Полезное > Справочная информация >

Автор: Михаил Нумач, Красноярск

Байкал. Провалиться под лёд

Весна - это не только птичьи концерты и свежие цветы. Это тревожное время, когда рыбаки и прочий бродячий народ так и норовит провалиться под лёд. А это не просто смешное приключение - иногда бывают стрессы и даже летальные исходы. Давайте, разберёмся, как их избежать.

Важно понимать, что прочность льда зависит не столько от его толщины, сколько от степени эластичности, гибкости. Молодой осенний лёд может выдержать вес взрослого человека при толщине 1 см. А толщина льда в 3 см уже считается вполне надёжной. При толщине в 5 см провалиться уже сложно, даже если прыгать на одном месте до обеда. Однако, всё это относится к осени и зиме.

На Севере именно зимой оживает транспортное движение. Тяжёлые грузовики пересекают замёрзшие реки, потому что там элементарно нет мостов. На Байкала служба МЧС разрешает движение по ледовой трассе машинам весом до 10 тонн, а порой и до 20 тонн. Как показывает практика, на самом деле байкальский лёд выдерживает машины и в 30 тонн. Вот такое хорошее время - зима.

Весной лёд становится рыхлым. Его гибкость теряется напрочь, как совесть у депутата. И теперь уже нельзя надеяться на толщину ледяного покрова. Весной даже толстый лёд запросто может не выдержать веса человека.

Давайте, разберёмся, что делать весной на льду. В общей сложности, я проваливался под лёд более десяти раз, так что некоторый опыт наработан. Делюсь. При малейшем подозрении на рыхлый и слабый лёд берите с собой шест, желательно длиной более трёх метров. Несите его так, чтобы в случае чего шест оказался подмышкой, а не где-то снаружи. Кроме шеста, в аварийный комплект входит нож (или даже два) и спички в непромокаемой упаковке (или зажигалки). Если не лень, можно прихватить комплект запасной одежды.

Идти по льду следует аккуратно, плавно, без резких движений. В литературе часто встречается совет - выбирать не тёмные участки льда, которые быстрее прогреваются на солнце, а светлые. Однако, беспощадная практика показала, что эта чушь придумана кабинетными учёными. Возможно, британскими. На самом деле прочность льда в гораздо большей степени зависит не от его цвета, а от подводных течений. Кроме того, белый цвет льда зачастую вызван множеством трещин. Так что я чаще выбираю именно участки чёрного льда.

Ладно. Что же делать, если, несмотря на все меры предосторожности, вы всё же провалились под лёд. Прежде всего - не паниковать. Дело в том, что паника - это не инфляция, без неё обойтись можно. Самое страшное, что теоретически может произойти - это быстро уйти под лёд, где вас сильным течением унесёт от полыньи. Однако, как показала практика, на самом деле одежда на человеке вздувается пузырём и не даёт погрузиться сразу. Лишь однажды одежда ни фига не вздулась, а ещё за спиной был тяжёлый рюкзак, набитый фотоаппаратурой и металлическим снаряжением. Да, в этом печальном случае я немедленно пошёл ко дну. К счастью, на мне была предусмотрительно завязана верёвка, за которую подружка и вытащила меня, вместе с ценным грузом.

Итак, обычно провалившийся человек погружается в воду по плечи. Одежда намокает и становится тяжёлой, воздушный пузырь сдувается - поэтому некогда рассуждать, жаловаться на судьбу или ругать правительство. Нужно срочно действовать. Обратите внимание, что к вашему телу прикреплены конечности. Они обычно растут из нужных мест, хотя, как мы видим каждый день, бывают досадные исключения. Обычная ошибка начинающих провальщиков - поворачиваться лицом к краю льда и пытаться найти ногами опору. Попробуйте опереться на край льда не подбородком, а затылком и шеей. Тогда у вас появится возможность поднять к поверхности воды хотя бы одну ногу, а этого уже достаточно, чтобы упереться в противоположный край полыньи. Толкаясь ногами, можно выползать на лёд, лёжа на спине. Затем один-два раза перевернуться. Уходить от полыньи лучше в ту сторону, откуда пришли - там лёд проверенный.

А если всё это произошло с шестом в руках, так проблем гораздо меньше.

Следующий пункт: что делать, будучи мокрым. Если есть поблизости населёнка - идите к ней. Нет населёнки - идите к ближайшему лесу или иному источнику дерева, пригодного для костра. Первое время, по неопытности, у меня возникало желание снять и выжать мокрую одежду. Не... полностью одежду всё равно не высушить, останется влажной. Вот вылить воду из обуви - относительно целесообразно.

Теперь остаётся лишь добраться до источника хвороста, где вам и пригодятся сухие спички.

Если же и хвороста нет, а погода не шепчет, тогда имеет смысл ускориться и бежать до ближайшего укрытия или населёнки. Интенсивный бег разогреет опрометчивое тело, так, что одежда даже в значительной степени высохнет.