Автор: Юрий Кошеленко, г. Ростов-на-Дону

Обзор района Сабах для любителей энтропии

Честно говоря в этом сезоне особого желания в Сабах ехать не было, после гибели Леши Болотова у меня появилось иррациональное чувство, что на нашу генерацию альпинистов объявлена охота. Вероятно, не для кого не будет открытием то, что риск имеет свойство накапливаться, и мне после гибели стольких друзей и партнеров по восхождениям: Пети Кузнецова, Ильяса Тухватуллина, Толи Мошникова и теперь Алексея на какое то мгновение подумалось, что гончие просроченных долгов за удачу на экстремальных маршрутах идут по нашему следу, как волны безысходности скользящие по пятам дымясь, накрывают пеной непонятного перехода... Ошибаются все, просто небо, до поры до времени, прощает ошибки. Горы тоже прощают до поры, но вот если мотивы становятся не безупречны...

В прежние времена говорили, что только систематическое нарушение правил безопасности в альпинизме приводит к несчастным случаям. Да отчасти это правда, вернее и это правда тоже, как и то, что все мы ходим под Богом...

Зимой мы с Саней Кленовым делали восхождение на Рорайму / "Затерянный мир" на границе Гайаны, Бразилии и Венесуэлы. Саня имеет большой опыт как скальных восхождений, так и подготовки скалолазных маршрутов и из моих друзей у него самые высокие требования к безопасности. Его методы и приемы, возможно, не у всех традиционны, но заслуживают внимания. Я предлагал ему поучаствовать в поездке в Сабах, но у него на лето были другие планы.

Поскольку эта экспедиция была запланирована мною еще в прошлом году, то не было смысла отказываться от проекта только из за умозрительных причин, я просто решил быть внимательнее чем обычно и по чаще вспоминать "безопасность от Кленова". Кроме того я прикинул общий план всего сбора, поскольку нас на этом выезде было уже две группы, можно было взаимодействовать и как то регулировать степень риска.

Чем привлекателен Ашат??? конечно в первую очередь возможностью ярких первопрохождений. Один только Парус имеет три вершины и 7 граней - стен. До сих пор не пройдены СЗ стена на Парус гл., СВ стена на Парус З., мы пытались пройти З. стену на Гл. Парус, но линия осталась незавершенной, не пройдены так же стены на Диоскуры /Поллукс и Кастор, пик 4700/, маршрут имеется только по центральному кулуару между ними, именно с него начинается траверс Ашатской стены вплоть до Сабаха, сделанный московскими альпинистами / Петров руководитель/ в 1990 г.

Центр стены на Арго / пик 4750/ и вся северная стена Сварога /пик 4810/ тоже ожидают своих открывателей. На Сабахе также остались варианты новых линий...

Красным маршруты Петрова (Башкирова) МОС Спартак, траверс Ашатской стены 6а,1990 и 4750 (Арго) по правому бастиону С. стены 6а 1989, зеленым Кошеленко-Колиснык "Алкорот" 2013 5б ор.

Впрочем может зря я пишу этот обзор: в смамом привлекательном районе Памиро-Алая - Каравшине восхождения в последние годы делаются в основном по СЗ стене на пик Одессы (4810), на Желтую стену, на Асан и пик Слесова.

Восточная стена 4810 с несколькими головокружительными линиями: Ситником, Кленовым, Одинцовым, Погореловым, нашим ростовским вариантом Кленова давно не посещалась альпинистами.

Ортотюбек (Ламбада, 3850) практически не ходится Птица, Орган, Горняк давно забыты, да что там говорить, пик 4200 стоящий на виду у всех, но чуть глубже по ущелью чем Ортотюбек до сих пор не распечатан. Складывается впечатление, что большинству горовосходителей приезжающих в технические районы Памиро-Алая нужно только одно: высокое место в чемпионате, причем гарантировано, и они просто не пытаются более открыто и творчески подойти к посещению района, идут по проторенной колее. Альпинисты и вершины находятся во взаимодействии, и чем больше любишь горы ради них самих, тем больше они дарят тебе непревзойденной радости открытия в себе самом и окружающем мире новых граней, поэтизируют твое сознание, наполненные ими дни становятся стержнем памяти о твоей жизни, позитивным опытом нестыдных свершений. Нельзя в горах быть только практичным, необходима толика любопытства и романтики.

