Автор: Илья Овчинников, г.Пущино

Отчет о прохождении горного спортивного маршрута 5 к.с. по Фанским горам, совершенном сборной Московской области в период с 4 августа по 2 сентября 2018 г.

Справочные сведения (паспорт спортивного маршрута)

Проводящие организации: Федерация спортивного туризма Московской области.

Место проведения: (административно) Республика Таджикистан (физико-географически) Гиссаро-Алай, Фанские горы Общие справочные сведения о маршруте

вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части

Продолжительность общая (ходовых дней)

Сроки проведения

горный

пятая

155 км

30 (28)

04.08 — 02.09.2018

Нитка маршрута заявленная :

р. Арчимайдан — р. Кштудак — пер.[Кштудак Зап. + Пштикуль Вост.] (2А, 3920) — р. Ахбашир-р. Каракуль — р. Караарча — пер. Седло Калужан (3А, 4670) — р. Сарыходан — р. Пушноват — пер. Пушноват (1А, 4010) — р. Ахдасой — р. Биоб — пер.[Биоб + Экспедиционный + Линкор] (1Б, 4400) — пер. Имат (3А, 4100) — лед. Имат — пер. Фанская Сказка (3А, 4300) — р. Желтая — пер. Зард (2А, 4000) — пер. Ход Кентавра (3А, 5000) — Мутные озёра — МАТЦ «Вертикаль-Алаудин» (радиально за заброской) — [пер. Дон + пер. Мирали + г. Чимтарга] (2Б, 5489) — р. Правый Зиндон — оз. Большое Алло — р. Зиндон — р. Арчимайдан

Нитка маршрута пройденная

р. Арчимайдан — р. Кштудак — пер.[Кштудак Зап. + Пштикуль Вост.] (2А, 3920) — р. Ахбашир -р. Каракуль — р. Караарча — пер. Седло Калужан (3А, 4670) — р. Сарыходан — р. Пушноват — пер. Пушноват (1А, 4010) — р. Ахдасой — р. Биоб — пер.[Биоб + Экспедиционный] (1Б, 4250) — пер. Линкор (1Б, 4400) — пер. Имат (3А, 4100) — лед. Имат — пер. Фанская Сказка (3А, 4300) — р. Желтая — р. Сурхоб — пер. Ход Кентавра (3А, 5000) — Мутные озёра — МАТЦ «Вертикаль- Алаудин» (радиально за заброской) — [пер.Дон + г.Мирали + пер.Мирали + г.Чимтарга] (2Б, 5489)-р. Правый Зиндон — оз. Большое Алло — р. Зиндон — р. Арчимайдан

Определяющие препятствия:

Вид препятствия

Категория трудности (перечень)

Категория трудности (фактическая)

Наименование

Характеристика

Седло Калужан

N 39°04.36’, Е 68°08.55’, высота 4760, подъем снежно-скальный, спуск в основном снежно-ледовый

Имат

N 39°08.90’, E 68°21.30’, высота 4120, подъем скально-осыпной, спуск ледово-скальный

Фанская Сказка

N 39°09.65’, E 68°19.51’, высота 4355, подход по ледопаду, подъем скальный, спуск скально-ледовый

3А–

Ход Кентавра

N 39°10.92’, E 68°16.87’, высота 4900, подъем снежно-скальный, спуск снежно-ледовый

связка

Дон — Мирали — Чимтарга

Высота 5489, подъем снежно-скально-ледовый, спуск снежно-скально-осыпной

Заявочные материалы рассмотрены МКК ФСТ Московской обл. (150-00-455530000) в составе: Мартынов В.В., Мартынов А.В., Фефелов А.П.

Состав группы

4ГУ (Терскей), 3А альп.

технический лидер - 2, пом. завхоза, фотограф

Продан Дмитрий Валерьевич

5ГУ (Терскей) 1ГР (Архыз)

снаряженец, реммастер, видеооператор

Усачёв Михаил Львович

6ГУ (Заалай)

3ГР (С. Тянь-Шань)

технический лидер - 1

Михаил Усачёв не смог получить месячный отпуск и вынужден был сойти с маршрута после спуска с перевала Фанская Сказка.

Общая идея маршрута

Маршрут планировался как технически сложная «пятерка», с преимущественным прохождением скальных препятствий. Первая часть маршрута проходила в сравнительно редко посещаемом массиве Дукдон, ее целью была акклиматизация и второе прохождение перевала Седло Калужан (первое прохождение с юга на север). Вторая часть, техническая, включала прохождение перевалов Имат и Фанская Сказка, которые считаются наиболее сложными «тройками-А». Наконец, заключительная часть маршрута — высотно-видовая, с траверсами Ход Кентавра и Мирали — Чимтарга и с посещением Алаудинских озёр и озера Большое Алло. Руководитель уже не первый раз был в Фанских горах и стремился не включать в маршрут те перевалы, в которых он уже был. Маршрут был запланирован на август — в это время наибольшая вероятность хорошей погоды, а перевалы с малым количеством снега становятся сложнее и интереснее. Недостаток прохождения маршрута в августа — большая камнеопасность.

Изменения маршрута и их причины

Практически весь маршрут пройден в заявленном виде. Единственное изменение — обход перевала Зард по долинам, чтобы проводить до дороги уезжающего на работу Михаила Усачёва.

Заезд и выезд, административные процедуры, цены

В этом году возобновил свою работу погранпереход Саразм-Джартепа и заезжать в Фанские горы снова стало удобно через Самарканд. Помимо открытия погранперехода существенно упростился таможенный режим в Узбекистане: в аэропортах появился «зеленый коридор», наличные деньги до $2000 теперь не нужно декларировать таможня и пограничники теперь относятся к туристам корректно и доброжелательно, обмен валюты в Узбекистане по рыночному курсу стал легальным. В Таджикистане срок пребывания «безвизовых» иностранцев без регистрации увеличился с 3 до 10 рабочих дней, но для сложных походов этого недостаточно и регистрацию по-прежнему приходится оформлять.

Для организации заезда и регистрации первоначально мы обратились в фирму Pamir Peaks (получив информацию, что они теперь работают не только на Памире, но и в Фанских горах). Ближе к отъезду они перенаправили нас в Orient Adventure (Руслан амроулов, o rient50@mail.ru) ,с которыми в дальнейшем мы и взаимодействовали. Нам организовали встречу в аэропорту Самарканда, трансфер до границы ($70), трансфер от границы до места старта и от места финиша до границы (по $100), заброску еду в МАТЦ «Вертикаль-Алаудин» (в итоге получилось тоже $100, поскольку с попутным транспортом ее передать не удалось и машина ездила специально). У них же заказали газ (по $12 за баллон 450 г). Для оформления регистрации ($35 с человека) паспорта отдавали водителю при заезде и получали обратно у водителя при выезде. Услугами Orient Adventure мы остались довольны, рекомендуем. На будущее: нет смысла заранее заказывать транспорт из аэропорта Самарканда до границы — такси на месте обойдется дешевле и дефицита нет. Михаил, уезжавший раньше, спустился пешком до пос. Сарвада, откуда уехал в Душанбе на попутной маршрутке, паспорт с регистрацией забрал в Душанбе в офисе Orient Adventure. В какой-то момент мы также вели переговоры о трансфере и регистрации с МАТЦ «Вертикаль-Алаудин», однако нам ответили, что маршрут у нас технически сложный, а в наши сроки альпинистов в лагере уже не будет и в случае ЧП не из кого будет сформировать спасотряд, поэтому они не могут взять на себя ответственность принимающей стороны.

