Горы мира > Южная Америка >

Автор: Стефан Гловач (STEFAN GLOWACZ)
Фото: Клаус Фенглер (Klaus Fengler)
Перевод Анна Пиунова, www.Mountain.RU

Дружить с ветром

Читайте на Mountain.RU
Дружить с ветром. История одного первопрохода
Сьерро Мураллон. The Lost World (1000 м, М8)
Есть ли жизнь в морозильнике? или экспедиция в горы Атомфьелла в рай девственных стен.
Первое зимнее восхождение на Fiescher Gabelhorn
Ban zone или пять дней в феврале
Первое "свободное" прохождение маршрута NO SIESTA на Гран Жорасс

История одного первопрохода

Редакция Mountain.RU благодарит Стефана Гловача, Роберта Яспера и Клауса Фенглера за предоставленные материалы

Часть 1
Часть 2, Окончание

Стефан Гловач

Роберт Яспер

Режущая ухо Ти-ши-на. Не слышно даже дыхания Роберта. Похрапел бы что ли. Нет. Ни звука. Небольшие облачка тумана собираются у его губ с регулярными интервалами и исчезают в ледяном пространстве. Пялюсь в потолок, всё та же точка, как если б взгляд мог пробурить дыру в этой безнадёге.

Раздражающий холодный свет галогеновой лампочки моего налобного фонарика заливает пещеру. Спальники, верёвки, крючья, продукты равномерно покрыты тонким слоем вельветового инея. Три градуса ниже ноля. Ассоциативный ряд подкидывает картинку хладобойни.

И, тем не менее, в этом ледяном хранилище вот уже больше недели рядом со мной лежит не замороженный поросёнок, а делит быт один из лучших альпинистов и ледолазов планеты Роберт Яспер. С того самого дня, как ураган загнал нас сюда.

Метровой толщины снежно-ледовые стены надёжно блокируют любую информацию, поступающую извне, звуки, свет. Мы похоронены заживо, мы там, где нет места живым.

Разумеется, всё происходит «согласно воли погребённых», и вот уже в третий раз кряду.

Мы больны, одержимы неприступной тысячеметровой северной стеной на окраине мира, в Патагонии. Стена, что редкий бриллиант, мы добиваемся её расположения, как прекраснейшей из женщин. Каждый год, в одно и то же время, в ноябре и декабре, в 2003, в 2004, в 2005, мы подходим к её подножию, нам дважды было указано на дверь.

Дива Мураллон приводит нас в немой восторг, и - вопреки логике и здравому смыслу – мы возвращаемся снова и снова, мы будем здесь и в пятый, и в шестой раз. До тех пор пока она не уступит нашим желаниям.

Ревю

Читайте на Mountain.RU об экспедициях Стефана Гловача и Роберта Яспера:

PIOLET D’OR -2005. 15-й Золотой ледоруб
PIOLET D’OR -2005. Объявлены номинанты
Piolet D'or. Премия "Золотой Ледоруб". История. Личности
Сьерро Мураллон. The Lost World (1000 м, М8)

Несколько лет назад картинка Сьерро Мураллона, малоизвестной горы даже для «экспедиционных» клаймеров, покорила нас с Робертом. На фотографии огромный, большей частью нависающий 600-метровый контрфорс сменялся ребром, ведущим к 400-метровой верхней части скалы, вставшей на дыбы подобно гигантской разрушительной волне.

Совершенная линия, поражающая безупречной простотой и красотой. Наши аппетиты раздразнил великий «патагонист» итальянец Казимиро Феррари: «Если Сьерро Торро – это гора, оставившая самый глубокий след в моей жизни, если Фиц Рой был самым сложным в техническом плане, то Мураллон – это вершина, которая стала труднейшим испытанием физических и душевных сил».

