Горы мира > Алтай >

Автор: Александр Демьянов, Алтай

Первый зимний поход: Чемал-Еланда. Часть I

Мысли использовать как-то зимнее время года, а не просто ждать 6 месяцев, когда сойдёт снег, появились у меня давно. Но экипировка не позволяла, ну и отсутствие решимости. Ночевка зимой на свежем сибирском воздухе - опыт за гранью представимых мною тогда вещей. Так было до Кара-Тюрека, оказавшимся в конце сентября вполне себе зимним со снегом по колено-попу и -15 ночью. После него и обновления экипировки решил, что самое время чего замутить.

В планах было начать постепенно и по уму - сделать тренировочную ПВДшку с одной ночёвкой близ города. Но увидев фотки бесснежных просторов зачемалья, решил не валять дурака зря и выпереться сразу в сравнительно нормальный поход. Прогноз благоволил и сулил отсутствие морозов ниже 20, а днём так и вовсе в пределах -5.

В походе хотел претворить в жизнь гениальнейший лайфхак, призванный существенно облегчить продуктовую раскладку и вывести меня на новый уровень в увлекательной игре "погоня за лайтом". Проект под очень кодовым именем "сахарозаменитель". С ним нихрена не вышло. Но пока я об этом не знал и когда я засовывал в рюкзак маленькую баночку с таблетками весом граммов 50 меня грело восходящее зарево светлой эпохи лёгких рюкзаков.

По своему обыкновению, на вокзал попадаю в момент отъезда автобуса. По мере удаления от города интересно наблюдать всё более истончающийся снежный покров. В районе Эликмонара и вовсе начинают попадаться совершенно бесснежные поля. Вываливаюсь в Чемале, отмечаю, что тут весьма ветренно и под охреневающие взгляды местных спешно перемещаюсь к Катуни.

перехожу на другой берег чуть ниже Патмоса

Около 16 и уже вот-вот закат. Февраль всё-таки. Неудобно. До темноты надо куда-нибудь дойти. Поднимаюсь по долине притока Катуни, рассчитывая заночевать на вершине перевала, а утром пофотать окрестности с высоты. В самом начал подъёма иду по следам уазика - похоже охотники заезжали. Затем всякие направления пропадают. Снега с каждым шагом всё больше. Восхищаюсь наплывами заледеневшего ручья - как какая-то бобслейная трасса. Почти в темноте заползаю на перевал, нахожу с южного склона клочок свободный от снега и там и ставлюсь.

Хорошо - дров много, не холодно - градусов 8. Начинает шевелиться эйфория от осознания, что я это сделал, что я в походе. На дворе февраль, а у меня лес, горы, костёр и палатка. И всё только начинается.

Чуть не вовремя выяснилось, что сахарозаменитель - сущая гадость. Долго старался в это не верить. На упаковке написано, что одна таблетка эквивалентна ложке сахара, я довольно закинул в кружку с чаем 5 таблеток, размешал, отхлебнул и ничего хорошего не почувствовал. Потом добавлял по 2 штуки, пробуя, довёл концентрацию таблеток на кружку до 20, понял, что сладости так и нет, а вот отвратительная горькость и приторная острота растут с каждой парой таблеток. Пытался это пить, не желая расставаться с вожделеемыми иллюзиями. Мозг, к счастью, вовремя обозначил своё наличие и я эту бурду вылил. Революция в туристическом питании не состоялась. Хотя судя по турфорумам, многие ходят с такими штуками вместо сахара. Возможно, дело в типе подсластителя, они там разные. Ну или в индивидуальных особенностях организмов.

Решил не забивать голову этой неудачей когда вокруг такая красота и лечь спать счастливым. Это получилось. Но не надолго.

По простой причине. Лежу, смотрю на двигающиеся по стенам палатки тени деревьев от полной луны, конвертирую впечатления сегодняшнего дня в формат пригодный для записи в память и тут слышу жутчайший затяжной истерический женский вопль. Громкий, с соседней поляны, которая является вершиной перевала заодно. Метрах в 200-300 от меня. Дребежжащий такой, как будто раскалённый ненавистью или болью.

Превращаюсь в заледенелое дерево, мозг переключается на проигрывание зацикленной мысли "Чё за херня то, ааа??".

Спустя минуту увлажнения спальника всей площадью тела слышу как к палатке кто-то бежит. Не зайчик явно, ибо поступь довольно тяжела, бегущий проваливается в снег и без труда его разгребает при беге.

И вот эти вот шаги приближаются. Я вжимаюсь в каремат, представляю как проваливаюсь под землю ото всей этой происходящей на её поверхности безумной хренотени. Вот шаги раздаются уже метрах в 20 и ... начинают удаляться.

Минут 5 ещё поофигевал, потом сознание стало резко возвращаться, побивая палкой иррациональные уголки меня и стала вырисовываться мысль про какое-то очередное копытное. Очередное в том плане, что при залезании на Кара-Тюрек тоже был случай странных воплей, которые позже знающий народ идентифицировал как производные такой вот копытной косули. Короче, копытные - кошмар робких одиночных пешеходников.

В который раз подумалось, что для собственного психологического комфорта хорошо бы быть в курсе какие звуки могут издавать те, или иные животные.

утренние сборы

Пока собирался, небо затянуло и на горку я полез уже без особых надежд на хорошие кадры.
По пути обратил внимание на необыкновенную плотность обугленных и выгоревших деревьев. То ли молнии эту горку особенно любят, то ли чего.

выгоревшее дерево и Катунь внизу

слева видно Чемальское водохранилище, а мне направо - вверх по Катуни

долина реки Чемал, затем Кубы, а над ними - гольцы хребта Иолго, район Айрыка

плато Толгоёк

седловина перевала в сторону Эликмонара, оттуда я вчера пришёл

Подняться это, как известно, одно, а спуститься - совсем другое. Если в сторону подъёма была одна очевидная долина, то со спуском было всё хреновее. Множество гребенй и крутых ущелий между ними. Поныкался-поныкался и пошёл по одному из гребней, там хотя бы снега мало было. Дальнейшие @беня даже вспоминать не охота.
В общем, спустился я как-то в ущелье ручья.

ущелье ручья, слева я спустился сюда

Это ущелье этого вот ручья чуть позже слилось с другим ущельем другого ручья.

другое ущелье другого ручья

Наплывы льда были офигенны. Но вот идти было крайне стрёмно - ооочень скользко. И он же не ровный, как на катке, а вздыбленный буграми и с уклоном. Короче ходить почти нереально даже с палками, падаешь постоянно.

наконец, Катунь

дохожу до большого поля, тут снега уже нет

Весьма ветренно и идёт очень мелкий, редкий и колючий снежок. Окружающая действительность взрывает мозг живописнейшей суровостью.

15 назад

Уже вечер, по пути вижу много симпатичных мест для ночёвки, но останавливает то, что нет снега, а соответственно и воды. Потому спускаюсь к Катуни и там и ставлюсь на мягком песочке.
Лезть к дырке с открытой водой посередине реки не решился, зато нашёл снежный надув, так что с водой проблем там не было.