Люди и горы > Е.В.Буянов >

Автор: Евгений Буянов, С-Пб

Историческая справка о взаимосвязи солнечной активности (СА) и катастрофах в альпинизме и туризме и альпинизме (КАТ)

Сообщение для конференции ФАР. Мероприятия ФАР в С-Пб 6-7.12.2014

При расследовании трагедии группы Дятлова у меня возникла смутная догадка о наличии её взаимосвязи с общим пиком аварийности в туризме в конце 50-х годов. Но какие объективные факторы могли определять эту связь? Было ясно, что она могла объясняться общим несовершенством организации туризма и недостатка опыта в те годы. Но когда мне случайно стало известно об аномально мощном пике СА в конце 50-х годов и о работах Чижевского А.Л., указавшего на влияние пиков СА на усиления проявлений глобальных стихийных явлений, влияния на биопроцессы и психику людей, - тогда стало ясно, что причина общего пика аварийности в туризме могла состоять и в этом.

Пришла мысль проверить по доступной статистике аварий в альпинизме и туризме, имеется ли такая взаимосвязь. Основой стали книги Старикова и Шатаева «Мы вас помним» - по трагедиям в альпинизме и книга Лукоянова и другие источники по более ограниченной статистике туризма. В результате анализа зависимость обнаружилась такая. На пиках СА или сразу за ними количество погибших альпинистов увеличивалась в пределах от 35 до 100 от среднего значения в пределах солнечного цикла. При более мощных циклах СА – больше, а при менее мощных по числу Вольфа – меньше. Причём в 60-м году после 19-го экстремально мощного пика СА имел место и мощный пик трагедий в альпинизме – погибло 26 человек, а до него максимум в 15 человек был на 17-м пике СА в 1937 году. Последующие «рекорды» аварийности следовали за очередными пиками СА ввиду естественного роста массовости восхождений. До рекордного показателя 1990 года – после 22-м пика СА в 1990 году: 65 погибших. А в туризме этот год тоже был «печально рекордным»: 77 погибших. Причём всегда и вблизи пиков СА аварийность не имела каких-то «провалов» на явно высоком уровне выше среднего.

Конечно, эти повышения аварийности на пиках в среднем (!) на 11-летних циклах СА давали превышение от 10 до 25 от общего числа погибших. Т.е. этот фактор аварийности нельзя назвать «единственным» и «главным», но он, безусловно, является и «серьёзным» и «значимым». И он является «многофакторным», поскольку действует по многим составляющим воздействий. Он – дополнительный толчок к авариям, и он состоит в повышении стихийной энергетики до такого уровня, когда аварии случаются чаще и их масштабы – больше. Когда погибают целые группы. И особенно когда влияет не только сам уровень энергетики на пиках СА, но и её накопление за предыдущие годы. На «низких» пиках СА пики аварийности немного запаздывают и следуют за пиками СА.

Позже, в 90-е годы, при срыве массовости походов и восхождений и ввиду общего кризиса общества процесс стал нестационарным, - с резкими колебаниями. Но на более низких уровнях аварийности. Сейчас он опять стал стационарным на новом уровне с пиком от 22 до 30 погибших на текущем 24-м пике СА в 2013 году. Т.е. примерно на уровне начала 60-х годов. 24-й пик СА, имевший максимум в 2012 году, видимо, был пройден в начале 2014 года, - когда его максимум повторился, - такое случается. Его энергетика сейчас накопилась, и её влияние ещё будет сказываться на протяжении 1-2 лет, - в ближайшие годы аварийность может быть высокой. В текущем году мы пока имеем показатель «минус 14» по альпинистам и минус 17 – по туристам. Это – в целом «умеренные» показатели, однако за рубежом имели место весьма крупные катастрофы на уровне трагедии 1990 года (с 43 погибшими) – 16 погибших при обвале на Эвересте, 56 погибших на вулкане Онтакэ и 43 погибших в районе Аннапурны. Это всё – очень крупные катастрофы, говорящие о том, что обстановка в целом опасная.

Я обнаружил также, что общая «концентрация» крупных трагедий туристов с гибелью 5 и более человек по числу погибших за 3,-3,5 года вблизи пиков СА примерно в 2 раза выше, чем за 7 лет более «спокойного» Солнца. В 12-ти крупных трагедиях у пиков СА погибло 128 человек (за 3,5 года), а в 17-ти вдали от пиков СА – 122 человека (за 7-8 лет). Правда, на альпинистской статистике эта закономерность не просматривается. А туристская статистика – пока неполная. Ниже даётся точечный график распределения крупных катастроф в зависимости от динамики цикла.

Динамика 24-го цикла СА видна на правой части графика после депрессии 2009 года. Налицо наличие максимума в конце 2011 года, спад, новый максимум в феврале 2014 года, - опять на уровне Числа Вольфа около 100.
Красная линия – примерный прогноз спада

Математически корреляция процессов СА и КАТ находится на уровне 0,8 (при абсолютном максимуме: 1), - это определённо указывает на наличие взаимосвязи. Хорошо совпадают и их частотные характеристики, - периоды главных и боковых максимумов кратные примерно 10 годам (а средняя продолжительность солнечного цикла в 20-м веке: 10,5 лет).

Таким образом, влияние фактора «космической погоды» и солнечной энергетики на аварийность в альпинизме и туризме обнаружено на временных отрезках солнечных циклов. Ясно, что для снижения аварийности в годы СА (в пиковые и сразу за ними) нужны дополнительные меры безопасности для предотвращения несчастных случаев и снижения аварийности. Ясно, что требуется учёт всех трагедий и в альпинизме, и в туризме для анализа аварийности. И требуется мониторинг СА каждого текущего солнечного цикла, - ещё и с учётом того, что локальные максимумы аварийности наблюдаются и на спадах СА, и на депрессии СА.

Понятно, что актуальный вопрос - создание базы данных по авариям и в туризме, и в альпинизме и по категории «горнолыжники», чтобы видеть всю картину. Данные не надо «перемешивать», хотя наш спортивный горный и лыжный туризм близки к альпинизму, и здесь будут и общие статистические оценки. Книгу «Мы вас помним», я полагаю, можно расширить до «Книги памяти» о погибших туристах и альпинистах. В перспективе целесообразно создание международной базы данных, - здесь мы можем быть инициаторами. Я сейчас готовлю письмо в UIAA по этому вопросу и буду признателен, если ФАР поддержит меня в этом деле, - хотя бы подписью.

Исторически резкие пики аварийности в туризме в отдельные годы, - 61-й и 81-й после пиков СА вызывали и крутые административные решения- «повороты». В 1961 году пытались даже вообще отменить спортивный туризм постановлением секретариата ВЦСПС и постановлением Совета добровольных спортивных обществ, при которых и существовали тогда организационные структуры самодеятельного туризма. Такие меры привели к двукратному скачку аварийности по сравнению даже с трагическим 1960-м годом. Поэтому пришлось сверху изменить всю организационную структуру туризма, создав Центральный Совет по туризму и экскурсиям. Вывод прост: для снижения аварийности никакие организационные «революции» и «дёргания» не нужны. Они только ухудшают ситуацию. Нужна вдумчивая эволюционная работа по совершенствованию работы всей системы организации и подготовки участников восхождений и походов и подготовки спортивных кадров.

25-й цикл СА следует ждать после 2020 года, - на нём пик аварийности может быть большим (примерно в 2 раза), если не будут предприняты дополнительные меры безопасности. До этого пика будет «депрессивный пик» на спаде СА, - он также может быть значительным.

