Автор: Даниил Арефьев, г. Санкт-Петербург

Отчет о горном походе 3 к.с. по Памир-Алаю ( Кичик-Алай ) совершенном в период с 9 по 30 июля 2016г.

Справочные сведения

Проводящая организация: Клуб Туристов СПбГУ (Клуб Туристов Университета)

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, 10-я линия В.О., д. 33, ауд. 18 www.ktu.pu.ru

Место проведения :Киргизская Республика, Памиро-Алай, Кичик-Алай. Общие справочные сведения о маршруте

Район похода

9 – 30 июля 2016 года

Подробная нитка маршрута

Заявленная

д.р. Джиптык-Суу – д.р. Ходжа-Кёль-Ата – пер. Сары-Бель, 3137 м, н/к – д.р. Кош- Мойнок – пер. Кош-Мойнок, 3225 м, н/к – д.р. Кичик-Алай Вост. – д.р. Сары-Могол – пер. Сары-Могол, 4303 м, 1А – д.р. Сары-Могол Юж. – пер. Моррисон, 4550 м, 1Б – д.р. Курумды – пер. Курумды Зап., 4620 м, 2А – д.р. Киндык – траверс [пер. Рототаева, 4820 м – пер. Скобелева, 4809 м] (2А) – лед. Кумтор Вост. – пер. Скобелева Зап., 4550 м, 2А – п. Скобелева, 5051 м, 1Б (рад.) – д.р. Кекджар – пер. Кекджар, 4160 м, н/к – оз. Дамджайлоо – п. Кызыл-Ункюр, 4888 м, 2А (рад.) – пер. Спартак, 4650 м, 2А – д.р. Кара-Сель – д.р. Кызыл-Сель – траверс [пер. Гезарт Ложный, 4550 м – п. Гезарт, 4935 м – пер. Разведывательный, 4710 м] (п/п, 1Б-2А) – д.р. Тегермеч – д.р. Исфамрайсай.

Выполненная

д.р. Джиптык-Суу – д.р. Ходжа-Кёль-Ата – пер. Сары-Бель, 3142 м, н/к – д.р. Кош- Мойнок – пер. Кош-Мойнок, 3219 м, н/к – д.р. Кичик-Алай Вост. – д.р. Сары-Могол – пер. Сары-Могол, 4309 м, 1А – д.р. Сары-Могол Юж. – пер. Моррисон, 4555 м, 1Б – д.р. Курумды – пер. Курумды Зап., 4635 м, 2А – д.р. Киндык – траверс [пер. Рототаева, 4844 м – пер. Скобелева, 4816 м] (2А) – лед. Кумтор Вост. – пер. Скобелева Зап., 4559 м, 2А – д.р. Кекджар – пер. Кекджар, 4154 м, н/к – оз. Дамджайлоо – п. Кызыл-Ункюр, 4890 м, 2А (рад.) – пер. Спартак, 4667 м, 2А – д.р. Кара-Сель – д.р. Кызыл-Сель – пер. Гезарт Ложный, 4491 м, 1Б – пер. Спартакиады, 4669 м, 2А – д.р. Джума-Суу – д.р. Тегермеч – д.р. Исфамрайсай.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия, наименование

Категория трудности по ката- логу

Характеристики препятствия

Путь прохождения

Перевал Моррисон

4555 м

Снежно-осыпной по пути подъёма.

Участки закрытого ледника. Осыпной по пути спуска.

д.р. Сары- Могол Юж. – д.р. Курумды

Перевал Курумды Западный

4635 м

Осыпной по пути подъёма.

Снежно-ледовый по пути спуска.

д.р. Курумды –

д.р. Киндык

Траверс [пер. Рототаева –

пер. Скобелева]

4844 м

Снежно-ледовый по пути подъёма.

Траверс –скально-снежно-осыпной.

4816 м

Снежно-ледовый по пути спуска.

Закрытый ледник.

д.р. Киндык – дедн. Кумтор Вост.

Перевал Скобелева Западный

4559 м,

Снежно-ледовый по пути подъёма.

Закрытый ледник.

Скально-осыпной по пути спуска.

Участки закрытого ледника.

ледн. Кумтор Вост. –д.р. Кекджар

Пик Кызыл-Ункюр

Пер. Вспомогательный

4462 м,

Снежно-осыпной.

4890 м

Скально-осыпной гребень. Участки закрытого ледника.

Радиально от озёр Дамджайлоо

Перевал Спартак

4667 м,

Снежно-осыпной по пути подъёма. Снежно-ледово-осыпной по пути спуска. Закрытый ледник.

оз. Дам- джайлоо –д.р. Кара-Сель

1 ГУ – Камчатка

Медик

Основная часть

Общая идея похода, выбор района и логика построения маршрута

Кичик-Алай в качестве района похода был выбран по нескольким причинам:

1 Руководитель уже водил походы по Кавказу и Северному Тянь-Шаню (Киргизский хребет), а в предыдущем до похода сезоне был участником похода по Ак-Шийраку и Терскею, поэтому эти районы отпадали. На Алтай же для групп из Санкт-Петербурга добираться долго и дорого.

2 Из всех районов Памиро-Алая Кичик-Алай является наиболее удобным в плане заездов/выездов.

3 Практически все категорийные перевалы в данном районе имеют высоту более 4000 м, что даёт прекрасную возможность повысить высотный опыт участников.

Данный район географически представляет собой два параллельных хребта, вытянутых в направлении запад-восток: северный, собственно Кичик-Алайский хребет, и южный – Алайский хребет в районе Кичик-Алая. В центре они соединены между собой перемычкой с некатегорийным перевалом Кичик-Алай, которая является водораздельной между долинами рек Кичик-Алай Восточный и Западный.

Кичик-Алай как район для проведения туристских походов был забыт с советских времён до начала двухтысячных. Затем его освоением активно занимались группы турклуба МАИ. Последние десять лет район активно посещается туристами, появляются свежие отчёты и описания.

Через перевал Кичик-Алай с недавних пор пробита грунтовая автомобильная дорога к угольному разрезу в д.р. Бель-Алма (для КАМАЗов), что позволяет оперативно, при заезде в район на машинах, организовать в д.р. Кичик-Алай Вост. и Зап. заброски. Воспользовавшись этой возможностью, мы разработали линейный маршрут, который охватывает весь район. Логически маршрут, общая продолжительность которого (включая дни заезда и выезда) составила 21 день + 1 запасной, можно разбить на три части:

Акклиматизационная часть.

Стояла задача получить плавную акклиматизацию, а также начать поход с постепенным увеличением категорий сложности перевалов.

Основная часть.

На основную часть было запланирован большой объём разнообразной технической работы, прохождение наиболее сложных препятствий.

Выход из района.

На последнюю часть маршрута было запланировано первопрохождение траверса пика Гезарт и длинный выход к долине реки Исфайрамсай.

Всего на поход планировалось 3 заброски.

Первая заброска была размещена в посёлке Сары-Могол. Был выбран вызывающий доверие крестьянский дом недалеко от дороги (N39°55.667' E72°46.398'), а наш водитель помог в переговорах (в Кичик-Алае мы столкнулись с тем, что местные жители здесь очень плохо, а то и совсем не говорят по-русски). Мы объяснили, что вернемся через несколько дней за нашими продуктами. Кроме продуктов также была оставлена часть специального снаряжения, которое не пригодилось бы на первых двух некатегорийных перевалах.

Вторую заброску мы планировали оставить в устье реки Киндык, но там не нашлось постоянных обитателей – стоявшие там киргизы собирались через пару дней сняться с летовки и уйти выше по долине Кичик-Алая. Мы были вынуждены перенести место заброски ниже на 4 км по течению реки Кичик-Алай Вост. в посёлок Кашка-Суу. Опять же был выбран подходящий крестьянский дом, а водитель вновь помог с переговорами (N39° 54.527' E72° 44.626').

Третью заброску планировали разместить в двух километрах дальше перевала Ки- чик-Алай, закопав в камнях у дороги. Но автомобильная дорога на перевал была столь разбита, что выше того места, где в р. Кичик-Алай Вост. впадает р. Зор-Кумтор, смогла подняться только одна машина (внедорожник) и то только до высоты 3940 м. Там в укромном месте (N39°51.395' E72°30.343') были зарыты наши мешки с соблюдением необходимых предосторожностей (заброска была обильно покрыта перцем и завалена камнями). Надо сказать, что все 3 заброски сохранились в целости.

Линейность построения позволила заложить в маршрут интересные, но удалённые друг от друга, места Кичик-Алая. Кроме прекрасных видов на Памир, от которых мы получали непередаваемое эстетическое удовольствие, хочется отметить:

• каньон Ходжикелен (д.р. Ходжа-Кёль-Ата)
  • пик Скобелева
  • озёра Дамджайлоо
  • низовья д.р. Тегермеч.

Изменения маршрута и их причины

Запланированный маршрут был выполнен практически полностью. Небольшие отклонения были связаны с погодой и большим количеством снега на ледниках.

Траверс перевалов Рототаева-Скобелева мы проходили два дня вместо одного, так как потратили много времени на тропёжку на леднике Киндык Западный (№ 322). Вследствие этого было решено нагнать график за счёт отказа от восхождения на пик Скобелева. Как потом оказалось, в ночь перед планировавшимся подъёмом прошёл снегопад, днём погода тоже была неустойчивой, со снежными зарядами, поэтому об отказе от восхождения не пожалели – небезопасно с точки зрения лавин, тяжело физически и с вершины не было ничего видно.

Что касается второго изменения – замены первопрохождения траверса п. Гезарт на пер. Спартакиады, то это было вызвано большей по факту технической трудностью препятствия, чем предполагалось на этапе подготовки. В дополнение, столкнувшись с неприятной осыпью на пер. Курумды Зап., мы не захотели повторять такой же, если не более протяжённый, путь на спуске с пер. Разведывательный. Вместо этого был пройден интересный запасной перевал – Спартакиады (2А).

Организационные вопросы. Транспорт

Трансфер из аэропорта города Ош и организация забросок на маршруте осуществлялась с помощью компании Достук-Треккинг.

Эта компания была выбрана по положительным отзывам от других групп, а также их цены оказались самими низкими. Учитывая особенности трансфера (3 заброски, одна из которых предполагалась на высоте более 4000 м), были заказаны 2 машины (Delica Mitsubisi) для заброски туда и одна машина (Мерседес Спринтер) для выхода.

Были обозначены следующие расценки:

DelicaMitsubisiг. Ош – п. Чаты (150 €)

DelicaMitsubisiг. Ош – верховье ущ. Кичик-Алай (180 €)

Мерседес Спринтер для выхода р. Исфарамсай от устья р. Тегермеч – аэропорт г. Ош аэропорт (160 €)

Итого: 490 €.

По факту в аэропорту города Ош нас встретили на двух машинах: первая – Delica, вторая – внедорожник. Марку, к сожалению, точно не помним, скорее всего была Toyota Prado. Delica хоть и вместительная, но не очень мощная, так что на высоте крутые подъёмы преодолевать ей тяжело. Третью заброску завозили на Тойоте, но даже с учётом того, что у машины был увеличен клиренс, до желаемого места добраться не удалось.

Кроме того, один из водителей был крайне неприятен, а попросту жлоб. Зато второй – Олег Гертель (gertel_kg@mail.ru), водитель Toyota – был очень мил, и к нему можно обращаться напрямую, чтобы снизить стоимость заброски.

Выброска прошла четко, проблем не возникло.

В целом, при организации трансфера нужно учитывать, что туристические фирмы обычно работают операторами и нанимают водителей уже на месте. Поэтому все условия трансфера должны быть оговорены детально, чтобы не было неприятных сюрпризов.

Приводим ниже контакты туристических фирм, которые работают в регионе и с которыми мы контактировали.

Достук-Треккинг

Kyrgyz-British Joint Company "Dostuck-Trekking" Ltd

Николай Щетников Igemberdieva St., 42-1, Bishkek, Kyrgyz Republic, 720005

Tel: +996 (312) 545455 545551 540237

Fax: +996 (312) 545455 443090

E-mail: dostuck@saimanet.kg Skype: dostuck.trekking http://www.dostuck.com.kg

ITC Asia Mountains (Your travel company in Central Asia)

office@asiamountains.net

Ak-sai Travel Adventure

adventure2@ak-sai.com

Central Asia Travel Adventure

adventure@centralasia-travel.com (оно же info@pamir-expeditions.com) больше не работают.

Пропуска в погранзону

При планировании маршрута мы обращались в разные турфирмы с вопросом о необходимости получения пропусков с учетом нашего маршрута.

В двух из трех турфирм, куда мы обращались, считали, что пропуска не нужны, в одной, что точно нужны. В итоге, погранпропуска потребовались на выезде из района. В д.р. Исфайрамсай находится погранзастава. Проверка документов (и частично рюкзаков) заняла около часа, никаких особых проблем не возникло.

Пропуска делаются минимум за месяц до посещения. Для оформления требуется стандартные данные: паспорт, контактная информация, место работы. Наша группа оформляла пропуска и осуществляла заброску через компанию Достук-Треккинг (контактная информация в разделе Транспорт). Стоимость одного пропуска составила 30 долларов.

Спутниковая связь

В качестве средства связи на маршруте использовался телефон Thuraya. К телефону у нас было три аккумулятора: два стандартных и один повышенной ёмкости. Аккумуляторы хранились отдельно от телефона, это позволяет сохранить их заряд.

Смс координатору в Петербурге отправлялись ежедневно и выкладывались на клубном форуме.

На некоторых перевалах (в прямой видимости Алайской долины) можно было поймать сигнал обычного мобильного оператора.

Бензин

В этот поход мы брали бензиновые горелки фирмы MSR, модели XGK Ex(2 шт), WhisperLite(1 шт). Горелки простые, в отличие от мультитопливных, соответственно риск сломаться у них ниже. Кроме того, в них под форсункой встроена иголка с грузилом (официальное название функции – Shaker Jet), так что при первых признаках засорения форсунки горелку нужно просто потрясти, и она самоочистится.

Бензин был куплен на заправке по пути в горы (марка А-80), т.к. достать «Галошу» в Киргизии невозожно. Для очистки бензина от присадок использовался силикагель – практика, уже не однократно проверенная и зарекомедовавшая себя. Силикагель засыпается по горсти в каждую бутылку. Впитывая в себя примеси, он меняет цвет с белого на бурый, сам же бензин становится практически прозрачным.

Страховка

Страховка для группы была оформлена в страховой компании Ресо (категория Спорт 3: экстремальные виды спорта, восхождения). Стоимость составила 4800 р. на каждого участника на 21 день.

Кроме оформления страховки для горных походов по Киргизии крайне рекомендуется зарегистрировать группу в Фонде спасения в горах (контактная информация ниже), так как именно они занимаются поиском и эвакуацией в экстренных ситуациях. Это можно сделать по электронной почте, передав нитку маршрута, список участников и контрольные даты.

Также приводим контакты МЧС Киргизии, но по отзывам это не самая активная организация, и они не ведут регистрацию и учёт туристов.

Mountain Rescue Service Kyrgyzstan (Фонд Спасения в Горах)

+996-312-651404 (9:00 – 18:00) oфис

+996-701-799925 (круглосуточно 24/7)

+996-700-651221 (круглосуточно 24/7)

+996-709-349614 (круглосуточно 24/7) rescue-kg@mail.ruhttp://www.rescue.centralasia.kg/index.php/ru/

МЧС Киргизии

Дежурный: тел.: +996 (0) 3222 21844 и факс: +996 (0) 3222 56077, Email: od.mchs@mail.ru

г.Ош, ул. Р.Моминовой 11 г.Бишкек, ул. А.Токтоналиева 2/1 Email: mchs@elcat.kg

Проживание в г. Ош

В Оше имеется несколько пригодных для проживания вариантов. Наша группа остановилась в очень удобном месте – хостеле Biy Ordo. Стоимость порядка 500-600 р. за ночь.

Адрес 39 ул. Салиева, Ош Мобильный телефон: +996 556 00-89-89

Также в Оше имеется большой гостевой туристический дом под управлением Имеджона (и его сына Орома), цена 10 евро за ночь + завтрак

+996 551 276557 моб – Иминжан-ака (Имеджон), imenjon@mail.ru

+996 552 200580 моб – Ором (сын Имеджона)

Минус в том, что этот дом находится в 10-15 минутах загородом, добираться до города на маршрутке.

Еще можно порекомендовать гестхаус Баяна (гостиница Баяна), 286 ул. Ленина, Ош, +996779777707.

Финансовые затраты

Наименование

Стоимость на группу, руб.

Продукты, в т.ч. сублиматы «Гала-Гала»

Пропуска

Трансфер

Страховка

Спутниковая связь

Доплата за перевес

Прочие расходы (в т.ч. ремнабор, аптечка)

Общая сумма

На человека

Сокращения и понятия, принятые в отчёте. Понятия «левый» и «правый» даны в орографическом смысле, если не указано иное.

Координаты приведены в системе WGS 84.

Указано чистое ходовое время, если не указано иное. Произведено округление до 3 минут.

Чистое ходовое время (далее – ЧХВ) дано по последнему участнику, от привала до привала, с учётом времени переправ, разведку троп и мест ночёвок и т.п., если не указано иное.

Высотный график

Техническое описание, хронометраж, фотоматериалы

Перевал Сары-Бель (3137 м, н/к)

1 Перевал Сары-Бель расположен в северном отроге Алайского хребта.

2 Соединяет долины рек Ходжа-Кёль-Ата (левый приток реки Джиптык-Суу) и Кош-Мойнок.

3 Ориентация хребта: запад – восток.

4 Характер перевала – травянистый.

5 Пройденный группой из д.р. Ходжа-Кель-Ата в д.р. Кош-Мойнок.

6 Перевал соответствует заявленной категории сложности. Подъём и спуск на всём протяжении идёт по хорошо набитой тропе. Источники воды отсутствуют за исключением начала подъёма из д.р. Ходжа-Кёль-Ата.

7 Тура на перевале нет.

09-10.07

Каньон Ходжикелен

Траверс травянистых склонов крутизной до 40°, тропа.

6.9

+286

-152

Подъём на пер. Сары-Бель

Травянистые слоны крутизной до 20°, участки средней осыпи, кустарник, тропа.

8.5

+813

Спуск с пер. Сары-Бель

Травянистые слоны крутизной до 20°, тропа

-303

Общая протяжённость пути по данным GPS: 17.3 км, из них в зачёт: 15.3 км. Чистое ходовое время: 400 минут. Общий перепад высот по GPS: +1304 / -686 м.

