Автор: Лиса Алиса, Москва

Малоизвестные озера в истоках реки Пхия

Этот походный день - изюминка всего маршрута. Сегодня мы должны были попасть в долину, где два крупных притока Пхии берут свое начало. В этом местечке находится несколько малоизученных озер, на берегах которых почти никого не бывает. Озера находятся вдали от популярных маршрутов, категорийных перевалов тут нет и спортивным туристам эти места не интересны.

На карте эти озера отмечены крохотными точками, но судя по спутниковым снимкам место должно быть крайне интересным. К тому же до похода я все-таки нашла пару фотографий этого района, благодаря которым я узнала, что хочу сюда сходить совсем не зря. Но в целом, из-за малого количества информации я точно не представляла, что мы увидим там впереди.

Озеро у подножия горы Закзан-Сырт, исток р. Пхия

2 октября 2014г. Шестой день похода
Участок маршрута: место ночевки - пер. Двузубый (н/к, 2560м) - озера в истоках р. Пхия - траверс хребта Аркасара до ручья из-под вершины г. Закзан-Сырт

Утром я ждала красивый рассвет, которого так и не случилось. На небе ни облачка, никаких рассветных красок. Небо просто посветлело, после чего поднявшееся солнце залило все вокруг своим ослепительным светом.

Наш путь лежит прямо вверх, куда-то туда, к снегам. Поднимаемся по тропинке между зарослей рододендрона.

Чуть выше тропа теряется, и идти приходится прямо в лоб по склону. В основном по траве, местами двигаемся по каменной осыпи. Преодолев крутой участок, отдыхаем на огромных камнях и любуемся панорамами Архызских гор.

Перед нами вся огромная стена Загеданского хребта, по которому мы ходили в предыдущие дни. А над ним сверкают снегами вершины Абиширы. Если на Загеданском хребте снег уже почти растаял, и уже не верится, что нам так сложно было там идти, то на Абишире снега похоже только прибавилось.

Несколько минут, и мы снова находим тропу, хорошую такую. И по ней в два счета поднимаемся на небольшой перевальчик в хребте. Как только мы обернулись назад, перевал сразу про себя был назван Двузубым, из-за характерной скалы. Конечно такое название подходит для более серьезного перевала, а не этой небольшой седловинки, но уж больно орентир приметный. Перевал имеет высоту 2560м, тура нет. Я хотела его сложить, но для этого пришлось бы слишком долго собирать камни. А я хотела поскорее увидеть озера.

Видами с перевальчика любовались совсем немного. За спиной у нас все тот же хребет Абишира-Ахуба.

А впереди довольно холмистый рельеф, и озера прячутся где-то там, уже близко.

Тропа немного спускается с перевала, и огибает все эти холмики траверсом. Склон тут не освещается солнцем, часть тропы в нерастаявшем замерзшем снегу. Местами обледенела, причем по закону подлости эти места прямо над обрывом. Так что идти надо осторожно и не торопясь. И тут водятся туры! Самих животных мы не видели, но на снегу отпечатались их многочисленные следы :)

Пройдя немного вперед, мы увидели первое озеро. Продолговатой формы, лежит в котловине глубоко внизу. Из него вытекает ручей, один из притоков Пхии. Именно его мы переходили по мостику вчера. Есть и еще одно озерцо, прямо над большим. Из него тоже сочится вода, получается такой небольшой каскад.

Вот оно, большое озеро поближе. К нему натоптана отчетливая тропа, но спускаться мы не стали, мне хотелось посмотреть и на другие озера.

Несколько шагов вперед, и тропа выводит прямо на берега еще одного озера, размерами побольше. Оно очень живописно, ярко синего цвета, находится на высоте 2580м.

Тут мы бросили рюкзаки и отправились прогуляться, к склонам г. Закзан-Сырт. Нам надо было немного подняться, когда сделали это и обернулись, обнаружили что наше озеро состоит из двух частей! Двойное озеро я видела несолько лет назад на Имеретинке, но это совсем другое. Жаль только, что сейчас сильный ветер и в воде ничего не отражается.

Из-за этого ветра тут не просто холодно, а очень холодно. Костя даже подложил перчатки под продуваемую шапку, чтобы уши не мерзли. А руки засунул в карманы, ведь фотографировать ему не надо, только смотреть :)

Посмотреть же тут есть на что. Вот седловина пройденого перевала осталась позади.

