Полезное > Обзоры печати и кино >

Источник: Спорт-Марафон

Видеоучебник по альпинизму — 2018

Друзья, команда «Спорт-Марафон» рада представить новый уникальный проект — «Видеоучебник по альпинизму» на русском языке, где Владимир Молодожён наглядно демонстрирует и подробно объясняет основные техники альпинизма, изложенные в учебном пособии Федерации альпинизма России.

Владимир Молодожён
Мастер спорта по альпинизму, кандидат в мастера спорта по горному туризму, чемпион России 2009 года по альпинизму в высотно-техническом классе. Инструктор UIAA, инструктор DAV, инструктор ФАР 2 кат., руководитель учебно-методической комиссии ФАР.

Это большой проект, в рамках которого будет сделан ряд выездов на разный рельеф, чтобы максимально подробно продемонстрировать различные аспекты базовых навыков в альпинизме. А пока мы презентуем первый цикл видео, съёмки которого проходили в мае 2018 года в Крыму, на горе «Кошка» и «Крыло лебедя»:

• страховке в альпинизме
  • страховочных станциях и точках страховки
  • технике прохождения мультипитчей
  • спуске с маршрута.
  • Отметим, что данный набор видео не полностью перекрывает глобальные темы страховки и скальной техники и не претендует на логическую последовательность. Многие вопросы будут раскрыты в последующих циклах. Оставляйте свои пожелания на последующие темы в комментариях к этим видео, мы постараемся их учесть. В этом цикле вашему вниманию следующие серии:

Скалолазание. Как правильно снять все оттяжки со скалолазной трассы
    Скалолазание. Как проходить мультипитч. Техника для связки-двойки
    Спуск с маршрута. Многоверёвочный спуск. Техника для связки-двойки
    Спуск с маршрута в больших горах. Страховка на дюльфере
    Все серии собраны в одном плейлисте «Видеоучебник по альпинизму» на нашем канале YouTube. Сохраняйте себе в избранное и делитесь с друзьями.

Скалолазание. Как правильно снять все оттяжки со скалолазной трассы

На спортивных одноверёвочных маршрутах хорошим тоном считается бережное отношение к стационарному «железу». Чтобы не перетирать станционный карабин при работе над трассой вешаются свои оттяжки. После завершения лазания нужно безопасно, не теряя страховки, снять свои оттяжки со станции и с промежуточных точек. Для этого есть несколько способов. О них и рассказываем в данном видео.

0:31 Метод с муфтованным карабином
    3:02 Метод с узлом «Булинь»
    5:07 Метод для узкого кольца на станции
    7:40 Метод для ненадёжной станции
    В разделе Трэд мы раскрываем несколько тем, касающихся установки точек на рельефе и некоторых основных видов станций. Два видео посвящены организации промежуточной страховки при передвижении по скальному рельефу при помощи закладок и френдов. В других трёх речь идёт о разных видах станций.

Трэд. Организация точек страховки на скальном рельефе. Закладки

В этом видео речь идёт о закладках. Владимир Молодожён рассказывает и показывает, как выбирать место для надёжной страховки, как правильно устанавливать закладки и извлечь их затем экстрактором, для чего нужна оппозитная точка и как её сделать.

0:37 Критерии хорошего места для организации точек страховки
    9:06 В какие трещины лучше всего устанавливать закладки
    10:16 Диапазон размеров трещины, перекрываемый закладками
    Трэд. Организация точек страховки на скальном рельефе. Камалоты, френды

Для организации промежуточной страховки при передвижении по скальному рельефу необходимо устанавливать надёжные точки страховки. В данном видео рассказываем об одном из видов точек — френдах. Владимир Молодожён рассказывает и показывает, как выбрать место для страховки, как работает френд, как правильно его устанавливать и другие нюансы.

0:22 Конструктивные особенности френдов
    5:41 Переноска френдов на маршруте
    6:42 В какие трещины лучше всего устанавливать френды
    Трэд. Страховочные станции. Станции на 2 и 3 точках

Страховочная станция — система сблокированных между собой точек страховки. Служит для организации страховки альпинистов на многоверёвочном маршруте. В этом видео вы увидите несколько способов для эффективной организации станций на 2-х или 3-х точках страховки.

Это не полноценный гайд по станциям, а несколько практических примеров. В других роликах цикла Владимир рассказывает о станциях на одной точке: на дереве и на скальном выступе. Отдельный материал о станциях с контр-точкой ожидается в следующих сериях.

0:34 Выбор места для станции
    2:09 Блокировка из репшнура. Фиксированная станция на 3-х точках
    3:31 Блокировка из репшнура. Станция на 3-х точках. Вариант с длинными ветвями
    5:00 Блокировка из репшнура. Комбинация последовательного и параллельного соединения 3-х точек
    6:24 Схема Quad
    7:58 Quad на 3-х точках. Каскадная станция
    9:23 Фиксированные станции из петли на 2-х точках
    11:06 Станция из основной верёвки. Вариант на основе узла «Двойной булинь»
    12:29 Станция из основной верёвки. Вариант на основе узла «Стремя» и узла «Среднего»
    Трэд. Страховочные станции. Станции на скальном выступе

В данном видео рассматривается один из видов станций на одной точке — станция на выступе. Вы узнаете критерии хорошего места для станции, как правильно и безопасно сделать станцию на выступе из петли, репшнура и из основной верёвки.
    0:31 Критерии хорошего места для станции на выступе
    0:55 Станция из петли на выступе
    1:20 Критерии правильности и надёжности станции
    2:25 Станция из репшнура на выступе
    3:36 Критерии правильности и надёжности станции
    4:23 Станция из основной верёвки
    Трэд. Страховочные станции. Станции на дереве

Ещё один вид станции на одной точке — станция на дереве. В видео раскрываются критерии выбора места для станции, способы правильной и безопасной её организации.

0:28 Критерии хорошего места для станции на дереве
    0:57 Станция из петли на дереве
    2:23 Станция из репшнура на дереве
    3:13 Доработка станции. Фиксация петли по высоте
    Страховка в альпинизме. Страховка через скальный выступ

В данном видео описан популярный способ страховки на простом рельефе — страховка через скальный выступ. Владимир Молодожён рассказывает как выбрать безопасное место для осуществления страховки, подробно о технике страховки и важные нюансы.

1:02 Выбор места для страховки
    2:06 Техника страховки
    Скалолазание. Как проходить мультипитч. Техника для связки-двойки

Раскрываем последовательность действий связки-двойки при прохождении подготовленного (пробитого) многоверёвочного маршрута (мультипитча). В начале ролика Владимир Молодожён подробно рассказывает о необходимом снаряжении на маршрут, список снаряжения вы можете скачать по ссылке ниже. Затем вместе с напарницей демонстрирует работу связки в вариантах смены лидера на промежуточной точке и без смены.

0:21 Необходимое снаряжение на мультипитч
    4:09 Начало лазания
    7:19 Действия лидера на первой станции
    11:00 Действия связки на станции в случае смены лидера
    12:35 Действия связки на станции в случае, если лидер не меняется

• Скачайте список снаряжения на мультипитч, чтобы ничего не забыть
  • Спуск с маршрута. Многоверёвочный спуск. Техника для связки-двойки

В данном видео демонстрируется последовательность действий при многоверёвочном (мультипитчевом) спуске связки-двойки по оборудованному маршруту. Владимир Молодожён рассказывает как организовать дюльфер на двойной верёвке, о менеджменте верёвки, специфике дюльферной самостраховки, о страховке напарника при спуске, объясняет последовательность действий связки на промежуточной станции.

0:50 Самостраховка для дюльфера
    2:13 Подготовка верёвки к завеске
    4:12 Подготовка верёвки к переноске на беседке
    6:13 Установка спусковых устройств на верёвку
    8:55 Действия лидера на нижней станции
    10:06 Спуск второго в связке
    12:36 Сдёргивание верёвок и завеска следующего участка дюльфера
    Спуск с маршрута в больших горах. Страховка на дюльфере

Раскрываем последовательность действий при спуске в больших горах с самостоятельной организацией дюльферной станции на рельефе. На необорудованных маршрутах есть необходимость самостоятельно организовывать точки страховки и станции. Для спуска обычно подыскивается место, в котором возможно оставить минимум снаряжения — расходную петлю из репшнура. В видео подробно объясняется как проверить станцию перед спуском, как организовать подстраховку спускающемуся, разобрать подстраховочную станцию и спуститься самому.

1:11 Как проверить дюльферную станцию перед спуском
    2:05 Организация верёвок на станции
    3:05 Спуск первого участника — последовательность действий
    4:40 Разбор станции и спуск последнего участника — последовательность действий

Будьте осторожны, изучать альпинизм по статьям и видеороликам из интернета и книжкам занятие неблагодарное, ищите серьёзные клубы или школы, и будет вам счастье, умения и безопасность.
    Владимир Молодожён

Что делать если напарник провалился в трещину?

Скалолазание для начинающих. Восьмёрка

Нескучный альпинизм от А до Я. Лайфхаки для начинающих. Часть третья

Полезные советы для скалолазов

Нескучный альпинизм от А до Я.
    Лайфхаки для начинающих. Часть вторая

Лайфхаки для начинающих

Пять основных узлов в альпинизме. Показывает Кирилл Белоцерковский

Крэк-клайминг для начинающих

Полная версия книги "Техника альпинизма" 1939 года

Супер "восьмёрка". Советы от Бет Роден

Обучающее видео. Как правильно встегиваться в верхний карабин

Обучающее видео. Как определить пригодность шлямбура