Автор: Геннадий Хмызников, г.Ростов-на-Дону

Отчет о горном маршруте 1 к.с. по З. Кавказу (Архыз), совершенном группой туристов и альпинистов «Ковчег» (ЮФУ) в период с 31 июля по 10 августа 2017 г.

РАЗДЕЛ 1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ.

Нитка маршрута.

пос. Архыз – д.р. Архыз – д.р. Дукка (заброска) – д.р. София –д.р. Кашха-Эчкичат – пер. Караджаш (1А, 3022) – д.р. Псыш – д.р. Белая – пер. Айюлю (1А, 2874) – д.р. Дукка – д.р. Архыз – д.р. Речепста – Чилик (1А, 2900) – д.р. Чилик – хребет Чилик – д.р. Кяфар – оз. Кяфар – связка пер. Мылгвал (1А, 2848), Агур (1А, 2968), Федосеева (1А, 2987) – д.р. Архыз – т/б Романтик.

Рисунок 1 – Общая карта маршрута

Паспорт маршрута.

Район путешествия

Западный Кавказ

Вид туризма

Горный

Спортивная организация

Клуб туристов и альпинистов ЮФУ «Ковчег»

Заявленная категория сложности

Руководитель, завхоз

Гончаренко Анна

1994

ПВД – треккинг (Алтай, Кам-чатка, Тянь-Шань)

Хронометрист

Полетаев Дмитрий

1985

ПВД – треккинг (Алтай, Кам-чатка и др.)

Участник

Матвеева Мария

1996

ПВД

Гигиенист

Ермоленко Валентина

1996

3 ГУ (Алтай, Западный Кавказ)

Медик

Пикалов Виталий

1983

ПВД – треккинг (Камчатка)

Ремонтник

Котляров Дмитрий

1991

ПВД – треккинг (Западный Кавказ)

Фотограф

Список сокращений.

Всюду в тексте отчета приняты следующие сокращения: ч. – часы мин. – минуты км – километры м – метры р. – река д. р. – долина реки пос. – посёлок в. – вершина пер. – перевал лед. – ледник оз. – озеро т/б – турбаза верх. – верхний вост. – восточный зап. – западный м. н. – место ночёвки ор. – орфографически рад. – радиально ЧХВ – чистое ходовое время ПХД – по ходу движения КС – категория сложности МКК – маршрутно-квалификационная комиссия ГУ – горный поход, участие ГР – горный поход, руководство см. – смотрите.

Характеристики локальных препятствий: тр. – травянистый, ос. – осыпной, ск. – скальный, сн. – снежный, лд. – ледовый, н/к – некатегорийный.

Календарный план похода, согласованный с МКК.

Дата

м. н. – д.р. Архыз – д.р. Речепста

м. н. – пер. Чилик (1А) – д.р. Чилик

м.н. – хребет Чилик – д.р. Кяфар

При нехватке времени сократить путь:
м.н. – пер. Кынхара (1А) – д.р.Кяфар – подход под пер. Мылгвал

Запасной день

м. н. – подход под пер. Мылгвал

8,5

м.н. – связка пер. Мылгвал (1А) – Агур 1(А) – пер. Федосеева 1(А) – д.р. Архыз

8,8

пос. Архыз – г. Ростов-на-Дону

Фактический календарный план похода.

Дата

День пути

Пройденный путь

Высота ночевки

Набор

Сброс

Км[1]

ЧХВ

г. Ростов-на-Дону – пос. Архыз – д. р. Архыз – д. р. Дукка (рад. на машине) – пол. Таулу – д.р. София – Софийские водопады (рад.)

2:00

м. н. – подход под пер. Мылгвал

3,5

2:30

м.н. – связка пер. Мылгвал (1А) – Агур 1(А) – пер. Федосеева 1(А) – д.р. Архыз – т/б «Таулу»

6:30

приезд в г.Ростов-на-Дону

Список пройденных локальных препятствий.

Тип

Федосеева

ос.

Итоги пройденного маршрута.

Общий километраж: 115.2 км (с учетом коэф. 1,2).

Цели похода.

Основными идеями нашего похода являлись:

• первое руководство горным походом 1 к.с.
  • первое прохождение горного похода 1-й к.с. участниками.

Помимо этих двух основных целей ставилась задача посетить наиболее красивые места Архыза, охватив максимальное количество озёр.

Заезд, пропуска в пограничную зону.

Группа уезжала из Ростова и приезжала в Ростов совместно с другой группой тур. клуба «Ковчег» на нанятом микроавтобусе. Маршрут проходил в приграничной зоне, однако не задевал пятикилометровую зону, поэтому оформление пропусков не требовалось. В одном километре севернее слияния рек Псыш и Аманауз группа прошла через погранпост, где пограничники зафиксировали паспортные данные участников, процедура заняла около 20 минут.

Регистрация в МЧС.