А вот Загеданские трехтысячники, их отсюда прекрасно видно. Загедан-скалу сразу узнают многие, а за ней возвышаются вершины г. Седая и г. Уруп.

И заснеженые хребты, во всей своей красе. Если приглядеться, то на холмике слева можно увидеть наши рюкзаки :)

Под пронизывающим ледяным ветром мы отправились исследовать окрестности, и под самыми склонами Закзан-Сырт обнаружили еще три озера.

Они совсем маленькие, но тоже интересные. Рассмотреть бы их в другую погоду и в другое время. Сейчас тут все в снегу, полуденное солнце слишком яркое, свет жесткий и контрастный.

Впереди видны еще два озера. Одно маленькое, с глубоким и темным насыщеным цветом воды. Другое явно больше, просто лежит оно далеко, тоже у самых склонов горы. В отличие от всех остальных озер, цвет воды в нем темно-бирюзовый.

К этим озерам надо спуститься, но перед этим следует забрать рюкзаки, поэтому быстренько идем обратно за вещами.

Отсюда видно даже г. Загедан. Под ней тоже есть озера и когда-нибудь я обязательно побываю и там.

Пока Костя утепляется, я немного пофотографировала двойное озеро от берегов. В нем кристально чистая вода, дно в мелких камешках, которое постепенно уходит в глубину. Летом тут должно быть просто замечательно купаться :)

Нас ждут и другие озера. Первое на пути совсем маленькое, и интереса не представляет. А вот второе просто прекрасно! Находится оно на высоте 2474м.

От тех продуваемых теми ветрами холмов мы уже спустились пониже, да и в этом месте как раз они от ветра и защищают. Костя уселся отдыхать и греться на солнышке, а я спустилась к самым берегам озера.

С сожалению, снимать его сложно, или я просто не вижу ракурсов. И так и эдак пыталась, но так и не удалось мне в полной мере передать масштаб и красоту этого озера. Оно довольно большое, побольше двойного. Глубокое, если издали кажется бирюзовым, то вблизи вода ярко-ярко голубая.

Это озеро далеко не последнее, я знаю что тут есть еще. Спускаемся еще ниже по тропе.

Я думала, что бирюзовое озеро самое красивое и самое большое из имеющихся в этих местах. Ничего подобного. За перегибом рельефа открыламь великолепная картина: среди золотистых плюшевых лугов и рододендронов лежит еще одно большое озеро. Глубокого синего цвета, причудливой формы и с затейливыми берегами. За ним еще два похожих, уже поменьше.

Странно, что настолько красивые озера малоизвестны и безымянны. Они совсем непохожи на те, которые я видела в горах ранее.

Может быть дело в том, что карта не отражает их истинного размера? Глядя на нее можно подумать что тут расположены какие-то полузаметные лужи, а на деле полноценные озера, своими размерами не сильно уступающие тем, что в Пятиозерье.

У этого большого озера мы и остановились на привал и обед. Пока кипятилась вода, я исследовала берега и искала ракурсы, в которых озеро смотрелось бы наиболее выгодно.

Я не могу подобрать слов, чтобы достойно описать это место. И с кадрами тоже беда, мне никак не удается толком запечатлеть все то, что я вижу глазами. Остаться бы тут на день хотя-бы, побродить, подумать, проводить закат и встретить рассвет. У нас есть этот запасной день, и мы можем его потратить на дневку, только вот Костя не хочет больше задерживаться в горах и желает скорее вернуться домой.

В этой долине мечты мы провели немногим больше часа, пообедали, полакомились черникой и брусникой, которой тут так же много, как и рододендронов.

Пора было найти тропку, огибающую гору Закзан-Сырт и выводящую на склоны хребта Аркасара. Тропа должна быть хорошей и четкой, я помню что видела ее, когда рассматривала спутниковые карты.
Навигатор говорит нам, что надо идти прямо под склонами, по каменной осыпи. Троп в этом каменном хаосе точно нет, а идти по травке гораздо приятнее. Похоже что лучше не пытаться идти там, не теряя высоту, а нужно спуститься еще ниже, к оставшимся озерам.

