Люди и горы > Люди >

Составил Сергей Шибаев, Москва
Источник: ФАР

Мемориальный список ушедших из жизни в 2015 году ветеранов советского и российского альпинизма

16 января - Римм Эдуард Робертович, 88 лет, 1 разряд, Пермь, экс-президент пермской федерации альпинизма

27 января - Анатолий Владимирович Иванов, КМС по скалолазанию, КМС по альпинизму, чемпион ДСО "Труд", член команды С.Б. Ефимова.

17 февраля - Овчаров Геннадий Николаевич, 80 лет, МС, Ташкент, первопроходитель многих сложных маршрутов, бессменный начальник КСП Узбекской ССР, наставник многих альпинистов Узбекистана

3 марта - Черносливин Юрий Иванович, 88 лет (16.03.1927 – 03.03.2015) МС, С-Петербург. - выдающийся представитель ленинградской школы альпинизма, МС СССР, старший инструктор, методист, внесший большой вклад в развитие и пропаганду альпинизма в СССР и Ленинграде.

Работал электриком, монтажником-высотником "Спецрадиостроя" и "Теплоэнерго". В горы попал в 20 лет, в 1947 г. Всего совершил около 60 восхождений, в том числе, порядка двадцати - 5Б - 6 к.тр. В 1955 ему присвоили звание мастера спорта по альпинизму. Жетон "Спасотряд" – 1972.

В самых разных горных районах остались маршруты Черносливина - смелые, яркие, красивые пути к вершинам. К лучшим можно отнести его восхождения на Уллу-Тау, восточная вершина, первопрохождение по северной стене, 5Б (1954) Мустаг-Ата и Кунгур, Китай, 1956 - в рамках подготовки советско-китайской экспедиции на Эверест Кирпич по южной стене, первопрохождение 5Б (1956) Уллу-Тау центральная, зимнее восхождение - впервые в СССР, 5Б ) Чатын-Тау, первопрохождение по северной стене 5Б (1965) Уллу-Тау, диретиссима между восточной и центральной, 5Б (1965) Ля Мейж, Певе , Франция, 5Б (1064), Гран-Капуцин, Италия, 6 (1965-66) в двойке с Б. Кораблиным Чепов-Стебор, Югославия, 6 (1965-66) в двойке.

Школу инструкторов закончил в 1948 году. Работал инструктором в альплагере "Химик", Адыр-су (1948 - 1952), начальником спасотряда в а/л "Химик" (1952-1957), в а/л "Уллу-Тау" (1959 - 1965), начальником учебной части в а/л "Уллу-Тау" и "Адыл-Су" (1963 ).

В чемпионатах СССР по альпинизму занимал: 1952 - 3 место , Уллу-Тау-Чана 1962 - 2 место в классе технически сложных восхождений, Кирпич 1962 - 3 место в парном лазании первенство ДСО профсоюзов 1965 - 1 место в классе технически сложных восхождений, Чатын-Тау.

В скалолазании: 1962 - 3 место в личном первенстве ДСО профсоюзов ЦС ДСО "Труд" 1964 - 2 место в индивидуальном лазании в первенстве ДСО профсоюзов. 1964г. - 1 место в прохождении маршрута в связках лично-командного первенства ДСО профсоюзов, а так же в 1963 - 3 место во

Всесоюзных соревнованиях спасательных отрядов.

Вот что писали о Юрие Ивановиче.

Ю.И. Порохня: "Гордый, уверенный и честолюбивый, в лучшем понимании этого слова.Безусловный авторитет в нашем деле, суровый и непреклонный, в быту чувствительный и по-человечески мягкий и ранимый. Работаешь с ним - пощады не жди! Попробуй в палатке капнуть супом на спальный мешок! Попробуй в команде приехать в горы с не запломбированным зубом! Позволь себе выйти на гору в несвежих носках! Снаряжение и инвентарь Черносливина везде безупречен. Не отрихтованый, с заусенцами, скальный крюк, плохо отточенные «кошки», взлохмаченный шнурок на ботинке, плохо пришитая пуговица - это уже предлог, а если найдет непроверенный примус – жди сурового разгона. Однажды он сказал в ответ на вопрос – «Почему он так?» - «Да потому, что, в конце концов, именно гора не простит нашего разгильдяйства!»".

В. Ружевский: "Мы вместе работали в электроцехе Охтинского химкомбината. Как-то Черносливин принес в цех чемоданчик с фотографиями гор: перевал Гарваш, рододендроны, ребята босиком, в одних трусах на снегу - и все молодые, красивые, счастливые! Увидев это «богатство», я сказал: « Еду в горы!». А Юрий Иванович ответил, что к горам надо готовиться. Выдернул папиросу изо рта, растоптал ее, и сказал: «Пусть это будет последняя!». Мой внутренний голос тут же возмутился, но я дал клятву, что с этого дня брошу курить! Так и произошло".

П.П. Захаров: "1962 год - первопрохождение по юго-восточной стене на Кирпич. По тем временам, чисто стенных, от начала до конца, вертикальных маршрутов просто не ходили. Не было тогда необходимого качественного снаряжения, да и достаточного опыта.

Что такое стена Кирпича? Это как поставили на «попа» гигантский кирпич с 600-метровым отвесом с первого до последнего метра. Чистым лазанием практически и не идется. Монолитна, слабо подвергалась эрозии и имеет очень бедный рисунок трещин.

Общая крутизна стены Кирпича 90°, с двумя участками крутизной более 90°. Если что упало сверху - падает о стены предмет падает в нескольких метрах от основания стены"

• Страница Захарова Павла Павловича (1 апреля 1933 года - 6 марта, 2016 года)
  • 16 марта - Овчинников Анатолий Георгиевич, 88, Москва, ЗМС, ЗТ СССР - один из столпов отечественного альпинизма.

Список его достижений и постов занимает целую колонку в энциклопедическом словаре «Альпинизм». Великий был восходитель, тренер и организатор. Анатолий Георгиевич прожил очень яркую долгую насыщенную жизнь: родившись в крестьянской семье, в вологодской деревне, хлебнул военного лихолетья в Карелии, куда перед войной переехала семья, стал профессором и завкафедрой одного из самых престижных ВУЗов страны, участником сложнейших высотных восхождений, одним из руководителей исторической советской экспедиции на Эверест.

В 1945 поступил в МВТУ им. Баумана. После 2-го курса, в 1947 г., впервые едет в горы, где проводит сразу три смены в альплагере. Через 5 лет – Овчинников уже мастер спорта. Он попал в самый круговорот возрождающегося послевоенного альпинизма, в смену поколений, в борьбу направлений развития горного спорта. Круг его общения, наставников и товарищей по восхождениям – сплошь знаковые имена нашей истории: Виталий Абалаков, Слава Лубенец, Валентин Иванов, Лев Добровольский, Эдуард Мысловский, Михаил Хергиани, Владимир Онищенко. В студенческом общежитии, в одной комнате Анатолий живет с Львом Мышляевым.

Потом Овчинников даст дорогу еще одной «звезде» отечественного альпинизма – Владимиру Балыбердину. Именно голос Анатолия Георгиевича, тренера сборной команды страны, решил судьбу малоизвестного КМСа в жестком отборе в состав 1-й Гималайской экспедиции на Эверест, откуда Бэл вернулся национальным героем. А сам Овчинников, совершая сложнейшие технические и высотные восхождения , убедительно доказал, что он универсальный боец в горах.

• 1960 - вместе с английскими альпинистами и в компании Хергиани прошел ряд скальных маршрутов в Уэльсе и Шотландии.
  • 1961 — Франция, «шестерочный» маршрут на Эгюй дю Миди в двойке с Мышляевым.
  • 1964 - руководил группой (Б. Кораблин, Г. Сеначев, Ю. Черносливин) в восхождениях на вершины Ле Паве и Ля Меж во французских Альпах.
  • 1965 - вместе с Онищенко представлял СССР на Международном слете восходителей, проводимом Национальной школой лыж и альпинизма ENSA в Шамони в двойке прошли Пти-Дрю по пути Бонатти.
  • В 1962 едет на Памир – заместителем Джона Ханта в британско-советской экспедиции на пик Коммунизма.
  • В 1968 - тренер и участник первой команды, прошедшей Юго-западную стену п. Коммунизма. Восхождение было признано лучшим восхождением года. Участники награждены медалями Спорткомитета «За выдающиеся спортивные достижения», Овчинникову присвоено звание заслуженного мастера спорта СССР.
  • 1967 - принят в члены элитного французского альпинистского клуба «Группа высоких гор».
  • 1969 - в компании Буданова, Каспина, Кузьмина, Саввона и Эльчибекова проходит скальные маршруты в Японии.
  • С 1978-го в течение 7 лет - старший тренер Международного альпинистского лагеря МАЛ-Памир.

Тренер победной исторической экспедиции «Эверест-82».

И, наконец, с 1952 по 1988 - член президиума ФА СССР в 1962 - 1976 гг. – заместитель председателя ФА СССР.

Автор воспоминаний, вышедших в 1998 году - «Альпинисты МВТУ им. Н.Э. Баумана» . Заслуженный деятель науки и техники РФ. Доктор технических наук. Профессор и заведующий кафедрой «Обработка металлов давлением» в МВТУ им. Баумана. Лауреат премии правительства РФ в области науки и техники. Автор более 180 научных работ.

31 марта - Калагин Юрий, 67 лет, Подольск, МС, «Снежный барс» (1987).

2 мая - Усенов Урал Усенович, 86 лет (1929-2015), Алма-Ата, МС (1958), Заслуженный тренер Казахской ССР. Единственный выживший из казахской экспедиции на Победу 1955 г. Тогда команда из 12 человек группа поднялась до высоты 7000 м, где установила лагерь. Ночью начался сильный ураган, длившийся почти три дня. В попытках спуститься погибли все члены команды, кроме Усенова, которому удалось спуститься на ледник. Здесь его поджидало новое испытание: Урал провалился в глубокую ледовую трещину, залитую водой, и провёл там 26 часов, пока его крики не услышала проходившая мимо группа альпинистов. Годом позже Урал стал участником первовосхождения на Победу в составе команды «Спартака» под рук. В. Абалакова. Долгие годы Урал Усенович работал учителем физкультуры в школе №63 г. Алма-Ата

К 50-летию трагедии на пике Победы, в 2005 г., силами Казахстанской федерации альпинизма и скалолазания совместно с Республиканским комитетом по делам спорта был снят документально-художественный фильм «Цена Победы» с Уралом Усеновым в главной роли.

14 мая - Калошин Сергей Алексеевич, 63 года, Севастополь, легендарный скалолаз 70-80-х г.г. прошлого века, МС СССР по альпинизму и по скалолазанию, МСМК по скалолазанию,

В числе первых - Калошин, Балезин, Демин - он стал в 1976 г. мастером спорта международного класса СССР по скалолазанию. В 1984 г. ему было присвоено звание мастера спорта СССР по альпинизму.

Калошин оставил яркий след в истории нашего спортивного скалолазания. За плечами Сергея множество блестящих выступлений, как в чемпионатах страны, так и в международных соревнованиях, авторство многочисленных сложнейших маршрутов на скальных стенах Крыма.

Так, например, в 1981 г. Калошин завоевывает золото во всех пяти видах программы чемпионата СССР по скалолазанию. Такое до него не удавалось никому. И это в 29 лет.

Вспоминают, что он не раз завешивал верхнюю страховку, поднимаясь к подвеске снизу, на высоту более 100 метров, привязав веревку к себе.

21 мая - Охрименко Станислав, 80 лет, Московская обл., КМС.

12 июня - Коломыцев Владимир Георгиевич, 66 лет (26.01.1949 – 12.06.2015), Москва, МС, тренер высшей категории и судья Всероссийской категории по скалолазанию. Заместитель зав. кафедрой физвоспитания, доцент в МГУПИ (Московский Государственный Университет Приборостроения и информатики). Возглавлял секцию альпинизма и скалолазания с 1989 г.

В общественных организациях альпинизма и скалолазания г. Москвы организовывал и проводил мероприятия по альпинизму, ледолазанию и скалолазанию. В Федерации скалолазания России работал старшим тренером на курсах инструкторов по скалолазанию, бессменный главный судья на Всероссийском Фестивале в Гуамке, на естественном рельефе. по скалолазанию.

15 июля - Румянцева Нина, 69 лет (1946-2015), Воронеж, МС, 12-я женщина в СССР - «Снежный барс» (1987).

17 июля - Мумжи Тимур Меметович, 74 года, Ялта, МС, бессменный начальник КСП в Фанах (погиб в ДТП).

17 июля - Воронин Вячеслав Тихонович, ("Британец"), 76 лет, Ташкент, МС, «Снежный барс» (1970), один из самых титулованных узбекских альпинистов из команды знаменитого тренера сборной Узбекистана по альпинизму Вадима Эльчибекова. Чемпион СССР 1975 г. (первопрохождение, траверс пиков Коммунизма – Корженевской, два семитысячника, пять шеститысячников).

4 августа - Жолобов Михаил Павлович, 55 лет, Киров, МС

26 сентября - Андреев Герман Германович, 75 лет, С-Петербург, МС, (род. 04.12.1939) – врач-терапевт. Председатель альпклуба «Эдельвейс» (1988-1993). Председатель Клуба альпинистов «Санкт-Петербург» (с 1998). Первое восхождение в 1960. МС СССР – 1968 (звание МС присвоено в 1972). Участвовал в 20 экспедициях. Жетон «Спасотряд» - 1970. Инструктор с 1975 г. Совершил 172 восхождения.

Главный редактор книги «Альпинисты Северной столицы», а с декабря 1999 года, а с 2000 года – главный редактор издательства «Альпинисты Северной столицы».

22 декабря - Левин Михаил Семёнович, Челябинск, МС, инструктор альплагеря «Джайлык», командир отряда, организатор и судья соревнования по скалолазанию и альпинизму.

Материалы Михаила на Mountain.RU:

• Надо съездить к батюшке-Сайраму!
  • Альпинистское троеборье "Сердце помнит..."
  • Мы были первыми
    И ещё о всесоюзном юношеском первенстве
  • Первый этап Кубка Мира по ледолазанию 2010. 7 января
  • 23 декабря - Винокуров Анатолий Филиппович, 80 лет, Московская обл., МС (06.03.1935 – 23.12.2015). Инженер, закончил ВЗПИ, аспирантуру в МВТУ, кандидат технических наук. Отмечен, как самый старший участник чемпионатов по альпинизму. В 65 лет прошел в команде «Романтик» на в. Далар, маршрут Варбуртона, 6А к.сл., и занял 5 место из 12 (в высотно-техническом классе чемпионата России 2000 г.).

Мастер спорта СССР - 1978 г., выполнив норматив с большим превышением, совершив вместе с В. Мерлисом за 40 дней сборов четыре восхождения 6 к.сл.. «Звездным часом» Анатолия Филипповича явился маршрут, проложенный в 1979 г. на в. Чапдара, центру СВ стены (колодец Винокурова), и хотя в таблице к/сл. этого маршрута отмечена 5Б, в действительности его надо считать – 6Б (м-т не повторен). Спортивное долголетие позволило ему сравнительно недавно совершить в группе своего воспитанника К. Сахарова первопрохождение на пик «4810», 6Б (1994) а также восхождения на Эль-Капитан по маршрутам «Нос», 6А (1996 г.) и «Салате», 6А (1997), Монблан де Такюль, (м-т Дервазути), 5Б (2002).

(Об обнаруженных ошибках, а так же дополнительные сведения и материалы сообщайте по адресу ex1999(собака)mail.ru)