Автор: Кирилл Спирин, СПб

Непал, май 2015 - Копра и Марди Химал, после землетрясения

Есть мнение, что все внеплановое оборачивается наиболее интересными и запоминающимися в жизни событиями. Мой собственный опыт побуждает меня согласиться с этим утверждением (редкие исключения только подтверждают общую справедливость правила). А события, о которых пойдет речь ниже, наиболее ярко иллюстрируют заданный тезис.

Происходило это все в Непале, в апреле-мае 2015 (то самое время, когда внимание мировой общественности было приковано к этой маленькой горной стране, сотрясаемой ударами мощного землетрясения). Сразу оговорюсь, что, употребляя выше слова "интересно" и "ярко", я подразумеваю непосредственно пройденный поход, а не землетрясение с его печальными для многих последствиями. А то накинутся ведь поборники нравственности...

Я к тому времени уже провел успешно три трека, и должен был встречать свою четвертую группу, последнюю в весеннем сезоне. Предполагалось, что мы пойдем вокруг Манаслу.

Основная часть группы должна была прилететь 26 апреля. А за день до этого, 25 апреля около полудня, центральные области Непала, включая столицу, содрогнулись от первого и наиболее мощного подземного толчка. К этому времени двое участников из моей четвертой группы уже прибыли в Катманду, остальным я через жену разослал сообщения о случившемся (хотя новости в Россию пришли гораздо раньше моего сообщения) и предоставил каждому решать вопрос о поездке (ехать или не ехать) на свой собственный страх и риск. К моему удивлению, отказались от поездки только двое. Остальные приняли решение лететь. И, что еще более удивительно, прилетели в назначенный день (и многие едва ли не по расписанию - вопреки гуляющим в масс-медиа мифах о разрушенном аэропорте).

Между тем, страну продолжало потряхивать. 26 апреля был еще один достаточно сильный подземный толчок, и несколько толчков амплитудой поменьше. Перед нами встал вопрос, что делать. Время в запасе имелось, и наиболее очевидный ответ напрашивался сам собой: подождать пару дней, одновременно собирая информацию об обстановке в горах на запланированном маршруте, а также прорабатывая запасные варианты.

Попытки дозвониться на чек-посты и в лоджи на маршруте вокруг Манаслу оказались тщетными: телефоны не отвечали. Сопоставляя это со сведениями об эпицентре землетрясения (он находился близко к Манаслу), а также оценивая характер маршрута (он там в первой половине проходит по узкому ущелью, грозящему обвалами), я пришел к выводу, что идти туда нам точно не надо. В качестве альтернативы выбор пал на район Аннапурны: оттуда с мест поступали оптимистичные сведения (лоджи в полном порядке, район совершенно не пострадал). Новый маршрут я спланировал таким образом, чтобы путь пролегал преимущественно по гребневым тропам, а не по низу ущелий. Таким образом, мы минимизировали риски, связанные с камнепадами и сходом селей (на гребнях это не угрожает). В рамках выбранного альтернативного трека предполагалось охватить район Копры и Марди Химала (это местности, граничащие со стандартным маршрутом к базовому лагерю Аннапурны).

Группа состояла из 12 человек, вместе со мной. Уже в Катманду к нам неожиданно присоединился Ваня, с которым мы познакомились в Русском культурном центре непальской столицы. И я потом ни разу не пожалел, что согласился его взять в последний момент, хотя обычно такое не практикую. Ваня хотел изначально идти в треккинг с другими организаторами, но принимающая сторона из-за землетрясения отказалась от заявленной программы, поэтому он и примкнул к нам.

Для подстраховки мы выждали три дня после первого подземного толчка, и 29 апреля рано утром выехали из Катманду на с трудом добытом автобусе (автобус удивил раздачей бесплатного вайфая). Все завалы на дороге к тому времени уже были разобраны, пробок не было, и, минуя по пути Покхару (где вообще не наблюдалось видимых последствий землетрясения), к 13.00 мы благополучно добрались до Наяпула. А к вечеру бодрым темпом дошли до места ночлега (ночевали уже в горах).

