Горы мира > Северная Америка >

В фарватере КОМАНДОРА, или 25-летию ZENYATTA MONDATTA посвящается

Эль-Капитан
Фото Владимир Малов
В начале восьмидесятых оставлять без присмотра проект нового маршрута на Эл Капе было непозволительной роскошью.
Его могли просто закончить без твоего участия... Так, например, произошло с «ZENYATTA MONDATTA», который легендарный Джим Бридвелл удачным образом увел у разочаровавшегося в своих способностях Рона Каука...

Раннее августовское утро 1981 года началось с досадной неудачи - в нескольких метрах над головами бравой троицы, включающей из Джима Бридвелла, Питера Мейрфилда и Чарли Роу, болтался конец перил, состоящих из трёх связанных между собой верёвок, закреплённых на станции более чем в сотне метров от земли. "Какой то умный говнюк, – пишет Бридвелл в своей книге «Climbing Adventures», - натянул верёвку до предела вниз и отрезал ножом, после чего оставшийся конец выстрелил вверх и остался болтаться на недосягаемой с земли высоте».
Весь август эти перила провисели на стене. Они служили маркировкой нового проекта, который Бридвелл намеревался довести до победного конца. Снова и снова мобилизуя попавшихся под руку альпинистов, Джим открывал новые линии на стене. Сопротивление Командору было бесполезно - любой протест душился в зародыше, стиль йосемитовского вожака был притчей во языцех, а слухи об успешном диктаторе Эл Капитана давно уже просочились за пределы Национального парка.

Джим Бридвелл
Фото http://desnivel.com
За год до этого другой "знаковый" персонаж долины, Рон Каук, начал новый маршрут на нетронутой части стены Эл Капа. Пройдя в общей сложности 5 сложных участков, Рон столкнулся с продолжительными непреодолимыми обстоятельствами. Некоторые из них были, мягко выражаясь, не совсем "легального" толка и находились в компетенции правоохранительных органов. Конечно же, это случилось не прямо на стене, но, тем не менее, все эти досадные обстоятельства не позволили Рону спокойно напрягать свои нервы на граните.
После нескольких намёков со стороны Бридвелла Рон не выдержал и послал Командора "на" в довольно жёсткой форме.
Мало кто из обитателей долины мог себе представить подобный тон применительно к Бридвеллу, но Рона спасло то, что он быстро спохватился и прокомментировал, что под своим "на" он подразумевает свой новый проект на стене, до которого у него просто не доходят руки.
Недолго думая, Бридвелл разослал устные повестки паре перцев, и уже через несколько дней вместе с Питером Мейрфилдом и Крейгом Колонья работал на кауковском маршруте. Напор Командора был известен, но и это не позволило команде проложить больше, чем полторы новые верёвки выше кауковской последней станции.
Январский ураган заставил троицу спуститься и отложить работу до более хорошей погоды.

Неделя тяжелой работы. И вот настал август, а вместе с ним и время довести новую линию, несколько левее Зодиака, до победного конца.
Ждать своих солдат Командору не пристало, поэтому вместо отсутствующего Крейга на стену мобилизован Чарли Роу.
Вообще Чарли приехал повидаться со своим братом, но был застигнут врасплох, и отговорки об отсутствии отпуска и возможном увольнении не произвели на Бридвелла ровным счётом никакого впечатления. Эту проблему он рассматривал гораздо безмятежней, чем ту, которую олицетворял болтающийся в трёх метрах над головой конец их собственных перил.
После не долгой паузы они нашли длинную ветку, прикрутили к ней жумар, открыли полностью его кулачок и привязали к стоперу кулачка леску. После этого они надели жумар на кончик перил, дёрнули за леску, и через несколько секунд верёвка была притянута вниз, к большому удовольствию Командора.

Charlie Row и Jim Bridwell во
время перво-прохождения
Zenyatta Mondatta VI, 5.10, A5
Фото http://www.risk.ru
Подъём наверх можно начинать. "Не для слабаков это удовольствие, - заметил Бридвелл улыбаясь, - 150 метров свободных, висящих в 20 метрах от стены перил!"
Следующую ночь команда провела на шестой станции. Для проживания использовались совершенно не известные до этого девайсы - порталеджи, в то время только появившиеся в долине, конечно, они были тяжелей сегодняшних «БД» и «Метолиуса», но по тем временам это была революция по сравнению с обычными гамаками. На следующий день Командор посылает «на фронт» новенького. Чарли Роу пролез за день всего одну верёвку и к ужину спустился обратно к биваку.
Станции в те времена тоже не блистали надёжными шлямбурами (в прямом и переносном смысле). Они пробивались восьмимиллиметровыми штифтами, которым даже такой "железнозадый кадр", как Бридвелл, не спешил доверять свою бесполезную жизнь:
"я сплю гораздо спокойней, когда знаю, что станция связана наверху со следующей надёжной перильной верёвкой".

Фото http://www.rocknclimb.com
Все следующие дни команда пробивалась наверх. Стена в этом месте не всегда монолитна, очень много так называемых expanding flakes - живых отщепов, которые при нагрузке под весом человеческого тела отходят от стены. Обилие участков, проходящихся только на клифах или коперхедах, было довольно необычным для того времени. Один участок А5 сменялся следующим участком А5. Кстати А5 - это максимальная сложность ИТО-шного лазанья. Наряду с необходимостью виртуозного владения ИТО при их прохождении, следует помнить, что на таких участках большинство точек могут выдержать только вес лезущего, ни о каких срывах не может быть и речи, поскольку вероятность летального исхода после срыва на участке А5 весьма высока. Такое лазанье для людей без нервов.

Отрицательный уклон стены оказался для нашей троицы подспорьем. При срыве забойщик пролетал несколько десятков метров, пока не останавливался на надёжной точке или, в конце концов, не зависал на станции. К счастью, ничего, кроме пары секунд смертельного напряжения страхующему и «полных штанов» исполнителю, такие трюки ничего не приносили. Всё было бы хуже, будь стена вертикальной или, не дай бог, положительной. Обратной стороной медали стало то обстоятельство, что при таком экстремальном нависании отступление вниз было практически невозможным. Нашей троице не оставалось ничего иного, как пробиваться наверх, а трудности не кончались, наоборот, стена ставила Командору всё более заковыристые и не безопасные головоломки. В центре стены Командор с экипажем прошли 5 верёвок с индексом "А5" подряд – для того времени совершенно уникальная сложность маршрута. Остальные верёвки были оценены как А4 и только совсем незначительная часть как А3 и легче.

Через семь дней после того, как с помощью жумара была поймана верёвка, Питер Мейрфилд первым вылез на крышу.
Несколько минут спустя Бридвелл и Роу были там же, а ещё через полчаса хаулбэги с основной слесарней и прочим скарбом были скинуты с парашютом вниз, что несказанно напугало двух французов на "Зодиаке", которым прогрессивная бридвелловская техника ещё не была знакома. Затем троица спустилась по "Вестбаттерсу» и направилась на машине прямиком в кабак, в котором последующую ночь праздновала первопроход. Со слов Бридвелла: "Пили, конечно, много, но вели себя прилично - никаких эксцессов".

Бегом без молотка и сомнений

Своим именем маршрут обязан жене Бридвелла, которая как раз перед первопрохождением подарила ему виниловый альбом «Police» (на этом место хотелось бы передать пламенный привет Стингу) «ZENYATTAMONDATTA».

Маршрут «Zenyatta Mondatta» стал самым сложным маршрутом своего времени. Нигде ещё не было пройдено 5 участков А5 подряд с добавкой девяти верёвок А4. Он был не первым маршрутом, оценённым в А5, но стал первым маршрутом, на котором сложность была максимально высокой более 200 метров подряд. Для восхождений такой сложности прохождение одной верёвки в день не считается необычной медлительностью. Между прочим, даже те, кто сегодня повторяет чужой маршрут А5, редко проходят больше одной - двух А5-ных верёвок в день, а первопроходцы, согласитесь, зачастую тратят на прохождение питча в 3-4 раза больше времени, чем те, кто идёт уже пройденный маршрут.

Топосхема
Надо заметить, что поначалу под «Zenyatta» не наблюдалось ажиотажа. Тем не менее, со временем на маршруте стали аккумулироваться оставленные альпинистами крючья, копперхеды и прочее. Время на прохождение стало сокращаться.
Станции были пробиты надёжными болтами, а спортсмены уже перед началом восхождения в курсе, какие трюки для решения ключевых проблем им придётся применить, и до зубов вооружены подходящими подручными средствами. К 1993 году оценка маршрута снизилась: только две верёвки сохранили категорию А5 и семь верёвок А4. Актуальный гайдбук предлагает такую оценку: один питч А4 и много участков А3.

Кстати, первое прохождение "хаммерлес", то есть без использования молотка, было исполнено в 2001 году. Угадайте кем! Мейрфилдами - папой и сыном. Старый гвардеец бридвелловского полка вместе с 18-ти летним сыном использовали тучу скайхуков и даже найфблейды, которые они, не забивая, вставляли в разбитые гнёзда и, нагружая, продвигались выше. Самым быстрым временем прохождения маршрута на сегодня считается 22 часа и 56 минут - ровно столько понадобилось болгарину Иво Нимову, Кевину Харамило и Эммону МакНиллу на прохождение «Zenyatta Mondatta»!

Несмотря на то, что маршрут стал уже "классикой" на Эл Капе, он остается одним из самых сложных маршрутов в долине, и я вам рекомендую крепко задуматься, прежде чем начать сортировать свою слесарню под хрипловатый голос Стинга.

Фото http://www.risk.ru
За одну пригоршню долларов

Для Командора маршрут закончился примерно так же, как и начался - бессильной злобой и разочарованием.
После того как гвардейцы чудом пережили пьянку в кабаке и последующее похмелье, они больные на всё башку отправились под стену на поиски своего хаулбэга. К сожалению, из двух сброшенных нашелся только один, причём не тот, в который упаковали слесарню. 2700 долларов были потеряны. После продолжительного расследования и нескольких случаев рукоприкладства виновные были установлены, но вернуть потерянное так и не удалось. Доказать кражу тоже не удалось. Джим до сих пор с горечью вспоминает это обстоятельство, а ведь прошло уже 25 лет.