Перейдем вновь к "физике", точнее к географии и логистике: все три района Каравшин, Аксу, Сабах располагаются по соседству с друг другом и достижимы из одной точки: поселка Узгуруш. Каравшин самый восточный район и с лошадьми до него 2,5 дня подход из Узгуруша, а не из Воруха, хорош тем, что проходит через перевалы с красивыми видами и совмещает акклиматизацию.

До базового лагеря в Аксу прямая дорога около 20 км. занимает 5-6 часов.

Сабах (ущ. Ашат) самый западный, путь к нему проходит сначала по магистральному ущелью Ляйляк, а затем по ущ. Ашат, с ишаками 10-12 часов до БЛ у устья ледника, это в два раза дальше чем до Аксу и погонщики за этот путь хотят двойную цену. Весь сервис можно получить у Нурдина, он хозяин большого гостевого дома в Узгуруше, где за 10 дол. и накормят,

и приютят, и баньку истопят. Два его сына Асланбек и Нургазы помогают отцу. Друг Нурдина - Манам встречает на своей машине в аэропорту г. Ош, хорошо говорит по русски и вообще классный дядька (от Оша до Узгуруша около 8 часов езды).

Теперь, если вам еще не надоело, похвалим немного район Сабаха.

- Ашат компактен, много стен и близкие подходы: БЛ в этом году у нас находился на одном из самых замечательных мест ущелья у истоков реки Ашат, рядом с красивым блоком гранита, прикрывающим палатки от регулярного фэна с ледника, отсюда на час полтора ближе до всех вершин Ашатской стены и западного цирка Парусов Гл. и З., чем от кашары.

- Возможны как чисто скальные, так и комбинированные маршруты: Парус западный (4850 м.) и его достаточно монолитные южные и западные стены с множеством трещин и расщелин - отличный объект для множества скальных восхождений, пока на эту вершину классифицировано только два маршрута: Егорова 1989 по ЮЗ ребру 5б и наш прошлогодний по ЮЮЗ контрфорсу 5а. Ниже Паруса по правой и левой стороне ущ. Ашат находится множество вершин из очень терпкого известняка, на которые совершали восхождения еще московские альпинисты в конце 80 х., к сожалению, мы располагаем в основном только письменной информацией, но тем не менее попытаемся восстановить историческую справедливость, если же в чем ошибемся, пусть нас поправят...

Сведения о восхождениях предоставил альпинист московского "Спартака" Андрей Комолов, все эти маршруты отсутствуют в классификаторе:

Парус З. северная стена ор. 5б (по лопате) рук. Королев.А уч.Коломыйцев.В., Шибанов.А, Комолов А.

Парус Гл. первовосхождение по южному ребру ор. 4А рук. Московец.Е.

Парус В. первовосхождение по северному гребню с перемычки рук. Шорохов.С. ор. 4б.

Много восхождений на в. Ашат от 2б до 5а рук. Клинецкий, Шибанов, и тд.

Вершина 4100 м. (Эврика) напротив Паруса З. с большим бастионом в начале и протяженным гребнем с провалом на 3-и дюльфера ор. 4а-3б по З. гребню.

Наш БЛ 2012, на заднем плане в. Ашат.

- Возможны маршруты различной протяженности от коротких на несколько веревок до 25/30 веревок стенной части. Для примера: протяженность самого прямого маршрута Мошникова на Сабах - 32 веревки. Не малый потенциал в этом смысле имеют также стены северной экспозиции в массиве Паруса их перепад близок к 1 км.

К очевидным минусам ущ. Ашат относятся подошвы у большинства вершин Ашатской стены из разрушенных ржавых сланцев, они портят нижнюю часть, хоть и обходятся по снегу и льду. Еще можно указать на то, что граниты на северных стенах больше подвержены разрушительному воздействию воды, снега и льда нежели в Аксу и тем более в Каравшине.

