Горы мира > Памир >

Автор: Георгий Сальников, г. Новосибирск

Отчет о горном походе 6 к.с. в районе Северо-Западного Памира, 2004г.

Содержание

Краткая характеристика района похода
Справочные сведения о группе и маршруте
Техническое описание перевалов:

Выводы и рекомендации

Сроки: с 30 июля по 1 сентября 2004 г.

Нитка маршрута:
р. Ванч - л. РГО - пер. Кашалаяк (2А, 4330) - л. Федченко - л. Розмирович - пер. Шмидта (2А, 5000) - л. Красноармейский - л. РГО - пер. Гармо (3Б, 5870) - л. Бивачный - л. Федченко - л. Малый Танымас - пер. Интеграл (2Б, 5380) - л. Аюджилга - пер. Четырех (3Б, 5500) - л. Москвина - рад. восх. п. Е. Корженевской (3А, 7105) - л. Вальтера - пер. > ПФП(6000) + рад. восх. п. Коммунизма (7495) - л. > Фортамбек (3Б) - пер. Турамыс-III (2Б, 5300) - л. Шапак - пер. Бырс Восточный (3Б, 5300) - л. Бырс - р. Сугран - пер. Белькандоу (нк, 3250) - р. Муксу

Краткая характеристика района похода

С точки зрения туристской классификации Памир достаточно полно охарактеризован в "Перечне высокогорных перевалов" под ред. Анатолия Джулия, М, 2001 г. Чтобы не повторяться, упомянем некоторые важные особенности Памира, отличающие его от других горных районов.

Сравнивать Памир с такими популярными местами проведения горных походов, как, скажем, Алтай, Киргизский Алатоо, или что-нибудь еще не слишком масштабное, очень трудно. Разные весовые категории. Если, к примеру, на Алтае практически нет перевалов выше 4000 м, то на Памире совершенно невозможно найти категорийный перевал, который был бы ниже 4000 м. Если на самых сложных тройках-Б Киргизского хребта перевальный взлет не превышает 1000 м, то даже самые простые памирские тройки-А обязательно выше. Если, скажем, на Терскей Алатоо самый длинный ледник не более 10 - 12 км, то на Памире такое и за ледник-то не считается. И так можно продолжать долго. Короче говоря, если речь идет о проведении походов наивысшей категории сложности, то горные районы средней высоты по сравнению с Памиром не столь привлекательны.

Вид с перемычки Вооруженных Сил
на юг. Две доминирующие вершины
в центре фотографии -
п. Революции (слева) и п. 26 Бакинских
Комиссаров (справа).
Сопоставимую сложность представляют фактически только два района в пределах границ бывшего СССР: Восточная часть Центрального Тянь-Шаня (называемая в просторечии районом Хана - Победы) и Заалайский хребет (некоторые считают его частью Памира, некоторые более склонны рассматривать отдельно, уж очень он на остальной Памир не похож). Если сравнивать Памир и Заалай, то для последнего характерен, хотя и высотный, но сглаженный рельеф, относительно большое количество несложных перевалов 2А - 2Б, многие троечные перевалы проходимы с использованием малого количества веревок или даже вообще без применения перильной страховки. По сравнению с заалайскими, памирские перевалы в среднем более техничны. Гораздо более сложный, чем Заалай, район Хана - Победы на Центральном Тянь-Шане по сравнению с Памиром, пожалуй, слишком суров. При сопоставимой технической сложности и масштабах оледенения высокогорная часть Центрального Тянь-Шаня практически лишена растительности. Там нет ничего подобного поросшим густой травой моренным карманам с теплыми озерами, которые есть почти на всех крупных памирских ледниках. Многодневное хождение выше границы "зеленки", только по снегу и камням, все-таки утомляет. На Памире же всегда есть возможность проложить маршрут, скажем, через поляну Сулоева, или Сурковую поляну, или что-нибудь в этом духе, полноценно отдохнуть там на дневке, и т. п. А ведь возможность отдыха на "зеленке" в середине маршрута - это вовсе не прихоть. Такая возможность благотворно сказывается на физической форме группы и способствует успешному прохождению маршрута. Так что можно сказать, по сравнению с Центральным Тянь-Шанем Памир - более "человеческий", душевный район.

Не последнюю роль играет также то, что Памир славится своей обычно устойчивой погодой (туристы утрированно говорят: "На Памире дождей не бывает").

Но самая уникальная отличительная особенность Памира, наверное, следующая. Памир огромен. В любых других горах, включая и высокие, такие как Центральный Тянь-Шань и Заалай, нередки маршруты, где за месяц удается обойти практически весь район и за один поход все посмотреть. Обойти за один поход весь Памир невозможно в принципе. Только малую его часть. По Памиру без преувеличения можно ходить всю жизнь и не повторяться. Туда могут отправиться одновременно любое количество групп, и им там никогда не будет тесно. Неудивительно, что в старые добрые времена Памир был так популярен.

Теперь, в 2004 г., после многолетнего перерыва, вызванного гражданской войной в Таджикистане, мы решили снова сходить в этот район. (В действительности, Памир посещался отдельными группами (одна - две в год) и во время войны, функционировал также и МАЛ на поляне Москвина, хотя заход в район был сложным и рискованным. В данном случае имеется в виду, что с 1992 года здесь не было новосибирцев. )

Вид на п. Е. Корженевской с
л. Москвина.
Безусловно, запланированный маршрут не назовешь транспамирским. Тем не менее, мы постарались построить его так, чтобы за ограниченное отпуском время посмотреть как можно больше достопримечательных мест. Наш маршрут должен был начаться в долине Ванча, пройти, хотя бы частично, по самым крупным памирским ледникам: Федченко и Бивачному, а также по Большому Памирскому Фирновому Плато. Мы хотели побывать на знаменитых полянах Москвина и Сулоева.

П. Коммунизма съемка
телеобъективом с ребра Буревестника.
Не на последнем месте стояли и спортивные запросы: пройти несколько высоких и технически сложных перевалов, попробовать подняться на семитысячник: п. Е. Корженевской или п. Коммунизма, а если получится, то и на оба. Идея подобного маршрута родилась еще год назад, у участников похода V к. с. по Заалаю под руководством Вадима Ветлужских в 2003 г. Они же фактически составили костяк команды этого года, так что наша группа была решительно настроена проходить запланированное по максимуму.

Прибыв в столицу Таджикистана г. Душанбе, мы почувствовали, что никаких препятствий, связанных со сложной политической обстановкой в этой стране, больше не существует. Все было, как в старые добрые советские времена. Особенно люди - они нисколько не изменились, радушие их было выше всякой похвалы. Главная проблема - сугубо материальная: все-таки самолетом до Таджикистана - это, что ни говори, довольно дорого. В частности, нам весь поход обошелся примерно в 700$ на человека, и большую часть этой суммы составляли расходы на транспорт.

Вместе с Андреем Пилькевичем
на базе МЧС в Душанбе.
В Душанбе нам очень помогли Андрей и Олег Пилькевичи (МЧС РТ) и Рано Умаровна Сабирова (Альп-Навруз). Благодаря этим людям, у нас практически не было проблем с такими неизбежными формальностями, как регистрация пребывания и пропуска в погранзону (Дарвазский и Ванчский районы Горно-Бадахшанской автономной области).

Успешное окончание маршрута.
Группа вместе с водителями,
приехавшими за нами в к. Девшар.
Дело в том, что для оформления пропусков недостаточно паспортных данных, а нужен сам паспорт, так что оперативность в их оформлении была для нас немаловажной.

Кроме того, Пилькевич помог нам с транспортом (ГАЗ-66 до Поймозора и выше на заезде и от Девшара до Душанбе на выезде), а фирма "Альп-Навруз" сделала нам заброску части груза вертолетом в МАЛ на поляну Москвина.

Автодороги в Горном Бадахшане стараются поддерживать в приличном состоянии, так что на подъездах и отъездах нежелательных задержек не было. Туристов на Памире пока мало (сказываются дороговизна и недостаток актуальной информации по району).

Мы встречали только две группы: горную шестерку из г. Москвы и пешеходную шестерку из г. Перми.

Справочные сведения о группе и маршруте

Состав группы

1. Сальников Георгий Ефимович, 1965, Сиреневая, 27 - 24. Руководитель

2. Ветлужских Вадим Даниилович, 1961, Русская, 23 - 32. Зам. рук., завхоз

3. Мешков Олег Игоревич, 1959, Морской, 58 - 16. Врач, отв. за транспорт

4. Маслобоев Юрий Николаевич, 1961, Русская, 9 - 93. Реммастер, фотограф

5. Хачков Андрей Александрович, 1977, Тогучин, Лапина, 3а - 1. Отв. за снаряжение

6. Протасов Максим Игоревич, 1980, Пирогова, 4 - 419. Фотограф

7. Таракановская Марина Анатольевна, 1979, Крашенинникова, 2 - 21.

8. Юдин Петр Владимирович, 1982, Полевая, 11 - 61.

Георгий Сальников

Вадим Ветлужских

Олег Мешков

Юрий Маслобоев

Андрей Хачков

Максим Протасов

Марина Таракановская

Петр Юдин

Нашим маршрутом очень заинтересовались трое иностранных клиентов МАЛа "Навруз". В результате, руководство фирмы предложило нам, в обмен на бесплатную заброску части груза в МАЛ, обеспечить их прохождение ("трекинг") по части маршрута от р. Ванч до поляны Москвина. Иностранцы имели свое собственное бивачное и личное снаряжение, а на технически сложных участках шли по навешенным нами перилам. К счастью, обязанность присматривать за ними не оказала существенного влияния ни на тактику, ни на темп нашего движения.

Заявленный основной вариант маршрута

Л. РГО - пер. Кашалаяк (2А) - л. Федченко - пер. Лонжерон (3А) - л. РГО - пер. Гармо (3Б) - л. Бивачный - л. Федченко - л. Малый Танымас - пер. Интеграл (2Б) - л. Аюджилга - пер. Четырех (3Б) - л. Москвина - рад. п. Е. Корженевской (3А)(5А альп.) - пер. ПФП вдоль (3А*) (cложность по факту прохождения соответствовала 3Б)+ + рад. п. Коммунизма (3Б)(5А альп.) - л. Фортамбек - пер. Турамыс-III (2Б) - л. Шапак - пер. Бырс Восточный (3Б) - л. Бырс - р. Сугран - пер. Белькандоу (нк) - р. Муксу.

Отличия между заявленным и пройденным вариантами

Единственным отличием между заявленным и пройденным вариантами маршрута является прохождение заявленного запасным вариантом пер. Шмидта (2А*) (cложность по факту прохождения соответствовала 2А) вместо пер. Лонжерон (3А). Замена пер. Лонжерон на пер. Шмидта была сделана из соображений безопасности, а также большей логичности прохождения по маршруту. Причины реализации этого запасного варианта подробно рассматриваются при описании прохождения пер. Шмидта

Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремнабор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению сложных и высотных горных походов. Несущественной особенностью можно было бы считать наличие самодельного трехголового примуса "Змей Горыныч" в модификации Александра Самсонова и Георгия Сальникова. Этот примус имеет отделяемые головы, которые можно использовать отдельно от основного комплекта, на случай схода с маршрута части участников. Поскольку в этом походе с маршрута не сошел ни один человек, отделять головы примуса не потребовалось. Все снаряжение функционировало весь поход безукоризненно.

Набор продуктов был стандартным, из расчета 600 г на человека в день (кроме дневок в МАЛе, где мы "отъедались" без ограничений). Бензин брали в пластиковых бутылках из-под минеральной воды в количестве 30 л.

