Люди и горы > Люди >

Автор: Светлана Сдобникова, Москва

Памяти Леонида Мача

Лет 7 назад мы с Леней Мачем писали книгу по истории скалолазания. Большая получилась, думаю, интересная. Максимализм и обстоятельства не позволили закончить эту работу. Теперь придется. Хочу поделиться маленьким отрывком, который был написан Леней в то время.

Остроносая азиатская калоша.
Леонид Мач

История калошного дела в России, безусловно, заслуживает тщательного и скрупулезного исследования, выходящего за рамки данного очерка, не претендующего не только на ограниченную серьёзность, но и даже на относительную достоверность. Прообразом остроносых резиновых калош являлась азиатская кожаная обувь, по форме аналогичная. До начала двадцатого века в таких тапках – туфлях выступала вся средняя Азия. Резиновая калоша была дешевле и долговечней и постепенно вытеснила с массового рынка кожаную туфлю. Сегодняшний день в скалолазании произошел обратный процесс. В калошах никто не лазает, многие не представляют, как они выглядят. Все пользуются скальными туфлями, которые до середины восьмидесятых годов двадцатого века советские спортсмены видели на картинках. Теперь изменилось не только снаряжение, изменилось само скалолазание на столько, что в первоначальном виде оно вовсе перестало существовать. Майка с длинным рукавом, штаны ниже колена, спусковая - дюльферная верёвка, обязательная даже для тренировок, кожаная накладка – «плечо» для спуска дюльфером, обязательная грудная обвязка, каска, причем каска могла быть самой формальной скорлупкой. Эти странные точки зрения техники безопасности каноны были обязательны на соревнованиях для всех, а на тренировках для свердловчан.

Пиратинского увижу
– Мелкой дрожью задрожу,
Сразу касочку надену,
Дюльферочек привяжу.

Первоначальный текст этого стишка не был политкорректным, в нем обозначалось, на что надену каску и куда привяжу дюльфер.

Вернёмся к нашим калошам. Лица не русской национальности, пасшие в горах баранов, носили калоши. Они первые в народнохозяйственных целях применили калоши для лазания по скалам. В эпоху борьбы с космополитами резиновые остроносые (азиатские) калоши были названы «Секретным оружием русских». Это оружие выпускалось многочисленными калошными фабриками, расположенными на территории РСФСР и других братских республик. Оружие предназначалось не для уязвления армий вероятного и не вероятного противника. Секретное оружие русских было повседневной обувью миллионов братьев – азиатов. На территории России по своему прямому назначению, а именно для лазания по камням в спортивных целях, калоши начали использоваться на красноярских столбах ещё до эпохи повсеместного применения страховочной верёвки. Предположительно в начале двадцатого века.

На территории СССР было несколько калошных фабрик. В Ленинграде, Томске, Москве, Малоярославце, Армавире, Ташкенте. Каждая фабрика, хотя и выпускала изделия в рамках одного ГОСТА, была своеобычна и самобытна, калоши были разные и на ощупь и по тактико-техническим и ходовым характеристикам. Кто к чему привык. На мой взгляд, ленинградские калоши были жидковаты. Ленинградцы, наоборот, считали малоярославские слишком грубыми. Одни жёсткие, другие скользкие, третьи жидкие, четвёртые сопливые – на вкус, на цвет…

В силу территориальных причин, москвичи предпочитали малоярославские калоши (к московской фабрике резиновых изделий «Красный богатырь» доступа не было), ленинградцы собственные, «Красный Треугольник», красноярцы томские.

Москвичи, как обычно, находились в привелигированом положении. Два часа на электричке с Киевского вокзала, десять минут пешком, и после непродолжительного хождения по кабинетам, цехам и складам рюкзаки, наполнялись вожделенной резиной. До сих пор помню запах свежеотлитых калош. Запах тёплой резины мешался в моём воображении запахом крымской хвои, шумом моря, восторгом высоты, с командой «На старт! Внимание! Марш!».

