Горы мира > Памир >

Автор: Юрий Кошеленко, г. Ростов-на-Дону

Нура - Кичкесу 2010

В 2010 году после лыжного восхождения и спуска с Арарата, мой друг Константин Бабкин предложил мне разведать девственные вершины для возможных подъемов и спусков на лыжах, и в июле того же года мы с моим неоднократным партнером по восхождениям Л.Букиничем отправились в восточную часть Трансалая /Заалая/. В одной из компаний в Оше я договорился о джипе, мы закупили продукты и отправились в горы. Ситуация в Ошской области была неспокойная, только месяц прошел с момента погромов в Оше, местные нас принимали либо за гуманитарную миссию, либо за геологов, а в Нуре, куда мы сначала отправились, за сейсмологов, поскольку в 2008 там было сильное землетрясение. Ущелье Нура находится в непосредственной близости с кыргызско-китайской границей. Массив Курум Тор Таг, замыкающий ущелье, является одним из последних мощных поднятий Трансалая, после этого он существенно деградирует на территории КНР. Этот район до нас посещался многими туристическими группами из России и Украины. Я имею ввиду именно спортивный туризм, который долгое время развивался в СССР, он предполагает категорированные долгие автономные горные походы через перевалы иногда включая и технически не сложные вершины. Первичную информацию о районе восточного Трансалая я получил именно от своих друзей горных туристов.

Мы обследовали вершины массива Курум Тор-Таг, они не представляют особой технической сложности, но выглядели довольно лавиноопасными. Мы сделали один подъем в боковом хребте, но к сожалению плохая погода не дала нам сделать хороших снимков. После 10 дней в Нуре мы вызвали машину из Оша и перебрались в район ущ. Кичкесу. Если взять высшую точку района массив Курумды 6613 м. то он занимает центральное положение между Нурой на востоке и Кичкесу на западе этого участка хребта.

Машина не смогла форсировать реку Кичкесу, мы сделали временную базу и оттуда в несколько этапов забросили наш базовый лагерь к устью ледника Правый Кичкесу.

В этом районе было посуше, нам удалось сделать два первовосхождения и наметить несколько вершин для лыжных подъемов. Поскольку альпинистские экспедиции в район приезжают не часто, то здесь еще осталось несколько не тронутых вершин, как в главном так и боковых хребтах. Самыми заметными вершинами района Кичкесу являются пики Чорку 6283 м., ТуркВО 6243 м. и Пограничников 5434 м., на них были совершены восхождения еще во времена СССР.

Мы сделали два первовосхождения. Первое не сложное в среднем течении ледника Правый Кичкесу на вершину 4935 м., которую назвали Инь-Ян поскольку ее южный склон представляет каменную плиту, а северный снежно ледовые кулуары. Второй подъем был средней трудности на пик 4800 в устье ледника Левый Кичкесу, который мы назвали пик. Мерецкого /пик М/, пик из долины на самом деле похож на литеру М. Э.Л.Мерецкий был одним из подвижников альпинизма в моем родном городе Ростов-на-Дону.

На данный момент мне известно об одном новом первовосхождении в массиве Kurum-Tor-Tag, оно совершенное группой туристов из Москвы руководитель похода А. Лебедев в 2013 г. на вершину 5985, которая оказалась на самом деле шеститысячником высотой 6022 m. по GPS. Судя по их отчету это самая западная вершина массива.