Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Траверс Маяковского — Орджоникидзе

Шаг. Шаг. Ещё один. Провалился по пояс. Положил палки перед собой. Выбрался. Включил фонарик поярче, посветил вокруг, выбрал направление, пошёл. В голове вспыхивают обрывки песен, но скоро гаснут и остаётся холодная темнота. Снова провалился в трещину между камнями, на этот раз по грудь. Я возвращался по морене ледника Туюк-Су после траверса пиков Маяковского и Орджоникидзе.

Изначально планировал пройти траверс Маяковского — Туюк-Су. Зимой его оценивают в 5А. Я хотел пройти его красиво: соло и без ночёвок.

Пик Маяковского. Фото с восточного гребня Молодёжной

Вышел из лагеря в три часа ночи. До Чёрного камня тропа была то лучше, то хуже, зато выше её стабильно не было. Остановился, выключил музыку, попил чаю и начал тропить. Снега было до колена и выше. В дырках между камнями по грудь, но так редко, что это уже не в счёт. Пока шёл по ровному, подо мной с характерным выдохом сломалась «доска». Начало подъёма на перевал Маяковского, вопреки моим опасениям, было безопасным. Рассвело. Вышел на перевал. Посмотрел на часы — 9:30.

Реактор на перевале Маяковского

Согрел воды, наполнил бутылку, собрался и полез (Северный гребень, 3А). Подошёл к ключу — крутому камину. Он, полки и стенки под ним покрыты снегом. Не чувствовал достаточной уверенности, чтобы лезть без верёвки, поэтому тут страховался. Изначально я не планировал много лезть с верёвкой, так что гришку оставил дома, тяжёлая. Страховался стременами. Вылез камин, забрал верёвку и дальше лез так. На вершину выбрался в 11:20. Оттуда хорошо видна следующая цель — Орджоникидзе.

Я на вершине Маяковского. На заднем плане пик Орджоникидзе

Сейчас быстро спущусь до выхода с Тельняшки, потом проскочу гребень до перевала и полезу.

Как бы не так. Знакомую часть гребня (Южный гребень, 3Б) проскочил быстро: три раза вешал верёвку, остальное слез так. А вот гребень над Тельняшкой оказался сюрпризом. В средней части я упёрся в жандарм, который никак не получалось обойти. Слева стена, по центру нависающая щель, справа поположе. Значит, туда. Нехотя достал верёвку и полез.

Кончились скалы. Вышел на перевал, достал палки и пошёл к началу северо-западного гребня Орджоникидзе (3А). Странно (или не странно), но шлось тяжело. Поднялся до начала льда, остановился отдохнуть и согреть воды. Два часа дня. Поговорил по рации с Полиной Орендовской, она напомнила, что в моём плане вершина Орджоникидзе записана на 13:00, а я даже не начал.

Северная стена Орджоникидзе

Льда в обычных местах не было. Две первых стенки покрыты фирном. Моё любимое место — рантклюфт над северной стеной — сейчас не такое страшное, но тоже волнительно. Ключ — внутренний угол в средней части маршрута — совсем сухой, хотя обычно залит льдом. Плавно и медленно вылез угол, пошёл к стенке, за которой снежный гребень.

Несмотря на усталость лез уверенно и с удовольствием. Опыт — великая штука.

По гребню медленно и с остановками дошёл до скал под вершиной. Лезть по плите не захотел, поэтому обошёл её справа по разрушенным скалам. Подумал и понял, что идти дальше в таком состоянии опасно. Впереди спуск по гребню с сугробами на перевал Партизан, потом неизвестно кем и когда хоженый гребень от Партизана до Игл, сами Иглы, гребень до Туюк-Су… короче, до конечной точки в таком состоянии я бы не добрался.

Вышел на вершину к четырём часам вечера. Передал на базу, что пойду вниз. Спускаться решил обратно на перевал Орджоникидзе, с него на ледник Игл, а оттуда выгребать к Крестам на свою тропу. На перевал спускался два часа. Дольше, чем поднимался. Переоделся, допил воду и пошёл вниз. Верхняя часть перевала сухая, зато внизу полно снега.

Снег вроде однородный, камни кой-где торчат. Наверное, не поедет.

В самом низу лежала «доска». Выдохнул и широкими шагами выбрался на морену. Пока прыгал с камня на камень, по грудь проваливался в снег, тропил по колено и снова проваливался, понял: засыпанные снегом морены даны альпинистам, чтобы уравновесить удовольствие, что мы получаем на восхождениях.

В 2003 году мы спускались по этой же морене после прохождения этого же маршрута. Тогда я так же проваливался и жутко ругался. А сейчас опустошённо выдыхал и шёл дальше. Шаг. Шаг. Ещё один. К десяти вечера добрался до Крестов. Оттуда по своим следам дошёл до Чёрного камня и дальше по дороге к полуночи добрёл до лагеря.

Это вчера. Сегодня — первые скальные занятия с новыми участниками в альплагере.

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси