Автор: Михаил Бочагин. г. Москва

Отчет о пешеходном походе 2 к.с. в районе природного парка «Большой Тхач» (Западный Кавказ, Республика Адыгея), совершенном в период с 31 декабря 2013 года по 8 января 2014 года

Справочные сведения о маршруте

Проводящая организация: Поход организован и проведён Федерацией спортивного туризма г. Королёва Московской области (клуб туристов «Абрис»).

Вид туризма: Пешеходный

Категория сложности: Вторая

Район проведения: Западный Кавказ, Республика Адыгея

Сроки проведения: с 31.12.2013 г. по 08.01.2014 г.

Продолжительность активной части: 7 дней (из них 7 ходовых дней)

Протяженность активной части: 121,4 км

Пройденный маршрут:

с. Новопрохладное – ур. Тайвань – долина р. Большой Сахрай – ур. Колокольня – пер. Большой Тхач (н/к, 1980м) – радиальный выход на вершину г. Большой Тхач (н/к, 2368м)

– траверс хр. Малый Тхач – пер. Малый Тхач (н/к, 2100м) – ур. Асбестное – пер. Чёртовы ворота (н/к, 2120м) – ур. Шиша – радиальный выход на вершину г. Ачешбок Восточная (н/к, 2441м) – траверс хр. Агиге – ур. Перешеек – ур. Шапка – траверс хр. Бугунжа – долина р. Малая Лаба – пос. Бурный – с. Перевалка – пос. Псебай

Количество участников: 6 человек

1982

Руководитель

3ПУ (Наг. Карабах)

2ГУ (Зап. Кавказ) 1ПР (Хибины) 1ГР (Джунгария)

Маркова Елена Николаевна

1988

Медик

2ПУ (Кольский п- ов)

Отчет хранится: в библиотеке Федерации спортивного туризма Московской области по адресу: Московская область, г. Королёв, ул. Коминтерна, 14 (тел. 8-495-516-58-14, по вторникам с 18.30 до 21.00) А также размещён на сайте www.abris-korolev.ru.

Основной раздел

Общая смысловая идея похода.

Основной целью путешествия было проведение пешеходного похода второй категории сложности в районе природного парка «Большой Тхач» (Республика Адыгея).

При выборе района похода решающую роль сыграли удобные климатические особенности района, относительно низкая посещаемость туристами в период проведения похода, обилие и разнообразие препятствий для пешеходных походов, а также же красота и своеобразие зимней природы Кавказа.

Основной идеей похода стало прохождение линейного маршрута из долины р. Сахрай (приток р. Белая) в долину р. Малая Лаба по хребтам скалистого пояса горной Адыгеи. Маршрут предусматривал восхождения на наиболее популярные вершины района: г. Большой Тхач и г. Ачешбок. Наибольший интерес на выбранном маршруте представляло прохождение безлесных гребней скалистых хребтов, расположенных на высоте более 2000 метров над уровнем моря, откуда открываются великолепные виды на пейзажи зимнего Кавказа. Одновременно маршрут предусматривал посещение плато Бамбаки, которое является местом обитания популяции кавказского зубра.

Основная часть маршрута была разработана на основе отчётов о прохождении летних пешеходных походов в районе природного парка «Большой Тхач». В качестве элемента исследовательского характера выступала сезонность проведения похода. Описаний прохождения по заявленному маршруту в январе среди туристских отчётов мне найти не удалось, и перед группой была поставлена задача исследовать возможность и сложность такого прохождения.

Помимо прохождения маршрута в цели похода входило получение участниками опыта прохождения маршрута в горном районе в зимних условиях и их подготовка к походу третьей категории сложности. Ставились следующие задачи: отработка технических приёмов преодоления травянистых и снежных склонов, получение навыков ориентирования в горной местности, получение практических навыков обращения с бивачным снаряжением и отработка зимней ночёвки в условиях альпийской зоны.

Краткое описание района путешествия.

Район горная Адыгея расположен на северных склонах Западного Кавказа в южной части Республики Адыгея и на территории Апшеронского и Мостовского районов Краснодарского края. На севере район граничит с предгорьями Адыгеи и Краснодарского края, на востоке с Республикой Карачаево-Черкесия, на юго-западе с Туапсинским районом Краснодарского края и Адлерским, Лазаревским, Хостинским районами Большого Сочи. Протяженность района с запада на восток составляет более 160 км.

Основные водные артерии горной Адыгеи - реки Лаба и Белая. Река Лаба самый крупный приток Кубани. Истоки Большой и Малой Лабы расположены на северных склонах главного кавказского хребта. Долина Малой Лабы является естественной природной границей района на востоке. Белая - второй по длине левобережный приток Кубани. Она зарождается на склонах Фишт-Оштенского горного массива и, вытянувшись с юга на север, разделяет район на отдельные восточную и западную части.

В горной Адыгеи много озёр, они невелики по площади и в большинстве своём находятся в труднодоступных местах. Большинство из них расположено в пределах Главного и Поперечного хребтов, с удалением на север пределах Скалистого, Пастбищного, Лесистого хребтов их число значительно уменьшается.

По сравнению с другими районами Западного Кавказа высоты здесь относительно невелики. Основные массивы находятся на высоте от 1000 до 2500 метров над уровнем моря, отдельные вершины достигают 3000 метров. Cамые высокие горы на территории района: Чугуш (3238 м), Джемарук (3099 м), Тыбга (3064 м), Уруштен (3020 м), Джуга (2986 м). Формы рельефа большинства массивов – скалистые хребты и высокогорные плато, часто встречаются ущелья. На высоте ниже 1800 метров горные массивы находятся в лесной зоне.

Климат Горной Адыгеи умеренно-теплый. с осадками 540-860 мм. Среднегодовая температура колеблется около + 4 градусов. При этом в году наблюдается 200-250 ясных дней. В большой степени характер климата определяется особенностями географического положения района, в первую очередь, близостью незамерзающего Черного моря, широтой местности, высотой и распределением горных хребтов. Черное море является хорошим аккумулятором тепла, накапливая его летом и постепенно отдавая окружающим местностям в зимний период.

Богат и разнообразен растительный мир Горной Адыгеи. Видовой состав растительности насчитывает около 2000 видов. Для горного района характерны горно- лесной пояс, субальпийские и альпийские луга, растительность скал. В низкогорных лесах господствуют дуб, здесь же встречаются клен, ясень, груша кавказская, яблоня, кизил, боярышник. Выше их сменяет пояс буковых лесов, а также произрастают также дуб скальный и граб кавказский. Из третичных реликтов здесь можно встретить тис ягодный. В среднегорье распространены буково-пихтовые и пихтовые леса. Реликтовые пихтовые леса богаты редкими видами растений: лавровишня, падуб колхидский, рододендрон понтийский. Субальпийские луга (1800 - 2500 м над уровнем моря) очень разнообразны по составу. Здесь произрастают обычный рябчик желтый, горечавка, первоцвет, колокольчики. В субальпике на границе с лесом развивается высокотравье - сообщество гигантских трав, достигающих 2-3 метров высоты. Альпийский пояс

простирается с высот 2000 - 2400 до 2600 - 2800 м над уровнем моря. Низкотравная альпийская растительность сформирована в основном из осок и злаков. Растительность скал представлена пятнами лишайников, мхов и других специфических горных растений. В трещинах скал и камней можно встретить василистник триждытройчатый, валериану скальную, манжетку шелковую.

Животный мир также как и растительный можно отметить большим разнообразием его представителей. В лесах горной Адыгеи обитают кавказский благородный олень, тур кавказский, серна, кавказский бурый медведь, кавказские виды выдры, барсука, рыси, дикого кота, лисицы, лесная и каменная куницы и множество других животных. Главной достопримечательностью фауны является кавказский зубр. Его популяция была полностью истреблена в начале 20 века, и только в 60-х годах усилиями биологов Кавказского биосферного заповедника удалось восстановить её в дикой природе. Также широко представлены здесь и птицы. Из 30 высокогорных видов гнездящихся здесь птиц наиболее типичными являются: кавказский тетерев, улар, белоголовый сип, гриф, бородач, стенолаз.

Подъезды и отъезды.

Подъезды и отъезды в район горной Адыгеи удобно планировать через города, имеющие прямое железнодорожное сообщение с московским регионом: Краснодар и Армавир. В летний период времени прямое ж/д сообщение также существует с г. Белореченск. От них рейсовым или заказным транспортом можно добраться до запланированного места начала активной части маршрута.

Поскольку часть участников похода предпочла добираться железнодорожным транспортом, а другая часть выразила желание лететь на самолёте, то местом сбора группы был выбран Краснодар, имеющий авиационное сообщение с московским регионом.

В Краснодар:

Та часть группы, которая добиралась до Краснодара по железной дороге, стартовала из Москвы на поезде Москва – Адлер, отправившимся утром 30.12.13 и прибывшим в Краснодар утром 31.12.13. Другая часть группы добиралась самолётом, вылетела из Шереметьево в ночь с 30.12.13 на 31.12.13 и приземлилась в аэропорту Пашковский (г. Краснодар) рано утром 31.12.13.

Обратно из Краснодара в Москву мы все вместе добирались поездом Адлер – Москва, отправившимся из Краснодара в ночь с 07.01.14 на 08.01.14 и прибывшим в Москву утром 09.01.14.

Заброска:

Стартовой точкой нашего маршрута стал пос. Новопрохладное, расположенный в долине р. Сахрай, куда мы добрались при помощи частного перевозчика, встретившего нас по предварительной договорённости в аэропорту Краснодара (+7-918-469-45-64, Константин). Поездка до пос. Новопрохладное с учётом заезда на ж/д вокзал Краснодара заняла около 5-ти часов (при этом стоит отметить плохое состояние дороги в зимний период времени: гололёд).

Выброска:

Конечной точкой активной части нашего маршрута стал пос. Псебай (райцентр Мостовского р-на), откуда мы добрались до автовокзала Краснодара на рейсовом автобусе. Поездка на нём заняла у нас около 7-ми часов, автобус идёт достаточно медленно, делая продолжительные остановки по пути следования. Также следует отметить, что ж/д вокзал и автовокзал в Краснодаре расположены в непосредственной близости друг от друга.

Изменения маршрута и их причины.

Заявленный маршрут:

– траверс хр. Малый Тхач – пер. Малый Тхач (н/к, 2100м) – ур. Асбестное – пер. Чёртовы ворота (н/к, 2120м) – радиальный выход на вершину г. Ачешбок Западная (н/к, 2486м) – ур. Шиша – радиальный выход на плато Бамбаки – траверс хр. Агиге – ур. Перешеек – ур. Шапка – траверс хр. Бугунжа – ур. Немецкая поляна – долина р. Малая Лаба – с. Перевалка – пос. Псебай

Пройденный маршрут:

Пройденный маршрут отличается от заявленного следующим:

