Автор: Александр Дементьев, Красноярск

В гости к Большому Зубу

Большой Зуб

«Поднебесные Зубья» горной Шории известны достаточно широко. Хребет расположен между долинами рек Шорский Казыр и Бельсу. Общее направление хребта, - с юга на север. Своё название «Тигир-тиш», вероятно, он получил за среднюю часть, похожую гребнем на крупнозубую ножовку. Заезд к этому горному району достаточно прост. До станции Лужба, которая расположена в середине железнодорожной ветки Абакан-Новокузнецк. Прежде всего, нужно переправиться через реку Томь, а оттуда сначала по дороге, затем по тропам, далее по среднегорному рельефу, в основном представляющему собой разнокалиберный курумник со снежниками, сильно сокращающимися к осени, почти до полного исчезновения. До впадения в Казыр ручья Высокогорный, в верховьях которого расположен Большой Зуб, около тридцати пяти километров. До перевала «Козьи ворота» над которым расположен Верхний Зуб, вдвое дальше. Верхний Зуб чуть повыше, и является наиболее высокой точкой района. Однако он представляет собой всего лишь небольшое поднятие на углу хребта и отдельно стоящей вершиной не смотрится. Некоторые заходили и ещё дальше, в район горы «Молния». Но даже оттуда, логичнее возвращаться назад на Лужбу, хотя, примерно такое же расстояние остаётся на север, до посёлка Шира. Что представляет собой этот путь на север, я не знаю.

Поход на Зубья в 2007 году оказался четвёртым и последним посещением этого района. Поскольку Зубья это далеко не Кавказ и не Тянь-Шань, такие горы я оставлял «на старость», хотя впервые заглянул сюда ещё осенью 1989 года. С тех пор район сильно изменился, а его посещаемость выросла в десятки раз, что не могло не сказаться на местных тропах и вообще на рельефе, поскольку тропы тут часто идут по глинистой или тундровой структуре, легко повреждаемой и трудно восстанавливающейся.

На этот раз мы с женой Светланой решили не распыляться, а сосредоточиться на Большом Зубе. Поскольку, как бы «пора», а то может, и не придётся уже здесь побывать. За три предыдущих раза мы уже побывали в верховьях ручья «Крутой», в «Золотой долине», доходили до озера «Харатас» (Караташ?), и даже поднимались на гребень Большого Зуба. Но на саму верхушку не заходили. Для похода выбрали конец июня, чтобы в горах ещё лежал снег, но не столько, чтобы было не пройти. Продуктами обеспечились на десять дней, в случае необходимости можно было растянуть до двух недель. Из горного снаряжения взяли лишь один ледоруб и двадцать метров верёвки. На кошках решили сэкономить, что в принципе, оправдалось, хотя и не без проблем. А ещё взяли старую резиновую лодку для переправы через Томь. Поскольку возможность её перехода вброд в июне сомнительна, а ждать пока пробудятся перевозчики и у них возникнет желание, могло означать потерю целого дня.

Поезд приходит ночью, погода оказалось мрачной, холодно, серо, с рассвета чуть-чуть моросит. Река заметно вздулась, течение мощное, вброд было бы точно не перейти. Даже и на лодке страшновато, поскольку наш общий исходный вес зашкаливал за 200 кг, и вовсе не хотелось никакого замачивания. Но всё удалось. Сдули лодку и потащили вверх, вдоль притока. Оказалось, что мост через приток отсутствует, хотя раньше он был. Пришлось снова надуть. За притоком уже близких переправ не предвиделось, поэтому лодку здесь и спрятали в придорожных кустах. Первые несколько километров путь идёт по узкой дороге, которая заканчивается у первого приюта. Отсюда уже виден вдали массив Большого Зуба и гольцовая зона самого хребта.

Массив Большого Зуба слева на горизонте

Погода не меняется, временами моросящий дождь, временами сильный. Отсюда начинаем подниматься по тропе направо, чтобы перевалить через начало хребта в долину Казыра. На перевальном плато травянистое болото, изрядно растоптанное в ширину, что вообще характерно для местных троп. Всё равно, посуху не пройдёшь, надо идти или по мокрому, или в сапогах, отыскивая более мелкие места. Мы заранее предпочли второй вариант, хотя большинство молодых ходит тут в пляжных шлёпанцах и полуголыми. Так, конечно, ни болото, ни дождь, ни грязь не страшны, а замёрзнешь, - беги быстрее. Но нам-то уже как-то не по годам.