Каньон Ходжикелен

9 июля

Начало нашего маршрута было в долине реки Джиптык-Суу, в посёлке Чаты. Первый день практически весь ушёл на организацию забросок в д.р. Кичик-Алай Вост., поэтому на точку старта приехали только к 19:20. Водители довезли нас до моста через Джиптык-Суу, расположенного чуть выше притока Чатыр-Таш (N39° 57.246' E72° 57.011'), не доехав до предполагаемой точки старта около полутора ки- лометров. Аргументировали они тем, что дальше дорога плохая. Как выяснилось на первом же переходе, они, мягко говоря, лукавили.

До запланированного места ночёвки в д.р. Ходжа-Кёль-Ата (левый приток р. Джиптык-Суу) мы дошли за два (можно сказать почти один) перехода – 45 и 5 минут ЧХВ соответственно. Вначале прошли 1,5 км через посёлок до следующего моста (N39° 56.591' E72° 56.485'). Мост автомобильный, однако им пользуются только жители домов на левом берегу, основная дорога остаётся на правом. Проходим вдоль заборов и дворов и оказываемся на тропе на левом берегу р. Ходжа-Кёль-Ата. Перед нами встают очень красивые стены каньона Ходжикелен – так называется каньон, по которому течёт р. Ходжа- Кёль-Ата (фото 3.1.1).

В месте поворота р. Ходжа-Кёль-Ата на юго-запад, в 500 м от окраины посёлка, тропа по мосту переходит на правый берег. Здесь располагается так называемый «Голубой грот», к которому ведёт металлическая лестница перед гротом оборудованы скамейки (фото 3.1.2, 3.1.3). В двух десятках метрах выше по течению находится второй мост – от него на левом берегу начинается тропа на пер. Сары-Бель, идущая по долине левогопри- тока (фото 3.1.4). Основная же тропа по долине р. Ходжа-Кёль-Ата проходит мимо грота и продолжается на правом берегу. Через 300 м от грота находится третий мост, по которому тропа вновь переходит на левый берег. Мы же встали на ночёвку в 20:45 на правом берегу, найдя напротив третьего моста хорошие ровные площадки (N39° 56.575' E72° 55.674', высота 2329 м, фото 3.1.5). Воду брали в ближайшем ручейке.

10 июля

На следующий день долго отсыпались после утомительного дня заезда. Сегодня нам предстоит налегке осмотреть каньон Ходжикелен. В 12:10, выйдя налегке из лагеря, прошли напрямик к третьему мосту. За мостом располагается палатка пастухов. В палатке на момент нашего пребывания в долине была только женщина и пара ребятишек. Тропа постепенно уходит от воды и идёт в нескольких десятках метров над дном каньона (фото 3.1.6). Через полчаса делаем первый привал у правого притока р. Ходжа-Кёль-Ата. Ещё через десять минут выходим ко второму притоку. Здесь тропа поворачивает направо в ложбину, по которой течёт этот приток, дальше по долине не пройти из-за прижимов. Наша цель на сегодня – отдых и акклиматизация, а не прохождение всего каньона, так что решаем не геройствовать и следуем дальше по тропе. Через пять минут выходим к выходу скалы, перегородившей путь. В скале есть расщелина, тропа продолжаемся через неё (фото 3.1.7) несколько метров приходится протискиваться через скалу, потом путь снова выходит на открытое пространство. Ещё несколько минут, и мы выходим к красивому водопаду (N39° 56.382' E72° 54.827', высота 2481 м, фото 3.1.8). Здесь тропа заканчивается, прохода выше нет. Середина дня, жарко, и мы по очереди купаемся, а точнее – обливаемся, в водопаде. Обратный путь до лагеря занял 45 минут.

Каньон Ходжикелен можно по праву назвать жемчужиной Кичик-Алая. Высокие скальные обрывы производят неизгладимое впечатление. Хотя мы и прошли за сегодня совсем немного, но смогли восстановить свои силы после переездов и полюбоваться на величественные массивы каньона.

Подъём на пер. Сары-Бель

11 июля

Подъём дежурных в 4:30, выход в 6:30. Возвращаемся 5 минут по тропе обратно до

«Голубого грота» и переходим по мосту на левый берег. Тропа идёт то по правому (фото 3.1.9), то по левому берегу притока р. Ходжа-Кёль-Ата, иногда высоко над водой, иногда переходя с берега на берег, встречаются заболоченные участки. Крутизна на протяжении всего подъёма небольшая, не более 15°, а зачастую и ещё меньше. За полтора перехода (60 минут ЧХВ) выходим к летовкам, расположенным на открытой местности (фото 3.1.10). Здесь есть родник, заложенный сухими ветками, предположительно для того, чтобы из него не могли пить животные (N39° 57.660' E72° 55.528', высота 2636 м). Дальше источников воды до д.р. Кош-Мойнок нет.

Летовки расположены на выполаживании долины на открытой местности, тропа здесь теряется. Продолжаем движение по GPS, ориентируясь на отмеченную на карте генштаба тропу, и вновь находим её за летовками ближе к границе поля и деревьев. Вскоре заметный набор высоты прекращается, и мы, повернув налево по ходу движения, начинаем траверс склона в сторону пер. Сары-Могол, обходя каньон Ходжикелен поверху (фото 3.1.11). Отсюда и далее тропа хорошо набита и не пропадает. Она идёт небольшим набором высоты то по открытой местности, то через заросли кустарника, ближе к перевалу встречаются участки средней осыпи.

Перевальный взлёт как таковой отсутствует – на перевал в 11:50 выходим по борту долины (N39° 56.351' E72° 53.227', высота 3142 м, фото 3.1.12). Седловина перевала широкая, травянистая, воды нет (фото 3.1.13). Подъём от грота мы совершили за 6 переходов, потратив 220 минут ЧХВ. Подъём из-за жаркого солнца получился довольно утомительным. Про отсутствие источников воды мы знали, поэтому запаслись ей заранее (кроме того свою роль сыграл арбуз, съеденный на середине траверса).

Спуск с пер. Сары-Бель

Спуск в сторону д.р. Кош-Мойнок также идёт по широкой тропе. Крутизна склона в верхней части спуска до 20°, постепенно уменьшается. Через примерно 300 м после начала спуска переходим появившийся ручей на левый берег и пускаемся вдоль него. На высоте 2910 м над небольшой устьевой ступенью ручья располагается кош. От коша тропа влево-вниз по ходу движения круто спускается в д.р. Кош-Мойнок (фото 3.1.14, 3.1.15). В 13:05 на левом берегу р. Кош-Мойнок ставим лагерь (N39° 56.560' E72° 52.171', высота 2839 м, фото 3.1.16). На спуск с перевала совершили за полтора перехода (50 минут ЧХВ). В д.р. Кош-Мойнок множество мест под палатки, чистую воду можно брать в реке.

Долина обжитая, ниже и выше по течению стоят коши, пасётся скот. Несмотря на это, к нам вечером приходили знакомиться только дети.

Фото 3.1.1 – Вход в каньон Ходжикелен

Фото 3.1.2 – Голубой грот

Фото 3.1.3. – Тропа у Голубого грота

Фото 3.1.4 – Место начала тропы на пер. Сары-Бель. Фото сделано с места ночёвки

Фото 3.1.5 – Место ночёвки на правом борте р. Ходжа-Кёль-Ата выше реки

Фото 3.1.6 – Тропа в каноне Ходжикелен. Тропа в каноне Ходжикелен. Вид с места ночёвки

Фото 3.1.7 – Участок тропы на пути к водопаду

Фото 3.1.8 – Водопад в каньоне Ходжикелен

Фото 3.1.9 – Начало тропы к пер. Сары-Бель

Фото 3.1.10 – Летовки на пути к пер. Сары-Бель

Фото 3.1.11 – Тропа на пер. Сары-Бель. Участок траверса борта долины над каньоном Ходжикелен

Фото 3.1.12 – Седловина пер. Сары-Бель

Фото 3.1.13 – Группа на пер. Сары-Бель

Фото 3.1.14 – Спуск с пер. Сары-Бель в долину реки Кош-Мойнок

Фото 3.1.15 – Путь спуска с пер. Сары-Бель в долину реки Кош-Мойнок

Фото 3.1.16 – Лагерь в д.р. Кош-Мойнок

Перевал Кош-Мойнок (3219 м, н/к)

1. Перевал Кош-Мойнок расположен в северном отроге Алайского хребта севернее в. Минг-Теке.
  2. Соединяет долины рек Кош-Мойнок и Кичик-Алай Восточный.
  3. Ориентация перевала: запад – восток.
  4. Характер перевала – травянистый.
  5. Пройден группой из д.р. Кош-Мойнок в д.р. Кичик-Алай Вост.
    1. Перевал соответствует заявленной категории сложности. Подъём и спуск на всём протяжении идут по хорошо набитой тропе. Вода появляется только на середине спуска в д.р. Кичик-Алай Вост.
    2. Тура на перевале нет.

Таблица 3.2 – График движения и технические характеристики перевала Кош-Мойнок

Подъём на пер. Кош-Мойнок

Травянистые склона крутизной до 20°, тропа.

2.2

+393

Спуск с пер. Кош-Мойнок

Травянистые слоны крутизной до 25°, участки кон- гломерата, тропа.

4.8

-794

Долина реки Кичик-Алай Восточ- ный

Автомобильная грунтовая дорога.

5.8

+202

Общая протяжённость пути поданным GPS: 12.8 км, из них в зачёт: 12.8 км. Чистое ходовое время: 235 минут. Общий перепад высот по GPS: +595 / -794 м.

Подъём на пер. Кош-Мойнок

12 июля

Подъём дежурных в 4:30, выход в 6:35. Подъём на перевал можно разделить на два участка: выход на борт д.р. Кош-Мойнок (крутизна склона около 25°) и подъём на перевальный взлёт (крутизна склона около 20°). Со дна долины на борт ведут две тропы: первая идёт в лоб и, скорее, является спусковой, вторая поднимается косым траверсом, что уменьшает общую крутизну подъёма (фото 3.2.1). Она начинается в 200 метрах выше по течению относительно моста через реку. Выбираем подъём по второй тропе.

После выхода на борт долины обе тропы сливаются. Дальнейший путь очевиден. В середине подъёма есть участки кустов и низких деревьев, в тени которых делаем привалы. На перевал Кош-Мойнок выходим в 7:55 (N39° 56.800' E72° 51.091', высота 3219 м, фото 3.2.2) за три коротких перехода (60 минут ЧХВ). Седловина перевала широкая, травянистая, воды нет.

Спуск с пер. Кош-Мойнок

Спуск в д.р. Кичик-Алай Вост. идёт несколькими ступенями, крутизна их – до 25°. Есть участки конгломерата, а точнее вытоптанной скотом травы (фото 3.2.3). Чуть ниже перевала, в трёхстах метрах в сторону д.р. Кичик-Алай Вост. находится кош. Людей в нём мы не встретили, только нескольких осликов. На всём протяжении спуска тропа уверенная, сбиться с неё невозможно.

Четырёхстами метрами ниже перевала долина, по которой происходит спуск, расширяется и становится более пологой, появляются заборы, огороды и летовки. Здесь же появляется ручей (N39° 56.867' E72° 49.814', высота 2799 м, фото 3.2.4). Ручей является правым притоком ручья Минг-Теке, который, в свою очередь, впадает в р. Кичик-Алай Вост. На слиянии двух ручьёв находится посёлок Минг-Теке рядом, в основной долине, находится больший посёлок – Кызыл-Чара. В п. Минг-Теке появляется грунтовая дорога (фото 3.2.5). От седловины перевала до п. Кызыл-Чара мы дошли за два с половиной перехода (110 минут ЧХВ).

Долина реки Кичик-Алай Восточный

Грунтовая дорога, появившаяся в п. Минг-Теке, выводит на основную дорогу, идущую по д.р. Кичик-Алай Вост. В посёлке встречаем местных жителей, у которых покупаем картошку на ужин. Расстояние в 4 км между посёлками Кызыл-Чара и Сары- Могол, где у нас оставлена первая заброска, преодолеваем за 65 минут ЧХВ. Посёлок Сары-Могол располагается в устье р. Сары-Могол Сев. Дорога пересекает эту реку по автомобильному мосту. У него на правом берегу в 11:50 останавливаемся на обед, здесь же разбираем заброску (N39° 55.541' E72° 46.271', высота 2473 м, фото 3.2.6). Вовремя обед около часа идёт дождь, прячемся от него под тентом.

Фото 3.2.1 – Путь подъёма на пер. Кош-Мойнок со стороны д.р. Кош-Мойнок. Синим показана спусковая тропа

Фото 3.2.2 – Группа на пер. Кош-Мойнок

Фото 3.2.3 – Верхняя часть спуска с пер. Кош-Мойнок в д.р. Кичик-Алай Вост.

Фото 3.2.5 – Средняя часть долины перед п. Минг-Теке

Фото 3.2.5 – Выход в п. Минг-Теке

Фото 3.2.6 – Обед у моста через р. Сары-Могол

Перевал Сары-Могол (4309 м, 1А)

1. Перевал Сары-Могол расположен в главном Алайском хребте.
  2. Разделяет долины рек Сары-Могол Сев. и Сары-Могол Юж.
  3. Ориентация перевала: север – юг.
  4. Характер перевала – осыпной.
  5. Пройден группой из д.р. Сары-Могол Сев. в д.р. Сары-Могол Юж.
    1. Перевал соответствует заявленной категории сложности. Подъём и спуск идут по средней, местами довольно подвижной, осыпи. Требуется владение навыками самостраховки на осыпном склоне, передвижения плотной группой.
    2. В туре записки не обнаружено. Оставили свою.

Таблица 3.3 – График движения и технические характеристики перевала Сары-Могол

12-14.07

Переменная облачность, дождь

Долина реки Сары-Могол Сев.

В нижнем течении р. Сары-Могол Сев. – травянистые склоны крутизной до 30°.

В среднем и верхнем течении – моренные валы.

13.2

+1659

Подъём на пер. Сары-Могол

Средняя и мелкая осыпь крутизной до 35°.

+177

Спуск с пер. Сары-Могол

Средняя и мелкая подвижная осыпь крутизной до 30°.

-148

Общая протяжённость пути по данным GPS: 14.6 км, из них в зачёт: 14.6 км. Чистое ходовое время: 560 минут.

Общий перепад высот по GPS: +1836/ -148 м.

Долина реки Сары-Могол Сев.

После обеда переходим по мосту р. Сары-Могол Сев. и через 200 метров сворачи- ваем с дороги влево по ходу, начиная подъём на юго-восток по широкой лощине. Идём в направлении дома, виднеющегося чуть левее и расположенного на холме, в надежде подрезать тропу, идущую вверх по долине – где точно начинается тропа, мы не знаем. Расчёт оказывается верным, и мы выходим на нужную тропу. Она пересекает лощину и, обходя холм с домой слева по ходу движения, ведёт в сторону реки. Через 300 метров (от места нашего выхода на тропу), немного сбросив высоту, она сливается с тропой, идущей вдоль левого берега от самого моста (фото 3.3.1, эту тропу мы не заметили). Здесь же располагается пешеходный мост через р. Сары-Могол (N39° 55.476' E72° 46.472'). Таким образом, мы сделали небольшой крюк, хотя от автомобильного моста можно было подниматься непосредственно по левому берегу реки.

Продолжаем подъём и вскоре выходим к заболоченному лугу. Причина заболоченности – арык, текущий между лугом и бортом долины. Время к вечеру, и нам необходимо искать место для лагеря. Здесь, в районе луга, подходящие площадки в принципе можно найти, но смущает близость посёлка и открытость места. После небольшой разведки находим отличные закрытые от посторонних глаз кустарником и деревьями сухие площадки чуть выше по течению (N39° 55.138' E72° 46.877', высота 2628 м, фото 3.3.2), где в 15:55 встаём на ночёвку. От места обеда поднялись за 45 минут ЧХВ.

К этому моменту максимальная высота, на которой мы были, составляет около 3200 м, высота перевала Сары-Могол и последующей ночёвки около 4300 и 4100 м соответственно. Поэтому нам для плавной акклиматизации наша задача – подняться по долине до высоты около 3600 м, поставить лагерь и сходить радиально налегке ещё на две-три сотни метров выше.

13 июля

Подъём дежурных в 4:30, выход в 6:50. От места лагеря поднимаемся на несколько десятков метров на борт долины к основной тропе – фото 3.2.3 (вечером мы видели, что там проезжали на ослах несколько местных жителей). Тропа идёт траверсом крутого, до 35°, конгломератного слона высоко над водой. Через 1,5 км она спускается к воде и выводит ко второму в долине пешеходному мосту (N39° 54.528' E72° 47.383', высота 2813 м). В этом месте она разделяется на множество троп, по которым ходят пасущиеся здесь овцы.

Основываясь на отчётах, которые у нас были (возможно, что мы их неверно интерпретировали), решаем не переходить мост и продолжить путь по левому берегу. Это было ошибкой, потому как основная тропа продолжается на правом берегу. Потратив лишние силы на ненужный набор и сброс высоты, через полкилометра выходим к следующему, третьему мосту (между мостами на левом берегу тропы идут высоко над водой, обходя обрыв). На правом берегу между вторым и третьим мостами стоят коши. Перейдя третий мост, останавливаемся на привал (N39° 54.341' E72° 47.624', высота 2888 м, фото 3.3.4, фото 3.3.5). Нас угощают лепёшками и местным солёным сыром. Здесь же мы впервые увидели яков. От места ночёвки сюда мы дошли за два перехода общей продолжительностью 55 минут ЧХВ.

Местные жители подсказали нам, что тропа дальше идёт по правому берегу. Иногда она выходит к реке, иногда идёт в стороне. Ещё через два километра находится самый высокий по долине кош, дальше жилья нет. За ним кустарник и деревья вскоре заканчиваются, и начинаются древние задернованные морены. Через 90 минут ЧХВ от третьего моста тропа подходит к реке и продолжается уже на левом берегу (N39° 52.640' E72° 48.203', высота 3348 м), однако вскоре теряется. Переходим реку по камням (фото 3.3.6) и продолжаем движение вверх по долине по наиболее удобному пути. Через переход встаем на обед (N39° 52.313' E72° 48.285', высота 3486 м). После брода крутизна подъёма немного возрастает, однако она не превышает 15°.

Через один короткий переход (25 минут ЧХВ) в 13:25 выходим к ровным площадкам у реки расположенным как раз на высоте 3595 м ((N39° 52.033' E72° 48.211', фото 3.3.7). Тропа по долине то появляется, то вновь исчезает. После постановки лагеря и отдыха в 15:30 переходим у лагеря реку Сары-Могол Сев., разливающуюся здесь на несколько рукавов, по камням и не спеша налегке за час поднимаемся на правый осыпной борт долины в сторону перевала Коп-Муз до высоты 3850 м (3.3.8). Здесь проводим около часа, просматриваем путь на завтра (фото 3.3.9) и за полчаса тем же путём возвращаемся в лагерь.

14 июля

Подъём дежурных в 4:30, выход в 6:45. Сегодня нам предстоит пройти первый ка- тегорийный перевал. Несмотря на категорию 1А, перевал Сары-Могол имеет значительную высоту – 4309 м, поэтому главная задача – не перенапрячь организм и не сорвать ни у кого процесс акклиматизации.

Продолжаем движение по левому берегу, поднимаясь по задернованной древней морене. Через полтора перехода, в месте, просмотренном вчера на радиальном выходе, переходим на разливах реку Сары-Могол на правый берег (N39° 51.379' E72° 47.974', высота 3749 м, фото 3.3.10). Движение дальше по левому берегу было бы крайне затруднительно – там начинается крутая осыпь над скальным каньоном, по которому протекает река (фото 3.3.11).

Через 70 минут ЧХВ от лагеря переходим по камням правый приток р. Сары-Могол Сев. Здесь есть места под палатки, уже становится виден наш перевал (N39° 50.997' E72° 47.848', высота 3902 м, фото 3.3.12). Ещё через один переход проходим второй приток, где также можно разбить бивуак (N39° 50.498' E72° 47.824', высота 3980 м, фото 3.3.13). Основной поток реки здесь представляет собой небольшой ручей – один из её истоков. Переходим его вновь на левый борт и по появившейся тропе вслед за рекой начинаем забирать на запад. За один переход 35 минут ЧХВ подходим к открытым моренным валам, через которые пролегает путь к перевалу Сары-Могол (фото 3.3.14).

Подъём на пер. Сары-Могол

Путь к перевальному взлёту пер. Сары-Могол идёт по средней осыпи. Последний раз перейдя ручей, поднимаемся на моренный вал. Подъём крутизной до 30° по средней и мелкой осыпи. Далее по отлогим валам подходим за 20 минут ЧХВ к перевальному взлёту (высота 4132, фото 3.3.15). Сам перевал без фотографий в описаниях найти сложно. Ориентиром могу служить характерные скалы в форме короны, западнее которых и располагается перевал.

Северный перевальный взлёт пер. Сары-Могол представляет собой средне- и мел- коосыпной склон крутизной до 35°, зажатый между выходами скал. Высота перевального взлёта – 180 м. Просматриваются участки тропы, серпантином поднимающейся к перевалу. Подъём осуществляем плотной группой, надев каски (фото 3.3.16, 3.3.17). В целом осыпь под ногами сильно не едет, однако меры предосторожности на таком склоне отнюдь не лишние. В верхней части склона скальных выходов становится больше, тропа частично проходит по ним. От начавшегося дождя скалы и камни стали мокрыми, это потребовало повышенного внимания к передвижению.

За один переход 45 минут ЧХВ в 11:20 мы вышли на пер. Сары-Могол (N39° 49.938' E72° 48.050', высота 4309 м, фото 3.3.18). Перевальная седловина узкая, скально-осыпная. В туре записку не нашли, оставили свою.

Спуск с пер. Сары-Могол

Основной путь спуска с перевала на юг, в сторону д.р. Сары-Могол Юж., идёт траверсом осыпного склона на восток с постепенным сбросом высоты. Нам же нужно не на восток, а на запад – в сторону озёр Сары-Могол и, в дальнейшем, пер. Моррисон. Поэтому, пройдя несколько метров на запад по скальному хребту, начинаем спуск в цирк перевала практически по линии падения воды. Осыпь средняя, крутизной до 30°, в верхней части крайне подвижная (фото 3.3.19). Опасные участки проходим по одному, где есть возможность – движемся параллельно, следя за тем, чтобы никто не оказался друг над другом. Высота южного перевального взлёта – 100 м.

Спуск занял один переход 35 минут ЧХВ (высота 4209 м, фото 3.3.20). Южный цирк перевала в месте нашего спуска представляет собой в основном плоскую морену, есть задернованные участки, которые из-за дождя начали раскисать. Идём на запад в направлении двух озёр, которые были видны с перевала. Подойдя к ним, разведываем место для лагеря. В итоге, перейдя по камням ручей, вытекающий из восточного озера, в 13:50 встаём на ночёвку с южной стороны перемычки между озёрами (N39° 49.446' E72° 47.210', высота 4161, фото 3.3.21). От места спуска до лагеря – 50 минут ЧХВ.

Фото 3.3.1 – Начало подъёма по д.р. Сары-Могол. Синим показана автомобильная дорога в д.р. Кичик-Алай Вост., красным – тропа вдоль реки по левому берегу

Фото 3.3.2 – Место ночёвки в долине реки Сары-Могол. Тропа идёт по левому борту

Фото 3.3.3 – Тропа по левому борту д.р. Сары-Могол

Фото 3.3.4 – Третий мост и летовка на правом берегу р. Сары-Могол

Фото 3.3.5 – Путь подъёма по д.р.Сары-Могол и место перехода на правый берег

Фото 3.3.6 – Переход на левый берег р. Сары-Могол

Фото 3.3.7 – Стоянка на левом берегу р. Сары-Могол, вид в сторону д.р. Кичик-Алай Вост.

Фото 3.3.8 – Лагерь в д.р. Сары-Могол и путь радиального выхода на правый берег

Фото 3.3.9 – Путь подъёма к пер. Сары-Могол, просмотренный в ходе радиального выхода на противоположный берег

Фото 3.3.10 – Переход на левый берег р. Сары-Могол и путь подъёма на травянистую тер- расу в обход каньона реки

Фото 3.3.11 – Каньон р. Сары-Могол

Фото 3.3.12 – Подъём к пер. Сары-Могол, переход первого притока

Фото 3.3.13 – Подъём к пер. Сары-Могол, переход второго притока

Фото 3.3.14 – Осыпной моренный вал перед пер. Сары-Могол

Фото 3.3.15 – Путь подъёма на пер. Сары-Могол со стороны д.р. Сары-Могол Сев.

Фото 3.3.16 – Путь подъёма на пер. Сары-Могол со стороны д.р. Сары-Могол Сев.

Фото 3.3.17 – Группа на подъёме на пер. Сары-Могол

Фото 3.3.18 – Группа на пер. Сары-Могол. Вид в сторону д.р. Сары-Могол Юж. Отмечено место ночёвки в д.р. Сары-Могол Юж.

Фото 3.3.19 – Спуск с пер. Сары-Могол

Фото 3.3.20 -Тропа, уходящая траверсом в сторону д.р. Сары-Могол Юж.

Фото 3.3.21 – Лагерь у южной перемычки между озёрами

Перевал Моррисон (4555 м, 1Б)

1. Перевал Моррисон расположен в южном отроге Алайского хребта между вершинами 4966 м и 4705 м.
  2. Соединяет долины рек Сары-Могол Юж. и Курумды.
  3. Ориентация перевала: северо-восток – юг-запад.
  4. Характер перевала – снежно-осыпной с северо-востока, осыпной с юго-запада.
  5. Пройден группой из д.р. Сары-Могол Юж. в д.р. Курумды.
    1. Перевал соответствует заявленной категории сложности. Подъём идёт по снежно-осыпному склону, спуск – по осыпному. Требуется владение навыками самостраховки на осыпном и снежном склоне, передвижения плотной группой.
    2. В туре нашли записку группы туристского клуба «Гадкий утёнок» под руководством Ермилова А.М. от 07.08.2015 г.

Подъём на пер. Моррисон

Моренные валы. Участок закрытого ледника крутизной до 10°.

Перевальный взлёт – средняя осыпь крутизной до 30°, в верхней части – снежник.

4.1

+394

Спуск с пер. Моррисон

Перевальный взлёт – средняя осыпь крутизной до 35°.

Верховья д.р. Курумды – крупноблочная осыпь.

-277

Общая протяжённость пути поданным GPS: 6.0 км, из них в зачёт: 6.0 км. Чистое ходовое время: 270 минут.

Общий перепад высот по GPS: +394/ -277 м.

Подъём на пер. Моррисон

15 июля

Подъём дежурных в 4:30, выход в 7:25. Дождь, шедший вчера всю вторую половину дня, ночью перешёл в снег, однако к утру небо полностью расчистилось. Выходим в направлении пер. Моррисон. Путь проходит по моренным валам (фото 3.3.20). Осыпь слежавшаяся, идти легко (фото 3.4.1, 3.4.2). Через два перехода (55 минут ЧХВ) подходим к языку ледника, стекающего с в. 4737 м (высота 4230 м). Под ледником находится озеро, из которого вытекает ручей. Переходим его по камням и по боковой морене выходим на край ледника. Во всех имеющихся описаниях этот ледник открытый, спокойный, без трещин, крутизна его не превышает 10°. В нашем случае (середина июля) он покрыт слоем снега. Отсюда уже видна седловина пер. Моррисон (фото 3.4.3).

Так как двигаться по заснеженной осыпи не очень приятно, то выходим на ледник и краем его продолжаем подъём. Чем выше поднимаемся, тем глубже становится снег, а с ним и тропёжка. Через один переход 45 минут ЧХВ, набрав чуть больше 100 метров, решаем вернуться обратно на осыпь и продолжить путь по ней (фото 3.4.4).

Ещё через переход 25 минут ЧХВ вышли непосредственно в цирк пер. Моррисон. Сам перевал – это самая правая по ходу движения седловина в цирке. Перевальный взлёт представляет собой среднюю осыпь, лежащую на подложке из мелкой осыпи и конгломерата крутизной до 30° (фото 3.4.5). Выпавший ночью снег начинает таять, что приводит к тому, что подложка эта местами начинает раскисать.

Поднимаемся в касках плотной группой серпантином. Высота перевального взлёта

– 160 м. В верхней части подъёма на перевальном взлёте лежит снежник, с перевала нависает небольшой карниз. Выходим на хребет правее и выше перевала в обход снежника (фото 3.4.6) и по осыпи приспускаемся на седловину (фото 3.4.7).

На перевал мы вышли в 11:55 (N39° 48.006' E72° 45.946', высота 4555 м, фото 3.4.8), преодолев перевальный взлёт 55 минут ЧХВ. Перевальная седловина шириной 2-3 метра, осыпная. В туре нашли записку группы туристского клуба «Гадкий утёнок» под руководством Ермилова А.М. от 07.08.2015 г. С перевала открывается величественный вид на Заалайский хребет.

Спуск с пер. Моррисон

Спуск с перевала начинаем в 12:10. Юго-западный перевальный взлёт представляет собой среднюю осыпь крутизной до 35°, лежащую на более плотной, чем на подъём, кон- гломератно-мелкоосыпной подложке. Здесь задетые ногами камни быстро разгоняются. Встречаются участки, где осыпь лежит на скальной подложке. Приходится спускаться плотной группой и очень внимательно, с самостраховкой ледорубом. Высота перевального взлёта – 190 м (фото 3.4.9). Спуск с перевального взлёта занял 40 минут ЧХВ.

Верховья д.р. Курумды представляют собой три цирка, разделённые северными отрогами Алайского хребта. Перевал Моррисон находится в восточной части восточного цирка, наш следующий перевал, Курумды Западный – в северной части центрального. Поэтому нам необходимо перейти из одного цирка в другой с минимально возможной потерей высоты (фото 3.4.10).

Все верховья долины представляют собой крупноблочную осыпь (фото 3.4.11, 3.4.12). Воду мы нашли только в одном месте, и то лишь прислушавшись к журчанию (N39° 47.894' E72° 45.802', высота 4362). Скорее всего, она там была только из-за таявшего снега, в более позднее время её там может и не быть.

До начала подъёма в цирк пер. Курумды Зап. мы дошли за 50 минут ЧХВ. Сброс составил 120 м, подъём – 40 м. Подъём идёт по руслу ручья, берущего своё начало в среднем цирке. Практически в самом начале подъёма мы вышли на ровные, хотя и заваленные камнями, площадки с текущим рядом ручьём, хотя по описаниям он в этом месте должен течь под камнями. Пока готовился обед, была совершена разведка до предполагаемого места ночёвки, указанного в отчётах. Решено было разбить лагерь здесь, так как планировавшееся место выше по долине окружено осыпными склонами и с эстетической точки зрения сильно проигрывает. Здесь же мы имели возможность насладиться видом Памира с пиком Ленина (N39° 47.415' E72° 45.378', высота 4278 м, фото 3.4.13). Правда для этого пришлось около часа потратить на проведение земляных работ по выравниванию площадок под палатки, но оно того стоило. И опять же стоит отметить, что в августе воды в этом месте может не быть.

Фото 3.4.1 – Путь к пер. Моррисон от озёр Сары-Могол

Фото 3.4.2 – Путь к пер. Моррисон от озёр Сары-Могол

Фото3.4.3 – Подъём к пер. Моррисон

Фото 3.4.4 – Подъём к пер. Моррисон

Фото 3.4.5 – Подъём к пер. Моррисон. Вид назад.

Фото 3.4.6 – Группа на перевальном взлёте пер. Моррисон. Обход небольшого снежного карниза.

Фото 3.4.7 – Седловина пер. Моррисон

Фото 3.4.8 – Группа на пер. Моррисон. Вид в сторону д.р. Сары-Могол Юж.

Фото 3.4.9 – Путь спуска с пер. Моррисон в д.р. Курумды

Фото 3.4.10 – Вид со спуска с пер. Моррисон в сторону д.р. Курумды

Фото 3.4.11 – Крупноблочная морена в верховьях д.р. Курумды

Фото 3.4.12 – Крупноблочная морена в верховьях д.р. Курумды

Фото 3.4.13 – Лагерь в д.р. Курумды с видом на Памир и пик Ленина

Перевал Курумды Западный (4635 м, 2А)

1. Перевал Курумды Западный расположен в главном Алайском хребте восточнее вершины 4693 м.
  2. Соединяет долины рек Курумды и Киндык.
  3. Ориентация перевала: северо-запад – юго-восток.
  4. Характер перевала – скально-осыпной с юго-востока, снежно-ледовый с северо-запада.
  5. Пройден группой из д.р. Курумды в д.р. Киндык.
  6. Перевал соответствует заявленной категории сложности. Подъём идёт по скально-осыпному кулуару, спуск – по закрытому леднику. Требуется владение навыками самостраховки на осыпном склоне, передвижения плотной группой, перильной техники, техники передвижения в связках по закрытому леднику.
  7. В туре нашли записку группы туристского клуба «Гадкий утёнок» под руководством Ермилова А.М. от 08.08.2015 г.

Таблица 3.5 – График движения и технические характеристики перевала Курумды Западный

Ясно

Подъём на пер. Курумды Зап.

Моренные валы, средняя и крупная осыпь. Скально-осыпной кулуар крутизной до 35°.

1.7

+357

Ясно

Спуск с пер. Курумды Зап.

Снежно-ледовый склон крутизной до 40°, перила. Закрытый, затем открытый ледник крутизной до 15°, связки.

0.5

-209

Морены ледника № 331

Моренные валы, средняя и крупная подвижная осыпь.

5.3

-746

Общая протяжённость пути по данным GPS: 7.5 км, из них в зачёт: 7.5 км. Чистое ходовое время: 430 минут.

Общий перепад высот по GPS: +357 / -955 м.

Подъём на пер. Курумды Зап.

16 июля

Подъём дежурных в 4:00, выход в 6:20. Продолжаем подъём в сторону пер. Курумды Зап. по руслу ручья, который практически сразу исчезает под камнями. Путь пролегает в основном по крупной осыпи (фото 3.5.1). Чем ближе в перевальный взлёт, тем чаще встречаются живые камни, так что идти нужно внимательно. Проходим место, изначально планировавшееся под ночёвку (N39°47.480’, E72°45.131’, высота 4320 м). Здесь снова появляется вода видно, что были расчищены места под палатки.

Под перевальный взлёт подходим за 50 минут ЧХВ. Южный перевальный взлёт представляет собой три неярко выраженных осыпных кулуара, разделённых скальными выходами. Подниматься следует по самому правому по ходу кулуару, так как его крутизна наименьшая из всех трёх и составляет 30-35°. Перепад высоты от начала взлёта до перевала – 200 м. Осыпь средняя, не слежавшаяся, подвижная, встречаются скальные выходы. Идём в касках плотной группой серпантином (фото 3.5.2). Утомительный подъём занял 75 минут ЧХВ. На протяжении всего подъёма продолжаем наслаждаться видом на Памир (фото 3.5.3).

Спуск на ледник № 331 непосредственно в месте выхода на перевал опасен – снизу видны свежие следы падения камней. Поэтому за 5 минут переходим с восточной седловины (N39° 47.816' E72° 44.853') на западную (N39° 47.799' E72° 44.820'). К западной седловине с южной стороны ведёт центральный кулуар, самый левый южный кулуар с северной стороны оканчивается скальными сбросами. Восточная и западная седловина пер. Курумды Зап. разделены между собой скальным жандармом, который необходимо обходить слева по ходу движения по осыпному склону с небольшой потерей высоты.

На западную седловину выходим в 9:40 (фото 3.5.4). Седловина узкая, скально- осыпная, в сторону лед. № 331 нависают отдельные каменные блоки (высота 4635 м, фото 3.5.5). В туре сняли записку группы туристского клуба «Гадкий утёнок» под руководством Ермилова А.М. от 08.08.2015 г.

Спуск с пер. Курумды Зап.

Спуск с перевала начинаем в 11:30 в месте, где ледник максимально высоко подходит к седловине. Северный перевальный взлёт подрезан двумя бергшрундами, оба забиты снегом. Всего до той части, где можно идти в связках от седловины вешаем четыре верёвки. Крепление первой верёвки на петле на скальном выступе (фото 3.5.6, фото 3.5.7), второй и третьей – на ледобурах, четвёртой – на ледорубах. Крутизна склона на первой верёвке – 40°, второй и третьей – 35°, четвертой – 25-30°. Третья станция была организована практически над первым бергшрундом, четвёртая – под вторым (фото 3.5.8). Для организации второй и третьей станции приходилось докапываться до льда. В районе четвёртой станции слой снега уже был настолько большой, что решено было организовать катапульту из ледорубов. Всего на спуск потратили 140 минут.

