Автор: Евгений Субботский, Израиль

Однодневная прогулка по плато над Мёртвым морем
(от поселения Авнат до Кумран)

Предлагаю как вариант прогулки на один день следующий несложный 15-тикилометровый маршрут, проходящий по плато Иудейской пустыни над Мёртвым морем.

Маршрут не круговой, поэтому лучше иметь при себе пару машин или воспользоваться публичным транспортом.

Наиболее подходящее время для прогулки в этом районе Израиля - поздняя осень\зима\ранняя весна.

На место прибыли днём ранее - чтоб насладиться тишиной ночи Иорданской долины. Кемп разбили на бесплатном диком пляже под Мацокей Даргот - Скалы Ущелья Даргот. На карте ниже - обозначено бордовой палаткой.

Место это изобилует тёплыми источниками и, как оказалось, комарами.

С ночным освещением нам повезло, была почти полная луна. Фотографический рай...

Карта маршрута:

• Р (нижняя) - начало прогулки и место парковки первой машины.
  • Р (верхняя) - конец пути и парковка второй машины.
  • зелёные бинокли - смотровые площадки и просто интересные точки.
  • Как уже сказано выше, стартовали от поселения Авнат. Так как поселение религиозное, то в субботу ворота в него закрыты и машину припарковали прямо у въезда - возле охранника. Оттуда же и начинается зелёная тропа, змейкой ведущая вверх на плато.
    Набор высоты - около 370 м.
    Фото с середины пути (по центру видны развалины древнего города Мадин, 12-13 столетия до нашей эры):

Наверху зелёная тропа встречается с синей, по которой доходим до смотровой площадки на Мёртвое море и источники "Эйнот а Цуким" - ивр. (нижний зелёный бинокль на карте):

Сами источники находятся на территории заповедника. Вход платный. Сайт Эйнот а Цуким здесь.

Далее, вышли на красную разметку и по ней практически до ущелья Кумран. Иногда, дорогу перебегали странные существа:

Довольно большое стадо паслось по всей округе, поглядывая на нас с холмов и низин:

За стадом следовал молодой погонщик на осле. Протянув в нашу сторону руку с пустым стаканом попросил воды. Наполнили дважды.
    Бедуины, как и их верблюды, полностью приспособлены к жизни в пустыне. Этот, например, не взял с собой воды - зная что встретит туристов.

Следующие две фотографии сделаны на холме с арабским названием "Тыз а-Заламэ", что в переводе на русский означает "Задница Чувака". Местная легенда гласит, что после того как Британская Империя отбила у турок эти территории, англичане принялись скрупулезно наносить на карты все ручейки, холмики, деревца... Для пущего успеха они наняли местных жителей, бедуинов, чтоб те помогали с названиями и ориентировкой.

Так вот, в один из дней, измождённая жарой группа, из нескольких англичан и проводника бедуина, занимались картографией в этом районе: командир группы тыкал пальцем на холм, бедуин произносил название, остальные записывали и вычерчивали.

В какой-то момент, местный житель почувствовал, что европейцы явно перегибают палку в своём рвении дать название всему и вся, и когда командир в очередной раз ткнул пальцем в несущественную возвышенность, он огрызнулся - язвительно произнеся: "тыз а-заламе!"

Англичане, не учуяв подвоха, записали.

С тех пор, на всех картах это место значится именно под этим названием. Конец.

п.с.: На заднем плане слева - гора Хермон.
    Разумеется не та, что на севере, а южный "Джабль Хермон" (араб. - "Гора Хермон").

"Задница" расположена в трёхстах метрах западнее тропы.
    После небольшого отклонения, мы вернулись на тропу и вскоре свернули на восток по зелёной маркировке - в сторону ущелья Кумран:

Постепенно, спускались в сторону раскопок древнего одноимённого поселения Кумран (чуть левее центра - над каньоном):

К сведению:
    Обычный вход на территорию раскопок - платный, но если спускаетесь с плато (как сделали мы), то никто и не спросит. Будьте готовы к толпам туристов.

Из Кумрана до кибуца Калия (верхняя Р на карте) - 10 минут ходьбы.