Источник: SKI.RU

Еще раз о виа-феррата: железные маршруты для тех, кто любит горы

В переводе с итальянского виа-феррата (via Ferrata) означает «железная тропа». По сути это один из видов альпинизма, правда сами апологеты этого вида спорта и образа жизни с презрением относятся к маршрутам со стационарно закрепленными в скалах страховочными тросами, металлическими скобами, тросовыми переправами и мостиками, делающими передвижение по, на первый взгляд, неприступной скале доступными даже для тех, кто никогда не пробовал себя в роли скалолаза. Все эти страховочные системы, как правило, сделаны из железа – отсюда и название.

Началось все с альпийских пастухов и жителей гор, которые, как могли, укрепляли тропы и ходы в скалах. Официально самый первый «ферратный» участок был построен в 1843 г. в австрийском горном массиве Дахштайн. В Италии, во время 1-й Мировой войны, боевые действия против австрийцев велись в Доломитовых Альпах – горах, зачастую, неприступных. Для ведения боевых действий нужны были надежные ходы сообщения – в скалы вбивались металлические скобы, крепились железные тросы и лестницы. Именно оттуда пошло и название – «виа-феррата», железная дорога.

Уже в конце прошлого века Альпы накрыл настоящий бум – в конце 1990-х годов новые маршруты стали появляться, как грибы после дождя. Сейчас только в Европе, по некоторым данным, от 800 до 1000 «железных троп» разного уровня сложности (в Австрии, например, существует 6 уровней сложности виа-ферраты, от A до F), причём они настолько популярны, что тренировочные «виа феррата» строят даже в городах, привлекая всё большее количество поклонников активного отдыха.

Мое первое знакомство с виа-феррата состоялось несколько лет назад в Валь Гардене – одной из долин итальянских Доломитовых Альп. Правда, тогда я не знал, что это именно виа-феррата, и к встрече с ней был, как я сейчас понимаю, категорически не готов. Посудите сами: без шлема, без страховочной системы и тому подобных прибамбасов, из «правильного» снаряжения – только трекинговые палки, которые, надо сказать, на виа-феррате абсолютно бесполезны.

Было это летом, моей целью был подъем на Сечеду – гору высотой 2500 м, очень известную и популярную у горнолыжников. Правда, если трассы на Сечеде проложены по относительно ровному и пологому восточному склону, который смотрит в сторону поселка Сельва-ди-Валь-Гардена и горного массива Селла, то западный склон Сечеды абсолютно иной и больше похож на неприступную стену с каменными бастионами.

Начинать подъем лучше из поселка Ортизеи (С.-Ульрих). Если лень идти пешком по пологому дну долины Анны (т.е. по горнолыжной трассе La Longia), то можно подняться в кабине канатной дороги до станции пересадки в вагон фуникулера на Сечеду, а затем по указателям идти в сторону приюта Bredles (Brogleshuette) на высоте 2045 м.

Отсюда – по горной тропе – двигаться к виа-феррате Panascharte: от приюта маршрут в скалах уже хорошо виден.

Извилистая тропа выводит к расщелине в скале – именно здесь в камни вбиты скобы, провешен железный трос и проложены бревна с вырубленными в них ступеньками.

В принципе, ничего особенно опасного здесь нет – маршрут, скорее, для начинающих, очень популярный у пенсионеров и молодых семей с маленькими детьми. Но с непривычки окрестные виды на Доломиты и горную группу Гайслер завораживают – панорамы с этой стороны Сечеды совершенно иные, нежели с традиционной «горнолыжной» точки.

После виа-ферраты подъем идет по укрепленной бревнами «сыпухе» и выводит наверх, на высоту 2432 м. Еще 15-20 минут ходьбы по ковру из альпийских трав и цветов до верхней станции канатной дороги – и можно ехать вниз.

Если, конечно, совсем не осталось сил и времени прогуляться по 10-километровой La Longia – самой протяженной горнолыжной трассе в Южном Тироле.

Более серьезное знакомство с виа-ферратой у меня состоялось в австрийском Тироле, на горе Китцбюэлер Хорн. Именно там мне дали каску, страховочную обвязку, карабины с компенсаторами, научили всем этим пользоваться и ознакомили с градацией сложности виа-ферраты, или, по-немецки, клеттерштайгом (Klettersteig). Как я понял, самое главное – быть постоянно прицепленным к тросу хотя бы одним карабином (и как я невредимым залез на Сечеду?..).