Из-за северной экспозиции склона солнце на момент нашего спуска ещё не осветило склон, и мы смогли спокойно спуститься по перилам, не проваливаясь в снег. В отличие от перевального взлёта снег на более пологой части ледника к моменту выхода на него успел раскиснуть. Крутизна ледника здесь не более 10° (фото 3.5.9). Это заметно сни-

зило скорость нашего перемещения, так как первому приходится тропить, проваливаясь по колено. Каждые несколько десятков шагов лидеры сменяются.

Нижняя часть ледника открытая (фото 3.5.10). Его язык практически без увеличения крутизны переходит в морены. Здесь, на краю льда в 15:20 останавливаемся на обед (N39° 48.582' E72° 43.846', высота 4236).

Морены ледника № 331

Дальнейший спуск в д.р. Киндык проходит по моренным валам лед. № 331 (фо- то 3.5.11). Осыпь средняя и крупная, часто встречаются живые камни. Вначале идём около 1 км по центральной части долины, затем постепенно начинаем забирать к её правому борту. Выбор пути здесь – не самая лёгкая задача. Иногда приходится набирать сброшенную ранее высоту. Темп движения из-за этого, а также подвижных камней, невысок (фото 3.5.12). Через 120 минут ЧХВ от конца ледника, пройдя 4 км и сбросив 400 м, выходим по правому карману морены на её задернованную часть. Здесь течёт ручей, при большом желании возможна установка палаток (N39° 49.145' E72° 43.003', высота 4025 м, фото 3.5.13). Стоит отметить, что прохождение этого участка сильно вымотало группу, а слово «курумды» стало для участников нарицательным.

Дальнейший спуск в долину проходит по травянистым склонам крутизной 20-25° (фото 3.5.14). Перед спуском в долину есть конгломератно-осыпная устьевая ступень крутизной 30° и перепадом высоты чуть меньше 100 м (фото 3.5.15).

Спустившись за 45 минут ЧХВ от выхода из бокового кармана морены, в 20:25 выходим на отличные ровные зелёные площадки на правом берегу реки Киндык (N39° 49.453' E72° 42.333', высота 3680 м, фото 3.5.16). Чистая вода есть в ближайшем ручье.

Фото 3.5.1 – Путь подъёма на пер. Курумды Зап. от возможных мест ночёвки

Фото 3.5.2 – Подъём на пер. Курумды Зап. Движение плотной группой

Фото 3.5.3 – Вид на долину реки Курумды, Алайскую долину и Памир с перевала Курумды Зап.

Фото 3.5.4 – Группа на пер. Курумды Зап.

Фото 3.5.5 – Западная седловина пер. Курумды Зап.

Фото 3.5.6 – Начало спуска с пер. Курумды Зап. Первая веревка крепится за скальный выступ

Фото 3.5.7 – Спуск с пер. Курумды в сторону лед. № 331

Фото 3.5.8 – Спуск с пер. Курумды Зап. на лед. № 331. Синим отмечены участки перил, красные точки – места их крепления. Красным показан путь движения в связках.

Фото 3.5.9 – Перевал Курумды Зап. с лед. № 331

Фото 3.5.10 – Группа на языке лед. № 331

Фото 3.5.11 – Движение по моренам лед. № 331

Фото 3.5.12 – Группа в бесконечных крупноблочных моренах лед. № 331

Фото 3.5.13 – Спуск на задернованную часть по правому карману морены

Фото 3.5.14 – Группа на спуске в долину реки Киндык

Фото 3.5.15 – Устьевая ступень на спуске в долину Киндык

Фото 3.5.16 – Лагерь в верховьях д.р. Киндык. Красным показан путь подъёма по долине. Он ошибочен! «Правильная» тропа идёт вдоль реки, не забираясь наверх.

Траверс [пер. Рототаева, 4844 м – пер. Скобелева, 4816 м] (2А)

1. Перевал Рототаева расположен в северном отроге Алайского хребта, перевал Скобелева расположен в главном Алайском хребте.
  2. Перевал Рототаева соединяет ледник Кумтор Восточный (№ 308 д.р. Зор- Кумтор) и ледник Киндык Западный (№ 322 д.р. Киндык). Перевал Скобелева соединяет ледник Кумтор Восточный (№ 308 д.р. Зор-Кумтор) и ледник Каш- касу (№ 92 д.р. Кашкасу).
  3. Ориентация склонов: запад-восток.
  4. Характер перевала Рототаева: снежно-ледовый с востока, скально-осыпной с запада. Характер перевала Скобелева: снежно-осыпной с востока, ледово- осыпной с запада. Все перевалы с обоих сторон имеют участки закрытых ледников. Характер траверса гребня между перевалами – снежно-ледовый при подъёме с перевала Рототаева на вершину 4888 м, скально-осыпной при спуске с неё на перевал Скобелева.
  5. Пройден группой из д.р. Киндык в д.р. Зор-Кумтор с перевала Рототаева до перевала Скобелева.
  6. Категория сложности перевалов при их сквозном прохождении также 2А. Реальная сложность соответствует заявленной.
  7. Подъём на перевал Рототаева и спуск с перевала Скобелева идёт по закрытому леднику. Подъём на вершину 4888 м идёт по снежно-ледовой шапке, на спуске

– скальная ступень и скально-осыпные кулуары.

1. Данный траверс позволяет заменить спуск с перевала Рототаева в сторону ледника Кумтор Восточный по камнеопасным скально-осыпным кулуарам на спуск по широкому снежно-ледовому безопасному склону.
  2. В туре на перевале Рототаева снята записка группы туристов турклуба «Вестра» под руководством Кривоноса А.В. от 30.07.2013 г. В туре на перевале Скобелева снята записка группы туристского клуба «Гадкий утёнок» под руководством Ермилова А.М. от 13.08.2015 г.

Таблица 3.6 – График движения и технические характеристики траверса [пер. Рототаева-пер. Скобелева]

Переменная облачность, дождь, снег

Радиальный выход за заброской в д.р. Кичик-Алай Вост.

Травянистые склоны крутизной до 25°, тропа, грун- товая дорога

7.1

+512

Подъём на пер. Рототаева

Выход на лед. Киндык Зап. – осыпной склон крутизной 25°.

Лед. Киндык Зап. – закрытый, спокойный, крутизной

15-20°, связки.

Перевальный взлёт – крутизной до 30°, бергшрунд. На участках льда по тонким слоем снега до берг- шрунда движение с одновременной страховкой вы- ше, до выхода на седловину – перила.

2.9

+652

Траверс [пер. Рототаева – пер. Скобелева]

Подъём на в. 4888 м по снежно-ледовому склону крутизной до 20°, локальные участки 30°.

Спуск на пер. Скобелева – скальная ступень высотой 6 м, скально-осыпные кулуары крутизной до 35°.

0.4

+44

-75

4888-

Спуск с пер. Скобелева

Перевальный взлёт – крутизной 35°, перед выходом на пологую часть – забитый снегом бергшрунд.

Лед. Кумтор Вост. – закрытый в верхней части, крутизной 10°. В среднем течении ледник изменяет направление с северного на западное, зона разломов. В нижнем течении открытый, спокойный.

2.0

-466

Общая протяжённость пути по данным GPS: 39.4 км, из них в зачёт: 25.9 км. Чистое ходовое время: 1505 минут.

Общий перепад высот по GPS: +2213 / -1546 м.

Радиальный выход за заброской в д.р. Кичик-Алай Вост.

17 июля

На девятый день похода был запланирован радиальный выход за второй заброской, которую ранее нам пришлось оставить в посёлке Кашка-Суу, на четыре километра ниже по течению реки Кичик-Алай, чем предполагалось. В желаемой точке, в устье р. Киндык, не нашлось постоянных обитателей – стоявшие там киргизы собирались через пару дней сняться с летовки и уйти, а оставлять заброску на их глазах в камнях было небезопасно.

В связи с тяжёлым предыдущим днём (спуск с пер. Курумды Зап.) встаём поздно и выходим из лагеря только в 9:40. Мимо лагеря проходит хорошо заметная тропа, идущая по травянистым террасам. Она не прижимается к реке, а идёт высоко по правому борту д.р. Киндык. Примерно через два километра река уходит в каньон, тропа обходит его сверху (фото 3.6.1, 3.6.2). Ниже каньона появляется кустарник, ещё немного ниже – деревья. Спустя 50 минут ЧХВ от места ночёвки останавливаемся на привал недалеко от границы леса, где тропа раздваивается. Выбираем верхнюю, идущую через лес тропу, но ошибаемся – она уходит вверх на борт долины и скоро становится непролазной. Дабы не возвращаться, спускаемся прямо по склону и выходим вскоре к нескольким кошам (39° 51.770' N, 72° 41.959' Е, 3140 м) с многочисленными жильцами, откуда тропа вниз уже определяется безошибочно.

Через 90 минут ЧХВ от кошей выходим на грунтовую дорогу, идущую по д.р. Ки- чик-Алай Вост. (фото 3.6.3). Ещё за 55 минут ЧХВ доходим до посёлка Кашка-Суу. Наша заброска в целости и сохранности. Когда мы её оставляли, местные жители положили наши мешки в подвал дома, и мы переживали, не подпортят ли их грызуны, однако хозяева догадались перенести их непосредственно в дом.

Возвращаемся в лагерь по пути спуска. Обратный путь до лагеря занимает больше времени из-за усталости и начавшегося дождя. Через реку неподалёку от кошей перекинут мост (39° 52.423' N, 72° 42.024' E, 3028 м) к ещё одному кошу на левом берегу (фото 3.6.4). От него, по левому берегу в д.р. Кичик-Алай Вост. также идёт хорошая тропа, поэтому в нижнем течении всё равно, по какому берегу р. Киндык идти – оба пути одинаково хороши. На обратном пути киргизы останавливают нас и приглашают выпить чаю, что как нельзя кстати – мы изрядно замёрзли (фото 3.6.5). Выше кошей мы на этот раз сразу идём по нижней тропе правого берега, верхняя тропа через лес снизу даже не видна. В лагерь возвращаемся около 20:00 вечера, потратив на подъём 285 минут ЧХВ. В районе лагеря дождь начинает переходить в мокрый снег.

День сегодня выдался утомительным, чему способствовали пройденные в сумме 27 км с километровым сбросом и набором высоты.

Верховья долины реки Киндык

18 июля

Подъём дежурных в 7:30, выход в 11:40. Столь долгие сборы объясняются тем, что было необходимо разобрать принесённую вчера заброску. Идти нам сегодня не очень далеко, поэтому особо не спешим.

Выходим вверх по д.р. Киндык по тропе. Чем выше поднимаемся по долине, тем все менее заметной становится тропа, и часто разделяется. Это связано с тем, что в основном по ней на верхние пастбища ходит скот. Сегодня весь путь лежит по травянистым террасам, присыпанным выпавшим за прошлым день и ночь свежим снегом (фото 3.6.6).

За 10 минут ЧХВ от места ночёвки, переходя по камням многочисленные разливы ручьёв – правых притоков р. Киндык, подходим к северному отрогу в. 4612 м. Здесь мы вновь, как и вчера, выбрали не ту тропу. Правильный путь проходит вдоль русла реки, мы же поднимаемся около 100 м на отрог вершины, однако затем за отрогом приходится сбрасывать около 50 м, чтобы вернуться на правильную тропу (фото 3.5.16, 3.6.7, 3.6.8).

Вскоре пересекаем правый приток р. Киндык, берущий своё начало на лед. № 328 и озера с отметкой 4138 м. Выше притока река уходит в каньон, который обходим поверху. За каньоном течёт второй правый приток, который в свою очередь берёт начало на лед. № 326 и № 327 и озере с отметкой 4039 м. Оба притока переходятся без проблем по камням.

За вторым притоком правый борт, по которому мы поднимаемся, становится более крутым и осыпным (осыпные склоны в. 4724 м), на левом же продолжаются травянистые террасы. Поэтому принимаем решение перейти Киндык и продолжить путь по левому берегу (фото 3.6.9). Чуть выше впадения второго притока находим удобное место для переправы по камням (N39° 48.212' E72° 40.730', высота 3998 м), вскоре за которым делаем очередной привал. Путь сюда от лагеря занял 150 минут ЧХВ, пришли в 15:30, пройдя 4,2 км и набрав около 400 м по высоте.

Локальный пупырь, расположенный посередине долины и лежащий южнее отметки 4439 м, обходим справа по ходу движения. Далее траверсируем травянистый склон крутизной 20° в сторону виднеющегося отсюда последнего «зиг-зага» р. Киндык (фо- то 3.6.10). После него река разливается по широкому ровному галечному «аэродрому». Перед ним траверсируем осыпной склон крутизной 25°, который и является левым бортом «зиг-зага» (фото 3.6.11).

В 17:55, перейдя на галечных разливах изрядно обмельчавший к этому времени Киндык, становимся лагерем на площадках в дальней их части, ближе к началу подъёма на лед. Киндык Зап. (N39° 48.406' E72° 38.847', высота 4192 м, фото 3.6.12). Мест под палатки здесь очень много, вода – в реке. От первого брода места лагеря дошли за 80 минут ЧХВ. Погода весь день хмурилась, к вечеру снова пошёл снег.

Подъём на пер. Рототаева

19 июля

Подъём дежурных в 3:30, выход в 5:40. Организовав столь ранний подъём, мы надеялись проскочить закрытый лед. Киндык Зап. без тропёжки. Язык ледника разделён на две части большим нунатаком, таким образом выход на ледник возможен либо по северной, либо по южной части. Южная ветвь более крутая, и расположена дальше от лагеря, поэтому выбираем второй вариант (фото 3.6.12).

За один переход 35 минут ЧХВ по присыпанной снегом средней слежавшейся осыпи круизной 25° подходим к началу ледника. Открытой части нет, сразу организовываем связки. Пока готовимся к прохождению ледника, над нами проходит небольшой снежный заряд. Выход на ледник плавный, крутизна порядка 10° (фото 3.6.13). Идём ближе к левому борту, но не прижимаясь к нему. Снега становится всё больше. Наш расчёт на ранний подъём не оправдался – снег не смёрзся, и мы начинаем проваливаться, иногда по колено.

Через 1,2 км от начала ледника его крутизна несколько увеличивается, до 15°. В 8:00 нас накрывает второй снежный заряд, на этот раз более сильный и продолжительный. Пережидаем его, укрывшись тентом. Через час он прекращается, выглядывает солнце. Продолжаем подъём в сторону пер. Рототаева по глубокому снегу. Тропим попеременно, однако скорость нашего передвижения всё равно мала. Трещины на леднике есть, но они все узкие и встречаются редко (фото 3.6.14).

Под перевальный взлёт подходим в 12:10 за 235 минут ЧХВ от лагеря. Целесообразнее всего на перевал подниматься не в лоб, а по дуге справа по ходу движения (фото 2.6.15). При подъёме в лоб длина крутого участка будет больше (фото 3.6.16). Крутизна склона в нижней части перевального взлёта составляет 30°. Посередине склон подрезан бергшрундом, по большей части он засыпан снегом. Чем ближе к бергу, тем меньше становится толщина снега. В итоге перед самым бергом слой снега совсем незначительный, поэтому организовываем одновременную страховку через ледобуры. Всего ставим 4 точки промежуточной страховки через каждые 5-7 метров.

Непосредственно перед бергшрундом крутизна склона вновь уменьшается до 20°, а слой снега резко увеличивается. Перед забитым снегом бергшрундом делаем станцию на ледорубах. Дальнейший выход через берг и далее на седловину перевала безопасней осуществлять по перилам. Лидер пытается протропить с рюкзаком, но через несколько шагов возвращается, оставляет рюкзак на станции и вторую попытку делает уже практически ползком, уменьшая тем самым давление на снег (3.6.17). Его рюкзак и рюкзаки ещё троих человек на вторую станцию вытаскиваем верёвкой. Вторая часть группы поднимается с рюкзаками по протоптанной траншее. Бергшрунд настолько засыпан снегом, что его почти не заметно. Вторая верёвка, как и первая, идёт влево-вверх по ходу движения. Крепление также на ледорубах. До выхода на седловину провешиваем ещё полверёвки уже строго вверх по склону крутизной 15°.

На седловину перевала Рототаева поднялись в 16:05, затратив 215 минут ЧХВ на преодоление перевального взлёта (N39° 48.151' E72° 37.210', высота 4844 м). Высота перевального взлёта – 160 м. Седловина перевала снежная, шириной порядка 20 м, есть несколько мульд с водой. Мы сильно устали от тропёжки на высоте чуть ниже пяти тысяч метров, а время уже к вечеру. Поэтому решаем заночевать прямо на перевале (фото 3.6.18, 3.6.19).

Тур находится чуть севернее лагеря, на скальном зубе. В туре сняли записку группы туристов турклуба «Вестра» под руководством Кривоноса А.В. от 30.07.2013 г.

Траверс [пер. Рототаева – пер. Скобелева]

20 июля

Подъём дежурных в 5:00, выход в 8:30. Утром очень холодно, завтрак готовится долго. Небо абсолютно ясное, видимость очень хорошая. Снова виден Памир, в предрассветной дымке встаёт массив Курумды – Заря Востока первыми лучами солнца освещается высшая точка района – пик Скобелева. С эстетической точки зрения ночёвка на пер. Рототаева, безусловно, является одной из изюминок нашего похода, а хорошая акклиматизация позволила осуществить её без проблем. Стоит отметить, что в обеих перевальных записках (обе группы также шли траверс) в графе «Состояние группы» содержатся такие слова: «Удовлетворительное», «Так себе (хреновое)». Разбив же траверс на два дня, мы смогли избежать чрезмерного напряжения сил нашей группы.

Подъём на в. 4888 м идёт ступенями по краю снежно-ледовой шапки и скально-осыпного склона (фото 3.6.20). Крутизна ступеней локально достигает 35°, местами необходимо сделать три-четыре шага на передних зубьях кошек (жёсткий фирн) с самостра- ховкой ледорубом. За один короткий переход 15 минут ЧХВ вышли на в. 4888 м (N39° 48.073' E72° 37.214', высота 4888 м, фото 3.7.21). Вершина снежно-ледово-осыпная. Она является узловой – от неё на восток отходит снежно-ледовый гребень, на юг, в сторону пер. Скобелева – скально-осыпной, присыпанный снегом (фото 3.7.22).

Пройдя 15 метров на юг по осыпи, вышли к вертикальной скальной ступени высотой 6 м. Спускаемся дюльфером, закрепив локальную петлю на её вершине (фото 3.7.23). Дальнейший спуск по гребню не представляется возможным из-за обилия скальных выходов, поэтому осуществляем его, чуть приспустившись на правый по ходу движения склон. Общее направление спуска по склону – влево-вниз.

Склон – осыпной, крутизной 35°, пересечённый несколькими скальными гребнями. Осыпь средняя, не слежавшаяся, есть участки задутого снега. В нижней части склона, ближе к телу ледника Кумтор Вост., выполаживания нет, наоборот – крутизна увеличивается до 40-45°, поэтому решаем организовать перила. Крепление перил осуществляем на локальных петлях на скальных выступах. Скалы сильно разрушены, поэтому прежде чем организовать станцию необходимо очень хорошо проверить место крепления и почистить от шатающихся блоков. Всего было провешено три верёвки (фото 3.6.24, 3.6.25). Крайний участник уходил с нижней страховкой. От крайней станции выход на седловину пер. Скобелева выход траверсом по среднеосыпному склону крутизной 20° протяжённостью около 50 м, есть участки подвижной осыпи.

Затратив на весь спуск 220 минут ЧХВ, в 12:45 выходим на седловину пер. Скобелева (N39° 48.005' E72° 37.160', высота 4816 м, фото 3.6.26). Седловина снежно- осыпная, шириной 5 м. С запада на перевал подходит мелкоосыпной склон, на восток нависает снежный карниз. В туре сняли записку группы туристского клуба «Гадкий утёнок» под руководством Ермилова А.М. от 13.08.2015 г. При необходимости на перевале также возможна установка палаток, однако седловина этого перевала более узкая, чем седловина пер. Рототаева, воды нет.

Спуск с пер. Скобелева

В 13:35 начинаем спуск в связках в сторону лед. Кумтор Вост. Перевальный взлёт представляет собой снежно-ледовый склон крутизной 35° в верхней части с постепенным выполаживанием по мере приближения к основному телу ледника. В нижней части подрезан нешироким бергшрундом, полностью забитым снегом. Высота перевального взлёта – 160 м. В нашем случае участки открытого льда полностью отсутствуют.

Мелкая осыпь, лежащая на перевале с западной стороны, через 10-15 метров от седловины переходит в фирн. В кошках идти комфортно, в отличие от лед. Киндык Зап. тропёжки здесь нет, несмотря на полдень и жаркое солнце. Возможно это связано с орографией долин: преимущественное направление ветров на Кичик-Алае – запад-восток, поэтому снег на лед. Кумтор Вост. задутый и плотный. Под перевальный взлёт спустились за 20 минут ЧХВ (фото 3.6.27).

В верхней части лед. Кумтор Вост. имеет крутизну не более 10°. Спуск осуществляем, придерживаясь правой части ледника (фото 3.6.28). Через 400 м после спуска с пер. Скобелева, в своей средней части, ледник поворачивает под 90°, изменяя направление с северного на западное. Здесь находится зона разломов. Наименьшее количество трещин можно встретить, если спускаться, отступив треть ширины ледника от его правого борта и постепенно смещаясь к центру (фото 3.6.29). Крутизна средней части ледника 20-25°, протяжённость – 500 м. Встречаются широкие трещины, приходится тщательно выбирать путь спуска.

В нижней части лед. Кумтор Восточный открытый, трещин нет, крутизна уменьшается до 15°. Держим путь на срединную морену, образованную двумя ветвями ледника – той, по которой мы спустились, и подходящей слева по ходу, спускающейся со склонов в. 4736 м. На морене крутизна склона вновь уменьшается, до 10°. Находим на ней удобные ровные площадки и ставим лагерь (N39° 48.159' E72° 36.070', высота 4347 м, фото 3.6.30). Воду берём в ручье на леднике.

Фото 3.6.1 – Тропа в верховьях д.р. Киндык

Фото 3.6.2 – Каньон в среднем течении р. Киндык

Фото 3.6.3 – Автомобильная дорога в д.р. Кичик-Алай Вост.

Фото 3.6.4 – Летовка на левом берегу р. Киндык

Фото 3.6.5 – Греемся и пережидаем дождь в гостях у местных пастухов

Фото 3.6.6 – Долина реки Киндык. Вид с места ночёвки

Фото 3.6.7 – Подъём на моренный вал в направлении пер. Рототаева («правильная» тропа идет вдоль реки! – показана синим курсивом)

Фото 3.6.8 – Верховья реки Киндык, путь к пер. Рототаева

Фото 3.6.9 – Переход реки Киндык

Фото 3.6.10 – Верховья реки Киндык, путь по террасам левого берега

Фото 3.6.11 – Траверс осыпного склона перед выходом к галечным полям

Фото 3.6.12 – Место ночёвки на галечных полях и путь подъёма на ледник Киндык Зап.

Фото 3.6.13 – Место выхода на ледник Киндык Зап.

Фото 3.6.14 – Движение по лед. Киндык Зап. в направлении пер. Рототаева

Фото 3.6.15 – Путь подъёма на пер. Рототаева по лед. Киндык Зап.

Фото 3.6.16 – Перевальный взлёт пер. Рототаева. Красным обозначен участок движения с одновременной страховкой через ледобуры, синим – подъёма по перилам

Фото 3.6.17 – Лидер на подъёме на пер. Рототаева, преодоление засыпанного бергшрунда (первая верёвка)

Фото 3.6.18 – Седловина пер. Рототаева, место ночёвки

Фото 3.6.19 – Группа на пер. Рототаева. На заднем фоне – западная вершина п. Скобелева, пер. Седло Скобелева

Фото 3.6.20 – Начало траверса от пер. Рототаева. Подъём к в. 4888 м

Фото 3.6.21 – На в. 4888 м

Фото 3.6.22 – Вид с в. 4888 м на юг

Фото 3.6.23 – Дюльфер со скальной ступени

Фото 3.6.24 – Перила на траверсе пер. Рототаева – Скобелева. Вторая верёвка.

Фото 3.6.25 – Перила на траверсе пер. Рототаева-Скобелева. Вторая верёвка. Последний участник идёт с нижней страховкой

Фото 3.6.26 – Группа на пер. Скобелева

Фото 3.6.27 – Путь спуска с пер. Скобелева на лед. Кумтор Вост.

Фото 3.6.28 – Группа на лед. Кумтор

Фото 3.6.29 – Заключительная часть спуска по лед. Кумтор Вост.

Фото 3.6.30 – Лагерь на срединной морене на лед. Кумтор Вост.

Перевал Скобелева Западный (4559 м, 2А)

1. Перевал Скобелева Западный расположен в главном Алайском хребте южнее западной вершины пика Скобелева.
  2. Соединяет ледник № 307 (д.р. Зор-Кумтор) и ледник № 89 (д.р. Кекджар).
  3. Ориентация склонов: северо-запад – юго-восток.
    1. Характер перевала – снежно-ледовый с северо-запада, скально-осыпной с юго- востока.
    2. Пройден группой из д.р. Зор-Кумтор в д.р. Кекджар.
      1. Перевал соответствует заявленной категории сложности. Оба ледника закрытые. Основная сложность в прохождении перевала: с северо-запада – снежно- ледовая ступень ледника № 307, в то время как перевальный взлёт как таковой отсутствует, с юго-востока – крутой скальный пояс борта ледника № 89. Тре- буется владение навыками перильной техники и техники передвижения в связ- ках по закрытому леднику.
      2. В туре нашли записку группы из Красноярска и Хакасии (3 человека) от17.07.2016 г.

Таблица 3.7 – График движения и технические характеристики перевала Скобелева Западный

Переменная облачность

Подъём на пер. Скобелева Зап.

Перегиб ледника № 307 – крутизной до 40°, перила. Выше перегиба ледник спокойный, крутизной до 15°, закрытый, связки.

+312

Переменная облачность, снег

Спуск с пер. Скобелева Зап.

Перевальный взлёт – скальная ступень крутизной до

85°, осыпной склон крутизной до 35°. Перила.

Лед. № 89 – закрытый, спокойный, редкие трещины, крутизной до 15°. Язык ледника крутизной 20°.

Связки.

-234

Долина реки Кекджар

Моренные валы лед. № 89, средняя и мелкая осыпь крутизной до 25°.

Конгломератно-осыпные террасы крутизной до 10°.

4.0

-512

Общая протяжённость пути по данным GPS: 7.6 км, из них в зачёт: 7.6 км. Чистое ходовое время: 660 минут.

Общий перепад высот по GPS: +312 / -746 м.

Подъём на пер. Скобелева Зап.

21 июля

Подъём дежурных в 5:30, выход в 8:10. Подъём на пер. Скобелева Зап. с северо- запада проходит по лед. № 307. Ледник лежит между двумя отрогами главного Алайского хребта. В месте их окончания находится его крутой перегиб, образующий ледопад. Обойти его можно либо поднимаясь вдоль правого по ходу движения отрога по осыпному склону крутизной (согласно описаниям) 35-40°, либо вдоль левого – по ледовому склону крутизной 40°, в той части, где трещин меньше, а сами они неширокие. Перепад высоты в обоих случаях составит около 120 м (фото 3.7.1). Первый вариант более предпочтителен для спуска, так как осыпь там крайне подвижная. Мы воспользовались вторым вариантом. За один переход 20 минут ЧХВ от срединной морены по открытому леднику подходим без потери высоты к началу подъёма на перегиб. Если смотреть на него снизу, то чем ближе к левому отрогу, тем меньше трещин, однако при этом возрастает количество свежих камней, которые лежат на леднике и, явно, слетели со скал этого отрога. Поэтому при прокладывании пути приходится искать баланс между трещинами и камнями (фо- то 3.7.2). Чем дольше солнце освещает склон, тем активнее начинают лететь камни, но не очень большие и одиночные. Несколько камней за время подъёма проходят довольно близко от нас, но никого не задевают основной же путь их падения остаётся слева по ходу.

Всего на подъём было провешено 3 верёвки, все станции на ледобурах. На склоне появляется снег, чем выше – тем больше становится его слой, так что для организации станций его приходится расчищать. Лёд грязный, с песком и мелкими камнями, один из буров сильно затупился. За всё время подъёма пересекли две явные трещины, обе забиты снегом. Крутизна первой веревки составляет от 25° внизу до 40° наверху, второй – постоянно 40°, крутизна третьей наверху опять уменьшается до 25° (фото 3.7.3). Далее преодолеваем участок снежного склона протяжённостью 20 м и крутизной 25° в связках с попеременной страховкой, ещё 30 м 15° до скал выходим просто в связках. Собираемся все вместе в 12:45 (N39° 47.870' E72° 35.798', высота 4433 м, фото 3.7.4), затратив в сумме на подъём на перегиб ледника почти четыре часа.

Вторая часть пути к седловине пер. Скобелева Зап. проходит по закрытому лед. № 307. Сам ледник спокойный, крутизной не больше 15°, явных трещин мы не заметили. Идём в направлении перевала вначале около 700 м вдоль правого борта, затем такой же по протяжённости отрезок по широкой дуге с выходом в центр. Снег плотный, так что тропить практически не приходится. Перевальный взлёт как таковой отсутствует – ледник плавно выходит на седловину перевала (фото 3.7.5).

На перевал вышли в 14:50 за 85 минут ЧХВ от перегиба (N39° 47.240' E72° 36.217', высота 4659 м, фото 3.7.6). На перевале сняли записку группы из Красноярска и Хакасии (3 человека) от 17.07.2016 г.

Спуск с пер. Скобелева Зап.

Южный перевальный взлёт представляет собой пояс сильно разрушенных скал, переходящий в осыпной склон, который в свою очередь выводит на лед. № 89. Классический путь прохождения этого участка начинается от перевальной седловины по крутому, до 70°, скальному кулуару. В кулуаре лежат в большом количестве подвижные камни средних размеров, которые очень легко можно сдёрнуть верёвкой. С седловины нависает снежный карниз. Столь камнеопасный вариант спуска нам совершенно не понравился.

Разведка показала, что в 20 метрах ближе к левому борту лед. № 307 есть второй кулуар. Он более отвесный, до 85°, однако это приводит к тому, что в нём гораздо меньше живых камней. Протяжённость крутой части чуть более 15 м, затем начинается осыпной склон крутизной 35° протяжённость 50 м (фото 3.7.7). Безопасно закрепить верёвку на скалах не представлялось возможным, поэтому, докопавшись на леднике до льда, организовали станцию на бурах, сдёргивание верёвок – на длинной ледовой проушине (фото 3.7.8). Мы использовали 12 м расходого репшнура для того, чтобы петля проушины легла за перегиб склона. Предварительно очистив перегиб от живых камней, организовали спуск. Скалы разрушенные, поэтому дополнительно каждому участнику была обеспечена верхняя страховка. Считаем, что такой вариант прохождения пер. Скобелева Зап. с севера на юг намного более безопасный, нежели классический (фото 3.7.9).

На краю ледника и осыпи под перевалом все собрались в 18:50. Изначально у нас было запланировано восхождение на высшую точку района – п. Скобелева, однако, растянув траверс перевалов Рототаева – Скобелева два дня, мы на день отставали от графика. С технической точки зрения восхождение на п. Скобелева с лед. № 89 не является интересным – нет ни одного участка, требующего технической работы. Кроме того, погода к вечеру вновь начала портиться, а это значило, что на следующий день снег и сильный ветер продолжились бы (что и произошло). Использовать же запасной день в середине похода совершенно не хотелось. Поэтому приняли решение отказаться от восхождения и начать спуск в д.р. Кекджар.

Ледник № 89 имеет такой же характер, что и пройденный нами лед. № 307, с тем отличием, что он заканчивается спокойным языком крутизной 20°. Ледник полностью закрытый. Идём в связках, постепенно выходя на центр ледника (фото 3.7.10). За 15 минут, сбросив 180 м, спустились до конца языка ледника. Начинается снег, и необходимо ставить палатки. Разведка находит в 200 м от окончания ледника в правом кармане морены ровные галечные площадки, покрытые тонким слоем льда и снега. Рядом по разливам течёт ручей с чистой водой. В 19:50 встаём на ночёвку (N39° 46.669' E72° 36.326', высота 4425 м, фото 3.7.11). Ночью идёт снег.

Долина реки Кекджар

22 июля

Подъём дежурных в 7:30, выход в 10:00. Зачастую в отчётах говорится, что на лед. № 89 берёт своё начало второй левый приток реки Кекджар. Однако если взглянуть на карту, то видно, что этот ледник является истоком самой реки. В этом разделе будет дано описание её долины до поворота на восток. В этом месте сами мы повернём на запад и начнём подъём на пер. Кекджар.

Продолжаем спуск по морене ледника. Осыпь средняя и крупная, крутизной 10-15°. Пересекаем её по диагонали, двигаясь к центру долины. Слева по ходу остаётся небольшое озеро, рядом с ним видны площадки под палатки, также площадки есть в точке (N39° 46.543' E72° 36.399', высота 4389 м) в 70 м на северо-запад от озера. Оконечность морены, перегораживающая всю долину от борта до борта, имеет крутизну до 25°, перепад высоты составляет 80 м. Осыпь также средняя и крупная, подвижная, проходим этот участок по одному (фото 3.7.12).

После спуска с морены двигаемся в сторону левого борта, крутизна вновь уменьшается до 15° (фото 3.7.13). В 250 м проходим ещё одни площадки под палатки (N39° 46.311' E72° 36.540', высота 4257 м), здесь появляется ручей – один из истоков реки Кекджар, вскоре уходящий в V-образный каньон протяжённостью 300 м. Борта каньона –мелкая осыпь, траверсируем левый борт со сбросом высоты. Идти по такой осыпи очень приятно. После каньона долина расширяется и выполаживается.

Переходим ручей по камням на правый берег. Долина в этой части имеет совсем небольшой уклон, множество мест под палатки. Через 800 метров от перехода на правый берег в р. Кекджар впадает левый приток, текущий со склонов в. 4823 м. В этом месте с правого борта к реке подходит осыпной вынос. Здесь легче всего идти непосредственно по руслу. Уклон дна долины – 10°. Пройдя 300 м, после окончания осыпного выноса опять выходим на правый берег и идём по нему до поворота основной долины на восток. У поворота появляется трава, собираем лук для обеда (N39° 44.863' E72° 36.641', высота 3913 м). С запада приходит долина притока р. Кекджар, берущего начало на лед. № 87. От морены до этого притока дошли за 60 минут ЧХВ.

Фото 3.7.1 – Путь подъёма на ступень лед. № 307 в обход ледопада. Синим показан участок перил, зеленым – один из вариантов обхода ледопада. Красными стрелками отмечена зона падения камней

Фото 3.7.2 – Подъём на лед. № 307 в обход ледопада. Первая и вторая верёвки. Синим отмечены участки перил, красная точка – место крепления первой веревки.

Фото 3.7.3 – Подъём на лед. № 307. Третья верёвка

Фото 3.7.4 – Лед. № 307 выше ледопада

Фото 3.7.5 – Седловина пер. Скобелева Зап.

Фото 3.7.6 – Группа на пер. Скобелева Зап.

Фото 3.7.7 – Спуск с пер. Скобелева Зап. Синим показан участок перил

Фото 3.7.8 – Спуск с пер. Скобелева Зап. Веревка крепится на ледовой проушине. Дополнительно для всех участников организована верхняя страховка

Фото 3.7.9 – Путь спуска с пер. Скобелева Западный на лед. № 89

Фото 3.7.10 – Движение по лед. № 89

Фото 3.7.11 – Лагерь на песчано-галечных площадках под лед. № 89

Фото 3.7.12 – Спуск в д.р. Кекджар от лед. № 89

Фото 3.7.13 – Спуск в д.р. Кекджар от лед. № 89

Перевал Кекджар (4154 м, н/к)

1. Перевал Кекджар расположен в южном отроге Алайского хребта между вер- шинами 4648 м и 4572 м.
  2. Соединяет д.р. Кекджар и д.р. Дамджайлоо.
  3. Ориентация склонов: запад – восток.
  4. Характер перевала – травянистый.
  5. Пройден группой из д.р. Кекджар в д.р. Дамджайлоо.
    1. Перевал соответствует заявленной категории сложности. Подъём идёт по тро- пе, на спуск тропа теряется.
    2. В туре нашли записку группы туристов туристского клуба «Гадкий утёнок» под руководством Гальченко К.А. от 17.08.2015 г.

