Текст и фото: Юрий Федосеев, Москва

Deep Water Solo в Болгарии

Идея попробовать DWS в нашей компании зрела давно. Первая робкая попытка была в 2015, в Олимпосе (Турция). Под сектором Cennet находится небольшая стенка с трассой 6с. Но тогда это была «проба пера», вызвавшая невероятный восторг! Захотелось еще.

Было решено начать погружение в DWS с Болгарии. Она, конечно, уступает Майорке или Коста Бланке, зато ближе и дешевле. И, как нам показалось, для первого раза то, что нужно. Есть, конечно, DWS трассы в Крыму, но масштаб не тот.

К подготовке подошли серьезно. Взяли старые, заношенные до дыр, скальники (не жалко). Скачали описания (на болгарском). Для подстраховки с воды и эпичных кадров привезли два пакрафта! Правда ни у кого не было хорошего фотоаппарата, поэтому с эпичными фото не вышло. Подстраховка также не пригодидась, но поплавали знатно!

Поселиться решили поближе к секторам - в Камен Бряг (час езды на машине от Варны).

Бухта за деревней Камен Бряг

Камен Бряг находится как раз посередине между двух районов DWS: Тюленево и Яйлатой. Это маленькая, тихая деревушка. Есть магазин и несколько сезонных едален. За деревней есть спуск к морю – живописная уютная бухточка. На яйле можно свободно ставить палатки. На выходных здесь довольно людно. Многие приезжают просто на пикник. А некоторые прыгать в воду с высоты. Так называемый Cliff Diving. Как оказалось, тоже интересная тема.

Для начала решили освоить район Яйлаты. Согласно имеющимся у нас описаниям здесь находится 4 сектора, в них 27 трассы от 5в до 6с+.

Найти сектора просто. При въезде в Камен Бряг нужно свернуть на указатель «Яйла» и ехать по дороге, выложенной бетонными плитами, до парковки (1 км от указателя). Здесь находится вход в Археологический парк «Яйлата».

Схема археологического парка «Яйлата»

Билет стоит 2 лева (80 руб.). Мы спросили у кассирши, где здесь лазят DWS, она ответила, что здесь резервация, и лазить нельзя. Но просит быть осторожнее и желает удачи.

От парковки и кассы идет тропа вдоль моря. Она проходит через развалины крепости, различные пещеры и выводит на каменистый пляж (от парковки идти минут 15).

Развалины крепости в Яйлате

Пляж у сектора «Плажа» в Яйлате

Местные, правда, это пляжем не признают (ни в русском варианте, ни в английском Beach). Хотя спуск в воду хороший, даже для детей.

Сектор «Плажа» в Яйлате

Если на пляже пойти вдоль воды налево, то минут через 5 упрешься в сектор «Плажа». Это самый дальний сектор, все остальные находятся ближе ко входу в парк. На пакрафте, чтобы доплыть от Камен Бряга до сектора у нас уходило минут 40.

Выход из бухты у деревни Камен Бряг

В секторе Плажа 5 трасс (от 5с до 6в+). Когда мы там были, волнение было сильное, и стартовать не замочившись у нас не получалось - траверс внизу стены довольно прост, но мешали волны. Стартовали из воды. В целом, категорирование нам показалось простым. Даже стартуя из воды проблем с трассами не было.

Плажа, Merak, 6a

Вылазить на яйлу не очень приятно, последние метры состоят из рыхлой ненадежной породы. Мы предпочитали их не лезть, а прыгать в воду. Всего-то метров 8. Пустяк! В каком то приближении это можно назвать Cliff Diving!

«Cliff Diving» в секторе Плажа, Яйлата

В Яйлате нам больше всего понравился сектор Jump. Найти его также просто. От парковки идти так же, как и к сектору Плажа, но остановиться у характерных пещер, т.н. монашеских убежищ. Спуск вниз проходит по скальным полкам – простое лазание, не сложнее 4а. Высота стены метров 10.

Сектор Jump, Яйлата

Здесь 8 трасс от 5в до 6с+. От пещер очень удобно прыгать вниз. Место очень живописное, лазание простое (даже 6с трудностей не представляет - ручканы и физуха), площадка для прыжков очень удобная.

Над сектором Jump

Здесь все происходит очень быстро и динамично. Прыжок, вылаз, небольшой отдых, снова прыжок. И так бесконечно! Потрясающие ощущения!

«Cliff Diving» в секторе Jump, Яйлата

Chekay, chekay (6а), Jump, Яйлата

На трассах Kromanyonets (6a) (трасса идет правее, здесь совсем простая стена) и Apolo 13 (6c), Jump, Яйлата

Остальные сектора (A sega nakade и Kris Kros) располагаются между Плажа и Jump. Мы лазили в A sega nakade.

A sega nakade, Яйлата

Kris Kros, Яйлата

Ориентиром при поиске может служить скальная церковь Св.Константина и Елены, находящаяся напротив сектора (большой грот со строительными лесам). Здесь лазание техничнее и интереснее. Удобно стартовать сухим (подход под трассы – простой траверс). На верху участок разрушенной породы.

Второй DWS район – Тюленево.

Скальный берег в Тюленево - сам по себе популярная достопримечательность Болгарии. Тут много фотографов, люди справляют свадьбы. Фотографируются на знаменитом Скальном мосту (который является проходом в одноименный сектор).

Скальный мост в Тюленево

Здесь больше лазательных секторов, больше сложных трасс. По описаниям в Тюленево находится 8 секторов (57 трасс от 4с до 8а). Весной здесь гнездятся перелетные птицы, и в период с 1 марта по 15 июля лазить запрещено. Мы успели посмотреть только 2 сектора: Плажа и Скальный мост.

