Горы мира > Турция, Ближний Восток >

Автор: Виктор Поляков, Москва

Необычная Турция: Национальный парк Аладаглар

Однажды, путешествуя по Турции, мы оказались посреди Нигде. Делать там, определённо, было нечего, поэтому я стал думать, куда же податься дальше. До моря оттуда далеко, а домой ехать ещё было рано, поэтому я открыл букинг и стал на карте смотреть, есть ли где-нибудь в окрестности скопления отелей, ведь гостиницы обычно кучкуются у каких-нибудь достопримечательностей. Так было найдено подходящее место – водопады Kapuzbasi. Одна только проблема возникла – между нами и этими водопадами стоят горы, объезд которых длиннее дороги к морю. Но мы не унывали и продолжали поиски, в итоге, нашли гостиницу у этих самых гор, но с нашей стороны. Описание обещало прекрасный вид из окна и печку на случай морозов. Едем!

В дороге у нас не было интернета, а офлайн-навигаторы ОSМ и MAPS.me почему-то где-то в середине дороги стали писать, что осталось ехать одну минуту. Глядя на снежно-дождевые тучи, горную дорогу и такие «предсказания», я предложил сбросить скорость и не спешить :)

Итак, адреса нашего жилья у нас не было, да и какой там может быть адрес в нескольких километрах от Нигде, а во всё тех же навигаторах, которые обычно безумно полезны в путешествиях, гостиница была отмечена неверно. В итоге, оказались мы вот тут. Дальше я бы и на тракторе не поехал.

Кое-как развернулись и отправились искать дальше. Местные мужики, сидевшие у какого-то подобия магазина, дали понять, что в их посёлке того, что мы ищем нет, и махнули рукой в сторону следующей деревни.

Немного покатались по дороге, забрались в центр следующего поселения, бросили машину в том месте, откуда потом в случае чего можно выбраться без потерь, и пошли искать дом. Он оказался за поворотом.

Бородатый мужик предложил один из двух домиков на выбор, пообещал растопить печь и даже приготовить ужин, если мы вот прямо сейчас его закажем.

От лавочки перед домом открывался вот такой вид на горы.

Близилась ночь, в хижине всё еще было холодно, делать нечего. Я недолго думая отправляюсь на прогулку.

Среди избушек, в которых обитают местные жители, встречаются и вполне себе неплохие «сараи». Это или чья-то дача, или какой-то новый отель, что маловероятно.

Дорога вела к горе, которую я надеялся увидеть в закатных лучах солнца, но тучи так и не дали солнцу подсветить стену.

Поэтому пришлось наблюдать за закатом так.

Здешние места мне напомнили о недавней поездке в Азербайджан, где мы так же останавливались в богом забытом посёлке Хыналыг, который расположен далеко и высоко в горах, и где уже 4000 лет ничего не происходит.

После того, как солнце спряталось за горизонт, мне ничего не оставалось, как вернуться домой и засесть у печки, в которой тлели куски каменного угля.

Бородатый мужик, который нас встречал, и к которому я на всякий случай отнёсся с подозрением (я вообще, как настоящий советский человек, ко всем незнакомым людям отношусь без особого доверия), оказался хозяином кемпинга. Вечером он нам и еще двум залётным швейцарцам рассказывал о районе, о том, как он тут всё обустраивает, пробивает с женой скалолазные трассы, готовит гайд-буки, и вообще много чего делает.

Летом к нему приезжает много народу, которому он сдаёт 4-местные бунгало и места под палатки в огороде. При кемпинге работает кафе. Здесь можно заниматься скалолазанием – как по пробитым трассам, так и со своими точками, есть высокие стены в несколько веревок, можно ходить в трекинги и походы. В общем, у него тут полноценный центр туризма.

Зимой же, когда лазить холодно, а трекинговые маршруты засыпает снегом, можно ходить скитур (так сюда и попали европейцы, которые гуглили, где в Турции можно походить скитур). Мы были здесь в конце февраля. В это время можно и поскитурить, и даже полазать на скалах, которые днём освещены солнцем. Подробно о районе можно разузнать на сайте кемпинга. Тут же можно и забронировать жильё, и обо всём расспросить, если есть вопросы.

Так выглядят бунгало. Внутри две двухъярусные кровати и душ с туалетом.

А это центр цивилизации – кафе, где все собираются тусить вечерами.