Группа становилась на учёт в черкесском отделении МЧС. Для этого за неделю до начала похода руководителем было отправлено письмо по адресу pso272@mail.ru с подробной ниткой маршрута, списком группы, адресами и телефонами ростовской МКК, контактами руководителя и контрольными сроками прибытия и возвращения. По прибытии на место мы позвонили в МЧС по номеру 8-928-381-89-23 и сообщили о выходе группы на маршрут. По прибытии в т/б «Таулу» мы также отзвонились по этому номеру и сообщили о завершении похода.

Заброска.

Нами была организована заброска на слиянии рек Дукка и Архыз, примерно в центре нашего маршрута. Заброску до слияния рек довезли на микроавтобусе, на котором и приехали в Архыз, т.к. до этого места проложена асфальтированная дорога. На слиянии рек, на мосту, организован новый пост пограничников, который пропускает людей, но проверяет паспорта.

Бюджет похода.

Общий бюджет похода без проезда составил 17,550 рублей. Стоимость транспорта в обе стороны составила 36 т.р. и делилась на участников двух групп, т.е. 2,800 на человека. В целом каждому человеку поход обошёлся примерно в 5,300 рублей, не считая личных затрат на сувениры и местную еду.

Особенности прохождения маршрута.

Ориентирование на маршруте не представляет особой сложности. В основном, ключевые моменты маршрута соответствуют описаниям, которых в Интернете очень много, за исключением описаний д.р.Чилик. Для ориентирования на местности вполне достаточно карты масштаба 1:50000.

Стоит отметить следующие особенности прохождения маршрута:

• Спуск с пер. Айюлю в сторону р. Дукка до озера Семицветное имеет две тропы. Левая проходит через кулуары курумника. Правая тропа более пологая и приятная, иногда теряется, но рельеф хорошо угадывается.
  • Спуск по д.р. Чилик не имеет четкой тропы. Группа осуществляла движение по левому берегу р. Чилик. На пути был встречен действующий летник, после которого идёт хорошая конная тропа. Далее по тропе необходимо перейти реку Чилик на правый берег, после чего она уходит в заросший кустарником березовый лес и иногда теряется. Тропа должна выйти на старую дорогу. После выхода на дорогу необходимо идти по ней в обратном (юго-восточном) направлении, набирая высоту, а не вперед (северо-запад) – сбрасывая. Таким образом будет осуществлен выход из леса в луга, где начинается траверс хребта.
  • Подъем на пер. Мылгвал от озера со стороны д.р. Кяфар возможен двумя путями. Основной считается слева по сыпухе, он короткий и очевидный. Однако тропа справа через бараньи лбы представляет более приятный и безопасный путь. Её начало необходимо «прочитать» по рельефу, далее идёт хорошая тропа с турами.

РАЗДЕЛ 2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

День 1 (30.07 – 31.08). Долина реки София

Завтрак на поляне

Переменная облачность

Радиалка к водопадам

ЧХВ (мин)

Из Ростова-на-Дону выехали в 23:00, 30 июля, на общем микроавтобусе вместе с другой группой «Ковчег» под руководство Литвиновой Т.В. Утром 31-ого числа группа Литвиновой Т.А. в пос. Архызе вышла из транспорта на маршрут, мы же поехали дальше до слияния рек Архыз и Дукка, чтобы сделать заброску. Дорога до этого места уже асфальтирована, также на слиянии поставили погранпост, могут проверять паспорта, но специальные пропуска не требуются.

После осуществления заброски нашу группу высадили на развилке дорог в сторону т/б Таулу. Группа перешла деревянный мост через р. Псыш у рынка в районе т/б Таулу, произвела звонок о регистрации в МЧС и МКК. Далее группа позавтракала на поляне за мостом и вышла к месту ночевки по грунтовой дороге, которая идёт по левому берегу д.р. София.

Дорога начинается от моста у р.Псыш, далее уходит левее от р.София, в зону леса, где набирает высоту. Далее дорога выходит из в луга, где становится хорошо видно г.София, периодически дорогу пересекают небольшие ручейки. После 2х часов ходового времени дорога спускается ближе к р.София. В этом месте можно не заметить ответвление вправо к участку дороги, который идёт по высохшему руслу реки, и зайти в небольшое болото, как с нами и произошло. Недалеко от этого места мы нашли бревно через р.София, в месте, где начинается подъем в д.р. Кашха-Эчкичат. Если перейти реку, то будет большая открытая поляна под много палаток. Мы же поставили лагерь у самого бревна, не переходя его, т.к. тут есть тень от солнца. Дрова натаскали с другого берега. Т.к. был только полдень, а мы уже были в месте ночевки, я отправил ребят в радиалку на Софийские водопады (см. рис. 2, 3), а сам остался сторожить лагерь.

