Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Тамгалы Тас весной 2018-го

Скальная смена на Тамгалы Тас в этом году прошла ровно. Я не пробил ни одного маршрута и не сломал ни одной пятки. Вместо этого мы:

ЗАНИМАЛИСЬ С УЧАСТНИКАМИ

Полина Никитина лезет Соню, 6а

Я, Макс Тен и Ратмир Мухаметзянов занимались с участниками. Половину смены дул ветер или шёл дождь. Обычно дует несколько дней, потом заканчивается, но в этот раз гнул палатки почти без остановки. Один день отрабатывали базовые навыки ИТО под мелким дождём. Учебная программа как всегда — импровизация в заданных рамках.

Я на Безумном шляпнике, 7а+. На фоне Висячий камень и Лаборатория Фото Макса Тен

Участники, как обычно, клёвые. Одна девочка начинала плакать от страха примерно в середине маршрута и так, со слезами на глазах, догребала до верха. Другая тихонько роняла: «У меня паника» и лезла дальше. Ещё двое рвали кожу на пальцах, но не обращали на это особого внимания. С каждым днём все лезли лучше и увереннее. Не скалолазы, а одно удовольствие.

Полина Никитина спускается с Висячего камня

ЛАЗАЛИ САМИ

Участники уехали, а мы остались, чтобы полазать в своё удовольствие. Вот что получилось:

• Почтамт, 7a+ — короткий маршрут по лежачей плите. Пробил и попробовал его осенью, но не получилось. В этот раз вдвоём с Ратмиром придумали расклад и залезли. На ключе дырка под половину фаланги одного пальца. Зато больше ничего нет, поэтому пальцы в безопасности.
  • Разминка, 7a+/b — старый маршрут с ярко выраженным ключом. Пролезли с фонарями вечером после ужина. Не помню, вылазил ли его до этого.
  • Безумный шляпник, 7a+ — короткий маршрут в новом секторе. Когда пробил, подумал что будет не очень сложно. Ан нет, на ключе вполне себе маленькие зацепки, которые похрустывают под пальцами.
  • Я лезу Пашкину щель. Фото Макса Тен

• Пашкина щель, 6c — немного нависающая щель под 5–6 камалоты. Когда я пролез её после Павла Грязнова, она казалась ну очень сложной. А сейчас как-то так раз-раз-раз и залез. Особенно забавны последние пять метров. Самый крупный камалот там уже не держится, поэтому приходится лезть так. Постойте-постойте. Просто представьте, как лезете в откидку по широкой щели в 4–5 метрах над последней точкой. Представили? Отлично, пляшем дальше.
  • Среднеазиатская черепаха из кустов смотрит, как я лезу на Лаборатории. Фото Макса Тен

• Правый маршрут на Лаборатории, 7а+ — маршрут с нависающим чешуйчатым внутренним углом на ключе. Я помню, как его лез Павел Грязнов 10 лет назад. От этого воспоминания хочется замотать фаланги и помагнезиться. Сейчас Ратмир придумал свой более гуманный расклад, который я, не сразу, но осилил.
  • Сила безмолвия, 6b, 7a — мультипитч, который я пробил прошлой осенью, но не успел попробовать. На первой верёвке одно сложное движение и пара хитрых, а на второй несколько сложных и хитрых. Со временем на ключе поотламывают зацепки и, возможно, к сложности добавится «+».
  • Отдельная реальность, 6a, 6c — соседний мультипитч, который тоже не успел попробовать осенью. Первая верёвка несложная, на второй занимательное начало и приятное продолжение по внутреннему углу с элементами камина. Когда полез второй раз вырвал зацепку. Стоял на уровне крюка, поэтому пролетел изрядно и стукнулся всем собой. В очередной раз убедился, что лазать тут нужно в каске.
  • 2016 год, начало ключа на Белом подтёке, 7c. Фото Ольги Белоцерковской

• Белый подтёк, 7c — длинный немного нависающий маршрут с хорошим отдыхом в середине. На маршруте больше десятка долблёнок, которые сразу не найдёшь. Самые сложные движения в верхней части маршрута, а ключ — длинное движение направо — и вовсе на последней оттяжке. Я пробовал его два года назад, но тогда движения не склеивались, а последнее и вовсе не получалось. А сейчас один раз упал на первой попытке, потом сделал ещё несколько попыток и залез. Забавно, что движения на ключе в расклеивающихся скальниках 5.10 делал нормально, а в Спортивах (каких-то совсем простых) — не получалось, хоть кричи. Залил старые тапки суперклеем и тут же залез. В день отдыха я вырвал или спилил старые крючья, уши которых угрожающе тёрли верёвку.
  • След самолёта над нами

Попробовали маршруты на Бастионе, слева от больших карнизов. Какая же там волнительная пробивка! Когда я лазал их лет 5–6 назад не заметил этого, а может уже забыл. Зато сейчас отметил, что если на Дупле — которое честная 6с, а не 6b+ — улететь из-под третьей оттяжки, то долетишь до полки.

Ратмир Мухаметзянов лезет на ИТО, развлекается

Ратмир пролез те же маршруты что я, но в довесок сделал первое трэд-прохождение Щели Ратмира справа от Нагваля. Сказал, что 6с.

Макс Тен на второй верёвке Силы безмолвия, 7а

Но круче всех был Макс. Он традиционно пытался избежать любых трудностей, но заставил себя залезть Бармаглота, 7а и Нагваль, 7а+. Нагваль — трасса с тремя ключами. В прошлом году Макс не мог одолеть нижний, он такой… неудобный. Сейчас он лез его как котик на диван: легко и грациозно. На верхнем ключе Максу трудно встёгивать оттяжку, поэтому он повесил длинную петлю, а карабин положил в трещину поближе к себе, чтобы не тянуться далеко. Макс хитрый. Ну и залез. Оставили оттяжки, чтобы друзья пролезли позже. Друзья срочно уехали в город, так вышло, поэтому Макс снова залез Нагваль, чтобы убедиться, что в первый раз получилось не случайно.

Макс Тен готовит ужин — жарит салат Каравшин

С 2014-го я езжу на скалы и делаю новые маршруты. В этот раз не получилось, потому что крючья задержались. Тем лучше: у меня было время полазать и посмотреть, что пробить осенью. Теперь вот жду октября, потому что маршруты обещают быть интересными.

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Читайте на Mountain.Ru:

Замерзшие водопады вокруг Алма-Аты

Траверс Маяковского. Февраль 2018

Мой 2017-й: скалолазные районы, Крым и Туюк-Су

Крым в Ноябре 2017 года.
    Симеиз и Бахчисарай

Крым в марте 2017-го

Новые маршруты на Тамгалы-Тас.
    Октябрь 2017

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси