Автор: Денис Труфанов, Красноярск
Фото: Татьяна Голованова

Восхождение на К2 будет командной работой.

В горы надо ходить с друзьями

Команда альпинистов-высотников из России, Казахстана и Киргизии, планирующая зимнее восхождение на К-2, рассчитывает отправиться в экспедицию на позже начала января следующего года.

Сразу трое членов команды, которая намерена этой зимой отправиться в Каракорум с целью подняться на К-2 (Чогори), встретились на днях с красноярцами, которым было интересно узнать о том, каково это: ходить зимой на семитысячники, и как идёт подготовка к экспедиции на легендарный восьмитысячник.

Олег Хвостенко, МС по альпинизму; Василий Терёхин, МС по альпинизму, Роман Абилдаев, Сергей Селивёрстов,
Игорь Красов, Алексей Усатых, Александр Пешкин

Встреча с Сергеем Селивёрстовым, Романом Абилдаевым и Алексеем Усатых прошла в доме журналиста в самом центре Красноярска. Не смотря на формат, похожий на пресс-конференцию, всё же получилась достаточно неформальная беседа с ребятами, которые, не смотря на свой высокий спортивный статус, держались очень просто и очень дружелюбно. Возможно, на это повлияло и то, что среди пришедших были их друзья, а также очень много начинающих и опытных альпинистов.

Зимние семитысячники

Первую часть встречи ребята посвятили штурму зимних семитысячников. Рассказали и показали, как они в жесточайших условиях, но с невероятным упорством один за другим брали зимой пик Ленина (2016 г.), пики Хан-Тенгри и Победы (2017 г.), как взяли пик Корженевской минувшей зимой, но всё же не смогли сломить упорство пика Коммунизма. Всё это сопровождалось видеороликами, которые ребята снимали прямо во время восхождений на свои смартфоны. По словам Романа Абилдаева, вся прочая фотовидеотехника просто замёрзла, а смартфоны работали только потому, что находились в тепле под пуховыми комбинезонами. Обсуждали всё: от особенностей погоды до количества и качества верёвок. Ну а затем перешли к десерту…

Подготовка к экспедиции на К-2 началась

Сергей Селивёрстов сообщил, что планы на зимнюю К-2 вызревали давно. «План был сперва такой: закрыть зимнего «Снежного Барса», а потом уже идти зимой на К-2. Но у нас, к сожалению, погиб летом на пике Ленина самый сильный член команды Семён Дворниченко и заболел ещё один человек из команды (Алексей Усатых – прим. автора), поэтому она сильно ослабла. К тому же мы весной узнали о планах наших друзей по поводу зимнего восьмитысячника и в итоге договорились с ними организовать совместную экспедицию. Это две причины, почему мы пик Коммунизма отложили на следующий год, а в этом году решили сосредоточиться на К-2», - рассказал Сергей.

Ключевой вопрос - финансирование

Сейчас команде нужны средства, и немалые. Активная информационная кампания о планах экспедиции ведётся через профильные СМИ и соцсети. Но нужны полноценные спонсоры.

«Есть интерес со стороны возможных спонсоров, однако полного финансирования пока ещё нет. Общие затраты мы сейчас оцениваем порядка 10 тыс. долларов на человека. Это пермит, заброска продуктов, авиабилеты, накладные расходы, портеры до базового лагеря, кислород», - рассказал Сергей Селивёрстов. Роман добавил, что подготовка к экспедиции уже идёт: «На ледник заброшено уже часть продуктов и снаряжения. Но ещё не до конца собрана сумма для организации экспедиции. Но к старту надеемся собрать. Самое позднее, когда мы должны выехать – это конец декабря – начало января».

Впрочем, экипировкой альпинисты уже обеспечены из запасов компании «RedFox».

«Компания нас поддерживает уже много лет. Они выделяли нам полностью экипировочное снаряжение на зимние Хан-Тенгри и Победу: это палатки, спальники… В общем, всё от носков и до комбинезонов», - рассказал Сергей Селивёрстов. На вопрос из зала о поддержке альпинистов государством ребята хором заявили, что «государство нас пока никак не поощряет». Для сравнения, в той же Польше, которая активно осваивает восьмитысячники зимой, высотный альпинизм, по словам Романа Абилдаева, «это своего рода национальная идея. Альпинисты-высотники там также популярны, как у нас футболисты. Это просто национальные герои. Поляки очень гордятся своей командой».

Маршрут, погода, кислород

Ранее организатор экспедиции Артём Браун уже сообщил в СМИ, что команда склоняется к тому, чтобы идти «классикой», то есть по Ребру Абруццкого, которым поднимались итальянские первовосходители в 1954 году. Сергей Селивёрстов добавил, что рассматриваются варианты и помимо «классики», но маршрут прошлогодней (польской? – прим. автора) экспедиции не рассматривается из-за высокой опасности камнепада. «Будем на месте делать разведывательные выходы в ходе акклиматизации и просматривать маршруты. Окончательный вариант выберем уже в ходе экспедиции», - пояснил Сергей.

Кстати, К-2 оказалась самой суровой зимней горой.

Роман Абилдаев: «Когда мы анализировали прогнозы погоды во время подготовки к зимнему восхождению на пик Победы, когда проводили сравнения, оказалось, что зимняя К-2 – это самая жёсткая гора по ветро-холодовому индексу, следом за ней идёт зимний пик Победы, после которого идёт зимний Эверест».

Не смотря на то, что восхождение планируется бескислородным, аварийный запас кислорода всё-таки ребята возьмут. Но какой именно объём, пока не решили. Всё будет опять же зависеть от финансирования.

Своё отношение к использованию кислорода Сергей пояснил так: «Использование кислородного баллона снижает ощущение высоты километра на три. Восхождение на Эверест с кислородом напоминает восхождение на Эльбрус».

Перед выездом в базовый лагерь К-2 спортсмены рассчитывают акклиматизироваться в более спокойных условиях. «Идеально сейчас, конечно, съездить в Южную Америку. Там сейчас почти лето. Вот и сходить бы там на высоты до 7 тыс. метров. Если же пробовать сейчас акклиматизироваться на пике Ленина, то может так случиться, что после этой попытки уже никуда не захочется», - пояснил Роман. Выбор акклиматизационной горы будет зависеть опять же от финансирования. План минимум – Эльбрус.

Командная работа

Спортсмены уверены, что слаженная работа всей команды в экспедиции – это ключ к успешному восхождению, не считая погоды, разумеется.

«Мы будем пытаться, конечно, зайти наибольшим числом, но гора сама рассудит. Если участники не будут готовы к тому, чтобы в ключевой момент оставить в стороне своё желание подняться на вершину, не обеспечат всем необходимым высотные лагеря, поднос продуктов для штурмовой группы и прочее, то и сама штурмовая группа не сможет даже дойти до штурмового лагеря», - подчеркнул Роман Абилдаев.

Сергей Селивёрстов добавил, что «самый главный залог успеха – в горы надо ходить с друзьями, и тогда многие проблемы решатся сами собой. Когда у тебя с товарищем схожено вместе много маршрутов, когда вы знаете друг друга много лет – это улучшает взаимопонимание, климат в группе».

При этом естественным образом возникший вопрос о поступке Дениса Урубко в ходе польской зимней экспедиции на К-2 прошлой зимой ни Роман, ни Сергей всё же комментировать не стали. Отважился только Алексей Усатых, активный участник проекта «Зимний Снежный Барс», но выпавший из экспедиции на зимнюю К-2 по здоровью. Усатых прямо сказал, что Урубко был не прав.

«Считаю, что Урубко совершил некомандный поступок, он не прав. Амбиции нужно отставить в сторону, если ты работаешь в команде. Да, у Дениса мечта подняться зимой на К-2, но всё же он должен был считаться с мнением всей команды», - сказал Усатых.

О планах и о разном

О чём ещё говорили? Да обо всём. Спросили про работу. На сегодня Роман и Алексей работают инженерами, Сергей по образованию тоже инженер, но работает инструктором по альпинизму и горным гидом.

Задали вопрос о том, как жёны ребят относятся к их горному увлечению (один из слушателей заявил, что вообще развёлся, чтобы в горы ходить).

«Наши жёны так или иначе тоже связаны со спортом, поэтому и к нам относятся с пониманием. Естественно, они переживают за нас, но рассчитывают на наше благоразумие. Связь с родными поддерживаем по спутниковому телефону. Ежедневно отправляем о себе какую-нибудь информацию. Если хотя бы 1-2 дня не давать о себе знать, друзья начнут бить тревогу», - пояснил Сергей Селивёрстов. Спросил кто-то про Эверест. Ребята сказали, что зимний бескислородный Эверест, конечно, в планах, но в очень отдалённых.

Справка

К-2 (Чогори) – вторая по высоте гора после Эвереста. Высота – 8614 метров над уровнем моря. Этот самый северный из всех 14 восьмитысячников находится в горной системе Каракорум северо-западнее от Гималаев на границе Пакистана и Китая. Впервые обнаружена европейской экспедицией в 1856 году. Первая попытка восхождения в 1902 году. Первое успешное восхождение совершила итальянская экспедиция 31 июля 1954 году. Советские альпинисты до распада СССР совершить восхождение на К-2 не успели. Первым россиянином, достигшим вершины К-2, стал Владимир Балыбердин. Он поднялся 01.8.1992 году вместе с украинцем Геннадием Копейкой. На следующий день на вершину поднялся второй россиянин Алексей Никифоров. Восхождение прошло в рамках международной экспедиции. Сборная команда российских альпинистов под руководством Ивана Душарина поднялась на К-2 в 1996 году.

К-2 остаётся единственным восьмитысячником планеты, на которую ещё никому не удалось подняться зимой. Последняя попытка была предпринята зимой 2017-2018 гг. польской экспедицией, в составе которой был россиянин Денис Урубко.

К-2 является технически более сложной для восхождений, чем Эверест. На её вершине побывало в несколько раз меньше альпинистов, чем на Эвересте. Также К-2 по количеству жертв среди альпинистов занимает второе место, уступая лишь другому восьмитысячнику – Аннапурне.

Все зимние экспедиции на К-2

• Международная экспедиция 1987-1988 гг. В составе граждане Польши, Канады, Великобритании. Попытка по классическому маршруту.
  • Международная экспедиция 2002-2003 гг. В составе граждане Польши, Казахстана, Узбекистана и Грузии. Попытка по северному гребню.
  • Российская экспедиция 2011-2012 гг. Попытка по классическому маршруту.
  • Польская экспедиция 2017-2018 гг.
  • Все экспедиции достигали отметки выше 7 тыс. метров над уровнем моря. Самой успешной оказалась вторая экспедиция, спортсменам которой удалось подняться на высоту 7650 м.

Подарок директору магазина "Лавина" за различную оказываемую поддержку

В 2014 году также была подготовлена международная экспедиция в составе граждан России, Польши, Испании. Однако экспедиция даже не началась из-за того, что китайские власти не выдали разрешения на восхождение со своей территории.

Зимняя международная экспедиция K2 2019

Зима на К2
    Интервью с руководителем экспедиции Артёмом Брауном

Роман Абилдаев о себе и о горах.