Автор: Алексей Лончинский, Санкт-Петербург

Чемпионат России.
Высотный класс.
Отчёт о восхождении на в. Тамсерку (6623 м)

Маршрут пo центральному контрофорсу Ю3 cтeны. 6А/6Б к. тр.
первопрохождение

Паспорт восхождения.

1. Район- Гималаи, Сагарматха, Himal, Khumbu.
Координаты:
27.8617° северной широты, 86.8639° восточной долготы.
2. Тамсерку 6623 м, пo центральному контрофорсу Ю3 cтeны.
3. 6 А? кaтeгopии трудности.
4. Xapaктep мapшpyтa: комбинированный.
5. Xapaктepиcтикa мapшpyтa:
пepeпaд - 1823м, пepeпaд cтeннoй чacти - 1623м, пpoтяжeннocть мapшpyтa - 2125м, протяженность cтeннoй чacти -1805 м
пpoтяжeннocть yчacткoв:
5 к. cл. – 685 м,
6 к. cл. – 1180 м,
cpeдняя кpyтизнa cтeннoй чacти - 66 гpaдуcoв
6. Иcпoльзoвaнo нa мapшpyтe:
cкaльныx кpючьeв //зaклaдныx элeмeнтoв// ледовых крючьев// шлямбypныx кpючьeв
44 // 40 // 60 // 0/0 ,
Cвoe cнapяжeниe нe ocтaвлялocь.
7. Xoдoвыx чacoв -51.
8. Hoчeвки : Все ночёвки в бескаркасной однослойной палатке усиленной силовыми стропами.

9. Состав группы:
Руководитель Лончинский А.С., МС.
Участник Гуков А.Б., КMC.
10. Tpeнep: Гуков А.Б.

Рисованный профиль маршрута.

Фотопанорама района

Географическое описание района.

Вершина Тамсерку (6623м) находится в Непале, в одном из многочисленных южных отрогов главного Гималайского хребта, в районе Кхумбу (на территории национального парка Сагарматха). Вблизи находятся вершины: Кантега, Кусум Кангару, Кяшар.

В нескольких километрах от горы, проходит очень популярная у туристов и альпинистов тропа, ведущая от аэропорта Лукла к базовым лагерям под Эверестом и Лхоцзе.

Подход под юго-западную стену начинается с поселка Монжо. Трекинговая тропа идет к базовым лагерям Кусум-Кангару и Тамсерку восточная стена. Сразу после первой речки необходимо свернуть с тропы в направление стены, придерживаясь справа длинного гребня. Здесь тропы нет и приходится пробираться по зарослям кустарника и многочисленных, поросших травой, каменистых осыпей. С полными рюкзаками 2 дня подхода к ВС.

Базовый лагерь целесообразно организовывать под ледником у стены на высоте 4850 м у ручья. Хорошие ровные площадки на несколько палаток.
Погодные условия благоприятны для восхождений весной и осенью, т.к. летом и поздней осенью в районе господствуют муссоны, выпадает много снега, на больших высотах температура значительно понижается. В конце зимы и весной, начиная с марта, погода довольно устойчива, снегопады редки, воздух постепенно прогревается. Большинство экспедиций проводится в апреле- мае, но только потому, что в марте ещё достаточно холодно.

Впервые на в. Тамсерку поднялась новозеландская группа под руководством Э. Хиллари в ноябре 1964 г начав свой маршрут также по юго-западной стене правой его части. Их маршрут начался по правому кулуару в сторону южного гребня. Группа вышла на гребень в районе 5300м и далее продолжила восхождение по гребню до вершины.

В 1979 г. с юго-западной стороны взошли японцы под руководством Takeshi Kimura. Их маршрут начинается в левой части ЮЗ стены с выходом на западный гребень в районе западной вершины хорошо видной с Намче Базара. Далее по западному гребню на вершину.

В 1986 г. четверо испанцев под руководством Jose Luis Fernandes сделали попытку пройти ЮЗ стену по центральному контрфорсу, но спустились с высоты 6300 м из-за недостатка топлива и времени.

