Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Скальная смена и новые маршруты на Тамгалы Тас.
Осень 2018 года

Два раза в год проводим скальные смены на Тамгалы Тас. Это такие скалы на берегу реки Или в ста километрах от Алматы. Там учим лазать тех, кто не умеет и показываем технические штуки тем, кто умеет.

Надежда Мухо лезет Сову — камин в секторе Винни Пух и все-все-все

«Хорошая погода, тёплые скалы» — написано на сайте альплагеря Туюк-Су. То и другое было примерно половину времени. Потом закончилось, и мы лазали, учились и тренировались будто в холодильнике с нарушенным теплообменом. Днём было +7…+10 °C, ночью на несколько градусов прохладнее. Дождь почти не шёл, если не считать последние дни, но погода всё равно не баловала.

Утро бодрит

В этот раз программа получилась менее альпинистской. Несколько человек приехали прямиком из болдер-залов, им все эти корделеты-лесенки были не интересны. Тем не менее обязательную программу мы отлазали: сначала с верхней страховкой, потом с нижней, мультипитчи и на сладкое — трэд. В день отдыха полазали болдеринг. После него ещё день приходили в себя.

Алексей Козловский на одном из камней в день отдыха

Гриша Щукин [вероятно] сделал первопрохождение ну… Гришиной щели, 5с на Ребре жёсткости. Инесса Сдобнова и я пролезли щель слева от Бастиона. До этого мы лазали её с Павлом Грязновым лет 10 назад, сосем ничего не помню с того раза. А сейчас вылезли — бодрит, даже с ворохом больших камалотов. В первый раз мы притащили один, но тогда первым лез Павел, ему трэд 5с/6a уже тогда был нипочём.

Даша Родионова и Гриб в Библиотеке

Не прекращаю радоваться, когда вижу как люди, которые не умели вязать восьмёрку и вщёлкиваться, в конце смены лезут трэд и спасаются. Или сначала опасливо ходят по пологим скалам, а через 10 дней лезут трещины со своей страховкой. Растут над собой и чему-то учатся. Тогда кажется, что я занимаюсь чем-то стоящим.

Делаю Время колокольчиков на Первом этаже Бастиона

Я просыпался в 6:30 и шёл сверить, продувать, чистить и клеить. В итоге сделал 6 новых маршрутов, добавил вторую верёвку к одному из старых и пробил один мультипитч. Починил три старых дорожки.

Сосед с перфоратором не оставит вас даже далеко в степи

Сначала навешал верёвок под большим карнизом. Раньше там проводили соревнования связок. Соревновались с верхней страховкой, поэтому состояние шлямбуров мало кого заботило. Я вырвал все старые, приклеил новые с расчётом на лазанье. Старые были под ИТО. Вместе с Ольгой попробовал вылезти. Первая верёвка 6a+/b, вторая по ощущениям не проще 7c: ключевые движения я понял, но сделать не смог.

Ольга Белоцерковская на Бастионе. Лезет Грибоедоский вальс, 7а+

После перевесил верёвки на Бастион (как на Туюк-Су, только другой). Тут за пять дней повесил станции на топах, наклеил новых крючьев и спилил старые. Чтобы сделать удобный и безопасный подход к полке, с которой начинается Бастион, подготовил сектор под ним. Получился Первый этаж Бастиона: там Палата №6 6b, Лихо 6b+ и Время колокольчиков 5с. Очень хорошие, рекомендую. После пробил Неправильных пчёл, 5с где Винни Пух и все-все-все. Пчёлы ещё какое-то время будут сыпаться и слоиться.

Марат и Неправильные пчёлы

Давно напрашивалась вторая верёвка после Мороженого на Яблоках. Напрашивалась, вот она. Теперь Мороженое простой мультипитч — первая верёвка 5b, вторая 5c. Ближе к концу завесился на Льве, хотя изначально не собирался. Лев рядом с Яблоками, тёплый и интересный. Теперь там две дорожки — Рррр-мяу, 6а и Бонифаций, 6с. Категории пока примерные. На этом у меня закончились буры, станции и клей. Значит, пора выдохнуть, выключить перфоратор и перестать мешать спать окружающим.

Достал! Ключ на Подвиге разведчика, 7а
Новые маршруты уже в гайдбуке по Тамгалы Тас.
Весной сделаю по 2–3 маршрута на первом этаже Бастиона и в Заманке. Починю средний мультик на Висячем камне и, возможно, пробью 3–4 дорожки там же и на Лаборатории.

Я доволен выездом. Спасибо альплагерю Туюк-Су за возможность заниматься всем этим, Игорю Малкину и Грише Щукину за помощь при чистке маршрутов. Ещё спасибо тем, кто скидывался на железо в прошлом году. Его хватит и на весеннюю пробивку.

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Крым в Ноябре 2017 года.
Симеиз и Бахчисарай

Крым в марте 2017-го

Новые маршруты на Тамгалы-Тас.
Октябрь 2017

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси