Люди и горы > Интервью >

Лауреаты премии Piolets d’Or 2016
Никита Балабанов и Михаил Фомин
Беседы за альпинизм

Как ни крути, а на расшифровку некоторых интервью уходит год.
Миша Фомин прокомментировал: «Стабильность - признак мастерства».
Имея в виду, что с предыдущими интервью та же шляпа.
Зато пока редактировала, одну за другой слезу смахивала.
То и дело молодого Стива Хауса вспоминала, те времена, когда он был будущим,
когда его называли The Great White Hope.

Вот она большая белая надежда всего пост-советского альпинизма и рыба его мечты в одной бутылке горилки и трёхлитровой банке домашнего сала, привезённых в голодный французский Ля Грав весной 2016 года на церемонию вручения 24-ого Piolets d’Or.
В общем, читайте беседы за альпинизм с Никитой Балабановым и Михаилом Фоминым.

А.П.: Давайте начнём со списка восхождений, которые повлияли на ваше понимание альпинизма.

Никита Балабанов

• Труайе и Лоретан по центральному кулуару на Эверест.
    Как они по ночам ходили? (Прим. Кулуар Хорбейна, в альпийском стиле за 43 часа на подъём и спуск. 1986 год). Сюда же можно добавить и другие их восхождения. Потому что стиль и ИДЕЯ.

• Небезызвестный маршрут Войтека Куртыки и Роберта Шауэра на Гашербрум. Очень хороший стиль и вообще восхождение, опередившее время.
  • Соло Месснера на Нанга Парбат. Первое соло на восьмитысячник. Многое надо было обдумать, чтобы на него решиться,

• Маршрут Мышляева на Ушбу. По каминам, в двойке, маршрут на Чатын.
    Его линии и стиль хождения очень опережали время, не только у нас, но и за рубежом.

• Нитка м-та Хауса-Андерсона на Нанге
    Хаус-Андерсон на Нанга Парбат. Альпийский стиль на самой большой стене в двойке. Но надо отметить, что почти всю стену прошла перед этим команда Твайт-Бланшард-Бэкиз-Робинсон.
    (Прим. Новый маршрут по центральному контрфорсу в альпийском стиле. Подъём 6 дней, два дня на спуск по маршруту Месснера. Перила, провешенные на Месснера, Стив и Винс не использовали).

• Презель и Стремфели на Канче. Очень красивая линия в двойке на реально большую и высокую гору (Прим. Кстати это был первый Piolet d’Or в истории премии. Марко Презель и Андрей Стремфели получили его за первопроход по южному ребру Канченжанги)

• Вилли Бенегаз на Аннапурне в двойке (Прим. Никитос осведомлён лучше меня! Ничего не слышала об этом восхождении)

• Советский маршрут по южной стене Лхоцзе. По-своему, тоже революционное восхождение и ооочень красивая линия.

• Первовосхождение на Огре, там где Даг Скотт ноги отломал себе. Хоть и не совсем в альпийском стиле, но мне импонирует подход бриттов, и, в отличии от многих других наций, у них, как и у нас, очень силён командный дух и развито чувство взаимовыручки.

• Оба маршрута Валиева на Дхаулагири. Первый, потому что в хорошем стиле, второй, потому что один из сложнейших, да еще и на такой горе и стене (Прим. имеется в виду два восхождения: с чехословацкой командой по юго-западному ребру в 1988 году в альпийском стиле, без кислорода, без шерпов, когда из девяти участников на вершину поднялись трое - Валиев, Моисеев и Демьян, и первопроход по западной стене в 1991).
  • Прохождение чехословацкого директа на Денали тройкой Твайт-Бекиз-Хаус за 72 часа.
    Потому что классная идея и готовность лезть такой маршрут нон-стоп.
    (Прим. В июне 2000 года Марк Твайт, Стив Хаус и Скотт Бекиз пролезли чехословацкий директ по южной стене Денали за 60 часов. После этого восхождения Марк Твайт перестал ходить в горы).

• Коннекшн (без отдыха) японцев из «гири-гири бойс» на Денали: первопроход Изис фэйс на плече Денали, потом они с обратной стороны плеча сдюльфеляли под начало чехословацкого директа и по нему пролезли.
  • Технически и по сумме пройденного сложного рельефа оочень сильное прохождение и классная идея (Прим. За восемь дней, 11-18 мая 2008 года, Катсутака Йокояма, Юсуке Сато и Фумитака Ичимура прошли нон-стоп два самых сложных маршута на Денали: третье прохождение Isis Face и четвёртое Slovak Direct).

• Забыл про каталонцев на южной стене Аннапурны.
    Нил Бохигас, второго не помню, но тоже очень революционное восхождение как по мне.
    84-й год вроде бы. Там кстати Макинтайр погиб за пару лет до того.
    (Прим. В 1984 году Нил Бохигас и Энрик Лукас за восемь дней и семь ночей в альпийском стиле закончили маршрут по южной стене Аннапурны, начатый в октябре 1982 года Роне Гилини и Алексом МакИнтаиром. Во время восхождения МакИнтаир погиб. Единственный упавший камень разбил ему голову. Маршрут получил название Испанский)

• И забыл Метанойю Джефа Лоу. Очень круто.

• Михаил Фомин

• Гашербрум IV Войтек Куртыка и Роберт Шауэр,
    Я помню, что это восхождение мне голову взорвало, когда я прочитал про него в первый раз (да-да-да).

• Эверест Северная стена. Лоретан и Труайе. Скоростное восхождение нон-стоп

• Нанга-Парбат. Первовосхождение Германа Буля.
    Тоже помню, что читал об этом восхождении много раз, и каждый раз оно очень западало.

• Дхаулагири Западная стена. Первопрохождение по центру.
    Казбек Валиев мне про неё рассказывал, как они там лезли.
    Я не помню фамилию чувака, которыий у них основным забойщиком был, казахский...
    Он перед ключом разминался как перед болдерингом.
    Пальцы разминал и лез на шестёрке, на репе.
    В статике, то есть там сумасшествие было полное, у них под верхом осталось 50 метров статики, репчик, и они на нём вылазили весь верх стены.

• В. Солонников
    Солонников и его команда - памирские стены.
  • Солонников ходил в супер альпийском стиле. И это в то время...

Плюс они ходили с охренительным запасом прочности, вшестером, ввосьмером, но при этом быстро всё делали.

Я сильно засматривался на Ахмади-Дониша, на Памире, хотелось как-то туда попасть, но сейчас это очень сложно (Прим.1975, пик Ахмади-Дониша по ЮВ стене, 6Б к.тр., пп).

Киргиз
  • Мышляев и его стиль в восхождениях, Чатын по ромбу в частности.
    И вообще как он лазил. Не конкретно какие-то маршруты, а его подход и то, что он был сильно впереди планеты всей в своё время.

• Киргиз. Зимний соло-первопроход на Шхару
    (Прим. В декабре 1988 года Александр Шейнов (1958-1992) делает соло-первопроход по северной стене Шхары за 12 часов)

• Лхоцзе Южная стена. Сборная Союза

• Чо-ойю Юго-Восточная стена. Денис Урубко и Борис Дедешко.
    Очень понравилось, оно было совсем на грани. Или за гранью.

• Айгер. Метанойя. Соло Лоу

• Макалу Западная стена. Попытка Войтека Куртыки и Алекса Макинтайра.
    Несмотря на то, что они не залезли, но по степени влияния на меня, то, как они это делали, да, спать спокойно не даёт.

• Нанга-Парбат Рупальская стена. Хаус и Андерсон
  • А.П.: По какому принципу выбирали?

М.Ф.: Я выбирал по принципу, какое впечатление то или иное восхождение произвело на меня в момент, когда я получил эту информацию, и изменило ли оно что-то в моём подходе к тому, как я хожу в горах и что я хочу ходить.
    Если суммировать, то лезли быстро, дерзко и на что-то высокое и крутое.

Н.Б.: По принципу: собираться максимально просто, лазить максимально сложно.

М. Ф.: Ну да, у меня даже такой принцип и по жизни есть, жена постоянно ругает, что из дому всё хочу выбросить нафиг. Всё, что не используется, любая вещь, которая не используется, я её хочу выбросить сразу же.

И в принципе, такой же подход и к восхождениям. Я дико не люблю огромные баулы, чем меньше, тем лучше.

Я дико не люблю собираться долго по утрам.

Я люблю, когда у меня очень-очень мало вещей. Когда раз-два, у меня рюкзак готовый, и мы уже можем лезть, когда нет каких-то прокрастинаций, а есть основной процесс, ради которого ты всё это делаешь.

Вот почему Буля Нанга понравилась? Потому что он там варился-варился в этоий тяжеленной экспедиции, в этой махине, потом понял, что для того чтобы что-то сделать, надо плюнуть на всё и побежать вперёд.

У него это получилось. Один сделал то, что не смогли сделать целой махиной и командой.

И Мышляев тоже очень нравится. Моногаров молотил сотни шлямбуров на Ушбе - я видел, когда мы лезли первопроход, это просто бред - идут такие крэки, в которые засовывается нога, и рядом ними (Н.Б.: Угу, 300 болтов!) по пять, по восемь болтов набито на станции… Сумасшествие какое-то. Зачем?

А эти пацаны всё делали просто, понятно и залазили лучше в итоге. Тратили на это меньше времени, получали больше удовольствия.

Это не превращалось у них в какой-то промальп, а было именно восхождение.

Вручение Золотого Ледоруба 2016. Никита, Миша и Катрин Дестивель

А.П.: Теперь навскидку десяток личностей, которые внесли наибольший вклад в развитие альпинизма, по вашему мнению.

Оба: Так можно просто авторов предыдущего списка взять :)

Н.Б.: Лоретан, Труайе, Войтек Куртыка, Мышляев.

Мышляев, я считаю, вообще чуть ли не самый революционный чувак, просто в Европе про него ещё никто не знает, но он своё время очень опережал.

Банально, но Месснера нужно назвать. Он новизну постоянно какую-то привносил. Первый всегда что-то придумывал, и это круто.

Нельзя сказать, что сейчас тупиковый период, но я вот много об этом думаю, что-то новое надо придумать. Давно ничего нового не было.

М.Ф.: Получается, что Улик придумал своё что-то, новое (или развил существующее), но оно явно не для всех. Соло всегда было особняком, и их всегда было критически мало, ну, маргиналы…

Сам альпинизм - это маргинализм, а солисты - это маргиналы внутри альпинизма. Но действительно чего-то нового, которое будет для нормальных таких альпинистов, этого никто пока не придумал.

Н.Б.: Сложно сказать «нормальных альпинистов». Собрались сейчас нормальные альпинисты на это мероприятие :)

М.Ф.: Мы с Никитосом обсуждали, что у советской школы альпинизма есть офигенный шанс сделать следующий правильный и логичный шаг в развитии альпинизма, потому что все западные чуваки привыкли по кулуарам лазить, как это Дима Греков говорит: «По кулуарам обошли классно»…

А у нас классно, что есть очень большая школа техническая. И мозги у всех правильно поставлены на то, что по стене круто лезть.

Н.Б.: Имеется в виду, не так как Моногаров, на любой крутой стене можно найти логичную линию, она будет экстремально крутая и сложная...

М.Ф.: Да, был бы очень классный следующий шаг, если бы народ перешёл с лазания по сосулькам на лазание по стенам на большие-большие горы.

В принципе, в Украине есть задатки того, чтобы чуваки начали так ходить.

Н.Б.: Серьёзные линии в лёгком стиле.

М.Ф.: И в этом стиле, как мне кажется, не должно быть вообще жёстких ограничений, мол ни в коем случае не ИТОшить.

Критерий такой: альпийский стиль и скорость, а всё остальное - по барабану, вставал ты ногой в стремечко три раза за двухкилометровую стену, не вставал, по барабану.

Если небольшой группой (от двух до четырёх человек) в альпийском стиле залез классную нитку, то это классно. А как там ты это делал... Тяпками, руками, крюконогами, вообще не важно.

Н.Б.: Это как бы будет вообще отдельное измерение в техническом альпинизме, потому что по факту, таких маршрутов схожено на сегодняшний день, смотрим в списке, всего три в моём + Дэна на Чо-Ойю, то есть, четыре...

Больше их нет, этих восхождений. И сейчас застопорилось, никто этого не делает.

Мне кажется, что как раз наша школа, советская, имеет весь потенциал, чтобы такое делать.

М.Ф.: Если наши отцы ходили на шесть, на семь тысяч так, то можно и на восемь тысяч ходить. Вопрос выбора нитки, горы, команды..

Н.Б.: Сейчас, в основном, вопрос команды стоит.

М.Ф.: Команды до 3-4 человек. Потому что 12 уже не надо.