Горы мира > Алтай >

Автор: Александр Демьянов, Алтай

К Белухе. Штурм перевала Кара-Тюрек

Заснул вечером быстро, но надолго покинуть этот интереснейший мир не удалось, организм запротестовал и около четырёх ночи вернул мне моё сознание наслаждаться каждой секундой проведённой в этих дивных условиях. Секунды были несколько арктическими. Расстегнул дверь, полюбовался зимой, отметил, что ветер успел стихнуть и стоял почти штиль.

Орион над Кара-Тюреком

ночёвка в палатке на перевале Кара-Тюрек в сентябре ночь звёзды полнолуние фото

Завтракаю, пью чай. На время готовки в палатке становится заметно уютнее и теплее. Ощущается некоторая благодарность за то, что ночью никуда не сдуло.

ночь уходит на запад

Хочу дождаться солнца прежде чем выходить.

до восхода ещё целый час

оттуда пришёл

Около часа поджариваю на горелке превратившиеся в кусок льда ботинки. Парит здорово, но вот теплившаяся надежда в некоторой степени их подсушить потерпела крах. Ну, хотя бы прогрелись. Вообще, в таких ситуациях люди при ночёвке кладут ботинки в ноги в спальник и так и спят, чтобы они не заледеневали. Но это низкорослым скорее повезло, у меня же спальник был впритык и разумного места ботинкам там не было. Только если в них же и спать, но до этого лайфхака я не додумался.

7.40, рассвет

долина Кучерлы

Собирался в темпе, насколько позволяли далеко не идеально гнущиеся пальцы рук, мечтая поскорее встать под рюкзак, начать пахать снег и согреться.

вот он, дожидается

Сбегал до обрыва, осмотреться в сторону Аккема

рассветный Кара-Тюрек, туда полезу сейчас

долина реки Аккем на рассвете с перевала Кара-Тюрек

снежные надувы уже приличные выросли

фактурненько

прощаюсь с местом ночёвки

и выхожу
Далее поимел неприятный момент связанный со снежными надувами. Иду я метрах в полутора от края по снегу и тут проваливаюсь по пояс в какую-то дырку прикрытую снегом. В общем-то и на равнине от такого удовольствие получить сложно, а уж у края обрыва тем более.

долина Аккема

Кара-Тюрек

тени постепенно прячутся в долины

захожу в тень Кара-Тюрека, 8 утра

Далее начинается, собственно, подъём. Долгий, мучительный по причине отсутствия твердой опоры под ногами и наличия камней присыпанных рыхлым снегом. Ну, всё то же самое, что и вчера.

где-то на середине

Заползаю на вершину почти ровно в 10, тоесть, спустя 2 часа после начала подъёма.

Непретенциозное видео финальной фазы залезания с постепенно выплывающей из-за горизонта Белухой и обзор с вершины перевала.

на вершине с Теректинским на горизонте

на вершине с Белухой на горизонте

слева долина Кучерлы, справа - Аккема

куда-то туда надо будет спускаться, долго пытался разглядеть признаки тропы, но всё оказалось девственно чисто

Кара-Тюрек - категорийный перевал, имеет категорию 1А, тоесть, самую первую. И то дотянул он до неё лишь по причине приличной высоты, которая составляет 3060м и внушительного перепада высот - 1км вертикали от Аккемского озера и 1.5км от долины Кучерлы. Вообще же, "туристов" через него возят на конях. Я не очень в курсе аналогов, возможно это распространённая практика, но мне кажется фееричным - преодолевать категорийный перевал в состоянии мешка, болтающегося на спине коня.
Но это всё летом, а сейчас перевал показывал совсем другой характер и чувствовал я себя как первопокоритель горных хребтов Антарктиды.

назад

а вот это мой вчерашний вечерний путь, ночевал где-то в левом углу кадра

Белуха, собственно

как я узнал позже, тропа идёт правее рядом с краем, но засыпана и не видна

Тегеек

Теректинский хребет

Разобравшись с подъёмом, начинает беспокоить спуск. Желание переть напрямик, забив на оптимальные траектории как-то очень легко инфицирует мозг. Потому, спускаться решаю влоб прямо с седловины по сыпухе закрытой снегом. Хоть и неуютно вниз на предстоящий путь смотреть. Идти вроде можно, выставив палки вперёд и подпирая ими себя, но остановиться при падении может оказаться проблемой. Вобщем, задача номер один - спуститься в цирк, а там видно будет. На тот момент мне думалось, что основной путь оттуда идёт по ущелью угадывающейся речки влево на фото снизу.