Специальное групповое снаряжение

Основные веревки 10 мм 5 шт. (60, 50, 50, 50, 50 м)
Расходная веревка 10 мм 1 шт. (20 м) (на оставленные на ребре Буревестника и в ледопаде Бырса петли потратили всю расходную веревку, и около 10 м отрезали от основной шестидесятки)
Репшнур 6 мм 1 шт. (60 м)
Крючья скальные 27 шт. разных (Четыре крюка оставили в ледопаде Бырса. На ребре Буревестника своих крючьев мы не оставляли, т. к. перебивали найденные там же трофейные.)
Закладухи 1 шт. большого размера (Не использовались)
Оттяжки 3 шт.
Ледобуры 24 шт. (из них 7 шт. с твердосплавными коронками)
Ледосбросы 2 шт.
Щиты-снегосбросы 1 шт.
Карабины общественные 25 шт.
Лавинные лопаты 2 шт.
Снежные пилы 2 шт.
Выколотки (прочищать ледобуры) 2 шт.

Специальное личное снаряжение

Айсбайль (ледоруб) 1 шт.
Кошки 1 пара
Страховочная система 1 шт.
Зажим (жумар) 1 шт.
Спусковое устройство 1 шт.
Карабины личные 5 шт.
Каска 1 шт.

Особенностью можно считать применение самодельных ледобуров: наши четырехзаходные, снабженные дополнительной подвижной серьгой, гораздо удобнее покупных, особенно эта разница ощущается на сложных участках. Часть наших самодельных ледобуров была снабжена твердосплавными коронками для "зимнего" льда конструкции Владимира Жираковского. Эти "корончатые" ледобуры пришлись кстати на высоком пер. Гармо, где лед оказался очень твердым. Также можно рекомендовать брать на маршрут два ледосброса (а не один) - их попеременное использование сильно ускоряет сброс веревок на протяженных ледовых спусках.

График движения здесь

Высотный график

Высотный график движения изображен на рисунке. График демонстрирует проведенную по классическим канонам активную акклиматизацию, включающую методический набор высоты с ночевками на 5000, 5750, 6400, 6950 и последующим после каждой такой ночевки достаточно продолжительным пребыванием на значительно меньшей высоте. Аккуратно проведенная высотная акклиматизация была, по нашему мнению, одним из существенных факторов, способствующих успешному полному прохождению маршрута всей группой.

Техническое описание перевалов

Все "лево" и "право", если не оговорено особо, считаются орографически. Время везде указано душанбинское. Светлое время дня 500 -1930. Средняя продолжительность ходки 40 минут. Кроки перевалов не приводятся. Мы рассчитываем на то, что достаточно подробное описание и информативные фотоматериалы делают их фактически излишними. Ссылки на фотографии по тексту технического описания указаны в примечаниях на полях.

При упоминаниях о прошлых походах, если не оговорено иное, имеются в виду поход V к. с. за 1986 г. под руководством Аркадия Мустаева и поход VI к. с. за 1987 г. под руководством Николая Плетнева.

Пер. Кашалаяк (2А, 4330)

Пер. Кашалаяк расположен в хр. Академии Наук и связывает центральную ветвь л. РГО (Русского Географического Общества) с л. Федченко чуть южнее ригеля, на котором находится ГМС "Ледник Федченко". Ориентация перевала: юго-запад - северо-восток. Характер: снежно-ледовый при прохождении по ледопаду или комбинированный при прохождении через нунатак. Определяющая сторона: юго-западная (со стороны л. РГО). Перевал пройден группой со стороны л. РГО (с определяющей стороны) в неблагоприятных погодных условиях (туман, снегопад). Был выбран вариант прохождения через нунатак (по улице Горького). Описание прохождения дается от подножия ледопада до л. Федченко.

Пер. Кашалаяк со стороны л. РГО.
Перевальное плато
Пер. Кашалаяк представляет собой один из двух наиболее простых путей выхода на л. Федченко (другой - еще менее сложный технически, но более высокий пер. Абдукагор). Существуют даже легенды о том, что когда-то в древности через пер. Кашалаяк проходил один из участков Великого Шелкового Пути, во что, правда, сейчас трудновато поверить. Сложность пер. Кашалаяк определяется ледопадом центральной ветви л. РГО. Известны два варианта прохождения перевала, отличающиеся способом обхождения с вышеупомянутым ледопадом: по правому рантклюфту самого ледопада или через нунатак (4100)(3782 на схеме В. Ляпина), ограничивающий ледопад слева (орографически). Чаще пользуются вариантом через нунатак, поскольку он меньше зависит от состояния ледника. Туристы традиционно называют этот вариант улицей Горького. Мы также воспользовались вариантом прохождения через нунатак по улице Горького.

Преодоление серака в нижней
ступени ледопада пер. Кашалаяк.
Выйдя с места ночевки 1 августа в 7-20 (ночевали возле озера на верхних моренах спокойной части л. РГО), за одну ходку подошли к началу кашалаячьего ледопада. Еще заранее мы обратили внимание, что нижняя часть ледопада сильно ухудшилась по сравнению с прошлыми годами (руководитель и некоторые участники участвовали в прохождениях Кашалаяка в 1986 - 1990 гг.). Очевидно, в верховьях л. РГО произошла мощная подвижка. Если, скажем, в 1986 г. к началу улицы Горького подходили без проблем по относительно ровному леднику (собственно ледопад начинался выше поворота на нунатак), то теперь для подхода к нунатаку предстояло преодолеть еще одну вновь появившуюся нехилую ступень, на которую нам пришлось потратить несколько часов и даже повесить там одну перильную веревку. Надо сказать, что какие-либо существенные изменения в среднем и нижнем течении РГО не бросались в глаза, за исключением того, что исчезло теплое озеро, которое находилось в левом моренном кармане РГО примерно напротив впадения л. Комсомолец.

Андрей Хачков поднимается
на серак в нижней ступени
ледопада пер. Кашалаяк.
Итак, прямого подхода к нунатаку в этом году не было, он был загорожен новой ступенью ледопада. Было видно, что легче всего эту ступень преодолеть чуть левее центра (по ходу) - там она была несколько положе и менее разорвана. Где-то через час распутывания мы попали в зону больших трещин. Для преодоления одной из них пришлось повесить одну веревку на подъем (крутой ледовый сброс около 10 м высотой). Затем сделали небольшую разведку, прощупали дальнейший путь, так что остальные разломы удалось пройти без применения перильной страховки. Ледник здесь еще открыт, так что связываться также не обязательно, разве что за исключением явно сложных участков. Набор высоты на этой ступени ледопада составляет около 200 м.