Для официоза брали с собой письмо на бланке спортивного клуба или общества. «Мол, мы такие то и такие просим продать резиновые калоши - «некондицию» нашим представителям. Оплата за наличный расчет». «Некондиция» это вполне приличные на вид изделия, не прошедшие госприёмку. Маленькие царапинки, пупырышки на идеальной глянцевой поверхности калош, являлись причиной выбраковки. Речь, повторяю, шла о «секретном оружие русских», поэтому госприёмка была особенно строга. Стоила некондиция 50коп, если мне не изменяет память, а кондиционная пара – 3р.

Доподлинно не известно, в калошах, какой фабрики лазил легендарный Михаил Хергиани и пользовался ли он для побед некондиционной резиной, но отряды советских скалолазов, прославивших свою Родину многочисленными достижениями, были обуты именно в некондицию.

Калоша крепилась на ноге тканой тесьмой – киперной лентой. Для лазания брали калошу на два- три размера меньше. «Обувь для лазания должна быть такой, что бы испытывать удовольствие, разувшись». Это относится к скалолазам, альпинисты не подвергали себя таким истязаниям. Новая калоша подвергалась предварительному «тюнингу». Острым сапожным ножом или бритвенным лезвием срезался выступающий кант. Тем же инструментом с носочной части подмётки срезалось мелкое рифление. Затем поверхности обрабатывались напильником или шкуркой. Две дырки под тесьму на пятке и калоша была готова к употреблению. Но некоторые знатоки теории и практики сцепления резины не ограничивались простым обрезанием. Наша героиня, как теперь забыто, состояла из трёх частей: собственно резиновой калоши, вклеенной стельки и подкладки из розового плюша. Вывернув изделие наизнанку, отрывали стельку в носу калоши и вклеивали между стелькой и резиной полужёсткую вставку. В ход шли кусочки линолеума, пожарного рукава, стеклоткани. Однажды я вклеил в калошу стальную полосу от парашютного ранца. Для лазания по царицынским мизерам. Нововведение себя не оправдало. Проклеенная и вывернутая обратно калоша помещалась под пресс – набирала силу. Собственный рецепт тюнинга держался в строгом секрете и не передавался никому. Калоша, прошедшая обработку в руках у мастера, по своим ходовым показателям вплотную приближалась к скальным туфлям ведущих мировых производителей.

Для оптимизации процессов трения, в те дремучие времена, применялась канифоль. Как порошок, так и спиртовой раствор. Натирали калошу, пальцы рук. Порошковую канифоль сыпали внутрь калоши. Особо тщательно канифолились перед соревновательным стартом. На несколько метров такой смазки хватало. Для соревнований всегда имелась отдельная пара обуви. Размер поменьше, почти новые. Именно почти, надо было пролезть в них метров сто, чтоб по ноге правильно легли. Некоторые обувались на носок, некоторые на босу ногу.

В процессе лазания верх калоши постепенно растягивался, появлялись нежелательные люфты. Под большими пальцами ног постепенно протирались дырки. Пары хватало приблизительно на неделю тренировок – 3 – 5 километров лазания.

Вот такая история. Думаю, что впервые в истории мирового спорта, некондиционные резиновые изделия служили в качестве спортивной обуви для установления рекордов. Когда советские альпинисты вылезли из под железного занавеса, на ногах у них были калоши. В совковой резине были пройдены скальные маршруты мирового класса. Калоши знаменитого красноярского скалолаза А. Губанова находятся в Британском музее альпинизма.

Путь к вершинам. Памяти Валерия Павлотоса

Александр Шейнов. Таким я его помню

Памяти Ивана Александровича Ершова

Александр Степанович Демченко К 90-летию со дня рождения

Чемпионат ветеранов скалолазания и альпинизма СССР 2009 г, Батилиман, или «Песня о Буревестнике».