Что же это должна быть за гора, заставившая великого Казимиро Феррари говорить о ней с таким пиететом? Он предпринял четыре экспедиции в период с 1979 по 1984, с первого «ознакомительного» подхода до знаменитого первопрохода по коллосальному северо-восточному ребру. Он вышел с большим количеством друзей и помощников, но на вершину ступили только трое, сам Феррари, Паоло Витали и Карло Алде (Casimiro Ferrari, Paolo Vitali, Carlo Alde).

Согласно Феррари до них лишь одна экспедиция добилась успеха на Мураллоне. Это неутомимые бритты Эрик Шиптон и Джек Эвер и двое чилийцев Эдуардо Гарсия и Седомир Марангуник (Eric Shipton, Jack Ewer, Eduardo Garcia, Cedomir Marangunic), поднявшиеся на вершинное плато в январе 1961 года.

Их линия с северо-запада, возможно, самая простая, однако погодные условия были настолько жестокими, что до сих пор остаются сомнения, действительно ли команде удалось пройти предвершинный ледовый гриб. То есть вопрос первопрохождения на Мураллон остаётся открытым. Для Роберта и меня эти детали не столь важны. Вершина Мураллона сформирована километровым плато с небольшим, технически несложным возвышением. По умолчанию для нас Эрик Шиптон и его команда - первопроходцы Сьерро Мураллона.

Философия

В большинстве случаев замечания и рассказы «стариков» служат импульсом, заставляющим новое поколение принять вызов. Я верю, что в недалёком будущем цель «быстрее, выше и сложнее, чем другие» перестанет стоять во главе угла. Качество альпинизма не измеряется произведёнными театральными эффектами, но креативностью в вопросах выбора подхода и цели. Здесь всегда есть место для открытий в альпинистски неосвоенных районах, они ждут своих героев. И их особенная прелесть – в труднодоступности.

Нашему поколению и поколению более молодых клаймеров выпало снова быть первооткрывателями. Все стóящие горы типа Транго Тауэр или Фиц Рой уже или вот-вот будут освоены. Но среди сонмища известных вершин существуют никем не сфотографированные, неописанные стены и пики, некоторые из них не более чем фантомы нашего воображения.

Эти иллюзорные цели ждут, когда кто-нибудь вытащит их из небытия, в поисках маршрута своей мечты. Очевидно, что кто-то предпочтёт простой путь, выбирая вертолёт. Но такой подход убивает дух экспедиции, исключает факторы неопределённости и приключения. Для меня логическое развитие современной экспедиции в принятии философии «чистого стиля», в сознательном и добровольном отказе от многочисленной «искусственной» помощи, насколько это возможно, как во время подхода, так и во время восхождения.

Например, достойна уважения попытка пролезть все Богом забытые горы мира.

Новая цель

Когда мы впервые всерьёз начали изучать географическое положение Сьерро Мураллон с её нескладным обременительным подходом и практически непреодолимыми логистическими проблемами, энтузиазм бил через край от одной мысли об этой гигантской скально-ледовой глыбе, расположенной на задворках мира. Сьерро Мураллон – в Патагонии её также называют «забытая стена» - врывается в небо огромной крепостью к югу от Фиц Роя и Сьерро Торре.

2831м – не самая впечатляющая высота. Но технические проблемы в сочетании с труднодоступностью составляют приличный ангажемент. Проникнуть в этот заброшенный пустынный мир – само по себе неслабое приключение.

По этой причине Мураллон никогда не работала магнитом для публики, в отличие от соседних Фиц Роя и Сьерро Торре. Ни у кого из нас не было иллюзий насчёт «добрых» погоды и ветров.

В 1994 мы с Робертом установили скоростной рекорд восхождения на Сьерро Торре: 16 часов из базового лагеря. Несколькими годами раньше я получил боевое крещение огнём (вернее льдом), во время съёмок фильма Вернера Герцога «Сьерро Торре – крик камня».

Мы знали, что найдём рай на земле, который, однако, в любой момент может обернуться адом. Мы были готовы и ожидали худшего. Но то, во что мы вляпались, было гораздо, гораздо хуже.