Обеспечение безопасности, связь

Все участники были застрахованы в компании Ресо-Гарантия на сумму $35000. Страховка обошлась в $88 с участника. Pamir Peaks подтвердили свою готовность организовать при необходимости вертолет по полису Ресо-Гарантии.

Для обеспечения связи в группе был спутниковый телефон Thuraya XT и трекер Iridium RockStar. В телефоне использовалась SIM-карта Beeline в режиме роуминга. Для подзарядки аккумуляторов использовалась солнечная батарея. Связь Thuraya была не всегда: нужно, чтобы был виден геостационарный спутник нередко при закрытом горизонте на юге (на леднике Имат, например) связь была (вероятно на отраженном от южной стены сигнале), а вот на перевалах Имат и Фанская сказка ее не было. С трекером сложности возникли при окончании тарифного месяца в середине похода — оказалось, что наличия денег на счету недостаточно, и нужно вручную активировать тариф на следующий месяц. Тариф 1000 юнитов за 3500 руб. оказался избыточным, вполне хватило бы 350 юнитов за 2500 руб. (1 юнит расходуется для отправки 50 символов текстового сообщения или одного автоматически отправляемого сообщения о местоположении, но некоторое количество юнитов расходуется еще для служебных сообщений).

GSM связь на нашем маршруте работала на перевале Биоб и МАТЦ «Вертикаль-Алаудин» (неустойчиво).

Особенность района — кишечные инфекции, которые, судя по всему, передаются через воду. Поэтому сырую воду пить можно только поднявшись до ледников. Мы использовали таблетки «аквтабс» для обеззараживания воды и никаких проблем с кишечными инфекциями у нас не было. Рекомендуется также перед поездкой в Среднюю Азию вакцинироваться от гепатита А и брюшного тифа.

График движения

ЧХВ

Характер пути/p>

Метеоусловия

Вверх по р.Арчимайдан до лет.Арчимайдан

14.5

+850

-70

5:30

Тропа, часть груза на ишаках/p>

Вверх по р.Кштудак

5.5

+450

-100

2:20

Тропа, трава

ясно

Подход под перевал Кштудак Западный.

2.1

+730

2:50

Морены, бараньи лбы, зачехленный ледник

Перевалы Кштудак Западный + Пштикуль Восточный

5.0

+570

-1000

6:00

Осыпной взлет, траверс снежно- ледового склона, траверс по скально-осыпной полке, спуск по осыпям и траве

утром ясно, после обеда незначительная облачность

Вниз по долине Каракуль, вверх по долине Караарча.

15.7

+400

-700

5:40

Тропа (местами осыпавшаяся)

утром ясно, после обеда незначительная облачность

Подход под перевал Седло Калужан.

3.6

+970

4:30

Осыпи, морены, конгломерат

Дневка

утром ясно, после обеда незначительная облачность

Подъем на перевал Седло Калужан.

1.8

+800

-60

11:00

Снег, скалы. 3 веревки перил на подъем, 1 веревка на спуск, весь остальной путь в связках.

утром ясно, после обеда переменная облачность, отдельные снежинки

Спуск с перевала Седло Калужан на ледник Восточный Сарыходан.

5.0

-1250

4:10

Разорванный закрытый и открытый ледник до 45°

утром переменная облачность, после обеда сильный дождь

Спуск в долину Сарыходана.

5.2

-1100

+200

5:30

Ледовый склон до 40°, бараньи лбы, осыпь, тропа

утром и вечером ясно, днем незначительная облачность

Вверх по долине Пушноват.

5.5

+700

2:40

Тропа, часть груза на ишаке.

утром и вечером ясно, днем незначительная облачность

+1000

-1330

8:20

Подъемы и траверс по осыпям, на спусках лед, осыпи, трава

переменная облачность

Дневка, обработка перевала Имат.

+350

-350

3:00

Травянисто-осыпной склон, скалы средней трудности

Подъем на перевал Имат.

2.2

+850

-50

8:00

Травянисто-осыпной склон, скалы средней трудности (3 веревки), осыпь, простые скалы

Спуск с перевала Имат.

1.2

-670

+30

Лед до 40°, скалы, рантклюфт (всего 10 веревок), закрытый ледник

утром ясно, после обеда переменная облачность

Подход под перевал Фанская сказка (до балкона)

3.5

+790

-70

5:00

Открытый ледник, ледопад, закрытый ледник, бергшрунд (по скальному дну), снежный склон

утром облачно, отдельные снежинки днем и вечером незначительная облачность

Перевал Фанская Сказка.

1.2

+160

-410

9:00

Вверх 3 веревки по скалам средней трудности, вниз наискось 5 веревок по льду 40° с отдельными участками скал

утром ясно, после обеда переменная облачность

Вниз по долинам Желтая и Имат.

8.0

-1480

+80

3:30

Открытый ледник с трещинами, морены, тропа

Дневка.

утром ясно, после обеда незначительная облачность

Вверх по долине Сурхоб под перевал Адиджи.

7.6

+1520

5:20

Тропа, морены

утром ясно, после обеда переменная облачность

Подъем на перевал Ход Кентавра.

2.7

+800

-120

8:30

Открытый и закрытый ледник до 40°, скалы средней трудности (4 веревки)

переменная облачность

Спуск с перевала Ход Кентавра до МАТЦ «Вертикаль- Алаудин».

15.1

+300

-2470

7:40

Широкий снежно-осыпной гребень с участками льда, разорванный ледник, морены, осыпи, тропа

утром ясно, после обеда незначительная облачность

Полудневка, подъем к Мутным Озёрам.

+900

2:30

Тропа

Подход под перевал Дон.

4.1

+950

3:30

Осыпи, пологие бараньи лбы, открытый ледник

ясно

Траверс восточного гребня Мирали до перевала Мирали.

1.6

+650

-80

11:00

Фирн 35°, скалы средней сложности 2 веревки, простые скалы 3 веревки, ледовый гребень 30-40°, снежно-осыпной гребень

ясно

Восхождение на вершину Чимтарга.

1.9

+520

-520

8:00

Широкий снежно-ледовый гребень, 1 веревка лед 40°, 2 веревки скалы средней трудности, широкий осыпной и фирновый гребень

ясно

Спуск с перевала Мирали до озера Большое Алло.

7.5

-1840

4:20

Закрытый ледник 25°, морены, бараньи лбы, тропа, глыбовый завал

ясно

Спуск по долинам Зиндон и Амшут до дороги.

10.5

+200

-1540

4:15

Глыбовый завал, тропа

Всего:

+16600

-16600

ЧХВ на «пешеходных» участках по участнику, который нет GPS (по самому медленному будет на 20 больше), на технических участках это полное время работы группы.

Высотный график

Нитка маршрута на карте:

Техническое описание маршрута

На всех фотографиях зеленым обозначен путь, пройденный без страховки, желтым — с одновременной страховкой, красным — с организацией перил. «Левый» и «правый» — орографически, если не оговорено иное.

4августа. Вверх по долине Арчимайдан.

Утром выехали из Кульяли. По дороге наш водитель договаривается с хозяевами ишаков, чтобы нашу заброску отвезли вверх по Арчимайдану. На двух ишаков погрузили все продукты и часть снаряжения, так что идем с рюкзаками по 15–20 кг. Сарымат переходим по мостику. Вверх по Арчимайдану идет вьючная тропа. Через 3 ходки по 40 минут делаем обед. Здесь наши погонщики ловят на пастбище третьего ишака, перераспределяют груз и уходят вперед — мы еще не акклиматизировались и идем медленнее. Ночуем возле большой летовки Арчимайдан, которая расположена примерно посередине между устьями Кштудака и Сарыходана. Обитатели летовки заняты производствам курта. Нас угощают чаем, айраном и хлебом. Расплачиваемся за ишаков. На ночь встаем метрах в 300 от летовки в арчевом редколесье.

5августа. Вверх по долине Кштудак

Утром перепаковываем продукты, формируем заброску на вторую часть маршрута и оставляем ее в летовке. От летовки в долину Кштудак идет тропа, ответвляющаяся от тропы по Арчимайдану в 200 м от моста через Кштудак, т. е. от летовки нужно на километр вернуться назад по основной тропе. Мы пошли по тропе, траверсирующей склон прямо от летовки, и это оказалось неверным, пришлось спускаться на основную тропу, потратив час времени. За полчаса по тропе доходим до летовки в долине Кштудак, переходим по мостику на левый берег. Тропа идет по арчевому редколесью, встречаются родники (но пить сырую воду из них мы не рискуем — вокруг пастбища). Отойдя от летовки за пределы видимости, делаем длинный обед, пережидая жару. После обеда прошли 2 получасовые ходки и решаем на 3000 встать на ночь возле последних деревьев — выше до ригеля удобных мест не видно, а преодолевать его уже поздно.

6августа. Подход под перевал Кштудак Западный.

От места ночевки за одну ходку подходим под ригель. Сначала поднимаемся по желобу в конгломерате, затем по бараньим лбам. Обошлись без веревок, но уже на пределе, в мокрую погоду этот участок следует проходить со страховкой. Выше бараньих лбов идем по морене, приходится пересечь несколько сухих русел с осыпающимися конгломератными склонами. Выйдя к ручью, делаем большой привал. За следующие полчаса подходим к леднику. Обедаем. Чувствуется высота, идут все медленно. После обеда по зачехленному леднику подходим под перевальный взлет. Ставим лагерь на 3680. Метров на 100-150 выше просматривается еще одно выполаживание, но непонятно, есть ли там вода.

Преодоление ригеля в долине Кштудак

Вид на перевак Кштудак Западный с востока и место ночевки 6.08.

7августа. Перевалы Кштудак Западный + Пштикуль Восточный

За первую ходку набираем 150 м — есть площадки, есть вода, можно было этот участок пройти вчера. Дальнейший подъем на перевал Кштудак Западный по осыпи, две ходки по 25 минут. В 10:00 все участники вылезли на перевал. Далее небольшой спуск по осыпи до начала ледника, там надеваем кошки и связываемся. Первый участок траверса до осыпного ребра проходим по фирну одновременно (200 м, 30°). На втором участке (также 200 м) склон становится несколько круче (до 40°) и на последних 40 м открытый лёд, по которому пролетают камни. Сначала идем одновременно, на последнем участке — горизонтальные перила не ледобурах. При прохождении наблюдаем за склоном. Последний снимает перила с односторонней страховкой. Во время его движения камень попадает в ледоруб и ломает его, к счастью участник травм не получил. Собираемся на пологой скальной площадке, снимаем кошки и убираем веревки. По простым скалам выходим на отрожек, с него спуск по снегу на широкую полку, по которой продолжаем траверс склона. Затем подъем по осыпи. В 15:00 выходим на перевал Пштикуль Восточный. Спуск по осыпи, вскоре появляется трава и многочисленные козьи тропы. Привал у большого камня в ручье. Скалу нужно обходить слева. Выходим на тропу и двигаемся по левому берегу ручья. В 17:15 приходим на живописное место у впадения ручья в Ахбашир и встаем на ночевку.

Вид с перевала Кштудак Западный на восток

Вид с перевала Кштудак Западный на запад

Траверс ледового склона на пути с перевала Кштудак Западный к перевалу Пштикуль Восточный

Траверс по скально-осыпной полке и выход на перевал Пштикуль Восточный

Путь спуска с перевала Пштикуль Восточный на юг

8августа. Вниз по долине Каракуль, вверх по долине Караарча.

От места ночевки выходим в 6:00. Идем вниз по долине Ахбашира по тропе на левом берегу реки. Есть несколько снежных мостов через реку (но нам на другой берег не нужно). К 7:20 выходим в долину Каракуля, там тропа теряется, огромная ровная заболоченная поляна, со следами выпаса скота, вдали пасутся лошади. В 8:30 доходим до каменного завала (на карте обозначено озеро, в реальности от него почти ничего не осталось), проходим по левой стороне, местами есть туры. Далее опять по тропе проходим 1 ходку до начала леса и делаем обед возле устья ручья (напротив р.Ближней). После обеда проходим ещё километр по тропе, затем она теряется в скоплении козьих троп идущих по крутому конгломератному склону. Основная тропа идет по другому берегу Каракуля, но мы решаем, что траверс конгломератного склона по частично осыпавшейся тропе проще, чем две переправы через Каракуль и обратно. Спустя 2 ходки выходим на поляну, встречаем местных. С поляны начинаем уходить левее в долину Караарча, не спускаясь к реке и постепенно набирая высоту. В лесу множество набитых троп, неясно какая из них основная. Проходим ещё две ходки и выходим к реке Караарча на большую поляну. В 16:00 ставим лагерь.

Долина реки Караарча

9августа. Подход под перевал Седло Калужан.

