Автор: Пётр Ануфриев, Новороссийск

Эльбрусское соло
(октябрь 2017 г.)

Эльбрус двуглавый, величавый,
Средь гор Кавказа – Исполин.
Спокон веков овеян славой
И многих дум он властелин.

Иван Бунин

Вместо вступления – мыслеизвержения

Сразу хочу оговориться, дабы не давать почву для разъяренных скептиков и противников одиночного хождения по горам. Ни о каком соло (моно) и т.д. я тогда и не помышлял. Изначально планировал найти себе попутчиков и идти вместе или упасть на хвост какой-нибудь запоздалой группе.

Это была моя четвертая попытка осознанно взойти на эту культовую гору. Из предыдущих трех только одна самая первая завершилась в целом удачно. Последующие попытки взойти и Севера и с Юга закончились долгим безуспешным сидением в штурмовом лагере в ожидании хорошей погоды.

Все эти годы мысль взойти еще раз не оставляла меня ни на минуту. Я как одержимый носился с этой идеей. Не давал себе покоя. Моя внутренняя жизнь, думы, размышления были поглощены этой целью. Вставал и ложился спать с этой мыслью. Продолжал готовиться. Даже сходил и взошел на Казбек, вполне успешно. Получил новый неоценимый опыт, который описал в своей статье «Казбек - в сердце моем». Кто-то может спросить – Зачем опять лезть черти куда, потеть, доводить себя до исступления, если ты уже там был и успешно взошел на эту вершину? Вопрос правильный и абсолютно в точку. Ну, действительно, зачем? Наверное, можно попробовать ответить словами известной песни: «…кто так не любил, тот меня не поймет…». Действительно, мои взаимоотношения с этой горой перешли из туристическо-развлекательной в какую-то личную плоскость. Каждый раз приезжая в Приэльбрусье уже без малого двадцать пять лет, все больше и больше ощущал какое-то внутреннее притяжение и душевное стремление к этим удивительным и суровым местам. Мой каждый день дома начинался с чашечки кофе и с просмотра по вебкамерам обстановки и состояния погоды в Приэльбрусье. Благо интернет и Ростелеком это сейчас позволяют сделать практически из любого места, где есть доступ во всемирную сеть. Это превратилось в какую то ежедневную мантру и неотъемлемое утреннее правило. Жена уже с каким то фатально-пораженческим чувством относилась к моим закидонам. Дети тоже уже прикалывались: - Пап, ты чё, с дуба рухнул? Оно это тебе надо? Блин, даже соседский пес как то по-другому на меня начал гафкать и лаять, гад!!! Часть мозга, еще не пораженная этими «горно-безумными» метастазами говорила: Может хватит, старый БАЛБЕС, не надоело? Две культовые горы Эльбрус и Казбек в твоем активе. Ты себе уже все доказал. А другая уже «больная» часть твердила в ответ словами Высоцкого: - «...лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал...»

Подготовка

Постоянно встречал иронично-насмешливые взгляды родных и соседей, когда возвращался с очередной пробежки или со спортзала весь взмочаленный и уставший, еле волоча ноги. Совершенствовал свои физические кондиции. Каждый день без перерыва что-то делал. В неделю обязательная пробежка 10-12 км, подъем на холмы с грузом при наборе высоты 500 м и общей протяженности не менее 10 км, спортзал – силовая работа с акцентом на ноги, велосипед – 50-70 км. Так и истязал себя. Пил витамины, в основном аскорбинка, ундевит. Попробовал милдронат. Кто то тут же начнет гундеть: - Неспортивно, ДОППИНГ!!! Отвечу: - А я, едрен батон, и не спортсмен. У таких, как я другие паритеты и ценности. В принципе неплохие таблеточки. Повышают тонус и выносливость, да и восстановление после нагрузок происходит эффективнее. В питании убрал излишества. Алкоголь практически исключил, редко позволял бутылочку пива. Ничего жирного, мучного и сладкого. Из вредных привычек, если можно это назвать вредной, – оставил только кофе по утрам.

Снаряжение

Постепенно собирал необходимое снаряжение. Благо к этому времени начал кое-что в этом понимать. Т.е., количественное пребывание в горных условиях постепенно преобразовывались в качественное понимание сути этой проблемы. Понял одно, что самое главное это ноги, т.е. – ботинки. Так как эта часть тела у меня мерзлявая, то выбрал шузы, как говорится, с запасом. Взял Земберлан-Эверест. Честно говоря, вещь немного громоздкая, но зато надежная. Хорошенько их проюзил. Вещь того стоит. Еще на Казбеке прочувствовал, что без Gore-Tex в горы лучше не ходить. Как раз в Red Fox овском магазине в Краснодаре приключилась обалденная и невероятная акция невиданной шедрости – скидка аж 70 процентов. Пользуясь случаем, прикупил себе самое необходимое: шузы Земберлан-Эверест (повторяюсь), пуховочку Red Fox Extreme 1310, куртку и штаны Gore-Tex. Взял себе хороший качественный рюкзак Deuter Aircontact 75+15. Немного тяжеловат, зато надежный и спину держит отлично, что для моего остерохондроза очень важно. Варежки прикупил в магазине Блок-пост. Анонсированы на -30ос. Пока при такой температуре не использовал. Провалялись весь выход в рюкзаке. Как говорится, морально вдохновляли. После покупки сыну ноутбука в М-видео пришли неплохие бонусы. Воспользовался случаем, снаглел (жена, естественно, была недовольна) и прикупил туристический навигатор Гармин e-trex 30. Бонусы все вывел под ноль, суженая была в ярости. Надежда на покупку посуды и всякого другого хлама улетучилась вместе с потраченными бонусами. Зато, я доволен. Навигационная составляющая моего гореброжения была обеспечена. Прекрасно помнил последнюю неудачную попытку взойти на гору. Возвращался в кромешном молоке. Как добрался до приюта одному богу известно. Еще бы пару часов и все тропы были бы занесены. Пришлось бы идти в гости к Ети. Тогда и дал себе слово, что следующая попытка только с навигатором. Пацан сказал, пацан сделал, да простит меня любимая супружница. Прикупил в магазине Сплав химические термогрелки. Неплохая вещь. Особенно для рук, когда начинают мерзнуть на ветру. С ногами сложнее, расшнуровывать на высоте и подкладывать в боты будет крайне неудобно, а порой и невозможно. Поэтому, надо горные ботинки иметь с запасом или надевать бахилы. На Алиэкспрессе прикупил компактную газовую горелку с розжигом. Девайс в горах один из самых важных. Всегда ношу с собой баллон с газом и горелку. Часто очень помогает и обеспечивает необходимую автономность. Нашел и ввел в состав обязательного элемента снаряжения обычный полицейский свисток. Спрашивается зачем. Знающие и бывалые горники и туристы меня поймут. Планировал приобрести и радиостанции, но в этот раз не срослось, перенес это дело на следующий раз. Вещь очень нужная, тем более, на Алиэкспрессе этого добра навалом на любой вкус и кошелек.

В приэльбрусье

В этот раз решил отправиться в Приэльбрусье в самом начале октября. Прекрасно помнил, что уже к середине месяца снегопады и мерзкая погода могут, как прошлый раз, свести на нет все твои старания. Лето и почти весь сентябрь у меня невыездные по разным причинам, но в основном по семейным. Вот и приходится довольствоваться тем, что имею. Но есть и свои плюсы. Мало народу. Места в гостиницах и приютах свободные. Цены снижены, можно и поторговаться.

Решил ехать и в этот раз на автомобиле. Как всегда забил машину до отказа всем необходимым и даже с запасом, как «Плюшкин». Забросил в машину лыжики с ботами, опять же в очередной раз наивно полагая, что смогу покататься во время акклиматизации. Видно все-таки лыжник во мне еще не умер, жив курилка и постоянно о себе напоминает. Блин, раздвоение личности, да и только. Когда после погрузки взглянул в багажник. То поневоле из меня вырвалось – Откуда, ЕДРЕНА ВОШЬ столько ХЛАМА!?

Поездка на личном авто имеет ряд преимуществ. Прежде всего, это транспортная независимость. Во сколько захотел, во столько и выехал. Не надо увязывать расписание движения транспорта, что бы обеспечить минимальное время пересадки, т.к. прямого рейса из моего города в Приэльбрусье нет. Можно позволить себе взять дополнительное количество одежды, снаряжения и другого необходимого имущества. Даже ящичек пива или еще чего покрепче вполне себе поместиться, так сказать, на всякий «противопожарный» случай. Короче говоря – прекрасный склад хранения на весь период похода. Кто-то скажет, что опасно машину оставлять, регион сложный. Не знаю кому как, а я пару раз вообще забыл своего четырехколесного друга закрыть и на сигналку поставить. Ничего не произошло, как стоял мой железный конь со своей скучающей по хозяину физиономией, так и стоял почти две недели.

Выехал, как обычно, в ночь. Мне всегда так комфортнее. Трасса свободна, ветер попутный, гайцов и трехногих камер-ловушек мало. На заправках тихо и свободно, без очередей. Даже кофе намного вкуснее наливают. Видно бадяжить из-за одного ночного проходимца нерезон. С заправками в Приэльбрусье стало довольно стабильно, но все-равно дозаправляю полный бак перед въездом в Баксанское ущелье. «Совковая» привычка – жить всегда с запасом. Ехал неспеша. Старался правил не нарушать, т.к. никуда не опаздывал. Около 9.00 утра был на месте. 700 верст (то бишь километров) за 10 часов. Нормально. И вот я в Приэльбрусье.
Размещение

Уже ставший родным отель Альпина был практически пуст. Разместился за 600 руб. в сутки с завтраком – здорово. Мне как постоянному горопостояльцу даже скидочку замутили. Разместили в люксе по цене эконом. Душ, тепло, завтрак, свет, Wi-Fi, теплая постель, радушие хозяев – что еще нужно горопроходимцу для полного умиротворения и счастья. Автопарковка бесплатно. С дороги почистил перышки, позавтракал, немного повалялся в постели. Сразу начал мониторить погоду по инету – это важный, если не главный фактор всего похода. Без погоды ничего не получится. Жаль, что сайт Snow-forecast.com дает прогноз только на шесть дней вперед. Это единственный ресурс, которому я доверяю. Здесь прогнозирование осуществляется по высотам, вплоть до вершины Эльбруса – это очень важно. Ну что ж, погода на ближайшие три дня вроде сопутствует. Идем вперед и только вперед.

Акклиматизация

Первый день

После обеда в этот же день решил не торчать в гостинице, а начать активную акклиматизацию. Были шальные мысли пойти по старому уже набитому маршруту до Чегета или до водопада Девичьи косы. Но, так как времени до захода солнца было уже маловато, то решил не мудрствовать лукаво и пойти до Кругозора. Заодно просмотреть предстоящий маршрут и общую обстановку. Замерил начальные свои показатели: пульс – 70, кислород – 85, высота 2300 м. Одел свои уже видавшие виды старые якобы трекинговые шузы CATепиллеры, сверху обязательные фонарики, что б камни и влага не попадали. Заполнил термос чаем, взял перекус, собрал свой штурмовой рюкзачек, положил куртку Gore-Tex, взял налобный фонарь, навигатор, телефон, трекинговые палки. Собрал также и жопу в кулак, отключил часть мозга, отвечающую за нытье и слюни. И попер вверх, сопя и пыхтя. Погода была пасмурная, но склон сухой, шлось в принципе нормально, даже учитывая тот факт, что предыдущую ночь провел за рулем своего железного друга. Сразу заметил, что импортная «неродная» канатка не работает и находится на ремонте. Несколько бригад местных умельцев дружно меняли ролики на опорах, готовили объект к новому сезону. Нужно обязательно учесть. Надеяться теперь можно только на старый маятниковый подъемник. От отеля «Вершина» за мной увязался довольно внушительных размеров, потрепанный дикой горной жизнью, пес. Сначала опасался за намерения этого неожиданного четвероного «гида». Думал, блин, доведет меня сиволапого за гору подальше от глаз людских, а там мной и пообедает (или поужинает). Вначале с опаской на него озирался. Он от меня не отставал. Потом, я вспомнил причину таких «нежных» чувств ко мне со стороны этого «бульдога». Вместе с термосом в свой рюкзачек я засунул и манты, которые заботливо приготовила для меня моя суженая. Видно запах от них будоражил всю собачью округу в Азау. Хорошо, что всей стаей не накинулись на меня. А то после мантов и я бы им на закуску сгодился. А этот мой «друг» видно их всех отогнал и сопровождал меня в качестве персональной охраны в надежде, что его «дружеские» и «заботливые» порывы будут отплачены кусочком того, что источает этот аромат. Что ж, если это так, то я согласен. Спокойствие и безопасность в этих местах – важное дело. И, в принципе, не скучно идти. Есть, как говорится, с кем «поговорить по душам». Постепенно напряжение между нами спало. Дал ему кличку – просто Друг. Он в ответ повилял мне своим видавшим виды хвостом, т.е. одобрил. Так и пошли дальше вместе. Вспомнил свое восхождение на Казбек. Там тоже почти весь маршрут до самой вершины нас сопровождала странная собачонка. Я ее тогда назвал - Жуча. А также про горного духа, вселившегося в это животное после трагедии в Кармадоне, который оберегает и предостерегает всех местных жителей и гостей от опасностей и новой беды. Может быть и в этом «Друге» живет этот горный дух и он опять меня сопровождает и оберегает. Мистика какая то. Тогда на Казбеке восхождение было тяжелым, но успешным. А как будет сейчас здесь на Эльбрусе уже в четвертый раз? Высота давала о себе знать. Шлось уже тяжело, но терпимо. Видно количественное пребывание в горных условиях моего уже немолодого организма все-таки давало свои качественные результаты по быстрой и относительно безболезненной адаптации к нехватке кислорода. Впечатляющие виды окрестных гор и Баксанской долины с лихвой компенсировали всю предыдущую усталость и измотанность. Ура, наконец то я здесь!!! Как долго я ждал этого момента, когда оглянусь и увижу эти пейзажи воочию, а не по вебкамерам в инете. Мой «попутчик» как то понимающе и уже с одобрением на меня смотрел. Видно разглядел во мне «приболевшего», если уже не полностью «больного» горами проходимца. А за «больными» нужен глаз да глаз и соответствующий уход. Вот видно и ходят за мной все эти «Жучки» и «Дружки». Так под воспоминания о горных духах и под «задушевный» разговор со своим «попутчиком» и допер до Кругозора. Показатели внутреннего моего состояния: пульс – 110, кислород – 75, высота – 2900 м. Получив свою порцию мантов, мой мохнатый «гид» благодарно помахивал хвостом. В его голодных глазах читалось: - И это все? Я думал будет больше. Кругозор встретил своей октябрьской пустотой и унынием. Кафе и приюты закрыты, людей нет, я здесь один. И как ни странно – мне это одиночество нравилось. Даже отлить можно спокойно, неозираясь. Попил чаю, доел вместе с «Другом» манты (не переть же обратно), походил вокруг, осмотрелся. Действительно, ни души. Кругозор по сравнению с первым моим его посещением еще в 1994 году совершенно не изменился. Суров, аскетичен, скромен, но как всегда надежен и функционален в любую погоду. По сравнению с этим «импортным чудом» стоящим рядом, работает. А то уникальное произведение иностранного «зодчества» уже на ремонте. Советское качество и надежность. Начинало смеркаться, пора валить вниз. Ночевка здесь в мои планы не входила. Благо, налобный фонарик был с собой, а то на спуске можно было бы что-нибудь подвернуть или вывихнуть. Спустился без происшествий. Новый Друг, как и положено, сопроводил до самого отеля. Замерил показатели организма: пульс – 85, кислород – 90, высота – 2300 м. Далее теплый номер, душ, приятный и аскетичный ужин, немного интернета, пол таблетки анальгина (головка все-таки немного бо-бо) и …. не помню дале ничего. Короче, предыдущая напряженная ночь и такой же беспокойный день сделали свое дело. Спал, как у Христа за пазухой – мертвецким сном. Здорово. Даже снотворное в первый день пребывания на высоте не понадобилось. В этом, наверное, и есть секрет качественной акклиматизации. Насыщенный и активный день в начале, здоровый и нормальный сон в конце. Как то так.

Второй день

Проснулся. Замерил свой функционал: пульс – 65, кислород – 90, высота 2300 м. Вроде неплохо. Решил ничего не форсировать, все делать спокойно без суеты, по самочувствию. Никуда не спешить. Все делать размеренно. Сходил позавтракал. Классно – овсянка со сгущенкой и медом, яичница, чай, тосты, блинчики, сырок, колбаска – пища туриста-оптимиста. Заполнил термос чаем. Вспомнил про своего четвероногого друга, забрал остатки завтрака, положил в пакет. Залез в инет (благо Wi-Fi работает исправно), промониторил погоду на сегодня и вперед на три дня. Вроде погода вполне горобродительная, не жарко, осадков нет. Теперь спланировать маршрут. Решил опять бродить под канатками. Основная цель прежняя – осмотреться, найти, по-возможности, попутчиков-одноверцев. Определиться с окончательной целью своего авантюристического мероприятия. Так как, до сего момента я еще и не решил на какую вершину нацелить оглобли «безумного тарантаса». В приоритете была, естественно, Восточная, т.к. на ней я еще не был. Но ясно и отчетливо понимал, что без надлежащего «сопровождения» на неё не полезу, т.к. тропы не знаю. Хотя в навигатор заранее залил возможные маршруты. Но это, как говорится, только теория вопроса. Поэтому для себя хоть пока и определил основной целью Восточную вершину, но если не будет четко видна тропа и придется идти в одиночку, то точно туда не полезу и схожу (если горный бог соблаговолит) на Западную. Как то так.