Таблица 3.8 – График движения и технические характеристики перевала Кекджар

Подъём на пер. Кекджар

Травянистые увалы крутизной до 10°

2.5

+238

Спуск с пер. Кекджар, подъём к озёрам Дамждайлоо

Травянистые увалы крутизной до 5°. Травянисто-осыпные валы крутизной до 15°.

4.3

-158

+140

Общая протяжённость пути по данным GPS: 6.8 км, из них в зачёт: 6.8 км. Чистое ходовое время: 170 минут.

Общий перепад высот по GPS: + 378 / -158 м.

Подъём на пер. Кекджар

Повернув в западном направлении, за 10 минут пересекаем долину по диагонали в направлении дальнего, южного, склона. По центру долины проходит хорошо набитая тропа. Вдоль южного борта течёт чистый ручей, рядом с которым на абсолютно ровной травянистой площадке встаём на обед (N39° 44.748' E72° 36.379', высота 3939 м). Периоды солнечной погоды периодически прерываются зарядами снежной крупы.

Выходим в 14:30 в сторону пер. Кекджар. Возвращаемся на тропу. Общий уклон долины 10°. Тропа проходит по травянистым увалам, постепенно забирая ближе к левому борту в том месте, где долина притока поворачивает на север (фото 3.8.1). Нам на север поворачивать не нужно, и мы продолжаем движение в западном направлении. Крутизна склона увеличивается до 15°, а тропа вскоре теряется. За несколько сотен метров до седловины перевала крутизна склона уменьшается почти до нуля.

Пер. Кекджар представляет собой огромное, практически ровное, «футбольное поле». Для того чтобы выйти напрямую к туру, который находится в центре седловины, используем GPS. Путь до тура от места обеда занял 65 минут ЧХВ, набор высоты – 220 м, пройдено 2,0 км. На перевал вышли в 15:50 (N39° 44.628' E72° 35.249', высота 4154 м, фо- то 3.8.2). В туре сняли записку группы туристов туристского клуба «Гадкий утёнок» под руководством Гальченко К.А. от 17.08.2015 г.

Спуск с пер. Кекджар, подъём к озёрам Дамджайлоо

Дальнейший наш путь лежит к озёрам Дамджайлоо, находящимся в верховьях одноимённой долины. Для того чтобы попасть к ним непосредственно вниз с пер. Кекджар нам спускаться не нужно, а необходимо обогнуть западный отрог в. 4648 м с минимальным сбросом высоты, забирая всё время в северном направлении, и выйти в долину (фото 3.8.3).

Около километра идём в сторону д.р. Дамджайлоо вдоль склона отрога практически без сброса высоты и выходим к левому борту долины. Затем поворачиваем на северо- запад и, скинув около 150 м, оказываемся в центре д.р. Дамджайлоо. Здесь начинаются травянисто-осыпные валы крутизной до 15°. Ориентироваться здесь лучше всего по GPS, общее направление – на север. Иногда набранную высоту приходится снова сбрасывать. Слева по ходу оставляем озеро Кош-Кёль и продолжаем подъём вдоль русла ручья, впадающего в него из озёр Дамджайлоо, по его правому берегу (фото 3.8.4). В 18:30 ручей выводит нас к нижнему озеру с отметкой уреза воды 4122 м. Вдоль его южного берега выходим к перемычке с соседним, более крупным озером (с отметкой 4123 м). По этой перемычке, представляющей собой завал крупноблочной осыпи, по которой течёт вода, переходим в 18:30 к запланированному месту ночёвки на северном берегу озёр (N39° 45.744' E72° 33.272', высота 4133 м, фото 3.8.5). Путь от пер. Кекджар занял 105 минут ЧХВ.

Здесь на следующий день устраиваем днёвку. Озёра Дамджайлоо очень красивые и колоритные. Отсыпаемся, стираемся, некоторые купаются в озёрах, благо день выдался солнечным и тихим.

Фото 3.8.1 – Подъём на пер. Кекджар

Фото 3.8.2 – Группа на пер. Кекджар

Фото 3.8.3 – Спуск с пер. Кекджар в направлении озёр Дамджайлоо

Фото 3.8.4 – Подъём к озёрам Дамджалоо

Фото 3.8.5 – Лагерь между озёр Дамджайлоо. Вид на юг, в направлении д.р. Дамджайлоо и Алайской долины

Пик Кызыл-Ункюр (4890 м, 2А, рад.)

1. Пик расположен в главном Алайском хребте западнее озёр Дамджайлоо между перевалами Спартак и Карасиль Западный. Является узловой вершиной: на юг отходит отрог, разделяющий долины рек Дамджайлоо и Кызыл-Ункюр.
  2. Характер рельефа:

восточный перевальный взлёт перевала Вспомогательный – осыпной в нижней части, снежно-ледовый в верхней

гребень между перевалами Вспомогательный и Больших Спортсменов – осыпной, затем снежно-ледовый

гребень между перевалом Больших Спортсменов и пиком Кызыл-Ункюр –скально-осыпной, локальные снежники.

1. Кызыл-Ункюр – красная пещера.
    1. Восхождение совершено радиально от озер Дамджайлоо по южному гребню через перевалы Вспомогательный и Больших Спортсменов.
    2. Восхождение по данному маршруту соответствует категории сложности 2А. Требуется владением навыками самостраховки на осыпном и снежном склоне, техники передвижения в связках по закрытому леднику и скальному рельефу.
    3. Является прекрасной обзорной точкой.
    4. Без описания спуска. Спуск по пути подъёма.
      1. В туре на перевале Вспомогательный нашли записку двух туристов из Санкт- Петербурга от 13.07.2016 г., написанная поверх записки группы туристов МГУ под руководством Маслова А.С. от 18.07.2013 г.
      2. В туре на пике Кызыл-Ункюр сняли записку этих же туристов, написанную поверх записки группы туристов Нижегородского горного клуба под руковод- ством Турченко М. от 22.08.2014 г.

Таблица 3.9 – График движения и технические характеристики пика Кызыл-Ункюр

Ходо- вое время, мин.

Подход под пер. Вспомогательный

Травянисто-осыпные валы крутизной до 10°. Средняя осыпь крутизной до 20°.

+329

Подъём на пер. Вспомогательный

Средняя осыпь крутизной до 30°. Снежно-ледовый склон крутизной до 35°.

0.3

+326

Гребень между пер. Вспомогательный и пер. Больших Спортсменов

Крупная и средняя осыпь крутизной 15°.

Снежно-ледовый гребень крутизной до 30°, закрытый ледник, связки.

1.3

-19

Гребень между пер. Больших Спортс- менов и п. Кызыл-Ункюр

Скально-осыпной гребень крутизной до 35°, участки снежников. Связки.

0.5

+121

Спуск в лагерь

По пути подъёма за исключением пер. Вспомогатель- ный (спуск по мелкой и средней осыпи крутизной до 30°)

4.3

-757

Общая протяженность пути по данным GPS: 8.8 км, из них в зачёт: 4.4 км. Чистое ходовое время: 490 минут.

Общий перепад высот по GPS: + 776 / -776 м.

Подход под пер. Вспомогательный

24 июля

Подъём дежурных в 4:30, выход в 7:35. От лагеря переходим на южную сторону перемычки и идём вдоль озера с отметкой уреза воды 4123 м в юго-западном направлении. У юго-западной оконечности озер есть площадки под палатки. С запада в озеро впадает ручей, который переходим по камням, и идём по его левому борту в сторону пер. Вспомогательный (фото 3.9.1). Слева по ходу под склонами в. 4627 м и лед. № 83 остаются ещё два небольших озера. Рядом с ними склон чисто осыпной, поэтому забираем от ручья выше на борт, к задернованным моренным валам. Общая крутизна подъёма составляет 10°.

Через 200 м западнее окончания второго маленького озера на север уходит левый боковой карман морены, ведущий к пер. Спартак. По нему, в основном под камнями, течёт ручей. По правому борту этого ручья идёт подъём на пер. Спартак, мы же продолжаем движение в западном направлении. Вскоре растительность заканчивается, а крутизна осыпи возрастает до 15°.

Подъём на пер. Вспомогательный

Под перевальный взлёт подходим от лагеря за 65 минут ЧХВ. Восточный перевальный взлёт пер. Вспомогательный представляет собой осыпной склон (мелкая и средняя подвижная осыпь) крутизной от 20° в нижней до 35° в верхней части и протяженностью 300 м, лежащий между скальными выходами. Левее по ходу движения на склоне лежит снежник, и мы решаем подниматься по нему, чтобы не тратить силы на «эскалатор».

Плотной группой подходим под левый по ходу сильно разрушенный скальный выход, ограничивающий осыпной вариант подъёма на пер. Вспомогательный. Здесь выходим на снежник и поднимаемся с самостраховкой ледорубом по снежным ступеням влево- вверх по направлению к выходу осыпи. Затем вдоль границы снега и осыпи на три такта поднимаемся вверх к её верхней точке. Крутизна склона 30°, под снегом появляется лёд, поэтому в верхней точке осыпи надеваем кошки. В кошках от осыпи выходим на гребень ещё 15 м по снежно-ледовому склону крутизной 35° (фото 3.9.2, 3.9.3). Подъём занял 65 минут ЧХВ.

На пер. Вспомогательный вышли в 11:05 (N39° 75.346' E72° 53.388', высота 4462 м). В туре сняли записку двух туристов из Санкт-Петербурга от 13.07.2016 г. (это наши друзья, акклиматизирующие на Кичик-Алае перед восхождением на п. Ленина), написанная поверх записки группы туристов МГУ под руководством Маслова А.С. от 18.07.2013 г. Перевальная седловина осыпная, шириной около 20 м, воды нет.

Гребень между пер. Вспомогательный и пер. Больших Спортсменов

Сняв кошки, выходим в 10:25 по пологому осыпному гребню в направлении узловой вершины. Неявно выраженный разрушенный жандарм обходим слева по склону (крупная осыпь), затем поднимаемся по слежавшейся пологой осыпи до места, где прилегает лед. № 82 (N39° 75.664' E72° 52.721', высота 4628 м). Общая крутизна подъёма 15° (фото 3.9.4).

С этого места некоторые группы выходили на ледник и шли траверсом склона к перевалу Больших Спортсменов, а некоторые предпочитали двигаться через узловую вершину. Мы выбрали второй путь, т.к. видели карнизы, свисающие с узловой вершины, и следы их падения. Надев кошки, поднимаемся на узловую вершину по снежному склону крутизной от 20 до 30°. На вершину вышли в 12:10 (N39° 75.751' E72° 52.339', высота 4793 м). Подъём на неё от перевала занял 75 мин ЧХВ.

Дальнейшее движение происходит в связках по гребню с небольшим сбросом высоты. Протяжённость этого участка – 200 м. Перед выходом к седловине пер. Больших Спортсменов сбрасываем порядка 20 м, крутизна склона – до 30° (фото 3.9.5). На самом перевале есть несколько мульд с водой.

Гребень между пер. Больших Спортсменов и п. Кызыл-Ункюр

Дальше идёт скально-осыпной гребень с участками снежников. Путь преграждают три скальных жандарма (фото 3.9.6). Первый начинается практически от седловины пер. Больших Спортсменов. Обходим его слева по ходу: 5 м по скальной полке, потом пересекаем осыпной склон крутизной 25°. На склоне – снежный галстук, проходим его с попеременной страховкой через ледорубы. После него ещё 5 м траверсируем склон, придерживаясь скалы. Здесь жандарм заканчивается. Продолжаем траверсировать среднеосып- ной, в этой части – подвижный, склон в направлении второго снежного галстука и по его краю выходим 15 м вверх обратно на гребень (фото 3.9.7).

Здесь снимаем кошки. Через 20 м начинается второй жандарм, представляющий собой нагромождение крупных скальных блоков (фото 3.9.8). Обходим его справа по ходу, организовав 4 промежуточные точки страховки на петлях на скальных выступах. Дальше по пологому по скальному гребню шириной 1 м протяжённостью 10 м выходим к третьему жандарму. Его обходим также справа: вначале 7 м по границе осыпи и скалы, затем траверсируем 20 м снежный склон крутизной 30°. Снежный склон переходит в среднеосыпной, по нему поднимаемся 10 м обратно на гребень (фото 3.9.9).

Дальше до вершины гребень представляет собой среднеосыпной склон крутизной 20°. Поднимаемся по нему до вершины ещё 150 м уже без связок. На п. Кызыл-Ункюр поднимаемся в 14:40 (N39° 76.629' E72° 52.134', высота 4890 м, фото 3.9.10), затратив 120 минут ЧХВ от узловой вершины. В туре сняли записку тех же двух туристов из Санкт- Петербурга от 13.07.2016 г., написанную поверх записки группы туристов Нижегородского горного клуба под руководством Турченко М. от 22.08.2014 г.

Пик Кызыл-Ункюр – прекрасная обзорная точка. На протяжении траверса гребня от пер. Вспомогательный до пика открывается чудесный вид на Памир.

Спуск в лагерь

Выдвигаемся обратно в сторону лагеря в 15:05 по пути подъёма. В лагерь приходим в 18:15 за 165 минут ЧХВ. Весь спуск идёт по пути подъёма за исключением перевального взлёта пер. Вспомогательный, который осуществляем по осыпному склону плотной группой. Вверху склона имеется участок протяжённостью около метра, где осыпь лежит на льду. Здесь нужно быть очень осторожным.

Фото 3.9.1 – Подъём к пер. Вспомогательный

Фото 3.9.2 – Путь подъёма (красный) и спуска (синий) с пер. Вспомогательный

Фото 3.9.2 – Верхняя часть подъёма на пер. Вспомогательный. Вид с перевала на озёра Дамджайлоо

Фото 3.9.3 – Вид с пер. Вспомогательный на верховья долины реки Дамджайлоо. Показан путь подъёма от места ночёвки на пер. Вспомогательный. Синим отмечен путь на пер. Спартак.

Фото 3.9.4 – Участок пути от пер. Вспомогательный к узловой вершине

Фото 3.9.5 – Спуск с гребня от узловой вершины на пер. Больших Спортсменов

Фото 3.9.6 – Участок пути от пер. Больших Спортсменов в направлении в. Кызыл-Ункюр. Первый жандарм обходится слева по ходу, второй и третий – справа

Фото 3.9.7 – Заключительная часть обхода первого жандарма

Фото 3.9.8 – Начало обхода второго жандарма на пути к п. Кызыл-Ункюр

Фото 3.9.9 – Траверс участка гребня от пер. Больших Спортсменов к п. Кызыл-Ункюр.Вид назад после прохождения третьего жандарма

Фото 3.9.10 – Группа на п. Кызыл-Ункюр

Перевал Спартак (4667 м, 2А)

1. Перевал Спартак расположен в главном Алайском хребте к северо-западу от пика Кызыл-Ункюр.
  2. Соединяет д.р. Дамджайлоо и ледник Кара-Сель (№130 д.р. Кара-Сель).
  3. Ориентация склонов: запад – восток.
  4. Характер перевала: снежно-осыпной с востока, снежно-ледовый с запада.
  5. Пройден группой из д.р. Дамджайлоо в д.р. Кара-Сель.
  6. Категория сложности в данных условиях и пути прохождения скорее соответствует 1Б к.с.: ледовые участки отсутствовали, перевал пройден без навески перил: с самостраховкой на подъём и в связках на спуск. Требуется владение навыками самостраховки на осыпном и снежном склоне, техники передвижения в связках по закрытому леднику.
  7. В туре нашли записку группы туристского клуба «Гадкий утёнок» под руководством Ермилова А.М. от 17.08.2015 г.

Таблица 3.10 – График движения и технические характеристики перевала Спартак

Подъём на пер. Спартак

Травянисто-осыпные валы крутизной до 10°. Средняя осыпь крутизной до 20° с участками снежни- ков.

4.1

+536

Спуск с пер. Спартак

Средняя осыпь на льду крутизной 35°. Закрытый ледник крутизной до 35°, связки. Открытый ледник крутизной до 15°.

4.9

-671

Долина реки Кызыл-Сель

Травянистые террасы, тропа.

12.

+50

Общая протяжённость пути по данным GPS: 21.7 км, из них в зачёт: 19.2 км. Чистое ходовое время: 685 минут.

Общий перепад высот по GPS: +586 / -671 м.

Подъём пер. Спартак

25 июля

Подъём дежурных в 4:30, выход в 7:00. Первый участок пути (до входа в левый боковой карман морены, фото 3.10.1) совпадает с подъёмом на п. Кызыл-Ункюр (см. п. 4.9.2.1). Проходим его за 45 минут ЧХВ. Дальнейший подъём идёт по левому боковому карману морены (фото 3.9.3, 3.10.2). Длина пути по карману около 1,2 км. Первая её половина представляет собой крупноблочную осыпь, вторая – среднюю слежавшуюся. Проходим его за 55 минут ЧХВ. Крутизна подъёма в среднем около 10°. Перед выходом в цирк перевала карман расширяется, появляются снежники (фото 3.10.3, 3.10.4).

Пересекаем пологий осыпной цирк пер. Спартак по направлению к перевальному взлёту. Примерно с середины цирка начинается снежник (фото 3.10.5). Время уже к десяти утра, снег под ногами начинает проваливаться, его слой увеличивается по мере приближения к перевалу. На снежнике есть участки осыпей, стараемся придерживаться их. На перевал выходим не в лоб, а по широкой дуге по борту цирка. Крутизна борта – до 20°. Осыпь ближе к седловине местами подвижная, движемся плотной группой. Высота перевального взлёта – 150 м.

На седловину пер. Спартак выходим в 11:10 (N39° 46.146' E72° 31.468', высота 4667 м, фото 3.10.6) за 70 минут ЧХВ от выхода из кармана морены. Седловина перевала осыпная, плоская, шириной около 5 м, с восточной стороны к ней примыкает снежник. В туре сняли записку туристского клуба «Гадкий утёнок» под руководством Ермилова А.М. от 17.08.2015 г. (дата восстановлена на основании отчёта группы).

Спуск с пер. Спартак

Спуск начинаем в 11:35. Первый этап – спуск по кулуару, расположенному между двумя скально-осыпными контрфорсами и находящемуся в 10 м южнее тура. Его крутизна 35°, он быстро расширяется (фото 3.10.7). В верхней его части – средняя осыпь, есть живые камни. В 30 м ниже начала спуска в кулуаре справа начинается снежный наддув. Здесь надеваем кошки и спускаемся по снегу к скальному выходу, расположенному посередине склона. На этот участок затратили 30 минут ЧХВ.

Отсюда начинается второй этап спуска. В практически всех изученных отчётах прохождение участка от этого скального выхода до выполаживания лед. Кара-Сель происходило справа от него, несмотря на то, что крутизна склона там выше, чем при обходе слева. Этот путь выбирали по причине того, что левый склон простреливался камнями. Здесь вешали в среднем 4-5 верёвки по ледовому склону крутизной до 50°, затрачивая на спуск несколько часов.

В нашем же случае льда не было, весь взлёт и слева, и справа от скального выхода покрыт снегом, внизу не видно ни одного камня. Принимаем решение спускаться в связках слева от выхода по границе снега. Крутизна склона в верхней части – 35°, с постепенным выполаживанием (фото 3.10.8). В районе выхода на ледник сверху просматривается бергшрунд, но он весь забит снегом. Спуск занял 15 минут ЧХВ.

Дальнейший путь лежит по лед. Кара-Сель в северном направлении (фото 3.10.9). Идём по правой стороне ледника. Трещины то ли не встречаем, то ли они плотно забиты снегом (фото 3.10.10). Крутизна около 10°. Чем ниже спускаемся, тем меньше становится слой снега. Примерно через 1,5 км от выхода на ледник он становится открытым. Язык ледника разделён нунатаком на две части. На морену ледника выходим по центру правой ветви. Примерно за полкилометра до окончания ледника его крутизна локально возрастает до 20° (протяжённость этого участка 100 м), затем снова следует выполаживание. На границе льда и морены встаём на обед (N39° 47.658' E72° 31.034', высота 4149 м). Прохождение лед. Кара-Сель заняло 85 минут ЧХВ.

Долина реки Кара-Сель

Выходим с обеда в 16:00. Продолжаем движение по морене в северном направлении. Осыпь в основном средняя, слежавшаяся, встречаются отдельные большие камни. Через 400 м начинаем забирать направо по ход движения и по конгломератно-осыпному склону крутизной 25° спускаемся в правый боковой карман (фото 3.10.11). Через 300 м он начинает расширяться, появляется небольшой ручей (фото 3.10.12). Ещё через 350 м слева с морены стекает мощный поток – р. Кара-Сель. В этом месте карман морены заканчивается: скально-осыпной борт справа переходит в травянистый, морена слева остаётся позади. Идём вдоль русла реки ещё 150 м до ровных галечных площадок, где в 17:20 встаём на ночёвку (N39° 46.146' E72° 31.468', высота 3998 м, фото 3.10.13). Спуск от ледника занял 60 минут ЧХВ.

26 июля

Подъём дежурных в 4:30, выход в 6:45. Сегодня нам нужно снять третью заброску в д.р. Кичик-Алай Вост. и подойти под пер. Гезарт Ложн. Продолжаем спуск по правому галечному берегу р. Кара-Сель. Через 500 м начинается тропа, которая постепенно отходит от реки вправо, на травянистые террасы (фото 3.10.14). Река вскоре уходит в осыпной V-образный каньон. В месте поворота долины на запад на правом берегу на расширении террасы стоит палатка пастухов (фото 3.10.15), рядом располагается небольшой загон для скота, однако ни людей, ни животных нет.

От палатки тропа поднимается на верхнюю террасу по склону крутизной 20° (фото 3.10.16). По ней доходим до большого притока р. Кара-Сель (фото 3.10.17). Здесь находится кош (N39° 49.676' E72° 28.507', высота 3795 м), в нём встречаем пастуха. Отдаём ему образовавшиеся за поход излишки бензина. До притока от места ночёвки дошли за 90 минут ЧХВ. По левому борту притока есть тропа. Первые 800 м долина имеет уклон 15°, затем постепенно выполаживается (фото 3.10.18). Идём, в зависимости от крутизны бортов, то отходя от воды, то вдоль ручья. Иногда удобнее идти по правому берегу, благо ручей легко переходится по камням. Ещё через 1 км долина значительно расширяется. Вдоль ручья появляются заболоченные участки, поэтому отходим от него на возвышенный левый берег (3.10.19). Через несколько сотен метров долина снова ненадолго сужается, проходим осыпные «ворота», переходим ручей на правый берег и через 100 м в 10:40 выходим к автомобильной дороге, идущей из д.р. Кичик-Алай Вост. (N39° 50.999' E72° 28.807', высота 4048 м, фото 3.10.20, 3.10.21). От коша сюда дошли за 85 минут ЧХВ. Через 20 минут выходим по дороге за третьей заброской. Проходим некатегорийный перевал Кичик-Алай (N39° 51.211' E72° 29.469', высота 4090 м), за ним в верховьях долины пасётся большое стадо яков. До заброски идём 2,4 км. Обратно возвращаемся к 13:30 и организуем обед. Чуть ниже места заброски наблюдаем дорожные работы, дорога в этом месте стала значительно лучше.

Фото 3.10.1 – Начало подъёма к пер. Спартак от озёр Дамджайлоо

Фото 3.10.2 – Подъём на пер. Спартак. Движение по левому карману морены

Фото 3.10.3 – Путь подъёма к пер. Спартак

Фото 3.10.4 – Путь подъёма к перевалу Спартак от озёр Дамджайлоо

Фото 3.10.5 – Путь подъёма к перевалу Спартак от озёр Дамджайлоо, перевальный взлёт

Фото 3.10.6 – Группа на пер. Спартак. На заднем плане п. Кызыл-Ункюр

Фото 3.10.7 – Начало спуска с пер. Спартак на лед. Кара-Сель

Фото 3.10.8 – Спуск с пер. Спартак на лед. Кара-Сель

Фото 3.10.9 – Группа на лед. Кара-Сель, перевальный взлёт

Фото 3.10.10 – Верховья лед. Кара-Сель

Фото 3.10.11 – Спуск в правобережный карман морены лед. Кара-Сель

Фото 3.10.12 – Движение по правобережному карману морены ледника Кара-Сель

Фото 3.10.13 – Стоянка на галечных площадках. Справа течёт небольшой ручей – приток р. Кара-Сель, сама река течёт у левого борта

Фото 3.10.14 – Вид на верховья д.р. Кара-Сель

Фото 3.10.15 – Путь по д.р. Кара-Сель в направлении верховий правого притока

Фото 3.10.16 – Вид назад на верховья р. Кара-Сель с подъёма на террасу

Фото 3.10.17 – Поворот из д.р. Кара-Сель в долину правого притока в районе летовки

Фото 3.10.18 – Тропа по правому борту правого притока р. Кара-Сель

Фото 3.10.19 – Движение по левому борту правого притока р. Кара-Сель

Фото 3.10.20 – Выход в верховья притока р. Кара-Сель

Фото 3.10.21 – Автомобильная дорога в верховьях д.р. Кара-Сель

Перевал Гезарт Ложный (4491 м, 1Б)

Перевал Гезарт Ложный расположен в главном Кичик-Алайском хребте восточнее пика Гезарт.

1. Соединяет ледник № 138 (д.р. Кызыл-Сель) и ледник Гезарт (№ 195 д.р. Гезарт).
    2. Ориентация склонов: северо-запад – юг-восток.
    3. Характер перевала – снежно-ледовый.
    4. Пройден группой из д.р. Кызыл-Сель в д.р. Гезарт.
      1. Перевал соответствует заявленной категории сложности. Оба ледника закрытые. Требуется владение навыками техники передвижения в связках по закрытому леднику, уверенное передвижение в кошках. xannonce
      2. В туре нашли записку группы туристов туристского клуба «Гадкий утёнок» под руководством Ермилова А.М. от 20.08.2015 г.

Таблица 3.11 – График движения и технические характеристики перевала Гезарт Ложный

Переменная облачность, снег, гроза

Подход под лед. № 138

Пер. № 20 – травянистые склоны крутизной до 10°. Травянисто-осыпные и осыпные склоны крутизной до 25°.

5.1

+237

Ясно

Подъём на пер. Гезарт Ложн.

Осыпные и снежно-ледовые склоны крутизной до 25°. Закрытый ледник, связки.

1.0

+206

Ясно

Спуск с пер. Гезарт Ложн.

Снежно-ледовый склоны крутизной до 30°. Закры- тый ледник, связки.

0.4

-91

Общая протяжённость пути по данным GPS: 6.5 км, из них в зачёт: 6.5 км. Чистое ходовое время: 195 минут.

Общий перепад высот по GPS: +443 / -91 м.

Подход по лед. № 138

После обеда в 15:15 выходим в северо-западном направлении в сторону неявной седловины – некатегорийного пер. № 20. Он соединяет верховья д.р. Кара-Сель и д.р. Кызыл-Сель. Подъём идёт по травянистому склону крутизной 10°. Набрав за 20 минут 100 м высоты, выходим на седловину перевала (N39° 51.309', E72° 28.139', высота 4152 м). Седловина широкая, травянистая. С неё открывается вид на п. Гезарт и наш завтрашний пер. Гезарт Ложн. (фото 3.11.1).

Истоки реки Кызыл-Сель – это два ручья, каждый из которых течёт в своей долине: первый берёт начало из озера с отметкой уреза воды 4142 м, второй – на лед. № 138. Для того чтобы попасть в долину второго ручья и выти по ней под лед. № 138, необходимо сначала пересечь долину первого и преодолеть небольшой осыпной хребет, который их разделяет. За 20 минут, двигаясь всё также в северо-западном направлении, спускаемся с перевала к первому ручью по травянисто-осыпному склону крутизной 20°. Переходим его по камням, вода чистая (N39° 51.446', E72° 27.593', высота 4043 м, фото 3.11.2).

Подъём на разделительный хребет представляет собой два взлёта крутизной 15 и 20°, разделённых травянистой террасой. Вершина хребта практически плоская, на ней располагается обозначенное на хребтовке Пурикова пересыхающее озеро (N39° 51.735', E72° 27.042', высота 4153 м, фото 3.11.3). Общий набор от ручья до озера – 110 м.

Таким образом, мы оказались на левом борте второго ручья, в верховья которого нам и нужно выйти. Спускаться к ручью смысла нет, поэтому траверсируем борт по направлению к верховью долины (фото 3.11.4). Долина постепенно сужается, и вскоре мы оказываемся возле потока. Здесь заканчиваются последние участки травы, дальше склон чисто осыпной. Продолжаем подъём по осыпному склону крутизной до 20°, появляются участки тропы. Вскоре долина резко изменяет своё направление с южного на западное, а вместо плавного подъёма начинаются моренные валы (фото 3.11.5). После поворота долины спускаемся к воде и выходим к языку лед. № 138. Начинается снег, с лед. Гезарт доносятся раскаты грома.

Под ледником находятся ровные песчано-галечные площадки, где мы в 17:40 и ставим палатки (N39° 52.287', E72° 26.409', высота 4285 м, фото 3.11.6). Путь от брода занял 115 минут ЧХВ. Вода в ручье мутная, однако, находим небольшой чистый ручеек, текущий по гальке.

Подъём на пер. Гезарт Ложн.

27 июля

Подъём дежурных в 4:30, выход в 7:10. Лед. № 138 разделён осыпной ступенью. Одеваем кошки и преодолеваем язык ледника. Крутизна порядка 25°, в верхней части до 30°, поэтому необходимо десяток шагов сделать на передних зубьях (фото 3.11.7, 3.11.9). Нижняя часть ледника открытая, местами покрыта тонким слоем фирна, пологая (от 5 до 10°).

Проходим 450 м до осыпной ступени. Верхняя часть ледника ближе к хребту открытая, крутизной 30° и протяжённостью около 150 м. Недалеко он пер. Гезарт Ложн. Крутизна ледника уменьшается до 10° (фото 3.11.8, 3.11.9). Чем дальше от хребта, тем протяжённость открытого льда и крутизна склона меньше. Чтобы избежать необходимости вешать верёвки сначала поднимаемся по осыпной ступени влево-вверх, а после выхо- да на ледник снова забираем вправо. По леднику идём в связках. Крутизна осыпи и перегиба ледника – 25°, осыпь средняя, слежавшаяся.

В 8:45 выходим на седловину пер. Гезарт Ложн. Перевальный взлёт как таковой отсутствует, ледник плавно выводит на широкую седловину (N39° 52.422', E72° 25.831', высота 4491 м, фото 3.11.10). В туре сняли записку группы туристов туристского клуба

«Гадкий утёнок» под руководством Ермилова А.М. от 20.08.2015 г. Тур находится на скально-осыпном склоне чуть севернее седловины.

Спуск с пер. Гезарт Ложн.

Дальнейший маршрут был заявлен как первопрохождение траверса п. Гезарт до пер. Разведывательный. Однако по факту сложность данного траверса можно оценить как 2А – 2Б из-за наличия скальных жандармов на участке севернее пер. № 200 до пер. Разведывательный (фото 3.11.11, 3.11.12). Кроме того, значительная часть траверса проходит по закрытому леднику, а количество снега в этом году было большое – можно было столкнуться с глубокой тропёжкой. В результате, оценив все за и против, решаем воспользоваться запасным вариантом и пройти технически интересный пер. Спартакиады, южный перевальный взлёт которого виден с пер. Гезарт Ложн (фото 3.11.13).

Путь к началу подъёма на пер. Спартакиады лежит через верховья лед. Гезарт. Ледник пологий, крутизной не более 5°. По леднику текут три ручья, видны снежные болота. Солнце уже второй час освещает его, поэтому пересечь этот участок нужно как можно быстрее, пока снег окончательно не раскис.

Спуск с перевала начинаем в 9:10. Крутизна северного перевального взлёта – до 30° в верхней части, с дальнейшим плавным выполаживанием перед выходом на ледник. Высота перевального взлёта 90 м (фото 3.11.14). В верхней части склон подрезан нешироким бергшрундом. В нашем случае весь склон покрыт снегом, берг также забит им. Так как склон имеет северную экспозицию, и солнце ещё не осветило его, то фирн довольно жёсткий, и идти легко. Берг более узкий в левой по ходу движения части склона, поэтому вначале спускаемся влево-вниз, после трещины – по линии падения воды. Спуск осуществляем в связках, с организацией в самом крутом месте одной точки промежуточной страховки через ледобур (докопались до льда). Спуск на лед. Гезарт Ложн. занял 10 минут.

Фото 3.11.1 – Верховья реки Кызыл-Сель. Вид с пер. № 20

Фото 3.11.2 – Переход ручья, вытекающего из озера с отметкой 4142 м

Фото 3.11.3 – Пересыхающее озеро на подходах к пер. Гезарт

Фото 3.11.4 – Подъём к пер. Гезарт

Фото 3.11.5 – Путь подъёма к моренам под лед. №138 и пер. Гезарт от пересыхающего озера

Фото 3.11.6 – Лагерь под языком лед. № 138

Фото 3.11.7 – Подъём на язык лед. № 138

Фото 3.11.8 – Подъём по лед. № 138 в направлении осыпной ступени

Фото 3.11.9 – Общий путь подъёма на пер. Гезарт Ложн. по лед. № 138

Фото 3.11.10 – Группа на пер. Гезарт Ложный

Фото 3.11.11 – Панорама цирка ледника Гезарт от пер. Гезарт Ложный до безымянной седловины к северу от пер. № 200

Фото 3.11.12 – Верховья ледника Гезарт

Фото 3.11.13 – Вид с пер. Гезарт Ложный на лед. Гезарт

Фото 3.11.14 – Путь спуска с пер. Гезарт Ложн. на лед. Гезарт

Перевал Спартакиады (4669 м, 2А)

Перевал Спартакиады расположен в северном отроге Кичик-Алайского хребта.

1. Соединяет ледник Гезарт (№ 195 д.р. Гезарт) и ледник Джумас (№ 190, д.р. Джума-Суу). Ледник к северу от в. 4927 м на картах назван по-разному: Джумас на хребтовке Пурикова, Кууганды – на топографической карте Гента- штаба. В дальнейшем будем пользоваться названием с хребтовки.
  2. Ориентация склонов: север – юг.
  3. Характер перевала – снежно-ледовый.
  4. Пройден группой с ледника Гезарт в долину реки Джума-Суу.
  5. Перевал соответствует заявленной категории сложности. Перевальный взлёт со стороны ледника Гезарт – снежный кулуар, с седловины нависает карниз. Ледник Джумас имеет два ступени: верхняя – закрытая, нижняя – открытый ледопад. Требуется владение навыками перильной техники и техники передвижения в связках по закрытому леднику.
  6. В туре нашли записку группы туристов ССК «Кронверкские барсы», Университета ИТМО, г. Санкт-Петербург под руководством Васильевой М.О. от 26.07.2016 г.

Таблица 3.12 – График движения и технические характеристики перевала Спартакиады

Подъём на пер. Спартакиады

Снежный кулуар крутизной до 35°. Связки.

+269

Спуск с пер. Спартакиады

Снежно-ледовый склон крутизной до 40°, закрытый ледник, перила, связки.

Закрытый, затем открытый ледник крутизной до 10°, связки.

Среднеосыпной склон крутизной до 25°, осыпь подвижная.

Ледопад, ледовый склон крутизной до 30°.

-897

Пасмурно, дождь

Долина реки Джума-Суу

Траверс осыпного склона крутизной 30°.

7.6

-1846

1926

Пасмурно, дождь

Долина реки Тегермеч

Травянистые склоны, тропа.

В нижнем течении реки – прижимы, в сумме по- требовалось 7 бродов (пять стеночками и два с пе- рилами).

21.1

-422

Ясно

Общая протяжённость пути по данным GPS: 35.6 км, из них в зачёт: 35.6 км. Чистое ходовое время: 1090 минут.

Общий перепад высот по GPS: + 269 / – 3165 м.

Подъём на пер. Спартакиады

Спустившись с пер. Гезарт Ложный, идём не напрямую в сторону пер. Спартакиады, а сначала пересекаем ледник в северном направлении, подходя к его левому борту. Делаем это для того, чтобы как можно быстрее пересечь три ручья, текущие по леднику и снежные болота между ними. В принципе больших неприятностей удаётся избежать, хотя пару раз некоторые проваливаются по щиколотку. Ручьи перешагиваются, в одном месте пришлось прыгать с борта на борт. Крутизна лед. Гезарт не более 5° (фо- то 3.12.1).

