Материал подготовлен Анна Пиунова, Mountain.RU

Трагические события на К2 1-2 августа 2008 года
Часть 2. Суббота, 2 августа

Группа спасателей, в состав которой входили шерпы Тцеринг Бхоте и “Биг” Пасанг Бхоте (последний раньше уже помог спуститься в темноте по кулуару кореянке Го Ми-Янг), вышла с комплектом верёвок из базового лагеря: на горе с корейцами всё ещё оставался их родственник Джамик Бхоте.

Второй обвал

Рано утром, выше траверса, ван Ройен, отчаявшись найти перила, спускался в одиночку. У него появились симптомы “снежной слепоты”, надо было срочно валить вниз.
Конфортола и МакДоннелл не сразу последовали за ним.

Чуть спустившись, Ван Ройен натыкается на корейцев, запутавшихся в верёвке, в крови, но живых. Они провели здесь всю ночь.

Неясно, стали ли они жертвой второго обвала, лавины или просто упали, будучи связанными.
Одни источники утверждают, что корейцев было двое и с ними Джамик Бхоте, другие настаивают, что их было трое (один при смерти).
Возможно, именно их падение видел в ночи Конфортола.

Ван Ройен протянул Джамику пару перчаток, больше он ничем не мог помочь.
Позже он скажет, что Джамик сообщил ему о спасателях, поднимающихся из четвёртого лагеря.
Ван Ройен продолжил спуск.

Конфортола и МакДоннелл подошли к корейской группе позже тем же утром.
Несколько часов кряду они пытались их распутать.

Неясно, что случилось дальше.
Со слов Конфортолы МакДоннелл, работавший с ним более полутора часов, вдруг развернулся, оставив его с тремя связанными людьми, и полез наверх. Конфортола объяснил это горняшкой.

Оставшись один, Конфортола сделал всё, что мог для Джамика, и оставил тому своё снаряжение.
Вдвоём им удалось устроить корейцев хотя бы в более удобное положение, но развязать их так и не получилось.

Конфортола связался по рации с вышедшими на помощь Тсерингом Бхоте и Биг Пасангом.

Затем пошёл вниз, он был вымотан, как минимум, тремя часами попыток освободить корейцев.

Ван Ройен оспаривает версию Конфортолы. Он считает, что МакДоннелл полез к верхнему анкеру, на котором висели корейцы, для того чтобы перераспределить нагрузку.
Вполне возможно, что позже он вернулся к корейцам и провёл ещё несколько часов, пытаясь их распутать. В поддержку своих слов Ван Ройен приводит несколько снимков.

Фото: Kamizuru Atsushi, Japan

Третий обвал и лавина

Некоторое время спустя Конфортола едва не попадает в лавину, прогремевшей буквально в двух шагах от него.
В лавинном выносе он замечает останки человека и решает, что это МакДоннелл.

Сразу после полудня Тсеринг Бхоте и Биг Пасанг Бхоте подошли к основанию Бутылочного горлышка.
Они увидели Конфортолу, ползущего на коленках.
На подмогу ему шерпы вызвали по рации Гиалже и ван де Гевела, а сами отправились искать своего родственника Джамика Бхоте и корейцев.

Позже, опять же по рации, Биг Пасанг Бхоте свяжется с Гиалже, выше Бутылочного горлышка они нашли и Джамика, и двух корейцев, освободившихся от верёвок.
Он также скажет, что четвёртый альпинист, спускавшийся за корейцами и шерпами, погиб под рухнувшим сераком.
Описание (красно-чёрная куртка) совпадало с приметами МакДоннелла, что подтверждает теорию ван Ройена, что МакДоннелл освободил двух корейцев и Джамика, прежде чем сам был погребён под сераком.

Несостыковки

Ещё одна тайна так и осталась нераскрытой. Пакистанского портера французского альпиниста Д’Обареда Мехербана Карима в последний раз видели возвращающимся с вершины вместе с Д’Обаредом в истекающие часы 1 августа.
Вероятно, они с Д’Обаредом разошлись в темноте, если исходить из того, что ван Ройен видел одного Д’Обареда выше Бутылочного горлышка.
Ван Ройен считает, что Карим мог ночевать даже выше на горе, чем он, Конфортола и МакДоннелл.

И снова ван Ройен опирается на снимки: на одном, сделанном утром 2 августа, видно, что кто-то стоит выше серакового поля.
На других фигура исчезает, но можно разглядеть следы, ведущие вниз, к сераку.

Ван Ройен и напарница МакДоннелла Энни Старки верят, что это был Карим.
Он провёл ночь без кислородной маски, был дезориентирован, вышел на сераковое поле и там либо сорвался, либо погиб под лавиной. Не исключено, что он и вызвал сход одного из сераков. Может, именно его останки видел Конфортола в лавинном выносе.
С другой стороны, то, что ван Ройен на фотографии принимает за человеческую фигуру, могла оказаться скала, а отметки, похожие на следы, были повсюду на горе.

Также Биг Пасанг Бхоте мог неверно разглядеть цвета куртки, Карим был в красной, а Конфортола действительно видел в лавинном выносе МакДоннелла.

Кроме того, нельзя исключать вероятность того, что оба и МакДоннелл и Карим были ещё живы на момент четвёртого обвала.

Четвёртый обвал и лавина

Через несколько минут после связи с Биг Пасанг Бхоте и его хорошими новостями, что они нашли Джамика и корейцев, сходит ещё одна лавина или обрушивается серак и уносит жизни четырёх человек.

Это были восьмая, девятая, десятая и одиннадцатая жертвы горы.

Тсеринг Бхоте, поднимавшийся медленнее Биг Пасанга Бхоте, не успел подлезть к выходу из кулуара.
По счастливой случайности ему удалось выжить в лавине, как и Гиалже и Конфортоле у подножия Бутылочного горлышка.

Тем временем, ван Ройен продолжал спускаться соло. Он шёл по новому маршруту левее Чесена, минуя С4. Ван де Гевел и Гиалже уже были в третьем лагере, когда узнали, что ван Ройен где-то бродит.
Ван Ройен сделал несколько телефонных звонков, чтобы помочь определить его местонахождение.
С обморожениями ног третьей степени он заночевал на склоне второй раз.
Вилко ван Ройен - один из немногих людей, выживших после двух ночей в “зоне смерти”.

Эвакуация

В субботу рано утром Ван де Гевел и Гиалже нашли ван Ройена благодаря координатам GPS, отправленных им брату с Турайи.
Втроём им удалось спуститься в базовый лагерь к десяти вечера.
На следующий день Ван де Гевел и ван Ройен были доставлены вертолётом в госпиталь в Скарду.
Конфортола дошёл до С2, АВС.
Следующим днём его сняли вертолётом.

• Список погибших
  • Документальный фильм (44 минуты)