На сегодня спланировал программу минимум долезть до Мира 3450 м, программу максимум до самой верхней станции «импортной» канатки «Гарабаши» 3850 м, если самочувствие позволит (опять же без форсажа). В принципе – нормально, самое главное, без фанатизма. На этот раз готовился более тщательно. Взял перчатки, запасную флиску, теплую шапку, запасное термобелье, кошки, естественно навигатор, пульсооксиметр, налобный фонарь, перекус при чем на двоих, крем от загара. Вышел на божий свет, предварительно сдал ключи от номера и предупредил администратора, где буду шляться и когда примерно вернусь. Очень важно, особенно, когда ты один шатаешся не весь знает где, кого-нибудь предупредить о своих намерениях, маршруте и примерном времени возвращения. Т.к. в МЧСе я на тот момент еще не регистрировался. Дошел до банкомата Сбербанка, снял немного наличности, благо на нижней француженке он почти всегда работает. Без налички наверх лучше не лезть. Там вся оплата только по налу. Очень хотелось попробовать облепихового чая в кафе возле бочек. Как только повернулся от банкомата, то увидел – не поверите кого. Правильно – моего четверолапого Друга. Он как будто меня чувствовал и предугадывал мои мысли. Уже стоял на тропе и смотрел на меня укоризненным взглядом, в котором читалось: - Ну, ты, блин, бродяга! Где тебя носит? Пошли уже! Я даже опешил. Опять мне пришли на ум слова той старой женщины из села Тменикау в Кармадоне о горных духах. Мистика, а может и нет. Ну что ж, пришлось этому «гиду» подчиниться. И со словами Гагарина «Поехали!» наша «многочисленная» и «разношерстная» группа поперла вверх. Шлось в этот раз увереннее. Сказывался хороший сон и более-менее нормальное (для этой высоты) восстановление после вчерашнего напряженного дня и ночи. Треккинговые палки немного помогали, распределяя нагрузку по всему телу и разгружая ноги. Старался двигаться оптимально, работая ногами и руками, отрабатывая свою «лунную» походку и темп движения. Один итальянский альпинист вырабатывал свою философию «пешей медитации». Я пытался вырабатывать тоже что-то свое. Это надо уметь – ходить по горам и особенно в гору. Двигался в хорошем темпе. Виды вокруг завораживали. Увядающий октябрьский Баксан, краски в серо-желто-коричневых тонах, свежесть, неповторимые запахи, а воздух – это надо чувствовать и быть здесь. До Кругозора дошел в два раза быстрее, чем вчера. Замерил свои показатели: пульс – 89, кислород – 87, высота – 2900 м. Решил идти напрямую через, так называемые, «Жопы». Странная каменная гряда и не менее странное название. Действительно, имеет удивительное сходство с причинным местом человека. Как будто бы древние титаны молились своему богу на этом склоне. Здесь же их и застало извержение вулкана, пепел и лава которого их погребли навечно. Эрозия, ветер, вода со временем оголили эти участки уже застывших каменных скульптур.

Откуда-то из приютов у Кругозора раздались собачьи голоса, но Друг одним громким рыком погасил эту активность. Понятно, кто здесь главный по собачьим делам. Постепенно шли и шли. На взлетке к Миру активно проводились работы по совершенствованию горнолыжного склона к будущему сезону. Всю тропу разрыли, пришлось пробираться по сыпухе, боялся побить ноги. Шел осторожно, а то стоит подвернуть или сильно ударить ногу или ступню и … все, песня спета, зря приехал. Взлетка далась нелегко. Пришлось немного темп сбавить, а то так и недолго весь порох использовать в первый день. Силенки старого «ходуна» нужно расходовать рационально и оптимально. Давно для себя выработал определенное правило. Что б адаптация шла успешно обязательно нужно выкинуть из головы все лишнее, ненужное для гор, оставить это все там внизу, а сюда приезжать с чистыми помыслами в голове и наслаждаться и наслаждаться окружающей природой и видами при надлежащей ежедневной активности, естественно. А еще здорово помогает какой-нибудь забойно-занудный мотив. Я периодически про себя бормочу слова песни Розембаума «Камикадзе»:
Я по совести указу
Записался в камикадзе.
С полной бомбовой загрузкой лечу.
И, знаете, иногда помогает. Ну, вот камикадзе с полной бомбовой и допер до Мира. Здесь – привал. Обязательный чай. Перекус пополам с Дружком, тому, как всегда, мало. Немного передохнул, послушал свой организм. Функциональные показатели: пульс – 97, кислород – 87, высота – 3450 м. Каждый раз в горах всегда все по-разному, и ощущения и самочувствие. Главное слушать и слышать себя, анализировать свое состояние и, в дальнейшем, принимать правильное решение. Или продолжать движение и дальше наслаждаться здесь пребыванием или срочно все прекращать и валить вниз. Понял, что в принципе, еще не догорел и могу дальше двигать поршнями вверх. Хотя, высота уже не только чувствовалась, а порядочно давила и даже придавливала. Только окрестные пейзажи компенсировали усталость и внутреннее напряжение всего дня. Ледник семерка завораживал своим цифровым, математическим монументализмом. Донгузорун нависал над окрестностями своей невероятной горной стеной. Опять в голове зреет старый престарый как мир вопрос: - Зачем мы премся в горы? Наверное, и ради этого. Ну вот, опять меня куда-то понесло на лирику. Пора поднимать зад и идти дальше. Все-таки решил доползти до Бочек. Заодно там осмотреться, выбрать варианты последующего размещения здесь наверху, взять телефоны хозяев приютов, узнать цены и условия. От Мира вверх уже местами снег со льдом. Кошки взял не зря. Ползу в прямом смысле. В голове появляются первые слюнявые мысли – Зачем, ты же программу минимум выполнил. Может быть пора вниз. И бла-бла-бла. Такое ощущение, что сзади кто-то привязал штангу. Поворачиваюсь, вроде нет. Сразу вспомнился один чудик, который умудрился на Эльбрус затащить этот тяжелоатлетический снаряд – штангу в 75 кг. Офигеть! Тут небольшой рюкзачек, довольно полегчавший после перекуса в две мордочки, и то к земельке тянет.

Прохожу мимо памятника Защитникам Приэльбрусься во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Это ж надо, при том уровне развития горного снаряжения, т.е. практически вообще без такового, без подъемников, без горных приютов (Приют-11 не в счет) под постоянным обстрелом и в любую погоду неподготовленные люди лезли сюда с оружием, боеприпасами, пушками, пулеметами. И выбивали знаменитые подразделения «Эдельвейс». Гибли, но выполняли приказ по освобождению этой земли от фашистов. В 1943 году смогли фашистский флаг со свастикой с вершины сбросить, который 21 августа 1942 года группа капитана Грота 99 горно-стрелкового полка «Эдельвейс» установила, и наш советский водрузить. Вот это были люди, какой дух, мужество, самопожертвование, вера в свою страну. Сейчас такого, наверное, уже нет и не будет. Жаль. Хорошо хоть память о них пытаемся сохранить. Хотел зайти в музей обороны Приэльбрусья на Мире. Но он был закрыт, не сезон. А ты, турист, – мать твою, в таких тепличных условиях еще и слюни пытаешься распускать. Вперед и только вперед, гад кабинетный. Шел по дороге для ратраков. Красиво. С одной стороны скалы и огромные камни-валуны, с другой обрывистый склон и прекрасные завораживающие виды на ледник Азау. Наконец доковылял до Бочек. Двухэтажное кафе возле Бочек, как не странно, открыто. Не удержался и попил любимого мной облепихового чаю (не реклама). Бомба! Особенно, после напряженного и изматывающего дня. Замерил свои функциональные показатели: пульс – 108, кислород – 82, высота по навигатору - 3684 м. Приют Бочки пуст и закрыт, но есть телефон администратора. Записал еще на всякий случай несколько контактных номеров с других приютов. Осмотрелся. Однокресельная канатка как всегда работает по только одному богу известному графику. Стоимость демократическая – 100 рублей. Вполне нормально. Решил основным вариантом для последующего размещения оставить Бочки, но и иметь пару запасных вариантов. Ну все план на сегодня, будем считать, выполнен. Чай допили, перекус съели. Пора валить обратно вниз. Дружбан не против. Опять осторожный шаг дюльфером (зигзагом), что б не сбить колени. CATепиллеры промокли, блин, дали течь. Пора менять этот раритет. Отслужили свое. Треккинговые палки хорошо помогают на спуске. Самочувствие помятое, но в целом нормальное. Терпимо. Сильно стертая подошва ботинок превратилась в гладкую поверхность и опасно проскальзывает на сыпухе на спуске. При подъеме этого особенно заметно не было. Менять, однозначно, менять шузы в дальнейшем. Друг тоже со мной согласен. Так дюльферяя и пританцовывая, как при исполнении ламбады и доперлись до Азау. Еще один день «акклимухи» прошел в целом нормально.

Залез в номер. Стандартные процедуры после напряженного дня – душ, ужин, поваляться в постели. Померил свои показатели: пульс – 85, кислород в крови – 87, высота Азау – 2382 м. Ну что ж, вроде, неплохо.

Третий день

С утра пульс – 77, кислород – 94, высота – 2382 м. Умылся. Позавтракал. План дня сформировался сам собой. Собираем шмотки уже только для штурмового лагеря (приюта), остальное ненужное кидаем в машину. Утрамбовываем рюкзачище и валим наверх на Бочки. Созвонился с администратором, договорился, даже опять на скидочку нарвался, везде 1000 руб., а тут 800 руб. Мелочь, но приятно. Рассчитался с гостеприимной Альпиной. Предупредил (уже стандартно) администратора где буду предстоящие три дня шариться и когда вернусь, оставил контактный телефон. Еще раз залез в интернет, просмотрел погоду. Прогноз давал благоприятные только следующие три дня, затем ветер до 30 м/с, снег. Нездорово. Но делать нечего, идем вперед, точнее вверх. Пацан сказал, пацан сделал. Снял наличку в банкомате, уже обязательный атрибут при подъеме наверх. Старая маятниковая канатка встретила своей пустотой, народу практически не было. Подъем стоил 500 руб. Недорого. На Кругозоре увидел уже знакомый портрет одного из старейших восходителей на Эльбрус. Это местная легенда – Чокка Асланович Залиханов, который поднимался на Эльбрус 209 раз, причём последний раз (в 1968-м) – в день своего 110-летия. Обалдеть!!! А ты, 49-летний комнатный дрищь, ходишь, песком посыпая склоны, гундишь и сопли распускаешь. Бери пример, балбес, и учись у старших. Так постепенно с подобными ободряющими и ругающими себя размышлениями добрался до Мира. Переть рюкзачище со всякими пакетами до Бочек пешком было влом. Принципиально дождался начала работы однокреселки. Заплатил 100 руб. и поднялся наверх. Дождался хозяина. Рассчитались, взял ключи, забросил вещи. Переоделся для горы. Пропускать день акклиматизации при таком прогнозе погоды было бы крайне не допустимо. Бочки практически пустовали. Единственный (кроме меня) клиент – парень из Канады с нашим (русским) гидом. И те перед восхождением ломанулись вниз на отдых, а завтра собираются уже наверх. Таким образом, я опять тут один (если не считать Дружка). Немного скучно и одиноко. Но постепенно уже к этому привык. Но есть и плюсы. Не надо ни под кого подстраиваться. Слушаешь только себя, свои ощущения, свой организм и стараешься принимать взвешенные решения.

Сегодняшний план сформировал следующий: план максимум – нижние Пастухи. План минимум до конца горной гряды. Ну что же пошли, поехали. Булки сжал до металлического скрежета и пошел ветром гонимый, солнцем палимый. Погода пока благоприятствовала. Ветер слабый, все терпимо. Красота кругом, виды, пейзажи, все завораживает и интригует. Дает вливание новых жизненных сил. Опять ловлю себя на ощущении, что мне здесь нравится и мне здесь комфортно и не хочется отсюда уезжать. Постепенно набрал свой темп движения. Вспомнил о философии «пешей медитации». Доплелся до начала ледника, надел кошки. Не буду утверждать, что шлось легко. Все-таки это горы, высота 4000 м. Благо, снега не много. Тропить не нужно. Виден новый Приют-11. Новый, потому что старый сгорел полностью в 1998 году из-за нарушения правил пожарной безопасности. С 1909 года ведет историю, перестраивался, ужасную войну пережил, а тут такая банальная безалаберность. Одно слово – лихие 90-е. Сейчас по-новому отстраивают. Взлет к приюту дался нелегко. Подошел к зданию, вокруг стройматериалы и общий бардак. Очень много мусора. Жаль, что мы так и не научились ценить природу и ту красоту, которой обладаем в нашей стране в виде этого бриллианта - называемого Эльбрусом. Бриллиант есть, а огранку ему сделать так и не сумели.

У Приюта-11 есть камень-скала с памятными табличками о погибших альпинистах и лыжниках. С каждым годом замечаю, что количество этих траурных знаков растет и растет. Скоро даже прикреплять их будет некуда. Даже знаменитая альпинистка Лейла Албогачиева, дважды покорившая Эверест, также погибла на склоне Эльбруса. Табличка с ее именем увеличила трагический список жертв Эльбруса. Каждый раз, проходя или проезжая мимо этого монумента, всегда останавливаюсь и долго стою возле него, всматриваясь в лица и имена тех людей, которых уже нет и не будет вместе с нами. Что двигало ими, прибывая сюда в свой последний путь? Осознавали ли они, что это дорога в один конец? Знали ли они, что Эльбрус их заберет к себе? Говорят, что горы забирают самых лучших, самых отважных, а некоторые даже это чувствуют. Поневоле, здесь у этого камня приходят в голову разные мысли о сущности бытия и о неизбежности конца каждого человека. Но каждый сам выбирает свой путь и тот момент, когда этот путь будет закончен. В моей голове возникают смутные мысли – А зачем тебе это все? А надо ли это тебе? Может все бросить и больше этим не заниматься? Но тогда зачем ты проделал предыдущий многолетний путь, что б сейчас здесь в очередной раз оказаться? Столько потел, истязал себя, ограничивал. Нет, идем вперед до конца. Нужно все доводить до логического завершения. Пацан сказал, пацан сделал. Идем только вперед, несворачивая. Замерил опять свои показания. Пульс – 110, кислород – 83, высота 4051 м. Тема очень нужная и стоящая. Всем советую. По этим объективным показателям и внутренним ощущением, а так же по качеству ночного сна практически безошибочно можно определить свое состояние и готовность к восхождению.

Продолжил движение. Горная гряда завораживала. Как будто бы сами боги проложили этот небесный маршрут с четко очерченными краями. Как бы приглашая пройти этот тяжелейший путь к собственному самопознанию и преображению, к своей высоте. Ну что ж и я иду по этому пути. К чему он меня приведет? Что там в конце? Я здесь один. Вокруг никого. Даже странно и необычно видеть такими пустынными склоны Эльбруса. Вспомнил прогноз. Наверное, здесь и кроется ответ. Осталось меньше трех дней хорошей погоды. Поэтому народ сейчас сюда и не прется. Но я все-равно иду и иду. Прошел приют Мария, до боли знакомый и почти родной. Здесь все и начиналось для меня в 2012 году. Здесь я получил первую порцию вируса, приведшего к заражению всего организма – называемого Горной болезнью. Теперь никак не могу остановиться, меня все время неудержимо тянет сюда.

Прошел вагончики МЧС. Вагончики пусты, зарегистрироваться здесь не получится. Спускаться вниз вряд ли буду. Пошел дальше. Главное просмотреть предстоящий путь. Особенно меня интересовало наличие и глубина снега, а также бутылочный лед, маркировка маршрута. Тщательно определял обратный азимут при движении. Старая привычка. На навигатор надейся, а сам не плошай. Постепенно доковылял до конца гряды. Тропа набита достаточно хорошо. Маркировка (вешки) есть, хоть и не везде. Снега мало. Снизу начинали подниматься тучи, возникла угроза оказаться на спуске, да еще и в одиночку, в молоке. Этого никак не хотелось допустить, хоть с собой был и навигатор и компас в часах. Поэтому дальше на сегодня решил не идти, а развернуться обратно. Замерил свои показатели: пульс 111, кислород -78, высота – 4315 м. Ну все, на сегодня хватит, валим вниз.

Обратно дошел, практически добежал, благо размякший снег и лед сглаживали и смягчали движение. Но все равно до бочек дошел уже в абсолютном молоке, практически на ощупь. Решение о преждевременном возвращении было правильным и оправданным. По прибытии опять замерил показания: пульс 90, кислород - 84, высота – 3672 м. Переоделся. Повесил вещи сушиться, благо электрический обогреватель работал. Приготовил ужин. Вместо газа электрический чайник – довольно удобно. Скромно перекусил, доширак, чай, бутерброды. Начинало темнеть, поставил на зарядку телефон, нужно быть всегда на связи – это горы, здесь может быть все что угодно. Бочки уже довольно потрепаны и изношены, годы эксплуатации делают свое дело. Но свет, тепло, газ есть. Что еще нужно для скромного комфорта горопроходимца. Удобно разместился на старом, видавшем виде, матраце. Нужно хорошо отдохнуть. Строго старался соблюдать питьевой режим. Тем более, после напряженного дня вода в виде чая просто в меня вливалась и вливалась, как фонтан. Термос литровый заканчивался с пугающей быстротой. Пошел кипятить новую порцию в столовую. Идя в темноте, вдруг со страхом увидел ночные отблески нескольких пар глаз, направленных на меня. Едрен батон, даже немного испугался от неожиданности. Чуть термос не выронил. Хотел развернуться и бежать с куда глаза глядят с криком: - Мама!!! Спасите и помогите!!! Е-т-и-и-и!!! Это я кошмариков нагоняю. Шучу, конечно. Это, естественно, не Ети и не мои ночные галлюцинации. А обычные горные, акклиматизированные и адаптированные к этой высоте крысы-альпинисты, черт бы их побрал. Живут под столовой, тырят у туристов харчи и там же их точат аж хруст стоит на всю горную округу. И не давятся. Благо после разного рода групп объедков остается уйма. Нажрутся, а потом своими сытыми глазами народ пугают по ночам. Теперь в столовую ходил только с трекинговой палкой, что б этих гостей отгонять. Хотя, судя по всему – это я у них тут в гостях. А они тут полноправные хозяева. Так, в борьбе с ратиризацией приюта и прошел весь вечер. Свои харчи подвесил повыше в пакете в вагончике, что б не было покушений со стороны этих хвостатых альпинистов.

Пора спать. На этот раз, учитывая высоту, закинул в себя таблетку Мезима и снотворного Донормил. Уснул не сразу, все-таки высота уже сказывалась. Ворочался. Но все-таки поспал вполне нормально.

Четвертый день

Жизненные показатели с утра: пульс 80, кислород - 90, высота – 3672 м. Вроде не труп. Настал важный день акклиматизации. День принятия решения. Понимал, что полного адаптационного цикла уже не получится. Погода, как всегда, вносит свои безальтернативные коррективы. Погода будет только ближайшие два с половиной дня. Т.е. сегодня день, завтра в день отдыха и до обеда следующего. Затем, туман, осадки, ветер – все в кучу. Вместо полноценного похода получается блиц-восхождение да еще и в одиночку (пока). Все эти навалившиеся в одну кучу факторы не радовали и немного огорчали. Нужно принимать взвешенное и объективно правильное решение. Пацан сказал, пацан сделал. Решено – идем вперед, но мозги не выключаем. Как говорят: - Делай, что должен, делай, что задумал. Сегодняшний план: программа максимум - Косая полка, программа минимум – верхние скалы Пастухова.

Позавтракал, кашка овсянка, сгущенка, чай, бутерброды. Закинул внутрь организма порцию колес: Панангин, аскорбинка, Мезим, диакарб. А вы что подумали? Неспеша собрался - набор стандартный, как вчера. Намазал морду лица кремом. Воды взял два литра. И приняв позу бегущего араба, дал мысленно себе пендаля под зад. Пошли, Родимые! – кричал мой дед, обычно, стегая лошадей. Ну и я себе что то подобное пробурчал (про себя конечно). Шел размеренно, неспеша, старался силенки расходовать экономно. Дышал, дышал, дышал. Нужно, что бы легкие до конца развернулись. Старался совершенствовать свою технику «пешей медитации». Что-то даже стало такое более-менее вырисовываться и просматриваться, даже с моими кривыми ногами. Но все-равно еще работать и работать. Про себя прекрасно осознавал и понимал, что сегодня крайний день акклимухи. Завтра необходимо обязательно сделать день отдыха, хорошенько выспаться, а послезавтра в ночь, не позднее 2.00 стартовать. Вернуться надо до 14.00, т.к. по прогнозу с обеда туман, сильный ветер, осадки. Резервного дня не будет. Далее, на все оставшиеся дни только ветер, облачность, снег. Короче - полная жопа. Как говорят, придется идти на мигающий зеленый, если не желтый. Никакого резерва по времени не получается, все в обрез. Это крайне опасно.

С такими грустными размышлениями и подсчетами дошел до верхней станции новой канатки «Гарабаши». Немного передохнул, обязательный чай. Живительная влага, растекающаяся внутри, вместе с силами повышала и поднимала настроение. Красота окружающих пейзажей в очередной раз сносила голову. Каждый раз, поднимаясь сюда, ловлю себя на мысли, что уже давно часть меня навсегда осталась здесь. Там внизу на равнине я живу неполным телом и неполной душой. Я там не весь, я там ненастоящий, нецелый. И только приезжая сюда происходит воссоединение меня, объединение разделенных моих частей. И вот, я такой как есть - настоящий и целостный. Мне здесь хорошо и комфортно. Происходит какое то единение и умиротворение внутри меня. Вздрагиваю и пугаюсь этих неожиданно нахлынувших мыслей. Опять меня несет куда-то на лирику. Что это – старческий маразм или чё…? Поднимай зад, пошли дальше, горомыслитель! Замерил обязательные показатели: пульс 100, кислород - 90, высота – 3872 м.

Шлось хорошо, намного лучше, чем вчера. Взлетку перед Приютом-11 преодолел на одном дыхании. Вдруг на встречу мне с надрывным рыком несется «горная машина». Нет, это не ратрак и не снегоход. Это, не поверите, несется тренирующийся к очередному этапу скайрайнинга Виталий Шкель. В 2016 году он проиграл эквадорцу Карлу Эглоффу в забеге на вершину Эльбруса всего 5 минут. Вот теперь и натренировывает булки. Я всегда с особым интересом следил за результатами в этом виде спорта. Вот это монстры! За 3,5 часа до вершины с Азау. Отрыв мозга! Тут с Бочек идешь наверх часов 10 не меньше. А здесь такое! Всегда болел за наших. Остановил, пожелал успехов, пожал с респектом руку. Тот понесся дальше вниз, обрызгав меня с ног до головы. Машина. Теперь точно порвет всех, после моего благословения. На Приюте-11 привал, чай, созерцание и наслаждение окружающими видами и пейзажами. Замер показателей: пульс 100, кислород - 90, высота – 4052 м. Очередное огорчение от окружающей Приют грязи и мусора. Подолбился в дверь. Закрыто, уже не сезон. Пошел дальше.

На конце гряды очередная остановка. Контроль «показателей объективного контроля» состояния горопроходимца. Во загнул. Аж сам собой горжусь. Каких словей нахватался. Пульс 110, кислород - 87, высота – 4315 м. Пока не труп. Состояние вроде ничего. Внимательно слушаю организм. Тот, гад, молчит. Никаких стонов или мольбы. Как, блин, коммунист перед расстрелом. Внимательно осматриваю во все глаза предстоящий маршрут. Местами виден лед. Опасно. Проверил кошки, подтянул. Достал из рюкзака ледоруб, пристегнул на шнур к обвязке. Палки сложил и убрал в рюкзак. Снял очки, надел горнолыжную маску. Надел теплые перчатки. Опять поза бегущего араба и пошли. Мои опасения подтвердились. Льда очень много. Температура около -10 градусов. Кошки периодически проскальзывают на жестком насте. Нужно обязательно сегодня подточить зубья. Поднялся ветерок. Пальцы рук подмерзают. Переодел руки в горнолыжные перчатки. Тропа утоптана порядочно, даже можно это назвать не тропой, а довольно укатанной дорогой. Если будет нормальная погода, то сбиться с маршрута практически невозможно. Если, конечно, не набухаться вдрызг перед выходом или на вершине, отмечая успех восхождения. Над Донгузоруном собирались облака. Первый признак того, что через часа два-три весь этот смог будет здесь (судя по ветру). Понял, что до Косой уже не дойду, максимум до верха Пастухов. Ползу вверх. Бормочу очередной забойный мотив:
От снарядов в небе тесно,
Я пикирую отвесно,
Исключительно красиво иду.…
Оборачиваюсь, я один. Вокруг ни души. Становится не по себе. Но план сегодняшнего дня надо выполнять. Иду. Философия «пешей медитации» в голове. Ледоруб крепко сжимаю в руках. С опаской озираюсь на склон. Наконец-то верхние Пастухи. Ветер поднялся довольно сильный. Замеряю параметры: пульс -115, кислород - 78, высота – 4715 м. Попил чаю. Молоко уже подбирается к станции Мир. Все, пора вылить вниз. Эксперименты с ориентированием в экстремальных условиях мне сегодня ни к чему. На льду шел крайне осторожно, не хватало еще на спуске саночно-бобслейный турнир устроить. От гряды практически побежал, благо льда уже не было, сплошная жижа. Облака уже подпирали Бочки. Добрался до вагончика опять, как ежик в тумане. Одно слово – Псих! Уже дважды. Очухался. Вскипятил свежего чайку, попил. Съел очередную порцию колес. Замерил показатели: пульс -90, кислород - 79, высота – 3672 м. Переоделся в сухое. Одежду и ботинки повесил на просушку над обогревателем. Теперь надо и что-то существенное в топку закинуть. Сильно хотелось обычной манной каши. Благо, от предыдущей группы осталась и крупа и свежее молоко. Сварил. Добавил сгущенки. Получилась бомба или это просто, как всегда, необычная работа вкусовых рецепторов на высоте. Слопал всю. Аппетит есть – это хорошо, обнадеживающий симптом. Под полом в столовой оживились четверолапые, хвостатые «альпинисты». Почуяли запах и мое возвращение. Зашуршали. После ужина Мезим и готовимся ко сну. Необходимо выспаться. Это непреклонное условие для последующего успешного восхождения. Выпил вечернюю порцию Панангина, аскорбинки. Съел снотворного Донормил. Ночью, хоть и ворочался, но все-таки поспал нормально.

Пятый день

Проснулся. Промерял себя: пульс -80, кислород - 90, высота – 3672 м. Погода за окном солнечная. Настроение супер. Подумал о семье, о жене. На ум пришли слова песни Визбора:
Гора - это мудрая лекция "Вечность и я".
Гора - это думы мои о тебе, дорогая.
Помнил, что это последний день такой погоды, завтра с обеда все изменится и не в лучшую сторону, ветер до 30 м/с, снег. Опять слова этой песни лезут на ум:
Ну, как же тебе рассказать, что такое гора?
Гора - это небо, покрытое камнем и снегом,
А в небе мороз неземной, неземная жара
И ветер такой, что нигде, кроме неба, и не был.
Вспомнил про мигающий зеленый. Придется немного рисковать. Идти придется скорей всего одному. Так за все время брожения попутчиков и не нашел. Парень из Канады так до вершины и не добрался. На седловине стало плохо с желудком. Вернулись с гидом обратно. Зато все живы. Проводил их до канатки, помог с вещами. Теперь я вообще здесь один такой супер-пупер соло-альпинист, если, конечно, не считать этих «живчиков» под столовой. Нужно готовиться. Понадобилась иголка с ниткой, подшить штурмовой рюкзак. Косяк. Ни ниток, ни иголок с собой не взял. Прошелся по приютам, поспрашивал. Заодно, может кого встречу, кто завтра собирается наверх. Таких не нашлось. Видно мигающий сигнал для других серьезная помеха. Зато нитки с иголкой нашел. Хоть так. Рюкзак был исправлен. Наточил кошки и клюв на ледорубе, благо напильник взял с собой (как в воду глядел). Прикрепил тесьму к очкам, что б ветром не унесло. Пришил лямки к варежкам как в детстве. К навигатору привязал темляк, что б не улетел. Документы и деньги уложил заранее в гермомешок. Заменил батарейки в налобном фонаре, запасные уложил в рюкзак. Собрал заранее сухой перекус. Готовился тщательно, что б с ночи не тупить, а сразу одеться и урыть на маршрут. Достал из ходового рюкзака запас «НЗ» Кока-колы две бутылки по 0,5 л. Уложил в карманы пуховки, что б во время движения в рюкзаке не замерзли. Это мой рецепт «Коктейля Дюшес» собственной разработки. Не знаю как кому, а мне гут, помогает. Все просто: в горячий сладкий чай добавляешь немного холодной кока-колы. Во-первых, кипяток из термоса пить то еще занятие, во-вторых, чай, кока-кола, плюс сахар – это, как известно, быстрые, чреслоподнимающие углеводы. «Бармотуха» неплохая, мной проверенная. Не допинг. Весь день вливал в себя жидкость. Пил, пил, пил, чай и кисель, естественно. Кстати, кисель идет даже лучше чем чай, проверено. Старался есть понемногу, но часто. После приема пищи – обязательный Мезим, сюрпризы не нужны. Съел два Дошика, сосиски. Сходил и покормил «горного эля» - облегчился, зачем с собой лишнее тащить наверх. Такие походы в горах к «горному элю» в гости – то еще занятие (без подробностей). Залил на утро в термос свежий чай.

Так, в хлопотах и пролетел почти весь день. Отбой решил сделать после 18.00. Подъем на 24.00, выход не позднее 01.00.

Штурмовое соло

Проснулся в 23.40. пульс-75, кислород - 90, высота – 3672 м. Умылся, почистил зубы. Одел сухое свежее термобелье, как солдат перед атакой. Сразу начал пить чай. Оделся. Напялил на себя беседку, проверил ледобуры, усы самостраховки. Прикрепил к рюкзаку ледоруб, подогнал треккинговые палки по росту. Жумар брать не стал. Пошел в столовую, «братва» под столовой сразу оживилась, зашуршала и заскреблась, как бы меня благословляя. Оставил им в благодарность немного сыра. Вскипятил новую порцию чая, залил в термос, заполнил дополнительно еще литровую бутылку воды. Итого вместе с кока-колой получалось три литра – это нормально, должно хватить. Помнил свое первое восхождение, поллитра подсоленого чая и впоследствии серьезное обезвоживание. Повторять тот эксперимент не хотелось. Заварил овсянки, поел. Аппетита особо не было. Но заставил себя все съесть. Вдогонку Мезим, Панангин и витамины.

Разложил в вагончике сухую одежду, что б сразу переодеться после возвращения. Понимал, что после сил копаться в вещах и доставать их из ходового баула уже особо не будет. Навигатор повесил на шею под пуховку, одел часы на руку. Классный гаджет, кроме часов имеет альтиметр, термометр и компас. Включил налобный фонарь, проверил еще раз запасные батарейки, аптечку. Сложил теплые варежки в рюкзак. Ну все, вроде готов. Выключил свет, закрыл вагончик, обогреватель выключать не стал, спрятал ключи. Вышел на тропу. Встал лицом к горе и мысленно к ней обратился с просьбой пустить сегодня наверх, но самое главное и отпустить потом обратно. У народности Шерпов в Непале подобная церемония называется Пуджа, правда она проводится намного пышнее и значимее. Но суть, наверное, не во внешних проявлениях, а во внутреннем осмыслении и вере. Прочитал три раза молитву. Поклонился горе. Кто был в моем положении, меня прекрасно поймет. Всегда в этот момент лезут всякие пакостные мысли. Блин, а может найти причину и не пойти. Погода, мигающий зеленый, приметы, самочувствие или еще что-то придумать, типа отмазки для себя. Прекрасно осознавал – иду один (соло), на горе никого, МЧСников нет. В случае чего, если что-то пойдет не так, никто не поможет. Е-мое, сфинктер зашевелился. А может, действительно, того…, не пойти…

Ну, все, вперед. Всю дурь и сопли отбросить. Пацан сказал, пацан сделал. Погода отличная, ходовая. Звезды буквально царапают небосклон. Луна светит так, что налобный фонарь почти не нужен. Кошки сразу надевать не стал. Пошел потихоньку. Нужно сначала раздышаться. Самочувствие вполне горобродительное. Но очко все-равно жим-жим и жим-жим. Но все, вроде себя пересилил. Оторвался от стартовой линии, пошел. Повернулся к бочкам. Опять эти ночные отблески зрачков моих хвостатых «соседей». Едрена вошь, как вас много! Наверное, всем выводком решили меня проводить, дать мне напутствие и благословение, а может и за сыр благодарят. Ну что ж, до встречи.

Далее включил свой внутренний пошарпанный граммофон, поставил винил с песней А.Розембаума «Камикадзе». Блин, как подходит к нынешней ситуации. Включил тумблер «пешей медитации». Отключил тумблер «сопли, слюни и нытье». И попер. У верхней станции одел кошки, показатели самочувствия: пульс - 100, кислород - 90. Дальше пошел увереннее. Палки значительно помогали. Перед взлеткой к Приюту задержался. Небольшой ручей в этом месте превратился в довольно широкое водно-ледяное препятствие. Пришлось на время переквалифицироваться из «горопроходимца» в прыгуна с шестом. Получилось, перелетел в прямом смысле этого слова. Исинбаева мной бы гордилась, учитывая сколько «капусты» на мне было одето. Взлетка далась довольно легко. На Приюте остановка, подтянул кошки, отхлебнул чаю. НЗ не доставал, состояние нормальное, пока не нужно. Замерил себя: пульс – 105, кислород – 88. Понимал, что время работает против меня. Задержки не допустимы. Двинул дальше вдоль гряды. Из-под кошек периодически выскакивали искры, когда бился о какой-нибудь камень. Шел, как будто бы пятки горят. Прикольно. Боялся, что зубья на кошках раньше времени затупятся. Пошел осторожнее, помнил, что впереди еще зона бутылочного льда. Одно из самых опасных мест на маршруте. За временем пока не следил. Только внимательно всматривался на запад. Пока в темноте особо ничего не разглядишь. Поднялся западный ветерок, предвестник непогоды. Понимаю, что могу идти еще быстрее. Переключаюсь со второй скорости на третью. Дотащился до конца гряды. Дальше возможен голимый лед. Складываю и убираю палки в рюкзак. Достаю ледоруб, пристегиваю к нему шнур. Подтягиваю кошки. Мысленно вспоминаю порядок зарубания, если все-таки, не дай бог, сорвусь. Всматриваюсь с опасением опять на запад. Ушба видна, еще не в облаках, что ж неплохо. Идем дальше. Теперь следующий рубеж – Пастухи. Ветер немного усиливается, но некритично. Понимаю, что иду уже по ледовому насту. Опасно. Сильней сжимаю ледоруб. Скорость стараюсь не сбавлять. Дышу и дышу, бубня про себя (а может и не про себя, никто ж вокруг не слышит) свой забойный мотив. Начинает белеть на востоке. Можно уже рассмотреть пространство за Ужбой и Донгузоруном. Блин, кажется, там облака. При таком ветре рано или поздно они будут здесь. Медлить нельзя. На Пастухах привал решил не делать. Отдохну и попью чаю у ратрака. Замерил показатели: пульс – 112, кислород – 84. Но высота уже давала о себе знать. Пришлось переключаться с третьей горной на вторую скорость обратно. Так далее и пошел. Это, с одной стороны, хорошо, что почти все подобные горобродительные мероприятия начинаются ночью. Идет себе турист-оптимист и идет. Видит в темноте только зад впереди идущего (или впереди идущей, что, конечно, лучше) и два-три метра справа и слева. И все. Идет и идет. И только когда рассветет, видя вокруг эти убийственные склоны, скалы, трещины, ледопады, бергшрунды с ужасом понимает куда его нафиг занесло. Теперь только вперед и только вперед. Назад пути нет. Как то так.

Идем далее. Мотивчик, вращающийся в голове, помогает отвлечься от неимоверного напряжения. Высота давит и давит. Дышать становится все труднее и труднее. Наконец то вмерзший ратрак. Вокруг виднеются пятна человеческого здесь пребывания, внутреннего извержения и излияния. А прибрать за собой. Зачем эти пятна на таком бриллианте? Не солидно, господа! Что ж мы делаем с нашей жемчужиной? Перед «закордонщиками» стыдно! Когда нас всех проймет, что гадить в собственном доме, да еще и в таких местах – это верх неприличия и идиотизма. Передохнул, попил чаю. Высота по навигатору ровно 5000 м. Самочувствие нормальное. Показатели: пульс – 117, кислород - 73. Облачность на западе опасно накапливает силы, но до Ушбы еще не дошла. Погода пока благоприятствует. Идем на Косую. Уже практически рассвело. Косая видна отчетливо. Опять с определенной периодичностью видны следы человеческого пребывания и изрыгания. Прошел дальше. Виден след срыва, уходящий далеко вниз. Как хрупка эта жизненная грань. Что стало с тем человеком? Выжил ли? Или очередная табличка появится на том монументе возле Приюта-11? Вечный вопрос жизни и смерти. Здесь на такой высоте он особенно остро стоит, здесь он особенно актуален.

На косой заметное выполаживание. Пошлось побыстрей. Постоянно кошусь влево на ужасающий склон. Ледоруб в руке. Четкая постановка ног, дыхание и еще раз дыхание. Совсем рассвело. Кругом красотища неописуемая, аж завораживает. Затраченные усилия того стоят. Силенки еще есть. Иду. Могёт, пацан возрастной, могёт. Винил в голове опять о себе напоминиет своей забойностью:
Есть резон дойти до цели,
Той, которая в прицеле…
Косая казалась убийственно бесконечной. Когда же она закончится? Не зря именно на ней многие начинают отваливаться от своих групп и поворачивают обратно. Но я иду дальше. Наконец-то очертания седловины. Где то здесь должна быть знаменитая фумарола, источающая сероводородные выбросы, от которых кислорода еще меньше становится и ощущения как на 7000 м. Справа на склоне восточной вершины обломки какого-то строения. Блин, что здесь только не творят? Какие только эксперименты не затевают. И опять тот же вопрос: А прибрать за собой? Ведь уже всю гору засрали!!! Сколько можно!!! Что только здесь не затевают. Скоро рок-концерт с голыми девками забацают, дождемся. А еще хуже и гей-парад проведут.

Внимательно всматриваюсь дальше. Глазами нашел высокогорный приют Red-Fox, оранжевое строение четко контрастировало на белом склоне. От него должна начинаться тропа на Восточную вершину. Рассмотреть ее не смог. Не видно. Дошел наконец то до места привала перед «головосносительным» тягуном на Западную. Посидел, даже немного полежал. Обязательный чай, первый раз забадяжил свой «коктейль». Замер показателей: пульс - 120, кислород - 68. Надо решать куда теперь повернуть оглобли. Еще раз всматриваюсь на восток. Тропы нет, не видно. На западной все отчетливо. Натоптано так, словно здесь миграция антилоп Гну проходила. Вверху видны перила. Долго не размышлял. Времени мало, погода поджимает, не забудь про мигающий зеленый сигнал. Пока будешь плутать на Восточной, можешь не успеть. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Решено – Западная. Здесь на седловине в 2012 году я с трудом себя пересилил и не повернул обратно. Пошел, можно сказать пополз дальше и дотащился до вершины. Но четко помню свои внутренние сомнения и переживания, что смогу ли дойти обратно. Тогда тоже было Блиц-восхождение (т.е. по ускоренной программе) как и сейчас. Но сейчас я осознанно ощущал, что вполне готов не только взойти, но и спокойно без лишнего риска спуститься виз. Главное – погода. А ведь мне уже 49 лет. Годы подготовки и «горошастанья» прошли не даром.

Ну что ж – оглобли на Запад, поза бегущего араба, пошли. Блин, тягунок при одном на него взгляде ошарашивает своей безумностью. Но пру и пру, упираюсь. Перешел со второй на первую тихоходную скорость. Пару раз останавливаюсь, перевожу дыхание. Такое ощущение, что взял плиту и пытаешься ее затащить все выше и выше. Уже тяжело. Понимаешь, что полного цикла акклиматизации не получилось. Не хватило каких-то двух-трех дней нормальной погоды. Внимательно изучаю дальнейший путь. Сейчас тропу проложили чуть правее, почти по самому краю безумно крутого склона. Хорошо хоть провесили перила, они здесь просто жизненно необходимы. Респект этим людям. Подойдя к перилам, как будто бы уткнулся и в потолок и в стену одновременно. Понял, вот мой предел с такой акклиматизацией. Дальше сквозь зубы, только через немогу. Скорость переключил уже с первой на пониженную горную. Каждый шаг через вдох или два. Помнил, что вершина намного дальше видимого топографического гребня. Понимаю, что меня придавило. Но иду и иду, как улитка. На перилах решил не рисковать, отстегнул страховочные усы, пристегнулся к веревке. Пожалел, что жумар оставил на Бочках. Здесь и сейчас он бы был как раз к месту. А то, если даже с пристегнутым карабином сорвешься, то все-равно пролетишь и побиться можно. Опрометчивое решение. Пристегнутым почувствовал себя увереннее. Взглянул вниз, оба-на – аж башка закружилась. Вот это склон. Тогда в 2012 году я этого прочувствовать не смог, просто настолько был обессилен, что мне было просто не до этого, а честно говоря, пофиг. Тем более, тогда тропа была левее. Внимательно осмотрел склон Восточной. С севера на скалах Ленца видны палатки. Отважные люди. Кто-то от туда прется на седловину с рюкзаками. Никак траверс обоих вершин хотят замутить. Здорово. Прошел перила. Пересек гряду. Дальше по вешкам, по вешкам. Во, ее уже видно. Внутри все бурлит, неужели дошел? Один. Соло. Такого я еще не мутил. Это что-то новое для меня. Последние сто метров дались особенно тяжело. Подъем на предвершинный гребень в этот раз сформирован каким-то непонятным зигзагом и проходит аж с тыла по гребню надутому ветром. Еле залез. И вот я здесь на вершине Европы один одинешенек. Время 11.30. Вокруг никого. ОБАЛДЕТЬ!!! Обратил свой взор вверх, мысленно поблагодарил гору и горного бога за то, что позволили взойти и попросил отпустить меня с миром. Сделал фото. Едрен батон, косяк! Флешки в фотоаппарате не оказалось. В результате смог сделать только шесть кадров. Ну и этого хватит для доказательства, если что. Хотя, кому доказывать и что? Главное, сам себе все доказал. Ты можешь и ты смог. Сотовой связи нет. Телефон через пару минут замерз. Я здесь один и без связи. Нездорово! Осмотрелся вокруг. Замерил показатели: пульс 133, кислород – 63. Вдали был отчетливо виден Казбек (5033 м). В 2014 году, стоя на его вершине, я также смотрел с него на Эльбрус, вспоминая тот памятный 2012 год. И вот теперь я опять уже здесь на вершине Эльбруса и смотрю на Казбек. Странная метаморфоза. Что теперь дальше? На западе облака уже полностью накрыли Ужбу. В Сванетии уже непогода. Кодорское ущелье накрыто тучами. Когда-то там пришлось послужить нашей «благодарной» Родине. В Абхазии шла война. Гостеприимная и хлебосольная Грузия пылала, раздираемая междоусобицей. Жаль этот народ, сколько людей погибло в этом конфликте. Теперь, что б попасть в Грузию, нужен загранпаспорт. Граница, пограничники. Жаль. На дорожку попил своего коктейля.

