Горы мира > Алтай >

Автор: Александр Демьянов, Алтай

Горный Алтай. Актру, гастрономическая радиалка на Голубое озеро

Спал долго, организм, похоже, приспособился по максимуму убивать время. Но после просыпания выяснилось, что это было напрасно - светило солнце. К этому я оказался морально не готов, ибо был настроен на жестокую схватку за рассудок в новых эпизодах выживания в горах Алтая на пределе человеческих возможностей (см предыдущую серию).

Однако, вместо схваток меня вдруг вышвырнуло в ласковую утреннюю горную идиллию со всеми этими сахарно-ватными туманами и искрящимися капельками росы, умножающе таящих в себе бесчисленные копии всего этого роскошного в своей исчезающе редкой доброте горного утра.

фирменная акТруъ дорога с кристально чистой водой

Караташ ластится

Решил, что, несмотря на хорошую погоду, на Купол ближайшие дня два-три лучше не лезть - осыпной кулуар мокр, заснежен и стреляет камнями. Значит сегодня я иду на Голубое Озеро, а завтра еду вниз.

Прошёл пару сотен метров по тропе, и, видимо, после всех нешуточных испытаний вчерашнего дня, ощутил бунтарские нотки в самочувствии и полез с тропы на морену вправо, где принялся скакать по куруму в безупречном одиночно-выживальщицком стиле на зависть горным ..хм козлам.

остатки ледника Малый Актру, 15 лет назад он был в два раза длиннее, если не в три

Актру

бастионы Кызыл-Таша, очень живописные штуки

чуть левее центра - кулуар подъёма на Купол

оледенение тут неплохое такое, несколько гималайские ассоциации, ну так, теоретически

бараньи лбы, раньше их покрывал ледник и загладил

довольно харАктерные скалки, долго не отпускали моё внимание

ледник Большой Актру

путь на озеро вдоль ледника справа по морене

жаль не помню где был конец ледника при предыдущем посещении всего этого 15 лет назад

Большой Актру и действительно весьма большой

Голубое Озеро, домик гляциологов и путь на Кызыл-Таш через перевал Контейнер

Я даже не стану возмущаться почему Голубое озеро нифига не голубое. Оно, думаю, этих упрёков выслушивает в достаточных количествах. Хотя по мне и так неплохо. В домике я стырил пару банок клёвой тушёнки, сгущёнку, сухое молоко, картофельное пюре, курагу и конфет по мелочи. Насколько я понимаю, лишние продукты там оставляет альпинистичный и около того народ, чтобы не тащить вниз и никого я не обворовал. Но вообще там спокойно месяца три можно жить на тех запасах, что я там обнаружил. Кажется, это апофеоз идеи завлекающих домиков-с-едой, соблазняющих усталых путников окунуться в разврат чревоугодия.

Повертелся около озера, пытаясь понять чего в этих местах крутого и зачем сюда прутся люди летом сотнями. Не нашёл. Ну, понятно, альпинисты, для них это база для восхождений. Но остальные то зачем туда лезут? На мой взгляд, долине в этом месте и окрестностям озера резко не хватает каких-то акцентов. Вроде формально всё клёво: ледник, озеро, мощные ледопады в верховьях, но в итоге слишком серо и взгляду не за что зацепиться. Между тем, эта радиалка довольно популярна. Пожал плечами, двинул назад.

прошёл ледник, спуск с бараньих лбов в долину

По пути встречаю двух парней из мск-спб вроде, идут жить на недельку на озеро. Может быть, я что-то упускаю, но я бы наверн там от скуки сдох за неделю то. Только если ради обжорства.

дело к закату

Вообще, визит в Актру вышел довольно богатым в плане неожиданного разнообразия тонов ощущений. Укок то он ожидаемо обещал быть откровением и таковым и оказался с большим запасом.

А от Актру особо ничего не ждал, тем более, что был уже здесь всё-таки. Но всё пошло в разрез с ожиданиями. Даже не столько из-за какой-то особой красоты увиденного здесь, или там внезапно насыщенного восприятия нюансов характера места, которое тоже никак особенно примечательно тут не сработало. А любопытным оказалось видеть то, что ты уже видел 15 лет назад другими глазами. Когда было совершенно пофиг на природу, горы, все эти активности. Меня в Актру тогда же чуть ли не на силу вытащили, не хотел ехать.

Обычно горы воспринимаются как эталон неизменности. Жизни поколений людей уходят в небытие, а они всё стоят. Но здесь я увидел, что меняются они ничуть не меньше, чем те, кто в них ходит.

Остаток дня я предавался чревоугодию и конвертировал вкусняшки из "домика с едой" в удовольствие. Даже костёр было лень разжигать, хотя дров вполне прилично натаскал к палатке и так ими и не воспользовался до отъезда. Уснул счастливым с еретическими мыслями, что может стоит как-то более вкусно питаться в походах и чуть отойти от моей традиционной спартанской диеты.