1. В заявленном маршруте с пер. Чертовы Ворота (н/к, 2120м) был запланирован радиальный выход на вершину г. Ачешбок Западная (н/к, 2486м), от которого при прохождении маршрута мы отказались. Причиной для отказа стала не читаемость простого (некатегорийного) пути подъёма на вершину с перевала. В условиях отставания от графика прохождения маршрута, которое сложились у нас к моменту выхода на перевал, приняли решение не тратить лишнего времени на разведку и поиск простого пути подъёма на вершину и отказаться от запланированного радиального выхода.
  2. В заявленном маршруте от ур. Шиша был запланирован радиальный выход на плато Бамбаки, от которого мы отказались. С ур. Шиша, где мы встали лагерем вечером 3.01, хорошо просматривался северный склон отрога Солонцового хребта, по которому проходит тропа на плато Бамбаки. Склон был завален глубоким снегом, обнаружить тропу или чьи-либо следы в снегу, ведущие в сторону плато, нам не удалось. Оценив трудоемкость преодоления заснеженного склона и приняв во внимание, что вероятней всего такая же ситуация со снежным покровом ждёт нас на самом Солонцовом хребте и плато Бамбаки, решили отказаться радиального выхода.
  3. В заявленном маршруте не был запланирован радиальный выход на вершину г. Ачешбок Восточная (н/к, 2441м). Фактически, поднявшись на хребет Агиге, мы радиально сходили на неё. Эту вершину не включил в план похода, т.к. после подъёма на Ачешбок Западную (н/к, 2486м) подъём на восточную вершину особого интереса не представлял. Но поскольку от подъёма на западную вершину мы отказались, то решили подняться хотя бы на восточную.
  4. В заявленном маршруте выход с траверса хр. Бугунжа планировался на ур. Немецкую поляну. Фактически после траверса сразу спустились вниз в долину реки Малая Лаба. По пути от ур. Шапка выход на верхнюю дорогу по хр. Бугунжа оказался завален глубоким снегом, поэтому мы пошли по нижней дороге, на которой были следы автотранспорта повышенной проходимости. Нижняя дорога вывела нас в долину Малой Лабы в обход ур. Немецкая поляна.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Маршрут похода проходит по одному из наиболее удалённых и труднодоступных районов горной Адыгеи. Населённых пунктов и дорог, доступных для передвижения автотранспорта, в районе проведения похода нет. В зимний период район крайне редко посещается людьми. Единственная, на протяжении всего маршрута, возможность аварийного выхода с него появляется на пер. Малый Тхач (н/к, 2100м), откуда по западному отрогу хр. Малый Тхач существует возможность через поляну Шестакова и ур. Корыто выйти в долину р. Куна и по ней вернуться в с. Новопрохладное. В зимних условиях такой путь с Малого Тхача займет около 2-х ходовых дней.

График движения.

День пути

Дата

Участок маршрута

Ходовое* время (м)

Путь (км, по карте с коэф. 1,2)

Высота (м)

(5,8)

7,0 км

+ 940

ур. Колокольня – пер. Большой Тхач (н/к, 1980м) – радиал. вершина г. Большой Тхач (н/к, 2368м) – траверс хр. Малый Тхач – пер. Малый Тхач (н/к, 2100м)

8ч. 40м.

(12,7)

15,2 км

1980

+505

-385

+230

-110

пер. Малый Тхач (н/к, 2100м) – ур. Асбестное –пер. Чёртовы ворота (н/к, 2120м) – ур. Шиша

ч. 15м.

+120

-90

+160

ур. Шиша – радиально вершина г. Ачешбок Восточная (н/к, 2441м) – траверс хр. Агиге –

высота 2188

(16,7)

20,0 км

-580

высота 1609 – траверс хр. Бугунжа –долина р. Малая Лаба –пос. Бурный – с. Перевалка – пос. Псебай

8ч. 15м.

Набор: Сброс:

2 695 м

2 685 м

* ходовое время с учётом коротких привалов (режим 40 мин идём – 10 отдыхаем)

Техническое описание прохождения группой маршрута.

В долине Сахрая

День 1 - 31 декабря

с. Новопрохладное – ур. Тайвань – долина р. Большой Сахрай

Пройдено: 19,4 км

Набор высоты: +280м

ЧХВ: 8ч 10 мин

В 9.00 выгрузились в посёлке Новопрохладное (фото 1). Погода ясная и морозная (около -16). Тут и там из печных труб домов посёлка валил дымок, жители топили печи. Окружившие посёлок лесистые предгорья уже были освещены ярким солнцем, но сам посёлок пока оставался в тени. Стоять на месте было холодно, и мы поскорей одели рюкзаки и пошли.

Дорога, ведущая в долину Сахрая, была засыпана снегом. По следам было видно, что в это время года ей пользуются только уралы, шишиги и, возможно, какие-то другие машины повышенной проходимости.

Фото 1 в посёлке Новопрохладное

В 9.20 вышли за черту посёлка и продолжали идти по дороге.

Ещё через 30 минут вышли к подвесному мосту через Сахрай. Река, с быстрым течением и довольно бурная, на моё удивление, оказалась скована льдом. Под мостом виднелась полынья, свидетельствовшая о том, что выходить на лёд здесь небезопасно. Старый подвесной мостик был засыпан глубоким слоем снега (фото 2).

На противоположном берегу вышли на дорогу, ведущую вверх по долине Сахрая, и пошли по ней. Примерно через 500 метров второй подвесной мост, по которому мы вернулись обратно на левый (орографический) берег реки. Дорога здесь закладывает петлю и проходит вброд выше по течению, обходя крутые берега Сахрая.

Фото 2 первый мост через р. Сахрай

Дальше продолжали идти по дороге, которая вела нас по левому берегу. Вскоре дорога спустилась к реке и стала петлять по её руслу с одного берега на другой, а местами шла прямо по руслу реки. Чтобы не бродить Сахрай, сошли с дороги и продолжили идти вдоль левого берега, траверсируя лесной склон, здесь нам впервые пригодились наши ледорубы.

Выше по течению, где местами река оказывалась подо льдом, нам приходилось несколько раз перебираться с берега на берег по ледяным мостикам (фото 3), которые спасли наши ноги от промокания.

Фото 3 переправа по льду через р. Сахрай

От устья р. Свинячья дорога поднимается на высокий правый берег Сахрая и идёт в некотором отдалении от русла реки. Пошли по ней.

В 13.25 вышли к останкам деревни Брюлёво. Здесь, справа от дороги, сохранились фундаменты деревенских домов, между ними навалены кучи строительного мусора. Погода разгулялась. Зимнее, но всё же теплое, южное солнце было в зените и приятно припекало, согревая нас своим теплом. Температура поднялась до 0, и снег стал подтаивать. Устроили здесь привал с перекусом.

К 16.00 дошли до Тайваня, место слияния рек Большой и Малый Сахрай. Здесь построена беседка со столиком и лавочками, установлен информационный стенд природного парка «Большой Тхач». На стенде изображена карта с обозначением границ природного парка.

После небольшого привала переправились на противоположный берег реки и пошли по тропе, ведущей вверх по долине Большого Сахрая. Тропа была нетвёрдо натоптана в снегу и вела прямо вдоль русла реки. Вскоре начались бесчисленные броды, которые, преодолевались довольно легко из-за малой водности реки. Где-то удавалось пройти по камням, где-то по поваленным брёвнам, а кое-где даже удавалось просто перепрыгнуть через Большой Сахрай.

Около 17.30 начало смеркаться, и мы стали искать место для постановки лагеря. Нужно отметить, что в долине Сахрая найти хорошее место для постановки палатки довольно трудно.

В 18.15 нашли подходящее место, поставили лагерь и стали готовиться к встрече Нового Года.

День 2 - 1 января

долина р. Большой Сахрай – ур. Колокольня

Пройдено: 7,0 км

Набор высоты: +940м

ЧХВ: 4ч 45 мин

Время подъема дежурных и всех остальных зафиксировано не было. После встречи Нового Года мы позволили себе поспать подольше и компенсировать ранее сложившийся у некоторых участников транспортный недосып.

Утром завтракали оставшимися с праздничного стола салатами, разогревая их на газовой горелке. Завтрак и сбор лагеря прошли в неспешном ритме.

Вышли в 12.45 и продолжали идти по тропе вверх по долине Большого Сахрая.

Почти сразу тропа начала подниматься по правому берегу и вскоре повернула налево, вверх по лесному склону. Отсюда начался подъем к ур. Колокольня и стене Большого Тхача. Место поворота тропы отмечено маркером. Дальше шли по тропе, постоянно набирая высоту, местами преодолевая достаточно крутые подъемы.

В 16.10 поднялись к урочищу Колокольня (фото 4). С широкой поляны у подножья одноименной скалы открывается величественный вид на стену Большого Тхача, возвышающеюся высоко над верхушками леса. Сама поляна завалена снегом, глубина покрова 50 – 60 см. Следов пребывания людей на поляне не было, на стоянке в соснах у скалы никто не останавливался на ночевку. Устроили здесь привал с перекусом и фотосессию на фоне стены.

Зная, что после 17.30 начинает темнеть, долго не засиживаясь, двинулись дальше по тропе в сторону балагана «Ветреный». От урочища Колокольня тропа ведет по лесу вдоль стены, то приближаясь к ней, то отдаляясь от неё. Тропа маркирована, но маркеры на деревьях достаточно редки.

Фото 4 на урочище Колокольня

Вскоре горы погрузились в сумерки.

Понимая, что добраться до балагана засветло мы уже не успеем, чтобы не блуждать в потемках по лесу, решили встать на ночевку, не доходя до него. Однако найти подходящее место для стоянки здесь оказалось совсем непросто. Крутизна склона в сочетании с сильной пересеченностью местности не оставляли нам шансов на удобную ночевку. В этот момент вспомнились мне ребята из Краснодара, которые два года назад, также под вечер, отговорили нас идти к балагану, и с которыми мы тогда остались ночевать на стоянке у скалы Колокольня. И все же чудо случилось.

Около 18.00, уже в сумерках, чуть выше по склону от тропы заметил крохотную, уютную полянку, на которой нашлись удобные места для обеих наших палаток. Здесь встали на ночевку.

Большой и Малый Тхачи

День 3 - 2 января

балаган «Ветреный» – пер. Большой Тхач (н/к, 1980м) – радиальный выход на вершину г. Большой Тхач (н/к, 2368м) – траверс хр. Малый Тхач – пер. Малый Тхач (н/к, 2100м)

Пройдено: 15,2 км

Набор высоты: +735м/ -495м

ЧХВ: 8ч 40 мин

Подъём дежурных в 6.00, всех остальных в 7.00.

Сложившееся отставание от запланированного графика совместно с огромным желанием подняться сегодня на вершину Большого Тхача по ещё не раскисшему под солнцем снегу сподвигли нас на ранний подъем и быстрые сборы.

Вышли в 8.25, только начинало светать.

Сначала посветлело небо, освещая окутанные ночным мраком лесистые склоны гор. За ним начали светлеть заснеженные верхушки безлесых хребтов. И вдруг вдали над горами в одно мгновение разлилось ярко-розовое зарево (фото 5). Становясь все светлее, оно растекалось по всему небу. Краски менялись каждую минуту, восхищая нас красотами зимней зари.

Фото 5 (рассвет в горах)

Когда рассветное зарево почти рассеялось, и в небе остались лишь последние оттенки светло-розового, в первых лучах утреннего солнца вдруг ярко вспыхнули восточные склоны гор. Раскрашенные в багрово-розовые и ярко-желтые цвета вершины были необычайно красивы. Глядя на них с тропы под стеной Большого Тхача, мы любовались видами на вершины грозного Фишта и могучего Оштена в первых лучах восходящего солнца (фото 6).

Наблюдаю всю эту красоту, продолжали идти по тропе в сторону балагана

«Ветреный». Вскоре густой лес сменился молодым сосновым редколесьем. Глубина снежного покрова увеличилась до 40 – 50 см., тропа превратилась в отдельные натоптанные следы в снегу.