Чтобы найти сектор Плажа, нужно перед Тюленево свернуть на указатель «Бивак». Грунтовая дорога выведет на стоянку на яйле. Здесь удобно оставить машину, есть пластиковая кабинка туалета, в стороне живут люди в палатках. От этой стоянки пройти на юг (от Тюленево) метров 50. Там будет спуск вниз (хорошая тропа, обычно сидят рыбаки). После спуска слева будет начало траверса к сектору. Здесь, несмотря на название, пляжа нет (даже в нашем понимании).

Траверс в сектор «Плажа» в Тюленево

Лазание простое, приятное. Вылаз на яйлу относительно хороший. Вылизать из воды на «пляж» при спокойной воде тоже не сложно.

Сектор Скальный мост найти совсем просто. В Тюленево на яйле стоит табличка, с просьбой не лазить в период гнездования перелетных птиц. За ней и будет спуск в сектор. От парковки у сектора Плажа метров 500 на север.

Перед входом в сектор Скальный мост в Тюленево

Прямо поперек стены идет длинный траверс 5а – маршрут для тех, кто первый раз на скалах. Все просто и очень фотогенично. Выход как обычно, по разрушенной породе.

Step By Step (5a), Скальный мост, Тюленево

Остальные сектора, к сожалению, мы посмотреть не успели. Отчасти помешала штормовая погода, отчасти усталость при лазании. Все таки DWS забирает много сил, даже при лазании по простым трассам. С непривычки очень сильное внутреннее напряжение, постоянная собранность.

В один из дней, когда море не позволяло лазить над водой, мы съездили полазить с веревкой.

В окрестностях Варны пробиты 3 сектора: Чудните скали, Провадия и Манастира. Мы лазали в Манастира. Это наиболее молодой сектор (пробивался в 2010-2014 гг.) и, как нам показалось, наиболее живописный.

Чтобы попасть в сектор, в деревне Аспарухово (примерно 1,5 часа на машине от Варны) надо проехать нефтехранилища Лукойла, свернуть направо на асфальтовую дорогу (грунтовые игнорировать) и ехать по ней. Через 1,5 км справа будет одинокий дом, после чего асфальт заканчивается. Еще через 1,5 км на развилке повернуть на право, и через 200 метров будет стоянка. Здесь большая поляна, оборудованный источник, беседка.

Отсюда уходят несколько троп. Одна (маркированная) начинается сразу за беседкой, но через 100м заканчивается на небольшой поляне. Туда идти не надо. Нужная тропа начинается примерно от середины залитой бетоном площадки (фундамент).

Указывает на начало тропы в сектор Манастыра

С площадки она вообще не видна. Но уже через 5 метров это отличная маркированная тропа, ведущая прямо в центр массива. В одном месте тропа пересекает дорогу, но сворачивать на нее не надо. Следует продолжать подъем по тропе прямо до скал. Подъем по тропе от поляны до сектора занимает около 30 мин.

Сектор Манастыра

По описаниям здесь пробито 28 трасс (от 4в до 7в) высотой до 20 м. Все, что мы вылезли, нам понравились – трассы техничные, расклад читается не сразу, приходится думать. Для онсайта трассы тяжелые, но интересные. Пробивка частая, на верху – по два спусковых шлямбура. Правда трассы не подписаны (ни названия, ни категории).

В секторе есть несколько пещер с кострищами – можно свободно ночевать (вода правда только в источние на парковке). Одна пещера находится между трассами Viper и КаМъка, на высоте 7 метров. В ней тоже можно ночевать!

Без ночевки сюда ехать, конечно, тяжело. Дорога выматывает. Но в целом сектор очень приятный. Нам понравился. Рядом есть знаменитые болгарские «Чудните Скали» – конгломератные останцы на берегу озера Цонево.

Чудните Скали

Конечно, с какими-нибудь конгломератами в Фанах это не идет не в какое сравнение, но в целом красиво. Вообще место очень живописное, вокруг есть несколько маркированных пеших маршрутов, пещеры. Все очень чисто.

Вид с тропы над сектором Манастыра

Выводы:

Камен Бряг – тихое и приятное место. Идеально, чтобы отдохнуть от городской суеты. В поселке есть 1 магазин, но ассортимент никакой (хлеб, сыр, пиво, с вином уже тяжело). Есть несколько сезонных едален. Ближайший большой магазин находится в Каварне (20 км).
Если рассматривать возможность купаться, то это можно сделать только в Камен Бряге или Яйлате (за входной билет). В Тюленево «человеческого» спуска к воде нет. Есть песчаный пляж за Тюленево, но нам он не понравился – людно и грязно. И туда надо ехать уже на машине.
DWS зацепил. Невероятные ощущения свободы! Но и внутреннее напряжение не маленькое. Если рассчитывать лазить серьезные категории, нужно ловить погоду (слабое волнение, сухие скалы внизу) и прорабатывать сухой подход к началу трассы. Из воды ничего сложного не вылезешь. Мокрые скальники еще держат, а вот руки – нет. Но даже простые трассы и прыжки с такой высоты доставляют массу удовольствия! Естественно надо заранее просматривать места падений и вылазы. И плавки лучше обтягивающие.
Скальники ежедневные купания пережили неплохо. С кожей и резиной все в порядке. Начали ржаветь металлические люверсы липучек и шнурков. Но на функциональность это не влияет. Никакого специального ухода за скальниками не было, только споласкивали пресной водой после лазания и сушили в тени.
Полезные ссылки:

• Описание скалолазных районов Болгарии, в том числе DWS (на болгарском).
  • Статья про скалолазание в Болгарии 2004 г (в том числе DWS).

• Читайте на Mountain.RU:

Скалолазание в Перазича-До (Черногория)