От перевала к Казыру вначале твёрдая каменистая тропа. От района второго приюта открываются виды на конечную часть хребта до пика Строителей, который створится с пиком Поднебесный, иначе именуемым «пиком Дураков». Это за то, что когда-то какие-то дураки посчитали его Большим Зубом, хотя до Большого Зуба вдвое дальше. Хотя, конечно, никакие тут не «пики», а пологие среднегорные гольцы. Но, не я называл, не мне и переименовывать.

Крайний справа пик Поднебесный

Далее, тропа помаленьку спускается в ложе текущего к Казыру ручья. То и дело попадаются прижимы, которые тропа обходит по глинистым склонам. Вроде и ничего сложного, но глина от дождя мокрая и скользкая, при этом улететь по склону в ручей с тяжеленным рюкзаком чревато последствиями. В конце концов, прижимы так достали, что мы пошли прямо по ручью. Ко второй половине дня выходим на большую поляну к руслу Казыра. В этом месте расположен третий приют. Зашли под крышу и попытались пересидеть дождь. Здесь нам сообщили, что такая погода стоит с самой зимы. Всё время дождь, реки и ручьи поднялись, многие мосты и мостики смыло. Сидим часа два, вялый дождь и не думает прекращаться. Делать нечего, идём дальше. Прошли ещё километра три по размытой глинистой тропе и устроились на ночь. Перспективы туманны. По такой погоде идти на какой-то Зуб нет смысла. Ну, утром поглядим, что будет, хотя после сообщения о непрерывном месячном дожде, как-то в лучшее не верится.

А утром сверху голубое небо. Неужели? Ну, дай Бог хоть три дня такой погоды. За три дня управимся. Идём дальше вверх вдоль Казыра.

Шорский Казыр

Настроение прекрасное, небо держится голубым, только каждый второй поперечный ручей доставляет проблемы. Ручьи и вправду вздулись. Там где раньше запросто переходилось пешком с ходу, теперь приходится замачиваться до пояса. Замачиваюсь я, Светлана переправляется на мне. Это разумно, поскольку лучше мочить одного, чем обоих. К середине дня доходим до порога. Река здесь слегка зажата заглаженными каменистыми выступами русла и достаточно сильно бурлит. Место красивое, да и отдохнуть на такой красоте приятно.

Порог в среднем течении Казыра

Двигаемся дальше. Тропа идёт то по глине, то по размочаленному предыдущими пешеходами силосу. Но сапог пока что хватает. А слева, за лесом то и дело показывает себя всё более высокий, частично заснеженный хребет.

Над лесом всё более заснеженный хребет Тигир-тиш

Вот такие мы в начале пути. Светлана

А это я

По пути проходим сворот на ручей «Крутой». Здесь раньше часто блудили туристы, в том числе и я. Тропа на «Крутой» смотрится более логичной, на неё многие и сворачивали. А правильная тропа спускается к берегу и оттуда идёт дальше вдоль реки. От развилки она выглядит просто боковым сходом к площадкам для палаток. Но теперь на развилке висит указатель, и проблемы нет. Если, конечно, указатели читать.

Ближе к вечеру добираемся до русла ручья «Высокогорный». Есть мост к расположенному на противоположном берегу приюту. Но нам пока туда не надо.

Приют Высокогорный в 2007 году

Здесь расположились на вторую ночёвку. Утром идём вверх по правому берегу Высокогорного. Вскоре открывается вид на заснеженный Большой Зуб в верховьях долины. Погода переменная, временами наползают облака, потом небо снова прочищается.

Большой Зуб над долиной ручья Высокогорный

Ручей Высокогорный в среднем течении

Вскоре путь перегораживает поперечный приток ручья, круто стекающий с левого склона. Вода идёт пенными буграми, переправа чревата полным купанием, если вообще не понесёт по камням. Наверное недаром несколько ниже по течению через Высокогорный была натянута верёвка. Вероятно, есть тропа и по другому берегу, но там мы не ходили. Топчемся вдоль притока и, наконец, находим приемлемое место для переправы. Здесь поперёк ручья упало дерево. Вода идёт через него, но образовалась как бы небольшая заводь. Хоть и глубоко, зато не сносит течением. Дальше тропа идёт по смешанному лесу с каменными выходами. Понемногу начинается кустарниковая зона. Периодически открывается вид на верховья долины. Похоже, угадали со сроками похода и заснеженность хребта оптимальная. Чем больше снега, тем, понятное дело, красивее. Но снега и не столько, чтобы в нём увязнуть без лыж.