Рисунок 2 – Радиалка к Софийский водопадам

Рисунок 3 – Софийские водопады

День 2 (01.08). Софийские озёра

7:00

15:35

16:15

ЧХВ (мин)

Подъём в 7:00, завтракаем и выходим в 9:35. Переходим р.София через бревно (рис. 4), переходим р. Кашха-Эчкичат на левый берег и сразу видим тропу, которая начинается от большой поляны и сразу идёт вверх. Берег реки уходит вниз ущелья. Подъём по этой тропе довольно прямой, крутоват, идёт по границе луга и мелкого березового леса. Через ходку тропа выравнивается и виден конец зоны леса. Там есть хорошие березы, на которых можно присесть и отдохнуть в тени. Тут можно спустить к реке и набрать воды, следующую ходку воды нет.

Дальше тропа идёт по лугу из колючек и лопухов (рис. 5). Видное место на тропе, где можно передохнуть и спрятаться в тени через ходку – большой камень. От этого места основное русло руки плавно поворачивает влево, тропа идёт в этом же направлении. Далее переходим ручей, где тропа уходит на «ступеньку» через мелкую берёзу и кусты рододендрона с небольшой сыпухой (рис. 6). После завершения подъёма на ступеньку тропа идёт по ровному лугу и выходит к оз.Святое, огибая его справа, где мы обедали (на газу) и купались.

Далее начинается резкий набор высоты вдоль ручья, который втекает в озеро (рис. 7). Через 20-30 тропа выравнивается и выходит к ручью, который оказывается слева от тропы. Впереди видны бараньи лбы. В этом месте развилка троп (рис. 8). Первая уходит прямо под бараньи лбы, вторая переходит через ручей и уходит влево на участок резкого подъёма со средней сыпухой. Необходимо выбрать вторую. Передыхаем у небольшого водопада, затем набираем высоту слева от него и выходим на нижнее Софийское озеро (Голубое), среднее (Мыльное).

В районе озер есть несколько полян под палатки для небольших лагерей. Самое крупное место возле Тёплого.

Рисунок 4 – Бревно через р. София

Рисунок 5 – Подъём к оз. Святое

Рисунок 6 – Подъём к оз. Святое, продолжение

Рисунок 7 – Оз. Святое, начало подъёма к Софийским озерам

Рисунок 8 – Переход через речку, поворот тропы влево

День 3 (2.08). Спуск в д.р. Псыш

6:00

Лагерь у р. Аманауз

17:40

ЧХВ (мин)

После раннего подъёма и завтрака стартуем в 8:15. Тропа в сторону п. Караджаша идёт пологим траверсом вдоль горы Кёль-Баши и четко прослеживается (рис. 9). При подходе к перевальному подъему проходим большой снежник. За одну ходку от места лагеря подходим под перевальный взлёт (рис. 10). Подъём по хорошо набитой тропе большого труда не представил и занял меньше получаса. Со стороны подъёма перевала открывается панорама на хребет Чагет-Чат, видно озеро Запятая (рис. 11), с другой – видно треугольную вершины г. Пшиш.

Бросив рюкзаки под перевалом, прошли небольшую радиалку, чтобы полюбоваться сверху видом на озеро Кратерное (рис. 13). Начали спуск, который идёт по правому кулуару (рис. 12). Проходим небольшое озеро со снежником, далее начинается выполаживание тропы, увеличивается кругозор. Подходим ко второму озеру, у которого имеется хорошая поляна для стоянок, а также развилка тропы: вправо начинается подъём на пер. Орлёнок, прямо – продолжение спуска с перевала. Тропа становится травянисто-осыпной, камни заканчиваются. По тропе подходим к основному руслу реки ущелья. Далее необходимо двигаться вдоль ручья по линии падения воды с правого берега. Тропа периодически может теряться. Таким образом мы спустились к оз. Бублик, вытянутой формы, где пообедали (рис. 14).

Огибая озеро по правому берегу, продолжили спуск по правому берегу до д.р. Псыш . Тропа местами заросла травой, но общая линия тропы проглядывается. На спуске открывается красивая панорама на г.Аманауз-Баши, Пшиш, Токмак. Через ходку от озера приходим к зоне леса, где устроили привал у отдельно стоящих высоких сосен. В зоне леса проходим крутой затяжной спуск, который выводит на старую лесовозную дорогу. По старой дороге выходим к домику лесников, который находится у р. Псыш.

Напротив домика лесника русло р. Псыш разливается на 3 рукава, которые можно было форсировать вброд, уровень воды был низкий из-за жары. Однако немного ниже по течению, где три русла реки соединяются в одно, было обнаружено хорошее бревно через всё русло реки. На противоположном берегу мы увидели группу туристов, которая тоже хотела перейти реку. Пообщавшись с ними решили натянуть веревку для подстраховки от потери равновесия участниками. С одного берега верёвку закрепили за корни деревьев, с другого – участники (мужчины) натягивали и держали веревку, пока переправится другая группа (рис. 15-16).