Спуск

Задерживаться нельзя, пора валить вниз. Вместо мигающего зеленого уже ярковыраженный, мигающий желтый. Настроился на спуск. Помнил – все беды происходят, как правило, именно на спуске. Собрал силы, волю и жопу в кулак. На перилах опять вщелкнулся, страховка не помешает. Опять вспомнил про свою ошибку с жумаром. Косяк. На спуске к седловине предельный контроль, ледоруб не выпускаем. На седловине стандартный передых, сбадяжил коктейль, попил. Подтянул кошки, страховку. Дальше продолжал идти только с ледорубом, палки не доставал. По косой практически полетел. Сброс высоты подействовал благоприятно на организм. До ратрака дошел неожиданно быстро, видно страх попасть в молоко и в непогоду придавал должного ускорения. Усталость уже ощущалась. А еще пилить и пилить. «Коктейль Дюшес» добавил бодрости и сил. Непогода уже приближалась, облачность заволокла уже весь Баксан, подкрадывалась к Кругозору. Поменял ледоруб на палки. Пошел вниз к Пастухам. Палки на льду иногда проскальзывают, металлические наконечники тоже хорошо бы наточить в последующем. Косяк. Также и с ледорубом. Клюв наточил, а штычек на рукоятке нет, иногда когда на него опирался на льду – он тоже проскальзывал. Готовился, продумывал вроде все мелочи, да видно не все. Вот так и приходит опыт как половое бессилие с годами брожения по горам. Пастухи прошел также неостанавливаясь. Боялся льда. Благо солнце уже высоко, потеплело. Накопившаяся усталость давала свое. Пару раз все-таки запнулся, чуть не улетел. Контроль и еще раз контроль. На Приюте-11 совсем уже выбился из сил. Немного посидел, опять «Дюшес», немного отлегло. Впервые увидел людей. Неужели, наконец-то. Я уже не один!!! Молоко уже на Мире. Да, прогноз правильный, сайт надежный. Это хорошо. Одно нездорово, он не наш, не родной – «импортный». Чё, сами не могём что-то свое надежное замастырить? Внизу под спуском от Приюта-11 настоящая горная река. Пришлось провести целую операцию по форсированию с применением подручных средств, каких-то досок, кусков льда и такой-то матери. Чуть было «репутацию» не подмочил. Потерял много времени. Дальше верхняя станция «Гарабаши», опять немного посидел, силы уже покидали. Опять коктейль. Еле снял кошки. Сложил в рюкзак. Даже не сложил, а просто запихал как мог, руки уже не особо слушались. В ногах небольшой триммер при напряжении. На пуховке заметил вместе с потом отложились небольшие белые точки – это, наверное, соли, кальций и магний выходят. Вот так мы и теряем постепенно жизненные силы.

До Бочек дошел уже почти в молоке, но не критично. Время, скорость подъема и самое главное скорость и время спуска рассчитаны правильно. Замок на вагончике долго открыть не мог, руки уже плохо слушались. Залез в теплое бунгало. Хорошо. Полчаса просто сидел, плохо осознавая вокруг происходящее. Допил остатки чая. С неимоверными усилиями снял с себя одежду и ботинки. Ё-мое, все сырое и в белых пятнышках, соль жизни – вот она. Поднялся ветер, пошел снег. Буквально через час все занесло. Опять вспомнил про мигающий зеленый. Сил замерять свои показатели уже особо не было. Хорошо одежду приготовил заранее. Еле-еле переоделся. Хорошо, сухо, тепло. Выпил колес. Полежал немного, вроде пришел в себя. Наконец окончательно понял и осознал, что натворил и учудил. Это же получилось БЛИЦ - СОЛО – ВОСХОЖДЕНИЕ. ЕДРЕН-БАТОН! Я – ЭТО СДЕЛАЛ! Вышел на улицу, повернулся к горе, поклонился, прочитал молитву. Мысленно поблагодарил гору и горного бога, что пустили и, самое главное, с миром отпустили – дали реализовать свою идею и мечту. СПАСИБО!

Постепенно пришёл аппетит. Доел лапшу и остатки сосисок. Вскипятил свежую порцию чая. Пил, пил, пил. Сегодня уже спуститься вниз не получится, канатка закрыта. Ночуем здесь. Мои «горные соседи» уже не стесняясь вылезли и нагло с интересом глазели на меня. Или просили еще сырной добавки или действительно им я был интересен как горовосходитель. Поди, пойми этих четверолапых и хвостатых. А, может быть, прекрасно понимали, что я настолько истощен, что им уже не опасен. «Мохнатые бестии».

Переночевал. Спал как убитый, даже не помню, как уснул. Проснулся, замерил показатели: пульс-72, кислород - 93, высота – 3672 м. Жив, курилка. Пора собираться. Вчера уложить шмотье просто не было сил. Все разбросано как в бедламе. Благо, хоть более-менее просохло. А запах, а запах – скунс сдох! Запихал это «благовоние» в отдельный пакет, загерметизировал. Домой не повезу, лучше на первой мусорке выкину, а то жена домой не пустит. Убрался за собой, прибрал следы своего пребывания. Надо уважать природу. Даже забрал собой не только свой, но и пакет чужого мусора. Все б так делали. А то смотришь на некоторых горе-туристов. Приезжают как в последний раз. Нагадят, намусорят, да еще что-нибудь и запалят, как получилось с Приютом-11. Господа, товарищи, давайте все-таки немного начнем переосмысливать присходящее здесь в Приэльбрусье. Мне, за 25 летнее здесь пребывание, есть с чем сравнивать. Ведь уже все засрали. Так нельзя. Обесточил и закрыл вагончик, ключи спрятал в определенное Администратором место.

Креселка как всегда преподнесла сюрприз - не работала. Пришлось вместе с мешками мусора переться пешком вниз на Мир. Вот и прусь весь такой супер-пупер борец за экологическую чистоту Приэльбрусья обвешанный мешками с говном. Зачем брал? Но опять, пацан сказал, пацан сделал. Спустился на канатке вниз до Азау. Ура – земля обетованная, я в цивилизации. Мусор сдал на вечное хранение. Но бухать рано. Еще надо за руль и доехать благополучно до дома. Подхожу к своему верному железному коню. Тот стоит на том же месте, где я его и привязал, т.е. оставил. Морда грустная, скучал, наверное, по мне. А рядом, не поверите, сидит в ожидании мой Дружек и радостно махает своим облезлым, а может быть обгрызанным в боях, хвостом. Я тоже был ему несказанно рад. В его глазах читалось: - Ну что, бродяга! Поздравляю с вершиной! Я знал, что ты сможешь! Угостил его остатками провианта. Тот с благодарным и гордым видом пошел восвояси. Закинул в машину вещи. Проверил документы и деньги. Провел контрольный осмотр машины. Повернулся опять к горе. Поблагодарил еще раз Баксан, Приэльбрусье, Азау и гору за гостеприимство. И вперед к нарзанам отпиваться живительной влагой. Около трубы, из которой бьет нарзан, сидел полчаса. Пил, пил, пил. Как в 2012 году. Набрал и с собой пять литров. Ну все, теперь в обратный путь.

Вместо заключения–думы, размышления, анализ

1. Программа максимум была - Восточная вершина, программа минимум - Западная. Все получилось, хоть и по минимальному параметру.
2. Вместо положенных в данном случае десяти дней вышло ровно пять, т.е. в два раза меньше. Получилось БЛИЦ-СОЛО-ВОСХОЖДЕНИЕ. Мой организм смог за такой короткий срок приспособиться, адаптироваться и взойти вполне осознанно без негативных последствий как в 2012 году. Хотя, конечно, в последующем так делать не надо. Акклиматизацию нужно делать полную, для Эльбруса 10 дней не менее.
3. Связь и навигация. Проверка и тестирование навигационных приборов показала разницу в показателях. Разлет между замерами альтиметра на Гармин e-trex 30 и часами (китайская сборка с Алиэкспресс) показал примерно метров 70 по высоте. Нужно калибровать перед походом. Косяк. Со связью тоже вопросы. Сотовая связь в горах вещь ненадежная. Покрытие не везде. Нужно иметь радиостанции, причем двухдиапазонные двухканальные.
4. Сняряжение. В принципе нормально. Особых замечаний нет. На усах самостраховки неплохо бы поменять карабины с закручивающейся муфтой на простые с обычной защелкой. Ну и жумар, надо брать всегда и не тупить. Нитки и иголки тоже не забывать. Треккинговые ботинки менять срочно.
5. Перед выходом помимо зубъев кошек и клюва ледоруба нужно затачивать и наконечники палок и штычек ледоруба. Не забыть.
6. Фармацевтика. В принципе все нормально. Пока добавлять или изменять ничего не нужно. Панангин, витамины (аскорбинка, ундевит…), Мезим, Фестал, активированный уголь, Анальгин, Парацетамол, АЦЦ, Гексорал, Цитрамон, Диакарб, Мильдронат.
7. В октябре ходить на Эльбрус можно, но только в первой декаде. Уже к середине, как правило, погода неустойчивая.
8. Физуха и функционал вполне были на уровне. Пять лет с 2012 года прошли не даром. Работать дальше в том же духе.
9. Одной из целей моей экспедиции было изучение своих медицинских и функциональных показателей в ходе адаптации и восхождения (высота, пульс, кислород, самочувствие).
Мои показатели по дням:

1 день:

Азау 2300 70 85
Кругозор 2900 110 75
Азау 2300 85 90

2 день:

Азау 2300 65 90
Кругозор 2900 89 87
Мир 3450 97 87
Бочки 3684 108 82
Азау 2300 85 90

3 день:

Азау 2300 77 94
Приют 11 4051 110 83
Конец гряды 4315 111 78
Бочки 3672 90 84

4 день:

Бочки 3672 80 90
ст.Гарабаши 3872 100 90
Конец Гряды 4315 110 87
Скалы Пастухова 4715 115 78
Бочки 3672 90 79

5 день. Восхождение:

Бочки 3672 75 90
Седловина 5320 120 68
Вершина 5642 133 63
Бочки 3672 72 93

Ну все, как-то так. Пацан сказал, пацан сделал. Что теперь дальше?