Автор: Алексей Заводский, Москва

Затерянный Непал. Джумла. Мугу. Долпо. Часть - 4

Часть, в которой я забрался уже достаточно далеко:)
Цитата из текста: "Сейчас будет весело, подумал я и вышел на свет к сидящим на земле людям. Вот чего-чего, но такого они точно не ожидали. Увидев меня, все разом притихли. Я сложил руки перед собой и поприветствовал всех присутствующих классическим "Намасте"))). Люди все хором ответили мне тем же."

День - 9.

Проснулся в 6:20. Мои соседи уже собирались, я умылся, позавтракал и тоже приступил к сборам.
Поркас со своей командой собрались раньше, японку посадили на лошадь и Рам Бадур повёл её под уздцы. Мы все попрощались, пожелали друг другу всего самого наилучшего и разошлись в разные стороны. Но я, в свою очередь, так и не принял окончательного решения, куда же мне идти дальше, посидев у рюкзака и помедетировав на зеркальную гладь озера, я всё таки решил, что пойду в сторону Долпо, уж больно меня заинтересовала та неизвестная тропа, деревни в той стороне и возможность разведать совершенно другой заход в Долпо. Да, я продолжаю углубляться в Мугу и намерен, как минимум, достичь западной границы верхнего Долпо.
День начался, я взвалил свой рюкзак и направился в путь, первая остановка - деревня Гамгади.

Шёл быстро, весело, бодро. Тропа почти всегда шла вниз и я поддерживал хороший темп, не прошло и двух часов как я уже оказался на улицах Гамгади.
Вообще Гамгади достаточно крупный населённый пункт, крупнейший в Мугу и он считается его столицей, наверное можно назвать Гамгади посёлком, но я пожалуй всё таки остановлюсь на термине деревня, большая деревня! По сути в Гамгади одна большая улица и на этой улице все чем-то торгуют, просто цент мировой торговли этого региона, здесь можно купить всё что межет понадобиться непальцу, но вот из того что было нужно мне, я не всё смог найти. Первый пункт в моём списке была туалетная бумага, хотя я уже приноровился обходиться без неё, я всё таки тешил в себе надежду раздобыть её тут, но тщетно. Туалетной бумагой местные не пользуются, а значит она и не продаётся. Вторым пунктом был шоколад, его я тоже не обнаружил в паре достаточно больших лавочек, возможно всё таки шоколад найти было можно, но после нескольких неудачных попыток я как-то подостыл к этой идее и перестал спрашивать. Кофе, батарейки, мыло, свечи и печенье я нашёл без труда и на этом успокоился, купил ещё несколько мандаринов и уселся на ступеньки одного из магазинов чтобы передохнуть и употребить фрукты. Пока я наслаждался свежими цитрусами вокруг меня потихоньку начал собираться народ, впрочем к этому явлению я уже привык, народ просто останавливался и смотрел как я ем, кто-то переговаривался между собой, а самые смелы пытались заговорить. Поскольку говорить со мной они пытались по-непальски, то ответить получалось лишь на вопросы куда я иду и один ли я, спрашивали что-то ещё, но я не понимал. В какой-то момент мне вспомнился фильм "Семь лет в Тибете", когда главные герои были в некой деревне, где они ещё местных солдат одели в кошки, после чего сбежали от них, так вот Гамгади напомнил мне ту деревню)).

Когда мандарины были съедены и я намеревался пройтись по деревне и подыскать место, где можно было съесть что-то более существенное, я увидел старого друга Напаса. Мы обрадовались увидев друг друга, поздаровались и он поинтересовался у меня куда я двигаюсь дальше. Я развернул карту и показал ту тропу куда я хочу пойти.

После того как Напас и все собравшиеся изучили карту, меня заверили, что тропа тут вполне себе хорошая, все деревни обозначенные на карте жилые и народ тут ходит и что вообще тропа это идёт в крайнюю деревню региона Мугугаон и что я могу дойти и до Мугугаона и свернуть в сторону до деревни Долфу, но вот как обстояло дело с тропой дальше Долфу никто не знал. Деревня Мугугаон меня мало интересовала, точнее я не думал об этом так как на моей карте не было того куска региона где находилась эта деревня, а та новость, что я смогу дойти до Долфу за три дня меня порадовала. После Напас отвёл меня в одно местечко где я смог пообедать, я рассказал ему про то, что остался в восторге от озера Рара и попрощавшись я двинулся дальше. Перед тем как проститься я ещё раз попытался выяснить зачем Напас пришёл из Джумлы в Гамгади, тот пробовал что-то объяснять, но я так и не понял сути, так что этот момент остался для меня не выясненным:)

Тропа из Гамгади сперва круто спускается вниз, переходит реку через мостик и дальше по правому берегу реки уводит путника всё дальше и дальше от цивилизации. Внизу у моста я встретил четверых непальцев, увидев меня они сразу повеселели, принялись за расспросы, но в силу языкового барьера диалог наш получился скоротечным. Единственно что я понял, это то, что они идут в ту же сторону что и я из Джумлы до какого-то святого места в которое они намерены прибыть завтра. В общем мы пошли вместе, не смотря на то, что поговорить у нас не получалось - идти вместе всё равно было веселей, к тому же непальцы задавали хороший темп и продвигались мы быстро. По пути была одна большая и весма колоритная деревня, было интересно наблюдать за реакцией детей у школы, которых было много и все занимались своим делом, кто в мяч играл, кто просто бегал, в общем занимались своими детскими делами, но увидев меня всё остановилось. Все притихли, замерли и просто смотрели на меня с нескрываемым удивление. Кто-то сказал намасте, но на большее способны дети не были, удивление было слишком велико.

Так мы и шли впятером, солнце уже начинало клониться к закату и я задумался о ночлеге, а тут из-за поворота показалась очередная деревенька и я решил, что надо падать тут! Мои попутчики моего мнения не разделяли и решили, что они пойдут дальше, мы попрощались и я остался. Деревенька называется Чаила, большая её часть расположена на другом берегу реки, а тут только несколько домиков аля постоялые дворы для погонщиков мулов. Вообще здесь всё перемещение каких бы то ни было грузов и продуктов питания происходит на мулах, это целая индустрия доставки всего на свете и караванщикам надо где-то останавливаться на ночь, вот местные и приспособились. Дешёвые комнаты, не дорогой, но очень вкусный далбат. Мне комната была не нужна, я уже приглядел себе местечко под палатку, а вот от далбата я бы не отказался.. Упущу тот момент, что все были удивлены одинокому путнику и перейду сразу к далбату:))

Вот за далбат непальцам отдельное спасибо. Блюдо это конечно простое, но сытное и безлимитное, это одно из не многих, что непальцы умеют готовить хорошо. Поэтому 150 рупий за вкусное блюдо где добавка неограниченна это круто! Особенно после долгого дня.

Данные с GPS:

• Высота - 1956 м.
  • Расстояние - 27,1 км
  • Время в движении - 5ч 21 мин.
  • Сред. скор. в движении - 5,1 км/ч
  • День - 10.

Утром открыв расстегнув палатку, я увидел перед собой пришвартованных мылов.

Поглазев на них какое-то время я вылез и пошёл заниматься традиционной утренней фигнёй. Завтрак приготовил сам, собрался и попрощавшись с местными у которых вчера ел далбат, а далее в путь.

Идти было легко и приятно, утром было свежо но не очень холодно, всё таки высота тут в районе двушки и после озера это гораздо теплее. Тропа относительно лёгкая, вела меня по правой стороне ущелья и я насвистывая какой-то мотивчик бодро шагал вперёд. Через какое-то время я перешёл на противоположный берег реки и вышел на солнечный склон, а вот на солнце пекло как надо, я налегал на воду и стал задумываться о привале. За очередным поворотам впереди показалась первая буддистская ступа. Каменно-земляная, старая, крутая. Возле неё я и устроил привал.

Неподалёку ступы протекал чистый и прохладный ручей, а на склоне теснились несколько домиков.

Я набрал воды, съел пару батончиков и поглазел на двух местных женщин, которые занимались какими-то своими женскими дела, увидев меня, женщины тоже стали глазеть:)) Долго я тут подвисать не стал, обедать вроде было ещё рано, а значит надо было двигаться дальше. А дальше двигаться было очень жарко, я много пил и ловил каждое дуновение ветерка, через какое-то время я понял, что надо искать тень и падать на обед, а тут как раз мостик на противоположную сторону, какие-то строения и самое главное тень!

Я перешёл и стал готовить! Рядом находилось не большое сооружение сарайного типа, мужчина мастерил новую дверь, а женщина предавалась праздности. Я попросил у них воды для приготовления еды, они спросили у меня куда я иду и в принципе на этом их любопытство было исчерпано. Не спеша пообедав, я немного посидел, потом сообразил себе кофейку, посидел ещё и собравшись двинулся дальше. После обеда всегда идётся тяжеловато, к тому же жара ещё не спала, пройдя около часа я дошёл до очередной деревеньки и присел отдохнуть. Ко мне подошёл молодой непалец и заговорил со мной по-английски, одет он был на городской манер и было понятно, что он не из этих мест. Так и оказалось. Этот парень был одним из участников съёмочной группы, оказывается некая непальская киностудия последнюю неделю снимала сцены к какому-то художественному фильму в деревне Кимри, как раз в той деревне, до куда сегодня я намерен был добраться. Съёмки они уже свернули и все остальные из группы покинули этот регион, а он остался для решения каких-то вопросов. Парень в свою очередь поинтересовался что я здесь делаю, куда иду и естественно, почему я иду один)). Ещё он заверил меня, что Кимри очень колоритное место, очень настоящее, что там совсем не бывает иностранных туристов и что я останусь доволен. Когда я сказал, что намерен идти дальше , как минимум до деревни Долфу, то он многозначительно закивал головой и сказал, что это вообще круто! Но рассиживаться мне было особо некогда, время шло, а до Кимри ещё было прилично. Я пошёл дальше. Примерно через час, после небольшого подъёма я выполз на весьма симпатичное место. Сразу несколько буддистских ступ стояли на возвышении и ступа в виде ворот, я обозначил себе это место, как ворота в буддистскую часть этого региона и в принципе так оно и есть, дальше этого места все деревни населены на 100 буддистами.

Солнце уже клонилось к закату, а я только добрался до развилки, где основная тропа продолжает идти в сторону деревни Мугугаон, а второстепенная уходит в сторону Кимри и далее на Долфу и верхнее Долпо.
    Налево в Мугогаон, а направо в Долпо.

Так же в этом месте стояла буддистская гомпа, но она была заброшена.

Я перешёл по подвесному мосту на другую сторону реки, прошёл мимо монастыря и остановился в нерешительности.

Тропа дальше забирала круто вверх, где там притаилась деревня я не знал, а солнце уже село и сумерки с каждой минутой становились всё плотней. Надо было либо оставаться тут у реки, либо всё таки постараться достичь деревни, но получится ли сделать это до полной темноты? Я в этом сильно сомневался. Но я всё таки пошёл дальше, в надежде, что деревня где-то уже совсем близко. И в принципе она была уже не далеко, но вот только тут дело было не в расстоянии а в высоте. Темнело с каждой минутой, я уже с трудом различал тропу, которая в свою очередь ну очень круто забирала вверх. Деревни не было видно. Я уже десять раз пожалел, что не остался внизу у реки, но делать было нечего, я карабкался вверх. Под конец ходового дня, когда километраж уже перевалил за 25 км, лезть с рюкзаком в гору в темноте, то ещё приключение, но самое главное, это то, что я не знаю сколько ещё мне лезть! Когда я уже начал сомневаться в существовании деревни и в том, что это вообще правильная тропа я вылез к какой-то полуразрушенной ступе и услышал где-то в далеке детский голос. Я был настолько рад этому, что вскинул руки ввер и закричал Урааааааа!)))

Пройдя совсем немного, я увидел горящий свет и шум людских голосов, самой деревни я не видел, но было такое ощущение, что она расположена левее, но свет горел лишь в одном месте и вроде как там было много людей. Мне ничего не оставалось, кроме как идти на свет. Когда я подошёл уже достаточно близко, то действительно увидел некое скопление людей, достаточно мощную лампу, костёр, а деревня и вправду была левее, но там не горело ни одного фонаря, а все жители были здесь. Сейчас будет весело, подумал я и вышел на свет к сидящим на земле людям. Вот чего-чего, но такого они точно не ожидали, увидев меня, все разом притихли.

Я сложил руки перед собой и поприветствовал всех присутствующих классическим "Намасте"))). Люди все хором ответили мне тем же. Я не знаю как описать это чувство, этот изучающий взгляд людей, но это было чертовски круто. Вся деревня собралась сегодня здесь для какого-то празднования, тогда я ещё не знал какого, и к ним вот так из темноты вышел иностранец с рюкзаком, один из ночи))). Люди были в шоке, я в принципе тоже)). В этот момент я ощущал себя по настоящему далеко от цивилизации, не за сотни и тысячи километров, а за сотни лет от родного дома:)

Но надо отметить, что они не растерялись, сразу смекнули, что я голодный, тут же усадили меня рядом со всеми и дали прямо в ладоши несколько кусков мяса. Я отказываться не стал, так как был реально голоден! Потом привели местного школьного учителя, его зовут Чирми Доджи и он немного говорил по-английски. Ему я донёс всю интересующую их информацию, он озвучил её для всех и дальше было уже проще.

Учитель сказал, что я могу остановиться у него и я с радостью согласился, так как шариться по окрестностям в темноте в поисках подходящего места под палатку, мне как-то не улыбалось, к тому же его дом был в самой непосредственной близости от места скопления людей, собственно можно сказать, что все собрались у его дома. Он показал мне комнату, я бросил вещи и а5 вернулся к людям. На самом деле несколькими кусочками мяса я не наелся, хотелось к мясу раздобыть ещё что-то, но как оказалось, сегодня у них в меню было только мясо и одно лишь мясо! Празднуем же, а мясо лучшее угощение!

Я всё понял и решил сварить себе лапши, а их мясо послужило хорошим дополнением, получился очень не плохой супец. Свой ужин я готовил у учителя дома и пока я занимался этим ко мне постоянно кто-то приходил, смотрел, пытался что-то спрашивать. Люди приходили и уходили и им не было конца, всем было неподдельно интересно, что я забыл в этих краях. Я как мог пытался объяснить им, кто я и что я, но получалось туго, к тому же учитель ещё куда-то подевался, а с моим непальским тут делать было нечего:) Но местным было достаточно просто смотреть на меня, следить за моими действиями и наблюдать как закипает джетбоил)).

Поужинав, я снова вышел к толпе, но толпа уже расходилось. Учитель был тут и он, насколько ему позволял английский, переводил мои ответы всем желающим. Да, кстати, праздновали они, как оказалось, окончания съёмки, съёмочная группа нормально заплатила за массовку и по такому случаю в деревне зарезали бычка, его мы собственно и ели.

Когда уже почти все разошлись, учитель позвал меня в дом, мы с ними заварили чаю и ещё часа два общались на всевозможные темы, его интересовала моя жизнь, а меня его и жизнь всего региона в целом.
    Чирми Доджи.

Финал сегодняшнего дня настолько не вписывался в привычную картину мира, что мне очень тяжело найти подходящие слова, чтобы описать всё это. Такие моменты являются движущей силой моей жизни, ситуации которые выходят за рамки повседневности, ситуации к которым ты не готов и когда всё происходит так, как ты и представить себе не мог это то, что меняет меня, делает меня таким какой я есть и заряжает силами и вдохновением на дальнейшие действия. Один этот вечер стоил того, чтобы отправиться в это путешествие и ещё я вспомнил, как без малого пять лет назад я впервые приехал в Непал, сейчас я как никогда был этому рад, так как если бы не то решение, я бы не оказался сегодня здесь и не было бы этого, одного из самых интересных дней в моей жизни!

Свет в комнате погас и я, несмотря на все сегодняшние впечатления, стал погружаться в сон и только еле слышное вещание какой-то китайской радиостанции из приёмника учителя заставляли цепляться за ускользающую от меня реальность:)

Данные с GPS:

• Высота - 2790 м.
  • Расстояние - 28,9 км.
  • Время в движении - 6ч 15 мин.
  • Сред. скор. в движении - 4,6 км/ч
  • К предыдущей части _____________ Продолжение следует..