Путь на пер. Кашалаяк по улице
Горького.
Между этой ступенью и следующей, основной, ледник слегка выполаживается. Здесь удобно пересечь его по направлению к нунатаку.

Далее еще около 100 м подъема по ледовому склону крутизной около 25gr (перила не обязательны) под самый ледопад , откуда есть удобный вход в снежный кулуар, выводящий на нунатак.

Подход под кулуар улицы Горького.
На ледовом склоне были довольно свежие следы обвала сераков, которые пришлось пересекать, так что следует соблюдать осторожность и проходить этот участок по возможности быстро.

Подъем по кулуару улицы Горького.
После входа в кулуар (именно отсюда начинается улица Горького) опасности обвала льда больше нет. Кулуар в нижней части заполнен плотно слежавшимся снегом, который был нелавиноопасен и глубоко не проваливался. В верхней части появляются выходы скал. Скалы некрутые, достаточно расчлененные, изобилуют всевозможными полками и "дверными ручками", иногда по ним подниматься удобнее, чем по снегу. Средняя крутизна склона в кулуаре около 30gr, местами достигает 40gr, так что идти нужно в кошках. Именно по кулуару делается основной набор высоты на перевал, около 500 м.

Движение по нунатаку на
пер. Кашалаяк.
Кулуар улицы Горького заканчивается выходом на гребень нунатака в его нижней части. За ним находится другой мощный ледопад, туда нам не надо. Дальнейший путь идет вдоль нунатака вверх, местами траверсом снежного склона под скалами, местами прямо по скалам, смотря где удобнее. При острой необходимости можно найти место для ночевки, но выгоднее все-таки подняться выше, до перевального плато. Мы вышли на нунатак к 14-00, устроили там обед и в 15-30 двинулись дальше по улице Горького вдоль скального гребня. Снегопад начался еще во время нашего движения по кулуару, а к обеду погода вовсе испортилась, туман, видимость временами уменьшалась до 50 м. Поэтому во время обеда была проведена разведка пути по нунатаку с целью выбрать наиболее удобный для прохождения с рюкзаками.

По нунатаку постепенно набирается еще 200 - 300 м высоты, после чего выходят на перевальное плато. Там ледник очень плавно, на протяжении пары километров, поднимается еще метров на сто. Тура на этом снежном поле, разумеется, нет и быть не может. Ледник выше нунатака уже закрытый, трещин много, нужно идти в связках. Поскольку видимость у нас из-за непогоды в этом месте приближалась к нулевой, мы не смогли в этот день распутать трещины и в 17-00 заночевали на плато.

2 августа в 7-20 вышли с места ночевки. Погода практически не улучшилась, видимость была по-прежнему ограничена. Из-за этого, в частности, мы решили не заходить на ГМС "Ледник Федченко" (для этого нужно было сделать небольшой крюк), а спускаться прямо на л. Федченко по кратчайшему пути для последующего движения к л. Розмирович и пер. Шмидта. Спуск на л. Федченко от места ночевки на кашалаячьем плато занял две ходки и каких-либо проблем не представлял.

Таким образом, пер. Кашалаяк был пройден нами по варианту через нунатак (по улице Горького). При этом была повешена одна веревка (10 м перил) для подъема на серак в усложнившемся из-за подвижки ледопаде. В принципе, по-видимому, вариант прохождения по правому рантклюфту также был бы допустим, хотя не исключено, что там могла потребоваться навеска дополнительных перил, тогда как путь по улице Горького всегда возможен без перильной страховки. Вариант подъема по рантклюфту может оказаться предпочтительным после обильного снегопада, если кулуар улицы Горького станет лавиноопасным.

Пер. Шмидта (2А, 5000)

Пер. Шмидта расположен в хр. Академии Наук и связывает л. Розмирович с л. Красноармейский. Ориентация перевала: запад - восток. Характер: снежно-ледовый. Определяющая сторона: западная. Сложность определяется ледопадом на притоке л. Красноармейский с западной стороны от перевала. Перевал имеет две седловины, равноценные по сложности. Перевал пройден группой со стороны л. Розмирович (с неопределяющей стороны) через северную седловину. Описание прохождения дается от л. Федченко до л. РГО.

Вид на пер. Лонжерон с л. РГО.
Пер. Шмидта был заявлен нами как запасной вариант к пер. Лонжерон (3А). По ряду причин, объясняемых ниже, мы приняли решение отказаться от прохождения пер. Лонжерон в пользу пер. Шмидта.

1. В действительности, мы изначально планировали, как наиболее логичное, прохождение на акклиматизационном кольце именно пер. Шмидта. Пер. Лонжерон мы заявили из тех соображений, что, проходя его на спуск, мы, возможно, упростили бы себе, в последующем, прохождение пер. Гармо за счет того, что оставили бы веревки на третьей, наиболее сложной, ступени ледопада РГО. Поскольку пер. Лонжерон технически сложнее, чем пер. Шмидта, то основным мы занесли в маршрутную книжку именно его, а Шмидта запасным.

Третья ступень ледопада РГО.
Опасный черный серак помечен
крестиком.
2. Перед прохождением пер. Кашалаяк мы совершили разведку в сторону перевалов Лонжерон и Гармо с целью просмотра путей обхода третьей ступени ледопада РГО. О прохождении третьей ступени речь пойдет при описании пер. Гармо. Здесь же важно следующее. Сделав разведку, мы пришли к выводу, что в результате мощнейшей подвижки ледопад РГО сильно усложнился, сделав обход третьей ступени очень проблематичным (позже, проходя пер. Гармо, мы увидели, что проблематичным стало и прохождение обеих других ступеней тоже). В таких условиях было бы неразумно соваться в сложный и крайне опасный ледопад на спуск неакклиматизированной группой, а затем (для прохождения пер. Гармо) идти в этот же ледопад вторично, уже на подъем.