Первая ходка по тропе по арчовому лесу. Следующую ходку идем по широкому галечному полю, плавно набирая высоту. Привал возле ручья. Ещё две ходки идём прямо по руслу, снизу оно кажется сухим, но во многих местах из-под камней вода выходит на поверхность. Выше река течет по конгломератному каньону, правый берег — скальная стена. Выбираемся из каньона на левый берег и поднимаемся то по осыпи, то по конгломерату, 30°. На одном из участков даже повесили веревку для облегчения подъема. Далее склон выполаживается и по мореная возвращаемся к ручью у начала ледника. Продолжаем движение по леднику по левому его краю. Справа от нас падают большие глыбы льда с перевала Циолковского. Спустя ходку доходим до удобного места и ставим палатку на морене. Хорошо виден перевал.

Среднее течение Караарчи (выше границы леса)

Для облегчения движения на конгломератном склоне повесили веревку

10августа. Дневка.

Один из участников еще не акклиматизировался, так что решаем сделать дневку. Ремонтируем сломанный ледоруб.

Путь подъема на перевал Седло Калужан с юга

11августа. Подъем на перевал Седло Калужан.

Начало подъема на перевал по снежному кулуару. Идем в связках одновременно. Снег неровный— желоба глубиной 0.5 м, уклон 30°. Первый привал делаем в центре кулуара, наблюдаем за склоном (камней нет). Второй привал у правого борта кулуара под защитой скалы. За 1.5 ч, набрав 250 м, подходим к разветвлению кулуара, привал под защитой скалы. К этому времени из боковых притоков начинают время от времени вылетать мелкие камни, но в неровном снегу они останавливаются. Дальнейший подъем по правому истоку кулуара. Желоба в снегу становятся глубже (до 1.5 м), на дне желобов лед, гребни между ними из раскисшего снега. За следующие 1.5 часа набираем еще 200 м. Далее снег заканчивается. Делаем станцию под защитой скал правого борта кулуара и продолжаем подъем по скальному кулуару (45°, II, местами на дне лед, местами осыпь, из-под ног сыпятся камни). Через 30 м кулуар пересекает нависающая ступень высотой 3-4 м, которая обходится слева по ходу (IV). На этом участке лидер оставил рюкзак на промежуточной закладке. Выше стенки кулуар заканчивается «колодцем». Перильную веревку закрепляем на выступе. Выход из колодца налево (по ходу) 30 м по скалам выводит на пологое скальное ребро, перила на выступе. Лазанье несложное (II-III), но из-под ног сыпятся камни, которые улетают вниз по кулуару, так что по двум участкам перил может идти только один участник. Вся группа собралась на ребре в 14:40. Высота 4600. Дальнейший путь на перевал требует пересечения верховьев трех кулуаров. Движение местами по осыпи, местами по простым скалам, местами по фирну. Большей частью идем в связках с одновременной страховкой через выступы, кое-где попеременная страховка через ледоруб. В четвертом кулуаре поднимаемся на 50 м по льду (перила). Затем 20 м спуск дюльфером (петля на неудобном выступе, подстрахованная оттяжкой на заклиненный в щели камень). Дальнейший путь на перевал сначала по осыпной полке, затем по рантклюфту, затем по снежному склону (все в связках одновременно), и, наконец, по осыпи.

Места для палаток на снегу на северной стороне перевала. Есть вода.

Первая веревка перил

Первая и вторая веревки перил: выход из первого кулуара на ребро

Пересечение второго кулуара

Пересечение четвертого кулуара

Спуск с ребра

Путь по рантклюфту, выход к седловине перевала Седло Калужан

12августа. Спуск с перевала Седло Калужан на ледник Восточный Сарыходан.

Начало спуска по закрытому леднику (20°), разломы обходятся. Через 500 м подходим к ледопаду. Уходим влево, повесив две веревки через ледовые сбросы, выходим на перемычку над нунатаком. Отсюда удобнее спускаться левее, движение в связках, возможно быстрее пересекая участок, на который изредка падают ледовые глыбы. Следующие 2 км (40 мин) пути по пологому закрытому и открытому леднику. Далее начинается ледопад. Идем вдоль его левого борта. Всё удается распутать. Временами начинается дождь. После слияния восточного и западного (с перевалов Седло Москвичей и Сарыходан В.) истоков ледника — следующая ступень ледопада. Ее тоже проходим у левого борта. Ниже появляются морены. Дождь. Обедаем под тентом. В паузах дождя проводим разведку дальнейшего пути: слева сбросы, справа какой-то вариант просматривается. Но дождь усиливается, так что ставим лагерь на ровной срединной морене.

Утро на перевале Седло Калужан, начало спуска.

Верхний ледопад и обход нунатака

Верховья восточного истока ледника Восточный Сарыходан

Путь через ледопад на слиянии западного и восточного истоков ледника Восточный Сарыходан.

Спуск с языка ледника Сарыходан Восточный

Обход каньона Восточного Сарыходана по бараньим лбам

Путь прохождения перевала Седло Калужан на спутниковом снимке

13августа. Спуск в долину Сарыходана.

Спуск с ледника Восточный Сарыходан начинаем в правой его части и уходим по диагонали налево. По льду повесили 4 веревки. Лед грязный, из него вытаивают камни. Этот участок нужно проходить рано утром. Затем по бараньим лбам уходим еще левее и выходим на осыпь.

Ниже река Сарыходан Восточный уходит в каньон. Мы спускались по бараньим лбам его левого борта. Сначала пологие полки и желоба, по которым можно аккуратно идти пешком. Ниже уклон возрастает. Налегке по таким скалам можно было бы слезть, но с рюкзаками мы предпочли повесить веревку (оставили якорь и карабин). В мокрую погоду на этом участке может понадобиться повесить 2-3 веревки. Затем по осыпи спускаемся к ручью. Не исключено, что возможно и движение по дну каньона вдоль ручья, но мы этот вариант не просматривали.

Возле слияния Восточного и Западного Сарыходана появляются деревья. Встаем на обед. С ледника Западный Сарыходан раз в полчаса сходят ледовые обвалы. Оказалось, что мы отправили лишний баллон газа в заброску на Алаудины. Так что ближайшие три дня кипятим воду на дровах.

Спуск по Сарыходану по тропе по левому берегу. Возле устья очень живописная поляна с арчевым редколесьем, вода в арыке. Ставим лагерь, идем в летовку за заброской, обсуждаем возможность подвоза части груза под перевал Пушноват на ишаке.

14августа. Вверх по долине Пушноват.

С утра продолжаем разбирать заброску. Подходят пастухи, договориваемся, о завозе части нашего груза как можно выше по долине Пушновата. Выход в 8:40. Реку Арчимайдан переходим по «мосту» из большого валуна и брёвен. На правом берегу вверх в долину Пушновата и далее к перевалу идёт хорошо читаемая тропа. Трижды по камням переходим Пушноват с одного берега на другой, в итоге оказываясь на правом. Пастухи доводят ослов до «большого камня» — коша, находящегося в устье р.Сахарной. Время 12:15. Дальше сегодня не идем, после обеда завершаем распределение продуктов и пытаемся срочно съесть лишнее.

Осваиваем передвижение на осле

Лагерь «у камня» в устье Сахарной

15августа. Перевал Пушноват, спуск по долине Ахдасой

С утра упаковываем потяжелевшие рюкзаки и в 6:50 начинаем движение. У места ночёвки переходим на левый берег реки. Через час подходим под скалы. Подъём в лоб по набитой тропе, тропа идёт поверху. Дойдя до моренных валов ледника, спускающегося с пер. Пушноват Седло, забираем левее по ходу. Седловина перевала определяется по множеству троп. На неё мы выходим в 11:00.

С восточной стороны седловины сохранился небольшой снежный карниз. На севере видны пики Энергия и Чимтарга, восточнее – Большая Ганза. Через полчаса начинаем спуск. Обед устраиваем, не доходя до долины Ахдасай, на маленьком ручье, текущим из снежника. Ахдассай пересекаем в 15:00, с небольшим трудом найдя место, где можно перепрыгнуть по камням, не замочив ног. По левому берегу идёт набитая тропа. До вечера спускаемся к реке Казнок. Спуск продолжительный, встречаются крутые, неудобные участки. В 17:00 мы на берегу р. Казнок. Брод оставлен на утро.

Путь на перевал Пушноват с запада

Группа на перевале Пушноват

16августа. Вверх по долине Биоб.

Утром переходим вброд через Казнок (при утреннем уровне воды трудности брод не представляет). Поднимаемся к летовке Маслахаттипа (там никого сейчас нет), по основной тропе, идущей вдоль Казнока, доходим до поворота (где она уходит вниз к Биобу) и начинаем подъем по козьим тропам. За 4 ходки доходим до устья ручья, текущего с перевала Кальцит. Обедаем, осматриваем каньон на притоке. После обеда за 3 ходки выходим к выровненным площадкам и встаем на ночевку.

Каньон на притоке р.Биоб

Лагерь под перевалом Биоб

17августа. Перевалы Биоб + Экспедиционный и Линкор

Просыпаемся в 5:00 под аномальные звуки пролетающих мимо объектов (сначала самолётов, а потом чего-то непонятного). До перевального взлета две ходки: первая по осыпям, далее открытый ледник. Перевальный взлет — живая осыпь, подъем по ней весьма утомителен. В 7:30 вылезаем на седловину. На перевале Биоб есть мобильная связь. До перевала Экспедиционный идём 2 ходки траверсом по осыпному склону с небольшим набором высоты. В 9:20 на перевале. Надеваем системы+кошки и начинаем спуск. 40 метров по камням, далее метров 100 жесткий фирн с выходами льда, идем поочерёдно на передних зубьях на три такта. После выполаживания ещё 100 метров до удобного места на камнях, там обедаем. После обеда за одну ходку пересекаем ледник и подходим к началу подъема на Линкор. Снимаем кошки и начинаем подниматься по кулуару, но потом решаем пойти левее по гребню. Склон осыпной, пытаемся выбирать путь с наименее подвижной осыпью. После длинной ходки вылезаем под стену Линкора чуть выше перевала. Дальнейший путь — траверс по осыпного склона 30° с небольшим сбросом высоты. В 15:20 на перевале Линкор. Спуск начинается с небольшого участка снега, затем красивая каменная осыпь зелёного цвета, местами по ней удается съезжать. Спустя 2 ходки начинается травянисто-осыпной склон. Далее длинная ходка в сумерках до ровного места у реки. Ставим лагерь уже в темноте.

На перевале Экспедиционный

Спуск с перевала Экспедиционный

Путь подъема на перевал Линкор. Возможно путь, показанный штриховой линией, был бы удобнее

Траверс на седловину перевала Линкор

Группа на перевале Линкор

Спуск с перевала Линкор в долину Ганзы

18августа. Дневка, обработка перевала Имат.

После напряженного дня решаем отдохнуть перед штурмом сложного перевала и провести его обработку. Подход налегке от лагеря по травянисто-осыпному склону занял 40 минут. Начало подъема на перевал Имат проходит по кулуару шириной 15-20 м. По покрытому живой осыпью дну кулуара подходим к стенке (20 м, 60°, III-IV). Промежуточные точки — френд и якорный крюк. Над стенкой уходим влево (по ходу) по боковому кулуару (осыпь). Станция R1 на выступе на его правом борту. Вторая веревка выводит на широкую площадку. Станция R2 на выступе, для более удобного расположения перил закрепляем их и на промежуточном якорном крюке.

Путь подхода под перевал Имат с места ночевки.

Первая веревка подъема на Имат. Сразу после прохождения стенки — налево.

Первая станция и вторая веревка со второй станции.

19августа. Подъем на перевал Имат.

С грузом подход занял две ходки (30 и 40 мин.). В 7:30 начинаем подъем по провешенным ранее веревкам. Движение по одному от R0 до R2, поскольку камни из-под ног летят до низу. Работу выше тоже начинаем только после сбора всей группы на R2 (в 10:00). По живой осыпи подходим под скальные «ворота», перекрытые стенкой (10 м, 60°, III-IV). Промежуточная точка — френд. Станция R3 на выступе. Вновь не продолжаем движение пока вся группа не собралась на R3 (в 11:00). Дальнейший путь по большому кулуару левее (по ходу) — местами осыпь, местами простые скалы (30-50°, I). Идем одновременно плотной группой. Выше кулуар расширяется, живая осыпь. За 2 часа подходим под стену. Спуск с седловины перевала Имат приводит сюда. Подниматься удобнее левее, там продолжается осыпной кулуар. Еще за час подходим к месту, в котором мо описанию Сергея Романенкова начинался снег. У нас, однако, он растаял, остались мокрые плиты и кое-где лёд. Два участника поднялись по этому участку в кошках. Но удобнее оказалось уйти еще левее и подняться по сухим бараньим лбам. Затем траверсируем верховья кулуара направо и выходим на площадку, с которой 10 м дюльфера на перевальный гребень. Находим станцию на скальных крючьев, оставленных предыдущей группой, но переносим их в другое место — на наш взгляд так спускаться удобнее.

На южной стороне перевального гребня несколько небольших площадок под палатки. Мы, однако, предпочли построить новые на северной стороне, чтобы встать рядом с водой. На ночевку встали в 16:00.

Путь вверх со второй станции.

Третья веревка

Кулуар, ведущий к перевалу Имат

Движение по простым скалам в кулуаре

Верхняя часть кулуара, выводящего на гребень перевала Имат выше седловины. Путь, показанный голубой линией, удобен при наличии снега (как было у С.Романенкова).