Через 50 минут ЧХВ, достигнув левого борта, в 10:10 делаем привал. Далее идём к северной камере ледника, откуда начинается кулуар, выводящий на пер. Спартакиады. Чем выше поднимаемся, тем больше становится слой снега. Он уже подраскис, начинается тропёжка. Недалеко от начала подъёма в камеру ледника выходим к цепочке следов, ведущих в нужную нам сторону. Делаем предположение, что это следы дружественной нам группы туристов из Университета ИТМО. Они стартовали на неделю позже нас и должны были проходить пер. Спартакиады в обратном направлении.

По следам (идут вдоль левого борта у правого края ветви ледника видны трещины) в 11:20 за 45 минут ЧХВ подходим к началу кулуара. В месте соединения ветвей ледников крутизна локально возрастает до 15°, затем снова уменьшается до 5° (фото 3.12.2).

Подъём на пер. Спартакиады идёт по снегу по кулуару с плавно увеличивающейся крутизной от 20° внизу до 35° при выходе на седловину. Над всем кулуаром нависает небольшой снежный карниз. Часть его обвалилась и перекрыла следы. Общий перепад высоты – 100 м. Выход на перевал осуществляется не через нижнюю точку, а по правой по ходу движения части склона, у скальных выходов, ограничивающих кулуар. Поднимаемся сначала по центру кулуара, вверху забираем вправо (фото 3.12.3).

Первая связка, вышедшая на седловину на три такта, закрепляет на скальном выступе перила – последние 7 м перед перевалом так подниматься быстрее и надёжнее (фото 3.12.4). В 12:35 все собираемся на перевале (N39° 53.011', E72° 24.183', высота 4669 м, фото 3.12.5). Точка выхода представляет собой снежный наддув у скал. Скальные блоки монолитные, надёжные. Сразу организуем на них станцию и стараемся далеко от неё не отходить, чтобы не обвалить карниз.

Спуск с пер. Спартакиады

Спуск начинаем в 12:55. Вешаем одну верёвку по снежному склону (фото 3.12.6). Крутизна в месте перегиба достигает 40°. Последний участник уходит с нижней страховкой. Дальше двигаемся в связках с попеременной страховкой. Крутизна в верхней части 35°, постепенно выполаживается. Высота перевального взлёта – 270 м. Склон подрезан двумя бергшрундами (фото 3.12.7, 3.12.8). Первый шириной 0,5 м, второй около двух метров. Пересекаем их по лавинному выносу.

Под перевальным взлётом находится выполаживание, постепенно ледник становится открытым (фото 3.12.9). В 400 м от перевального взлёта на правой боковой морене в 14:50 останавливаемся на обед и решаем, проходить ли нам ледопад сегодня или переночевать и спуститься долину завтра. Несмотря на то, что за сегодня мы уже прошли два перевала, всем хочется уйти с ледниковой зоны.

Через 40 минут выходим в сторону ледопада, двигаясь вдоль правого борта по практически ровному леднику. Подойдя к его перегибу, видим, что трещины пересекают все тело лед. Джумас. Поэтому выбираем спуск по правой боковой морене (фото 3.12.10). Средняя осыпь крутизной до 25° лежит на льду, поэтому двигаться нужно очень внимательно.

Через 400 м трещины в правой части ледника заканчиваются, и мы вновь возвращаемся на ледник, так как спуск по морене с множеством подвижных камней сильно утомляет. Через примерно 200 м спуска по леднику крутизной 20° упираемся в разломы. Путь вновь по правой морене невозможен. Здесь уходим в центр ледника, где он более спокойный (фото 3.12.11). При переходе в центр организовали шесть точек промежуточной страховки через ледобуры (фото 3.12.12). Отсюда спускаемся вправо-вниз ещё около 500 м по склону крутизной 25° к оконечности ледника. Язык ледника Джумас крутой, поэтому перед ним в 17:45 выходим вновь на правые боковые морены (фото 3.12.13).

Отсюда за один переход 30 минут ЧХВ выходим к ровным песчаным площадкам под ледником, где в 18:30 ставим лагерь (N39° 54.007', E72°22.318', высота 3772 м, фо- то 3.12.14). Вода в реке Джума-Суу, вытекающая из ледника мутная. В 200 метрах севернее, за небольшим моренным валом течёт чистый ручей, поэтому дежурным приходится ходить за водой к нему. К вечеру погода портиться, начинается дождь, слышен гром.

Долина реки Джума-Суу

28 июля

Подъём дежурных в 7:30, выход в 10:05. Радуемся, что прошли ледопад вчера, так как сегодня дождь с переменным успехом продолжается, а ледник закрыт плотными тучами. Спускаемся по правому борту правого бокового кармана морены ледника Джумас. В месте слияния потока, берущего начало на леднике, и ручья, в котором брали воду, появляется тропа. Она идёт траверсом среднеосыпного склона крутизной 25°, постепенно отходя от воды (фото 3.12.15). Общий уклон долины 10°.

В месте окончания морены спускаемся 30 м к реке и переходим её по камням на левый берег (N39° 54.452', E72° 21.149', высота 3453 м, фото 3.12.16). Через пару сотен метров пересекаем второй поток, текущий по левому карману морены. В этом месте из- под морены бьёт родник (N39° 54.465', E72° 20.959', 3404 м). Дальше начинаются травянистые склоны с многочисленными тропами. Выбираем наиболее удобные и продолжаем спуск по левому борту. Через 900 м проходим небольшое озеро, рядом с ним хорошие места под палатки (N39° 54.819', E72° 20.597', высота 3307 м, фото 3.12.17).

За 95 минут ЧХВ выходим в нижнюю часть д.р. Джума-Суу. Здесь чуть меньше часа пытаемся найти верную дорогу. Нас сбило с толку наличие моста через реку Джума- Суу и то, что после него на правом берегу идёт хорошая тропа (N39° 55.171', E72° 19.721', 2984 м, фото 3.12.18). Как оказалось, тропа через 300 м выводит к загонам для скота. Поэтому возвращаемся на левый берег и выходим на нужную нам тропу. Она начинается от моста и идёт краем начинающихся здесь кустов, растущих вдоль русла реки, и поля (фото 3.12.19, 3.12.20). Через 1,5 км выходим к кошу, расположенному на стрелке рек Джума- Суу и Тегермеч. Из него навстречу нам выходит женщина и несколько детей. Никто из них не говорит по-русски, однако нам удаётся узнать, где находится мост через Тегермеч– к нему по тропе от коша нас ещё полкилометра провожают дети. Попытки выяснить

наличие и расположение тропы в самой долине Тегермеча успехом не увенчались. Прохождение нижней части долины заняло у нас 80 минут ЧХВ, хотя, если убрать наши метания, то её можно пройти за вдвое меньшее время.

Долина реки Тегермеч

В 15:00 выходим от моста через р. Тегермеч, перед которым останавливались на обед (N39° 55.093', E72° 18.988', 2801 м, фото 3.12.21, 3.12.22). Тропа сразу за мостом взбирается пару десяток метров по крутому конгломератно-осыпному левому склону русла реки и выводит на поле. Здесь она раздваивается: налево уходит тропа на верхние пастбища, направо – вниз по долине. Общий уклон д.р. Тегермеч такой же, как и у Джума-Суу– около 10°. Здесь и далее она мощная, сбиться с неё невозможно. Она то идёт высоко над рекой, обходя участки осыпных обвалов, то спускается к воде. Через 2,7 км выходим к ещё одному мосту (N39° 55.442', E72° 17.162', 2435 м, фото 3.12.23), однако переходить его нам не нужно – от него идут тропы на пер. Кёк-Кёль и пер. Абшир. Судя по его состоянию, мост построен совсем недавно.

После моста тропа 1,3 км идёт недалеко от русла реки. Сюда от первого моста дошли за 80 минут ЧХВ. Затем Тегермеч уходит в V-каньон, а тропа начинает идти, всё больше удаляясь от воды, траверсом левого борта (фото 3.12.24). Ещё через 2 км выходим к д.р. Дастар-Ата – левого притока р. Тегермеч. Переходим реку по камням и, набрав 50 м серпантином по тропе, выходим на локальный перевал левого борта долины Дастар-Аты (N39° 55.119', E72° 15.274', 2435 м, фото 3.12.25). Спуск проходит по когда-то обжитой лощине. Проходим мимо летовок, заборов, встречаем заброшенный яблоневый сад. Видимо когда-то это место было заселено, но сейчас по какой-то причине всё забросили.

Через три километра тропа вновь спускается к Тегермечу и по мосту переходит на правый берег (N39° 55.062', E72° 13.395', 1944 м, фото 3.12.26). Долина расширяется, её дно образовано галечными отложениями. Видимо, река иногда меняет своё русло. Тропа придерживается правого борта долины, где через 500 м в 19:00 напротив заброшенного коша у лощины Кыр-Коо на травянистых площадках встаём на ночёвку (N39° 55.054', E72° 13.030', 1925 м, фото 3.12.27). От начала обхода каньона р. Тегермеч в районе устья р. Дастра-Ата до места ночёвки – 105 минут ЧХВ. Прошедший день выдался дождливым. Переходя последний мост, мы размышляли, нет ли ошибки в описаниях, и действительно ли нам придётся завтра в низовьях несколько раз переходить этот бурлящий поток. К вечеру, однако, дождь прекращается, на небе радуга.

29 июля

Подъём дежурных в 5:30, выход в 8:00. Сегодня нам нужно выйти к финишу нашего маршрута – к дороге в д.р. Исфайрамсай, где нас заберёт машина. Предварительно, пройдя ледопад ледника Джумас, по спутниковому телефону мы созвонились с турфирмой и обговорили дату и время выхода.

Судя по описанию, необходимо будет 5 раз перебродить р. Тегермеч при прохождении её каньона, расположенного в нижнем течении. Однако, пройдя 700 м, натыкаемся на первую неожиданность – тропа подходит к воде продолжается на левом берегу реки. По правому берегу пройти невозможно из-за прижима. Двумя стеночками по три и одной по два человека переходим на левый берег (N39° 55.085', E72° 12.564', 1890 м, фото 3.12.28). Ещё через 500 м второй незапланированный брод – река отходит от скалы, а тропа опять продолжается на противоположном берегу. Здесь ширина потока меньше, зато его сила больше. Поэтому решаем организовать перила. Так как больших камней и удобных деревьев нет, то в качестве точек крепления верёвки используются сами участники (N39° 55.080', E72° 12.016', 1875 м, фото 3.12.29).

Дальше тропа идёт по правому берегу, русло реки находится ближе к левой части долины. Через 2,5 км от второго брода начинается каньон р. Тегермеч. Перед каньоном тропа выходит высоко над руслом (фото 3.12.30), а затем резко, по конгломератно- осыпному склону спускается к мосту, расположенному в начале каньона (N39° 55.369', E72° 10.541', 1734 м, фото 3.12.31, 3.12.32). Мост становится виден только в самый последний момент спуска, поэтому до конца не знаешь, на месте ли он.

При прохождении каньона GPS стал очень неточно определять координаты, поэтому нижеприведённые геоданные имеют большую погрешность. Каньон р. Тегермеч представляет собой скальные стены, переходящие в красивые, очень высокие, скальные борта долины. Река течёт по галечному руслу, периодически образуя прижимы. Обход этих прижимов и заставляет при прохождении каньона пять раз бродить реку.

Первый брод располагается примерно в километре от моста (N39° 55.947', E72° 09.764', фото 3.12.33), второй – в 70 м от него (N39° 55.970', E72° 09.687', фото 3.12.34). К третьему проходим ещё около 500 м (N39° 56.030', E72° 09.348', фо- то 3.12.35), здесь река разливается на два рукава, течение несильное. Первые три брода проходим стеночками. Ещё через 450 м русло реки поворачивает с запада и юг. Здесь находится четвёртый брод (N39° 55.925', E72° 09.071', фото 3.12.36). Снова организуем переправу с перилами. Ещё через 500 м река вновь разделяется на два рукава. Здесь – крайний, пятый брод в каньоне, и седьмой за день (N39° 55.699', E72° 08.961' м, фото 3.12.37). После этого долина расширяется, и тропа уходит от воды, взбираясь на задернованный осыпной вынос с правого борта (фото 3.12.38). Однако через полкилометра она вновь возвращается к реке, спустившись по склону крутизной до 30°. Здесь располагаются летовки, а чуть ниже по течению – мост (N39° 55.437', E72° 07.591'). Крайний раз переходим Тегермеч. За мостом находится ещё одно сужение русла длиной около 150 м, широкая тропа идёт по левому берегу (фото 3.12.39). Выйдя из этого красивого скального каньона, в 15:00 останавливаемся на обед. До конца маршрута остаётся полкилометра по тропе, машина за нами придёт в 17:00, поэтому не спешим выходить к людям, наслаждаясь последними минутами маршрута.

Долина реки Тегермеч, особенно её каньон – просто потрясающее по своей красоте место! Это было достойное завершение нашего маршрута.

Фото 3.12.1 – Путь к перевалу Спартакиады по лед. Гезарт от пер. Гезарт Ложн.

Фото 3.12.2 – Подъём по северной камере лед. Гезарт к пер. Спартакиады

Фото 3.12.3 – Перевальный взлёт пер. Спартакиады со стороны лед. Гезарт

Фото 3.12.4 – Связка лидеров на подъёме на пер. Спартакиады. Синим показан участок перил в верхней части подъёма

Фото 3.12.5 – Седловина пер. Спартакиады

Фото 3.12.6 – Группа на пер. Спартакиады. Перила крепятся за скальный выступ

Фото 3.12.7 – Переход забитого снегом второго бергшрунда. Движение в связках с попеременной страховкой

Фото 3.12.8 – Спуск с пер. Спартакиады на лед. Джумас. Красная точка – место крепления единственной перильной веревки

Фото 3.12.9 – Выход на левый борт морены лед. Джумас с открытой части ледника

Фото 3.12.10 – Обход зоны сплошных разломов по морене слева от лед. Джумас

Фото 3.12.11 – Спуск по спокойной правой части ледника до следующей зоны разломов

Фото 3.12.12 – Выход к центру ледника через зону разломов

Фото 3.12.13 – Выход на морену перед языком лед. Джумас

Фото 3.12.14 – Лагерь под лед. Джумас

Фото 3.12.15 – Спуск в д.р. Джума-Суу по правому борту правого бокового кармана морены лед. Джумас

Фото 3.12.16 – Место перехода на левый борт д.р. Джума-Суу

Фото 3.12.17 – Озерцо на левом берегу реки Джума-Суу

Фото 3.12.18 – Путь спуска по д.р. Джума-Суу в направлении д.р. Тегермеч. Направление движения – к летовкам на слиянии рек. Не надо переходить на правый берег к летовке на поле!

Фото 3.12.19 – Мост, ведущий к летовке на правом берегу р. Джума-Суу. Переходить его не надо!

Фото 3.12.20 – Тропа к летовкам на слиянии рек Джума-Суу и Тегермеч

Фото 3.12.21 – Место перехода на левый берег реки Тегермеч от стрелки на слиянии рек. Синим показана тропа на верхние пастбища

Фото 3.12.22 – Мост через р. Тегермеч

Фото 3.12.23 – Мост на правый берег реки Тегермеч Верная тропа остается на левом берегу, переходить не надо.

Фото 3.12.24 – Путь спуска по д.р. Тегермеч. Средняя часть долины.

Фото 3.12.25 – Путь подъёма на локальный перевал левого борта д.р. Дастар-Ата

Фото 3.12.38 – Тропа после выхода из каньона р. Тегермеч

Фото 3.12.39 – «Ворота» на выходе из каньона р. Тегермеч

Итоги, выводы, рекомендации

1 Выбранный район похода, Кичик-Алай, как нельзя лучше подходит для прове- дения походов 3-4 к.с. Был пройден интересный и насыщенный маршрут, как с технической, так и с эстетической точки зрения.

2 Так как поход 3 к.с. по своей сути является учебно-тренировочным, то и марш- рут изначально строился с упором на преодоление разнообразных препятствий: были участки различных осыпей (мелкая, средняя, крупная), требующих при- менения техники передвижения плотной группой снежные склоны (движение на три такта, снежная катапульта, движение с попеременной страховкой в связ- ках через ледорубы) ледовые участки (движение в связках с одновременной страховкой через ледобуры, станции на бурах, ледовые проушины) скальные участки (движение в связках одновременной страховкой через петли на скаль- ных выступах, станции на них). При этом движение происходило как вверх- вниз, так и траверсом склонов.

3 Большим плюсом района является возможность в течение похода наблюдать высокие горы – Памир. Это вдохновляет участников похода на дальнейшее развитие, даёт возможность понять, к чему стоит стремиться.

4 Через весь район проходит «осевая линия»: автомобильная дорога по долинам рек Кичик-Алай Восточный и Западный, позволяющая удобно организовать за- броски и построить линейный маршрут.

5 Кичик-Алай является очень хорошим районом в плане повышения высотного опыта участников: большое количество перевалов и ночёвок выше 4000 м.

6 Район отличается наличием удобных и быстрых вариантов заезда.

Фотографии перевальных записок

Фото П-2.1 – Записка с пер. Моррисон

Фото П-2.2 – Записка с пер. Курумды Зап.

Фото П-2.3 – Записка с пер. Рототаева

Фото П-2.4 – Записка с пер. Скобелева

Фото П-2.5 – записка с пер. Скобелева Зап.

Фото П-2.5 – Записка с пер. Кекджар

Фото П-2.6 – Записка с пер. Вспомогательный

Фото П-2.7 – Записка с п. Кызыл-Ункюр

Фото П-2.8 – Записка с пер. Спартак

Фото П-2.9 – записка с пер. Гезарт Ложн.

Фото П-2.10 – Записка с пер. Спартакиады

Материально-техническое обеспечение группы

Список общественного снаряжения (на группу)

Кол-во

0,48

Элементы питания для навигатора

0,59

Набор руководителя (карты, описания и пр.)

1,47

57,72

Таблица П-3.2 – Список личного специального снаряжения

Количествово

Каска с самостраховкой и с возможностью закрепить фонарик

Обвязка верх

Карабины муфтованные

Ледобуры

Жумар

Спусковое устройство (типа реверсо)

Треккинговые палки (пара)

Способ применения

Короб большой

общее

Короб малый для оперативной аптечки