Люди и горы > Дмитрий Павленко >

Автор: Дмитрий Павленко, Бишкек

Перечитывая Маркеса

Собранный рюкзак сиротливо жался в углу хижины. Вроде всё. Всё, что надо распродать после потерянных двух лет жизни, выброшенных на беспросветные тренировки. За бортом дцатый день арчинской непогоды. Наконец и на Рацека пошёл честный снег, заметая остатки надежд и планов. Сегодня я поморозил ноги при попытке пройти моего любимого Шваба на Байчу. Даже с обработанными двумя верёвками, успел до снегопада подлезть только под ключ! Потому что снег пошёл сразу после рассвета. Примороженные пальцы слегка поскуливали и напоминали о недавно перечитанном «Полковнику никто не пишет». Сломанная паяльная лампа не могла согреть унылую сырость хижины. Мысли, даже матерные, кончились. За две недели я еле еле успел сходить три четвёрки и две пятёрки! Прогноз на завтрашнее солнце не внушал никакого оптимизма, поскольку один солнечный день не мог смыть проклятую белую краску с манящих скальных стен Арчи. Да будь оно всё!!!.....

Внезапно, непонятно откуда взявшийся внутренний голос, дерзко сказал- «Соберись, тряпка! Паялку хотя бы почини напоследок!» Починить насос никак не получалось из-за отсутствия шайбы нужного размера. Все возможные, найденные варианты были пересмотрены и признаны непригодными. И тут я судьбоносно встретился со степлером, стопорные кольца которого могли подойти вместо необходимой шайбы! А уже в процессе раскурочивания степлера наткнулся на ножницы по металлу, которыми кроил свою хижину, и оказалось, что они обладают целыми двумя, подходящими деталями, способными наполнить мой увядший мир теплом! Вот они- судьбоносные мелочи!

Под гудение печки хижина ожила и внутренний голос уже спокойно изрёк - «Ну вот, а теперь выгляни на улицу и подумай, что можно со всем этим поделать». За бортом было уже по щиколотку свежего снега. Валенки в углу нетерпеливо перебирали копытами. Значит плевать! Значит завтра - Павдер дэй! С радостью обнаружил, что без проблем влез в скитурные Кофлачи, которые никогда не мог носить из-за постоянно отбитой надкостницы. Вот он- прорыв в другое измерение! Значит завтра лыжи на плечо и на Аксай! Значит можно наконец попробовать спуститься таки по свежему снежку с Коронского ледника! Слегка настораживал трёхлетний перерыв в пользовании горными лыжами. Но воспоминания о словах моего инструктора в школе гидов Эрика Соммера про то, что в советской спортшколе мне забили в подкорку неплохую технику, наполняли меня оптимизмом. Ну попадаю немного для начала, пока заготовки вспомнят, что к чему.

Решено! Поскольку событие для меня знаковое, прошу работающую инструктором на соседних сборах барсиху Настю Черемных, подняться и поснимать мои проскальзывания. Настя не подвела и утром легко догнала меня в кроссовках и даже слегка потропила. Хотелось вспомнить технику на пологом Аксае, но слой камусного клея прикончил эту идею, отказавшись скользить. Ну что ж, тогда сразу на Корону, благо уже первый взлёт достаточно крут для того, чтобы разогнать мои видавшие виды лыжи до скорости, на которой у них появится хоть какая то управляемость.

Ах, как жутко первый раз направить лыжи вниз по достаточно крутому, не подготовленному склону! В очередной раз горячо поблагодарил в душе своих родителей, не позволивших мне бросить горнолыжную школу! К огромному удовольствию обошлось без падений, и сделав пару прокатов на камеру, я отпустил Настю и потопал на верх, с целью обкатать себя верхним крутяком, начинающимся под коронским бергом.

Топалось весело, но не особо быстро, поскольку в этот день я уже неплохо натопался. Под самый берг идти было лень, поскольку там крутизна склона не возбуждала, и я стартовал с начала крутого фирнового участка из под чаши Короны.

Пара зигзагов, скребущих тупыми кантами по душе и жёсткому склону и вот он- павдерный крутяк! Никакой мат не мог передать глубины позитивных эмоций! За 20 минут я скатился до начала аксайского костолома по прозвищу «Крокодил» и безмерно счастливый погнал на Рацека.