осыпной цирк Кара-Тюрека со стороны Аккемского озера

Аккемское озеро во льду

чай по-каратюречьи

очень крутые формы

Курайский хребет и горка левее центра - безымянный пик 3355 над долиной реки Караозёк (из увиденного на горизонте он больше всего выделялся)

Интересно, что ни на одной фотке я не увидел Северо-Чуйского и Маашай-Баши, хотя вроде, насколько я понял, оттуда должно быть видно. Но как-то то ли внимания не привлекло, то ли чего.

Имелись сомнения, но спускаться принялся прямо с седловины в прямом направлении на Аккемское озеро. "Срезать" - это моё. Склон южный и снега не нём было мало, но достаточно, чтобы скрыть супуху. Последняя пропиталась водой и легко ехала. Крутизну склона комфортной я бы не назвал. Сползал раскорячившись на трек палках, без них бы почти наверняка скатился кувырком. Один раз всё же упал из-за поехавшего слоя сыпухи, но удачно ногами вперёд и затормозился. Погнул одну из палок. Выпрямил на месте.

Стояла неимоверная жара и под одеждой по телу текли ручьи, но раздеться было невозможно - сгорел бы мигом. Ещё и вода кончилась, пришлось снег жрать жадно потреблять в сыром виде.

в 12 начинаю спуск

Кое-как дополз до дна цирка и почти радостно пошагал дальше, то и дело оглядываясь назад и прифигевая от вида моего спуска. Надо было идти конечно в обход по понижающемуся гребню цирка

вид назад, спускался от стрелки

На дне цирка была настоящая духовка, склоны отражали всё, что посылало солнце и фокусировали это на мне.
Наткнулся на стадо копытных, но телевик было доставать лень, да и они быстро убежали. Начали попадаться проталины и на первой же присел наконец отдохнуть. Дошёл до предположительного русла ручья, перед которым неприятно провалился в какую-то невидимую под снегом дырку.
Пошёл по руслу вдоль морены, гадая можно ли прямо по нему и спуститься к Аккему, или же придётся лезть на морену.

русло и морена, вдали Ярлу

Кара-Тюрек перевал белуха поход фото туризм снег Катунский Хребет Ярлу долина

Дохожу до места, где ручей уходит резко вниз и левее, останавливаюсь, забираюсь на противоположный морене склон и обнаруживаю признаки тропы по морене.

тропа по морене, далее перевал и за ним Аккемское озеро

перевал

русло ручья уходит вниз, видно долину Ярлу

Раз тропа есть - иду по тропе, хотя и кажется крутовато. Вблизи читается она заметно хуже и скорее находишь её ногами - склоны вокруг уклонистые, а тропа в виде ступеньки и под снегом нащупывается.

тропа

Вообще было страшновато. Снег тут был глубокий, уклон значительный и если бы чего куда поехало.. Хотел пофотать с тропёжки, но как стал примериваться отпустить трек-палки и начать снимать фотик с плеча, сразу от этого отказался.

прошёл самый стрёмный участок

впереди только поле из крупного курума и перевал.

Пришлось поиграть в угадайку где под снегом спрятан удобный для опоры камень и попрыгать. Даже ни разу не упал.

выход со стрёмной тропки и начало курумного поля, вдали Кара-Тюрек

перевал

Кара-Тюрек во всём величии

видна стрёмная тропка

это уже долина реки Аккем в сторону Катуни

и само Аккемское озеро, спускаться ещё прилично

цирк Кара-Тюрека, русло ручья и в центре стрёмная тропка

солнце всё ещё жарит нещадно, так-что надо идти

чуть ниже топаю уже по траве

ГМС Аккем и соответственно Аккемское озеро, на часах неожиданно всего 15.40

если бы не грязная тропка, было бы совсем чудесно, хотя оно и так

Встречаю метеоролога моего возраста, поговорили, оказалось, что погранцы уже уехали.
На озере пусто, ни одной палатки. Я ожидал другого. Даже странно. Дохожу до МЧСных бочек, откуда слышу признаки жизнедеятельности и решаю ставить палатку перед поляной с ними.
Набираю дров с окрестных стоянок, расходую экономно, предвидя. что в лесу с этим будет печаль.
День был очень длинным и пока не верится, что снег и солнце кончились. Потому для того, чтобы поставить точку в этом этапе решил залезть в озеро. Омовение получилось не вполне таким, как представлял - вода оказалась покрыта толстым слоем кашицы льда, которую я безуспешно пытался разгрести и отогнать от себя.
Ко второму часу восходит Луна и становится совсем круто.

поджариваю носки, 12 ночи

несмотря на Луну, звёздное небо пронзительно, и Белуха бела как никогда

на озере корочка льда, температура -8

Ночь волшебна, но пора спать.