Всего мы тут остановились на две ночи, по сути, на один целый день. Кстати о ночи, по кемпингу бегали маленькие пушистые котята, один из которых на ночь остался в нашем домике. Коты в таких местах сразу добавляют +10 к уюту.

Ну а теперь время показать и рассказать о том, как я провёл наступивший день. Самым подходящим местом для прогулок без специального снаряжения в эту пору года была долина Эмли, в которую, я в общем-то и отправился.

Одна из мечетей на выходе из нашего посёлка.

Горы здесь очень красивые. Когда-то в них устраивали один из походов наши безумные маёвские туристы.

От кемпинга до входа в долину чуть больше 5 километров ходу по дороге, которая ближе к ущелью становится непроходимой для городских машин.

Вот, кстати, и дорога. Местами она превращается в топь. Порой мне приходилось тропить рядом по снегу. Так, во-первых, чище, а во-вторых, быстрее.

Стартовал я из дома в пуховой куртке, но чем дальше я отходил от посёлка, тем жарче становилось. В итоге, прогуливаясь по заснеженной долине, загорел, как в солярии.

Тут уже высоко, вчерашний снег ещё не растаял, свежих следов нет. Похоже, сегодня в ущелье я буду один.

Умаялся от скучного «похода» по дороге. Впереди уже вход в долину.

Вот он – узенький проход между скалами.

Здесь большая поляна, на которой, судя по всему, летом устраивают кемпинг – местами стоят таблички с просьбой не мусорить и соблюдать правила национального парка, а на краю поляны стоит ватер-клозет на 10 персон, правда, заваленный за зиму снегом по самую крышу.

Отсюда уходит тропинка в ущелье. По следам видно, что тут недавно ходили на лыжах и на снегоступах, но ни те, ни другие следы мне не подходили – под ними снег проваливался по колено. Наступать можно было только на следы такого же неудачника, как и я, который шёл в обычных ботинках. Эти подмёрзли ночью и держали хорошо.

Аладаглар в переводе с турецкого значит «Пёстрые горы», так в интернетах пишут.

Также в интернетах говорят, что национальный парк учреждён в 1995 году.

В нацпарке Аладаглар множество вершин высотой около 3500 метров, высочайший пик называется Демирказик. Его вершина находится на 3756 метрах над уровнем моря.

По всей долине Эмли, по которой я гуляю, растет лес – где-то густой, где-то не очень, поэтому этот участок парка на MAPS.ME обозначен зеленым цветом.

По навигатору я дошёл до края зелени. Тропа уходила куда-то вверх, где снег и холод. Да и вообще, солнце уже час как скрылось за тучами, из которых периодически выпадал снег, а часы намекали на то, что пора двигаться назад, ведь сюда я прошёл 12 км от дома, и ещё столько же нужно успеть до вечера пройти обратно.

Обратная дорога по ущелью далась легче. Во-первых, был хоть и небольшой, но спуск вниз, во-вторых, я уже попривык ходить по снегу.

Ну, вот, я снова на поляне у входа в долину. Скоро появится телефонная связь, а значит, я спасён :)

Только я вышел из ущелья, сразу началась пурга. На этом снимке видны чёрные точки в небе – это крупные хлопья снега.

Ну и спустя 10 минут в горах начался ад.

Это я хорошо успел. Впереди же меня ждало закатное солнце и выехавшая из дома машина.

Уже вечерело, но мы решили сгонять в каньон, который я выгуглил в интернете, и хотел на него взглянуть. Ну глакарте это место подписано словами «Aladaglar Milli Parki», на викимапии – «Cimbar Kanyonu».

Едешь себе по дороге, а потом оп – вход в каньон с высокими стенами. Достопримечательность, судя по всему, платная, но вечером зимой сюда лезть дураков нету, поэтому мы прогулялись бесплатно.

Проваливаясь по пояс в снег, я осилил километр тропы, и оказался на развилке ущелий – каньон раздваивался, впереди надо мной нависала стена, а вправо и влево уходило по такому же каньону, как тот, что у меня за спиной. Вот панорама развилки.

Место, конечно, интересное, погулять бы тут в тёплое время года, а сейчас уже темнеет и холодает.

Поэтому я разворачиваюсь и бегу вниз.

Вечером нас ждали очередные посиделки у печки, а рано утром, мы рванули в сторону вулкана Эрджияс, на склоне которого расположен один из лучших в Турции горнолыжных курортов.