Горы мира > Африка >

Автор: Сергей Веденин, Москва

Техническая информация о некоторых трекинговых и альпинистских маршрутах в районе вершины Кения

Важно! Информация, приведенная в данном материале, не исчерпывающая, маршрутов существует гораздо больше. В этом описании только те, что мы прошли.

Маршруты отрисованы в программе Google Планета Земля. Для просмотра маршрутов эту программу необходимо установить на Ваше устройство. Также файлы типа .KMZ можно скопировать и использовать на большинстве моделей навигаторов. Ссылка для скачивания файла со схемой маршрутов.

Трекинговая часть

От Sirimon Gate до Shipton Camp

Маршрут длинный, красивый и большая его часть проходит на вполне достойной высоте. Поэтому не рекомендую пытаться «добежать по-быстрому», лучше идти в два для с ночевкой в лагере Old Moses 3380 метров над уровнем моря.

На маршруте вокруг Кении нет магазинов, кафе и т.д., то есть все, кроме воды надо нести с собой.

В промежуточных лагерях можно остановиться на ночь, но следует помнить, что это неотапливаемые дощатые домики, температура в которых не сильно отличается от уличной.

В начале августа ночная температура в Shipton Camp может опускаться до -5-7 градусов, поэтому набор теплых вещей и теплый спальный мешок окажутся совсем не лишними.

Переход от Sirimon Gate до лагеря Old Moses

Движение по дороге – сначала через лес, выше через кусты и альпийские луга. Метров через 800 от гейта дорога пересекает экватор, место маркировано, – можно радоваться и фотографироваться.

Дистанция до лагеря ~9 километров, набор высоты 760 метров. Время в пути 5-6 часов.

В 50 метрах выше домиков есть оборудованная площадка для палаток с навесом и источником воды. Одна сложность - местные птицы абсолютно бесцеремонны, просыпаешься рано от гомона и топота лапок по крыше палатки.

Кстати о подъемах. Это экватор!! Поэтому день всегда равен ночи в 6 утра рассвет и в 6 вечера закат, поэтому, если Вы хотите куда-то дойти или что-то успеть, возможно, стоит вставать до рассвета.

Переход от лагеря Old Moses до лагеря Shipton Camp

По карте всего 800 метров перепада, но в реальности почти 1200 с учетом множества спусков и подъемов, поэтому прогулка получается длинной.

От лагеря 3500 прямо вверх по склону до хорошей тропы, петляющей по кустам, до выхода на плечо выше кустов, где тропа раздваивается. Левая тропа уходит к следующему лагерю, по ней до Shipton Camp еще полтора дня. Правая ведет к Shipton Camp более коротким путем.

Далее тропа траверсирует склон вправо, пересекая верховые болота, ручьи, и спускается в широкую долину, по которой идет до Shipton Camp.

Дистанция до лагеря ~15 километров, набор высоты 1140 метров. Время в пути 5-6 часов.

Пойнт Ленана (point Lenana, 4985m)

Отличный треккинговый маршрут с небольшим отрезком лазания по вбитым в скалы скобам. Тропа идет на юго-восток от лагеря, натоптана и хорошо видна. Важно не пытаться срезать петли, т.к. почти все срезки - это спусковые маршруты по мелкой осыпи.

После выхода на хребет тропа забирает вправо и ее направление меняется на южное.

Вершинная башня преодолевается по «самой высокой в мире виа-феррате», как указано на сопроводительной табличке.

Дистанция до вершины ~2 километра, набор высоты 500 метров. Время в пути 3 часа.

На подходе к вершинной башне уже чувствуется высота, темп падает и появляются симптомы горной болезни.

Спуск с вершины до Shipton Camp по пути подъема около одного часа.

Но более интересным и полезным для акклиматизации, необходимой, если вы собираетесь совершать и другие восхождения, является спуск по другому пути, - в обход главных вершин по часовой стрелке. Он более длинный и позволяет провести больше времени на высоте.

Большая часть треккеров, целью которых является вершина Ленана, спускаются к Shipton Camp и далее до лагеря Old Moses.

Другой вариант спуска с Пойнт Ленана и всего массива Кения — по маршруту Chogoria.

Переход от Shipton Camp до Chogoria gate по маршруту Chogoria

Это самый длинный и сложный маршрут спуска, но он же и самый красивый.

Из лагеря Shipton Camp тропа идет на северо-восток, мимо озера и выходит на хребет, ведущий к Пойнт Ленана. На хребте надо повернуть налево и спускаться к небольшому озеру. От озера тропа идет вниз по долине вдоль ее левого (орографически) склона.

Верхняя часть маршрута проходит по высокогорной пустыне, которая сменяется лугами, а потом и джунглями.

Дистанция до Chogoria gate ~18 километров, набор высоты 320 метров, спуск 1750 метров. Время в пути 9-11 часов.

Альпинистская часть

Вид на вершину и нитка маршрута, от лагеря Shipton Camp

Гора Кения состоит из нескольких вершин, самые высокие из которых Nelion 5188 м и Batian 5199 м. На эти вершины проложены несколько скальных маршрутов сложностью от D (4а-4б) до ED (6а-6б).

Самый простой маршрут - это Normal route South Ridge to Nelion (примерно 4а категории трудности), несколько более сложный маршрут North Face Standard Route to Batian (примерно 4б категории трудности).