Вид на верховья долины

Дошли до знакомого места, где русло Высокогорного образует уступ и получается несколько скошенный водопад. Под водопадом возможна переправа на другой берег, но мы предпочли не блудить, а идти дальше знакомой тропой.

Водопад

Выше водопада тропа входит в густой кустарник, сквозь который с большим рюкзаком периодически приходится проламываться силой и с нервами. До того, что: «Отцепись от меня, чёртов куст!». А если бы ещё и кошки сверху привязаны были? Нигде больше такого цепкого, крепкого и кривого кустарника не встречал. И это ещё на тропе. Наконец-то кустарник заканчивается, а дольше дно долины покрыто снежниками под которые уходят поперечные ручейки, а временами и основной ручей.

Снежник выше кустарника

По снежникам идти легко, и в этом уже чувствуется что-то родное, альпинистское. Хотя, понятно, что под снежником возможны пустоты, мосты над которыми могут проломиться, а там уж, как повезёт. Поэтому первый иду я, как вдвое более тяжёлый. Если уж я не проваливаюсь, Светлане можно не беспокоиться. Следов тут никаких нет. Впрочем, нам, вроде, на приюте и говорили, что, по причине плохой погоды, возможно, мы вообще первые в этом сезоне пошли на Зуб.

Дальше долина сужается и заворачивает налево, в цирк Большого Зуба. На вытаявших из под снега плешинах склон усыпан фиолетовыми цветами.

Склон покрытый цветами

Справа, в сузившемся русле ручья, провалы снежника. Понятно, что там естественный снегосбор, но толщина снежников на провалах уж очень большая. Метров до пяти. На проплешинах заметна летняя тропа, а как только вошли в узкую «трубу» русла, начался холодный ветер сверху. Похоже, этот ветер тут никогда не прекращается, что тоже понятно. Под хребтом обширная каровая заснеженная полость, а сток из неё только сюда. Куда ещё холодному воздуху со снега деваться?

Вход в снежный цирк Большого Зуба

Вода и лёд

Выходим из «трубы» в начало цирка. Здесь последняя удобная травянистая площадка перед каровым озером, на которой мы ночевали в прошлый раз. Площадка свободна от снега, а дальше уже сплошной снежник с промоинами и проплешинами на выступах склона. Устраиваемся на ночёвку и планируем путь подъёма на завтра.

Цирк Большого Зуба

Лагерь на последней травянистой площадке

Утром выходим в шесть часов. Сменили сапоги на ботинки, взяли ледоруб, верёвку и маленький рюкзак. Намереваемся сделать «полу-крест». Выйти на гребень и пройти весь массив Зуба, сначала налево до крайнего жандарма, потом направо, на высшую точку. И спуститься через верхний цирк, потому что ко второй половине дня снежники явно раскиснут.

Раннее утро. Путь подъёма и спуска

Перешли на левую сторону русла ручья, между двумя большими промоинами и поднимаемся по снежникам от одной проплешины к другой. Погода с утра сносная. Облачность переменная, временами наползают полосы тумана, потом снова проясняется. Вообще, нижний слой облаков лишь немного выше гребня Зуба, то есть где-то на высоте километра три. Фирн на снежниках умеренно скользкий, кошек нет, поэтому идём так, чтобы особенно далеко катиться не пришлось, если что. В отдельных местах подрубаю ступени. Таким образом, помаленьку выходим на плечо под взлётом склона.

Осыпной взлёт перед гребнем хребта

Взлёт в этом месте осыпной, градусов на двадцать пять. Слева плавно переходит в скалы общей крутизной до сорока пяти градусов, а справа в такой же крутизны снег, накрывающий осыпь. Поднимаемся по границе скал и выходим к гребню. У самого гребня всё равно снег, но всего-то метров десять. Нарубаем ступени и выходим на гребень. Снова периодически накрывает туман. Отсюда видно спускающийся в верхний цирк скальный контрфорс, а над ним показался и пик Высокогорный в виде пологой пирамиды с полосой снега.

Скальный контрфорс, спускающийся в верхний цирк

Над понижением хребта пик Высокогорный

Начинаем движение налево по гребню. Гребень здесь представляет собой скальную пилу из нескольких разнокалиберных жандармов. Эта центральная часть как раз наименее лёгкая. Сначала идёт небольшой вертикальный жандарм в виде высокой прямоугольной башни. Обходится слева по ходу. Второй, большой и разрушенный, обходится справа по скальным полкам, с выходом обратно на гребень. Оттуда пологий травянистый подъём на третий жандарм, за которым небольшой провал гребня. Далее большой четвёртый жандарм, с которого открывается вид на оставшиеся два больших «огурца», которыми заканчивается южная часть массива. Первый «огурец» скальный, второй со снежным гребнем наверху.

Здесь уселись отдохнуть и подумать. В принципе, скалы достаточно простые, но Светлана у меня, при всех её достоинствах, скалолаз никакой. Поэтому по гребню пришлось продвигаться черепашьими темпами, с верёвкой и страховкой. Провозились столько времени, что стало ясно, если мы хотим всё-таки успеть сделать Зуб, ей лучше подождать здесь. Тем более что следующий жандарм выглядел тоже сомнительно в скалолазном плане.

Скалы в центральной части гребня

За это время облака отсюда уползли и открылся вид на запад, в сторону долины Бельсу. Там оказались красивые озёра с плавучим льдом, между несколькими поперечными отрогами, спускающимися с основного гребня.

За гребнем хребта долина Бельсу, озёра и плавучий лёд

Южные жандармы гребня

На предпоследний жандарм я влез со второй попытки по внутреннему углу, после чего обнаружил, что его можно было просто обойти слева. Отсюда заснял верхушку последнего южного жандарма с косым снежным гребешком, по которому на него и заходится пешком.

Вершина крайнего южного жандарма

За южным жандармом хребет заметно опускается ниже и выполаживается. На верхушке из камней сложен тур, но никаких записок там не обнаружилось. Позади, на севере, видна основная вершина Зуба в виде скального треугольника, а на юге пологие западные склоны хребта и «Высокогорный» пик «Дураков».

Большой Зуб. Главная вершина

В центре пик Поднебесный. Он же «пик дураков»

Возвращаюсь на центральный жандарм. Отсюда снова вдвоём поползли по скалам назад, к месту нашего выхода на гребень и благополучно этого места достигли. Теперь уже Светлана заметно устала. А ещё ведь и спускаться надо будет. Снова решили, что на основной Зуб я пойду один. Ну, как бы, «командный результат» всё равно будет достигнут, а она за это время и отдохнуть успеет.

Светлана на центральном жандарме

Подъём на главную вершину идёт по длинному пологому гребню и простым скалам. Вершина отсюда выглядит классической пирамидой. Попробовал перейти на южную грань. Везде идётся одинаково легко. На вершине стоячий камень, который можно разглядеть издалека. Сама вершина умеренно замусорена. Я ожидал худшего. Туры на ней есть, записок не обнаружил.

Вершина Большого Зуба

Здесь долго сидел и фотографировал во все стороны. С северо-западной стороны к вершине примыкает серия каров заполненных озёрами. Самое верхнее почти полностью подо льдом, только правая кромка подтаяла. На север уходят пологие осыпные хребты с небольшими выступами. Возможно, один из этих выступов и есть «Верхний Зуб». На востоке внизу видна долина ручья Высокогорный, вход в цирк Зуба и едва различимая наша палатка у озера. Облака над головой ещё больше поредели и становится заметно жарко.

Вид с вершины на южную часть гребня

Внизу серия осыпных цирков с озёрами

Где-то там вершина Верхнего Зуба

Верхнее озеро подо льдом

Долина ручья Высокогорный сверху

Слева пик Высокогорный

Большой Зуб

Спускаюсь назад по гребню. В средней части к камню прибита табличка. «Памяти друга Серёжи Бойцова 1984». Что тут случилось, мне неизвестно. В табличке четыре дыры, но забито лишь два гвоздя, и те загнуты. Наверное, долбить дыры в камне почти не вышло.

Вдали на скале сидит Светлана, накрывшись от солнца зонтиком. Действительно, всё больше припекает.

В полдень стало жарко. Найдите девушку под зонтиком

Горный пляж

Спускаться решили, как и планировалось, в верхний цирк. Идея в том, чтобы как можно ниже спуститься по морене, не выходя на снег, особенно на его крутую часть.

Верхний цирк Высокогорного

Спуск по морене

Южная часть гребня Зуба снизу

Возле конца морены

Спустились до острого угла морены, вдающегося сверху в снежник. Верхний цирк весь под толстой фирновой подушкой, переходящей на окрестные склоны. Возможно, здесь и присутствует каровый ледник, но сейчас нигде не видно никаких выходов многолетнего глетчерного льда.

