банкунд. Озеро наполняется водой только весной, осенью вода утекает и в кармане сухо. Но выше есть небольшой ледничок, поэтому в одном месте есть ручей с водой и множество мест для ночевок.

По карману можно пройти наверх в сторону перевала до конца и спуститься по конгломератному склону средней крутизны на ледник.

Стоянки в моренном кармане на слиянии ветвей ледника Банкунд itbр spy следит за тобой!
Моренный карман на слиянии ветвей ледника Банкунд Обход ступени ледника по левому борту
После нашего выхода на ледник погода резко испортилась и начался мелкий снегопад, который продолжался 45 часов без остановки. После погода улучшилась, но начался массовый сход лавин со склонов и глубокая тропежка, которая не позволяла передвигаться быстрее чем 3-4 км/день. Пришлось убедиться в нестабильности осеннего гималайского сезона в очередной раз.
По глупости мы не взяли снегоступы и оказались в снежной западне. Поэтому планы на новые перевалы и/или разведку плато пиков Мана 1,2 пришлось отбросить и принять решение медленно выходить через перевал Gupt Khal на дорогу.
Ступень ледника обходится по осыпям левого борта. Выше ледник пологий и закрытый. По нему можно подойти под перевальный взлет перевала Gupt Khal Pass.
Ледник Банкунд, вид вниз
Ледник Банкунд, вид вверх
Ледник Банкунд, вид на перевал
Пик Мана 7200
Вид с гребня на ледник Bankund. На одной из карт эти верховья ледника Bankund имеют отдельное название Garh Snowfields.
Вид на северную и южную седловины перевала Gupt Khal pass с востока с ледника Банкунд

5. Перевал Gupt khal pass(5800,2Б)

Pass point (30.8633291,79.5879064)

Перевал соединяет ледник Банкунд и ледник Уттарнактхон. Глобально позволяет перейти из долины Ghauli Ganga (поселок Гамшалиitbр!) в долину Saraswati (поселок Гаcтолиitbр!).

Перевал имеет 2 седловины, Северную и Южную. Переход между седловинами через локальную вершинку 5800 - несложный.

Западная сторона - пологий закрытый ледник с трещинами, выводящий на Южную седловину.

Определяющая сторона перевала - восточная, представляет собой 200 метровый крутой скальный склон с ледовыми кулуарами крутизной до 45-50. Наиболее удобный для подъема кулуар выводит с Восточной стороны на Северную седловину. В варианте прохождения перевала с запада на восток, возможен спуск напрямую с южной седловины на ледник Банкунд, который потребует всего 2-3 веревки по крутому скально ледовому склону.
Из-за сильных снегопадов и лавинной опасности, перевал проходился пешком строго вертикально вверх по кулуару, в кошках и на личной технике. Перильная страховка на рыхлом снегу в тех условиях не имела смысла.Ничего не оставалось, кроме как быстро и без остановки затропить кулуар вертикально вверх. В бесснежных условиях тут может потребоваться до 4 веревок по скально-ледовому кулуару крутизной 30 с участками до 40 градусов.

Вид с востока на северную седловину перевала Gupt Khal pass Кулуар ведущий с ледника Банкунд на северную седловину перевала Gupt Khal

Спуск на запад возможен только с южной седловины. Переход на южную седловину через узловую вершину несложный.

Вид с вершинки между седловинами на южную седловину перевала Gupt Khal pass Гребень между северной и южной седловинами перевала Gupt Khal

Спуск на запад по закрытому леднику с названием Nakthani Snowfields пешком в связках. Для обхода ледопада нужно двигаться вдоль правого борта ледника. В конце спуск с ледника по моренному карману правого борта.

Вид с запада на южную седловину перевала Gupt Khal pass Спуск на запад с южной седловины перевала Gupt Khal pass

Ледник Уттарнактхон по версии топокарт (он же Nakthani Snowfields) с запада от перевала.
Путь в правый карман и спуск в обход ледопада на запад
Спуск на запад в обход ледника Пологие участки долины, озера под ледником
Ниже расположены широкие пологие участки долины. Полно мест для ночевки. Спуск по правому борту реки до слияния долин, в очень большой моренный карман.
Слияние долин
По этому моренному карману течет своя "карманная" река, вдоль которой есть тропа. Тропа ведет вниз и переходит через реку на левый борт "моренно-карманной" реки по мосту, который отмаркирован двумя высокими турами. Это не главная, а боковая река, которая все еще течет в правом моренном кармане, а внизу есть основная река долины. (Т.е.это локальные переходы боковой реки) Затем мы перебродили реку обратно на правый борт долины и по тропе вышли к основной долине Saraswati.
Конец кармана и спуск по правому борту, в конце на противоположном борту автодорога Правый борт долины
Важный момент, что дорога Бадринатх-Гастоли находится на противоположном правом берегу непреодолимой реки Saraswati и мостов рядом нет. Попасть на дорогу просто так не получится. Для выхода из долины на дорогу есть два варианта:

Вариант 1. Если заранее(!) перейти на левый борт спусковой долины, то вдоль главной долинной реки Saraswati можно спускаться вниз по тропе по левому берегу до поселка Mana village. Вниз есть хорошая тропа по левому борту. Есть мосты через все боковые притоки вплоть до автомоста, где автодорога переходит на левый берег. Это около 10 км вниз по тропе.

Для успешного прохождения по левому борту долины Saraswati, выше автомоста от Mana крайне внимательно рекомендуется изучить на wiкimapia расположение квадратно-гнездовых отметок с подписью из четырех букв (любезно подписанные другими путешественниками). Обитатели квадратно-гнездовых убежищ обычно по ночам хорошо спят.

Вариант 2. После выхода по правому борту спусковой долины по тропе, подниматься до автомоста у поселка Гастолиitbр Это около 3 км вверх по тропе. Если идти по второму варианту вас могут "тепло принять" жители Гастоли. Результаты "приема" могут быть различными и зависеть от расположения звезд на небе, дня индуистского календаря и других трудно-прогнозируемых факторов. В нашем случае все прошло успешно, но рекомендуется при наличии времени выходить/заходить по 1 варианту от деревни Мана.

После длинной восточной беседы жители Гастоли решили, что у них своих проблем хватает и отпустили нас по дороге вниз. По пути нас подобрал грузовичок с инженерами геодезистами, которые проектируют автодорогу где-то у самых границ с КНР.

На грузовичке мы доехали до поселка Бадринатх. Откуда тут же на джипе поехали в Джошуматх, потом на автобусе в Харидвар и в Дели домой.

6.Покупка газа в Дели.

Газовые баллоны в дели можно заказать вот в этом магазине с доставкой
(Договорились по email  заранее и все привезти точно к заданному времени)
Также на Main Bazar можно купить газовые баллоны, внезапно!, в магазине сумок и рюкзачков. Вот их визитка. Находятся на этом участке улицы с южной стороны
Если поехать с газом в рюкзаке на метро до автовокзала Kashmire Gate, то баллоны могут не пропустить, из-за досмотра с рентгеном на входе. После покупки баллонов надо рассчитывать время на такси по пробкам до автовокзала.

7.Всякая всячина

• 1По поводу названий сторон географических объектов: Все «право –лево» по тексту орографические
    2Переход - это примерно 45мин идем/15мин сидим
  • 3Отметки "pass01,pass02,pass03", на схеме в начале отчета - это очень хорошие варианты первопрохождения перевалов на уровне 2А-2Б, которые мы не успели пройти из-за снегопадов. (материалы по ним  по запросу) pass04 - маршрут на плато и пики МанаI 7092 и Мана II 7272