Полезное > Справочная информация >

Автор: Сергей Веденин, Москва

Физика альпинизма.
Часть II

В первой части статьи мы обсудили самые опасные с точки зрения нагрузок ситуации в «обычном» альпинизме. Сегодня поговорим о том, почему нагрузки и риски при проведении ПСР существенно отличаются от нагрузок в «обычном» альпинизме, и на какие ситуации надо обращать особое внимание.

Итак, рассмотрим ситуацию спасработ силами своей или соседней группы, без использования профессионального спасательного снаряжения.

Ситуация. Спасработы в двойке

Возможности спасателя при несчастной случае в двойке крайне ограничены. Как правило, это оказание первой помощи и вызов спасателей. Возможно также волочить пострадавшего по некрутому снегу, поднять до ближайшей полки максимум на несколько метров и спустить по стене.

Худшая с точки зрения нагрузок ситуация в двойке – срыв двух человек на одной веревке. Достаточно распространенный сценарий – на спуске при переходе через перегиб полки, спасатель поскальзывается, и они вместе с пострадавшим срываются на небольшую глубину.

Для удобства расчетов, предположим падение спасательного груза (200 кг) на глубину около 1 метра. При небольшом количестве выданной веревки фактор рывка будет равен 0.3-0.4, что совсем немного.

Падение будет остановлено динамической веревкой, а нагрузка на спасателя и пострадавшего составит около 4,5 кН. Нагрузка на станцию будет равна сумме нагрузок на спасателя и пострадавшего, то есть около 9 кН. Кроме того, двойка обычно спускается по двойной веревке, при этом нагрузки на каждую из веревок уменьшаются, а нагрузка на сорвавшихся и станцию увеличивается из-за меньшего растяжения веревки. По результатам тестов увеличение нагрузки на станцию составляет в среднем 35 процентов.

Таким образом нагрузка на станцию при срыве может составить около 12 кН, на каждого из сорвавшихся по 6 кН. Данная ситуация в контексте спасательных работ называется Динамическим рывком.

12 кН – это много, но все еще существенно ниже предела прочности снаряжения.

Но есть важный нюанс – если при этом у полки острый край, то натянутая до 12 кН веревка может порваться от минимального касания. Поэтому при спасательных работах критично важно избегать возможности динамического рывка и тем более динамического рывка с маятником!

На видео новая сухая динамическая веревка диаметром 10 мм натянута с усилием 4 кН.

Спасработы силами маленькой группы

Если спасателей трое или четверо, то у них существенно больше возможностей, чем при НС в двойке, хотя этого все равно экстремально мало. Возможна транспортировка пострадавшего на несколько большее расстояние, спуск пострадавшего с несколькими сопровождающими, подъем полиспастом на несколько большую высоту. И вот тут важно следить за нагрузками.

При проведении спасательных работ на одной веревке могут находиться не более 2х человек. Если в описанном выше сценарии на веревке будут трое, то нагрузки при срыве, вплотную приблизятся к значениям, при которых отказ снаряжения неизбежен.

При подъеме пострадавшего с помощью полиспаста в системе также возможны существенные нагрузки. Три здоровых мужика на «раз-два-взяли» вполне способны в полиспасте 7 к 1 выдавать 7-10 кН. Использование при этом механических зажимов (кусают веревку при 4 кН), или опять же касание веревкой острого рельефа приведет к разрушению веревки.

Другая опасная с точки зрения нагрузок ситуация - использование навесных переправ.

Чтобы ограничить провисание переправы из динамической веревки, ее придется натягивать со значительным усилием, которое заведомо превысит 4 кН без нагрузки. А при транспортировке груза по сильно натянутой веревке, нагрузка на нее и на станцию может достичь 10-12 кН. Что опять же делает ее очень уязвимой при касании острых предметов.

Поэтому использование динамических веревок для организации переправ не рекомендовано. Соответственно важно:

• не использовать в полиспастных системах механические зажимы, если тянут 2 человека и больше

• поднимать пострадавшего без динамических рывков, работать на полиспасте плавно

• внимательно следить, чтобы пострадавший не зацепился за рельеф, а веревка не ложилась на острый край

• не натягивать переправы "до звона"

• защищать натянутую веревку от контакта с острыми скалами и т.д.
  • В следующей статье мы поговорим о нагрузках при работе со специальном снаряжении и о системах, которые позволяют автоматически эти нагрузки ограничивать.