От станции канатной дороги Harschbichl до местной виа-ферраты всего 20 минут пешком – в направлении вершины c ретрансляционной антенной на самой макушке (австрийцы шутят, что это – единственная в Австрии «ракета»).

«Железных маршрутов» на Китцбюэлер Хорне целых два – учебный и основной. Первый, протяженностью всего лишь 100 м, находится на высоте 1700 м, имеет начальную сложность A, A/B и лишь несколько метров B/C (по австрийской классификации A-F).

Основной маршрут на самый верх начинается чуть выше, на высоте 1850 м и имеет общую сложность С. Судя по указателям, добраться до вершины (1996 м) можно всего за 1 час.

С Китцбюэлер Хорна открываются замечательные виды на Китцбюэльские Альпы и горный массив Кайзер. Спуститься вниз можно как на подъемнике, так и прогулявшись пешком по грунтовой дороге до городка Санкт-Йоханн-ин-Тироль.

Но есть «железные тропы» очень высокого уровня сложности, хотя они все же считаются любительскими. Про одну из них прошлым летом очень здорово написал serge fly.

В марте этого года мне довелось увидеть (зимой виа-феррата закрыта) лишь самую верхнюю часть – лестницу с «оборотом» в 540 градусов. Все остальное рассмотреть не удалось – даже из окна подъемника на Гемми.

Еще один пример сложной виа-ферраты – скалы массива Пале ди Сан Мартино, в итальянской провинции Трентино.

Если Доломиты – одни из самых красивых гор в Европе (если не в мире), то массив Пале – один из самых красивых в Доломитовых Альпах. Вообще Доломиты считаются чуть ли не полигоном для «железных» маршрутов, но виа-феррата в горах Сан-Мартино – одна из самых сложных: некоторые участки имеют категорию D и E.

В России широко известен пока всего один «железный» маршрут – в районе Красной Поляны. Длина его составляет 1000 м, перепад высот – 200 м. Заявленная стоимость – 5000 руб., в эту цену входят прокат снаряжения, экспедиционный транспорт, спортивное питание, работа гидов, входная плата на территорию Национального Парка. Маршрут интересен не только с технической точки зрения. Скальный путь проходит сквозь небольшую пещеру, образованную карстовыми породами. Стартуете Вы с ущелья реки Агура, а финишируете на Орлиных скалах, откуда открывается вид на три водопада, гору Ахун, гору Фишт, там же находится статуя Прометея (по легенде прикованного именно к этим Орлиным скалам).

Какие опасности могут ждать тех, кто решился отправиться покорять виа-феррату (по данным сайта mountain.ru)?

1. Находиться в грозу на таком участке равносильно самоубийству, поскольку железо – проводник электричества. Необходимо незамедлительно покинуть страховочный участок.

2. Обгон идущего, а также встречное движение. Связано это с необходимостью отстегивания карабинов от троса, чего делать ни в коем случае нельзя.

3. Несоблюдение безопасного расстояния между идущими друг за другом – основная причина несчастных случаев на таких участках: срыв одного "ферратиста" влечёт за собой срыв идущего за ним. Между двумя крепежами троса должен находиться всегда только один человек. Это правило необходимо соблюдать также и на горизонтально-диагональных участках (из-за возможного маятникообразного раскачивания сорвавшегося).

4. Падение камней. Для защиты служит каска.

5. Ранение не только рук, но и других частей тела распустившимися жилами троса. Избежать ранений помогут перчатки + внимательность.

6. Разорванные (от коррозии или вследствие ударов молний) тросы. В любом случае перед навешиванием карабина на трос рекомендуется "опробирование" последнего сильным натяжением рукой.

7. Участки троса, изолированные изолентой. Сделано с самыми добрыми намерениями (закрыть торчащие рваные жилы троса), однако под изоляцией собирается влага, разъедающая трос.

Что имеем в итоге? Виа-феррата, как относительно безопасный способ прогулки по горам, набирает все большую популярность во всем мире. Будем надеяться, что и у нас в России подобных маршрутов станет больше - и не только в районе курортного Сочи. В конце концов, страна наша большая, гор много - что мешает сделать их доступными?