Ну а какие мысли могут прийти в абсолютно позитивную голову? Конечно мысли о Горе! Родилась абсолютно иезуитская идея, сходить по следам, стартовавших сегодня климберов, маршрут Мансурова- траверс Байляна. Маршрут мне не знакомый и пройти его по путеводной ниточке предыдущих восходителей было очень заманчиво.

Стартовал с Рацека в два ночи. И можно сказать, сначала попёрло, не смотря на заметённую тропу на Аксае и тяжкую тропёжку под берг. На ледовом склоне следы были хорошо видны, и я довольно быстро выбрался на перемычку. Вот! Собственно здесь и надо одумываться, делать обалденные фотки бастиона Кореи в профиль и валить обратно! Потому что дальше начинается гребень Байляна! Эта животрепещущая под ногами и руками субстанция держала меня в напряжении до самой дюльферной петли на спусковой перемычке. Гребнем Байляна можно измерять вечность! Спустившись на ледник, с удивлением обнаружил, что для меня вечность сегодня уместилась в три часа. Но какие это были часы! В общем хитрожопый план превратился в настоящее испытание, которое, не смотря на пережитый ужас, снова наполнило меня восходительским оптимизмом.

Погода до вечера радовала и пришла мысль попробовать пролезть на следующий день Шваба по солнышку, если оно таки будет.

И оно таки было! И были неспешные сборы и старт на маршрут в 11 часов и полные лазательного очарования 12 питчей и весьма неплохое время после пятилетнего перерыва в соло и абсолютная надёжность специально приобретённых под Арчу Миур. Восхитительный бонус за вчерашний ужас.

«Да я таки разлазался»! Эта мысль логично привела меня к тому, что пора бы уже замахнуться на… ну в общем испытать себя байкальским метром на маршруте Садовского на Пятую Башню Короны. Братья поставили шикарную планку, даже приблизиться к которой для меня было бы очень не плохо. Плюс, судя по описанию, меня там ждали несколько очаровательных туфельных верёвочек тёплых скал. Снова старт в два часа ночи с Рацека под наглухо затянутым небом Аксая. Подгоняла только надежда успеть пролезть ключ до начала снегопада. Надежда угасла под маршрутом в шесть утра с первым снежным зарядом. Что ж, не судьба. Но на дочкин День Рождения я спускался в город в боевом настрое. У меня будет три финишных дня за которые можно попробовать сходить три Горы и всё таки закрыть хотя бы один гештальт! Один из двух.

1.Первопроход красивого маршрута по Северной Стене Первой Башни Короны. 2.Доведение числа схоженных пятёрок до ровной цифры 100.

Да, такие вот приземлённые планы, выполняя которые, я хотел проверить эффективность своего тренировочного процесса за прошедшие два года и, конечно, просто получить удовольствие от лазания! В прошлом году трещина на Звёздочке остановила процесс проверки высотой на второй день пребывания под Победой, но последующий скоротечный визит на перемычку Хана с порванным голеностопом показал, что я на правильном пути! Как я ждал этого сезона! И как было тяжело наблюдать за очередным крушением планов под прессом беспросветной непогоды!

Но, как поёт «Дискотека Авария» - «Победу одержит тот, кто сражается»! И луч надежды всё таки блеснул и в моём тёмном царстве уныния! Ибо потерять два года жизни в возрасте под 50 весьма обидно. Я бы даже сказал - нецензурно обидно.

Горнопляжники

Ситуация начинала походить на какую нить спортивную драму. Сначала всё было плохо, но лягушка била, била, била лапками по ненавистному белому веществу, в котором тонула, и перевела таки эту жидкую гадость в удобное для себя агрегатное состояние!

У меня оставалось три дня! Первый из которых совпадал с подъёмом из города на Рацека.

Есть первая Гора

Там без вариантов смотрелся только маршрут Кузьменко на Байчу. После часа, сорок пять на Швабе я рассчитывал уложиться на Кузьме часа в четыре, чтобы иметь время на отдых перед следующей Горой. Ставки сделаны, Господа!

К восьми утра удалось подняться из города на Рацека. У меня был час на отдых. Я с удовольствием смаковал свою любимую турецкую булку с маслом, любуясь контрфорсами Байчи. Процесс прервало окончание кофе в кружке. Оставив нож с куском масла в тарелке, стоящей рядом с креслом, я метнулся на пару минут в хижину, замутил кофейку и вернувшись, не обнаружил ножа с куском масла. Поскольку время отсутствия представлялось крайне малым для того , чтобы галки успели подрезать масло, да ещё и вместе с ножом, все подозрения пали на собственную безголовость. Перерыв хижину, взял новый нож и наругав себя, продолжил трапезу. И только стартовав на Гору, обнаружил нож, лежащий за углом хижины с обглоданным куском масла на лезвии и ухмыляющегося горностая, тусующегося неподалёку. Воистину, шпана на Рацека не дремлет! Подивившись воровским способностям аксайской мелкоты, погнал на Кузьму.

Журнал выходов

К счастью, всё прошло штатно. Только под верхней башней почувствовал себя обкуренным торчком, который, прессуемый неведомым страхом, поднимается по лестнице в подъезде, стараясь наступать на самые краешки массивных каменных ступеней, балансируя на грани срыва. Так и я, там, где надо было бежать, аккуратно лез по залитой льдом гранитной лестнице Байчечекея.

Отвоевав в результате сорок минут у отведённого норматива, счастливый спустился на плавящуюся от солнца поляну. Погода давала добро!

И вот тут возникла дилемма. У меня появился шанс закрыть оба гештальта, сходив за два дня первопроход и Садовского! Трезво взвесив свои временные возможности, склонился к идее первопрохода. Уж больно давно мне не давало покоя левое ребро Северной Стены Первой Башни Короны, вздымающееся от начала лжегавриловского кулуара, по которому все добросовестно ходят одноименную ломовую 4А и, кстати, правильно делают.

Ах, как заманчиво светится это отвесное ребро в закатных лучах аксайского солнца!

Устав от постоянного недосыпа, решил уйти на подход и стартовать на Гору с науковской хижины. Поскольку решил ходить только по «Маэстри» и обзавёлся приличным снаряжением, даже с бивуаком общая масса всей ботвы умещалась в 15 кил, что позволяло без проблем лезть с достаточно приличной скоростью.

Времени до темноты чуть чуть не хватило и я поимел часок весёлого ночного колдыбаса по науковской морене, поскольку до этого всегда ходил по леднику. Но зато у меня появилось два часа совсем не лишнего сна!

Науковская хижина- благое место. Около шести утра еле заставил себя вылезти из спальника. Победив глубину снегов под бергом, почапал под основание ребра.

Рельеф северных Аксайских стен- крутая разруха. Увы, на первых же метрах ребра, я почувствовал ,что не смогу заставить себя ломиться в неизвестность этой разрухи даже по хорошей погоде. Слишком большая моральная нагрузка на фоне пятилетнего перерыва и самого большого количества сольных восхождений за весьма ограниченный срок в моей практике. В общем- сломался. Сдюльферяв в лжегавриловсвкий кулуар, не долго думая, полез на верх. Всё таки отступление с прохождением довольно тяжкого маршрута, это уже не совсем отступление. Ну эдакий самообман. Опять же скальная часть на Гаврилове- весьма нехилая силовая тренировка по вылазу чередующихся небольших, но нависающих участков.

Катать

Перевалив Гору, с удовольствием грелся, сидя на морене, напротив Коронской хижины, собираясь в весьма благом расположении духа спускаться отмечать окончание сборов. Но мысль родилась абсолютно естественно. Было два дня хорошей погоды, значит Садовский должен быть в прекрасном состоянии и остаётся только сбегать на Рацека за скальными туфлями! И отпраздновать окончание сборов с чистой совестью…ну, относительно чистой совестью, всё таки измерив себя байкальским метром. Плюс, в тот же день Настя с супругом собирались лезть Балезина. Какая никакая, а моральная подпорка. Вроде как не один буду в Медвежьем углу корячиться.

Затащив шмотки на хижину, погнал за туфлями. Приятно удивила лёгкость, с которой прошло данное мероприятие после восемнадцати верёвок Гавриловского душеиспытания.

У меня снова было в запасе два часа сна! Но мыши распорядились по иному. Второй раз за сезон столкнулся с вопиющим нахальством локальных энималсов.

Ночью, чтобы не толкаться, ушёл спать в прихожку и началась игра в кнопки. Мыши смело просовывали свои носопырки в щель между стеной и кариматом, навстречу слепящим лучам фонарика. Я пальцем утапливал эти всплывающие кнопки обратно, но это ни чуть не смущало упорных грызунов! Ладно хоть им хватило такта не покусать, плющившую их конечность. В общем, ощущения от ночи на Коронской кардинально отличались от вселенского покоя Науки!

Но утром я был свеж. Получается, не зря уродовался на ненавистных кроссах!

И ещё катать

Полный радужных надежд, в начале восьмого вылез на полку. И сразу не пожалел, что взял на скальный маршрут ледовый инструмент вместо скального молотка. Залитый льдом рельеф постепенно окрутевал, но лёд кончился только под ключом. Увы, не смотря на сухие скалы, мысли о тапках даже не возникало ввиду ледяного аксайского ветродуя. Мероприятие стало переходить в стадию садо-мазо. Меня колотило от холода, но ,следуя рельефу, я постоянно уходил от солнца, которое поддерживало не теплом, но хотя бы морально. Чтобы не тормозить, подбадривал себя и соседей душераздирающими матами и к моменту моего выхода на крышу, галки стали облетать Садовского стороной.

После ключа пришлось снова напялить кошки, благо рельеф лёг, но завёл меня не к гигантской промоине, как говорится в описании, а под вершинную башню, которую я уже лазал, во время восхождения по маршруту Егорова.

Крутая разруха не вызывала никакого желания повторять это увлекательное мероприятие и я дриснул за угол и нашёл таки заветный обход!

Крайне порадовал финишный, залитый льдом камин, прохождение которого с одним инструментом доставило массу впечатлений. Но, к счастью, сколько верёвочке не виться, а два часа я Братьям проиграл. Монстры, что тут скажешь. И, сглотнув сладкую от счастья слюну, погнал на встречу бутылке шампанского и прочим алкогольным вкусностям!

Ключ Садовского

Вот так можно осчастливить себя не достигнув ни одной из поставленных целей . Человек всё таки – главная лиса в природе! Первопроход с занозой чужого якоря в начале маршрута остался на светлое будущее, пятёрочная статистика остановилась на красивой, но неровной цифре 99, а я торопился добраться до компа, чтобы посмотреть съёмки спуска с Короны на лыжах, ставшем одним из самых ярких событий моего нынешнего отпуска. Такая вот котовасия.

Стойте! Вы куда?! Я же беру пример с Тарантино и после счастливого конца готов поведать о всех превратностях судьбы, приведших меня к собиранию шмоток на распродажу!

А начиналось то всё очень даже гуманно. Маленький караван из четырёх портеров забросил меня с приличным запасом (как мне казалось) алкоголя на хижину. По пути я вспомнил, что в этом году исполняется 25 лет моему первому визиту в Арчу, когда я приехал закрывать первый разряд маршрутом Лоу и обалдел от ужаса перед Стеной Свободной Кореи. И даже родилась мысль попробовать сходить Лоу и Барбера нон-стоп.

Корея с Байляна

Обнаружив на верху абсолютную непригодность скальных маршрутов к совершению восхождений по ним, я вспомнил, что первым сольным маршрутом в Арче, зимой 2002го года для меня стала Речка на Байчу(ну это та, что крутые соплёй зовут). И очень логично было бы начать с неё после приличного перерыва в соло. Тем более, что на ней было вполне реально уложиться до обеденной непогоды даже на фоне слабенькой акклимухи.

Пройдя самый трудный участок маршрута- подход, я предвкушал удовольствие от хождения в хороших кошках по летнему льду. Я забыл, что такое – летний лёд. Очень отчётливо это вспомнилось на ключе, когда мои Монстры стали бессильно прорезать вертикальную корку. Из за несоответствия мощности и состояния маршрута старый комп завис. С лёгким мандражом выбрался на обычный лёд, потеряв кучу времени. Спусковая тропа встретила снегом по щиколотку, но, как минимум на три с плюсом я был собой доволен. Оказалось, что для быстрых восхождений всё таки больше подходит честный зимний лёд.

Кузьма позади

Послеобеденный дождь запланировал на следующий день маршрут Фёдорова на забор Первой Башни Короны. Это тот, что правее Плотниковской четвёрки. Но при ближайшем рассмотрении состояния маршрутов, решил идти Плотникова, так как он подлиннее и в плане акклимухи полезнее. На этот раз удалось пройти на четыре с плюсом, уступив десять минут результату тринадцатилетней давности.

Порадовавшись прекрасному состоянию снега на Короне и Аксае, свалил на Рацека, терзаемый вопросом, что дальше?

