Горы мира > Алтай >

Автор: Александр Демьянов, Алтай

Первый зимний поход: Чемал-Еланда.
Часть II

• Первая часть
  • Сон запомнился звуками игр Катуни и льда. Никогда не думал, что они могут быть настолько разнообразными. От логичного треска и шелеста врезающейся в конец полыньи шуги (мелких льдинок) до уханья и завываний, механику происхождения которых я до сих пор не понимаю. Ещё разок кто-то копытный шустро проломился через кусты и проскакал метрах в 5 от палатки по песку. Но после предыдущей ночи меня было уже ничем не испугать, так что слушал я всё это довольно отстранённо и быстро заснул.

Встал в десятом часу, до этого дремал в ожидании появления солнца из-за горы, сходил к полынье набрать воды с помощью примотанного к палке котелка.

После чая прогулялся по идиллическим окрестностям. Вообще, день обещал быть очень крутым. Солнце и градусов 5 ниже нуля. Впрочем. -5 было только на термометре. Ощущения же просыпались совершенно октябрьские и было невероятно уютно и комфортно.

летом тут похоже тусят сплавщики

здесь на камне долго сидел и грелся на солнце

приятная бухточка, летом в ней наверняка хорошо купаться

Вышел после обеда совершенно расслабленным и прогулочным темпом, ни о чём не думая.

с той стороны турбазу какую-то отгрохали

Странно было увидеть и на моём берегу турбазные домики да ещё и с признаками постоянного проживания там людей, целое хозяйство. Странно потому что мостов через Катунь тут нет и добраться сюда можно зимой по ледовой переправе, либо летом на лодке. Как в этих условиях функционирует турбаза мне не ясно.

непонятные турбазные домики, основные строения справа за горкой, но я их не сфотал

кони на круглогодичном выпасе, мечта коневода

После хозяйства начинаются прижимы.

курорты зимнего Алтая

не Байкал разумеется, но тоже красиво, когда идёшь, видишь объём глубин за счёт того, что пузырьки расположены по всей толще льда

Дальше тропа уходит на перевальчик, карабкаюсь и предвкушаю виды сверху

они неплохие

туда буду спускаться, на другом берегу видно автодорогу

хотелось подольше тут позависать и подождать закат, но небо стало затягивать и решил, что это бессмысленно

тропка

Прохожу два крупных поля и дальше опять прижимы. В одном месте встречаю препятствие в виде наледи от ручья. очень широкой и невероятно скользкой. А самое неприятное, что поверхность с уклоном и вся бугристая. И уклон прямо в мини-обрыв. Мини то он мини, но поломать чего мне вполне хватит.

как-то не к месту возникают ассоциации с детскими ледяными горками

обходить выше смысла нету, там ещё круче

На другой берег ступаю мокрый от пота. Хоть кошки бери в следующий раз. Как бы смешно не было, но тут я понял, что вот такая штука вполне может оказаться неодолимым препятствием на пути.

17 часов, начинаются сумерки - надо искать место под палатку

Вышло 4 ходовых часа, определённо под зимний туризм нужно более старательно подстраивать свои биоритмы в сторону раннего подъёма.

На первый взгляд остановиться можно везде, но тут главная проблема - вода. Так что в месте ночёвки должна быть поблизости не замёрзшая полынья.

прохожу ещё одну наледь

За ней метрах в трёхста и ставлюсь лагерем. Место получилось не очень обзорным, зато вода была рядом. Ну а за обзором было не так уж далеко идти. Отметил, что горы здесь уже заметно отличаются от околочемальских в сторону большей суровости.

Первые часы было тихо, затем очень резко начал трещать и громыхать лёд, стало даже немного жутковато. Как будто весь лёд собрался прийти в движение. Даже пожалел, что встал рядом с рекой. Погода ощутимо менялась, дул ветер и изредка даже шёл снег.