Тут всё ещё круто. Снежник, несмотря на жару, крепкий, провалиться в него нельзя, только поверхностный слой скользкий и сползает под ботинками. А влево вниз склон перегибается. Скатиться туда неохота, потому что расположение промоин отсюда не видно. Идём дугой по пологой части, переходя на правую сторону кара. Но и здесь пологого спуска нет. Выбираемся на наиболее низкую проплешину, а оттуда начинаем рубить ступени вниз. Пришлось нарубить метров сорок, дальше снег выполаживается и можно идти пешком. В верхней части цирка, судя по высоте стенок на промоинах, толщина фирна до четырёх метров. Чем дальше вниз, тем тоньше.

Промоина в середине снежника

Фирновый слой до четырёх метров

Нижние промоины снежника

К трём чесам спускаемся к озеру и палатке. Погода совсем наладилась. Жарко и безоблачно. Небо над Зубом голубое и весь снежный цирк освещён солнцем.

Исток ручья Высокогорный

Большой Зуб при ясной погоде

Идти сегодня куда-то уже поздно, поэтому решили снова ночевать здесь же. С утра погода ясная, гораздо теплее, чем вчера. Выходим из «трубы» цирка и двигаемся вниз по долине Высокогорного. Промоины снежника растут на глазах, а поверхность под ногами быстро раскисает. Немного не доходя до кустарников, я всё-таки, подломил снежник и провалился. Снег в этом месте оказался висящим на метр от земли, поэтому ударился о пролом самой крепкой частью организма. Чувствительно, но всё обошлось.

Дальше началась кустарниковая зона с её прелестями. Потом долго сидели у водопада. Остался ещё боковой приток с правого склона. Но теперь он оказался не столь мощным, а возможно, нашлось более удачное место, ближе к основному ручью. Перешли его в месте разлива на несколько русел, даже не замочив ног. Позади, на фоне голубого неба, маячил Большой Зуб, неправдоподобно выделяясь своей белизной на фоне зелени.

Вершина Зуба позади

К середине дня спустились до Казыра. Здесь встретилась группа из нескольких человек, пришедшая без определённого плана и направляющаяся дальше вверх вдоль Казыра. Оказалось, что мы далеко отстали от жизни, потому что нормальные люди смотрят погоду в интернете, и приезжают, когда она налаживается. А нам повезло. У нас-то о сроках отпуска нужно договариваться за год вперёд, и потом никакие погодные условия во внимание не принимаются.

Решили тоже идти вверх по Казыру. Конечно, на поход до «Золотой долины» у нас уже времени не оставалось, разве что, в обрез и бегом. Поэтому решили посетить долину ручья «Рамзин», куда ещё не заходили. А дальше видно будет.

Казыр выше впадения Высокогорного

Путь туда тоже не близкий. К тому же, тропа пересекается несколькими поперечными ручьями, пара из которых оказалась достаточно многоводной, чтобы создать проблемы. Особенно один, вдоль которого пришлось немного пройти вверх и сбросить в него упавший ствол. Да ещё и верёвку натянуть для надёжности. Слева просматривается основной хребет Тигир-тиш. Как раз та его часть, которая зазубрена мелкими, но многочисленными зубьями, словно ножовка.

Это, наверно, и есть основные «зубья»

Ближе к вечеру дошли до впадения в Казыр ручья Рамзин. На другом берегу расположен приют «Мазаевский стан». С тех пор, кажется, этот приют был разрушен судебными приставами. Но точно об этих обстоятельствах я не знаю. А тогда приют ещё был, но ручей был сильно поднявшимся, а мосты через него смыты. Основной мост лежал вдоль течения, оторванный от правого берега. Но мы, вроде, туда и не собирались, а пошли вверх по долине Рамзина. Пора было уже останавливаться на ночёвку, но места не находилось. Кругом либо мокрое болото, либо курумник. Да ещё на осыпи потеряли тропу. Пришлось прочёсывать долину поперёк. Тропа нашлась, а с ней и сносная площадка для палатки. До темноты успели расположиться. На закате погода хорошая. Заходящее солнце подсвечивает противоположный берег Казыра.

Массив на левом берегу Казыра

С утра всё небо серое, и моросящий дождь. Похоже, зарядил надолго. Решили оставить палатку и сходить поглядеть верховья долины ручья. Достаточно скоро тропа выводит в безлесную зону и упирается в ручей. Наверное, здесь брод через Рамзин, но, опять же, сейчас пришлось бы основательно купаться. Пошли на склоны влево, не переходя ручей. Здесь он разливается протоками на курумнике, но тоже посуху не перейти. Дальше вверх начинается зона осыпных гольцов испещрённых пятнами снега.

Верховья ручья Рамзин

Поднялись немного вверх вдоль скальной гряды и залезли посидеть под последний на склоне кедр, укрывший от непрекращающегося дождя. Невдалеке скала в виде сидящей, прижавшейся друг к другу парочки, вроде нас. По горам клочьями ползает серая облачная вата.

Погода мрачная

Посидели, пошли вниз. Побродили по кустарниковой зоне. В траве полно разнообразных красивых цветов. В конце июня для них как раз сезон. Прошлись вдоль ручья и поглазели на смытые мосты. Больше по такой погоде здесь любоваться нечем.

Июньские цветы

Оставшуюся половину дня высиживали погоду. Но погода не высиделась. На следующее утро опять моросящий дождь. Решили понемногу возвращаться обратно. Практикой проверено, - это лучший метод «наладить» погоду. И, действительно, погода, хоть и не наладилась, но появились временные прояснения. Переправа через поперечные ручьи оказалась проще. Наверное, потому что переправлялись в первой половине дня. Да и снежники на хребте при отсутствии солнца могли таять медленнее.

Прошли мимо долины Высокогорного, потом мимо ручья Крутой. В этом месте в высокой траве, помимо других цветов, растут огромные сиреневые пионы.

На обратном пути

Трава по пояс и пионы

К вечеру небо снова посерело. Не дожидаясь дождя, поставили палатку и заночевали на половине пути между Крутым и Казырской поляной. С утра дождь. Идём то по мокрой глине, то по растоптанному травянистому силосу. Особенно достают глинистые ямы распадков мелких ручейков, пересекать которые скользко. Ко времени выхода на Казырскую поляну, мы уже очень даже мокрые и грязные. Дождь прекратился, но всё небо серое и мрачное. Около часа посидели тут, отдыхая. Дальше надо идти обратно через перевал между Казыром и Томью.

Уж эти, мне, горки и великие грязи!

Мочит

Двинулись к перевалу. В районе узкого распадка ручья, где тропа обходит прижимы, пробка. Навстречу густыми толпами идёт народ. Столько, что и считать бесполезно. Впрочем, массовые заходы в этот район мы наблюдали и в прошлый раз. С трудом удалось втиснуться на тропу между встречными колоннами туристов и просочиться за ручей.

К моменту выхода на верхнюю, каменистую часть тропы, снова распогодилось. Полюбовались конечной частью хребта, первыми тремя гольцами с Высокогорным во главе.

И снова распогодилось

К вечеру, не торопясь, спустились к началу маршрута. Достали из кустов лодку. Надули, сплавили её по притоку. Потом поплыли через Томь. Теперь здесь вода спокойная, достаточно тёплая и прозрачная.

Приплыли. Вот такая получилась прогулка на Зуб. За восемь дней, прошли около 100 км. С перепадом высот километра в два. Осталась самая неприятная часть, - дождаться ночного поезда. Поезд стоит на Лужбе одну минуту, и лучше сидеть прямо здесь. Сидеть холодно, не то, что в горах. Но опыт уже есть. Натягиваем на себя всю, какая имеется, одежду. Кроме спальных мешков.

В прошлый раз какая-то группа грелась у костра возле речки, и, то ли со временем ошиблись, то ли поезд раньше пришёл. Один из них вцепился в вагон подошедшего поезда и уговаривал не уезжать, а со стороны речки раздавался тяжёлый топот бегущей сюда толпы, гружёной большими рюкзаками. Спасибо машинисту, он тогда лишние три минуты перестоял.

А в позапрошлый раз невдалеке от нас ожидала поезда пара молодых людей, трудноопределимого после многодневного хождения по горам возраста. Они о чём-то долго недовольно бурчали вполголоса, а потом один из них издал громкий крик души:
- Этот, твой, Верхний Зуб…!
И тишина.

А в этот раз, Светлана, в которой и в городе-то веса сорок килограмм, залезая в поезд, зацепила рюкзаком проводника, не слабой, такой комплекции. И получила оттуда крик души:
- Девушка! Вы меня своим мешком задавили совсем!
Вот такие они, наши Горы.