Спускаться с вершины имеет смысл по пути подъёма, чтобы вернуться к BC под стеной. Южный гребень в настоящее время очень разорван. Западный гребень до западной вершины также с основной вершины смотрится очень разорванным. Зато от туда можно уйти по леднику на СЗ сторону, нужно представлять себе состояние ледника и дальнейший путь вниз в сторону Намче Базара.
График восхождения

Схема маршрута в символиках UIAA

Техническая фотография маршрута

Описание маршрута.

R0-R1. Подход под стену по снежно-ледовому склону ледника. От ночевок двигаться в сторону выступающей центральной скальной «лапы». Проходиnь слева от нее к верхней части льда под стену.
R1-R2. Начало по щели внутреннего угла с переходом на плиты. 40м 75 гр. ИТО
R2-R3 Вверх по плитам с серией трещин с выходом в снежно-ледовый кулуар, 40 м, 75 гр, ИТО
R3-R4 Движение по снежно-ледовому кулуару придерживаясь его правой стороны, страховка на ледобурах. 4 веревки, 190 м, 50 гр.
R4-R5 Продолжать двигаться по кулуару, градус увеличивается до 60, 2 верёвки по 40 м. В этом районе, справа на скалах есть удобный выступ, где срубив лед можно организовать лежачую ночевку на 2 человек
R5-R6 Продолжать движение по кулуару, 3 веревки уходя постепенно вправо на снежно-ледовый гребешок, 120м, 60гр
R6-R7 Траверс 40 м вправо на соседний снежно-ледовый гребень и дюльфер 30м вниз с траверсом вправо в соседний кулуар.
R7-R8 Одна веревка по крутому снежно-ледовому гребню в направлении скального гребня.
R8-R9 Скальный гребень, 2 веревки по 40м, лазание сложное, ночевка на скальном выступе. Если расчистить полку, то можно лежать вдвоем, 65 гр.
R9-R10 По скальным плитам 2 веревки по 35 м с уходом влево к внутреннему углу левее скального карниза, 70 гр, местами ИТО
R10-R11 Ключевой участок маршрута. Вверх по внутреннему углу и скальным плитам выход в нижнюю часть центрального контрфорса. Очень сложное лазание. В непогоду пылевые лавины с верхней части стены. ИТО. 1 веревка 40 м
R11-R12 Продолжение ключевого участка, 1 длинная веревка 80 м в связи с невозможностью организовать страховку при выходе в снежно-ледовый кулуар – плиты залитые натечным льдом. Выход в нижнюю часть центрального контрфорса. Виден верхний ледовый «пряник». Ночевка на скальном выступе. Если удачно расчистить полку, то можно организовать полу лежачую ночевку.
R12-R13 Движение по центральному контрфорсу, плиты и выступы залитые льдом или засыпанные снегом, тяжело искать места для страховки. 330 метров вверх. Ночевка в выкопанной снежной пещере одной веревкой ниже. Скалы с переходом на лед и обратно. 70 гр.
R13-R14 Продолжение движения по контрфорсу. Картинка не особо меняется, только «пряник становится все ближе. Все также скалы и лед. Еще 280м. Ночевка в ледовой мульде из-за непогоды.
R14-R15 Вверх еще 4 полные веревки в основном по крутому льду правой части контрфорса. Затем переход вправо на верх снежно-ледового пряника. Большая площадка. Если пройти немного левее, то можно найти удобную мульду под ночевку, что мы и сделали в связи с непогодой. 260м, 70гр
R15-вершина заключительные 2 веревки по снежному фирну. Одна веревка вверх в направлении вершины, далее верёвка крутого траверса к верхней части снежной вершины.
Вершина представляет собой серию снежных наддувов.

Фотоиллюстрация отчета

Про 23-й Ледоруб и не только
Сэр Крис Бонингтон, Томми Кадвелл и Марко Презел

Объявлены номинанты 23-его Piolets d’Or

Краткие итоги «Золотого ледоруба России»