3. Прохождение пер. Шмидта, дав не худшую, а, возможно, даже и лучшую по сравнению с пер. Лонжерон акклиматизацию, сделало в то же время весь маршрут еще более логичным. Теперь нам предстояло пройти принципиальный перевал Гармо полностью от РГО до Бивачного, без связки с Лонжероном и без двукратного прохождения ледопада по одному и тому же пути.

Таким образом, замена пер. Лонжерон на заявленный запасным вариантом пер. Шмидта была продиктована соображениями безопасности и в то же время придала всему маршруту более логичный вид. Следовательно, эту замену можно считать вполне оправданной и целесообразной.

Вид вверх по л. Федченко от устья
л. Розмирович.
Теперь, собственно, о прохождении пер. Шмидта. 2 августа, после спуска с пер. Кашалаяк, около 11-00 мы подошли к месту впадения л. Розмирович в л. Федченко.

Вид вниз по л. Федченко от устья
С 11-30 до 13-30 обедали на л. Розмирович недалеко от слияния. Затем продолжили движение вдоль морены, идущей по центру л. Розмирович. Ледник был закрыт, много трещин, шли в связках. Через несколько километров морена постепенно исчезает. . Дальше шли еще некоторое время вдоль речки, текущей по центру ледника, затем преодолели ее прыжком со страховкой с правого берега на левый.

Преодоление речки на л. Розмирович.
В среднем течении л. Розмирович пересечен небольшим ледопадом, который обходят ближе к левому (орографически) борту.

Ледопад на л. Розмирович.
При подходе к этому ледопаду в 16-00 погода, которая, надо сказать, была довольно посредственной весь этот день, испортилась окончательно и стала совершенно мерзкой: нулевая видимость, мокрый снег с сильным ветром прямо в лицо. Перестав видеть ледопад, как, впрочем, и все остальное вокруг себя, мы остановились на ночевку, как назавтра выяснилось, не дойдя до него одну ходку.

Пер. Шмидта со стороны л. Розмирович.
3 августа, выйдя в 8-00, мы к 12-00 подошли под перевальный взлет (как уже было сказано выше, обход ледопада по левому борту никакой сложности не представляет). Здесь мы пообедали, и во время обеда трое участников совершили разведку методом подъема на северную седловину перевала.

Северная седловина пер. Шмидта
со стороны л. Розмирович. Видны
следы, натоптанные во время разведки.
Разведка показала, что это именно то, что нам надо, что на седловине можно ночевать, и что перевальный взлет нелавиноопасен и может быть пройден без навески перил, а, кроме того, были натоптаны удобные для последующего подъема с рюкзаками ступени.

Подъем на пер. Шмидта.
Пообедав, мы за час (с 14-00 до 15-00) поднялись на седловину. Перевальный взлет с этой стороны ледовый, покрытый снегом глубиной 15 - 30 см, равномерно слежавшимся, без доски. Крутизна 30 - 40gr, перепад высоты около 300 м.

Сняли записку кишиневских туристов от 1987 г., в которой перевал был ошибочно назван Шмидта Южный (кишиневцы перепутали северную и южную седловины).

Седловина пер. Шмидта.
Хотя мы вполне успевали спуститься в этот же день, мы из соображений лучшей акклиматизации умышленно остались на седловине: ночевка здесь на высоте 5000 была исключительно полезна для последующего прохождения высокого перевала Гармо.

Ночевать на пер. Шмидта Северный удобно, есть защищенная от ветра площадка и даже маленькое озерцо с водой.

Вид с седловины пер. Шмидта
в сторону л. Красноармейский.
4 августа в 6-25 начали спуск.

Склон покрыт довольно противной смерзшейся осыпью, в нижней части заснеженной, крутизна 30 - 40gr, перепад высоты 300 м.

Спуск с пер. Шмидта.
За 20 минут спустились с перевального взлета в цирк.

Затем ушли (в связках) ближе к левому борту ледника для обхода разломов, остающихся справа.

По левой стороне и по центру распутали трещины верхней половины ледопада Шмидта.

Дальше ледник обрывается огромным сбросом в сторону л. Красноармейский.

Здесь мы его пересекли и продолжили распутывание трещин уже по правому борту.

Северная седловина пер. Шмидта
со стороны л. Красноармейский.

Южная седловина пер. Шмидта

Пер. Шмидта со стороны л. Красноармейский: 1 - северная седловина, 2- южная седловина.

В нижней части крутизна склонов достигает 35gr, чтобы не навешивать перила, требуется хорошая техника хождения в кошках.

Верхняя ступень ледопада в цирке
пер. Шмидта.

Между верхней и нижней
ступенями ледопада в цирке пер. Шмидта.

Спуск с нижней ступени
ледопада в цирке пер. Шмидта.

Выход из цирка пер. Шмидта на
л. Красноармейский.
В самом низу удобно выйти на боковые морены притока и по ним уже спуститься на сам л. Красноармейский.

Л. Красноармейский.
В 1000 мы уже были на л. Красноармейский. Ледник здесь спокойный, идти по нему одно удовольствие. Двигались по центру. К 11-30 вышли на большую поляну, находящуюся на правом борту л. Красноармейский у слияния его с л. РГО. Спуск с этой поляны на л. РГО также не вызвал особенных проблем.

Таким образом, группой пройдена северная седловина пер. Шмидта без использования перильной страховки. По нашим оценкам характер и сложность южной седловины примерно те же самые, но она немного ниже по высоте. После обильного снегопада перевал может быть лавиноопасен. При прохождении ледопада со стороны л. Красноармейский, особенно в его нижней части, менее подготовленной группе может потребоваться навеска перил.

Пер. Гармо (3Б, 5870)

Путь к пер. Гармо по ледопаду РГО.
Пер. Гармо расположен в хр. Академии Наук между п. Гармо и п. 6045 (П. Вооруженных Сил (6098) на схеме В. Ляпина). Перевал связывает северную ветвь л. РГО с верховьями л. Бивачный. Ориентация перевала: северо-запад - юго-восток. Характер: комбинированный (в связке с перевалами РГО или Лонжерон - снежно-ледовый). Определяющая сторона: юго-восточная, но северо-западный склон также технически сложен, так что односторонним перевал назвать нельзя. Сложность пер. Гармо составляется из сложности перевальных взлетов с обеих сторон, прохождения трех ступеней ледопада РГО, а также значительной высоты перевала.