Общая информация про маршруты на гору Кения. Почти все маршруты - скальные, порода – непрочный гранит, много живых камней и осыпей, в т.ч. и на стенной части маршрута. Полки часто засыпаны толстым слоем гравия. Поэтому передвижение и особенно спуски дюльферами в темное время не рекомендованы, так как крайне камнеопасны.

Маршруты все очень продолжительные по 16-24 отрезка, включая продолжительные участки (до 300-500 метров) простого лазания на высотах около 5000 метров, отмеченные в описании, как один отрезок. Эту особенность местных описаний надо учитывать при планировании графика восхождения.

Второй особенностью данного района является ограниченный световой день – 12 часов от рассвета до заката, и низкие утренние температуры – до -10 в точке старта.

Поэтому надо или иметь отличную акклиматизацию и быть готовым за 12 часов пролезть 20 – 24 отрезка и спуститься на 600 метров вниз. Или иметь с собой бивачное снаряжение и планировать ночевку на маршруте. Воды на маршруте, как правило нет.

Мы ходили маршрут North Face Standard Route.

Маршрут North Face Standard Route, пунктир - вариант маршрута в обход башни FIRMIN

Общее. Сложность лазания до 5 Fr (5+-6a- UIAA). Длинна маршрута 16-26 отрезка по разным описаниям( в связи с разной длиной веревок и вариантами прохождения). Перепад маршрута 600 метров. Подход от лагеря Shipton Camp примерно 1 час, перепад 200 метров.

Лучший альпинистский сезон - с июля по октябрь.

Путь подхода под маршрут

Начало пути подхода под маршрут совпадает с путем подъема на Пойнт Ленана, далее после первого выполаживания надо уходить правее в направлении ледника по местами пропадающей тропе, которая тянется по левой по ходу стороне долины, ведущей к леднику.

Тропа пересекает долину между огромными камнями и выходит под вертикальную северную стену. Маршрут начинается на 10 метров левее хорошо заметного кулуара. Начало маршрута отмечены с крестом в круге с синей краской.

Время выхода желательно планировать так, чтобы первые 2-3 отрезка маршрута пролезть до рассвета.

Техническое описание маршрута

Начиная маршрут, лезть вверх от маркированного старта и перемещаться вправо в кулуар. Лазание 5-.

Продолжайте лезть вверх по кулуару преодолевая в лоб короткие крутые стенки. Лазание 4+.

Продолжайте движение по кулуару до тех пор, пока это возможно, примерно 90 метров до отвесной стены. Лазание 3-4.

Вертикальная стена преодолевается по отколу до большой полки перед следующей вертикальной стеной. Лазание 3-4.

По этой стене начинайте лезть слева 6 метров, потом переходите в центр и двигайтесь по центру стены вверх. Лазание 4+.

Далее вверх влево по простым скалам выйти в Амфитеатр.

По Амфитеатру двигаться вверх влево по засыпанным мелкими камнями «бараньим лбам» в направлении башни Firmin, которая находится в верхнем левом углу Амфитеатра. Длина Амфитеатра 300-350 метров, угол 45-60 градусов. Лазание 1-3. Камнеопасно.

От основания башни лезть вверх 25 метров широкой наклонной полке (лазание 3), потом пройти вправо вдоль полки 20 метров (3) до тех пор, пока это возможно, далее 9 метров вверх на ребро приводит к началу вертикальной части башни.

Далее лезть вверх вдоль трещины 20 метров, где она разделяется на две ветви, после чего лезть вверх по правому камину 15 метров на вершину массивного «живого» блока с видом на амфитеатр.

Перейти влево в исходный камин и продолжить лезть по нему 9 метров.

Далее вверх около 18 метров и до верхней части башни (4+.).

Спуск к на перемычку между башней и основным гребнем и двигаться по ней, пока она не станет круче. Продолжить движение вдоль ребра 30 метров (4+.).

Переход на полку затем пройти прямо в небольшой амфитеатр (3).

Далее несложные скалы до стыка Северного и Западного гребня, где есть место для бивуака.

Несмотря на то, что можно двигаться по Западному гребню, проще и безопаснее пройти горизонтально траверсом влево от бивуака около 120 м до вершины Shipton’s Notch. Скалы в этом месте сильно разрушены и представляют опасность.

Спуск по пути подъема. На крутых участках оборудованы дюльферные станции со стационарными петлями. Часть петель не внушает доверия и требует замены и/или подстраховки.

Вариант: (Категория 5+). Из большого Амфитеатра двигаться на перевал правее башни Firmin. Башня обойти справа, и далее вверх по крутой стене с трещиной над ледником Northey выйти на Северный гребень выше башни. Далее по вышеописанному маршруту.

Время по описанию до вершины 8-10 часов, но это только для хорошо акклиматизированной двойки, иначе необходимо планировать ночевку на маршруте. Время на спуск 2-4 часа.

Более подробное описание маршрута на английском языке по ссылке.

Необходимое снаряжение.
· Набор личного снаряжения, включая скальные тапочки.
· Двойная веревка для спусков дюльфером по 50 метров.
· Набор закладных элементов, набор френдов.
· Станционные петли. Корделеты.