Фото 6 (в первых лучах утреннего солнца)

В 9.25 вышли к балагану «Ветреный». В нём второй день живут ребята из Питера, чьи следы в снегу помогли нам по пути сюда. Здесь устроили небольшой привал, пообщались с питерцами, поделились впечатлениями и планами, и, запечатлев себя возле балагана (фото 7), выдвинулись к пер. Большой Тхач.

Фото 7 (у балагана Ветреный)

От балагана к перевалу ведёт натоптанная тропа. Траверсируя по ней поросший сосновым лесом склон, вышли на седловину перевала. Путь от балагана до пер. Большой Тхач занял у нас около 20 минут.

Обширная седловина перевала расположена между высоко возвышающимися с севера скалами Большого Тхача и пологим травянистым склоном Малого Тхача. Высота перевала 1 980 метров, снега на перевале нет. Здесь мы оставили свои рюкзаки и налегке отправились на вершину г. Большой Тхач, время выхода 10.15.

Путь на вершину проходит по восточному травянисто-осыпному склону под стеной Большого Тхача, тропы здесь нет. Шли траверсом, постоянно набирая высоту и не приближаясь к скалам. Иногда приходилось немного спускаться вниз по склону в поисках наиболее простого пути (фото 8). Несколько раз преодолевали участки фирнового склона, требовалась самостраховка ледорубом. Местами попадались участки c глубоким снегом.

Фото 8 (на восточном склоне Большого Тхача)

Дойдя до конца скал, поднялись на плато. Подъем несложный, все проходится ногами. Дальше пошли вдоль обрыва над скалами по травянистому склону плато. Весь снег здесь сдут ветром, идти по траве просто и приятно. Вскоре свернули направо от обрыва, взяв курс прямо на вершину. Местами попадались заснеженные участки глубиной не более 15 см. По плато шли с постоянным набором высоты (фото 9).

Фото 9 (на плато Большого Тхача)

Немного не дойдя до вершины, вышли к живописному разлому скальной стены. Отсюда открывается великолепный вид на бескрайние просторы заснеженных гор и отвесную стену под вершиной Большого Тхача (фото 10).

Фото 10 (в стране скал и снегов)

В 12.15 поднялись на вершину Большого Тхача, высота 2 365 метров.

Погода великолепная, на небе ни облачка, гуляет легкий ветерок, солнце припекает совсем по-летнему, даже не верится, что сейчас зима. Отдыхаем, любуемся видами на окрестности (фото 11) и, долго не засиживаясь, отправляемся вниз.

Фото 11 (на вершине Большого Тхача)

Вниз шли по пути подъема на вершину. На восточном склоне под яркими лучами солнца снег начал подтаивать, из-за чего на участках с глубоким снегом мы проваливались поглубже. Однако это не затруднило нам спуск вниз, так как таких участков было совсем немного.

В 14.10 вернулись к нашим рюкзакам на перевал Большой Тхач. Здесь устроили обед и послеобеденный отдых, некоторым даже удалось позагорать.

Отдохнув после восхождения, в 15.30 вышли с перевала в сторону Малого Тхача. Сначала поднимались по некрутому травянистому склону, затем вышли на снег. Его глубина неприятно удивила нас, приходилось подниматься вверх по склону, проваливаясь по колено в снегу и глубже. Крутизна склона увеличилась, и идти стало тяжело, воодушевляло то, что гребень Малого Тхача был уже совсем близко.

В 16.25 вылезли на него, перед нами разверзлась пропасть.

Дальше, к вершине Малого Тхача, шли по гребню между заснеженным северным склоном и скальным обрывом (фото 12).

Фото 12 (на гребне Малого Тхача)

Довольно быстро поднялись на вершину Малого Тхача, высота 2 210 метров. И не задерживаясь на ней, пошли дальше по гребню вдоль обрыва на спуск вниз (фото 13).

Дойдя по гребню до его низшей точки перед началом подъема на юго-восточную оконечность Малого Тхача, свернули на северный склон хребта, засыпанный глубоким снегом, и пошли по нему траверсом вниз, теряя высоту и продвигаясь вперед вдоль хребта (фото 14). Пройдя перегиб, вышли к кулуару, который пересекли без потери высоты выше зоны редколесья. При этом хорошо заметный скальный зуб остался ниже по склону. За кулуаром вылезли на пологий участок склона, поднявшись чуть выше, и, пройдя за перегиб, оказались у заснеженного скального коридора, по которому можно спуститься со скал без специального снаряжения (фото 15).

Фото 13 (на спуске с Малого Тхача)

Фото 14 (на траверсе северного склона Малого Тхача)

Фото 15 (спуск по скальному коридору)

В 17.25 спустились по коридору.

Дальше шли, траверсируя без потери высоты поросший криволесьем склон под скалами Малого Тхача. Из-за глубокого снега и густого криволесья этот участок пути оказался крайне труднопроходим. Шли медленно, особенно трудно приходилось здесь идущему впереди. Прохождение этих 1,5 километров криволесья заняло у нас около часа.

В 18.30 уже в потемках вышли на перевал Малый Тхач, высота 2 100 метров. На нём встали на ночевку.

Перевал Чёртовы ворота

День 4 - 3 января

Пройдено: 12,8 км

Набор высоты: +280м/ -190м

ЧХВ: 7ч 15 мин

Подъём дежурных в 7.30, всех остальных в 8.00.

Температура воздуха - 12, ясно и безветренно. Cобирались на рассвете, наблюдая за меняющимися в лучах восходящего солнца красками Малого Тхача (фото 16).

Фото 16 (Малый Тхач на рассвете)

Вышли в 9.40.

От перевала Малый Тхач по гребню в сторону г. Асбестная ведет натоптанная тропа. Шли по ней, оставив за спиной массивы Большого и Малого Тхачей (фото 17). Местами на хребте нам попадались легко проходимые снежники.

