Материал подготовила Анна Пиунова, Mountain.RU
Фото из архива экспедиции Лончинского-Гукова

Тамсерку. Юго-Западная стена. Немного истории

Как это обычно бывает в случае заявленного первопрохода, начинается канитель по сбору информации, перелопачиваются базы данных AAJ (American Alpine Journal), Alpine Journal, Vertical и Alpinist, даты, маршруты, имена, кофе, даты, маршруты, имена, кофе, и так дня три до выдоха: с первопроходом, мужики! Случается, конечно, «всё совпадает, ребёночек – не наш», но куда реже.

* * *

Коллеги по AAJ: «Прошедшей весной в Непале не так много сходили нового, и первопроход Лончинского – Гукова по юго-западной стене Тамсерку, похоже, лучшее на сегодняшний день «непальское» восхождение. Маршрут впечатляет».

Нитки подъема и спуска

Записей, чтобы по ЮЗ стене лезли директ, нет.
Новозеландцы в 1965 году взяли правее, чтобы выйти на южный гребень.
Японцы в 1979 подошли к седловине слева и поднимались по длинному западному ребру.

«Тамсерку, Юго-Западная стена. Экспедиция под руководством Такеши Кимура в составе Сатоши Кимура, Сакаэ Хосогай, Такаши Камо, Ясухико Хайяши, Хидеаки Гото, Такаши Хайакава, Юджи Мизутани и Козо Нараки 20 марта 1979 года установила базовый лагерь на высоте 4500м, 22 марта – АВС на 5300м. По ребру поднялись к западной седловине, откуда продолжили восхождение по западному ребру.

6 апреля разбили первый лагерь на 5800м.
Участок между первым и вторым лагерями оказался сложным, для его прохождения провесили перила по крутому льду.

16 апреля. Второй лагерь – на 6300м, чуть ниже седловины.

Первые две попытки штурма гора отбила. Тогда начали обработку карнизов и жандармов на западном ребре, что усложнило маршрут.

Третий лагерь поставили на ребре на 6400м.

27 апреля Сатоши Кимура и Сакаэ Хосогай пролезли 15 скальных и микстовых веревок (UIAA Grade IV) и вышли на центральный пик, от которого до основной вершины менее 30 метров.
Там они заночевали, а утром 28 апреля поднялись на вершину».

С подробностями восхождения новозеландцев можно ознакомиться здесь и здесь (на англ)

* * *

Однако центральный кулуар был почти пройден в 1986 году.

«Тамсерку. Попытка. В октябре 1986 года испанская экспедиция в составе Хосе Луиса Фернандеса (руководитель), Хосе Мануэля Гонсалеса, Азукана Лопеса и Мигеля Родригеса установила базовый лагерь над Монжо, на 4300м.

После разведки пути к основанию маршрута, парни перетаскали груз на 5200м. Отсюда они подошли к первому биваку на 5700м на центральном кулуаре. На следующий день преодолели сложный скальный участок (65°-90°) и встали на вторую ночёвку в ледовой пещере на 5900м.

На третий день испанцы поднялись на 6300м, где на ночёвке использовали гамак.

Периодически горелка отказывалась работать и раньше, но наутро четвёртого дня газа в ней не осталось, как и шансов растопить снег.

Скрепя сердце, 28 октября они начали спуск, не дойдя до вершины 300 метров.

После серии дюльферов в три ночи испанцы вернулись в базовый лагерь».

Лончинский-Гуков пролезли чуть левее линии испанцев, что имеет смысл с точки зрения безопасности, но в целом, линии если не идентичны, то проходят очень рядом.
С одной существенной разницей – наши долезли.

Линия Лончинского-Гукова слева, справа - испанская

Дополнительная информация о восхождениях на Тамсерку (на англ)

Огромная благодарность моим коллегам по American Alpine Journal и лично Линдсэю Гриффину за помощь в подготовке материала.

Тех. паспорт:

Текст: Александр Гуков и Алексей Лончинский
Тамсерку, юго-западная стена, первопроход

-Tamserku, юго-западная стена, по центральному контрфорсу,
-двойка Александр Гуков и Алексей Лончинский,
-возвращение в ВС 04.05.2014
Район и подходы:

Непал, Кхумбу.

Вершина расположена по дороге из Луклы в Намче Базар. Подход к юго-западной стене осуществляется из поселка Monjo, 4-6 часов ходьбы от Луклы.
Далее по тропе, ведущей к Tamserku BC. На полпути у реки, в районе видимости стены в полной красе нужно свернуть с тропы и подниматься вверх, придерживаясь левый стороны гребня. С грузом от Monjo 2 дня подхода.
Начало маршрута найти не трудно - верхняя точка ледово-снежного склона, левее нижней центральной лапы. ВС удобно расположить на высоте 4750 м у ручья (удобные площадки). Начало тех части маршрута 5000 м.

О маршруте:

Маршрут очень понравился. Несмотря на то, что вверху нависает огромный ледовый "пряник", маршрут достаточно безопасный. Линия возможного падения льда проходит справа по кулуару, но нависаний на "прянике" нет, и по данным местных опытных шерпов ледовых сходов с него не наблюдалось.
Лавинных областей, представляющих опасность в снежную погоду, на маршруте нет. Фирн жесткий, падения камней даже в солнечную погоду не было.
Ключ - первые две веревки скал, 75-80 градусов, и крайние 2 веревки центральной скальной части перед выходом на предвершинный длинный гребень.

Вершина:

Вершина представляет собой серию снежных карнизов, залазить на которые настоятельно не рекомендуем, могут сорваться.

Погода:

Погода весной была довольно устойчивая, до обеда солнце, потом налетают облака. В принципе, как и положено в этом районе. Но к концу нашего восхождения пришел циклон, и затягивать облаками крайние дни начало в районе 9 утра.

Спуск:

Что западный, что южный гребни представляют собой в верхней части очень острые снежно-ледовые карнизы, изрезанные как ножом, спускаться по которым довольно тяжело. Поэтому пройдя веревок 7-8 по южному гребню, нашли удобную ночевку, решив утром дюльферять вертикально вниз. В итоге вышло 22 дюльфера и затрачен весь световой день.

Ночевки:

Все ночевки, кроме одной, были лежачими. Одна полулежащая. Много снежных и удобных пещер

Рекомендации по маршруту:

Желательно взять запасные клювы на ледорубы и передние зубья кошек. Лед в верхней части маршрута очень твердый.

История прохождений:

По данным мисс Элизабет Хоули, ведущей статистику непальских восхождений, и AAJ, единственным удачным восхождением по юго-западной стене было восхождение японской команды в 1980 г., которые прошли маршрут по левой части стены, выводящий на западный гребень в районе 6300м, и далее по гребню, двойка достигла вершины.