Прошу обратить внимание на одно моё предупреждение, о котором не все знают. Оно касается опасности подрезки снежных пластов при установке палаток на снежных склонах – даже некрутых. Опасность схода лавины при этом существенно увеличивается, причём в этом случае лавина давит палатку об основание с летальными последствиями. Таких трагедий немного, но они все – очень тяжёлые. Так, видимо, погибли украинцы Баронов-Верпатов под Хан-Тенгри в 1993 г. У туристов-лыжников были несколько таких крупных трагедий. Привожу фото двух случаев, когда наблюдается такая картина. Случай под Кусум-Кангуру – спорный, - здесь степень риска определялась состоянием снега.
Примечание. На вечере я переговорил с Александром Ручкиным. Он сказал, что снег был плотным и, видимо, здесь подрезка не была опасной. Ещё сказал, что по его мнению снег в горах, - самая опасная и непредсказуемая среда. И согласился, что сход даже небольшого пласта на палатку может быть опасен. Мы пообщались и разошлись очень радушно.
Случай на Памире (второй снимок) – однозначно очень опасный, поскольку площадка под палатку выполнена на фоне свежих лавинный выносов на таком же склоне, причём эти лавины сошли самопроизвольно. Вообще «сход лавины на бивак» - это одна из характерных разновидностей лавинных аварий, которая собирает значительный процент жертв. В том числе и в случаях, когда сход лавины происходит вопреки всяким «прогнозам», как в случае группы Дятлова или сходе обвала на «Сковороду» под пиком Ленина.

Представляю также точечный график и список крупнейших трагедий, которые я пока обнаружил. По нему Вы сможете увидеть распределение этих катастроф относительно пиков СА. Ссылки на статьи и книги я даю (в них более подробное обоснование сказанного мною. Кому интересно - прочитайте.

Диаграмма расположений крупных туристских и альпинистских катастроф относительно пиков СА. По оси Х – отклонение времени катастрофы от пика СА в годах, по оси Y число погибших в катастрофах (масштаб оси – логарифмический) Список катастроф приведён в конце статьи.

Обращаю внимание на следующий момент (комментарий к нему – был дан выше): Опасность подрезки пласта:
Вторая ночёвка на Кусум-Кангуру (восхождение – «Золотой ледоруб-2013» Ручкина-Иванова): установка палатки с подрезкой снега:

Лавина не сошла. Степень риска здесь определяется состоянием снега: при однородной плотной структуре снега опасность невелика. При наличии тяжёлого снежного пласта с неплотной подложкой глубинной изморози или при неплотной или слоистой структуре снега со слабым сцеплением слоёв опасность могла быть большой с учётом возможной тяжести последствий.

Памир. Под перевалом Белецкого. Фото Наседкина (2013), турпоход 5 к.сл. Опасная подрезка снежного пласта при установке палатки на фоне свежих лавинных выносов на данном склоне. При сходе лавины, находившиеся в палатке были бы раздавлены о площадку (даже при небольшой скорости лавины - просто тяжестью снежной массы)

Крупные трагедии СССР и СНГ с гибелью туристских и альпинистских групп численностью не менее 5 человек вблизи пиков СА:

• 1959 – 01-02.02 - гибель 9 туристов группы Дятлова на Сев. Урале. (19-й пик СА, на пике), длительные поиски (2,5 месяца). Сход пластовой лавины на бивак (травмы, палатка придавлена снегом и оставлена) и замерзание травмированной группы без снаряжения под ураганным ветром арктического циклона.
  • 1960 – гибель 10 альпинистов в лавине на пике Победы (экспедиция К. Кузьмина).
  • 1961 – 31.01 - гибель 7 туристов группы Бахирева в Чуна-тундрах (Кольский п-ов), сход лавины на группу в условиях непогоды, длительные поиски до июня (4 месяца).
  • 1971 – гибель 9 туристов группы М.Кореня в Тофаларсккой лавинной трагедии (после 20-го пика СА в 1969 г.), длительные поиски до конца мая (3 месяца)
  • 1981 – 15.02 - гибель 5 туристов группы из Омска на пер. Орбита (Алтай, Сев-Чуйский хребет) (сведения: книга П.И.Лукоянова «Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий», Москва, 1998, ЦДЮТур РФ), - сход лавины.
  • 1981 – 14.07 – гибель 6 альпинистов на пике Кольцова (5Б), срыв группы
  • 1981 – 21.11 - гибель 7 туристов группы Копытова под перевалом Воркеуай (Хибины), длительные поиски и раскопки (группа обнаружена только в августе следующего года), - сход лавины в геологический разлом.
  • 1982 – 06.02 - гибель 7 туристов группы О.Романова на Полярном Урале (длительные поиски, - группа обнаружена только в июле), лавина на бивак
  • 1988 – 31.10.88 - гибель 13 туристов группы Ерёмкина на Полярном Урале, лавина-доска на бивак.
  • 1989 – 19-22.07 - гибель 6 туристов группы Петра Клочкова на пер. Хадырша (Центральный Памир), группа пропала и не найдена, - сход лавины, обвала или замерзание в непогоду.
  • 1990 – 13.07 - гибель 43 альпинистов лагеря на «Сковороде» под пиком Ленина под ледовым обвалом
  • 1990 – 03.05 - гибель 5 туристов группы С.Левина на Эльбрусе, замерзание в непогоду.
  • Итого: гибель 128 человек в 12 катастрофах за 3-3,5 года на пиках 19-24 циклов СА.
    (длительность 3 года – год пика и 2 года после него плюс длительность пика)
  • Крупные трагедии в СССР и СНГ с гибелью туристских и альпинистских групп численностью не менее 5 человек не вблизи пиков СА:

• 1955 – гибель 11 альпинистов группы Шипилова (экспедиции Узбекского комитета по ФК и С и ТВО Рацека В.И.) в непогоду под пиком Победы (Центральный Тянь-Шань),
  • 1963 – 14.07 - гибель 6 альпинистов группы Льва Мышляева на Чатыне (Ц.Кавказ) из-за обвала снежного карниза и срыва.
  • 1973 – гибель 10 туристов в Чивруайской холодной трагедии на Кольском, длительные поиски до июня, - замерзание в условиях непогоды.
  • 1973 – 03.08 - гибель 6 альпинистов на Пассионарии, срыв.
  • 1974 – 07.08 -гибель 8 альпинисток группы Эльвиры Шатаевой в непогоду у пика Ленина (Центральный Памир)
  • 1974 – 21.08 – гибель 5 альпинистов на Хан-Тенгри, срыв и перехлёст связок.
  • (1975) – 10.09 - гибель 21 туристов 30-го маршрута у горы Фишт, распад группы в непогоду, замерзание (случай может не учитываться: группа не спортивная).
  • 1976 – 24.07 - гибель 6 альпинистов на пике Пушкина, срыв на спуске на снегу.
  • 1983 – 16.08 - гибель 5 туристов группы Гориловского у перевала Соулуайв 16.02.83 г., сход пластовой лавины на бивак.
  • 1984 – 28.02 – гибель 6 альпинистов на Ушбе, лавина.
  • 1986 – 5-6.05 - гибель 11 туристов группы Браганца у горы Фишт, непогода, замерзание.
  • 1987 - 04.08 – гибель 5 человек (из 8) на Орджоникидзе-Известий, лавина на 6000 м.
  • 1987 – 07.09 - гибель 5 альпинистов на Бивуачной (4Б), срыв.
  • 1993 – 5.05 – гибель 6 туристов группы Л.И.Коровиной на Хамар-Дабане, замерзание и физическое истощение с нервным расстройством.
  • 1997 – гибель 9 туристов-инструкторов кемеровского детского туристско-экскурсионного центра в походе методического сбора на базе Аккемского ПСО (Алтай, гора Белу-ха). Сведения: статья «Мы сделал всё, что смогли», газета «Вольный ветер», № 28 от 09.1997 г. Видимо, гибель в ледовом обвале, под лавиной или от замерзания (с заносом снегом). Группу не нашли.
  • 2007 – 07.05 - гибель 7 туристов группы из Ульяновска на Эльбрусе от ветра и замерзания.
  • 2004 – гибель 11 альпинистов под Хан-Тенгри (Ц.Тянь-Шань), август, в результате обвала с пика Чапаева
  • 2010 – 08.01 – гибель 5 альпинистов на Гидане (1Б), лавина.
  • Итого: гибель 122 человека в 17-ти катастрофах за 7-8 спокойных лет 19-24 циклов СА.
  • Сравнение этих двух списков (пока неполных) показывает «крен» тяжёлых туристских катастроф в сторону 3-3,5-х лет СА по сравнению с 7 годами «спокойного Солнца». Правда, статистика неполная. И эта закономерность на альпинистских трагедиях не просматривается.

Источники информации:
  • Книга «Тайна гибели группы Дятлова» Е.В.Буянов, Б.Е.Слобцов (последняя редакция).
  • Статья «Внимание! 24-й цикл солнечной активности и его пик аварийности»
  • Статья «Мемориалы, их история и легенды»
  • Адрес (для вопросов, запросов статей и книг): Евгений Буянов
  • Солнечные циклы

19-й цикл СА: начало пика: 1957, пик: март 1958, конец пика: 1959, последействие: до 1961 (условный отсчёт – от марта-1958). С 01.1957 по 01.1962.
    20-й цикл СА: начало пика 1968, пик: ноябрь-1968, конец пика: 1970, последействие: до 1972. С 07.1967 по 07.1972.
    21-й цикл СА: начало пика: 1979, пик: декабрь-1979, конец пика: 1981, последействие – до 1983. С 01.1979 по 01.1984.
    22-й цикл СА: начало пика: 1989, пик: июль-1989, конец пика: 1991, последействие – до 1994. С 01.1989 по 01.1994.
    23-й цикл СА: начало пика: 2000, пик: апрель-2000, конец пика: 2002, последействие: 2004. С 01.2000 по 01.2005.
    24-й цикл СА: начало пика: 2011, пик: ноябрь-2011, конец пика: 2014, последействие: 2015. С 01.2011 по 01.2016.
    Мероприятия ФАР.

Кроме вечера и подведения итогов конкурсов в Санкт-Перербурге состоялась выездная сессия и конференция ФАР (сообщения о них – см. на сайте Федерации).

6-го проходило экспертное совещание «Работа альпинистских клубов и выполнение массовых разрядов. Актуальные вопросы подготовки кадров и развития сервисов в горах».

Экспертное совещание. Вопрос Сергея Шибаева

Зал экспертного совещания

Выступление Владимира Молодожёна (С-Пб). Справа – Волков А.Е (председатель).

После прослушивания докладов я присоединился к «спортивной» рабочей группе, обсуждения которой вёл МСМК Иван Трофимович Душарин. Обсуждались вопросы, связанные с проблемами присвоения спортивных разрядов и реальной оценки спортивной квалификации. По итогам работы группы выступил Сергей Шпиз.

Часть «спортивной» рабочей группы (справа – Душарин)

Обсуждение рабочей группы

Рабочий момент: говорит Татьяна Вернусь (Мурманск). Справа – Сергей Шпиз.

Состав «спортивной группы»

Конференция ФАР

Выступление Шатаева В.Н.(по вопросу классификации маршрутов восхождений)
    Кузнецова Елена Владимировна (отв. Секретарь ФАР), Волков Андрей Евгеньевич (председатель ФАР)

Уточнение:

Коллеги, в статье опять не проработались знаки процента во фразах от 100 до 250 (процентов)... от 10 до 25 (процентов), - их читайте и понимайте так, - в "процентовке" по отношению к "годовым" и "среднегодовым" превышениям аварийности, которые дают её пики. Приложение: письмо в адрес Федерации спортивного туризма России (съезд прошёл 12-14 декабря 2014 г.): Совету Федерации Спортивного туризма России и ЦМКК - от Буянова Евгения Вадимовича, МС СССР Уважаемые коллеги! Анализ статистики аварий в альпинизме и туризме, собранной в книгах «Мы вас помним» Старикова и Шатаева и в книге П.И.Лукоянова*(«Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий», Москва, 1998, ЦДЮТур РФ) и сопоставление статистики с процессом солнечной активности (СА) указал на наличие явной взаимосвязи между числом погибших в туризме и альпинизме и пиками СА её 11-ти летних циклов. На пиках СА годовое число погибших увеличивается на 35-100 процентов по сравнению со «средним» значением на цикле в зависимости от высоты пика СА. За три года, примыкающих к пикам СА, это превышение составляет от 100 до 250 процентов от годового числа погибших, а в среднем за весь цикл – от 10 до 25 процентов от общего числа погибших за весь цикл (это примерно соответствует, например, проценту гибели альпинистов от лавин). Поэтому СА является «значимым» фактором аварийности и «изменения аварийности» в пределах цикла СА. Ещё замечено, что хронологически вблизи пиков СА располагаются наиболее тяжёлые трагедии альпинистов и туристов с гибелью целых групп. А также вблизи пиков СА происходят самые крупные общественные кризисы, революции и вспышки эпидемий, на что указал русский учёный Чижевский А.Л. в середине прошлого века. Ясно, что все эти катастрофы связаны через многие факторы как с обострением глобальных стихийных явлений природы на пиках СА, так и с влиянием повышенной энергетики Солнца на био-процессы, на психику и поведение людей. В частности, ныне на пике 24-го цикла СА мы наблюдаем кризис на Украине с массовым умопомрачением людей, вспышка эпидемии лихорадки Эбола, крупные наводнения и снегопады и крупные катастрофы в Гималаях (районы Эвереста и Аннапурны), на вулкане Онтакэ в Японии с гибелью десятков людей. Будьте осторожны! Сейчас – общий период высокой аварийности после накопления энергии 24-го пика СА. Исторически из-за непонимания причинной роли СА, крупные скачки аварийности на 19-м и 21-м пиках циклов СА вызывали очень резкие административные «повороты» с попыткой отмены самодеятельного туризма в 1961 году решением секретариата ВЦСПС, и с введением ряда ограничительных мер, существенно затруднявших оформление туристских походов в 1981 году. Понятно, почему – в эти периоды имели место неоднократные аварии с гибелью целых групп с их поисками в течение нескольких месяцев. В 1961 году запрет на походы вызвал новое трагическое увеличение аварийности, и после общественной борьбы запрет отменили с изменением организации туризма. А в 1981 году ограничения после общественного сопротивление, не получили развития. По этому опыту ясно, что при увеличении аварийности на пиках СА не следует резко изменять организацию, структуры и правила туризма. Изменения должны проводиться вдумчиво, спокойно и естественно, - без лишних эмоций. Но, для снижения аварийности на пиках СА, я полагаю, надо собирать и видеть полную статистику несчастных случаев. А на периоды прохождения пиков СА надо давать «фоновые» предупреждения о стихии, и рекомендовать руководителям походов применять приёмы повышения безопасности для предотвращения аварий. Возможно введение временных дополнительных требований к руководителям и участникам походов, повышающих безопасность. Мешать естественному развитию туризма эти требования не должны. Должно быть понимание, что пики СА – это объективные факторы повышения аварийности, которые нельзя «отменить», но на которых можно снизить профилактическими мерами и число погибших, и число погибших групп. Статьи с обоснованием моих выводов, результатами расчётов, графиками и историческими данными я прилагаю, - с ними можно ознакомиться. Прошу учесть мои рекомендации. Готов сотрудничать и помогать в этих делах. Желаю успехов, коллеги! С уважением, _____________Евгений Буянов Ссылки на публикации: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6877list – статья «Внимание! 24-й цикл солнечной активности и его пик аварийности» http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6961list – статья «Мемориалы, их история и легенды» http://www.e-reading.by/book.php?book=1032558 – книга «Тайна гибели группы Дятлова» Е.В.Буянов, Б.Е.Слобцов (последняя редакция).