Автор: Анатолий Ферапонтов, Красноярск

Так делают ходы

Году в 1970 Володя Мазуров придумал на Перьях ход, названный сразу Новым Авиатором. Он придумал, а Шурик, как его воспитанник, должен был идею реализовать. Противный, сыпучий, ломающийся под руками камень. Губанов долго чистил переход на старый ход с нового, обстукивал молотком, тер металлической щеткой,- на страховке, конечно, поскольку - отвес. Наконец, кажется, все готово, можно пролезть. Народу собралось немало: еще бы, такое событие, открытие нового хода, к тому же не на Бабке какой-нибудь замшелой, а на Перьях, да в таком месте, на которое люди сотню лет любуются, прямо с фасада, но никому и в голову не приходило там пролезть.

Представление началось: Мазуров сидит наверху с веревкой, страхует, Губанов подбирается к ключевому месту, и тут Володя травит веревку петлей до земли: все, страховки нет. Шурик взвыл: "Беня, что ты делаешь, выбери!", а тот будто не слышит мы же сидим с друзьями на Львиных воротах и наблюдаем этот спектакль, видим на лице у Мазурова довольную улыбку. Снизу опять отчаянный крик наверное, Губанов не слишком тщательно там все прочистил,- так, лишь бы пролезть со страховкой. Мы стали беспокоиться и покрикивать: да выбери же ты! - а Мазуров оставался по-прежнему безмятежен.

Шурик, конечно, пролез, да только Беня в этом и не сомневался.

Столбист - везде столбист

Весной 1976 года мы славно прогулялись по просторам СССР. Предстоял чемпионат ЦС "Спартак", и мы поехали загодя на грандиозные полуторамесячные сборы: Алма-Ата, Ялта, а там уж через Киев на Ивано-Франковск, в Долину, - и оттуда, снова через Киев и Москву - домой, в Красноярск. Как чемпионы прошлого года, мы были допущены к чемпионату двумя командами, плюс запасные, тренеры, - собралось нас больше двадцати человек взяли и вовсе новичков для "обкатки", - а чего бы и не разгуляться, за профсоюзный-то счет?

Нигде не обошлось без приключений, но о прочих я расскажу как-нибудь в следующий раз, а пока - про заключительный аккорд. Близ городка Долина есть скалы Довбуша, - был когда-то такой бунтарь, вроде нашего Стеньки Разина, - так вот, в районе этих скал и нашел он себе логово. Очень, знаете, похоже на наши Столбы, такие же останцы, только куда пониже и из песчаника.

У тамошних скалолазов вовсе не принято лазить без страховки были какие-то совсем уж простейшие ходы, которыми они и пользовались для навешивания веревок. Мы же, выиграв с триумфом и этот чемпионат, решили местным ребятам сделать подарок: открыть настоящий, столбовский ход, да не абы какой, а по возможности круче - в прямом и переносном смыслах.

Довбуш. Из книги А.Ферапонтова [Байки от столбистов]
Нашли мы там такую скалу, - не выше Перьев, но она так прямо и прямо просилась: залезь на меня. Как мы выяснили, однако, на ее вершине никто доселе не бывал: вертикальна и даже порой нависает, а коли уж нет давней традиции, культуры риска на высоте, так кто ж на нее полезет? Кто же, кроме нас, столбистов: Мы присмотрелись, выбрали свой путь и объявили всем участникам и судьям, что пойдем открывать ход завтра, в последний день соревнований.

Отвесный камин от земли до вершины порой он то становится просто щелью, то выполаживается влево крутыми полками: да пройдем, чего уж там. Был момент, когда кто-то предложил полезть в очередь, поодиночке. Коротко посовещавшись, решили: довольно для зрителей будет и совместного шоу. Назавтра получили кубок, все причитающиеся нам медали, призы - и полезли втроем: Волжан, Корольчук и ваш автор: все взрослые мужчины, по многу лет столбистского стажа. Ответственность, понимаете ли. В себе мы не сомневались, а что до незнакомой структуры камня, песчаника, так - ведь на нем же мы только что и выиграли, черт побери! Весь бомонд, почти сто отборных спартаковских скалолазов, расположился внизу: цирк приехал, аттракцион "Смертельный номер" показывать будут. И ведь чуть не показали, именно смертельный номер.

Новое дело без проблем не бывает. Мы стали уже по ходу действия соображать, а как же с полки вновь уходить в камин? Справились с этим, но тут появилась иная опасность: нетроганые еще руками карманы из хрупкого песчаника легко обламывались под руками. Договорились больше полагаться на распорки и заклинки, оно вроде бы и получалось - до поры до времени.

Мы менялись в первых номерах, вышло так, что залезть первым на самую верхнюю полку досталось мне, вторым лез Корольчук. Ну, вот и все, даже ломкие карманы опробованы: давай, Волжан. Сейчас я думаю, что все получилось по классике голливудского жанра: в последнем акте под рукой Волжана карман обломился. Мы с Витей лежали на метр выше, протянув руки навстречу. Вот уж врать не буду, я отреагировать не уcпел. Но Корольчук! - Коля еще не начал падать, как его руку надежно припечатал Витя. О Боже, это ведь доли секунды: я тут же соображаю, что Волжан утянет сейчас Корольчука с собой вниз, а тот его не отпустит, и вцепляюсь в Витю, за майку, за волосы, лишь бы удержать. При этом мы должны были еще и по-прежнему лежать плашмя для большего сцепления со скалой.

Свободной рукой Волжан нашел другую зацепку, укрепился ногами и вылез сам. Сидящие внизу видели только небольшую заминку и не поняли, в чем там у нас была проблема. А мы - мы спустились тем же путем, что и поднялись. Как ни в чем не бывало.