Они уже поменьше, но с такими же изрезаными берегами как у того большого. Большое лежит на высоте 2468м, среднее на 2566, а маленькое находится на высоте 2460м. Все вместе они образуют каскад, соединены друг с другом ручьями, которые в конце-концов сливаются в один большой поток, который глубоко внизу впадает в Пхию.

Это место мне понравилось гораздо больше Пятиозерья, о котором я мечтала несколько лет. Тут очень душевно и открываются прекрасные виды на все окружающие долины и хребты. Прекрасная панормная точка, тут бы фотопоходы проводить :)

Оказалось, что от озер надо спуститься еще ниже. Под склонами в. 2363 на большом золотистом лугу мы обнаружили кош. Жалко, значит летом тут пасут животных. Весь склон этой вершинки просто изрезан тропами. Наверное овец или коров пригоняют сюда или из поселка Пхия, или по тропе из долины Большой Лабы. Но уж явно не тем путем, которым пришли сюда мы.

Скорее всего к озерам можно подняться как раз из поселка и возможно это самый короткий путь к ним. Но конечно это исключительно предположение.

Сам поселок отсюда тоже видно, по крайней мере краешек. И всю длинную долину Большой Лабы тоже. Где-то там далеко поселок Загедан, кордон Карапырь Кавказского заповедника, долина Имеретинки, в которой мы были в 2011 году.

Как и ожидалось, тропа нашлась в самом низу, не зря сбрасывали высоту. Правда теперь нам надо снова подняться, практически на высоту большого озера. Но и делать это по тропе гораздо быстрее и удобнее, поднялись на склоны хребта Аркасара мы достаточно быстро. Все, с озерным краем можно попрощаться.

В ближайшие полтора дня наш путь лежит по склонам хребта Аркасара. Тропа огибает его траверсом, параллельно долине Большой Лабы. Саму реку не видно, разве что ту ее часть, что в районе Пхии и Загедана.

Последний взгляд на Загедан-Скалу, скоро мы перестанем ее видеть, после того как тропа сделает поворот.

А впереди новые виды, непохожие на прежние. Горы Большой Лабы мощны, суровы и неприветливы. Настоящий Кавказ!

Тропа тут хорошая, идет очень ровно. Наше продвижение вперед задерживают только кусты черники, которые растут прямо около тропы. Но даже останавливаясь на пожирание ягод, мы довольно быстро доходим до коша, который находится в районе ручья, вытекающего из под вершины Закзан-Сырт.

Сама вершина отсюда видна нам совершенно по новому. Когда я планировала поход, у меня была мысль сделать на нее восхождение, но пока я не вижу простого пути его совершить. Я знала, что на вершину поднимались от озер, но пока мы гуляли вокруг них, я очевидного пути подъема не обнаружила.

Поэтому трехтысячник Закзан-Сырт остался непокоренным, дразня нас своими снегами.

Кроме вершины, у нас в этом районе была еще одна цель и запланированная радиалка. Озеро, которое расположено под самой горой, на высоте 2702м. На нем вообще похоже никто не бывал и из-за этого вдвойне интересно подняться к нему. К сожалению, цель эта только моя. Костя считает что озер мы уже насмотрелись, одним больше, одним меньше. Конечно он просто не хочет больше подниматься, вот и все :)

А я рассматриваю возможный путь с этой точки. Похоже что для того, чтобы добраться до озера, надо перейти на другой берег ущелья ручья, а оттуда подняться по травянистым хребтикам, между скал и рододендронов.

В любом случае, делать это сегодня уже поздно. Солнце уже клонится к горизонту, до заката осталось не так много времени.

Далеко впереди по ходу движения видна скальная гряда покрытая лесом. Пространство между этой грядой и ручьем тоже все заросло, видны скалы и мощные водопады.

Судя по карте, тропа проходит где то там, среди этого леса. Решаем не лезть туда на ночь глядя, а встать на стоянку у ручья. Спустились чуть ниже, и нашли себе относительно ровное место. С уклоном конечно, но жить можно.

Я спустилась за водой, и пока она кипятилась для ужина, у меня было время для того, чтобы поснимать закат.

Какой-то особенной игры света я не увидела, но все равно красиво.

После ужина мы заснули довольно быстро. Утро вечера мудренее, завтра решим и с радиалкой, и с поиском тропы.

Пройдено за день: 8,9км., набор высоты 634м., сброс высоты 694м.

Продолжение следует...

Слабоумие и отвага: два дня в поисках правильного пути