Скалолазание на Mountain.RU - новости, интервью, соревнования, тренировки, районы и маршруты.
Новости >

Автор: Киселев Алексей

Камчатский Альп. Клуб “ КУТХ ”

Продолжается подготовка к траверсу пяти вершин (Коряко- Авачинской группы вулканов). Встреча с Снежным Барсом и закрытие значка молодой только начинающей группой.

В начале сентября в клубе состоялся очередной набор молодого отделения.
Коллектив получился достаточно пестрый. Некоторые пришли из спорта, это несколько боксеров, парни достаточно темпераментные, но сдержанные и приучены терпеть, из девчонок одна двукратная чемпионка области по Тхэквондо. Два брата Петр и Николай горнолыжники, парапланиристы, старший, Петр, работает в МЧС. Четверо человек выпускники Камчатского института вулканологии (несколько геологов и геофизиков), в 2004 и 2005гг. летали на Аляску, что- то вроде преддипломного практикума, оплачивала расходы, конечно же, американская сторона, она же собственно и была заинтересована. Парни сходили на пятерку известных вулканов: Мак-Кинли, МАК Григ…после этой поездки кроме багажа опытных впечатлений от собственной работы, осталось около 2,5 Гб фотографий.

Так как формирование коллектива процесс более чем творческий, со стороны руководящего или доминирующего лица, все же на первых этапах чтобы лучше рассмотреть людей, характер каждого, какие- то фигурирующие качества они предоставлены самим себе.
Уже изначально между ними возникают некоторые симпатии или трения…
Желание заниматься присутствует у многих.
Но на первых занятиях становится ясно, кто расположен, что называется душой и телом.
За три с половиной месяца было проведено огромное количество времени на скалах (Халактырский пляж), где велась основная работа, на простых и сложных участках, со всевозможными элементами скального рельефа, от явно выраженных полок, ступеней, до прохождения внутренних, внешних углов, карнизов, заканчивая отрицательными участками с элементами сложного лазания.
Большой опыт в работе с веревкой, приемы страховки…сюда легла большая доля. Неоднократные снежные занятия. Несколько удачных, по погоде, ледовых, одни из которых были проведены на склоне влк. Вилючинский, в те дни как такового снега еще не было, но благодаря переменчивому климату этого места гора, начиная с подножия, буквально была во льду. Практически до выхода под главный взлет отрабатывали приемы хождения в кошках, подъемы, спуски, траверс, рубка ступеней, что сейчас довольно редко применяется,… Следующие занятия были проведены на леднике влк. Козельский, было чем заняться, торчащие отвороты, разломы, фирновые стены, народ вел себя уже более самостоятельно, организовывали станции, крутили ледобуры, проходили некоторые участки с нижней и верхней страховкой не только с применением привычных ледовых молотков и кошек, пробовали ходить на фифах …

Cледующим утром, сняв лагерь, выдвинулись к так называемым рыжим скалам, небольшому бастиону, насколько позволял световой день, били крючья, ходили с нижней страховкой, не обошлось без “малой крови”. Нормальная рабочая ситуация, ближе к полудню с выходом солнца начался камнепад. Камни самые неожиданные, невидимые, в эхе, разносящемся по кулуару сразу не определить откуда летит. Я подготовил снаряж для прохождения небольшого участка для двух новичков, все проверил на них, от беседки до каски, слышу за спиной крик Сергея (инструктора) мы резко рвем с места, слетели камни, приличные, я даже как- то в ногах обмяк...романтика, тяну я, и мы дружно смеемся, продолжаем работать. С каждым разом выхода становятся более длительными, девчонки и парни уже более осмысленно подходят к занятиям, по- своему влияет бивачная жизнь, постепенно закаливается характер, некоторых просто не узнать с первых встреч…
Все же альпинизм- это, прежде всего командный вид спорта и здесь, т.е. внутри коллектива идет самая большая и первостепенная работа. Многое разрешается довольно демократично, приветствуется инициатива в проведении отдыха, праздников, катания на горных или беговых лыжах, дни рождения все внутри - это даже как- то роднит.
Помнятся первые разборы после занятий, что чаще всего можно было слышать, так это:
- мне все понравилось, усталость, но хорошо поели!
Сейчас уже достаточно вопросов или собственных заключений.
Подводя курс на закрытие значка, итоговыми были очередные, более полные снежные занятия, опять же в районе Козельского и целая неделя, проведенная на стройке в тактике и технике проведения спас работ, системы простых и сложных полиспастов, спуски и подъемы пострадавших, бесконечные перила, дюльферы…могу представить, что творилось в голове у молодых.
Помню себя новичком, первые занятия, на которые я выехал, были скальными. На Халактырке есть большая стена около 35 м пятерочного маршрута, я лез с верхней страховкой, первый легкий страх загнал меня наверх за пару минут. А вот спуск когда я увидел, как трутся веревки на камнях пощекотал, мне нервы, понравилось, и прошедшее лето я просто не слазил со скал…
Некоторое время часто снились большие стены, горы- заболел.

Планировалось сделать зачетное восхождение на 1Б до Нового Года, но предпраздничная суета, институт, работа, помешали.
31 мы группой съездили, отвели душу на горнолыжной базе “ Красная сопка ” к вечеру стали собираться, делать последние приготовления, еле успел дожарить на ветру первую партию шашлыка, известно горячее сырым не бывает, почти с последним ударом курантов открыл шампанское и понеслась….

1-го после горнолыжки съездили в киноцентр на премьеру “Дневного дозора”, это было достойным завершением культурной программы.

Запланировали выход на 3- 4 января, но погода вносила свои коррективы, мы сомневались, но по первому звонку готовы были выехать. Каждый день смотрели карту погоды, там одна пляска то L, то H. Предполагалось окно на 5-6.01, но решив что бы не было форс-мажора, во- первых, из- за финансовых затрат компенсировать это хорошей пробежкой на лыжах, с района Северо - Востока по лыжне здоровья до выхода на Сухую речку (к подножию влк. Авачинский).
Старшие отделения все же вышли, была ясная погода почти до вечера, с наступлением ночи начало задувать, мокрый снег, в городе гололед, пурга,…в общем они просидели по Козельским трое суток, благо хватало бензина для примусов и продуктов, связь также была временами.
Нам же оставалось только ждать. В эти дни не смотря на погоду все равно, собирались, продолжали отрабатывать все элементы пройденного.

7- го числа погода стала утихать, наконец- то смогли выбраться старики, вечером по общему настоянию имея на руках сомнительную карту погоды, решили выходить. Тут же было закуплено все необходимое, разобрали снаряж.

В воскресенье в 10.20 уже были на автостанции КП. Ехать в Радыгино. Водители на маршруте нас хорошо знают, поэтому мы спокойно первыми грузимся в автобус. Подход не смотря на прошедший циклон хоть и приходилось тропить проваливаясь на скитурах по колено был быстрым. До верхней хижины(12км) дошли почти за три часа, сказывается хорошая физика, почти у всех в группе функционалка на приличном уровне.
Часть ушли в отрыв для экономии времени, к подходу основного состава уже были готовы площадки под палатки и закипали котлы с чаем. Ночевали в двух Зимах. Все быстро включались в работу. После был ужин, обычная практика назначения дежурных, распределение веревок, карабинов термосов, назначение времени Ч и отбой. Честно говоря спали мало, то храп соседа, то волнение или еще что- то. Одного такого тигра всю ночь приходилось толкать в бок и в итоге после очередного пинка он открыл глаза и сказал что вообще не смыкал глаз- анекдотично.
Подъем дежурных в 3.30,не приходится топить снег, с ледника всегда течет небольшой, но быстрый ручей и стоит только отойти метров на 30- 40 от палаток, по шуму определить место и выбить ледорубом прорубь. С утра все просто, порция риса, сосиски, масло хлеб и кружка чая, послаще. Колбаса, сыр и прочее, что дорого в цене но доступнее на высоте))
Остается на маршрут. Утром довольно холодно, небо хоть и чистое, но идет редкий снег. Долго собирались, кому- то раздавили очки, без них не выйти, сделали. Планировали выйти в 6.00. задержались на 1.20ч. Перед нами возвращалась группа, они немного протропили в пухляке, но у нас свой маршрут и мы взяли вверх к выходу на плато. Внизу за ночь снег порядком смерзся, и подъем был скорым. Плато мы прочеркнули без напряжения все- таки ровная поверхность, наст был довольно жесткий, ветра делают свое дело. Подходя к границе плато, остановились, ближе к взлету на гребень менялся характер снежного покрова, были участки фирна, переметенные плотным снегом, в местах где снежное полотно не выдерживало напряжений были небольшие перепады с ветровыми досками…одели кошки, рассвет уже брезжил, фонари можно было отключать. Пересекли кулуар, ноги проваливались максимум по колено и то редко, беспокоится, что провалишься в трещину не приходилось их там просто нет. Единственное что по- настоящему тревожит это лавинная опасность, иногда оборачиваешься и просишь не идти слишком плотно.
Выходя за кант гребня с набором высоты уже около 1300- 1500м в основном жесткий фирн. Чувствуется усталость возможно от бодрого темпа, здесь идешь уже более монотонно, склон становится круче, четко ставишь ноги, группа растянулась. Идешь так, что бы подтянулись последние, выходим на 1500м, делаем очередную остановку. Усиливается ветер, с предвершины видны снежные флаги, Сергей (инструктор), говорит что если ветер не прекратится то придется идти вниз, не смотря на чистое небо и яркое солнце, просто холод. Мы ждем что он скажет, а сами в надежде потихоньку поднимаемся. Все таки вышли ,решив что солнце пригреет и ветер станет тише. Ветер стих и мы уже мерно выходили к месту первой станции, сделали последний привал, перекус, было пара термосов , третий замерз в лагере так и не смогли открыть, сало разошлось на ура, колбаса и сыр были уже проморожены и их приходилось частично жевать, а частично ломать на зубах.

Выход с предвершинной башни
Последний рывок и мы на предвершине, с трудом вшестером помещаемся на невысокой скальной башенке, нас идет 17 человек, от вершины нас отделяет узкая перемычка с небольшими надувами, по ее бортам крутой слет в два кулуара, впечатляет. Вершину представляет собой скальный зуб. Ждем оставшихся готовим веревки, заранее намечаем точки страховки, Вяжем первую станцию на отколе, со мной в паре работает Ильяс, самый живой и темпераментный человек в нашей компании ..

Перемычка и выход на вершину
Закрепляем веревку на станции, начинается работа.
Я ухожу с предвершины влево по небольшому внутреннему углу на премычку, иду в три такта. Прошиваю карнизы ледорубом что бы не дай Бог не улететь выхожу метров на 15- 18 и вяжу вторую петлю на небольшом камне. Первая перильная веревка готова, по ней спускается Иляс, со второй. Пока хоть что-то делаешь о холоде не думаешь, температура с ветром –25, если снимаешь рукавицы то засовываешь их за душу, что бы не вставали колом. Закреплена вторая веревка, Ильяс выдает и я выхожу на вершину, немного нехватает, наращиваю еще 20м.

Вершина
Есть вершина ! Делаю последнюю станцию, встаю на перила на схватывающем и принимаю остальных. На верху просто потрясающий вид, панорама, Авачинский, Жупановский, Срединный, Налычево. Сделав групповой снимок и поздравив друг друга начинаем спуск, так же по перилам, я ухожу последним, снимая станции. Уйдя с предвершинной башенки, облегчаем спуск, что бы не спотыкаться на фирне, связываем три веревки и уходим сразу на сто метров вдоль кулуара, прижимаясь как можно ближе к гребню. Все- таки солнце было хорошим и на спуске мы проваливаемся по колено и выше, спустились примерно за 2,5 ч. Приготовили перекус и вышли в город.

Через пару дней у нас в клубе состоялась встреча с 522- м по счету в России Снежным Барсом, Дашкевичем С.. Сергей недавно вернулся на полуостров в 2005г он совершил два практически одиночных восхождения на семитысячники пик Е.Корженевской и пик Комунизма чем довершил ряд и получил звание Снежного Барса. Скоро должны прийти документы с Москвы. Особую благодарность он выразил Карпенко В. – первому лицу Камчатской Федерации Альпинизма и скалолазания. А нам просто был рад рассказать о сложностях высотного альпинизма, о проделанной работе, подготовке и конечно о жизни.

Огромное спасибо Вове Хайсу за то что забрал нас с трассы и всем, кто готов был прийти на помощь в сложной ситуации, самая большая благодарность конечно же нашему инструктору Фокину Сергею Борисовичу , за упорный труд над нами и огромный вклад в развитие альпинизма в Камчатской области. Участников этого восхождения, поздравляю со взятием первой вершины и сдачей на Значок Альпиниста России.