После переправы мы вышли на грунтовую дорогу и направились по ней к р. Аманауз. Менее чем через ходку выходим на поляну, откуда дорога уходит в русло реки Псыш. В этом месте необходимо уйти влево, где есть тропа, которая выводит к руслу р. Аманауз выше места слияния с р.Псыш. Встречные туристы нам подсказали, что выше по течению р. Аманауз есть хорошее бревно для переправы. Следуя их совету, мы двинулись по тропе вдоль берега вверх по течению. По тропе вышли на отличную стоянку с готовым кострищем, от которого видно то самое бревно. После длинного спуска ноги устали у всех, решили заночевать тут.

Рисунок 9 – Путь к пер. Караджаш от Софийских озёр

Рисунок 10 – Перевальный взлёт на пер. Караджаш

Рисунок 11 – Вид с пер. Караджаш в восточную сторону

Рисунок 12 – Вид с пер. Караджаш в западную сторону

Рисунок 13 – Оз. Кратерное

Рисунок 14 – Оз. Бублик (видно на предыдущем рисунке)

Рисунок 15 – Бревно через основное русло р. Псыш

Рисунок 16 – Переправа через р. Псыш

День 4 (3.08). Подход под пер.Айюлю

06:45

Лагерь у озера

18:15

ЧХВ (мин)

На следующий день после сложного дня собирали лагерь неспешно. В месте лагеря р.Аманауз разбивается на два русла. Первое перешли по камням, через второе, основное, русло лежало хорошее бревно. Для подстраховки натянули верёвку аналогичным способом как через р.Псыш (рис. 17). После переправы вышли на лесную тропу, которая вывела нас грунтовую дорогу. Дорога проходит вдоль русла реки Псыш, местами уходя на другой берег и снова возвращаясь на левый (наш) берег. Для этих участков имеются обходные тропы. Далее увидели остатки старого моста через р.Псыш (рис. 18). При большом уровне воды в реке и плохой погоде по ним можно переправиться, но только с организацией страховки. По дороге мы пришли к погранзаставе, которая находится выше слияния рек Белая и Псыш.

Регистрация паспортных данных у пограничников заняла полчаса, без каких-либо проблем мы двинулись дальше до развилки дороги. Мы пошли налево, по табличке «К водопаду». Без сложностей перешли несколько рукавов р.Белая, после чего дорога перешла в тропу, и по левому берегу реки мы стали набирать высоту и вышли к Белому водопаду (рис. 19). У водопада втоптаны поляны для отдыха, поэтому тропа не просматривается. Пока ребята отдыхали на привале, я прошел к подножию водопада и обнаружил тропу, которая ведёт круто вверх. По ней мы и пошли. Пожалуй, это был самый крутой подъём за весь поход, периодически то и дело держались за корни деревьев. Через полчаса подъёма вышли на более пологий участок, где тропа поворачивает вправо от линии падения р.Белая. На повороте расположен флаг России, откуда становится виден цирк долины. Через ходку выходим в «висячую долину», которая характеризуется ровной местностью, мелкой травой, низкой березой, выходом к р.Белая и множеством подходящих мест для стоянок (рис. 20). Дров, правда, мало.

Окунувшись в ручье и пообедав, мы продолжили подъём по тропе и над нами начали сильно греметь тучи. Я приостановил группу, подождать куда двинется непогода. В случае сильного ухудшения погоды мы могли бы вернуться в висячую долину и там поставить лагерь. Однако дождь так и не пошел, и мы двинулись дальше. Мы начали выходить из зоны леса, и стало видно район пер. Айюлю, над которым была туча. Она протянулась аж до хребта Софии, в который были молнии. Мы снова остановились под небольшими деревьями у ручья слева от тропы. Я хотел понаблюдать куда всё это будет двигаться, и есть ли смысл нам идти под перевал, учитывая, что мы шли впереди графика. Остановились очень удачно, т.к. через 15 минут пошёл дождь с градом (рис. 21), который продолжился не очень долго. Убедившись, что туча уходит от района пер.Айюлю, мы двинулись дальше.

Далее мы вышли на пастбище коров, откуда была видна треугольная гора, справа от которой находится наш перевал (рис. 22). Продолжаем подъём, держась правой стороны хребта, чтобы случайно не уйти на тропу, ведущую на пер.Олений. Таким образом мы вышли на озеро под пер. Айюлю, где и заночевали. На озере наша группа была одна, видели любопытных туров и пушистого грызуна с белой полосой на спине, возможно ласку. Погода полностью прояснилась.

Рисунок 17 – Переправа через р. Аманауз

Рисунок 18 – Сломанный мост через р. Псыш

Рисунок 19 – Белый водопад

Рисунок 20 – Выход в «висячую» долину

Рисунок 21 – Пережидаем град

Рисунок 22 – Путь к пер. Айюлю

День 5 (4.08). Спуск в д.р. Дукка

07:00

р. Архыз

18:45

ЧХВ (мин)

После утренних сборов группа обогнула справой стороны озеро, на котором находился лагерь, и вышла на перевальный подъём. На перевале был снежник, который мы обошли слева (рис. 23). Через полчаса мы были на перевале, подъём сложности не представил (рис. 24).

Сняв перевальную записку с тура у памятной плиты, мы спустили сначала к одному небольшому озеру, далее ко второму (рис. 25). Тут тропа потерялась. По словам встречных туристов имеется две тропы. Левая ведёт через длинный каменный кулуар, правая тропа должна быть менее каменистая и более пологая. Мы пошли на ближайший травянистый бугор, чтобы не спускаться в каменный курумник, надеясь найти правую тропу. Тропы так и не было видно, я остановил группу и пошёл на разведку в северном направлении, после чего обнаружил вертикальные сбросы. Однако слева было видно выполаживание, не доходя до кулуара с курумником. Мы аккуратно траверсом двинулись влево, и вышли на тропу.

Этот участок тропы был ровный и несложный, после чего камней на тропе становилось всё меньше, временами она терялась, но общее направление спуска уже было видно (рис. 26). Спуск продолжился травянистыми буграми, и после одного из таких мы вышли к оз.Семицветному, где и обедали (рис. 27). Вода в нём была самая холодная за весь поход.

После обеда мы обошли озера справа, перешли реку, вытекающую из озера, и продолжили спуск (рис. 28). Тропа по долине р. Большая Дукка идёт всё время по левому берегу. На подходе к слиянию р.Малая Дукка и Большая Дукка начался затяжной дождь, и тропа перешла в грунтовую дорогу. Через р.Малую Дукку переходим через мост и через ходку приходим к слиянию р.Дукка и Архыз. Находим лагерь второй группы Ковчег, выясняем, что в месте предполагаемого места днёвки пересох ручей, поэтому они были вынуждены были встать у подножия дороги у р.Архыз. Т.к. это был пятница вечер, то все хорошие места для стоянок были заняты отдыхающими, которые приехали на выходные.

После долгих поисков подходящей стоянки на р.Дукке мы обнаружили лагерь спортивной Федерации туризма Карачаево-Черкессии. За услуги расположения на территории лагеря полагается плата 100р. с палатки в сутки. Лагерь имеет большую территорию, столы с тентами, летний душ, обустроенные кострища, электричество от генератора по вечерам, и даже искусственная скалолазная стена – идеальное место для днёвки, мы согласились! В этот же день мы забрали заброску нетронутой. Смотрители лагеря, Елена и Расул, добродушно предоставили нам таз для стирки. Недалеко в лесу, мы свалили сухое дерево, Расул распилил его бензопилой нам для дров.

Рисунок 23 – Подъём на пер. Айюлю

Рисунок 24 – На пер. Айюлю, вид в юго-восточную сторону

Рисунок 25 – Начало спуска с пер.Айюлю

Рисунок 26 – Путь спуска к оз. Семицветное

Рисунок 27 – Оз. Семицветное

Рисунок 28 – Спуск в д.р. Дукка

День 6 (5.08). Днёвка

Стирались, купались, отдыхали.

День 7 (6.08). Подход под пер. Чилик

06:30

14:45

Тучи, ветрено, гром

ЧХВ (мин)

После выхода из лагеря переходим через асфальтированный мост на левый берег р.Архыз и сворачиваем на грунтовую дорогу, по которой идём по левому берегу р.Речепсты. Переходим р. Речепста через деревянный мост, после чего дорога поворачивает влево в сторону пер.Пхия. В этом месте виден путь подъёма на травянистый бугор (рис. 29), который идёт параллельно р.Речепста. Ранее этот путь представлял из себя тропу, но сейчас по линии тропы проложили путь бульдозером аж до самого коша на р.Речепста. По этой новой дороге мы и начали подъём. Изредка попадаются сосны, но в основном идём по солнцу, очень жарко. После подъёма на первую большую «ступеньку» путь выполаживается, проходит через коровники, и ведёт снова вверх на вторую «ступень» (рис. 30). На середине подъема второй ступеньки тропу, которая огибает склон с правой стороны, на неё и сворачиваем. Находим родник, который течет прямо на тропу. Начиная с подъёма на первую «ступень» до этого родника, вода отсутствует, т.е. две ходки без воды. Огибает травянистый склон и постепенно сближаемся с р.Речепста, доходим до коша на реке, где и обедаем (рис. 31).

Начиная с четвертого дня до конца похода мы наблюдали, что каждый день после обеда становится облачно, и гремят тучи. Этот день не стал исключением. После обеда мы стали подходить к предполагаемому месту ночевки. Это была поляна у начала притока под перевалом Речепста-Пхия, однако по пути мы встретили две группы, которые собирались становиться у озера под пер.Ацгара, что близко к нашему пер.Чилик. По описаниям я читал, что то озеро зачастую изгажено коровами, но времени было ещё предостаточно, поэтому мы продолжили путь. Но на подъёме мы увидели, что пер.Чилик закрыт тучами, которые всячески гремят в округе. Засомневавшись в необходимости дальнейшего подъема, мы поставили на полянке палатку, чтобы переждать куда пойдут грозовые тучи. Время шло, туча была на месте, но греметь стало меньше. Мимо нас прошли группы на то самое озеро. Мы собрались и меньше чем через полчаса оказались на озере, где и поставили лагерь (рис. 32).

Считаю, что это была излишняя осторожность с моей стороны, только потеряли время.

Лагерь поставили в 17:30. Из-за туч пастух прогнал баранов с озера и близлежащих склонов, поэтому стоять было комфортно, мест под палатки очень много. Также есть отдельные ручьи с чистой водой, стекающие в озеро).

Рисунок 29 – Начало тропы в д.р. Речепста

Рисунок 30 – Траверс хребта

Рисунок 31 – Путь к пер. Чилик по д.р. Речепста

Рисунок 32 – Перевальный взлёт пер. Чилик, Ацгара

День 8 (7.08). Долина р.Чилик

06:15

16:45

19:10

ЧХВ (мин), примерно

Над озером с правой стороны, где был наш лагерь, проходит тропа из д.р. Речепста на пер. Ацгара. От этой тропы уходит пологая тропа на пер. Чилик, по которой мы и поднялись за одну ходку (рис. 33).

Тропа с перевала в сторону д.р. Чилик тоже пологая и уходит в правую сторону склона. Спустя ходку тропа выполаживается, становится травянистой и иногда теряется (рис. 34). Но отсюда уже видно озеро Чилик и пер. Кынхара (рис. 35), и ориентируясь на него, находим тропу, переходим ручей и приходим к озеру Чилик. Пообедав и искупавшись в озере идём дальше.

Спуск по д.р. Чилик не имеет четкой тропы. Группа осуществляла движение по левому берегу р. Чилик. На пути был встречен действующий кош, после которого идёт хорошая конная тропа. Далее по тропе необходимо перейти реку Чилик на правый берег (рис. 36, 37), после чего она уходит в заросший кустарником березовый лес и иногда теряется. Временами попадаются поляны с коровами, поэтому не пригодны для стоянок. Продолжая движение через лес выходим на старую дорогу (рис. 38). Понимая, что уже нужно искать место для ночлега, ориентируемся по карте заночевать у крупного притока р. Чилик. Однако дорога начинает заворачивать влево, вниз к р. Чилик (совсем не в нужную сторону), и идти параллельно притоку. Останавливаемся, включаем GPS и видим, что спустились ниже заданного заранее трека. Основная часть группы остаётся ждать, мы с Димой оправились по GPS на разведку, через кусты и заросли напрямую пытаясь выйти на трек. Выходим на дорогу, ведущую вверх.

Понимаем, что после выхода тропы на дорогу необходимо было идти по ней в обратном (юго-восточном) направлении, набирая высоту, а не вперед (северо-запад) – сбрасывая. Таким образом будет осуществлен выход из леса в луга, где начинается траверс хребта. Но дорога идёт параллельно притоку Чилика, поэтому спускаемся по ней обратно к ребятам и спускаемся дальше вниз, надеясь выйти к притоку или хотя бы к р. Чилик. Недолго спускаясь, выходим к притоку, но нормальные места под палатки искали долго, много кочек и коровьих полян. Тем не менее выкроили два рядом места под палатки возле ручья. Ужин готовили на газу, сил на костёр уже не было.

При прохождении маршрута через данный участок рекомендуется планировать место ночевки в районе оз. Чилик, либо уже у коша в д.р. Кяфар.

Рисунок 33 – Вид с пер. Чилик в южную сторону

Рисунок 34 – Вид с пер. Чилик в северную сторону, пусть спуска в д.р. Чилик

Рисунок 35 – Оз. Чилик

Рисунок 36 – Брод р. Чилик

Рисунок 37 – Место брода р. Чилик по тропе

Рисунок 38 – Старая дорога в лесу

День 9 (8.08). Долина р.Кяфар

06:30

17:15

17:45

ЧХВ (мин), примерно

После утренних сборов поднимаемся обратно по грунтовой дороге, выходим из леса, где дорога заросла травой и местами теряется. Необходимо продолжать двигаться параллельно притоку р. Чилик, грунтовая дорога снова обнаружится и далее приобретает явный характер (рис. 39). Рядом с примечательным куском скалы дорога переходит через тот самый приток и начинает траверсить по склону хребта Чилик (рис. 40). Проходим несколько действующих летников. Дорога постепенно поднимается всё выше, уходит правее по склону (рис. 41). Продолжая движение в этом направлении выходим на перегиб хребта Чилик (рис. 42). Открывается панорама, хорошо видны: хр. Толстый, хр. Ягодные скалы, г. Чилик-скала. Вдали на севере видна долина автомобильной трассы между станицами Преградной и Зеленчукской.

В этом месте развилка дороги. В северо-западном направлении дорога спускается по хребту к слиянию рек Чилик и Кяфар (рис. 43). Нам необходимо было повернуть направо, юго-западное направление, огибая склон и постепенно спускаясь в д.р. Кяфар. Перед началом зоны леса выходим к действующему кошу, от него продолжается тропа через лес и выходит на дорогу вдоль р. Кяфар. Через 15 минут после выхода на дорогу приходим к летней хижине, у притока р. Кяфар, где и обедаем. Имеются дрова, гостеприимный хозяин в возрасте, удобное место для стоянки.

Обедаем в беседке у хижины и выходим по дороге по левому берегу вверх по течению р. Кяфар. Начинается дождь. Дорога преимущественно идёт через луга, постепенно переходит в тропу. Тропа сближается с р. Кяфар, через один рукав реки переходим на остров, возвращаемся обратно. Далее начинается прижим реки, после которого выходим к оз. Рыбное (рис. 44). Дождь заканчивается. Вброд переходим р. Кызылчук, тут много мест под стоянки (рис. 45). Продолжаем движение по тропе вдоль левого берега р. Кяфар, поднимаемся по ней на «ступеньку». Слева на другом берегу видна характерная скала. После подъёма тропа выполаживается, проходим ещё минут 20 и видим отличную поляну для стоянок, где из-под камней вытекает ручей, который вливается в р. Кяфар. Тут и ночуем.

Рисунок 39 – Траверс хребта Чилик

Рисунок 40 – Место перехода через приток р.Чилик

Рисунок 41 – Подъём к перегибу хр. Чилик

Рисунок 42 – Место перегиба хр. Чилик

Рисунок 43 – Спуск в д.р. Кяфар

Рисунок 44 – Оз. Рыбное

Рисунок 45 – брод р. Кызылчук

День 10 (09.08). Подход под пер. Мылгвал. Полуднёвка

07:30

10:20

Оз. Кяфар

Оз. Провальное, обед

12:30

Под пер.Мылгвал, лагерь

15:45

ЧХВ (мин)

Учитывая, что мы двигались впереди графика, в этот день нам нужно было пройти немного. Отоспались, после завтрака сделали хорошую разминку и отправились дальше.

Прямо от места стоянки перешли вброд р. Кяфар на правый берег. Далее движемся по пологой тропе вдоль р. Кяфар, поднимаемся на травянистый бугор и выходим к оз. Кяфар (рис. 46). После привала продолжаем движение по тропе, огибая левый берег озера. У начала озера тропа теряется. Нам необходимо подняться к оз. Провальному, которое находится юго-восточнее и выше оз. Кяфар. Решаем плавно подниматься по левому травянистому склону, далее находим тропу и набираем высоту по серпантину (рис. 47). Неспешно, делая небольшие перерывы при подъеме, выходим к Провальному озеру.

Провальное озеро необычной формы и примечательно тем, что вода из него вытекает в пещеру (рис. 48). Установлено, что вода из этой пещеры далее попадает в оз. Кяфар. Очень красиво, залипли на этом озере долго. Много мест под палатки, но необходимо идти дальше. От озера по левому травянистому склону хребта видна тропа. Через полчаса подъёма по ней выходим к озеру под пер. Мылгвал где и ставим лагерь (рис. 49, 50). Мест под палатки тут не очень много. Поднимается ветер и становится облачно, но без дождя. Располагая свободным временем, я сходил на разведку, выясняя как лучше подниматься завтра. Дело в том, что основная тропа на перевал по описаниям идёт по левому склону от озера. Другие туристы, которых мы видели, проходили по ней. Однако там камнеопасный участок по неприятной сыпухе. В описаниях встречал упоминание про альтернативный путь справа от озера через бараньи лбы (рис. 51). От места лагеря тропы как таковой не видно. Но есть пройти немного по травянистому участку можно обнаружить следы тропы, и далее по рельефу бараньих лбов можно угадать, что она там имеется.

Рисунок 46 – оз. Кяфар

Рисунок 47 – Путь к оз. Провальному

Рисунок 48 – Оз. Провальное

Рисунок 49 – Путь к озеру под пер. Мылгвал

Рисунок 50 – Путь к пер. Мылгвал

Рисунок 51 – Под пер. Мылгвал

День 11 (10.08). Спуск и домой

05:30

Т/б Таулу

18:00

ЧХВ (мин), примерно

Так как предыдущий день был простой, а нам остался последний ходовой день, решили выйти пораньше. Погода хорошая, собравшись мы двинулись по альтернативной (правой) тропе. Возможно она немного длиннее, чем левая тропа, но оказалась весьма приятной и более безопасной (рис. 52). Вдали открылся вид на озеро под пер. Семнадцати. Менее чем через полчаса, мы оказались на пер. Мылгвал (рис. 53). Перевальная седловина как таковая отсутствует, этот перевал скорее как проход между вершинами в другое ущелье. Немногим далее видны мелкие озера, на них возможны стоянки. С перевала виден очевидный путь подъема к пер. Агур Сев. и Юж (рис. 54, 55). Продолжаем движение по каменистой тропе в западном направлении, через ходку поднимаемся на пер. Агур Юж. Перевальная седловина довольна узкая, поэтому не задерживаемся на ней и траверсируем вправо на пер. Федосеева переход до него составил всего 15 минут. На севере от перевала видно озеро Агур (рис. 56, 57)

Начинаем спуск с перевала по мелкой сыпухе, крутизна склона 15-20 гр. (рис. 58) Далее тропа выполаживается, идём в южном направлении и приходим к началу крутого спуска у большого треугольного камня. Одеваем каски, впереди идущая группа из Москвы спускала после себя камни, поэтому стараемся не растягиваться. Уклон 30-35 гр. (рис. 59) После конца крутого участка продолжаем спуск по траве, местами тропа теряется, либо она сливается с коровьими. Выходим к истоку ручья, немного отдыхаем. От этого места держим курс вправо, доходим до зоны леса и делаем перекус у сосен. Продолжаем движение вправо (рис. 60), таким образом выходим на грунтовую дорогу, по которой приходим к пос. Романтик (на левом берегу р. Архыз).

В районе т/б Романтик, на правом берегу р. Архыз, ведётся массовая стройка, делают ещё один горнолыжный склон.

Пообедали в тур. комплексе в столовой. Созвонились со второй группой, решили встретиться на т/б Таулу, откуда нас заберёт общий транспорт. До поворота на Таулу от пос. Романтик мы хотели доехать на маршрутном автобусе, однако прождав какое-то время, у сотрудников комплекса мы узнали, что уже пропустили маршрутку, т.к. расписание у них не строгое. Решили идти до Таулу пешком по асфальтированной дороге, т.к. неизвестно будет ли другая маршрутка или нет. К 18:00 мы вернулись на стартовую точку, где и соединились со второй нашей группой. Позвонили в МЧС, снялись с учёта. Поздним вечером погрузились в наш транспорт и благополучно приехали в Ростов.

Рисунок 52 – Путь подъёма на пер. Мылгвал

Рисунок 53 – На пер. Мылгвал

Рисунок 54 – Путь подъёма на пер. Агур Юж.

Рисунок 55 – Озёра под пер. Агур

Рисунок 56 – Подъём на пер. Федосеева

Рисунок 57 – Вид с пер. Федосеева в северную сторону, оз. Агур

Рисунок 58 – Спуск с пер. Федосеева

Рисунок 59 – Участок крутого спуска

Рисунок 60 – Спуск в д.р. Архыз

Итоги похода и выводы

Запланированный маршрут полностью пройден. Все участники группы остались здоровыми и довольными, происшествий не было. Потенциально самый опасный участок – переправа через р. Псыш, не составил труда.

Поход получился интересным, красивым и безопасным. Были выполнены все цели, которые мы ставили для себя на этот поход. Участники группы, не имеющие спортивного опыта походов, уверенно прошли маршрут и способны идти в поход 2 к.с. Кроме того, руководитель похода одновременно с первым руководством незапланированно получил опыт завхоза, т.к. плановый участник-завхоз не смог пойти в поход.

Сложность похода в первой половине до заброски состояла в том, что в день отъезда по состоянию здоровья от похода отказался участник похода, поэтому был перевес по питанию. Только во время днёвки удалось облегчить вес по участникам.

Маршрут удачно был запланирован с простого и протяжённого участка, позволившего отойти от ночного переезда, чтобы акклиматизироваться. Далее, наиболее напряженные участки с 7-го по 10-й день были пройдены на пике формы. В целом нитку маршрута и выбор определяющих перевалов можно признать удачным.

РАЗДЕЛ 4. ССЫЛКИ.

1. Отчет о походе 1к.с. Смоленцева С.В.
  2. http://caucasia.ru/.
    1. http://www.gpsies.com/10_47.23640441894531_39.713897705078125_hikebike
  3. http://www.rostov-extreme.ru/index.php/topic/1337-perepravy-cherez-gornye-reki-informatciia-o-broda/
  4. Отчёт о горном походе 2 КС по Западному Кавказу летом 2015 года под руководством Н. Н. Кущёвой
  5. Отчёт о горном походе 1 КС по Западному Кавказу летом 2015 года под руководством Е. А. Гуры
  6. Отчёт о горном походе 1 КС по Западному Кавказу летом 2015 года под руководством А. Ю. Швырковой
  7. Отчёт о горном походе 1 КС по Западному Кавказу в мае 2015 года под руководством К. С. Григоренко