Перед скальными выходами тропа уходит с гребня на юго-западный склон хребта и, траверсируя склон, обходит низом вершину г. Асбестная. Благодаря некоторым особенностям рельефа, розе ветров, а также потому что юго-западный склон хребта только ближе к вечеру непродолжительно освещается уже неярким солнцем, здесь зимой скапливается много снега.

Фото 17 (на хребте за перевалом Малый Тхач)

Двигаясь по тропе, вышли на юго-западный склон хребта. Глубина и частота снежников заметно увеличилась, что негативно сказалось на скорости нашего движения. Дальше весь склон оказался засыпан глубоким снегом. Тропа местами терялась в сугробах, но отыскать её не представляло труда. По ней мы тропили до юго-западного отрога хребта, начинающегося от вершины г. Асбестная (фото 18).

Фото 18 (на юго-западном склоне г. Асбестная)

В 11.30 вышли на гребень юго-западного отрога.

И здесь краски сменились! С холодного и мрачного, вечно затенённого скалами, засыпанного снегом юго-западного склона мы попали на южный склон г. Асбестная, похожий, как нам показалось, на курорт. Здесь нас встретили не по-зимнему теплое солнце, почти полное отсутствие снега и натоптанная тропа, ведущая по хребту в нужном нам направлении.

Дальше шли по тропе, траверсируя травянистые склоны. Выйдя в луга, прошли свозь ворота в скальной стене, и за ними спустились вниз и налево к перевалу Чертовы ворота.

В 13.10 подошли под перевал. Снизу хорошо просматривалось, что классический путь подъёма на перевал по тропе завален глубоким снегом, поэтому решили набрать высоту в лоб по северному склону г. Ачешбок западная, и затем траверсом выйти на перевал. Поросший рододендроном северный склон Ачешбока был местами свободен от снега, и мы могли выбрать бесснежные участки для набора высоты.

Эта тактика вполне себя оправдала. Поднявшись по проталинам до высоты перевала, траверсировали участок заснеженного склона (фото 19) и вышли на ведущую к нему тропу.

Фото 19 (на пути к перевалу Чертовы ворота)

В 14.25 вышли на перевал Чертовы ворота, высота 2 120 метров.

Находясь здесь, трудно понять, что ты на перевале. Его седловина настолько широка, что вокруг тебя окружает чистое поле. Однако посреди этого поля сложен тур, и в нём мы нашли записку (фото 20). На перевале устроили привал с перекусом и фотосессию на фоне вершины Ачешбок западная (фото 21).

Фото 20 (перевальная записка)

Фото 21 (на перевале Чертовы ворота)

В 15.20 вышли с перевала и, держась ближе к склону г. Ачешбок восточная, спустились к северному истоку реки Шиша. Лесная зона полностью засыпана снегом. На спуске с перевала по южному склону снежный покров не глубокий 15 – 20 см., идется довольно легко. Внизу в оврагах снег по пояс. От них, забирая левей и вверх по склону, поднялись на западный отрог хребта, разделяющий долины северного и южного истоков реки Шиша. Нашему взору открылся великолепный вид на скальный массив г. Ачешбок западная и перевал Чертовы ворота (фото 22).

Фото 22 (перевал Чертовы ворота)

Дальше шли вдоль скальной стены по поросшему сосновым лесом склону. Так как склон южный, снега здесь было немного, и, выбирая для себя путь по проталинам, мы поднялись к урочищу Шиша.

Здесь встали на ночевку, высота 2 190 метров, время 17.25.

Хребет Агиге

День 5 - 4 января

ур. Шиша – вершина г. Ачешбок Восточная (н/к, 2441м) – траверс хр. Агиге – высота 2188

Пройдено: 14,7 км

Набор высоты: +460м/ -550м

ЧХВ: 8ч 30 мин

Подъём дежурных в 7.30, всех остальных в 8.00. Вышли в 9.40.

По травянистому юго-восточному склону поднялись к высоте 2 227 м. Отсюда с высокого обрыва открывается вид на Солонцовый хребет, через который проходит путь на плато Бамбаки.

Дальше пошли вдоль обрыва, постепенно набирая высоту. Поднявшись выше излучин оврагов на юго-восточном склоне, взяли вправо и, траверсировав склон, вышли к северному скальному обрыву хребта Агиге. Здесь оставили рюкзаки и пошли на вершину г. Ачешбок восточная. В 11.20 были на вершине, высота 2 441 метров (фото в разделе 1).

Погода великолепная, тепло и солнечно, нет ни малейшего дуновения ветра. Осмотрев окрестности с высшей точки на нашем маршруте, отправились вниз к нашим рюкзакам.

Наш дальнейший путь пролегал по гребню хребта Агиге. Нужно отметить, что южный пологий склон Агиге выше зоны леса был полностью свободен от снега, что не могло нас не порадовать. Спускаясь по хребту, мы заметили, что впереди нам преграждает путь скальная гряда, вытянувшаяся вдоль южного склона от гребня до лесной зоны (фото 23).

Фото 23 (на хребте Агиге)

Двигаясь дальше вдоль гребня, подняли стадо пасущихся на склоне серн, которые, добежав до стены, влезли на неё по незаметной издалека нашему глазу козьей тропинке. Решив, что пройти стену там, будет проще, чем спускаться в снега лесной зоны, взяли курс на место, где прошли серны.

По пути встретили медведя-шатуна, который бежал по склону нам на встречу, но обнаружив нас, убежал вниз в зону густого леса. Нужно сказать, что эта встреча несколько меня напрягла, так как не заснувший на зиму медведь может представлять серьёзную опасность.

Обнаружив тропинку, по которой прошли серны, попытались пролезть по ней, но не смогли. Оказалось, что личная техника серн на много выше нашей. Признав, что подниматься без перил здесь небезопасно, решили обойти скалы низом.

Возле скальной гряды в сосновом редколесье устроили привал с перекусом. Отсюда открывался красивый вид на массив г. Ачешбок восточная (фото 24), с которой мы только что спустились сюда.

Фото 24 (хребет Агиге)

Обойдя скальную стену ниже по склону, поднялись к высоте 2 160. Здесь на луговых склонах хребта Агиге встретили стадо пасущихся зубров (фото 25).

Эта встреча стала неожиданной как для нас, так и для зубров. Сначала зубры несколько минут стояли, с удивлением глядя на нас, затем побежали дальше по склону Агиге и скрылись за перегибом. Поскольку нам тоже нужно было идти в ту сторону, мы двинулись за зубрами и вскоре снова вышли на них.

На этот раз зубры не торопились убегать. Мы догадывались, что в их стаде началось смятение, и, не решаясь подойти к животным ближе, остановились и стали их фотографировать. Зубры собрались плотной группой. Один из них рванул вниз по склону, но другие не шевелились. Ещё один, более крупный зубр, вероятно вожак, пошёл за ним и догнал, встал на его пути и начал сопеть. В одно мгновение между двумя зубрами произошла стычка. И тот, который первым ушел вниз, повернул и присоединился к общему стаду. Вожак же неспешно поднялся и повел всё стадо наверх.

Фото 25 (стадо зубров на хребте Агиге)

Зубры ушли, а мы продолжали идти дальше вдоль по хребту.

Как-то незаметно проскочили место, где тропа с гребня спускается по скалам вниз, обходя вершину г. Агиге, и стали подниматься на неё. В 16.20 были на вершине. И тут нашим взорам открылось зрелище: хребет скальной стеной обрывался вниз с вершины.

Поняв свою ошибку, пошли искать место спуска тропы вниз, но безуспешно. Крутой снежный карниз перекрывал весь северный склон, и тропа была замурована под ним.

Единственный возможный путь вперёд проходил по юго-восточному отрогу г. Агиге и вел нас вниз в долину ручья Додогачей. Понимая, что другого пути у нас нет, направились туда. На спуске уже морально готовился лазать по крутым оврагам по пояс в снегу. Но все случилось иначе.

Спускаясь вдоль скальных сбросов, не доходя до лесной зоны, нашли место, где стена теряла крутизну, превращаясь в заснеженный склон, который ниже выполаживался. Дальше траверсом под стеной можно было выйти назад на хребет. Решили идти здесь.

На двух ледорубах повесели веревку, и по очереди спустились по ней вниз. Отдельно перекидали веревкой рюкзаки. Внизу все собрались в 18.10, уже почти стемнело. Одели фонари и уже в потемках шли под стеной. На наше счастье снега здесь оказалось немного, и мы достаточно быстро вышли на хребет.

На ночевку встали, немного не дойдя до высоты 2 188, на широкой и ровной поляне прямо посреди хребта. Высота 2 100 метров, время 18.40.

В долину Лабы

День 6 - 5 января

высота 2188 – ур. Перешеек – ур. Шапка – высота 1609

Пройдено: 20,0 км

Набор высоты: -580м

ЧХВ: 5ч 45 мин

Подъём дежурных в 8.00, всех остальных в 8.30. Вышли в 10.15.

Высоту 2 188 обошли по северному склону. На перемычке хребта, ведущей на Сундуки, без особых усилий преодолели короткий участок с глубоким снегом (фото 26). За ним короткий крутой подъем на плато по натоптанной тропе.

Фото 26 (на подходах к плато Сундуки)

На самих Сундуках снега нет, шли по тропе, ведущей через плато. В 11.10 были на высшей точке Сундуков. Отсюда тропа спускается вниз и ведет по полке вдоль южного обрыва Сундуков (фото 27).

Фото 27 (на тропе вдоль обрыва Сундуков)

За переход вышли к урочищу Перешеек. Отсюда начинается дорога пригодная для автотранспорта повышенной проходимости. Дорога частично под снегом, на ней следы снегоходов. Дальше шли по ней.

В 13.50, обойдя с севера г. Шапка, встали на обед возле дороги, ведущей через поля.

После продолжали идти по дороге и в 16.10 вышли к повороту на гребень хребта Бугунжа. Дорога туда оказалась завалена снегом, и мы решили не идти на него и спускаться в долину Малой Лабы по нашей прочищенной дороге.

Пройдя короткий переход, нашли хорошее место в сосновом бору над скалами и встали там на ночевку. Высота 1520 метров, время 16.30.

День 7 - 6 января

высота 1609 – траверс хр. Бугунжа – долина р. Малая Лаба – пос. Бурный – с. Перевалка – пос. Псебай

Пройдено: 32,3 км

Набор высоты: -870м

ЧХВ: 8ч 15 мин

Подъём дежурных в 8.00, всех остальных в 8.30, а некоторых в 9.00.

Сегодня у Лены День Рождения! Мы никуда не торопимся и неспешно пьём кофе у костра. После сбора шиповника с близ ближайших кустов, вышли в 11.15.

Шли дальше по дороге, ведущей вдоль лесистого склона хребта Бугунжа. На некоторых участках дороги нам очень не хватало коньков, которые отлично помогли бы здесь перемещаться (фото 28). Местами, где дорога шла круто вниз, приходилось обходить лёд по обочине.

Фото 28 (обледенелая дорога)

В 15.00 спустились в поселок Бурный, высота 735 метров. На входе в поселок устроили перекус. Пока мы обедали, местный пастух прогнал мимо нас на выпас стадо коз, которые пощипывали зеленеющую травку.

Поселок выглядит довольно мрачно, много разрушенных и брошенных домов. Регулярного транспортного сообщения с поселком нет. Магазин, мимо которого мы прошли, не работал (фото 29).

От Бурного в Перевалку шли вдоль Малой Лабы. Грунтовая дорога здесь вполне хорошего качества, пригодна для проезда любого автотранспорта, появление которого здесь уже не редкость.

Фото 29 (магазин в поселке Бурный)

Перед въездом в Перевалку (со стороны пос. Бурный) дорогу нам преградил шлагбаум, рядом стоял человек в форме. Идентифицировать, к каким именно службам относится человек и шлагбаум, мне не удалось. Мы просто прошли мимо них, обойдя шлагбаум по краю дороги. Человек проводил нас взглядом, не промолвив ни слова.

В 17.00 мы были на автобусной остановке в Перевалке.

Но наша радость была преждевременной. Местные жители сообщили нам, что последний автобус в Псебай уходит в 17.20, но в связи с праздником сегодня не пойдет. Правда, для меня осталось загадкой, каким именно праздником (6 января). Подождав до 17.30 и убедившись в правоте местных, мы пошли туда пешком и где-то через 2 часа были там.

На этом активная часть нашего маршрута была завершена.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

На пройденном нами маршруте потенциальную опасность могут представлять восточный склон г. Большой Тхач, северный склон г. Малый Тхач, северный склон перевала Чертовы ворота, северный склон г. Ачешбок западный, юго-восточный склон г. Ачешбок восточный, оба склона г. Агиге, которые в случае скопления на них большого количества снега могут оказаться лавиноопасными.

Кроме того, опасность для человека могут представлять дикие звери, обитающие в этих краях.

Оценка категории сложности пройденного маршрута.

1. Продолжительность маршрута. Tфак. = 7 дн. < Tmin = 8 дн.
  2. Протяжённость маршрута.

Пфак. = 121,4 км < Пmin = 140 км

1. Баллы за локальные препятствия.

Переправы: через р. Большой Сахрай (н/к, более 4 переправ): 2 балла Перевалы: пер. Большой Тхач (н/к, 1980м), пер. Чёртовы ворота (н/к, 2120м): 4 балла Вершины: г. Большой Тхач (н/к, 2368м), г. Ачешбок Восточная (н/к, 2441м): 8 балла Траверс: гребень хр. Агиге (н/к, > 3 км): 4 балла

Всего за локальные препятствия: 18 баллов

1. Баллы за протяженные препятствия.

Снежные участки: выход на пер. Малый Тхач (1А, глубина > 0,5 м., длина > 2 км), спуск с пер. Чертовы ворота и подъем к ур. Шиша (1А, глубина > 0,5 м., длина > 2км): 8 баллов

Всего за протяженные препятствия: 8 баллов

1. Географический показатель района похода. Кавказ: 4
  2. Показатель автономности маршрута.

Маршрут пройден группой при полной автономности: 1

1. Коэффициент перепада высот.

К = 1 + ОН/12 = 1 + 5,38/12 = 1,45

1. Общее количество набранных баллов. КС = 18 + 8 + (4*1*1,45) = 31,8

В связи с неблагоприятными условиями, сложившимися на одном из участков заявленного маршрута (большое количество снега на северных склонах Солонцового хребта), группа была вынуждена частично изменить маршрут, отказавшись от выхода на плато Бамбаки. В результате этого изменения фактическая протяженность маршрута оказалась ниже заявленной, что привело к несоответствию требованиям по протяженности, предъявляемым к маршрутам 2 категории сложности. По общему количеству набранных баллов маршрут соответствует 2 категории сложности.

Учитывая, что фактическая протяженность маршрута составляет 86,7 от норматива в соответствии с методикой категорирования пешеходных маршрутов (выполняется требование по 75 протяженности), МКК вправе, учитывая другие факторы, присвоить пройденному маршруту 2 категорию сложности или снизить заявленную категорию до 1-ой.

Итоги, выводы и рекомендации.

Поход удался! Все участники похода получили массу новых впечатлений и остались довольны. Основные намеченные цели и задачи похода были выполнены. Несмотря на некоторые изменения, нам удалось пройти интересный линейный маршрут из долины р. Сахрай (бассейн р. Белая) в долину р. Малая Лаба.

В результате прохождения маршрута была исследована возможность и сложность прохождения популярного летнего маршрута в зимний период времени. Группе удалось успешно пройти по маршруту в январе, внеся в него некоторые коррективы, связанные с возникшими в зимний период препятствиями.

Прохождение маршрута позволило участникам получить и отработать навыки преодоления снежных склонов, закрепить навыки ориентирования на пересечённой местности, и получить опыт зимней ночёвки в условиях гор.

В результате похода нами были сделаны следующие выводы:

район природного парка «Большой Тхач» – красивый и интересный район для организации пешеходных походов

выбранный район путешествия в зимнее время отличается достаточной безлюдностью и редко посещается туристами

выбранное время года подходит для проведения пешеходных походов в изученном районе, однако сложность прохождения маршрута сильно зависит от глубины установившегося снежного покрова

на высоких плоскогорьях и пологих гребнях хребтов глубина снежного покрова не значительна, основная масса снега сдувается отсюда ветрами

на склонах хребтов выше зоны леса с южной стороны снежный покров практически отсутствует, при этом северные склоны завалены глубоким слоем снега

глубина снежного покрова в лесной зоне и редколесье может достигать 1 – 1,5 метров, что необходимо учитывать при организации похода

в связи с присутствием в районе диких зверей необходимо соблюдать осторожность.

Сведения о материальном оснащении группы.

Общественное снаряжение:

Фонарик

Личные мед. средства

Хорошее настроение

Сведения о расходах участников.

РУБ.

6 000

Билет на поезд Москва-Краснодар

2 100

Билеты на поезд Краснодар - Москва (6 человек)

1 920

ВСЕГО РАСХОДЫ с самолетом (руб./чел.)

11 955

ВСЕГО РАСХОДЫ с поездом (руб./чел.)