Автор: Сергей Коровяковский, Москва

Большая трагедия всегда начинается с малого

На днях из небольшого похода (знаменитая советская "тридцатка" - маршрут №30) вернулся один мой знакомый. Рассказал о той трагедии, о которой сейчас почти все СМИ помалкивают (поскольку произошла она во время проведения этого мундиаля, и совсем недалеко от футбольного Сочи) - в походе погиб 13-летний мальчик.
Но, поговорить сейчас хочу не об этом.
А просто вспомнилась другая громкая трагедия на этом же самом маршруте, но в 1975 году.

Сразу хочу пояснить, что такое эта "тридцатка".
Это поход через горы к морю. Продолжительность - четыре дня. Тропы - набиты как дороги.

Именно поэтому на этот маршрут и тогда и сейчас лезут все кому не лень - походик то ведь совсем несложный (сейчас даже без палаток его ходят - ночуют в домиках-приютах).

Поэтому людей, хоть и с рюкзаками, но с психологией городских неандертальцев, там всегда очень много.

А теперь вернёмся к трагедии 1975 года.

В тот злополучный поход, начавшийся 9 сентября, на маршрут вышла группа в 50 человек с двумя инструкторами-стажёрами - молодыми студентами. В конечную точку маршрута смогли выйти примерно половина. А 21 человек замёрзли насмерть!

Не буду всё анализировать и разбирать.
Остановлюсь лишь на первой и самой главной ошибке инструкторов, с которой всё и началось.

Во внезапно наступившей экстремальной ситуации они начали советоваться со своими туристами, что делать дальше.

Всё остальное - следствие именно этого!

Поэтому в очередной раз хочу напомнить тем, кто имеет совсем немного походного опыта в коммерческих группах:

Мнение инструктора обо всех организационных вопросах во время похода всегда непререкаемо! (как строить график дневного перехода, как переправляться через реку, как подниматься на перевал, и спускаться с него, где и когда ставить лагерь, и многое другое).

Он один единственный принимает решение, и несёт за это ответственность. Независимо от того, что его туристы по этому поводу думают. Хотя бы на том основании, что он просто опытнее их, и знает, чем может закончиться в горах самодеятельность и демократия.

Поэтому, товарищи новички, убеждать его, что лагерь на ночь он поставил не в то время и не там, костёр развёл не так, а переправу нужно делать в другом месте - не надо!

Потому что разница между вами в том, что вам это "кажется", а он "знает точно". И ещё в том, что как бы он не поступил, по вашему, или по-своему, за всё отвечать всё равно придётся именно ему!

Поэтому, уважаемые туристы-новички, всегда смотрите на своего руководителя похода не как на обслуживающий персонал, который якобы должен делать всё, что вы захотите, а как на своего более опытного товарища. И независимо от того, сложный и длинный у вас маршрут, или короткая 4-х дневная прогулка в горы. Только тогда есть большая вероятность, что ваш поход пройдёт прекрасно, а не превратится в мучение.

При условии, конечно, что руководителя своего похода вы выбирали серьёзно и вдумчиво, а не доверились каким-нибудь проходимцам из расплодившихся нынче турфирм.

А вам, начинающие гиды/проводники/руковды, очень советую никогда, ни при каких условиях, не идти в горах на поводу у группы. И никогда не играйте в демократию, устраивая коллективные совещания по тем вопросам, которые решать обязаны вы сами.

Учитесь без жёсткого давления и грубости, но всё равно твёрдо и неукоснительно, делать именно так, как положено, а не так, как кому хочется.

И только в этом случае поход наверняка закончится благополучно и без происшествий.