Желтой — при сухих скалах (как было в нашем случае).

Выходим на гребень выше седловины, с площадки 10 м дюльфера на перевал.

Дюльфер на перевал

20августа. Спуск с перевала Имат.

От места ночевки проходим по гребню 200 м на восток. Здесь выступ, на котором несколько спусковых петель. 30 м дюльфера. Затем по пологому снегу 100 м в связках. Дальше склон становится круче, начинаем вешать перила на ледобурах. Две веревки по льду, третья — станция на льду, а путь уже по скальным плитам. Здесь тоже находим выступ с петлями. Следующая веревка по скалам (местами нависающим) приводит на снег. Со сдергиванием этой веревки возникают сложности — приходится подниматься обратно и выходить из рантклюфта на снежный склон подальше от стены. Следующую веревку вешаем на ледорубах, последний спускается на три такта. Дальнейший спуск (три веревки) вдоль водопада, перила удается закреплять на льду. Затем выходим на снег и в связках сначала обходим слева небольшой скальный сброс, затем уходим направо и обходим бергшрунд. Ниже склон выполаживается. По ровному открытому леднику подходим к площадкам на моренах правого борта. Здесь традиционное место для ночевки. Нашли пару газовых баллонов с остатками газа.

Ночевка на перевале Имат

Начало спуска с перевала Имат

Вид с четвертой станции (на льду) на путь спуска.

Шестая станция на снегу. Дальнейший путь спуска — по рантклюфту.

Путь спуска с перевала Имат

21августа. Начало подъема на перевал Фанская сказка (до балкона)

Ранним утром небо затянуто облаками и мы сомневаемся стоит ли выходить. Однако к 8 облака уходят. За час пересекаем пологий открытый ледник Имат. Трещины легко обходятся. Ледопад ледника проходим ближе к левому борту. Почти все разломы удается обойти, и только на одном участке приходится организовать попеременную страховку (лед 50° 10 м) и повесить перила через трещину (спуск и подъем на 5 м). Прохождение ледопада заняло 3 часа. Выше ледопада ледник становится закрытым. За час подходим под бергшрунд. Снежные мосты растаяли, бергшрунд открыт до скального дна. Проходим его справа по ходу — 15 м по скалам, затем полутораметровое снежное нависание. Станция на ледорубах. От бергшрунда 80 м по снежному склону (30-40°) до балкона. Еще одна станция на ледорубах. На балконе ставим лагерь. Пришли уже слишком поздно, так что обработку скального взлета откладываем до утра.

Путь подъема на перевал Фанская Сказка — вид с перевала Имат

Преодоление разлома в ледопаде

Ледопад на подходе к перевалу Фанская Сказка

Преодоление растаявшего бергшрунда Место ночевки на балконе

Путь подъема на перевал Фанская Сказка по скалам

Первая веревка

Вторая веревка

22августа. Перевал Фанская Сказка.

С утра одна связка выходит обрабатывать скальный взлет, остальные собирают лагерь. К месту начала подъема подходим по осыпному конусу между двумя снежниками. Первая веревка по внутреннему углу (45°, II-III), станция на выступе. На второй веревке крутизна внутреннего угла возрастает (60°, III-IV), удобнее лезть левее. Здесь бывает ручей, но на момент прохождения он пересох. Станция на якорях. Сложность третьей веревки примерно та же. Станция на выступе и якоре. До перевальной седловины еще 50 м по осыпи (но ходить там можно только если внизу никого нет) или по пологим скалам немного правее. Последние 10 м — снег.

Первая веревка спуска — скальная, петля на выступе. Дальнейший спуск — косые дюльферы (местами скорее горизонтальные перила) по льду около 40°. Весь путь спуска по льду временами простреливается камнями. Первый делает промежуточные точки для уменьшения возможного маятника, второй их снимает. 2 веревки по льду. Третья веревка пересекает скальный пояс, станция снова на льду. При сдергивании конец веревки застрял по-видимому в щели скал с нижней страховкой подошли по льду до скал, но отсюда освободить веревку так и не удалось разрезали ее и 30 м забрали, а 20 м остались на перевале — для дальнейшего маршрута двух веревок нам хватало, а стоять на камнеопасном склоне дольше не хотелось. Затем еще полверевки косого дюльфера (промежуточный ледобур и проушина для последнего). Отсюда полверевки хватает, чтобы спуститься через бергшрунд. Дальнейшее движение в связках. Уже в сумерках пересекаем ледник и встаем на ночевку на морене его левого борта.

Путь спуска с перевала Фанская Сказка на север: вид от тура.

Третья веревка спуска с Фанской Сказки идет под углом 60° к линии падения воды

Вид снизу на путь спуска с перевала Фанская Сказка. 20 м веревки остались висеть на скалах.

23августа. Вниз по долинам Желтая и Имат.

Выйдя из лагеря, идем вдоль левого борта ледника. За 10 минут подходим к зоне трещин, обходим ее справа, сделав несколько зигзагов. За следующие полчаса подходим к языку ледника и уходим влево на морену. По морене и вдоль ручья (по его левому берегу) за 40 минут подходим к реке Желтая. Переправа возможна прыжком с камня на камень через метровую щель, метрах в 4 над водой. Рюкзаки переправляем по веревке, перепрыгиваем налегке. Дальше идем по тропе по левому берегу Желтой. За 25 минут спускаемся к необитаемому кошу. Ниже река уходит в каньон, а тропа траверсирует склон влево и переваливает через отрожек, затем по арчевому лесу спускается к реке Имат на большую поляну метрах в 400 ниже устья Желтой. На другом берегу видим трех чабанов с отарой овец. По левому берегу Имата идет хорошо набитая вьючная тропа. За час доходим до слияния Сурхоба и встаем на ночевку. С утра у руководителя начался кашель, который к вечеру усилился, появилась слабость, но температуры нет.

24августа. Дневка.

Кашель у руководителя не прошел, самочувствие так себе, температуры нет. Решаем сделать днёвку. Михаил уходит вниз — у него заканчивается отпуск. Остальные участники провожают его до Маргузора и возвращаются с яблоками и печеньем.

25августа. Вверх по долине Сурхоб под перевал Адиджи.

С утра кашель продолжается, но общее состояние нормальное. Решаем продолжить маршрут. Вверх по левому берегу Сурхоба идет вьючная тропа. За первую ходку доходим до родника под березами. За вторую ходку — до границы леса (здесь тоже есть ручей). Выше леса начинаются пастбища, тропа разбивается на множество тропок. Выше покинутого коша тропа окончательно исчезает, идем по пологому каменистому полю. От границы леса за 2 часа подходим к ригелю, подъем на него по крупной осыпи (на всем участке нет воды, а в Сурхобе вода черная). Над ригелем обедаем. После обеда поднимаемся в сторону перевала Адиджи по моренам. За две ходки подходим к леднику. Высота 4135. Выравниваем площадку на морене и встаем на ночевку.

26августа. Подъем на перевал Ход Кентавра.

От места ночевки выходим по пологому открытому леднику. За 50 минут подходим к первым трещинам, выше ледник становится закрытым. Связываемся. За 1:10 по закрытому леднику (до 30°) выходим на седловину перевала Адиджи. Траверс на перевал Енисей начинаем по фирновому склону 25°. Первоначально уходим между горизонтальными трещинами, но этот путь приводит в тупик, приходится вернуться на 50 м назад и идти ниже трещин. Ближе к перевалу Енисей склон становится круче (30-35°), закручиваем несколько промежуточных ледобуров. За 1:50 вышли на седловину перевала Енисей. Обедаем. От нее за 20 минут по осыпи подходим под скальную стену Кентавра. По стене получилось 4 веревки, первый лез без рюкзака и потом спускался за ним. Подъем начали в 12:30. Первую веревку проходим вправо по наклонной полке (II). Станция на якорных крючьях. Вторая веревка идет через внутренний угол (III), над ним пологий участок, станция на большом камне. Третья веревка сравнительно простая (II), по наклонным плитам. Станция на якорях. Четвертая веревка ведет через отвесную ступень (3 м), лидер обошел ее справа (III), промежуточные точки на френдах, станция — петля на выступе. От нее остается 20 м по осыпи до гребня, но нужно поискать удобное место для выхода на гребень. На гребень вышли в 17:30. Надеваем кошки, поскольку перед вершинной башней несколько метров льда. Вершинную башню проходим в связках (I-II, попеременная страховка на отдельных участках). Затем спускаемся в мульду по ледовому склону (30°, 20 м) и встаем на ночевку. Ровняем площадку на мелкой осыпи.

Путь подъёма на перевал Адиджи

На перевале Адиджи. Начало траверса к перевалу Енисей.

Траверс с седловины перевала Адиджи на седловину перевала Енисей (вид назад и вперед с середины пути)

Путь подъема по стене вершины Кентавр

Четвертая веревка

Путь траверса с Кентавра до Замка. Лагерь в мульде вблизи вершины Кентавр.

27августа. Спуск с перевала Ход Кентавра до МАТЦ «Вертикаль-Алаудин».

С утра сходили к туру, поменяли записку. В сторону вершины Замок идем по ледово-фирновому гребню в связках. Для обхода одного из жандармов при траверсе ледового склона 30-35° закрутили 2 промежуточных ледобура. Седловина Замка широкая осыпная. Спуск начинается по пологому закрытому леднику, видно несколько цепочек следов. Ниже начинаются разломы. Судя по всему, наши предшественники искали путь через разломы — идущая влево цепочка следов заканчивается на краю ледового сброса. Возвращаемся ближе к центру, один из разломов обходим, через второй спускаемся дюльфером (15 м). Затем идем правее и выходим в зачехленному леднику. Пытаемся пойти по камням, но это оказывается неудобно — камни едут, а под ними жесткий лед. Вновь надеваем кошки и идем по открытому льду. Спустившись до 4400 уходим с ледника и по морене подходим к альпинистским ночевкам (N39°11.36’, E68°15.68’, 4275). От ночевок вниз-вправо идем хорошо набитая тропа, траверсирующей осыпные склоны. Выйдя на крупную осыпь, тропа исчезает. В этом месте мы ушли слишком далеко вниз и оказались над скальными сбросами, которые обошли справа по нешироким полкам до ручья и вниз по руслу. Лучше было бы идти выше траверсом осыпи до ручья (вероятно там есть тропа, которую мы не нашли). От ручья поворачиваем влево, пересекаем глыбовое поле и по широкому осыпному полю выходим к Мутным озерам (17:00). Здесь стоит несколько групп иностранных альпинистов с таджикскими гидами. Ставим лагерь на плоском камне прямо возле озера, обедаем, и налегке (взяв с собой коврики и спальники) идем вниз в МАТЦ «Вертикаль-Алаудин» за заброской. На закате проходим Алаудинские озёра и уже в темноте приходим в лагерь. Ужинаем в чайхане, на ночь располагаемся под открытым небом на территории лагеря. Альпинистов в лагере уже нет, проходят тренировочные сборы таджикских спасателей. Вечером общаемся с ними.

Начало спуска с седловины Замка

Спуск через разлом

Путь спуска с Замка с места выхода на морену

28августа. Полудневка, подъем к Мутным Озёрам.

Утром завтракаем в чайхане. Спасатели ушли на акклиматизацию, в лагере несколько палаток туристов. Забираем нашу заброску.

29августа. Подход под перевал Дон.

Пересекаем галечное полу над Мутными озёрами и начинаем подниматься по тропе, маркированной туриками. За 1.5 часа поднимаемся к пологим бараньим лбам, по ним выходим на морену и затем на пологий открытый ледник. Поднимаемся по нему до поворота, дальнейший путь подъема идет по осыпи. Обедаем. После обеда за 2 часа подходим к площадкам в 100 м ниже перевала Дон. Решаем заночевать здесь, опасаясь сильного ветра на седловине перевала. Вода в ручье в 30 м от лагеря.

Путь подъема на перевал Дон с юга

Вид на Мирали и Чимтаргу с Замка

Скальный пояс и гребень Мирали из МАТЦ «Вертикаль-Алаудин»

30августа. Траверс восточного гребня Мирали до перевала Мирали.

Под скальный пояс подходим по фирновому склону 30-35°, в верхней части с кальгаспорами. Первые подошедшие снимают кошки и готовятся подниматься по скалам, но оказывается, что удобнее обойти первую ступень немного левее по фирну и траверсом пройти к кулуару (снявшим кошки повесили перила). Первая веревка по широкому внутреннему углу (порода очень сыпучая) выводит на осыпную наклонную полку. Станция на якорях. По полке уходим на 50 м влево пешком, делаем станцию на выступе под нависанием. Вторая веревка по скальной полке и наклонным плитам. Затем 50 м траверса по осыпи и разрушенным скалам и выходим на осыпную площадку на гребне. Третья веревка — подъем на жандарм (15 м, III), здесь уже скалы прочные, есть щели под закладки, затем выходим на скальный гребень (I-II), с рюкзаками предпочли повесить на нем перила (четвертая веревка). Ровная осыпная площадка и дальше начинается ледовый гребень, его уклон достигает 30-40°, но лед неровный. Надеваем кошки, связываемся с интервалом 25 м и идем одновременно с промежуточными ледобурами. Закрутив 14 буров, выходим на осыпной гребень. Дальнейший путь до вершины Мирали — по тропе, несколько жандармов проходятся по гребню с одновременной страховкой через выступы (I) или обходятся. При большем количестве снега можно было бы пройти траверсом склона прямо к седловине перевала Мирали, но мы опасались встретить там лёд и предпочли пройти через вершину Мирали. Встречаем закат Солнца, виды потрясающие. С вершины Мирали на перевал Мирали можно спуститься пешком по простым скалам. Однако, в темноте этот путь мы не нашли и повесили одну веревку налево от гребня, затем вышли на перевал по фирну (50 м). Веревку на ночь оставили висеть. На перевале снега нет, ставим палатки на осыпных площадках.

Нулевая (часть группы обошла этот участок в кошках левее, а снявшие кошки раньше времени — вылезли по перилам или с верхней страховкой), первая и вторая веревки скального пояса Мирали

Вторая веревка

Третья веревка — выход на жандарм.

Третья веревка на гребне Мирали

Четвертая веревка — по скальному гребню. Можно было бы пройти и в связках.

Ледовый гребень — 350 м, идем одновременно с промежуточными точками (14 ледобуров).

Жандарм на гребне Мирали

Мирали и Мария на фоне заката

Лагерь на перевале Мирали. Начало подъема на вершину Чимтарги.

Красным показан наш путь (3 веревки перил по льду и скалам), оранжевым — обычно используемый (подход по снегу и 1 веревка по скалам), фиолетовым — путь спуска.

31августа. Восхождение на вершину Чимтарга.

С утра два участника сходили сняли с гребня Мирали оставленную вечером веревку, спустились пешком.

В 9:50 выходим на восхождение. Идем в связках по фирновому гребню. Вскоре гребень становится ледовым — оказывается удобнее уйти немного правее и пройти по нижнему краю разлома.

Обычно по скальному поясу поднимаются метрах в 100 левее, подъем по скалам там проще. Но в нашем случае до начала этого пути подъема пришлось бы траверсировать 100 м по ледовому склону 40°, так что упростить путь не получилось бы, так что поднимаемся в лоб. Первая веревка по льду (40°), станция на ледобурах. Вторая веревка выводит на скалы, промежуточный ледобур и станция на якорях. Третья веревка по косой полочке (III) выводит как раз к спусковой станции (выступ с несколькими петлями). Оставляем здесь всё скальное снаряжение. В связках обходим по фирну жандарм и выходим на осыпной гребень, по нему 200 м. На горизонтальном участке гребня проходим замерзшее озерко. Дальнейший путь до вершины по широкому фирновому гребню, идем одновременно в связках. Вершин несколько, между ними фирновые мульды. Тур на южной вершине.

Спускаемся по пути подъема. После скального пояса повесили еще две веревки перил по льду. Закат встречаем, сдергивая последнюю веревку. В сумерках возвращаемся в лагерь.

Верхняя часть гребня Чимтарги. Здесь уже фирн, можно идти одновременно.

Группа на вершине Чимтарги.

1сентября. Спуск с перевала Мирали до озера Большое Алло.

Спуск с перевала Мирали на запад начинается по пологому закрытому леднику. Идем в связках по фирну. Сбросив 350 м, уходим направо на морену. Развязываемся, снимаем кошки. Затем по морене подходим к бараньм лбам. Где-то правильный путь размечен турами, где-то приходится его искать. За 1:20 проходим бараньи лбы. Дальнейший путь по четко видимой тропе по левому берегу ручья. За час спустились к Правому Зиндону. Еще за полтора часа дошли до Большого Алло и встали на ночевку.

Бараньи лбы на спуске с перевала Мирали

Озеро Большое Алло

2 сентября. Спуск по долинам Зиндон и Амшут до дороги.

За полчаса обходим Большое Алло, путь идет через глыбовый завал и обозначен турами. Сток из озера подземный, река появляется много ниже. За 1:15 спустились до реки. Затем за 1:30 до озера Малое Алло, искупались в нем. Затем за 2 часа дошли до дороги. Поход окончен, водитель нас уже ждет.

Специальное снаряжение

При прохождении маршрута использовались 3 веревки по 50 м: динамическая Edelweiss Excess Unicore EverDry 9.6 мм и две статических коломенских 9 мм. Первоначально предполагалось использовать две динамаческие полуверевки, но в последний момент состав группы уменьшился и для облегчения заменили их на одну одинарную. Коломенскую веревку пропитывали водооталкивающей пропиткой Nikwax Rope Proof (причем отрезали по 58 м, после пропитки она села до 51 м). Для организации страховки на скалах у группы были: комплект френдов Wild Country (0.5, 0.75, 1, 2, 3), гексы Wild Country (4, 5, 6), комплект стопперов Венто, 6 якорных крючьев, 2 швеллерных и 2 плоских универсальных скальных крюка 2 скальных молотка (CT Thunder и Венто), 2 экстрактора, 6 оттяжек. Использовались больше всего якоря и френды. Долго думали над рекомендацией И. Михалёва взять скальные туфли, но в конце концов решили сэкономить вес и не жалели об этом.

Для организации страховки на льду у каждого участника было по 2 качественных ледобура (Grivel, BD, Petzl, Simond) и крючок для проушин. Ледовые инструменты не брали, у трех участников были технические ледобуры (Grivel Jorasses, Petzl Sumtec). У каждого участника был крючок для организации проушин.

Выводы и рекомендации

Маршрут был пройден в условиях минимального количества снега, что увеличило сложность и камнеопасность препятствий. С погодой нам повезло — только один день был дождь, еще дважды выпадало по несколько снежинок.

Завоз части груза на ишаках сильно облегчило нам жизнь, рекомендуем не упускать такую возможность.

Связка Кштудак Западный + Пштикуль Восточный в малоснежных условиях требует уверенного передвижения на передних зубьях кошек и для «троечной» группы будет очень серьезным препятствием — возможно стоит поднять сложность до 2А*. Перевал камнеопасный.

Перевал Седло Калужан — сильная двусторонняя 3А. Второе прохождение, и первое прохождение с юга на север. Просмотренный первопроходцами путь подъема по снежному кулуару с последующим траверсом оказался оптимальным. При б=5461

Георгий Сальников, 2012, отчет о походе 5 к.с. http://nmr.nioch.nsc.ru/fany125/fany125.html

Сергей Романенков, 2016, отчет о походе 6 к.с. http://namvamtuda.ru/2017/04/13/otchet-fannmount/

Илья Михалёв, 2013, отчет о походе 5 к.с. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6474

Елена Трегубова, 2013, отчет о походе 5 к.с. https://www.tkg.org.ua/files/5fan13og.pdf

Александр Новосёлов, 2014, отчет о походе 4 к.с. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7118

Анатолий Джулий, 2000, отчет о походе 6 к.с. http://tlib.ru/doc.aspx?id=32200&page=1

Анатолий Червяков, 1980, отчет о походе 6 к.с. http://tlib.ru/doc.aspx?id=35915&page=1