Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Пик Талгар 2014

В середине прошедшего сентября я организовал небольшую экспедицию, целью которой было восхождение на пик Талгар. Помимо участников (Питер и Михаил) в команде были Евгений Шутов, который помогал мне обеспечивать безопасность и следить за тем, чтобы всё шло, как нужно, и Владимир Третьяков, который снимал репортаж о работе горного гида. Поскольку с нами был профессиональный фотограф, я всё своё внимание сконцентрировал на наших участниках. Так что автор всех фотографий в статье — Владимир Третьяков.

Кирилл Белоцерковский и Евгений Шутов маркируют верёвки

Упаковка рюкзака

За месяц до того по ущелью Средний Талгар прошёл сель. Ни у кого не было информации о состоянии мостов и троп, а были только слухи. Фразы вроде «я там был, там всё совсем плохо» меня мало впечатляли, так как сель, каким бы сильным он ни был, не может смыть совсем всё. Что-то должно остаться. Тем не менее я нашёл максимум информации об обходном пути через перевал Северный.

Рюкзак, рука, Питер

Мы шли по правому (по ходу) берегу Среднего Талгара в надежде перейти его где-то выше по течению. В нижней части сель, судя по уровню грязи на деревьях, был реально большим.

Русло реки Талгар после селя

Нашли тропу и двинулись по ней вверх. Я никогда по ней не ходил, так как примерно на полпути до старого альплагеря нужно переходить реку по бревну, перекинутому с одного берега на другой. Такая эквилибристика мало подходит для коммерческих восхождений. В сложившейся ситуации бревно казалось меньшим злом по сравнению с поиском прохода через незнакомый перевал. Добавляла тревоги лишь мысль о том, что бревно наверняка смыло селем.

Евгений Шутов

Несмотря на тревожные мысли, в скором времени бревно показалось там же, где я впервые увидел его 8 лет назад. На самом деле это странно. Селевой поток был очень мощным, выше по течению река в нескольких местах поменяла русло. Бревно же осталось на месте. Странно.

Спуск по верёвке

По перилам спустились с обрыва к реке. Скорее всего, можно было сделать это пешком, но я увидел путь обхода только с противоположного берега.

Свободно!

Кирилл Белоцерковский переходит Средний Талгар

Иногда в горах бывают моменты, когда срыв кажется нестрашным и вполне закономерным. А иногда падать совсем не хочется. Вот с этого бревна, например, несмотря на страховку, падать не хотелось.

Переправа

Перешёл сам, закрепил перила.

Переноска рюкзаков

И принялся таскать рюкзаки наших участников, которым с грузом было бы куда менее комфортно на этом гимнастическом снаряде.

Греет воду MSR Reactor

Дело шло к обеду. Решили поесть, пока вода рядом, а не вокруг: небо стремительно затягивало облаками.

Привал по дороге к Талгару

Михаил Коновалов

Ущелье Средний Талгар

После выхода из леса, там, где нужно пройти длинный участок морены, я обратил внимание, что русло реки не на своём обычном месте. Ну… не там так не там, ничего страшного. В том месте, где во время прошлогодней экспедиции на Талгар мы обедали у тихого ручья под остовами елей, сейчас бушует мощный мутный поток.

Подход к альплагерю Талгар

Зато подход к старому альплагерю совсем не изменился. Те же приятные, хорошо утоптанные за десятилетия работы лагеря, тропы, те же разваливающиеся колоритные мостики и те же ворота встречают гостей.

Вечер в альплагере

Как обычно, поселились в единственном домике, не тронутом селем 1979 года, который почти полностью разрушил альплагерь Талгар. Судя по обстановке, в домике кто-то жил незадолго до нас. Причём жил не один день. Здорово.

Спуск с Аннапурны

Утром неспешно перевалили Аннапурну — древнюю морену, покрытую травой и деревьями — и спустились на поляну, на которой в 2006 году мы с друзьями провели несколько очень приятных дней.

Греет воду MSR Reactor. И Белоцерковский, да.

Остановились на обед у речки, перед поворотом к цирку ледника Южный Талгар.

Первая помощь в горах

Кирилл Белоцерковский на водопое

В этот раз дорога вверх давалась нашим участникам тяжелее обычного. Наша скорость была совсем невысокой. Благо мы наполнили все ёмкости водой — на солнце жажда быстро брала своё.

Даугава и Труд

Юго-западный Талгар, Даугава и Труд. Каждый раз глядя на эти кулуары, стены и контрфорсы, мысленно рисую нитки маршрутов.

Подход к месту ночёвки

К месту ночёвки подошли уже в темноте. Женя заранее ушёл вперёд и уже поставил одну палатку, и согрел пару литров чая. День получился длинным.

Топим снег

После завтрака собрали снаряжение и выдвинулись на ледовые занятия. Я планировал совместить занятия с акклиматизацией, поэтому решил провести их на перемычке между пиками Талгар и Клыштау. Туда можно без проблем подойти по осыпному склону от базового лагеря, и оттуда же начинается маршрут восхождения на пик Талгар.

Ремонт обуви в горах

Горный гид Кирилл Белоцерковский

Михаил Коновалов

На подходе один из наших участников — Питер — принял непростое решение идти вниз. Дорога до базы вымотала его сильнее, чем это обычно бывает. Учитывая наш плотный график, отказ от занятий и акклиматизации автоматически лишал его попытки восхождения на гору.

Самозадержание на льду

Зато второй участник — Михаил — и наш фотограф Вова дошли до нужного места, и мы принялись учиться базовым вещам: ходьбе в кошках, самозадержанию и работе на перилах. Вообще, это неправильно — учиться таким вещам за день до восхождения, но так сложились обстоятельства.

Вперёд и вверх

Как пользоваться корзинкой

Ледовые занятия

Занятия прошли успешно, все выучили всё, что нужно. Спустились вниз, к палаткам, и довольно быстро отправились спать, так как на утро следующего дня у нас был запланирован очень ранний выход.

Евгений Шутов под Талгаром

Однако утром наши планы сильно поменялись. Наш участник почувствовал недомогание и решил не рисковать. Как ни жаль было разворачиваться перед самым интересным, пришлось идти вниз. С Аннапурны, что находится в середине пути до лагеря, было видно, что в районе вершины началось веселье с ветром и снегом. Может, оно и к лучшему, что не пошли.

Осень в Среднем Талгаре

Сентябрь в Заилийском Алатау — самое красивое время. И, как правило, в это время тут самая устойчивая погода. Нам не повезло и мы попали череду из нескольких непогожих дней.

Град в ущелье Средний Талгар

Когда мы были уже в старом альплагере, начался град. Я в это время ходил по территории, рассматривал здания и думал о том, сколько сил было положено на то, чтобы всё это построить. На многих стенах надписи, которые оставили те, кто жил в домиках в конце 80-х, начале 90-х годов. Тогда это был типичный вандализм, а сейчас уже история.

Старый альплагерь

Я очень люблю старый альплагерь. Кажется, что за каждым углом, за каждым деревом прячутся чьи-то истории. Не сухие протоколы альплагеря, вроде «был построен — был разрушен», а живые человеческие истории, с дружбой, любовью, «бестолковыми участниками» и «злыми инструкторами». То, что мы постоянно видим у себя в альплагере Туюк-Су — жизнь. Человеческая жизнь, сконцентрированная здесь и сейчас.

Старый альплагерь. Спасфонд

Мы планируем вернуться в следующем году.

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси