Автор: Normunds Lisovskis, Рига, Латвия

Азия, Оман. Западный Хаджар

Jebel Misht, Новый Маршрут
28-29 ноября двойка в составе Гатиса Калнинса (Gatis Kalnins) и Нормундса Лисовскиса из Латвии проложила новый 21-питчевый маршрут (1000 м, TD + Fr 6a), c первой попытки пройдя налегке свободным стилем (без кого-либо использования шлямбуров и крючьев) южную стену Jebel Misht.

27 ноября мы подошли к подножию огромной Юго-Юго-восточной стены массива Jebel Misht. Максимальный перепад высот определили приблизительно 900 метров, насколько это возможно было оценить для стены протяженностью более 4-х км по горизонтали. И что удивительно, не более дюжины маршрутов проложено здесь, на скальном массиве такого впечатляющего размера.

В 1979 году французская команда прошла самый длинный здесь маршрут (1400 м), расположенный на границе между южной и юго-восточной стенами. Все другие маршруты являются либо вариантами французской линии, либо проходят по юго-восточной стене.
И мы предполагали открыть новый маршрут на обширном, фактически нетронутом участке с Юга. Дневная разведка показала наличие двух возможных линий подъема в лабиринте нависаний, который блокирует участки менее сложного подъема по стене. Выбрали логичную систему кулуаров, проходящую, насколько мы смогли увидеть, по двум третям стены...

Следующим утром за два часа мы подошли к началу маршрута, расположенному на 400 метров выше, чем наш базовый лагерь. Первая пара питчей далась нам легко: лазание по рыхлым скальным участкам с серией широких полок. Затем стена стала круче, и начался наш кулуар. После двух веревок (5b, 5c) он стал заметно круче и перешел в нависание, что заставило нас траверсировать по стене. Острые выступающие известняковые скальные породы вынуждали организовать систему петель, чтобы отвести наши двойные веревки от стены и минимизировать их натяжение. Но в целом лазание, при умеренной трудности, было превосходное, за исключением высокого риска быть ободранными в случае любого промаха или падения.

На 11-ом питче кулуар, по которому мы поднимались, закончился большим, невидимым снизу, проломом, отделяющим огромный жандарм (40 метров высотой!) от основной стены. Как раз на этом месте закончилась вчерашняя разведка маршрута, и настала очередь импровизации. Сначала три сложных изнуряющих веревки (все - 6a) по широкой глубокой щели и системе трещин, чтобы избежать нависания слева. Это было первое ключевое место. Еще три веревки умеренного лазания и борьбы на рыхлых скалах, и, совсем недалеко от вершины, мы уперлись в еще одну вертикальную стену и в сумерки одновременно. Ночь прошла на широкой полке, под одеялом, помогшим выжить.

Следующим утром мы вступили в борьбу со вторым ключом: - 50 метров вертикали, лазание - 6a со сложностями в прокладке линии маршрута. Этот питч занял почти два часа.

После еще одной веревки 5b мы достигли основания нависающего жандарма, возвышающегося на предвершинном гребне. После неудачной попытки подняться по его правой стороне мы пролезли слева, по камину с небольшим нависанием (сложность лазания 5a). Еще один питч, - и мы достигли гребня Jebel Misht, расположенного на приблизительно 700 метров выше начала маршрута!

Должны упомянуть, что подъем был совершен в зимних условиях, что для Аравийского полуострова означает 30-34 градусов жары по Цельсию даже в тени, не говоря уже о том, что на Южной стене мы были под прямыми лучами солнца! Наши водные запасы (10 литров) закончились на второй день, когда мы достигли вершины. Мы смогли пополнить запасы воды в хижине пастухов только после трех изматывающих часов спуска по северной стороне. А затем 20 км треккинга вокруг массива к нашему базовому лагерю, до которого мы добрались уже в сумерках…