Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Новый маршрут на пик Учитель

Ходить старые маршруты уже скучно. Значит нужно ходить новые! Тем и занимаемся. После Йошкар-Олы следующим в списке первопроходов стоял пик Учитель и его Южная или Юго-Восточная стены. Ещё в прошлом году, когда я жил с группой под Пионерским перевалом, я внимательно присматривался к этой стене. Наиболее простым и логичным маршрутом казался её кант, однако не было ясно, где начинать — низ маршрута отовсюду прикрыт гребнями или жандармами.

Мы с Максом Тен вышли из лагеря и через три часа стояли у начала маршрута.

Ну… у начала предполагаемого маршрута. Тут стоит сказать, что мне хотелось сходить что-нибудь сугубо лазательное, чтобы не было никакого ИТО. Поэтому на стену (а она там есть) мы не полезли.

Начало было логичным и очевидным — камин, выводящий на гребень. Одно «но» — чтобы попасть в камин нужно перебраться через небольшой карниз. Карниз, так карниз. Страховка надёжная, лазанье сложное — всё как я люблю. Далее нетрадиционная для Туюк-Су форма рельефа — камин. Спиной в одну стенку, руками и ногами в другую. То и дело под руками отваливались куски породы и улетали вниз. Макс стоял чуть в стороне от основания камина, так что к нему ничего не прилетало. Станция на выступе, края которого я изрядно обработал молотком.

Далее три верёвки по гребню со стенками. На гребне много «живых» камней. Мы чистили как могли, но всё равно их осталось много. Станции на полках.
Собираются из выступов и чего-то своего. Для одной из станций очень пригодился Камалот 3.

Второй ключ маршрута (первый — камин), находится в верхней части гребня. Стенка высотой 30 метров. Там нужно обратить внимание на то, что самый простой рельеф упирается в ненадёжные «перья». Я предпочёл обойти их слева по более сложному, но более безопасному рельефу. На выходе со стенки мы убрали лишнее железо и одну верёвку в рюкзаки, и в связке двинулись вверх. Метров через 200 вышли на первую станцию маршрута 2А, откуда так же в связке вылезли наверх и ушли на вершину.

Схема маршрута на пик Учитель

Мне всегда лень спускаться по неудобной осыпи с перемычки под Учителем. Когда есть возможность, я предпочитаю уйти траверсом до Пионера (категория трудности 3А), а оттуда уже спускаться по хорошей спусковой осыпи. Я озвучил свою мысль Максу, он согласился. Тогда я предложил ему «сделать это по-быстрому». Максим начал ворчать, что он устал и ничего не хочет. При этом собирал верёвку в кольца и косился на секундомер.
— Ну, побежали! Макс, выдай побольше верёвки!
Дальше мы делали всё то же, что делаем с участниками, но быстро. В итоге через 17 минут и 30 секунд после старта с Учителя мы стояли на вершине Пионера. Телепорт какой-то — прокомментировал Макс.

Довольные пошли домой. Хороший новый маршрут, хороший траверс.