Всё вокруг белым бело, а Гаврилов 4А слишком утомителен без достаточного акклёма.

И тут, случайно наткнулся взглядом на замаскированный под заснеженную ёлку, Бокс. Ну и понятно вспомнил, что 25 лет назад перед Кореей Чипа послал меня открываться боксёрской четвёркой!

Мой скромный караван

По нынешнему состоянию- шикарный вариант. Длинный, заснеженный маршрут с несложным лазанием идеален для акклизматизации.

Сверх ожиданий маршрут оказался ещё и залитым льдом, что конечно добавило удовольствия от первого соло по нему. Как обычно главное- спуститься до обеда, чтобы встретить непогоду в хижине под затачивание продуктов.

Под это же самое затачивание пришло решение идти на коронскую с целью- Корея по Лоу и Барберу, ибо альтернативных вариантов особо не просматривалось. Нон стоп из за недостаточности акклимухи конечно отменялся, но тут уж не до жиру. Залезть бы хоть как нибудь. Крутизна первых верёвок на Лоу привела к мысли об обработке двух из них, для гарантии спуска до обеда.

Давно я так легко не ходил под Лоу! Точнее в направлении Лоу, поскольку пришедший заряд напрочь перекрыл видимость и пришлось тропить наобум. Чтобы не заобумить под ледопад, вернулся на хижину и, переждав заряд, через пару часов снова стартовал под стену. Как и положено, протоптанные в пурге следы уходили ровнёхонько под ледовые сбросы, и пришлось торить новую дорогу.

На ключе Поляка

Корка на крутизне была уже не вновь, и я не торопясь растянул свои шестимиллиметровые репы насколько смог и, немного не добравшись до перегиба, довольный устремился на заслуженный отдых.

Стартовав в пять утра с коронской, спокойно за пару часов вылез на гребень и понял, что такого гребня, я ещё на Корее не видел. Скальный лобик, на котором летал Артурыч, весьма неприятное препятствие, с покатыми плитами, залитый льдом стал просто по хамски негостеприимным. Зато гребень после него, закатанный в идеальный фирн, позволил просто добежать до вершинной башни, которую я тоже не узнал.

Вместо крутых, но троечных скал, я нашёл крутой зашлифованный снежно-скальный склон, лезть по которому было весьма проблематично. Разметать запрессованный снег с элементами обледенения не получалось, и найти рельеф под кошки было тоже весьма проблематично. В одном месте пришлось снова почувствовать себя лягушкой у которой было два выбора. Либо попробовать посучить ножками и пролезть по непонятно чему или честно улететь, либо промяться на месте, пока икры не отвалятся и тоже улететь. Небогато. Лягушка выбрала первый вариант и ей свезло. Кроме кучи времени никто не погиб. Заторчать на троечных скалах! Кто бы мог подумать!

Напарник на вершине Кореи

Откопать балду со спусковой петлёй тоже было не просто и, как бонус последующим климберам, оставил специально затарабаненную для этого верёвку с балды до станции на стене вершинной башни.

Осмотр верха Барбера выявил двухметровый фирновый карниз-воротник, преграждавший выход из кулуара, соответственно этот вариант тоже отпал. Прямо боевик- « В осаде»!

Ах, как хотелось почаёвничать в мульде, перед началом спуска! Но набегающие чёрные облака, весьма недвусмысленно намекнули, что не стоит.

Ровно в 14 нуль нуль , как положено, заряд накрыл меня на леднике. Было уже конечно фиолетово на всю эту заваруху, но абсолютно непонятно , что делать дальше.

Вроде как уже хочется полазать по скалам, а скалы всё ещё в снегу.

Начало Лоу

В поисках решения бескомпромиссно таял запас алкоголя.

Приняв на вооружение опыт броска по Лоу, решил обработать нижнюю верёвку на Поляке и две верёвки на Швабе, чтобы потом пролезть оба маршрута за день для экономии времени, украденного непогодой.

Утренняя хмурь не предвещала ничего хорошего, но удалось заставить себя дойти до кулуара, из которого вылазят под начало Поляка. Увиденное слегка напрягло. Всё тот же зашлифованный снежно –скальный рельеф, с бонусом безответственнейшей крупноблочной разрухи. Попытка выхода на первую ступень без кошек привела к лёгкому срыву с зависанием на заклиненном кулаке и пониманию, что халявы не маэ. Вместе с этим пониманием пришёл сильный снежный заряд, отрезав от меня начало маршрута с помощью непроходимых без кошек бараньих лбов , засыпанных снегом и залитых ледком.