Каравшин, без сомнения, самый монолитный из всех 3 х. районов. Ну и как справедливо не раз замечал Владимир Стеценко, в Ашате много слепней, поскольку здесь пастбище. С другой стороны можно заказывать чабану /по имени Каштан/ лепешки, каймак и айран, а так же алкорот* для любителей приправ.

Главная вершина района Сабах, на мой взгляд, очень харизматичная и сложная гора, до 1990 г. на нее ходили лишь трижды, маршрут первопроходцев (Плотникова) занял 1 место в Чемпионате СССР в 1985 г., ныне 6а, маршрут Башкирова 3 е в том же 1985 (6а), линия Мошникова, 6а, очень эстетична, команда ходила ее на чемпионат Ленинграда. Мои молодые друзья, команда Ростовской Обл. в прошлом году делали восхождение по маршруту Крицука на 4810 в Каравшине, в этом они прошли вариант маршрута Плотникова, их выводы однозначны: Сабах намного сложнее.

1. Зеленая линия: Плотникова 1985, 6а 2. Фиолетовая линия: Башкирова 1985, 6а
3. Голубая линия: Мошникова 1986, 6а 4. Красная линия: Васильева 2013, 6б ор.

Левее стена Сварога (вероятно тоже пятитысячника, высота 4810, присвоенная ему во многих отчетах, явно заниженна) очень отвесная, по всей видимости самая крутая в районе, перепад бергшрунд - вершина больше 1000 м., в левой части стены огромный карниз, о котором еще в начале 90 х ходили легенды. Владимир Башкиров с командой пытались пройти его в 1990 г., болше попыток на стене не было.

Сварог С.стена.

Еше восточнее вершина Арго (4750 по географическим картам) на нее теперь имеются два маршрута: Петрова по бастиону в правой части С. стены (6а) и наш с В. Колисныком по корме Арго (маршрут "Алкорот*" 5б ор). Стена после подошвы очень отвесна, в верней части много расщелин, залитых льдом.

Замыкают Ашатскую стену на востоке Диоскуры (Поллукс восточная и Кастор западная, п. 4700 по картам, но явно выше), по расщелинам и кулуарам С. стены имеется лишь один маршрут (начало траверса Петрова 1990 г. 6а).

Массив Паруса из ущ. Урям (в Урям можно попасть через перевал Дальний из Аксу) посещался, по данным Нурдина, за период с 1990 по 2012 двумя экспедициями: итальянской в конце 90 х и украинской в 2008 г.

Итальянцы пролезли на В. Парус красивую линию и даже издали об этом книгу, а вот команде одесситов повезло меньше, альпинисты попали под сильный камнепад на СВ стене Паруса В., были спасработы и впечатление от Паруса у них осталось смазанное. Лично мы В. Парус (4800) не исследовали, знаем только, что на него классифицировано три маршрута: Корсуна 4а по С.гр. 1990 Митюхина 5б по бастиону СВ стены 1989 Загирняк 6а по правой ч. СВ стены 1990.

На фоне неба С. гребень 4а Корсуна. Непройденная СЗ стена на Парус Гл. и СЗ бастион на Парус В.

Про Парус Гл. (5053) можно сказать, что он более чем на половину состоит из довольно монолитных темных гранитов (СЗ и часть З стены), по данным Андрея Комолова на него существует маршрут, но где он проходит мне не известно.

Парус З., вероятно, один из самых монолитных пиков в районе, он находится прямо над базовым лагерем, но про него я уже писал.

З стена на Парус З. вид из БЛ.

С/Св. стена Парус З.

Южная стена на Парус З.

5б Егорова на Парус З.

Для любителей лаймстоуна имеется много известняковых пиков и стен ниже по ущелью. Собственно сам пик Ашат, левее по гребню п. Прометей (3а по В. гр.) и ряд других вершин напротив, на которых иногда приходится спасать местных охотников, поскольку они умеют только ездить на лошадях, а лазить по скалам не обучены.

Не берусь судить, каковы перспективы у района в будущем, хочу только повторить, что в настоящий момент Сабах не для тех, кто любит повторять уже многократно пройденные маршруты, только потому, что у них высокий устоявшийся рейтинг в классификаторе.

*Горная душистая трава (кыр.), используется в кулинарии.