Пер. Гармо впервые пройден в 1987 г. группой под руководством Геннадия Гулого в направлении с л. Бивачного на л. РГО (первое место в Чемпионате СССР). Мы совершили второе сквозное прохождение этого перевала, причем в противоположном направлении, с РГО на Бивачный, на подъем с определяющей стороны.

Седловина пер. Гармо (слева),
п. Вооруженных Сил (в центре),
п. Коммунизма (справа); съемка
телеобъективом из-под пер. Шмидта.
Первопроходцы в своем отчете упоминают о двух возможных вариантах спуска с пер. Гармо на л. РГО: прямо с седловины на правую полку л. РГО или через южное плечо п. 6045, причем сами они шли вторым вариантом. Мы при подъеме также воспользовались вариантом, рекомендованным первопроходцами, через плечо п. 6045.

Третья ступень ледопада РГО.
Опасный черный серак помечен
крестиком.
Описание прохождения дается от подножия ледопада РГО до л. Бивачный.

Еще 31 июля вечером, с 1500 до 1900, до прохождения пер. Кашалаяк, мы совершили предварительную глубокую разведку третьей (нижней), самой сложной ступени ледопада РГО (об этом кратко упоминалось при описании прохождения пер. Шмидта и причин отказа от пер. Лонжерон ). То, что мы там увидели, потрясло нас и повергло в уныние. Дело в том, что эта ступень ледопада, фактически определяющая сложность перевалов Лонжерон и РГО, как правило, проходится так. Сначала поднимаются по леднику, крутизна которого постепенно возрастает, под самый ледопад, справа по ходу, так высоко, как только получается, пока идется. Дальше крутизна ледопада резко увеличивается, сераки становятся непроходимыми, а главное, грозят ледовым обвалом.

Приблизительно в этом месте справа подходит кулуар с южного гребня п. 5410 (5355 на схеме В. Ляпина). Этот кулуар позволяет обойти практически всю третью ступень ледопада, главная проблема - как с ледника в этот самый кулуар попасть. Говорят, что изредка бывает даже ледовый мост, выводящий с сераков в кулуар просто пешком. Обычно же приходится вешать одну - две веревки вверх по крутым, местами даже нависающим, скалам на горизонтальную полку справа или, изредка, слева от кулуара, и с полки затем выходят в сам кулуар.

В каком конкретно месте удастся выбраться на полку (и, соответственно, насколько технически сложно это окажется), зависит от везения группы, а конкретнее, от того, в каком месте будет приемлемый подход от сераков к скале. В частности, руководитель в 1987 г. участвовал в прохождении пер. РГО на подъем через этот же ледопад. В тот раз к скалам правее кулуара подходил вообще спокойный ледник. Вся трудность была в том, чтобы забраться по самой скале. Группа в тот раз вместо того, чтобы штурмовать ее, поднялась еще метров на тридцать выше по довольно опасным серакам, навесив там перила, и с них перебралась на скальную полку левее, а не правее кулуара.

В этом же году на л. РГО, очевидно, произошла мощнейшая подвижка, и в рантклюфте под скалой творилось что-то катастрофическое. Ледопад заканчивался не в районе кулуара, а гораздо ниже, почти на слиянии с основным течением л. РГО (правда, в этой нижней части ледопад был еще легко проходим). Напротив искомого кулуара и выше него было страшное нагромождение сераков, грозящих ледовым обвалом, так что о том, чтобы подобраться к нему слева, как в 1987 г., не могло быть и речи.

Правее же кулуара, там, где обычно вешают веревки, рантклюфт представлял собой огромный разлом. Чтобы только подойти к скале в этом месте, понадобилось бы спуститься по перилам на дно рантклюфта (около 40 м нависающего льда), а затем еще преодолеть месиво из обломков сераков на дне.

Третья ступень ледопада РГО
(после обвала опасного серака).
Но самое неприятное было то, что прямо над и без того очень проблематичным рантклюфтом нависал огромный черный серак, который непонятно, на чем держался. Соваться с веревками в разломы под таким монстром было крайне опасно. В сложившейся ситуации нам ничего не оставалось, кроме как сказать себе: "Утро вечера мудренее, посмотрим, что здесь будет через несколько дней, после прохождения акклиматизационного кольца, глядишь, что-нибудь да и изменится к лучшему".

Подъем на скальную полку в
третьей ступени ледопада РГО.
Второй подход к этому ледопаду мы сделали через пять дней, 5 августа, во время дневки после акклиматизационного кольца. На этот раз мы отправились туда с веревками и полным комплектом снаряжения, поскольку хочешь, не хочешь, а надо было его как-то проходить. К нашей большой удаче оказалось, что опасный черный серак к этому моменту уже обвалился и больше не нависал над рантклюфтом (остальные сераки не выглядели такими страшными). Кроме того, часть рантклюфта оказалась завалена обломками обвалившегося серака, так что туда стало возможным залезть (все-таки залезть, а не зайти, то есть, не пешком) без навески перил. Далее оттуда был путь по ледовой осыпи, состоящей из обломков льда разных размеров, около 80 м вверх, крутизной до 55gr, выводящий под скалы.

Движение по кулуару в обход
По скалам мы навесили две перильные веревки: одну вертикальную (10 м, 80gr) и одну горизонтальную (10 м), выводящую на широкую полку, с которой можно уже без страховки перейти в кулуар. Разведка вместе с предварительной навеской перил заняла у нас время с 6-15 до 11-30.

третьей ступени ледопада РГО.
6 августа вышли с места ночевки на последних моренах РГО в 4-30, так как важно было максимально рано проскочить опасный участок ледопада под скалами, пока сераки не начали активно таять и обваливаться. За две ходки подошли к навешенным вчера веревкам. Для более удобного вылаза на последний крутой серак повесили еще одну, 15 м, некоторые участники ею воспользовались. К 8-00 вся группа поднялась по перилам на скальную полку справа от кулуара. Далее по простым скалам без страховки перешли в сам кулуар.

Кулуар очень длинный и узкий, зажат между скальными ребрами, почти на всем протяжении покрыт плотно слежавшимся снегом, местами встречаются выходы осыпи или сильно разрушенных скал.

Место ночевки на плече п. 5410.
По нему течет ручей, который в некоторых местах появляется из-под снега на поверхность. Общий набор высоты в кулуаре не менее 600 м, крутизна до 35gr. После обеда, когда начинают вытаивать камни, здесь можно ожидать повышенную опасность, так как падающим камням есть где разогнаться.

Вторая ступень ледопада РГО.
За три ходки, двигаясь в кошках, мы прошли весь кулуар и к 1030 поднялись на скальное плечо п. 5410. На этом этапе третью ступень ледопада можно считать пройденной.

Пообедав на плече п. 5410, мы в 12-20 продолжили движение дальше ко второй ступени ледопада. Обычно эту ступень проходят по левому (орографически) рантклюфту, где иногда требуется перильная страховка в некоторых местах.

Прижим во второй ступени
ледопада РГО.
В 1987 г., например, по заснеженному рантклюфту вообще можно было пройти пешком. Однако, в этот раз нас и здесь ожидал неприятный сюрприз.

Разведка пути прохождения второй
ступени ледопада РГО.
Выйдя пешком в связках с плеча в рантклюфт и пройдя по нему некоторое расстояние, мы уперлись в тупик. Справа (по ходу) был серьезный скальный прижим, а сам рантклюфт, по которому мы шли, под прижимом был очень сильно разорван и загроможден грозящими обвалиться сераками, так что даже прохождение по перилам в этом месте было бы неприемлемо опасным.

Одна связка налегке отправилась в ледопад искать обход затора, другая попробовала подняться на скалы, чтобы изучить возможность траверса над ледопадом (при разведке на скалы повесили одну веревку 50 м). К сожалению, в этот день путь найти не удалось.

Марина Таракановская работает
на второй ступени ледопада РГО.
Связка, разведывавшая ледопад, запуталась в сераках, а траверс скалы оказался настолько длинным, что его нельзя было рассматривать серьезно. В результате нам не удалось преодолеть вторую ступень с ходу, мы в 15-00 вернулись на плечо п. 5410 и заночевали там.

Места для ночевок на плече хорошие, есть даже вода в ручейке, стекающем со скал.

7 августа в 6-00 сразу тремя связками снова отправились в ледопад, чтобы искать путь одновременно по разным направлениям. Через час одной из связок удалось найти проход (отчасти помогло то, что накануне эта часть ледопада была просмотрена сверху со скал во время разведки).

Прохождение второй ступени
ледопада РГО.
Для этого пришлось уйти от рантклюфта почти на центр второй ступени ледопада, пройти там через сераки пару-тройку сотен метров вверх и затем снова вернуться к нашему борту уже выше прижима. Нам неизвестно, чтобы какой-либо группе ранее приходилось преодолевать эту ступень ледопада подобным образом, проходя часть ее по центру, а не по рантклюфту.

Вид на пер. Лонжерон с л. РГО.
Вернувшись к месту стоянки на плече и забрав рюкзаки, мы с 8-00 до 10-00 прошли вторую ступень по только что разведанному пути в связках с одновременной страховкой. Затем, быстро пройдя опасное место под склонами п. Комакадемии (опасность обвала со склонов пика), мы с 11-30 до 13-30 пообедали перед первой ступенью ледопада.

Первая ступень ледопада РГО
Первая ступень ледопада РГО (самая верхняя) обычно не представляет больших проблем. Иногда ее обходят по левому рантклюфту, где может потребоваться навеска одной - двух веревок. В 1987 г. эту ступень проходили по центру и обошлись вообще без навески перил (тогда она напоминала скорее разорванный ледник, чем полномасштабный ледопад).

Вид в цирк пер. Гармо. Крестиком
отмечена седловина пер. Гармо.
Ходят - не здесь, а направо,
через перемычку Вооруженных Сил.
В этот раз первая ступень снизу также не выглядела уж очень страшно, но при ближайшем рассмотрении и здесь все оказалось не так просто.

Начали проходить ледопад, как и в 1987 г., по центру. Через некоторое время уперлись в мощные сераки.

Прохождение первой ступени
ледопада РГО.
Две связки пошли на разведку (одна из них на своем участке навесила одну перильную веревку 50 м, которая потом не понадобилась, так как с рюкзаками мы там не пошли).

Найдя путь через этот разлом, выше мы снова попали в зону больших трещин, перебраться через которые в этот вечер не успели.

Вид на пер. РГО с л. РГО.
В 18-00 заночевали в мульдочке между двумя большими сераками.

8 августа вышли в 6-00.

К 10-00 распутали оставшуюся часть первой ступени ледопада (перильных веревок не потребовалось).

Вид на перемычку Вооруженных
Сил из цирка пер. РГО.
Затем по ровному закрытому леднику подошли под взлет, ведущий на южное плечо п. 6045 (эту вершину называют п. Вооруженных Сил) - путь к перевалу Гармо.

Подъем на перемычку
Вооруженных Сил.
Под взлетом у нас был обед с 11-30 до 13-15, совмещенный с разведкой-тропежкой пути подъема. Разведка начальной части взлета показала, что склон, хотя и довольно сильно заснежен, нелавиноопасен, и на него можно подниматься во второй половине дня. Перепад высоты до перемычки п. Вооруженных Сил составляет около километра, крутизна склона 25 - 35gr. Склон пересечен многочисленными бергшрундами. Глубина снега в разных местах от 15 до 40 см, снег спрессован равномерно, без доски и без глубинной изморози, плотность снега позволяла делать в нем хорошие ступени.

Ночевка под бергшрундом в
верхней части подъема на перемычку
Вооруженных Сил.
Мы выбрали для подъема на перемычку следующую тактику. Два - три участника без рюкзаков поднимаются вверх на 100 - 150 м с максимально возможной скоростью, топчут налегке ступени и заодно разведывают дорогу. Все остальные с рюкзаками, не дожидаясь их возвращения, в обычном темпе поднимаются по их следам. Пройдя намеченный отрезок, тропящие возвращаются к своим рюкзакам и по тропе догоняют группу. Когда группа проходит протоптанный участок, от нее отделяется следующая тройка (или пара) тропящих налегке, и этот процесс попеременной тропежки повторяется.

Такая тактика позволила не только облегчить подъем (с тяжелыми рюкзаками по готовым ступеням идти гораздо легче, чем по целине), но и одновременно выбрать оптимальный путь, практически не требующий навески перил (только через один бергшрунд, где мост был крутоват и недостаточно надежен, пришлось повесить одну веревку 50 м).

Таким образом к 17-30 мы преодолели большую часть взлета и заночевали под одним удобным бергшрундом метров 100 - 150 не доходя до перемычки, достигнув высоты около 5750 м. Выбираться на саму перемычку не стали, чтобы не ночевать на ветру, да и подустали тоже.

9 августа, выйдя в 6-00, таким же методом с предварительной тропежкой-разведкой мы в 8-00 поднялись на перемычку между п. Вооруженных Сил (6045) и южной вершиной.

Прохождение одного из бергшрундов
при подъеме на перемычку

Выход на перемычку Вооруженных
Сил.

Группа на перемычке Вооруженных Сил.

Погода была великолепная, и с перемычки открывался потрясающий почти круговой обзор. Не потратить некоторое время на фотографирование было просто невозможно.

Вид с перемычки Вооруженных Сил на северо-запад.

П. Коммунизма; съемка телеобъективом
с перемычки Вооруженных Сил.

Вид с перемычки Вооруженных Сил
на северо-восток.

Спуск с перемычки Вооруженных Сил на собственно седловину пер. Гармо не представляет проблем.

Выход с перемычки Вооруженных Сил
по полке к седловине пер. Гармо.
Нужно пройти с полкилометра по широкому немного наклонному снежному полю в направлении п. Гармо, оставив п. Вооруженных Сил справа. Потеря высоты на этом участке составляет около 150 м.

Восточный гребень п. Гармо.
Гребень на низшей точке седловины довольно острый, спускаться с нее неудобно.

Г. В. Гулый писал в отчете о первопрохождении, что они, поднимаясь с той стороны, выходили существенно выше седловины. Мы, побегав по гребню и посмотрев на спуск с различных ракурсов, решили спускаться также выше седловины, но существенно ниже точки выхода первопроходцев на гребень: нам показалось, что в этом месте не только ниже, но и в среднем положе.

Тур на седловине сложить нельзя, она снежная. В отчете первопроходцев сказано, что они прибили банку с запиской к скалам п. 6045. Проходя перевал, мы смотрели, где бы там могли быть скалы с прибитой банкой, но ни к каким скалам с нашей тропы не было удобного подхода, так что, имея в виду ограниченное время (мы хотели в целях безопасности пораньше спуститься с перевала) мы решили банку с запиской не искать.

Спуск с пер. Гармо.
Спуск с седловины начали в 10-00. В самом начале можно идти пешком. Через сотню метров склон делается значительно круче, и лед выходит близко к поверхности. Здесь мы повесили три веревки по 50 м, все на ледобурах.

Первая шла вниз по склону крутизной 50 - 60gr, вторая - по такому же склону и далее через бергшрунд, с помощью третьей веревки мы преодолели еще один бергшрунд. Лед на пер. Гармо оказался твердый, как стекло, обычные ледобуры шли в него очень туго и с большим скрипом. Здесь пригодились специально взятые на этот случай ледобуры с твердосплавными коронками.

Пер. Гармо со стороны л. Бивачный.
Дальше склон снова относительно выполаживался (25 - 35gr), последующие многочисленные бергшрунды либо обходились, либо мощно перепрыгивались.

Выход из цирка пер. Гармо на
л. Бивачный. Доминирующая вершина -
п. Гармо.
Прохождение перильных веревок мы закончили в 12-00, а к 13-15, сбросив с седловины около километра высоты, вышли к месту слияния перевального ледника с основным течением л. Бивачный.

Таким образом, группа совершила второе сквозное прохождение пер. Гармо, практически по пути первопроходцев, но в противоположном направлении, на подъем с определяющей стороны. Прохождение перевала проходило в условиях, когда все три ступени ледопада РГО в результате подвижки сильно усложнились и потребовали от группы не только больше технической и физической работы, но и многочисленных дополнительных разведок и импровизаций.

В результате на полное прохождение перевала было потрачено пять дней (считая день разведки с предварительной навеской перил на третьей ступени), навешено в сумме девять веревок (15 + 10 + 10 + 50(разведка) + 50(разведка) + 50 + 50 + 50 + 50 = 335 м перил), из которых две (100 м перил) были навешены в разведках и при прохождении всей группой не использовались. Многие технически сложные участки, особенно в ледопадах, проходились нами с одновременной страховкой, так что будь группа менее подготовленной, перильных веревок могло понадобиться гораздо больше. Можно также отметить полезность заблаговременно сделанной нами ночевки на пер. Шмидта (5000) для акклиматизации к ночевке на высоте 5750 под перемычкой п. Вооруженных Сил.

Благодаря ясной погоде, которая стояла во время нашего прохождения пер. Гармо, полученная нами фотографическая информация является полезным дополнением к информации из отчета первопроходцев: у них во время спуска был туман, так что их фотографии перевала со стороны л. РГО либо отсутствуют, либо по сравнению с нашими малоинформативны.

Оба перевальных взлета пер. Гармо после обильного снегопада могут быть лавиноопасными. Кроме того, во второй половине дня камнепадоопасным может быть кулуар п. 5410, по которому обходится третья ступень ледопада РГО. При выходе из кулуара в рантклюфт на третьей ступени высока опасность ледового обвала с сераков выше кулуара. Еще, проходя по левому борту между первой и второй ступенями ледопада РГО, нужно остерегаться ледовых обвалов с п. Комакадемии.