Очень хотелось впасть в отчаяние, но для этого надо было сначала сдюльферять по скользкой безумной разрухе в кулуар.

Ковыляя вниз, проклиная всех и вся, остановился на единственном реальном варианте для погодного катаклизма- Бокс по Михайлову. ЗаИТОшить дня за три и дело с концом. Хоть что нить сходить для психомоторной разгрузки. По пути перевалил через морену на Аксай и начал подниматься под маршрут. Незадолго до стены оказалось, что без кошек здесь тоже не пройти. Лады, оставляю заброску и валю варить глинтвейн на хижину.

Верёвок у меня много, железа ещё больше. Обработаю до полки и стартану. Вечером знатно побурханили с подошедшими снизу бишкекчанами ,и утром солнце ехидно спросило меня: «Ну что, оставил снарягу под Боксом? А сегодня то можно и на Байчу попробовать!»

Первая прогулка

Для хорошей акклимухи сто вёрст не крюк и к обеду я уже взгромоздился по подсохшим лбам под начало поляковского контрфорса. Плюс, прогулка позволила хотя бы отчасти развеять последствия вечернего воздаяния богу метеоусловий. Ни разу не лазал Поляка по таким снегам! Задорное начало для первой сольной скальной пятёрки после пятилетнего перерыва. Но, лиха беда начало! Совсем не быстро, но уверенно выскребся на хорошую полку, похвалил себя, закрепил перила и поехал вниз. Пора! Пора уже попробовать свой любимый маршрут!

Шваб был согрет послеобеденным солнышком, но снега на полках было ещё вдоволь. На удивление раскованно пошло лазание. Похудевшие пальцы легко пролезли в откидон на ключевом движении первой верёвки. Ну, наконец то, лёд тронулся! Провесив две верёвки, с лёгкой душой спустился на хижину, решив на следующий день отдохнуть, чтобы маршруты побольше оттаяли.

Редкий погожий вечер

Погода подарила прелестный день отдыха полный тепла и радужных надежд. А вот утро напрягло набегающими черногривыми лошадками. Но тут не до сантиментов. В голове крутилась одна мысль- «Только бы засыпало уже на верхнем ключе!» Для неустойчивой погоды Поляк всё таки- идеальный вариант.

Видимо частая повторяемость донесла мою мольбу до небесной канцелярии, и снег повалил как раз, когда я встал на лесенки в знакомую финишную трещину. Всё по сценарию! И это было здорово! Я наконец то хоть куда то залез! За две недели! Радости моей не было предела. Лёд тронулся! Завтра Шваб и далее по плану!

Утро встретило ещё более напряжённой небесной ситуацией и приличной холодрыгой. Солнца ждать было бесполезно, и надеясь согреться на провешанных верёвках, я потащился на Шваба.

Настроения не то чтобы не было. Настроение было хуже некуда. Я никак не мог понять - «За что?!». Я два года честно пахал на тренировках, подстроив всю свою жизнь под этот процесс. Я честно плавно акклимался. Я не лез на рожон! Дак почему так не прёт?!

Топ на Саовском

Терзаемый невесёлыми раздумьями и холодом, выбрался под ключевую стенку как раз к началу снегопада. Ну что ж, путь отступления знаком. По полке в кулуар, по которому желающие обходят три нижних крутых верёвки. Но даже и здесь не обошлось без сюрпризов! Последний двухметровый лобик был полностью залит льдом, и пришлось кинуть верёвку, чтобы не убиться совсем уже на сыпухе!

Приговор затянутых непогодой небес гласил - «Да пошёл ты!»

И я пошёл. Хромая от боли в примороженном пальце ,пошёл собирать рюкзак пораженца. Вариантов не осталось. Я никуда уже не хотел. Я хотел лоботомию! Я хотел вырвать из мозга проклятую часть, в которой живёт моя страсть к Горам! Будь проклят тот день, когда я в детстве посмотрел фильм «Смерть проводника»!

Хижина встретила промозглой сыростью, полной отчаяния. Коньяк кончился. Шампанского не хотелось. Полный отстой! Да ещё проклятый Маркес со своим Полковником! Надо было перечитать «12 стульев»!