Первые пара дней нашего похода проходили по популярным туристическим местам (почти полностью покинутых туристами в эти дни), а популярными эти места стали неспроста, ибо виды отсюда открываются действительно красивые.

Мачапучхаре, 6997 м. На рассвете:

Южная Аннапурна:

Некоторые любуются видами, не выходя из комнаты :)

Погода капризничала, но облака в горах - это почти всегда зрелищно.

Особенно когда сквозь разрывы проглядывают гордые вершины:

По утрам же всегда была хорошая видимость, поэтому на недостаток горных видов мы не жаловались.

Южная Аннапурна, Хинчули и Мачапучхаре на рассвете:

Мачапучхаре отдельно:

Вдалеке слева виднеются вершины из массива Манаслу:

Дхаулагири, 8172 м:

Розовый сменяется золотым:

Еще немного, и из-за Мачапучхаре взойдет солнце:

Вот и оно:

Любуясь подобными пейзажами, мы потихоньку подходили к Копре. Здесь туристов и в обычное время редко встретишь, а сейчас после землетрясения и вовсе никого не было.

На подходе к Копре стали попадаться первые яки.

Этот, судя по всему, неравнодушен к цветам:

Цветение рододендронов этой весной хорошо растянулось по времени, всем четырем моим группам досталось с лихвой цветущего великолепия. Вот и сейчас мы шагали по тропам, усыпанным лепестками различных оттенков красного и розового.

Эти яркие пятна эффектно выделяются на суровых склонах, с которых еще не так давно сошел снег.

Цветы покрупнее:

Лучше всего рододендроны удалось запечатлеть Кате, и я с ее разрешения поделюсь с вами этой чудесной фотографией, на которую сам могу не отрываясь смотреть подолгу:

Кстати, Катя (автор вышеприведенного фото) разместила на форуме Винского подробный и живой фотоотчет о заключительной части этого нашего трека, и желающие легко могут с ним ознакомиться тут

В Копру мы добрались очень вовремя: через 10 минут после нашего прихода пошел снег с градом и разразилась мощная гроза. Лодж там стоит прямо на гребне, поэтому хозяева попросили нас отключить мобильную связь, чтобы не притягивать молнии.

Заряд непогоды длился не очень долго, но пейзаж успел разительно измениться:

А весь остаток дня перед нами менялись причудливые световые эффекты.

Облака-комочки:

Лодж в Копре, как я уже говорил, расположен на живописном гребне. Соответственно, ощущение там, как в театре: настолько широкое открывается поле обозрения.

Представление задают Гималаи, а это дорогого стоит.

В антрактах девчонки принимаются за растяжку:

Занавес этого дня был также достойным восхищения.

Последнее золото плавится в небе, а нам пора на ужин :)

К слову об ужине - вот чем запомнилась Копра гастрономически, так это жареной картошкой. Вы наивно думаете, что знаете все о жареной картошке? Я вот тоже так думал до недавнего времени, но непальские боги в драных джинсах сумели приготовить на своей зачуханной кухне нечто не поддающееся описанию.

Единственный звук, на который я был способен, вкушая сие чудо, это мычание - блаженное, удовлетворенное мычание. В первый же день мы съели у них все запасы, и парням пришлось вызывать гонцов из нижней деревни, чтобы те принесли еще картошки (а это, если что, почти два километра набора высоты).

Следующее утро встретило нас новыми нежными красками.

Это то, чего мы не видели в предыдущий день из-за облачности:

Совершенство природных форм:

Пользуясь замечательной погодой, сделали радиальный выход по окрестностям.

Группа на привале, на фоне Дхаулагири:

Это Южная Аннапурна (справа) и Барах Шикхар (слева).

А вот общая панорама тех вершин, которые можно отсюда видеть (слева направо - Дхаулагири, Тукуче, Дампус, Нилгири, Барах Шикхар, Южная Аннапурна):

Выше приходится идти уже по снегу:

Из-за жесткого снега нам не удалось подняться туда, куда планировали. Ограничились высотой около 4000 м.

Немного гимнастики.

Игра в снежки:

В общем, вдоволь подурачились :)

Групповое фото в завершение первой части отчета: